Рейтинг@Mail.ru

Приказ МЧС РФ от 10.06.1996 N 383

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 10 июня 1996 г. N 383

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ИНТЕРЕСАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Коллегия МЧС России, рассмотрев вопрос "О совершенствовании экспертной деятельности в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций", отметила, что во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Приказов МЧС России <*> созданы и действуют экспертные органы МЧС России - Государственная экспертиза проектов МЧС России и внештатные экспертные комиссии, образованные при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<*> Приказ МЧС России от 16 марта 1994 г. N 96 "Об организации государственной экспертизы в системе МЧС России";

Приказ МЧС России от 23 июня 1995 г. N 446 "О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

Экспертные органы МЧС России обеспечивают контроль за выполнением в градостроительной документации и в проектах строительства потенциально опасных объектов требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий.

Государственной экспертизой проектов МЧС России установлено взаимодействие с Главгосэкспертизой России и ведомственными экспертными органами, осуществляется организационно - методическая поддержка внештатных экспертных комиссий.

Основными причинами, затрудняющими работу экспертных органов МЧС России, являются: несовершенство нормативно - методической базы в области проектирования и экспертизы мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в составе градостроительной документации и проектов строительства; трудности с укомплектованием экспертных органов высококвалифицированными специалистами; отсутствие механизма оплаты труда сторонних специалистов, привлекаемых к экспертизам; нехватка необходимой оргтехники.

В целях дальнейшего развития экспертной деятельности в системе МЧС России, направленной на повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения в проектах потенциально опасных объектов, и в соответствии с решением коллегии приказываю:

1. Считать экспертизу градостроительной документации и проектов строительства потенциально опасных объектов одним из важнейших направлений в деятельности МЧС России по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

2. Утвердить и ввести в действие прилагаемые Методические рекомендации по проведению государственной экспертизы раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства.

3. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации не допускать случаев согласования проектной документации при отсутствии экспертных заключений.

4. Возложить с IV квартала 1996 г. на Государственную экспертизу проектов МЧС России проведение экспертизы деклараций безопасности промышленных потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут иметь межрегиональные масштабы.

5. Начальнику Государственной экспертизы проектов МЧС России Совко В.А. до 1 ноября 1996 г. подготовить, обосновать и согласовать с начальником Организационно - мобилизационного управления МЧС России Пантеленко В.Г.:

а) предложения по увеличению численности Государственной экспертизы проектов МЧС России в связи с возложением на нее дополнительных задач по экспертизе деклараций безопасности промышленных потенциально опасных объектов;

б) предложения по введению в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации штатной должности для организации и руководства деятельностью экспертных комиссий.

6. Начальнику Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций Козлову Е.А., начальнику Государственной экспертизы проектов МЧС России Совко В.А. совместно с начальниками Организационно - мобилизационного управления Пантеленко В.Г, Департамента финансово - экономического Цаликовым Р.Х. до 1 сентября 1996 года разработать и представить на утверждение проект "Положения об оплате труда внештатных экспертов при проведении экспертиз проектов особо сложных потенциально опасных объектов".

7. Начальнику Государственной экспертизы проектов МЧС России Совко В.А. до 1 июля 1996 года подготовить лекционный материал по теме "Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" для включения в тематический план слушателей факультета подготовки и повышения квалификации Академии гражданской защиты.

8. Начальнику Департамента материально - технического обеспечения и вооружения Колтунову И.Н. совместно с начальником Департамента финансово - экономического Цаликовым Р.Х. предусмотреть обеспечение Государственной экспертизы проектов МЧС России необходимыми телекоммуникационными и электронно - вычислительными средствами.

9. Приказ довести до заместителей Министра, начальников департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с порядком, установленным Приказом МЧС России от 30.09.1994 N 602.

10. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Хетагурова С.В.

Министр

С.ШОЙГУ

Приложение

к Приказу МЧС России

от 10 июня 1996 г. N 383

Утверждаю

Министр

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

С.К.ШОЙГУ

10 июня 1996 года

Согласовано

Начальник Государственной

вневедомственной экспертизы

Российской Федерации

Ю.Б.ЖУКОВСКИЙ

7 мая 1996 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РАЗДЕЛА

"ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ" ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации предназначены для работников экспертных комиссий, образованных при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также для территориальных органов государственной вневедомственной экспертизы и экспертных подразделений федеральных органов управления, осуществляющих государственную экспертизу проектов строительства.

