Приказ МЧС России от 22.09.2025 N 845
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 22 сентября 2025 г. N 845
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ТИПОВОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ВИДУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОЖАРНЫЙ"
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", пунктом 8 части 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, приказываю:
1. Утвердить типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации в области пожарной безопасности по виду профессиональной деятельности "Добровольный пожарный" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.
Министр
А.В.КУРЕНКОВ
Утверждена
приказом МЧС России
от 22 сентября 2025 г. N 845
ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПО ВИДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОЖАРНЫЙ"
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области пожарной безопасности по виду профессиональной деятельности "Добровольный пожарный" (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 266 <1>, а также профессионального стандарта "Пожарный", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 575н <2>.
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2025 г., регистрационный N 81928.
<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2020 г., регистрационный N 60031.
2. Типовая программа направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации <3>.
--------------------------------
<3> Часть 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
3. Обучение проводится по образовательной программе, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - Программа), на основании Типовой программы.
4. К обучению допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование <4> (далее - слушатели).
--------------------------------
<4> Часть 3 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
5. Структура Программы должна соответствовать Типовой программе.
Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки слушателей с учетом их образования, квалификации и опыта.
Для получения слушателями знаний и умений Программой предусматривается проведение лекционных и практических занятий, являющихся составной частью образовательного процесса.
6. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией <5>.
--------------------------------
<5> Часть 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
7. Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная) и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются Программой и (или) договором об образовании <6>. Срок освоения Программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе, и составлять не менее 16 часов <7>. Повышение квалификации может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации Программы <8>.
--------------------------------
<6> Часть 13 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
<7> Пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 266.
<8> Часть 1 статьи 13 и часть 1 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.
II. Цель и задачи обучения по Программе
8. Целью освоения Программы является совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в сфере выполнения работ по профилактике и тушению пожаров в составе добровольных пожарных подразделений, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
9. Задачами освоения Программы слушателями являются совершенствование и (или) получение новых:
теоретических знаний по пожарно-технической продукции, современным технологиям обработки и учета информации в профессиональной деятельности;
теоретических знаний и практических навыков при участии в тушении пожаров, а также тактики тушения пожаров на различных объектах и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР).
10. В ходе освоения Программы будут усовершенствованы и (или) получены следующие профессиональные компетенции:
способность и готовность к выполнению работ по локализации и ликвидации пожара в составе добровольного пожарного подразделения;
способность и готовность к выполнению в составе добровольного пожарного подразделения АСР и оказание первой помощи пострадавшим при пожаре;
способность и готовность к выполнению в составе добровольного пожарного подразделения работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента;
способность и готовность к выполнению работ по профилактике пожаров.
III. Организационно-педагогические условия
реализации Программы
11. Реализация Программы должна обеспечить приобретение слушателями знаний и умений, необходимых добровольным пожарным для осуществления деятельности по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении АСР в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
12. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
13. Лекционные занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
14. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей практических навыков и компетенций по профилю Программы.
15. В целях закрепления полученных при обучении лекционных знаний и практических умений, необходимых для безопасного выполнения работ, а также освоения и выработки непосредственно на рабочем месте практических навыков, безопасных методов и приемов выполнения работ слушатель может пройти стажировку на рабочем месте под руководством более опытного специалиста.
IV. Типовой учебный план
N п/п
Наименование учебной темы
Количество часов
всего
в том числе:
лекционные занятия
практические занятия
1.
Основы законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности
2
2
2.
Тактика тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
2
1
1
3.
Боевые действия по тушению пожаров
2
1
1
4.
Пожарная и аварийно-спасательная техника
2
1
1
5.
Пожарно-профилактическая подготовка
2
2
6.
Пожарно-строевая подготовка
2
1
1
7.
Оказание первой помощи пострадавшим при пожаре
1
1
8.
Охрана труда
1
1
9.
Итоговая аттестация
2
2
Итого по программе
16
10
6
16. Объем учебного времени Программы, необходимого для достижения слушателями необходимых компетенций, а также календарный учебный график, рабочие и (или) примерные программы учебных тем и иные компоненты (в том числе оценочные и методические материалы) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
V. Типовой календарный учебный график
Неделя обучения
1
2
3
4
5
6
7
Итого часов
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресенье
1 неделя
2
2
2
2
2
10
2 неделя
2
2
Атт
6
Атт - итоговая аттестация.
17. Количество учебных часов в день определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, но не более 8 учебных часов в день при очной форме обучения, итоговая аттестация - не более 2 часов.
VI. Содержание Программы
18. Содержание Программы должно включать все учебные темы, указанные в типовом учебном плане в соответствии с главой IV Типовой программы.
19. Программа содержит обязательный перечень учебных тем, предусмотренных типовым учебным планом.
VII. Содержание учебных тем Программы
20. Содержание учебной темы "Основы законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности":
Основы законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. Виды пожарной охраны. Основные задачи и организация деятельности пожарной охраны, в том числе добровольной пожарной охраны. Территориальные и местные пожарно-спасательные гарнизоны. Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР. Организация гарнизонной и караульной служб.
21. Содержание учебной темы "Тактика тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ":
Основы организации тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества. Тактические возможности подразделений по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара. Особенности тушения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных объектах, на открытых пространствах твердых горючих материалов и на транспорте. Особенности тушения пожаров в сельской местности. Основы тушения лесных и иных ландшафтных (природных) пожаров.
22. Содержание учебной темы "Боевые действия по тушению пожаров":
Начало и окончание боевых действий по тушению пожаров. Разведка пожара. Боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара (прием и обработка сообщения о пожаре, выезд и следование к месту пожара). Боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара (прибытие к месту пожара, управление силами и средствами на месте пожара, спасение людей, боевое развертывание сил и средств, локализация и ликвидация горения, проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ). Боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара (сбор и следование в место постоянной дислокации, восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны).
