Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 N 627
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 сентября 2017 г. N 627
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ
ДО 2025 ГОДА
В целях совершенствования информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, определения основных приоритетов и принципов его развития, активизации деятельности в области информатизации, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция).
2. Назначить ответственным руководителем за планирование и реализацию мероприятий по использованию информационных технологий заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы деятельности Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ответственным подразделением - Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3. Главному управлению правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить:
координацию работ по созданию и внедрению новых автоматизированных информационных систем, баз и банков данных, модернизации имеющихся, а также интеграцию их в единое информационное пространство системы Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 01.12.2021 N 713;
подготовку плана мероприятий по реализации Концепции до 31 октября 2017 года.
4. Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации в установленном порядке организовать формирование, утверждение и размещение плана-графика закупок товаров, работ, услуг на очередной финансовый год и плановый период с учетом реализации мероприятий Концепции, обеспечить их своевременное финансирование.
5. Начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным приравненным к ним специализированным прокурорам, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации обеспечить реализацию Концепции, взять под личный контроль вопросы эффективного использования автоматизированных информационных систем, баз и банков данных в деятельности подчиненных подразделений, органов и организаций прокуратуры.
6. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" ежегодно до 15 января представлять в Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации докладные записки об итогах работы за год в сфере цифровой трансформации и внедрения информационных технологий, в том числе:
а) о деятельности уполномоченных по цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации;
б) внедрении и использовании цифровых технологий, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
в) проведении мероприятий по контролю за качеством и своевременностью исполнения поручений в информационно-коммуникационной сфере;
г) об организации консультативной и методической поддержки работников по вопросам внедрения цифровых решений и сопровождения процессов цифровой трансформации;
д) о перечне используемых информационных систем, в том числе эксплуатируемых локально, практике их применения (в том числе положительном опыте и выявленных недостатках), оснащенности программно-техническими средствами;
е) предложениях по совершенствованию надзорной деятельности на основе применения цифровых технологий, функционала информационных систем, актуализации организационно-распорядительных документов, регламентирующих обозначенную сферу;
ж) реализации исполнителями обязательств по централизованным государственным контрактам, состоянии исполнения иных государственных контрактов, заключенных в пределах доведенных до прокуратур лимитов бюджетных обязательств по соответствующему виду расходов бюджетных средств в сфере информационно-коммуникационных технологий, с разбивкой по кодам классификации операций сектора государственного управления;
з) потребностях в сфере информационно-коммуникационных технологий;
и) об организации защиты информации.
7. Военным прокурорам сведения, указанные в пункте 6 настоящего приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.
Главной военной прокуратуре обобщенные сведения направлять в Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сроки, указанные в пункте 6 настоящего приказа.
8. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".
9. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным приравненным к ним специализированным прокурорам, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА
Утверждена
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 14.09.2017 N 627
КОНЦЕПЦИЯ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА
1. Введение
Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) осуществляется в рамках государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации.
Реализация Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) направлена на комплексную оптимизацию деятельности органов прокуратуры в целях:
преимущественного использования данных в цифровой форме;
формирования среды электронного взаимодействия с учетом потребностей граждан, общества и государственных органов в получении качественных и достоверных сведений;
развития цифровой инфраструктуры на основе применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирования новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры;
создания методической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры в области реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления в области цифровой трансформации органов прокуратуры, механизм реализации, ожидаемые результаты, а также источники финансирования настоящей Концепции, учитывает тенденции и перспективы развития цифровой экономики в Российской Федерации.
Концепция разработана в соответствии с положениями следующих документов стратегического планирования:
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 N 145;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490;
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646;
поручение Президента Российской Федерации от 21.07.2016 N Пр-1385;
абзацы пятнадцатый - семнадцатый исключены. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382.
Указанные документы стратегического планирования определяют широкий спектр актуальных задач, связанных с развитием экономики нового технологического поколения и форсированной цифровизацией государственного управления. Решение этих задач органами прокуратуры в современных условиях возможно на основе поступательного и взаимосвязанного развития и гармонизации нормативной правовой базы, комплексной оптимизации процессов внутренней деятельности, модернизации информационно-технологической платформы, совершенствования системы кадрового обеспечения.
