Приказ Госкорпорации "Росатом" от 10.11.2010 N 1/418-П
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
ПРИКАЗ
от 10 ноября 2010 г. N 1/418-П
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ОБЪЕКТАХ), НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
И ВХОДЯЩИХ В СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ"
В целях обеспечения деятельности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом".
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя генерального директора Госкорпорации "Росатом" Е.В. Евстратова.
И.о. генерального директора
А.М.ЛОКШИН
Приложение
к Приказу
от 10 ноября 2010 г. N 1/418-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ОБЪЕКТАХ),
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ И ВХОДЯЩИХ В СФЕРУ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ"
1. Настоящее Положение разработано во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688).
2. Положение определяет организацию и порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом" (далее - ОСЧС), и распространяется на учреждения и акционерные общества Госкорпорации "Росатом", их дочерние и зависимые общества, а также подведомственные федеральные государственные унитарные предприятия и подведомственные федеральные государственные учреждения Госкорпорации "Росатом".
3. ОСЧС осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192), Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, N 13, ст. 1180; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834, N 49, ст. 6079; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 52 (ч. I), ст. 6450), Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 23, ст. 2789), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Основными задачами ОСЧС являются:
планирование мероприятий, организация и проведение в пределах своей компетенции работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности и аварийного реагирования;
совершенствование системы мер и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;
разработка, ведение и совершенствование нормативной правовой, организационной и методической базы функционирования ОСЧС;
обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки и готовности к действиям в аварийной обстановке руководителей организаций, органов управления, сил и средств ОСЧС;
создание финансовых и материальных ресурсов, совершенствование систем связи, оповещения и информационного обеспечения ОСЧС;
сбор, обработка, анализ, учет и обмен информацией о состоянии деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, оценка достаточности и эффективности проводимых мероприятий;
совершенствование системы научно-технической поддержки принятия решений в условиях ликвидации аварии и чрезвычайных ситуаций;
совершенствование организационно-штатной структуры аварийно-спасательной службы и аварийно-спасательных формирований, их оснащение специальной техникой и оборудованием на основе последних достижений науки и техники, в том числе средствами робототехники;
выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами в области готовности и реагирования на ядерные и радиационные аварии (аварийные ситуации) по вопросам, входящим в компетенцию Корпорации.
5. ОСЧС объединяет координационные органы, органы управления, силы и средства Госкорпорации "Росатом" (далее - Корпорации), учреждений и акционерных обществ Корпорации, их дочерних и зависимых обществ, а также подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и подведомственных федеральных государственных учреждений (далее - организации Корпорации) и действует на федеральном и на объектовом уровне.
6. Общее руководство деятельностью ОСЧС на федеральном уровне осуществляет генеральный директор Корпорации.
Координация функционирования ОСЧС в рамках своей компетенции возлагается на заместителей генерального директора Корпорации.
Общее методическое обеспечение деятельности ОСЧС осуществляет структурное подразделение Корпорации, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения (работников) и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Методическое руководство и обеспечение функционирования ОСЧС объектового уровня возлагается на акционерные общества Корпорации, их дочерние и зависимые общества, а также на структурные подразделения Корпорации, осуществляющие координацию производственно-хозяйственной деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и подведомственных федеральных государственных учреждений.
7. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня создается в организациях Корпорации, эксплуатирующих потенциально опасные объекты (ядерно и радиационно опасные, химически опасные, пожаровзрывоопасные, техногенно опасные), возникновение чрезвычайных ситуаций на территории которых может привести к человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде, повлечь значительные материальные потери, нарушить безопасность и устойчивость функционирования организаций (объектов).
Общее руководство деятельностью ОСЧС объектового уровня (СЧСО) осуществляют руководители организаций Корпорации.
8. ОСЧС включает координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
9. Координационными органами ОСЧС являются:
на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Корпорации (далее - ОКЧС);
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций Корпорации (далее - КЧСО).
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяется в положениях о них.
10. Постоянно действующими органами управления ОСЧС и СЧСО соответственно являются структурное подразделение Корпорации (федеральный уровень) и структурные подразделения организаций Корпораций (объектовый уровень), уполномоченные на решение задач в области защиты населения (работников) и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления ОСЧС соответственно являются центр управления в кризисных ситуациях Корпорации (федеральный уровень), кризисные центры или дежурно-диспетчерские службы организаций Корпорации (объектовый уровень).
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления ОСЧС федерального и объектового уровней определяется соответствующими положениями о них.
11. Силами ОСЧС являются специально подготовленные штатные и нештатные подразделения, укомплектованные необходимыми средствами и предназначенные для предупреждения чрезвычайных ситуаций, ликвидации аварий и их последствий.
