Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минэнерго России от 09.12.2015 N 939

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 декабря 2015 г. N 939

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТРУКТУРЕ

И МЕХАНИЗМАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. N АД-П9-3884 об обеспечении реализации Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года приказываю:

Утвердить Методические рекомендации по структуре и механизмам функционирования нефтегазохимических кластеров согласно приложению к настоящему приказу.

Министр

А.В.НОВАК

Приложение

к приказу Минэнерго России

от 9 декабря 2015 г. N 939

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СТРУКТУРЕ И МЕХАНИЗМАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью реализации кластерного развития газо- и нефтехимии согласно Плану развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденного приказом Минэнерго России от 1 марта 2012 г. N 79 (далее - План 2030) и разработанного во исполнение пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 13 сентября 2010 г. N ВП-П9-48пр и для применения мер стимулирования промышленности, установленных Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".

1.2. Методические рекомендации адресованы предприятиям - производителям крупнотоннажной нефтегазохимической продукции, предприятиям-переработчикам, организациям, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и использующим общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Данные методические рекомендации содержат основные положения по формированию бизнес-модели нефтегазохимического кластера на базе высокой интеграции по производственной цепочке от углеводородного сырья до производства продукции с высокой добавленной стоимостью (изделий из полимеров и каучуков) в рамках единой площадки, носят рекомендательный характер и не содержат нормативных предписаний.

2. Основные понятия

2.1. Промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").

2.2. Нефтегазохимический кластер - территориально локализованная взаимосвязанная производственными, технологическими, сервисными, сбытовыми циклами совокупность предприятий - переработчиков углеводородного сырья, производителей крупнотоннажной нефтегазохимической продукции, предприятий - переработчиков нефтегазохимической продукции в изделия, востребованные различными отраслями промышленности и населением, а также организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образовательных организаций, использующих общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и совокупности в целом, и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

2.3. "Якорный" инвестор - владелец/оператор газофракционирующих установок, пиролизов и иных мощностей по производству крупнотоннажной стандартизированной нефтегазохимической продукции.

2.4. Резидент - предприятие-переработчик, географически близкий к "якорному" инвестору или расположенный с ним на одной производственной площадке, включенный в технологическую цепочку переработки нефтегазохимической продукции, производимой "якорным" инвестором, с целью выпуска полуфабрикатов для промышленного рынка и/или конечных изделий для потребительского рынка.

2.5. "Якорные" производства - деятельность по использованию газофракционирующих установок, пиролизов, и иных мощностей по производству крупнотоннажной стандартизированной нефтегазохимической продукции.

3. Структура нефтегазохимического кластера

3.1. Участниками нефтегазохимического кластера являются предприятия - производители углеводородного сырья, нефтегазохимические предприятия - производители мономеров ("якорные" инвесторы), производители продукции органического синтеза, полимеров и каучуков (резиденты нефтегазохимического кластера), а также предприятия малого и среднего предпринимательства по переработке полимеров в изделия - трубы, пленки, упаковка и т.д. (резиденты кластера), а также образования кластерного типа: технопарки, технополисы, особые экономические зоны и т.д. (резиденты кластера), научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, высшие и средние учебные заведения, дистрибьюторы (Форма 1).

В рамках нефтегазохимического кластера создан комплекс, связанный отношениями функционально зависимых между собой и находящихся в территориальной близости субъектов деятельности в сфере нефтегазохимии.

3.2. Создание новых и развитие существующих промышленных кластеров на территории субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

3.3. При формировании нефтегазохимического кластера заложены следующие принципы:

принцип независимости и кооперирования, при котором участники нефтегазохимического кластера сохраняют свободу и независимость в своей деятельности;

любое предприятие нефтегазохимического кластера может по собственной инициативе входить и выходить из его состава.