В соответствии с указанными документами реализация Концепции направлена на формирование устойчивых тенденций цифровой трансформации органов прокуратуры, включая:
комплексную оптимизацию процессов внутренней деятельности, формирование обновленной регуляторной базы, обеспечивающей благоприятный правовой режим для осуществления цифровой трансформации органов прокуратуры;
формирование и развитие цифровой среды органов прокуратуры с учетом потребностей граждан, бизнеса и государства в своевременном получении качественных и достоверных сведений на основе преимущественного использования единой инфраструктуры электронного правительства, применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и средств защиты информации;
обеспечение согласованного развития цифровой экосистемы органов прокуратуры (включающей цифровую среду, а также правила и механизмы взаимодействия между собой органов прокуратуры, граждан, бизнеса, власти, международного сообщества) и других субъектов контрольно-надзорной деятельности системы государственного управления России.
Положения Концепции являются обязательными при разработке программ, реализации мероприятий и инициатив, связанных с деятельностью органов прокуратуры, до 2025 года включительно.
2. Цели и задачи цифровой трансформации органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации
Целями цифровой трансформации являются:
повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
создание условий для оперативной реализации надзорных функций в связи с цифровизацией объектов надзора;
обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования собственной цифровой инфраструктуры, повышение ее информационной безопасности;
создание условий готовности к изменениям в общественно-политической и экономической ситуации, связанным с переходом к цифровой экономике;
поэтапный переход от сервисной модели к собственной (балансовой) цифровой инфраструктуре в части автоматизированных рабочих мест, организационной техники, оборудования сканирования, видео-конференц-связи и IP-телефонии для обеспечения ее устойчивого и бесперебойного функционирования и повышения информационной безопасности;
развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение задач по следующим приоритетным направлениям.
Направление 1. Высокотехнологичный надзор - формирование на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, внедрение современных механизмов и технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в цифровой среде.
Основные задачи:
участие в совершенствовании правового, научно-методического и организационно-технологического обеспечения автоматизированной оценки качества деятельности правоохранительных органов;
повышение эффективности надзора путем внедрения современных и перспективных информационных технологий обработки первичной информации во всех видах надзорной деятельности;
повышение оперативности прокурорского реагирования на нарушения закона, устранение причин и условий, им способствующих;
сокращение времени реагирования на поступающие обращения;
обеспечение своевременного, в том числе дистанционного, получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии законности и работы по профилактике правонарушений и преступлений;
повышение обоснованности принимаемых решений в рамках исполнения надзорных функций на основе автоматизированного выявления и учета характерных закономерностей, соответствующих нарушениям в установленной сфере надзора, подготовки рекомендаций по выполнению проверки с учетом выявленных закономерностей.
Направление 2. Цифровая инфраструктура - обеспечение реализации нового качества электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней с гражданами, организациями, государственными органами на основе создания безопасной высокотехнологичной универсальной цифровой среды.
Основные задачи:
комплексная оптимизация и взаимосвязанная цифровизация процессов внутренней и межведомственной деятельности органов прокуратуры;
совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития существующих и вновь создаваемых компонентов цифровой среды органов прокуратуры, включая государственные и ведомственные информационные системы;
создание и развитие устойчивой, надежной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, реализующей в том числе "сквозные" технологии цифровой экономики и использующей существующие и вновь создаваемые российские центры обработки данных, государственную единую облачную платформу, защищенные сети связи и передачи данных, отечественные цифровые платформы работы с данными;
разработка и внедрение в деятельность органов прокуратуры всех уровней эффективных механизмов обеспечения дистанционного взаимодействия между собой, с гражданами, организациями и учреждениями, государственными органами, в том числе с использованием СМЭВ, МЭДО, государственной интегрированной сети передачи данных;
разработка системы управления нормативно-справочной информацией (далее - НСИ) и мастер-данными (единые справочники, содержащие информацию о структуре органа, перечни, рубрикаторы и классификаторы, позволяющие упорядочить и систематизировать информацию и документы, минимизировать сроки ввода данных в систему, снизить риски ошибок, связанных с человеческим фактором) органов прокуратуры на всем их жизненном цикле с учетом обеспечения возможности их содержательной обработки в других отраслях цифровой экономики Российской Федерации;
формирование требований и модели непрерывного повышения квалификации работников органов прокуратуры, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по вопросам реализации своих полномочий, оптимизации процессов подготовки и принятия управленческих решений в условиях цифровой экономики.
Направление 3. Среда доверия - обеспечение технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, бизнеса и государственных интересов при осуществлении взаимодействия в обновленной цифровой экосистеме органов прокуратуры.
