Приказ Казначейства России от 25.10.2022 N 28н
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 25 октября 2022 г. N 28н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ КОНТРОЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО
УНИЧТОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
В соответствии с пунктом 29 Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 9, ст. 1335), пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2022, N 29, ст. 5505), приказываю:
утвердить Порядок проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, согласно приложению к настоящему приказу.
Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН
Утвержден
приказом Федерального казначейства
от 25 октября 2022 г. N 28н
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ КОНТРОЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО
УНИЧТОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
1. Настоящий Порядок проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, разработан в целях организации и проведения контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ) в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее - аудиторские организации).
2. Контрольные мероприятия в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в отношении аудиторских организаций осуществляются Федеральным казначейством и его территориальными органами (далее - контрольный орган (его территориальные органы) соответственно).
3. Должностными лицами контрольного органа (его территориальных органов), уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных мероприятий являются руководитель (заместитель руководителя) контрольного органа (его территориальных органов).
4. Должностными лицами контрольного органа, уполномоченными на осуществление контрольных мероприятий, являются руководитель (заместитель руководителя) контрольного органа (его территориальных органов), федеральные государственные гражданские служащие, в должностные обязанности которых входит осуществление полномочий по проведению контрольных мероприятий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее - должностные лица).
5. При проведении контрольным органом (его территориальным органом) информирования аудиторской организации о возможном несоблюдении требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2022, N 29, ст. 5298), принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России (далее - требования законодательства), до сведения такой аудиторской организации доводится также информация о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения соответствующих требований законодательства.
6. Приказ о проведении проверки соблюдения аудиторской организацией требований законодательства (далее - соответственно приказ о проведении проверки, проверка) должен содержать следующие сведения:
наименование контрольного органа (его территориального органа);
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки (далее - инспекторы);
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя проверки;
наименование аудиторской организации, в отношении которой проводится проверка, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН), основной регистрационный номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - ОРНЗ), адрес в пределах места нахождения и место фактического осуществления деятельности аудиторской организации;
вид проверки;
основания проведения проверки;
предмет проверки и срок ее проведения;
перечень контрольных действий;
период деятельности аудиторской организации, подлежащий проверке.
7. Численность группы инспекторов составляет не менее двух должностных лиц контрольного органа (его территориального органа), включая руководителя проверки. Состав группы инспекторов определяется на основе задач проверки, сроков проверки, объема предполагаемых контрольных действий, места нахождения проверяемой аудиторской организации (ее филиала).
8. О проведении выездной проверки аудиторская организация уведомляется не позднее чем за 24 часа до ее начала путем направления в адрес аудиторской организации копии приказа о проведении проверки, в том числе посредством электронной почты по адресу, сведения о котором размещены на официальном сайте проверяемой аудиторской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
9. Истребование у аудиторской организации, в отношении которой проводится проверка, необходимых для проведения выездной проверки документов и информации, осуществляется посредством запроса о предоставлении документов и информации.
10. Запрос о предоставлении документов и информации должен содержать следующие сведения:
дату составления;
номер и дату приказа о проведении проверки;
перечень документов и информации, которые должны быть предоставлены аудиторской организацией;
форму предоставления документов и информации;
срок предоставления документов и информации.
11. Запрос о предоставлении документов и информации подготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в контрольном органе (его территориальном органе), другой вручается руководителю или уполномоченному представителю аудиторской организации либо направляется в адрес аудиторской организации любым доступным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его получения.
12. Течение срока предоставления документов по запросу о предоставлении документов и информации начинается с рабочего дня, следующего за днем его получения проверяемой аудиторской организацией.
13. О проведении документарной проверки аудиторская организация уведомляется при направлении запроса о проведении документарной проверки, к которому прилагается копия приказа о проведении проверки.
14. Запрос о проведении документарной проверки оформляется аналогично запросу о предоставлении документов и информации (далее в совокупности - запросы).
15. Течение срока предоставления документов и информации по запросу о проведении документарной проверки начинается с рабочего дня, следующего за днем вручения заказного почтового отправления, указанного в уведомлении о вручении, либо дня вручения нарочным.