В состав сил ОСЧС входят:
силы предупреждения - силы наблюдения и контроля, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
силы аварийного реагирования - штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для оперативного реагирования и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Организационная структура, состав сил ОСЧС и их оснащение определяются руководством Корпорации и организаций Корпорации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
12. Силы аварийного реагирования ОСЧС состоят из сил постоянной готовности федерального уровня, штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований объектовых систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы аварийного реагирования обеспечивают проведение первоочередных мероприятий при возникновении аварий, ликвидацию аварий и их последствий при производственной деятельности организаций, включая возможные аварии при транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.
Привлечение сил аварийного реагирования Корпорации к ликвидации аварий и их последствий осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению руководства Корпорации и руководителей организаций Корпорации, осуществляющих руководство деятельностью указанных сил аварийного реагирования.
13. Подготовка специалистов органов управления и сил ОСЧС осуществляется в установленном порядке.
В целях повышения практической готовности органов управления и сил ОСЧС ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки в соответствии с Методическими рекомендациями Корпорации по проведению учений и тренировок.
14. При отсутствии аварии (аварийной ситуации) и угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы ОСЧС федерального и объектового уровней функционируют в режиме повседневной деятельности.
В режиме повседневной деятельности органами управления и силами ОСЧС проводятся следующие основные мероприятия:
реализация мер по обеспечению ядерной, радиационной, пожарной, промышленной и экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений;
контроль выполнения мер и мероприятий по обеспечению безопасности потенциально опасных объектов, мониторинг состояния объектов, радиационной и экологической обстановки;
сбор, обработка и обмен информацией о состоянии ядерно и радиационно опасных установок и объектов, повышение их ядерной и радиационной безопасности;
планирование действий органов управления и сил, обучение спасателей и работников организаций, обеспечение постоянной готовности к действиям в условиях аварий и чрезвычайных ситуаций, проведение учений и тренировок;
планирование эвакуационных мероприятий;
создание, размещение и хранение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования.
15. При возникновении аварии (аварийной ситуации) и угрозе возникновения чрезвычайной ситуации решением генерального директора Корпорации, решениями руководителей организаций Корпорации устанавливается режим повышенной готовности или режим чрезвычайной ситуации функционирования органов управления и сил ОСЧС с проведением следующих основных мероприятий:
а) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за развитием обстановки и состоянием окружающей среды, прогнозирование развития аварии и возможности возникновения чрезвычайной ситуации;
введение (при необходимости) круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ОСЧС федерального и объектового уровней;
организация работ по локализации и ликвидации аварии (аварийной ситуации);
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ОСЧС данных о развитии обстановки;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения аварий, снижению размеров ущерба и потерь, а также повышению безопасности, устойчивости управления и функционирования организаций;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
проверка и восполнение при необходимости резервов материальных средств и ресурсов;
осуществление информационного обмена между органами управления ОСЧС;
прогнозирование развития аварии и возможности воздействия на работников (персонал) и население;
б) в режиме чрезвычайной ситуации (аварии):
организация работ по локализации и ликвидации аварии, обеспечение действий сил и средств ОСЧС;
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и развитием обстановки, прогнозирование воздействия на население и окружающую среду с выдачей рекомендаций органам местного самоуправления по защите населения, в том числе с проведением эвакуационных мероприятий;
наращивание при необходимости сил реагирования в районе аварии;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне аварии (чрезвычайной ситуации);
организация оповещения руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организация взаимодействия с функциональными и территориальными подсистемами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, установленные режимы функционирования органов управления и сил ОСЧС отменяются.
16. Информация о введении соответствующих режимов функционирования органов управления и сил ОСЧС федерального и объектового уровней, мерах по обеспечению безопасности работников организаций и населения доводится через средства массовой информации и по иным каналам связи.
17. Ликвидация аварий и их последствий в организациях Корпорации осуществляется силами и средствами ОСЧС объектового уровня. При необходимости решением генерального директора Корпорации привлекаются дополнительные силы и средства ОСЧС.
Руководство силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации аварии (чрезвычайной ситуации), осуществляет руководитель работ по ликвидации аварии (чрезвычайной ситуации), назначаемый руководителем организации Корпорации, а в случае крайней необходимости генеральным директором Корпорации.
Руководители аварийно-спасательных формирований Корпорации, прибывшие в зону аварии (чрезвычайной ситуации) первыми, принимают на себя и исполняют обязанности руководителя работ по ликвидации последствий аварии (чрезвычайной ситуации) до прибытия должностного лица, к полномочиям которого отнесена ликвидация аварии (чрезвычайной ситуации).
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций устанавливают границы зоны аварии (чрезвычайной ситуации), порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Заместитель генерального директора
Государственной корпорации
по атомной энергии "Росатом"
Е.В.ЕВСТРАТОВ
Согласовано
Статс-секретарь -
заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
В.А.ПУЧКОВ