Основные задачи:
совершенствование правового регулирования с целью формирования единой цифровой среды (электронный обмен информации) доверия экосистемы органов прокуратуры;
создание системы взаимодействия с гражданами, обществом, организациями и учреждениями, которая позволяет использовать современные и перспективные каналы коммуникаций;
разработка и внедрение механизмов мониторинга и повышения удовлетворенности граждан, организаций и учреждений степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;
обеспечение открытости, доступности и достоверности статистических данных для граждан и юридических лиц на основе внедрения органами прокуратуры и предоставления пользователям современных цифровых сервисов;
обеспечение участников взаимодействия средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций;
повышение прозрачности информационного сопровождения процессов надзорной деятельности с соблюдением принципа обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов прокуратуры, а также информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, с учетом принципа экстерриториальности;
повышение уровня общего доверия граждан к деятельности органов прокуратуры.
3. Текущее состояние информационных систем органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации
3.1. Ведомственные информационные системы
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2004 N 25-10 "О создании информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации" введена в действие Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов, которая представляет собой ведомственную территориально распределенную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование следующих автоматизированных информационных комплексов и систем (далее - АИК, АИС соответственно):
АИК "НАДЗОР", предназначенный для ведения ведомственного делопроизводства и документооборота в электронном виде, включая модуль "Скан" для поточного сканирования документов;
АИС "Архивное дело ОП", предназначенная для автоматизации процессов делопроизводства по ведению номенклатуры дел, формированию, оформлению дел, систематизации и приему дел на архивное хранение;
АИК "КАДРЫ-ОП", предназначенный для распределенного учета кадров и их персональных данных, а также изменений в штатном расписании органов прокуратуры;
АИС "Парус", предназначенная для автоматизации задач в области бухгалтерского учета и обеспечения финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры;
АИС "ПЕНСИЯ", предназначенная для учета и сопровождения пенсионного обеспечения бывших работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, в том числе постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
По состоянию на 2017 год пользователями указанных ведомственных информационных систем являются 1,7 тыс. работников, что составляет примерно 4,0% от штатной численности органов прокуратуры.
Также на основании распоряжения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 05.02.2010 N 47/85р "О порядке подготовки форм статистической отчетности в электронном виде с использованием специального программного обеспечения "Автоматизированное рабочее место "Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации" для сбора, обработки статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации используется программный комплекс АРМ "Статистика".
3.2. Государственные информационные системы
В 2015 году создана федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок" (далее - ФГИС ЕРП), оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации. В системе работает более 1 500 прокуроров, предоставлен доступ к ней свыше 31,5 тыс. специалистам более чем 3 100 контрольно-надзорных органов и 80 бизнес-омбудсменам.
В целях реализации функции по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора осуществляется комплекс мероприятий, направленных на создание государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее - ГАС ПС).
К настоящему времени в рамках работ по созданию ГАС ПС выполнено техническое проектирование, разработано и внедрено в рамках пилотной зоны специальное программное обеспечение системы, обеспечивающее в том числе реализацию функций форматно-логического контроля для минимизации ошибок при вводе информации в документы первичного учета, создано единое хранилище данных, создан и аккредитован Минкомсвязью России удостоверяющий центр Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Более 2,8 тыс. работников органов прокуратуры используют в своей деятельности квалифицированную электронную подпись. С 2013 года начата опытная эксплуатация ГАС ПС в 6 регионах пилотной зоны. С 2015 года пилотная зона расширена до 27 регионов. Доступ к ресурсам ГАС ПС предоставлен более чем 30,5 тыс. работникам органов прокуратуры и сотрудникам других правоохранительных органов.
В целях повышения открытости информации в составе ГАС ПС создан и функционирует в сети "Интернет" в тестовом режиме информационно-аналитический ресурс "Портал правовой статистики" (crimestat.ru), обеспечивающий доступ пользователям к данным государственной статистической отчетности федерального и регионального уровней.
Для обеспечения доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти функционирует официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://epp.genproc.gov.ru), размещенный в сегменте сети "Интернет" для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (сеть RSNet). Сайт имеет русско- и англоязычную версии. Для использования возможностей интерактивного общения при организации рассмотрения поступающих обращений на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации создана интернет-приемная.