16. Аудиторские организации, в отношении которых проводятся проверки, предоставляют группе инспекторов документы и информацию, необходимые для проведения проверки, в срок, указанный в запросах, а также доступ к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем в части, относящейся к предмету проверки.
17. Срок, устанавливаемый в запросах, должен обеспечивать возможность подготовки проверяемыми аудиторскими организациями документов и информации, указанных в запросах.
18. В случае, если проверяемая аудиторская организация не имеет возможности предоставить документы и информацию в сроки, указанные в запросах, такая аудиторская организация вправе обратиться с ходатайством в письменной форме к руководителю проверки о продлении срока предоставления документов и информации с указанием причин, по которым документы и информация, указанные в запросах, не могут быть предоставлены в установленные в запросах сроки.
19. В течение одного рабочего дня, следующего за днем получения ходатайства о продлении срока предоставления документов и информации, руководитель проверки рассматривает данное ходатайство и направляет в адрес проверяемой аудиторской организации уведомление о продлении срока предоставления документов и информации (с указанием нового срока) или отказе в продлении срока предоставления документов и информации любым доступным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления, в том числе посредством электронной почты по адресу, сведения о котором размещены на официальном сайте проверяемой аудиторской организации в сети "Интернет".
20. Оригиналы документов для изучения представляются группе инспекторов по адресу в пределах места нахождения и/или фактического осуществления деятельности проверяемой аудиторской организации.
21. Предоставляемые по запросам копии документов должны быть заверены проверяемой аудиторской организацией.
22. Возникновение объективных причин невозможности проведения проверки в установленные сроки является основанием для незамедлительного направления руководителем проверки мотивированного представления руководителю контрольного органа (его территориального органа), с изложением оснований продления срока проведения проверки и срока требуемого продления проверки (далее - мотивированное представление о продлении срока проведения проверки).
23. Основаниями продления срока проведения проверки аудиторской организации являются:
необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований;
поступление в течение срока проведения проверки от правоохранительных и контрольных (надзорных) органов, Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", иных органов и организаций требующей проверки информации о фактах нарушения такой аудиторской организацией требований законодательства.
24. На основании мотивированного представления о продлении срока проведения проверки издается приказ контрольного органа (его территориального органа) о продлении срока проведения проверки.
25. Проверяемая аудиторская организация информируется о продлении срока проведения проверки не позднее чем за 24 часа до даты окончания ранее установленного срока проведения проверки путем ознакомления с копией приказа о продлении срока проведения проверки ее руководителя или уполномоченного представителя либо путем направления в адрес проверяемой аудиторской организации копии приказа о продлении срока проведения проверки любым доступным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления, в том числе посредством электронной почты по адресу, сведения о котором размещены на официальном сайте проверяемой аудиторской организации в сети "Интернет".
26. Возникновение причин (временная нетрудоспособность, отпуск, увольнение) частичного или полного изменения состава группы инспекторов или замены руководителя проверки является основанием для направления руководителем проверки мотивированного представления руководителю контрольного органа (его территориального органа) с указанием причин для частичного или полного изменения состава группы инспекторов, замены руководителя проверки (далее - мотивированное представление об изменении состава группы инспекторов).
27. На основании мотивированного представления об изменении состава группы инспекторов издается приказ контрольного органа (его территориального органа) об изменении состава группы инспекторов.
28. Проверяемая аудиторская организация информируется об изменении состава группы инспекторов путем ознакомления с копией приказа об изменении состава группы инспекторов ее руководителя или уполномоченного представителя либо путем направления в адрес проверяемой аудиторской организации копии приказа об изменении состава группы инспекторов любым доступным способом, в том числе посредством электронной почты по адресу, сведения о котором размещены на официальном сайте проверяемой аудиторской организации в сети "Интернет".