1.2. Государственная экспертиза проектов строительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <*> и при воздействии современных средств поражения осуществляется на основании действующих законодательных актов Российской Федерации и в соответствии с действующими нормативными документами по проектированию и строительству зданий и сооружений производственного и жилищно - гражданского назначения <**>.

--------------------------------

<*> Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

<**> Перечень основных законодательных и нормативных документов, используемых при разработке и экспертизе раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", приведен в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

1.3. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в отношении всех проектов строительства объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки проектной документации.

При разработке проекта строительства по очередям решения по обеспечению защиты населения и территорий должны включаться в состав первой очереди строительства.

1.4. При проведении государственной экспертизы проектных решений в области защиты населения и территорий следует руководствоваться следующими положениями:

- разработка проекта строительства должна осуществляться на основании задания на проектирование, согласованного с соответствующим территориальным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- раздел проекта "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" оформляется в систематизированном виде, в отдельном томе (книге), с необходимыми обоснованиями, описаниями и чертежами;

- термины и определения, применяемые при разработке раздела проекта "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", должны соответствовать Государственному стандарту Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий" (ГОСТ Р 22.0.02-94) <*>;

- глубина проработки проектных решений должна соответствовать стадийности (этапу) инвестиционного проекта.

--------------------------------

<*> Использованные далее термины и определения ГОСТ Р 22.0.02-94 приведены в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

1.5. Порядок и методика проведения государственной экспертизы разделов "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" могут уточняться с учетом специфики объектов отдельных отраслей и регионов на основании нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации, согласованных с МЧС России и Минстроем России.

2. Порядок проведения государственной

экспертизы раздела "Инженерно - технические мероприятия

гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению

чрезвычайных ситуаций"

2.1. Рассмотрение раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства следует начинать с проверки комплектности представленных на экспертизу материалов, их соответствия требованиям нормативных документов к составу и качеству проектной документации.

На экспертизу должна представляться полностью укомплектованная проектная документация в следующем составе:

- задание на проектирование, согласованное с территориальным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- общая пояснительная записка проекта строительства;

- раздел проекта "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций".

При необходимости представляются и рассматриваются другие разделы проекта, связанные с вопросами обеспечения безопасности, защиты населения и работающего персонала, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Для проектов потенциально опасных объектов производственного назначения дополнительно представляется "Декларация безопасности", разрабатываемая в соответствии с Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. N 222/59.

2.2. Экспертная оценка проектных решений раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проводится по следующим направлениям:

- оценка инженерно - технических мероприятий гражданской обороны по защите населения и работающего персонала от воздействия современных средств поражения вероятного противника, разработанных в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны", СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны" и исходными данными территориального штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- оценка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию условий безопасности для населения и работающего персонала при авариях и катастрофах на проектируемых объектах и прилегающей территории.

3. Экспертная оценка инженерно - технических

мероприятий гражданской обороны

3.1. Содержание и объем проектных материалов инженерно - технических мероприятий гражданской обороны, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от группы города и категории объекта по гражданской обороне исходя из расчетных воздействий современных средств поражения вероятного противника, а также соответствующих им инженерных решений по защите и жизнеобеспечению населения и работающего персонала в условиях военного времени.

3.2. В ходе экспертизы проверяются:

- правильность отнесения проектируемого объекта и населенного пункта, в котором он располагается, к соответствующей категории по гражданской обороне и, исходя из этого, состав инженерно - технических мероприятий гражданской обороны;

- правильность определения и нанесения на зональной схеме и генплане объекта зон возможных разрушений от воздействия средств поражения вероятного противника;

- обоснование выбора технических решений сетей водо-, газо- и электроснабжения и транспорта, обеспечение надежности их работы в условиях военного времени;

- наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации и управления гражданской обороной проектируемого объекта;

- условия обеспечения проезда аварийно - спасательных и пожарных команд;

- наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;

- наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта;

- противопожарные мероприятия в условиях применения средств поражения;

- устройство пунктов санитарной обработки.

3.3. При рассмотрении проектов строительства учреждений здравоохранения должны быть оценены подготовленность объекта к функционированию в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по защите медицинского персонала и нетранспортабельных больных.

3.4. В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению световой маскировки на объектах, проектирование которых должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства", а для объектов железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта - в соответствии с ведомственными инструкциями, согласованными с МЧС России.

3.5. При экспертизе проектных решений объектов коммунально - бытового назначения проверяются мероприятия по их приспособлению в военное время и при чрезвычайных ситуациях в соответствии со СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально - бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".

3.6. При экспертизе раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проверяется также выполнение требований ведомственных инструкций по проектированию инженерно - технических мероприятий гражданской обороны (ВСН ГО), согласованных с МЧС России.

