Приказ Минэкономразвития России от 19.04.2022 N 208
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 апреля 2022 г. N 208
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНКУРЕНЦИИ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭКОЛОГИИ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу:
приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2019 г. N 414 "Об утверждении Положения о Департаменте конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития Российской Федерации".
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Утверждено
приказом Минэкономразвития России
от 19.04.2022 г. N 208
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНКУРЕНЦИИ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭКОЛОГИИ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Департамент конкуренции, энергоэффективности и экологии (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим осуществление Министерством функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований, по разработке и реализации мер по развитию конкуренции на товарных рынках и торговой деятельности, по вопросам экологии, природопользования (за исключением вопросов недропользования) и климатической политики.
Сокращенное название Департамента - ДКЭиЭ.
1.2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства, в том числе настоящим Положением.
1.3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, загранаппаратом Министерства, подведомственными Министерству организациями, федеральными службами, их территориальными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с иными организациями.
1.4. Структура и численность работников Департамента устанавливаются в соответствии со штатным расписанием центрального аппарата Министерства.
1.5. Документационное, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности Департамента, а также социально-бытовое обслуживание работников Департамента осуществляются согласно установленному в Министерстве порядку.
II. Полномочия
2.1. Департамент обеспечивает осуществление Министерством следующих полномочий:
2.1.1. разрабатывает с участием заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Министерства предложения Министерства по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере развития конкуренции, в том числе:
в рамках внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р;
в рамках реализации раздела XVIII и приложения N 19 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;
2.1.2. проводит мониторинг и анализ состояния конкуренции на отечественных товарных рынках и осуществляет с участием заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Министерства разработку и реализацию предложений Министерства по ее развитию;
2.1.3. проводит мониторинг и анализ конъюнктуры отечественных товарных рынков, в том числе ценообразования (за исключением вопросов ценообразования в сферах естественных монополий и регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе) и ценовой конкуренции, и осуществляет с участием заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Министерства разработку и реализацию предложений Министерства по ее развитию;
2.1.4. организует с участием заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Министерства работу по функционированию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) Министерства;
2.1.5. участвует в подготовке предложений Министерства по вопросам нормативно-правового регулирования в сферах организации и проведения торгов по передаче прав на имущество (имущественных прав) в пределах компетенции Департамента, осуществления торговой деятельности (за исключением внешнеторговой), в том числе при продаже товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (электронной торговли), защиты прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции и рекламы, потребительской кооперации (за исключением вопросов развития агропромышленного комплекса, развития и поддержки потребительских кооперативов - субъектов малого и среднего предпринимательства);
2.1.6. проводит анализ влияния социально-экономических процессов на развитие конкуренции и состояние энергетической эффективности в Российской Федерации;
2.1.7. обеспечивает разработку и реализацию государственных программ Российской Федерации и структурных элементов государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в пределах компетенции Департамента;
2.1.8. разрабатывает предложения по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе обеспечивает:
2.1.8.1. подготовку предложений по совершенствованию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации;
2.1.8.2. организацию и участие в разработке и реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства, в том числе федеральных целевых и ведомственных программ, разработке и реализации мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также примерного перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2.1.9. обеспечивает разработку следующих актов:
2.1.9.1. требования к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования);
2.1.9.2. порядок представления в Министерство копий энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования;
2.1.9.3. порядок представления в Министерство декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы такой декларации;
2.1.9.4. примерный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2.1.9.5. порядок определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях;
2.1.9.6. примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа);
2.1.10. обеспечивает осуществление:
2.1.10.1. обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов;
2.1.10.2. мониторинга и анализа реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства;
2.1.10.3. разработки и реализации мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства;
2.1.10.4. методического обеспечения разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценки эффективности региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2.1.10.5. подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;
2.1.10.6. создания и развития государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечения условий для ее функционирования;
2.1.10.7. мониторинга, анализа и прогнозирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2.1.11. участвует в подготовке предложений Министерства по вопросам экологии и природопользования (за исключением вопросов недропользования), в том числе обеспечивает:
2.1.11.1. рассмотрение и согласование в пределах компетенции Департамента проектов государственных программ Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов, лесного хозяйства и предложений по их изменению, мониторинг хода реализации таких программ, включая подготовку заключений на годовые отчеты о ходе реализации государственных программ Российской Федерации и оценку докладов федерального органа исполнительной власти - ответственного исполнителя соответствующей государственной программы Российской Федерации, а также иных документов, связанных с ее реализацией;
2.1.11.2. рассмотрение и согласование национального проекта "Экология" и федеральных проектов, входящих в него, запросов на их изменение;
