Приказ МИД России от 10.09.2018 N 17826
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 сентября 2018 г. N 17826
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26) и Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Министерством иностранных дел Российской Федерации внутреннего финансового аудита.
2. Руководителям территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации, в целях осуществления внутреннего финансового аудита обеспечить реализацию пункта 1(1) Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. N 17928 "Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, федеральных казенных учреждениях, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2017 г., регистрационный N 48505).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
С.ЛАВРОВ
Утверждено
приказом Министерства иностранных дел
Российской Федерации
от 10 сентября 2018 г. N 17826
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве иностранных дел Российской Федерации (далее - Министерство).
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в Министерстве в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
3. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется на основе функциональной независимости отдельным структурным подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, - Отделом внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита Министерства), который подчиняется непосредственно и исключительно Министру иностранных дел Российской Федерации (далее - Министр).
Деятельность субъекта аудита Министерства основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
4. Объектами внутреннего финансового аудита (далее - объекты аудита) для субъекта аудита Министерства являются:
структурные подразделения центрального аппарата Министерства;
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), территориальные органы - представительства Министерства на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы), федеральные казенные учреждения, находящиеся в ведении Министерства (далее - федеральные казенные учреждения), - по решению Министра.
5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок (далее - аудиторская проверка).
Плановые аудиторские проверки проводятся на основании утверждаемого Министром годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План), порядок составления, утверждения и ведения которого предусмотрен в главе II настоящего Положения, внеплановые аудиторские проверки - по решению Министра.
6. Аудиторская проверка проводится аудиторской группой, в состав которой включаются обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками должностные лица субъекта аудита Министерства (далее - аудиторская группа), под руководством назначенного распоряжением Министра должностного лица субъекта аудита Министерства (далее - руководитель аудиторской группы).
7. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется распоряжением за подписью Министра, в котором указываются основание проведения аудиторской проверки, наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, состав аудиторской группы, срок проведения аудиторской проверки.
8. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утверждаемой до начала проверки руководителем субъекта аудита Министерства.
9. Программа аудиторской проверки должна содержать: тему проверки, наименование объекта (объектов) внутреннего финансового аудита, перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, сроки ее проведения.
В программе аудиторской проверки также указываются: основание для ее проведения, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, состав аудиторской группы, применяемые методы аудита (инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры).
10. Аудиторская группа при проведении аудиторской проверки имеет право запрашивать и получать от объектов аудита и не являющихся объектами аудита структурных подразделений центрального аппарата Министерства, загранучреждений, территориальных органов, федеральных казенных учреждений на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок (далее - документы, материалы, информация).
11. Документы, материалы, информация представляются по устному или письменному запросу руководителя или членов аудиторской группы.
В случае непредставления документов, материалов, информации по устному запросу руководителя или членов аудиторской группы формируется письменный запрос и направляется объекту аудита или вручается руководителю объекта аудита или уполномоченному им лицу под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее одного рабочего дня до окончания срока проведения аудиторской проверки.
12. Документы, материалы, информация представляются в срок не более двух рабочих дней со дня поступления запроса.
По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом аудита документов, материалов и информации руководитель аудиторской группы составляет акт.
Ответ на устный или письменный запрос направляется объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом аудита.
13. Руководители объектов аудита для работы аудиторской группы предоставляют им отдельные помещения, оборудуют рабочие места и обеспечивают оргтехникой.
14. Субъект аудита Министерства вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.
Планирование, организация и проведение аудиторской проверки для подготовки заключения, оформление, направление и сроки рассмотрения заключения объектом аудита, составление и представление отчета о результатах подготовки заключения осуществляется в соответствии с главами I - V настоящего Положения.
II. Составление, утверждение и ведение годового плана
внутреннего финансового аудита
15. План составляется и ведется субъектом аудита Министерства.
16. Проект Плана составляется до начала очередного финансового года и представляется субъектом аудита Министерства на утверждение Министру не позднее 30 декабря текущего года.
17. В Плане указывается перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются:
тема аудиторской проверки;
объекты аудита;
срок проведения аудиторской проверки (полугодие и количество дней аудиторской проверки);
проверяемый период;
ответственные исполнители.
18. По мере необходимости в План вносятся изменения. Решение о внесении изменений в План принимается Министром.
III. Предельные сроки проведения аудиторской проверки,
основания для ее приостановления (продления)
19. Предельные сроки проведения каждой аудиторской проверки определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней для выездной и 90 календарных дней для камеральной и комбинированной проверок.
Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется Министром в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки.
20. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено на период:
восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудиторской проверки в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита;
устранения обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки: в случае непредставления (неполного представления) объектом аудита документов, материалов и информации, воспрепятствования объектом аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки.
21. На основании мотивированной докладной записки руководителя аудиторской группы или руководителя субъекта аудита Министерства Министр выносит решение о приостановлении аудиторской проверки, которое оформляется распоряжением Министерства (далее - распоряжение о приостановлении аудиторской проверки).