Форма 1

Перечень

предприятий и организаций - участниц нефтегазохимического

кластера за три года ("якорные" инвесторы, резиденты

кластера), характеризующий масштабы деятельности

кластера <*>

Наименование нефтегазохимического кластера

Предприятие/организация-участница

Продукция

Выпуск продукции

Контактные данные

Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail контактного лица

тыс. тонн

млн. руб.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

--------------------------------

<*> Форма заполняется "якорными" инвесторами и резидентами нефтегазохимического кластера и представляется: в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для отчетности при реализации Плана 2030.

4. Управляющие органы нефтегазохимического кластера

4.1. Для разработки правил взаимодействия резидентов нефтегазохимического кластера и создания коммерческих условий работы в нефтегазохимическом кластере (далее в разделе - кластер) создаются:

координационный совет кластера;

совет уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в кластер;

управляющая компания кластера;

управляющие органы кластера (могут быть созданы согласно договоренностям между участниками кластера, в соответствии с действующим законодательством).

4.2. В координационный совет кластера входят: "якорные" инвесторы, крупные резиденты кластера, уполномоченные органы исполнительной власти, представители малого и среднего предпринимательства, представители научных и образовательных организаций.

4.2.1. Координационный совет кластера разрабатывает правила взаимодействия участников кластера и коммерческие условия работы в кластере.

4.2.2. Коммерческие условия работы в кластере включают:

- стоимость ресурсов, а именно:

арендная плата за землю;

стоимость электроэнергии;

стоимость промышленной воды;

- развитие инфраструктуры, а именно:

решение логистических проблем;

обеспечение доступности всех резидентов кластера к инфраструктурным объектам;

- оптимизация нормативно-технической документации:

по промышленной безопасности;

по охране окружающей среды;

по стандартам и сертификации качества;

- развитие кадрового потенциала, а именно:

разработка и внедрение образовательных программ новых поколений;

привлечение квалифицированных зарубежных инженеров и научных сотрудников.

4.3. Совет уполномоченных ОИВ разрабатывает меры поддержки кластера:

налоговые преференции;

административная поддержка;

инвестиционные меры.

4.3.1. Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации при условии создания специализированной организации (управляющей компании), осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития нефтегазохимического кластера, и соответствия кластера и управляющей организации кластера требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и дополнительным требованиям в случае их установления субъектами Российской Федерации.

4.4. Управляющая компания кластера является государственной компанией, осуществляющей координацию правительственных организаций. Управляющая компания действует как землевладелец, владелец инфраструктуры, способствуя развитию кластера. Управляющая компания на основе использования инструментов и механизмов государственной поддержки обеспечивает инвесторов производственной инфраструктурой в соответствии с планами развития участников кластеров, предусматривая в инвестиционных программах компаний с государственным участием механизмы частно-государственного партнерства, а именно:

строительство базовой инфраструктуры (дороги, терминалы, логистические центры);

создание капиталоемких объектов (газопроводы, хранилища, морские нефтебазы);

поддержка в научно-исследовательских работах;

регулирование трудового законодательства, законодательства в области окружающей среды и промышленной безопасности.

4.5. Участники кластера заключают соглашение с управляющей компанией о создании комплекса, связанного отношениями, функционально зависимых между собой и находящихся в территориальной близости субъектов деятельности в сфере промышленности.

Органы государственной власти не вмешиваются в операционное планирование и ценообразование между резидентами кластера.

Управляющая компания обеспечивает методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера.

5. Формирование эффективной модели

нефтегазохимического кластера

Формирование нефтегазохимических кластеров необходимо для проведения эффективной промышленной политики в области нефтегазохимии, успешной реализации Плана 2030, обоснованности государственной поддержки нефтегазохимической отрасли.

5.1. Разработка "дерева целей" стратегического развития нефтегазохимического кластера направлена на:

развитие внутреннего спроса на нефтегазохимическую продукцию;

рост выпуска продукции нефтегазохимической промышленности;

снижение зависимости от импорта;

стимулирование экспорта наиболее перспективных нефтегазохимических продуктов;

строительство необходимой инфраструктуры;

развитие новейших технологий на базе отечественных научных разработок;

трансфер прогрессивных зарубежных технологий;

подготовку и повышение квалификации кадров.