2.1.11.3. участие в установленном порядке в работе с федеральными целевыми программами и федеральной адресной инвестиционной программой в пределах компетенции Департамента;
2.1.11.4. участие в подготовке предложений Министерства по вопросам охраны окружающей среды, в том числе регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, обращения с отходами производства и потребления, управления особо охраняемыми природными территориями (за исключением вопросов недропользования), охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обращения с животными, а также государственного экологического надзора и мониторинга;
2.1.11.5. подготовку предложений Министерства по вопросам охраны окружающей среды в Арктике, в том числе по закреплению границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, представление интересов Министерства в рабочих группах по Арктике в пределах компетенции Департамента;
2.1.11.6. предоставление Министерством государственной услуги по выдаче заключения о финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект;
2.1.12. осуществляет подготовку предложений по совершенствованию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области климата, включая:
2.1.12.1. регулирование отношений, связанных с ограничением выбросов парниковых газов;
2.1.12.2. социально-экономическое развитие Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов;
2.1.12.3. разработку показателей сокращения объема выбросов парниковых газов по отраслям экономики;
2.1.12.4. создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов, а также по увеличению поглощения таких газов;
2.1.12.5. разработку статистических показателей, характеризующих защищенность населения, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов от неблагоприятных последствий изменения климата;
2.1.12.6. методическое сопровождение оценки климатических рисков и ранжирования адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, формирования отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата;
2.1.12.7. формирование системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации;
2.1.13. осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и организациями в сфере установленной компетенции при участии Министерства в переговорном процессе под эгидой Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, Киотского протокола к ней, Парижского соглашения;
2.1.14. обеспечивает подготовку аналитических материалов по вопросам:
2.1.14.1. реализации национального плана мероприятий адаптации к изменениям климата;
2.1.14.2. анализа действующих и проектируемых нормативных актов, в том числе ведомственных актов, стандартов, методических документов, содержащих положения по мерам адаптации к изменениям климата населения и экономики;
2.1.14.3. определения системы целевых показателей достижения целей адаптации к изменениям климата (федеральных, отраслевых, региональных);
2.1.14.4. создания новых и совершенствования имеющихся экономических, финансовых инструментов и механизмов страхования с учетом государственного и частного финансирования, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата;
2.1.14.5. мониторинга эффективности реализованных мер адаптации к изменениям климата населения, экономики и природных объектов;
2.1.14.6. актуализации отраслевых документов стратегического планирования по видам экономической деятельности и секторам экономики с учетом степени зависимости от погодно-климатических изменений и потребностей в адаптации к указанным изменениям;
2.1.14.7. сценарного прогноза объема выбросов парниковых газов на долгосрочный период;
2.1.15. участвует в выполнении плана работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
2.1.16. участвует в подготовке предложений Министерства в рамках многостороннего международного взаимодействия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
2.1.17. участвует в пределах компетенции Департамента в рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете и федеральный закон об исполнении федерального бюджета, а также в формировании предложений по расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
2.1.18. участвует в работе по согласованию предложений главных распорядителей бюджетных средств и формированию предложений по дополнительным объемам бюджетных ассигнований федерального бюджета в подсистеме "Бюджетное планирование" государственной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в рамках государственных программ Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента;
2.1.19. обеспечивает участие Министерства в деятельности следующих правительственных комиссий:
2.1.19.1. Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики (в пределах компетенции Департамента);
2.1.19.2. Правительственная комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды (в пределах компетенции Департамента);
2.1.19.3. Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции (в пределах компетенции Департамента);
2.1.20. осуществляет информационно-аналитическое и организационное сопровождение деятельности следующих межведомственных рабочих групп:
Межведомственная рабочая группа по вопросам реализации положений стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
Межведомственная рабочая группа по экономическим аспектам охраны окружающей среды и регулирования выбросов парниковых газов;
межведомственная рабочая группа по проведению эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации с большими выбросами парниковых газов.
2.1.21. участвует в установленном в Министерстве порядке в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства в установленной сфере деятельности;
2.1.22. подготавливает предложения к тематическому плану научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, включая расчет начальной цены и проект технического задания в установленном порядке;
2.1.23. обеспечивает контроль за ходом исполнения государственных контрактов, приемку научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в интересах Министерства, в том числе публичную, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
2.1.24. осуществляет внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур и операций;
2.1.25. осуществляет подготовку предложений к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
2.1.26. представляет информацию для публикации и актуализации общедоступной информации, подготовленной или полученной в ходе осуществления полномочий Департамента, в форме открытых данных на официальном сайте Министерства или на Портале открытых данных Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационном корпоративном портале (интернет-портале) Министерства;
2.1.27. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок в пределах компетенции Департамента;
2.1.28. обеспечивает мобилизационную подготовку Департамента;
2.1.29. осуществляет иные функции в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, актами Министерства, поручениями руководства Министерства и утвержденными Министром направлениями деятельности Департамента.