22. На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
23. Руководитель аудиторской группы в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня подписания распоряжения о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта аудита или уполномоченному им лицу:
а) копию распоряжения о приостановлении аудиторской проверки;
б) требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета, либо о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности, либо об устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки, составленное в письменной форме (далее - требование).
В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок приостановления аудиторской проверки.
24. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки, о чем письменно извещает руководителя объекта аудита или уполномоченное им лицо.
25. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться Министром, но не более чем на 30 календарных дней, на основании мотивированной докладной записки руководителя аудиторской группы или руководителя субъекта аудита Министерства.
26. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:
а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;
б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
в) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.
IV. Формирование и направление акта аудиторской
проверки и сроки его рассмотрения объектом внутреннего
финансового аудита
27. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему Положению.
28. Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах: первый - для субъекта аудита Министерства, второй - для объекта аудита.
При проведении субъектом аудита Министерства аудиторской проверки объекта аудита - консульского учреждения Российской Федерации, подотчетного вышестоящему дипломатическому представительству Российской Федерации, копия акта аудиторской проверки направляется данным объектом аудита вышестоящему дипломатическому представительству Российской Федерации в срок, указанный в акте аудиторской проверки.
29. Каждый экземпляр акта подписывается аудиторской группой.
30. Второй экземпляр акта аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита или уполномоченному им лицу под роспись.
О получении акта аудиторской проверки руководитель объекта аудита или уполномоченное им лицо делает запись в первом экземпляре акта, содержащую дату получения акта, подпись и расшифровку этой подписи.
31. В случае отказа руководителя объекта аудита или уполномоченного им лица получить акт аудиторской проверки и (или) ознакомиться с ним руководитель аудиторской группы в акте аудиторской проверки производит запись об отказе в получении акта аудиторской проверки и (или) ознакомлении с ним.
32. Руководитель аудиторской группы устанавливает по согласованию с руководителем объекта аудита или уполномоченным им лицом срок для ознакомления последнего с актом аудиторской проверки и его подписания, но не более суток со дня вручения акта аудиторской проверки.
Если у руководителя объекта аудита или уполномоченного им лица имеются замечания и (или) возражения по акту аудиторской проверки, об этом делается отметка в акте аудиторской проверки.
33. Письменные замечания и (или) возражения по акту аудиторской проверки вправе представить:
структурные подразделения центрального аппарата Министерства, территориальные органы, федеральные казенные учреждения - не позднее 5 рабочих дней с даты ознакомления с актом аудиторской проверки;
загранучреждения - ближайшей дипломатической почтой с даты ознакомления с актом аудиторской проверки.
34. Руководитель аудиторской группы в срок до 20 рабочих дней со дня получения письменных замечаний и (или) возражений по акту аудиторской проверки рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение).
Первый экземпляр заключения направляется объекту аудита, второй экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
V. Составление и представление отчета о результатах
аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах
осуществления внутреннего финансового аудита
35. Руководитель аудиторской группы на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки (далее - Отчет) в течение 40 рабочих дней с даты получения акта аудиторской проверки субъектом аудита Министерства.
При наличии письменных замечаний и (или) возражений у руководителя объекта аудита или уполномоченного им лица по акту аудиторской проверки Отчет составляется не позднее 25 рабочих дней после направления руководителем аудиторской группы или должностным лицом субъекта аудита Министерства объекту аудита письменного заключения на замечания и (или) возражения.
36. Подписанный аудиторской группой Отчет с приложением акта аудиторской проверки направляется Министру.
37. В годовой отчет о результатах внутреннего финансового аудита Министерства (далее - Годовой отчет) включается информация, подтверждающая выводы о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, территориальными органами, загранучреждениями, федеральными казенными учреждениями, достоверности сводной бюджетной (бухгалтерской) отчетности Министерства, бюджетной (бухгалтерской) отчетности территориальных органов, загранучреждений и федеральных казенных учреждений, в которых в отчетном периоде субъектом аудита Министерства были проведены аудиторские проверки.
38. В Годовом отчете также указываются:
штатная и фактическая численность субъекта аудита Министерства;
количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год;
количество проведенных аудиторских проверок;
соответствие сроков проведения аудиторских проверок Плану;
количество проведенных внеплановых аудиторских проверок;
сведения о недостатках и нарушениях, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок, в количественном и денежном выражении;
наличие или отсутствие признанных обоснованными возражений со стороны объектов аудита по результатам проведенной аудиторской проверки;
информация о соответствии ведения бюджетного (бухгалтерского) учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного (бухгалтерского) учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
случаи передачи материалов аудиторских проверок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и (или) правоохранительные органы;
иные решения, связанные с привлечением к ответственности должностных лиц объектов аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
иная необходимая информация.
39. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год представляется на ознакомление Министру до 10 февраля текущего года.
Приложение
к Положению об осуществлении
Министерством иностранных дел
Российской Федерации
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом
Министерства иностранных дел
Российской Федерации
от 10 сентября 2018 г. N 17826
Рекомендуемый образец
--------------------------------
<1> Нужное подчеркнуть в случае отказа руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) от получения экземпляра акта аудиторской проверки и (или) ознакомления с ним.