29. Акт проверки составляется по месту нахождения контрольного органа (его территориального органа) в пределах срока проведения проверки, установленного приказом о проведении проверки, в двух экземплярах, один из которых остается в контрольном органе (его территориальном органе), другой в течение трех рабочих дней после даты его составления вручается руководителю или уполномоченному представителю аудиторской организации, в отношении которой проводилась проверка, либо направляется по адресу в пределах места ее нахождения почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
30. Акт проверки должен содержать следующие сведения:
дату и место составления;
наименование контрольного органа (его территориального органа);
дату и номер приказа, на основании которого проведена проверка;
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности инспекторов и руководителя проверки;
наименование аудиторской организации, в отношении которой проводилась проверка, ИНН, ОГРН, ОРНЗ, адрес в пределах места нахождения и место фактического осуществления деятельности аудиторской организации;
период деятельности аудиторской организации, подлежащий проверке;
срок проведения проверки;
перечень контрольных действий, совершенных в ходе проверки;
список документов и сведений, рассмотренных в ходе проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе, о выявленных нарушениях;
подписи инспекторов и руководителя проверки.
В случае выявления в ходе проверки нарушений требований законодательства в акте проверки указывается нормативный правовой акт и его структурная единица, которым установлено нарушенное требование законодательства, сведения, являющиеся доказательствами нарушения требования законодательства, сведения об исполнении (неисполнении) ранее принятого решения контрольного органа (его территориального органа).
31. К акту проверки прилагаются копии документов, подтверждающих содержащиеся в акте проверки сведения о выявленных нарушениях требований законодательства, копии иных связанных с результатами проверки документов.
32. В случае невозможности проведения проверки в связи с отсутствием проверяемой аудиторской организации по месту нахождения или по месту осуществления деятельности, либо в связи с фактическим неосуществлением аудиторской организацией деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) аудиторской организации, повлекшими невозможность проведения или завершения проверки, составляется акт о невозможности проведения проверки, с указанием причин. Акт о невозможности проведения проверки подписывается инспекторами и руководителем проверки.
33. Предписание об устранении выявленных нарушений (далее - предписание) выносится на основании акта проверки и должно содержать следующие сведения:
дату вынесения;
наименование аудиторской организации, в отношении которой выносится предписание, ИНН, ОГРН, ОРНЗ, адрес в пределах места нахождения и место фактического осуществления деятельности аудиторской организации;
номер и дату акта проверки, на основании которого выносится предписание;
информация о выявленных нарушениях с указанием нарушенных требований законодательства;
сроки устранения выявленных нарушений;
информация о способах подтверждения устранения выявленных нарушений;
фамилию, имя, отчество (при наличии) должность лица, выносящего предписание.
34. Срок, устанавливаемый для устранения нарушений, не может составлять более тридцати рабочих дней со дня получения аудиторской организацией предписания.
35. Предписание вручается руководителю или уполномоченному представителю аудиторской организации, в отношении которой проводилась проверка, либо направляется по адресу в пределах места ее нахождения почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
36. Все требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в полном объеме и в установленные в предписании сроки.
37. В случае невозможности исполнения требований предписания в установленные в предписании сроки по причинам, не зависящим от аудиторской организации, допустившей нарушения, такая аудиторская организация вправе не позднее чем за десять рабочих дней до дня истечения срока исполнения предписания обратиться в контрольный орган (его территориальный орган) с мотивированным ходатайством в письменном виде о продлении срока исполнения предписания.
38. Срок рассмотрения ходатайства о продлении срока исполнения предписания не может превышать пять рабочих дней с дня получения контрольным органом (его территориальным органом) такого ходатайства.
39. Датой получения ходатайства о продлении срока исполнения предписания считается дата регистрации указанного ходатайства в контрольном органе (его территориальном органе).
40. По результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока исполнения предписания контрольный орган (его территориальный орган) принимает решение о возможности или невозможности удовлетворения данного ходатайства.
41. В случае удовлетворения ходатайства о продлении срока исполнения предписания устанавливается новый срок исполнения предписания, который не может превышать 15 рабочих дней.
42. Решение об удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания или невозможности удовлетворения такого ходатайства вручается руководителю или уполномоченному представителю аудиторской организации либо направляется по адресу в пределах места ее нахождения почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
43. Сведения о проведении информирования, а также информация о результатах проверок размещается на официальном сайте контрольного органа (его территориального органа) в сети "Интернет".