2.2. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Департамент имеет право:
2.2.1. запрашивать у других структурных подразделений центрального аппарата Министерства, загранаппарата Министерства, подведомственных Министерству организаций, федеральных служб, их территориальных органов информацию и материалы, необходимые для осуществления полномочий Департамента;
2.2.2. взаимодействовать в установленном порядке (в том числе вести переписку) с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, загранаппаратом Министерства, структурными подразделениями подведомственных Министерству федеральных служб, их территориальных органов, а также с иными подведомственными Министерству организациями, государственными органами и органами местного самоуправления, российскими и международными организациями по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента;
2.2.3. привлекать с согласия руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства работников этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Департаментом в соответствии с возложенными на Департамент функциями и полномочиями;
2.2.4. пользоваться в установленном порядке информационными системами и ресурсами Министерства;
2.2.5. в установленном порядке создавать информационные системы и информационные ресурсы в интересах Департамента.
2.3. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Департамент обязан:
2.3.1. представлять по запросам руководства Министерства информацию и материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
2.3.2. рассматривать в установленные Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент Правительства Российской Федерации), и Регламентом Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2016 г. N 282 (далее - Регламент Министерства экономического развития Российской Федерации), сроки документы и материалы, представленные в Департамент;
2.3.3. обеспечивать защиту служебной информации ограниченного распространения и сведений, составляющих государственную тайну, от несанкционированного доступа и разглашения;
2.3.4. вести делопроизводство в соответствии с установленным в Министерстве порядком.
III. Организация деятельности
3.1. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром.
3.2. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению директора Департамента. Другие работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра, по представлению директора Департамента.
3.3. Департамент состоит из отделов по основным направлениям деятельности.
3.4. Директор Департамента:
3.4.1. осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;
3.4.2. распределяет обязанности среди своих заместителей, утверждает положения об отделах Департамента, согласовывает должностные регламенты работников Департамента, а также в установленном порядке вносит предложения об утверждении номенклатуры должностей Департамента, предусматривающих оформление допуска к государственной тайне;
3.4.3. осуществляет контроль и принимает необходимые меры по соблюдению Департаментом установленных Регламентом Правительства Российской Федерации и Регламентом Министерства экономического развития Российской Федерации сроков исполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и руководства Министерства;
3.4.4. докладывает руководству Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, и по отдельным поручениям руководства Министерства;
3.4.5. подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Департамента;
3.4.6. представляет Министерство по поручению руководства Министерства в государственных органах, органах местного самоуправления и российских организациях, а также в учреждениях и организациях иностранных государств, международных организациях;
3.4.7. совместно с Департаментом управления делами и кадровой политики:
3.4.7.1. осуществляет работу по формированию кадрового резерва, подбору и расстановке кадров в Департаменте;
3.4.7.2. вносит предложения об изменении штатного расписания Департамента, о назначении, перемещении и повышении в должности работников Департамента, продлении сроков их пребывания на государственной службе;
3.4.7.3. организует работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в установленном порядке;
3.4.7.4. участвует в работе аттестационной и конкурсной комиссий Министерства;
3.4.7.5. осуществляет контроль за своевременным присвоением классных чинов, прохождением испытательного срока вновь принятыми работниками Департамента;
3.4.7.6. вносит в установленном порядке руководству Министерства предложения о поощрении работников Департамента, в том числе предложения о представлении особо отличившихся работников Департамента к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами, а также о применении дисциплинарных взысканий к работникам Департамента;
3.4.7.7. вносит предложения о командировании за пределы территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации работников Департамента по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, и по отдельным поручениям руководства Министерства;
3.4.7.8. обеспечивает соблюдение работниками Департамента служебной дисциплины в соответствии с утвержденными в Министерстве правилами служебного распорядка, контролирует своевременное, качественное и эффективное исполнение ими заданий и поручений;
3.4.8. обеспечивает ведение делопроизводства в Департаменте в соответствии с утвержденными в Министерстве правовыми актами по делопроизводству;
3.4.9. обеспечивает установленный режим секретности в Департаменте и контроль за его соблюдением работниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну, а также организацию работы по защите сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, использующейся в деятельности Департамента, или полученных им от других структурных подразделений центрального аппарата Министерства, органов государственной власти и организаций;
3.4.10. несет персональную ответственность за состояние антикоррупционной работы в Департаменте в пределах возложенных полномочий;
3.4.11. представляет на утверждение руководству Министерства планы работ Департамента и отчеты об их исполнении;
3.4.12. издает в пределах компетенции Департамента распоряжения;
3.4.13. обеспечивает прием граждан в соответствии с графиком, утверждаемым заместителем Министра;
3.4.14. пользуется иными правами и выполняет другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями руководства Министерства.
3.5. В случае временного отсутствия директора Департамента исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается Министром или лицом, исполняющим его обязанности, на одного из заместителей директора Департамента.
3.6. Работники Департамента несут персональную ответственность за исполнение своих должностных обязанностей в соответствии со своими должностными регламентами.