Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 152
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 марта 2021 г. N 152
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ВЫБОРУ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЯХ ОПТИМАЛЬНОЙ ЦЕНОВОЙ КАТЕГОРИИ ДЛЯ РАСЧЕТОВ
С ГАРАНТИРУЮЩИМИ ПОСТАВЩИКАМИ ЗА ПОТРЕБЛЕННУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ
ЭНЕРГИЮ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСВЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Во исполнение пункта 3 плана мероприятий по вопросам оптимизации затрат на электрическую энергию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях для целей освещения автомобильных дорог и массового внедрения энергосберегающих технологий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 2502-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 41, ст. 6451), приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по выбору в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях оптимальной ценовой категории для расчетов с гарантирующими поставщиками за потребленную электрическую энергию для целей освещения автомобильных дорог.
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 31.03.2021 N 152
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫБОРУ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЯХ ОПТИМАЛЬНОЙ ЦЕНОВОЙ КАТЕГОРИИ ДЛЯ РАСЧЕТОВ
С ГАРАНТИРУЮЩИМИ ПОСТАВЩИКАМИ ЗА ПОТРЕБЛЕННУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ
ЭНЕРГИЮ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСВЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оптимизации и совершенствования планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях режима энергопотребления и выбора оптимальной для потребителя электрической энергии ценовой категории для оплаты поставленной электрической энергии для целей освещения автомобильных дорог.
2. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие понятия:
оптимальная ценовая категория - ценовая категория, позволяющая максимально по сравнению с другими ценовыми категориями снизить затраты потребителя на приобретаемую им электрическую энергию (мощность) для целей освещения автомобильных дорог;
цены (тарифы) в электроэнергетике (далее - цены (тарифы) - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках;
потребители электрической энергии (далее - потребитель) - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;
коммерческий учет электрической энергии (мощности) (далее - коммерческий учет) - процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги;
энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство - аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления.
3. В соответствии с пунктом 86 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по шести ценовым категориям.
4. Гарантирующим поставщиком ценовая категория определяется по группе точек поставки - по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимаюшего устройства потребителя (совокупности энергопринимаюших устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства).
5. В случае если в момент заключения договора электроснабжения с гарантирующим поставщиком потребитель не выбрал ценовую категорию, то:
а) расчеты осуществляются по первой ценовой категории, если мощность энергопринимающих устройств потребителя менее 670 кВт;
б) расчеты осуществляются по третьей ценовой категории, если мощность энергопринимающих устройств потребителя более 670 кВт.
II. Рекомендации по выбору ценовых категорий
6. Основным условием, при котором у потребителя возникает возможность выбора ценовой категории, является наличие у него приборов учета, позволяющих осуществлять почасовой учет объемов покупки электрической энергии (мощности) (для выбора третьей - шестой ценовых категорий) или учет по зонам суток (для выбора второй ценовой категории), а также почасовое планирование объемов покупки электрической энергии (мощности) (для выбора пятой и шестой ценовых категорий).
В случае если переход на оптимальную ценовую категорию в целях освещения автомобильных дорог не доступен потребителю по причине отсутствия у него приборов учета, рекомендуется рассмотреть возможность их установки.
7. При выборе ценовой категории рекомендуется сопоставить режим потребления электрической энергии (график нагрузки потребителя) с характеристиками (параметрами) доступных ценовых категорий.
При этом целесообразно учитывать, что использование электрической энергии (мощности) для освещения автомобильных дорог преимущественно в темное время суток является ключевой особенностью режима энергопотребления, которую рекомендуется учитывать потребителю при выборе оптимальной ценовой категории.
8. В целях определения оптимальной ценовой категории целесообразно произвести расчет стоимости электрической энергии для всех ценовых категорий, доступных в соответствующем субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.
9. Проведение соответствующих расчетов рекомендуется осуществлять на основании информации из следующих источников:
- определение стоимости электрической энергии (мощности) - на основании данных, ежемесячно публикуемых на официальном сайте гарантирующего поставщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") соответствующего субъекта Российской Федерации;
- определение стоимости услуг по передаче электрической энергии - на основании данных, публикуемых на официальных сайтах гарантирующего поставщика или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сети "Интернет";
- определение часов пиковой нагрузки в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый день, а также плановых часов пиковой нагрузки в расчетном периоде (месяц) - на основании данных, публикуемых на официальном сайте Системного оператора Единой энергетической системы в сети "Интернет".