5.2. При разработке "дерева целей" утверждаются основные целевые показатели развития нефтегазохимического кластера (Форма 2).

Форма 2

Целевые показатели <*>

Целевой показатель

Текущее значение, г.

Целевое значение

(2030 г.)

1. Потребление основных видов нефтегазохимической продукции на душу населения в нефтегазохимической кластере

1.1. Крупнотоннажные пластмассы, кг/чел.

1.2. Синтетические каучуки, кг/чел.

2. Суммарное производство нефтегазохимической продукции в нефтегазохимическом кластере:

2.1. Пластмассы, тыс. т

2.2. Синтетические каучуки, тыс. т

2.3. Продукция органического синтеза, тыс. т

3. Доля пластмасс, перерабатываемых в нефтегазохимическом кластере на предприятиях малого и среднего бизнеса

4. Емкость рынка, тыс. т

4.1. Пластмассы, тыс. т

4.2. Синтетические каучуки, тыс. т

4.3. Продукция органического синтеза, тыс. т

5. Доля экспорта в производстве, %

6. Доля импорта на рынке, %

7. Производство этилена в нефтегазохимическом кластере, млн. т

7.1. Количество пиролизных мощностей и мощностей по дегидрированию, ед.

8. Производство УВС в нефтегазохимическом кластере, млн. т

9. Доля углеводородного сырья, перерабатываемого на нефтегазохимию, %

9.1. Доля сжиженных углеводородных газов, перерабатываемых на нефтегазохимию, %

9.2. Доля нафты, перерабатываемой на нефтегазохимию, %

9.3. Доля этана, перерабатываемого на нефтегазохимию, %

10. Доля продукции, выпускаемой на современных технологиях последних поколений, %

11. Количество патентов, полученных и реализованных в производстве, шт.

--------------------------------

<*> Форма 2 заполняется координационным советом кластера и советом уполномоченных ОИВ совместно.

Перечень показателей может быть расширен по желанию участников нефтегазохимического кластера.

5.3. Нефтегазохимический кластер способствует достижению целей и задач субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена инфраструктура промышленного кластера.

6. Реализация стратегических направлений развития кластера

Реализация стратегических ориентиров осуществляется на базе развития производства и производственной инфраструктуры, производится оценка возможностей "якорных" производств нефтегазохимического кластера и наиболее крупных резидентов кластера, разрабатывается динамика роста в долгосрочном периоде до 2030 года.

6.1. Стратегия развития нефтегазохимического кластера определяется объемом выпуска продукции и динамикой развития основных производств кластера до 2030 года (Форма 3), а также реализацией новых инвестиционных проектов (Форма 4). Формы заполняются ключевыми участниками нефтегазохимического кластера. Форма 4 "Новые инвестиционные проекты" сопровождается обоснованием технико-экономической результативности предлагаемых проектов (Форма 5).

Форма 3

Текущее состояние и прогноз выпуска продукции по годам <*>

Выпускаемая продукция

Объем производства, тыс. т

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

--------------------------------

<*> Форма 3 заполняется "якорными" инвесторами и ключевыми резидентами кластера.

Форма 3 представляется: в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.

Форма 4

Новые инвестиционные проекты (ввод

перерабатывающих мощностей) <*>

Наименование проекта (вновь созданный комплекс или проект модернизации)

Краткое описание с указанием мощностей, тыс. т/год

Фаза проекта (проработка инвестиций, обоснование инвестиций, ТЭО, подготовка площадки, установка оборудования, подготовка к вводу в эксплуатацию

Планируемый год ввода (если проект осуществляется очередями, то указать годы ввода каждой очереди)

Месторасположение: ФО, населенный пункт

Объемы сырья, необходимые для реализации проекта, тыс. т/год

Источник сырья

описание

мощность

--------------------------------

<*> Форма 4 заполняется "якорными" инвесторами и ведущими резидентами кластера.

Форма 4 представляется в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в нефтегазохимических кластерах (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.

Форма 5

Технико-экономическая результативность проектов <*>

Название проекта

Технология создаваемых производств

Капитальные затраты, тыс. руб.