3.7. При экспертизе проектных решений защитных сооружений гражданской обороны проверяются:

- правильность выбора места размещения, типов и классов защитных сооружений, в том числе запасных пунктов управления (ЗПУ), в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, СНиП II-11-77*, Рекомендациями по проектированию запасных пунктов управления;

- обоснованность принятых решений по ограждающим и защитным конструкциям, вводам инженерных коммуникаций, гидроизоляции сооружений (в сухих или водонасыщенных грунтах), обеспечению общей герметизации сооружений;

- соответствие вместимости защитных сооружений численности наибольшей работающей смены и укрываемого населения, для ЗПУ - численности оперативного состава;

- соответствие состава помещений и объемно - планировочных решений защитных сооружений действующим нормам гражданской обороны;

- состав, характеристики и режимы работы оборудования систем жизнеобеспечения, обоснованность решений по обеспечению воздухоснабжения сооружений по 3-му режиму вентиляции, решения по обеспечению гарантированного электроснабжения ответственных потребителей; для ЗПУ соответствие действующим нормам схемы организации связи, состава аппаратуры и условий ее размещения на узлах связи;

- взаимная увязка конструкций и коммуникаций защитного сооружения и сооружения (здания), в которое оно встраивается;

- соответствие принятых радиусов сбора укрываемых нормативным требованиям, проектные решения по обеспечению условий и времени заполнения защитных сооружений;

- места расположения и конструкции входных устройств и аварийных выходов;

- возможность и порядок эффективного использования защитных сооружений для производственно - хозяйственной деятельности, порядок и условия их перевода к готовности приема укрываемых при чрезвычайных ситуациях, расчет необходимых для этого сил, средств и времени.

4. Экспертная оценка мероприятий по предупреждению

чрезвычайных ситуаций

4.1. Содержание и объем проектных материалов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, представленных на экспертизу, должны формироваться в зависимости от степени опасности производственного объекта <*> для населения и территорий, а также для предприятий, зданий и сооружений, расположенных вокруг этого объекта, с учетом возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. При этом проверяется возможность воздействия природных и техногенных факторов на объект, а также возможные воздействия на население и окружающую среду аварий или катастроф, произошедших на объекте.

--------------------------------

<*> Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов приведен в Приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

4.2. При оценке природных воздействий на проектируемый объект проверяются:

- правильность оценки вероятности возникновения в районе размещения объекта чрезвычайных ситуаций природного характера;

- правильность оценки характеристик интенсивности проявления неблагоприятных природных воздействий на объект;

- достаточность проектных решений и рекомендаций по предотвращению чрезвычайных ситуаций или снижению негативных последствий возможных аварий и катастроф до минимальных уровней.

4.3. При оценке техногенных воздействий на проектируемый объект проверяются:

- правильность оценки вероятности чрезвычайных ситуаций на других функционирующих в регионе потенциально опасных объектах;

- правильность определения зон возможных разрушений и действия вторичных поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях на других объектах;

- достаточность принимаемых мер по снижению последствий техногенного воздействия на объект.

4.4. При экспертной оценке опасности объекта проверяются:

- полнота перечня возможных чрезвычайных ситуаций и причин их возникновения;

- оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;

- общий эффект негативного воздействия поражающих факторов, характерных для данного объекта;

- специфика вызываемых поражений (прямое или косвенное, химическое, радиационное, механическое и т.д.);

- характеристика ущерба населению, окружающей среде и объектам производственной и социальной инфраструктуры в результате возможных аварий;

- сравнительная оценка снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций при предусмотренных проектом инженерных мерах по их предупреждению;

- оценка развития аварий при вводе в действие предусмотренных проектом инженерных мер по локализации аварийных ситуаций по сравнению с развитием и масштабами аварии при их отсутствии.

4.5. Оценка опасности объекта для населения и территорий проверяется для следующих основных ситуаций:

- эксплуатация объекта по утвержденной установленным порядком технологической документации;

- возможная проектная авария при штатной эксплуатации объекта;

- авария или повреждение (разрушение) объекта в результате террористического акта, военных действий или природных катастроф.

