Приказ МЧС России от 17.01.2024 N 23
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 17 января 2024 г. N 23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОИСКУ И СПАСАНИЮ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД
И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, и Перечнем создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приведенным в приложении к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме координации деятельности по поиску и спасанию людей на водных объектах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Признать утратившими силу:
приказ МЧС России от 22 июля 2013 г. N 480 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2013 г., регистрационный N 29978);
пункт 5 приложения к приказу МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907).
Министр
А.В.КУРЕНКОВ
Утверждено
приказом МЧС России
от 17 января 2024 г. N 23
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОИСКУ И СПАСАНИЮ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД
И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, режимы функционирования функциональной подсистемы координации деятельности по поиску и спасанию людей на водных объектах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее соответственно - водные объекты Российской Федерации, функциональная подсистема РСЧС) <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о РСЧС).
2. Правовыми основами деятельности функциональной подсистемы РСЧС являются:
1) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <2>;
--------------------------------
<2> Далее - Федеральный закон N 68-ФЗ.
2) Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
3. Функциональная подсистема РСЧС действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
4. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы РСЧС осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных МЧС России <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 34 Положения о РСЧС.
II. Цели, задачи и функции функциональной подсистемы РСЧС
5. Целями функциональной подсистемы РСЧС являются:
1) эффективное применение сил и средств при поиске и спасании людей на водных объектах Российской Федерации;
2) отработка взаимодействия между аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями и другими силами при поиске и спасании людей на водных объектах Российской Федерации <4>.
--------------------------------
<4> Абзац шестой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
6. Задачами функциональной подсистемы РСЧС являются:
1) координация и контроль деятельности сил и средств функциональной подсистемы РСЧС;
2) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при поиске и спасании людей на водных объектах Российской Федерации;
3) обеспечение органов управления РСЧС научно-аналитической и прогнозной информацией о возникновении (возможности возникновения) чрезвычайных ситуаций на водных объектах Российской Федерации.
7. Функциями функциональной подсистемы РСЧС являются:
1) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для поиска и спасания людей на водных объектах Российской Федерации;
2) реализация требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по поиску и спасанию людей на водных объектах Российской Федерации;
3) реализация целевых и научно-технических программ в области поиска и спасания людей на водных объектах Российской Федерации.
III. Организация, состав сил и средств функциональной
подсистемы РСЧС
8. Организация управления функциональной подсистемой РСЧС осуществляется координационным органом, а на каждом уровне создаются постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи и оповещения органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
9. Координационным органом функциональной подсистемы РСЧС на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МЧС России <5>.
--------------------------------
<5> Абзац второй пункта 7 Положения о РСЧС.
10. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы РСЧС являются:
1) на федеральном уровне - уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
2) на межрегиональном уровне - главные управления МЧС России, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры федеральных округов;
3) на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
11. Органами повседневного управления функциональной подсистемы РСЧС являются:
1) на федеральном уровне - Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России;
2) на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры федеральных округов;
3) на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
12. Размещение органов управления функциональной подсистемы РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию <6>.
--------------------------------
<6> Пункт 12 Положения о РСЧС.
13. К силам и средствам функциональной подсистемы РСЧС относятся:
1) на федеральном уровне - силы и средства:
федерального государственного казенного учреждения "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд", г. Жуковский (Московская область);
федерального государственного бюджетного учреждения "Авиационно-спасательная компания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", г. Жуковский (Московская область);
спасательных центров МЧС России;
региональных поисково-спасательных отрядов МЧС России;
авиационно-спасательных центров МЧС России;
федерального государственного казенного учреждения "Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России", пос. Никола (Иркутская область);
федерального государственного казенного учреждения "Арктический спасательный учебно-научный центр "Вытегра", дер. Устье (Вологодская область);
2) на межрегиональном уровне - силы и средства:
спасательных центров МЧС России;
региональных поисково-спасательных отрядов МЧС России;
федерального государственного казенного учреждения "Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России", пос. Никола (Иркутская область);
федерального государственного казенного учреждения "Арктический спасательный учебно-научный центр "Вытегра", дер. Устье (Вологодская область);
3) на региональном уровне - силы и средства:
спасательных центров МЧС России;
главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
филиалов региональных поисково-спасательных отрядов МЧС России;
федерального государственного казенного учреждения "Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России", пос. Никола (Иркутская область);
федерального государственного казенного учреждения "Арктический спасательный учебно-научный центр "Вытегра", дер. Устье (Вологодская область).
IV. Режимы функционирования функциональной подсистемы РСЧС
и мероприятия, проводимые органами управления и силами
14. Деятельность органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах Российской Федерации органы управления и силы функциональной подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности <7>.
--------------------------------
<7> Абзац первый пункта 24 Положения о РСЧС.
16. Решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) для органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС устанавливается один из следующих режимов функционирования:
1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
17. Информация о введении на конкретной территории (акватории) режимов функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС, а также о принимаемых мерах по обеспечению безопасности доводится до населения через средства массовой информации и по иным каналам связи.
18. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на территориях (акваториях) режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, решением Министра установленные в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения режимы функционирования для органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС отменяются.
19. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы РСЧС, являются <8>:
--------------------------------
<8> Пункт 28 Положения о РСЧС.
1) в режиме повседневной деятельности:
сбор, обработка и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах Российской Федерации;
поддержание в технической готовности средств функциональной подсистемы РСЧС;
реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на водных объектах Российской Федерации;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы РСЧС, организации подготовки и обеспечения их деятельности;
пропаганда знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций на водных объектах Российской Федерации;
2) в режиме повышенной готовности:
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС на пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях на водных объектах Российской Федерации, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации на водных объектах Российской Федерации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
3) в режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций на водных объектах Российской Федерации;
организация координации деятельности по поиску и спасанию людей на водных объектах Российской Федерации и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы РСЧС;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации на водных объектах Российской Федерации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при поиске и спасании людей на водных объектах Российской Федерации.
V. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы
РСЧС в рамках РСЧС
20. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы РСЧС в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334, Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 <9>, Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 <10>, а также регламентом информационного обмена для организации информационного взаимодействия <11>.
--------------------------------
<9> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039, с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907); далее - приказ МЧС России N 496.
<10> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2021 г., регистрационный. N 62744.
<11> Абзац первый пункта 9 приложения к приказу МЧС России N 496.
21. Использование в функциональной подсистеме РСЧС информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
22. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами <12>.
--------------------------------
<12> Абзац пятый пункта 22 Положения о РСЧС.