Источники финансирования, тыс. руб.

Операционные затраты, тыс. руб.

Кол-во занятых чел.

На какие рынки ориентировано производство

всего

освоенные

остаток

собственные

заемные

государственные

Сырье и материалы

Энергетика

Зарплата с отчислениями

Ремонт

Прочие

Всего

Внутренний рынок, %

Экспорт, %

--------------------------------

<*> Форма 5 заполняется "якорными" инвесторами и ведущими резидентами кластера.

Форма 5 представляется в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.

6.2. Проблемы, ограничивающие реализацию прогнозируемых возможностей и увеличивающие риски включают в себя:

низкий уровень развития внутреннего спроса;

возможность приобретения лицензий на технологии новых поколений;

ограниченность инвестиций;

слабо развитая инфраструктура;

нехватка высококвалифицированных кадров;

отсутствие нормативно-технической документации;

наличие техногенных и экологических рисков.

Проблемы являются специфичными для каждого нефтегазохимического кластера.

6.3. Выработка предложений по решению возникающих проблем, конкретные пути их преодоления, роль государства в решении проблем, ограничивающих развитие нефтегазохимического кластера.

7. Характеристика рыночных позиций ключевых предприятий

и организаций нефтегазохимического кластера

Степень присутствия "якорных" предприятий и крупных резидентов на внутреннем и мировом рынках.

В Форме 6 представляется степень освоения рынков продукции, выпускаемой в нефтегазохимическом кластере.

Форма 6

Степень освоения рынков продукции, выпускаемой

в нефтегазохимическом кластере <*>

Выпускаемая продукция

Доля продукции, потребляемой в нефтегазохимическом кластере, %

Доля продукции на внутреннем рынке, %

Доля импорта продукции,%

Доля экспорта, %

Доля продукции на мировом рынке, %

--------------------------------

<*> Форма 6 заполняется координационным советом кластера.

Форма 6 представляется в органы исполнительной власти регионов, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.

7.1. Влияние нефтегазохимических кластеров на уровень концентрации товарного рынка

Уровень концентрации рынка характеризуется:

1. Коэффициентом рыночной концентрации (CRn);

2. Коэффициентом рыночной концентрации Герфиндаля-Хиршмана (HHI).

1. - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах), определенных в числе (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, где:

Di - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

2. - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, где:

Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

7.2. Нефтегазохимические кластеры - это комбинация конкуренции и кооперации.

Жесткая конкуренция наблюдается в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание, что усиливает интенсивность конкурентной борьбы внутри нефтегазохимического кластера.

8. Развитие научно-технического и образовательного

потенциала нефтегазохимического кластера

8.1. Развитие исследований и разработок, направленных на повышение технологического уровня и эффективности производства, повышение качества продукции нефтегазохимического кластера, требует:

выделения ключевых проблем и приоритетов развития технологий и производства на базе научных достижений;

создания научных центров коллективного пользования с современным опытно-демонстрационным оборудованием;

создания инжиниринговых компаний с возможным привлечением мировых лидеров инжиниринга (Линду, Текнип и др.);

разработки систем и механизмов частно-государственного финансирования научных исследований и их коммерциализации.

8.2. Развитие образовательного потенциала нефтегазохимического кластера требует:

определить прогнозируемую потребность в специалистах нефтегазохимической отрасли с учетом экономического развития и конкурентной среды;

обеспечить обновление профессиональных стандартов по специальностям нефтегазохимической отрасли;

осуществить синхронизацию деятельности звеньев образовательной цепи (школы, средние специальные учебные заведения (далее - ССУЗ), высшие учебные заведения (далее - ВУЗ), компании, Минобрнауки России, региональные комитеты, управления, департаменты по образованию), а также координацию учебных программ;

обеспечить соответствующие квалификации выпускников ССУЗов и ВУЗов современным требованиям нефтегазохимической отрасли;

разработать и реализовать качественные программы стажировок на ведущих предприятиях России и за рубежом с целью приобретения практических навыков;

провести материальное оснащение ССУЗов и ВУЗов в соответствии с требованиями подготовки высококвалифицированных специалистов;

разработать программы по повышению квалификации и переподготовке преподавательского состава с учетом мирового развития нефтегазохимии.