4.6. При оценке проектных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций проверяются:

- правильность определения и нанесения на зональной схеме и генплане объекта зон поражения при авариях и катастрофах на АЭС, химических, взрывоопасных и других опасных производствах, зон затопления паводковыми водами и волной прорыва при авариях на гидротехнических сооружениях;

- наличие системы контроля за безопасностью технологического процесса промышленного производства;

- наличие и технические характеристики защитных сооружений и защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (для радиационно опасных объектов);

- объем и содержание мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

- решения по созданию локальной системы оповещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178;

- наличие и качество сооружений и систем охраны и контрольно - пропускного режима на потенциально опасных объектах и производствах;

- противопожарные мероприятия;

- обеспечение проезда аварийно - спасательных и пожарных команд, наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;

- устройство пунктов санитарной обработки при авариях на АЭС, радиационно опасных и химически опасных производствах;

- проектные мероприятия по безаварийной остановке или снятию с эксплуатации (консервации) объекта и реабилитации окружающих территорий.

4.7. В проекте строительства объекта должна быть проведена оценка стоимости предусмотренных мероприятий по защите населения и территорий, а также дана сравнительная оценка ущерба, который может быть нанесен при возникновении чрезвычайных ситуаций без проведения на объекте защитных мероприятий.

5. Обобщение результатов экспертизы и оформление

экспертного заключения

5.1. Критериями оценки качества проектных решений раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций" являются сохранение жизни и здоровья населения и работающего персонала, снижение размеров материальных потерь и ущерба окружающей среде, обеспечение функционирования объекта в условиях воздействия аварий, катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения.

5.2. На основе результатов рассмотрения проектных решений, оценки качества документации и анализа достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляется экспертное заключение по разделу "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций".

При формулировании каждого замечания экспертного заключения следует дать принципиальное описание принятого решения, обосновать его нерациональность или допущенное отступление от требований действующих нормативов и изложить рекомендацию по изменению или улучшению проектного решения с указанием ссылки на действующий норматив или результаты расчетов.

Формулировка каждого замечания и предложения должна быть технически грамотной, лаконичной, исключать двойное толкование.

5.3. При наличии серьезных нарушений и замечаний, требующих переработки проектных решений, а также при некомплектности проектных материалов возможен возврат проекта на переработку. После переработки проект должен быть представлен на повторную экспертизу.

При наличии нарушений, не вызывающих необходимости переработки проекта и увеличения объема инвестиций, возможна рекомендация на утверждение при условии устранения замечаний, изложенных в экспертном заключении.

5.4. Оформление экспертного заключения производится в соответствии с примерным макетом (Приложение N 4 к настоящим Методическим рекомендациям) и на основании требований "Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства" (РДС 11-201-95).

Приложение 1

к пункту 1.2

Методических рекомендаций

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ

ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ЭКСПЕРТИЗЕ

РАЗДЕЛА "ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ" ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Федеральные законы:

"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94.

"Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91.

"Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26.06.91.

"Об экологической экспертизе" от 23.11.95.

Указы Президента Российской Федерации:

"О гражданской обороне" от 08.05.1993 N 643.

"Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" от 27.05.1996 N 784.

Постановления Правительства Российской Федерации:

"О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" от 01.07.1995 N 675.

"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 05.11.95 N 1113.

"О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики" от 15.10.92 N 763.

"Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 06.05.94 N 457.

"О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 01.03.1993 N 178.

"О государственной экспертизе градостроительной и проектно - сметной документации и утверждении проектов строительства" от 20.06.93 N 585.

"О мерах по обеспечению защиты персонала атомных станций и населения" от 23.10.89 N 882.

"О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ" от 12.11.92 N 869.

"О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации" от 29.10.92 N 833.

"Об организации в Российской Федерации обмена информацией о чрезвычайных ситуациях" от 25.03.92 N 190.

"О создании противолавинной службы" от 11.05.93 N 443.

"Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" от 03.08.92 N 545.

"О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 25.12.92 N 1008.

"Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации" от 22.07.92 N 505.

"О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" от 20.08.92 N 600.

"Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации" от 28.12.92 N 1026.

"Об утверждении Положения о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений" от 25.12.93 N 1346.

"О мерах по обеспечению защиты персонала атомных станций и населения в случае возникновения радиационно опасных аварий на этих станциях" от 23.10.89 N 882.

"Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" от 23.04.94 N 359.

Руководящие нормативные документы:

"О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации". Госкомархстрой России от 29.10.93 N 18-41.

Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов, объявленный письмом Минстроя России от 20.04.95 N БЕ-19-9/24.

Положение о разграничении функций между органами экспертизы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главгосэкспертизой России при проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства, объявленное Приказом МЧС России от 16.03.94 N 96.

Приказ МЧС России от 23.06.95 N 446 "О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

Приказ МЧС России и Госгортехнадзора России от 04.04.96 N 222/59 "О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации".

СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".

СП 11-101-95 "Порядок разработки согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений".

РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства".