23. Содержание учебной темы "Пожарная и аварийно-спасательная техника":
Организация применения пожарной и аварийно-спасательной техники. Первичные средства тушения пожара. Специальная защитная одежда и снаряжение пожарных. Ручные пожарные лестницы. Назначение, устройство, правила применения и испытания ручных пожарных лестниц. Пожарные насосы. Основные пожарные автомобили. Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили. Средства связи, правила ведения радиообмена и требования радиодисциплины. Аварийно-спасательное оборудование и пожарный инструмент. Пожарные рукава и рукавная арматура. Приборы подачи огнетушащих веществ. Средства индивидуальной защиты.
24. Содержание учебной темы "Пожарно-профилактическая подготовка":
Классификация пожаров. Опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей. Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре. Противопожарное водоснабжение. Автоматические установки обнаружения и тушения пожаров. Обеспечение безопасности людей при пожаре. Организация и осуществление профилактики пожаров. Противопожарная пропаганда и информирование населения о мерах пожарной безопасности.
25. Содержание учебной темы "Пожарно-строевая подготовка":
Упражнения с ручными пожарными лестницами. Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями. Упражнения по спасанию и эвакуации пострадавших. Упражнения по боевому развертыванию пожарных расчетов. Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием и инструментом.
26. Содержание учебной темы "Оказание первой помощи пострадавшим при пожаре":
Первая помощь: содержание, объем, организационные и юридические основы, общие принципы оказания первой помощи. Средства для оказания первой помощи. Основы сердечно-легочной реанимации. Асфиксия и электротравма. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при кровотечениях. Первая помощь при переломах и вывихах. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Транспортировка пострадавших.
27. Содержание учебной темы "Охрана труда":
Основные требования законодательства Российской Федерации об охране труда. Требования нормативных правовых актов к порядку расследования и учету несчастных случаев на производстве. Требования правил охраны труда к объектам пожарной охраны и служебным помещениям. Требования правил охраны труда при несении караульной службы. Требования правил охраны труда при проведении практических занятий. Требования правил охраны труда при применении пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования. Требования правил охраны труда при осуществлении профилактики пожаров, участии в тушении пожаров и проведении АСР.
VIII. Оценка качества освоения Программы
28. Для оценки степени и уровня освоения Программы по завершении обучения проводится итоговая аттестация, к которой допускаются слушатели, освоившие Программу в полном объеме.
29. Итоговая аттестация слушателей проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков Программе <9>.
--------------------------------
<9> Часть 1 статьи 59 Федерального закона N 273-ФЗ.
30. Итоговая аттестация по Программе проводится в форме экзамена. Экзамен включает в себя проверку теоретических знаний в форме письменного задания, которое может дополняться устным опросом, а также проверку приобретенных умений и навыков в форме выполнения комплексного практического задания в реальных условиях.
К проведению итоговой аттестации могут привлекаться представители организаций, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
31. Слушателям, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), оформляемый на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность <10>.
--------------------------------
<10> Часть 3 и часть 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.
При освоении Программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации выдается одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации <11>.
--------------------------------
<11> Часть 16 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
32. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому такой организацией <12>.
--------------------------------
<12> Часть 12 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.
IX. Планируемые результаты освоения Программы
33. В результате освоения Программы слушатель должен знать:
организационные основы обеспечения пожарной безопасности;
законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области пожарной безопасности;
структуру, назначение и задачи пожарной охраны, в том числе добровольной пожарной охраны;
организацию и несение караульной службы пожарной охраны;
устройство и правила применения специальной защитной одежды и снаряжения, спасательных средств, механизированного и немеханизированного ручного инструмента, аварийно-спасательного оборудования, пожарных рукавов, рукавного оборудования, средств и оборудования пенного тушения, ручных пожарных лестниц, огнетушителей;
виды, назначение, устройство и технические характеристики основных пожарных автомобилей;
правила содержания и применения пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования;
правила охраны труда при работе с пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием;
основные правила ведения радиообмена и требования радиодисциплины;
способы локализации и ликвидации горения, условия прекращения горения различными способами;
классификацию пожаров, опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей, основные пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов;
основную задачу на пожаре и при проведении АСР;
основные действия подразделений пожарной охраны по тушению пожара и проведению АСР;
меры безопасности при ведении основных действий на пожаре и при проведении АСР.
34. В результате освоения Программы слушатель должен уметь:
применять специальную защитную одежду и снаряжение, спасательные средства, механизированный и немеханизированный ручной инструмент, аварийно-спасательное оборудование, пожарные рукава, рукавное оборудование, средства и оборудование пенного тушения, ручные пожарные лестницы, огнетушители;
организовать и проводить действия при локализации и ликвидации пожаров и АСР;
применять пожарную технику, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование при тушении пожаров;
работать со средствами связи, применяемыми в пожарной охране.
35. В результате освоения Программы слушатель должен владеть навыками несения гарнизонной и караульной службы и проведения действий при локализации и ликвидации пожаров.
X. Оценочные материалы
36. Пример тестового задания:
N
Вопрос
Варианты ответов
Правильный ответ
1
Что относится к видам пожарной охраны и каким нормативным правовым актом это установлено:
А. негосударственная пожарная охрана, Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране";
Б. специальная пожарная охрана, Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
В. добровольная пожарная охрана, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В
37. Пример практической задачи:
Индивидуальное надевание боевой одежды и снаряжения пожарного ("отлично" - 27 сек, "хорошо" - 30 сек, "удовлетворительно" - 33 сек).
Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов - под пояс.
Исполнитель стоит в положении "смирно" в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним.
Окончание: боевая одежда и снаряжение надеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.