9. Основные направления государственной поддержки

нефтегазохимических кластеров

Кластеры создают новый механизм сотрудничества бизнес-структур, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

9.1. Основные направления государственной поддержки:

повышение доступности долгосрочных кредитов, в том числе путем внесения нефтегазохимии в перечень приоритетов инвестиционной деятельности Меморандума о финансовой политике ряда банков (Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк), Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (ПАО "Сбербанк"), Акционерное общество "Газпромбанк" (АО Банк ГПБ) и др.);

упрощение процедур для прямых иностранных инвестиций;

развитие инфраструктуры путем государственного финансирования (трубопроводы, железнодорожное сообщение);

предоставление льгот по налогам при вводе новых мощностей по всей технологической цепочке от сырья до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью до выхода предприятий на проектную мощность;

финансовая поддержка (низкие цены на сырье, электроэнергию, тепло, воду) для вновь вводимых предприятий - резидентов нефтегазохимического кластера при растущем спросе на их продукцию и ненасыщенном рынке;

изменение ставок, ввозных таможенных пошлин на оборудование и специальные химические реагенты (катализаторы, инициаторы и др.);

поддержка экспорта готовых изделий (трубы, пленки, листы и др.), предоставление долгосрочных экспортных кредитов, предоставление экспортных кредитов банками с участием государства в уставном капитале;

совершенствование технического регулирования в сфере деятельности нефтегазохимических организаций;

изменение стандартов потребления конечной нефтегазохимической продукции в отраслях-потребителях;

обеспечение равного доступа к сырью всех участников нефтегазохимического кластера;

реализация мер научной поддержки нефтегазохимичсеких предприятий кластера, создание условий и стимулов для повышения эффективности коммерциализации научных разработок;

реализация мер образовательной поддержки нефтегазохимической отрасли в сфере образования с учетом потребностей в кадрах, привлечение высококвалифицированного зарубежного инженерно-технического персонала.

10. Оценка результатов деятельности

нефтегазохимического кластера

10.1. Преимущества кластерного развития:

кластеры создают новый механизм сотрудничества бизнес-структур, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

состояние кластера позволяет оценивать производственный потенциал экономики и факторы, сдерживающие ее дальнейшее развитие;

кластеры способствуют ускорению процесса нововведений, развитию высоких технологий и новых сегментов рынка;

кластеры способствуют снижению издержек за счет использования ресурсов одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены, сокращению логистических затрат, совместного использования и развития инфраструктуры.

10.2. Показатели развития нефтегазохимического кластера на базе инвестиционных проектов (Форма 7).

Форма 7

Показатели развития нефтегазохимического кластера <*>

нефтегазохимический кластер: наименование

Наименование инвестиционных проектов

Капитальные вложения, млн. руб.

Чистый приведенный доход NPV <**>, млн. руб.

Внутренняя норма доходности IRR, %

Вклад в ВВП, млн. руб./год

Создание рабочих мест, чел.

Финансирование, млрд. руб./год

Средства Федерального бюджета

Средства Бюджета субъекта Российской Федерации

Средства муниципального бюджета

Средства организаций - участников нефтегазохимического кластера

Заемные средства

(кредит)

1.

2.

...

n

Совокупный эффект по нефтегазохимическому кластеру

--------------------------------

<*> Форма заполняется разработчиками инвестиционных проектов.

Форма представляется в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации, в Минэнерго России для мониторинга Плана 2030.

<**> NPV - Чистая приведенная стоимость представляет собой разницу между всеми денежными притоками и оттоками, приведенными к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта). Показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта.

Другие документы по теме
"Об отказе во включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных"
"О прекращении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и исключении организации из Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"О внесении изменений в Единый федеральный реестр туроператоров"
"О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
Ошибка на сайте