РДС 30-201-93 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации".

СНиП 2.01.51-90 "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны".

ВСН ГО 38-83 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения раздела инженерно - технических мероприятий гражданской обороны в схемах и проектах районной планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов".

Инструкция по категорированию объектов народного хозяйства. М: 1979.

Рекомендации по проектированию запасных пунктов управления. М: Воениздат, 1987.

СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны".

ВСН ИТМ ГО АС-90 "Нормы проектирования инженерно - технических мероприятий гражданской обороны на атомных станциях".

СН 148-76 "Инструкция по проектированию приспособления и использования метрополитенов для защиты и перевозки населения в военное время".

ВСН ВК4-90 "Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно - питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях".

СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства".

СНиП 2.01.54-84. "Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках".

СНиП 2.01.55-85 "Объекты народного хозяйства в подземных горных выработках".

СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально - бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".

СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию".

ПНАЭ Г-03-33-93 "Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности".

СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы".

СНиП 2.09.03-85 "Сооружение промышленных предприятий".

СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территорий от затопления и подтопления".

СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования".

СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

СНиП 11-7-81* "Строительство в сейсмических районах".

СНиП 2.01.01-82 "Строительная климатология и геофизика".

СНиП 2.01.09-91 "Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах".

СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы".

СНиП 2.11.04-85 "Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов".

"Справочник по внутреннему инженерно - техническому оборудованию, приборам и инвентарю защитных сооружений гражданской обороны". Госстрой России от 29.07.93 N 06-54.

ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий".

ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные и чрезвычайные ситуации".

ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ "Пожарная безопасность. Термины и определения".

ГОСТ 26883-86 "Внешние воздействующие факторы. Термины и определения".

ОНТП 24-86 МВД СССР "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности".

Методические документы:

Методика прогнозирования инженерной обстановки на территории городов и регионов при чрезвычайных ситуациях. - М: в/ч 52609, 1991 г.

Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. - М: ВНИИ ГОЧС, 1993 г.

Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими и ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте. - М: в/ч 52609, 1992 г.

Методика прогнозирования и оценки медицинских последствий при авариях, связанных с выбросом диоксинов в окружающую среду. - М: в/ч 52609, 1992 г.

Временная методика прогнозирования радиационной обстановки в случае запроектных аварий, сопровождающихся выбросами в атмосферу и сбросами в водную среду радиоактивных веществ на объектах атомной энергетики. - М: в/ч 52609, 1991 г.

Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книги 1 и 2). М: МЧС России, 1994 г.

Приложение N 2

к пункту 1.4

Методических рекомендаций

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОСТ Р 22.0.02-94

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях - состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Гражданская оборона - система оборонных, инженерно - технических и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты гражданского населения и объектов народного хозяйства от опасностей, возникающих при военных действиях.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействия источников чрезвычайных ситуаций.

Защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, а также от воздействия современных средств поражения.

Катастрофа промышленная - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушение и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Современное средство поражения - находящееся на вооружении войск боевое средство, применение которого в военных действиях может вызвать или вызывает гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, нарушение здоровья населения, разрушения и повреждения объектов народного хозяйства, элементов окружающей природной среды, а также появление вторичных поражающих факторов.

Приложение N 3

к пункту 4.1

Методических рекомендаций

Введен в действие

письмом Минстроя России

от 20 апреля 1995 г. N БЕ-19-9/24

ПЕРЕЧЕНЬ

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИ

ОСОБО СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

1. Ядерно- и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов).

2. Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.

3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов.

4. Объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей.

5. Магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 МПа.

6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов.

7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению.

8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.

9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

10. Морские порты, аэропорты с длиной взлетно - посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.

11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

Приложение N 4

к пункту 5.4

Методических рекомендаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РАЗДЕЛУ "ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"

____________________________________________________________

(наименование проекта)

____________________________________________________________

1. Общие характеристики проекта:

- заказчик;

- проектная организация;

- место расположения объекта;

- основание и сроки разработки проекта;

- назначение объекта и краткое описание проектных решений;

- краткое описание решений раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций".

2. Замечания и предложения по разделу "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций":

- оценка комплексности и качества оформления;

- оценка подготовительной работы и согласований исходных данных проектных решений;

- замечания и предложения по проектным решениям и их обоснованиям.

3. Выводы и рекомендации по разделу в целом.

Другие документы по теме
"О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"О формировании Единого федерального реестра туроператоров"
"О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"Об исключении сведений о туроператорах из Единого федерального реестра туроператоров"
Ошибка на сайте