10. Ключевые характеристики каждой ценовой категории, а также специфические особенности их применения указаны в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
Одним из отличий четвертой и шестой ценовых категорий от остальных ценовых категорий является осуществление расчетов за услуги по передаче электрической энергии по двухставочным тарифам, что может являться инструментом для оптимизации затрат на электроэнергию, приобретаемую для целей освещения автомобильных дорог. Ключевой особенностью применения пятой и шестой ценовых категорий является необходимость для потребителя осуществлять почасовое планирование объемов покупки электрической энергии (мощности). При этом цена на запланированный объем электрической энергии будет ниже, но в случае отклонения объемов потребления от плановых величин стоимость электрической энергии возрастает (в среднем на 5 - 10%).
11. При проведении расчетов потенциальной стоимости электрической энергии (мощности) рекомендуется учитывать региональные особенности определения цен на электрическую энергию (мощность) для различных ценовых категорий.
III. Основные правила и порядок изменения ценовых категорий
12. Потребителям с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт доступны для выбора любые ценовые категории.
13. Потребителям с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВт доступны для выбора третья - шестая ценовые категории.
Потребителям, функционирующим на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВт доступны для выбора четвертая или шестая ценовые категории.
14. Вторая ценовая категория доступна для выбора потребителям, имеющим на энергопринимающих устройствах приборы учета, позволяющие вести учет объемов покупки электрической энергии (мощности) по зонам суток.
15. Третья - шестая ценовые категории доступны для выбора потребителям, имеющим на энергопринимающих устройствах приборы учета, позволяющие вести почасовой учет объемов покупки электрической энергии (мощности).
16. Переходы между первой, второй, третьей и пятой ценовыми категориями возможны в начале каждого расчетного периода (месяца) в течение всего года.
17. Переходы между четвертой и шестой ценовыми категориями возможны в начале каждого расчетного периода (месяца) в течение всего года.
18. Переход с первой, второй, третьей и пятой ценовых категорий на четвертую или шестую ценовые категории осуществляется один раз в год в течение расчетного периода (месяца) после утверждения (публикации) тарифов на услуги по передаче электроэнергии - в январе, поскольку органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в инфраструктурных отраслях утверждают тарифы на услуги по передаче электрической энергии не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в течение которого производится расчет.
19. Для изменения ценовой категории (перехода на другую ценовую категорию) целесообразно уведомить гарантирующего поставщика соответствующего субъекта Российской Федерации за 10 календарных дней до начала расчетного периода (месяца).
20. Гарантирующим поставщиком производятся расчеты по ценовой категории, указанной в уведомлении об изменении ценовой категории, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором потребитель направил соответствующее уведомление, но не ранее даты, когда были допущены в эксплуатацию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по выбору в субъектах Российской
Федерации и муниципальных образованиях
оптимальной ценовой категории
для расчетов с гарантирующими
поставщиками за потребленную
электрическую энергию для целей
освещения автомобильных дорог
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕНОВЫХ КАТЕГОРИЙ
Ценовая категория
Мощность энергопринимаюших устройств
Особенности коммерческого учета
Нерегулируемая цена на покупную электрическую энергию (мощность)
Тариф на услуги по передаче электрической энергии
Почасовое планирование объемов покупки электрической энергии (мощности)
Первая
670 кВт
Интегральный за расчетный период (месяц)
Одноставочная цена
Одноставочный тариф
Не требуется почасовое планирование объемов покупки электрической энергии (мощности)
Вторая
670 кВт
Интегральный за расчетный период (месяц) по зонам суток:
- день-ночь
- ночь-пик-полупик
Одноставочная цена, дифференцируемая по зонам суток
Одноставочный тариф
Третья
670 кВт
670 кВт
Интервальный почасовой расчет
Цена за электрическую мощность на оптовом рынке электрической энергии
Цена на электрическую энергию,
дифференцированная по часам
Одноставочный тариф
Четвертая
Двуставочный тариф
Пятая
Цена на электрическую энергию, дифференцированная по часам + стоимость отклонений
Одноставочный тариф
Требуется почасовое планирование объемов покупки электрической энергии (мощности)
Шестая
Двуставочный тариф