3.3. Единая система межведомственного электронного взаимодействия
В органах прокуратуры к сервисам СМЭВ подключено свыше тысячи пользователей, из них около 50 - в центральном аппарате. В свою очередь, Генеральная прокуратура Российской Федерации предоставляет пользователям СМЭВ сервис ФГИС ЕРП. В процентном отношении к количеству работников органов прокуратуры дефицит подключения составляет 98,0%.
Подключение информационных систем органов прокуратуры к СМЭВ осуществляется с 2014 года. Разработано программное обеспечение для 30 сервисов (50 видов сведений) различных ведомств.
4. Актуальность цифровой трансформации органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации
На текущий момент созданы отдельные компоненты цифровой среды, функционирует ряд ведомственных и государственных информационных систем, обеспечивающих решение локальных задач в интересах органов прокуратуры.
Однако большинство эксплуатируемых ведомственных информационных систем созданы более 10 лет назад, являются устаревшими, слабо интегрированными решениями, реализованными преимущественно на базе импортных технологий с применением отличных друг от друга принципов, и в основном перестали соответствовать современным темпам развития цифровой экономики.
Следствием существования практики децентрализованного управления в сфере информатизации органов прокуратуры стали отсутствие единых стандартов разработки и эксплуатации информационных ресурсов и систем, их фрагментарный учет и недостаточный уровень использования лучших практик и типовых проектных решений.
Ведение основных информационных ресурсов, необходимых для реализации всех этапов надзорной деятельности, осуществляется различными органами прокуратуры, а также иными органами государственной власти в части своей компетенции. При этом формирование, актуализация и сопровождение данных информационных ресурсов осуществляется различными участниками с использованием собственных программных решений, слабо интегрированных между собой. Различия в периодичности актуализации, правилах обработки источников информации и составе хранимых сведений порождают одновременное существование нескольких отличных друг от друга наборов данных.
Отсутствие открытых интерфейсов и единой системы разграничения прав доступа к информационным ресурсам и системам приводит к необходимости ввода всех изменений операторами в ручном режиме, что снижает оперативность обновления сведений и может являться причиной ошибок, вызванных многократным вводом данных.
Таким образом, актуальность задачи цифровой трансформации органов прокуратуры для достижения целевых показателей, предусмотренных документами стратегического планирования, обусловлена, с одной стороны, современными тенденциями развития цифровой экономики России, повышением требований к защищенности государственных информационных ресурсов и систем, усилением государственной координации и расширением направлений межведомственного взаимодействия органов прокуратуры в установленной сфере деятельности, а с другой - нерешенностью следующих основных проблем:
не реализованы первоочередные меры по совершенствованию правового регулирования с целью осуществления цифровой трансформации органов прокуратуры, снятию ключевых правовых ограничений для реализации ее основных направлений;
недостаточные темпы гармонизации нормативных правовых актов органов прокуратуры и нормативно-правовой базы цифровой экономики;
отсутствуют единые подходы к созданию, развитию и эксплуатации информационных систем, основанные на принципах проектного управления;
существующая телекоммуникационная инфраструктура органов прокуратуры не обеспечивает требуемой связанности, устойчивости и безопасности их функционирования, развитие первичной сети связи на районном уровне носит фрагментарный характер. Отсутствует единый план развития телекоммуникационной инфраструктуры с учетом необходимости реализации требований, предъявляемых цифровыми технологиями к организации как ведомственного взаимодействия, так и взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями и государственными органами, включая защищенную передачу данных, широкополосный доступ пользователей к сети "Интернет", IP-телефонию, видео-конференц-связь, единую систему электронной почты;
не решены вопросы исключения дублирования функционала и данных в информационных ресурсах и системах, в том числе дублирования операций по многократному вводу и обработке идентичных данных, что снижает достоверность и оперативность получения необходимой информации;
используемые технические решения в ряде случаев базируются на разнородных импортных технических и программных средствах, не позволяющих обеспечить надежное и безопасное функционирование информационных ресурсов и систем;
отсутствие единой системы разграничения прав доступа, удобных открытых интерфейсов и высокие издержки на установку, сопровождение и модернизацию клиентского программного обеспечения;
недостаточность использования современных инструментальных средств и методов комплексной обработки разнородных данных не позволяет обеспечить требуемый уровень аналитической поддержки деятельности руководителей органов прокуратуры;
не созданы механизмы автоматизированной интеграции между ведомственными информационными системами, а также механизмы автоматизированной интеграции с информационными системами органов государственной власти и международных организаций в установленной сфере деятельности;
используемый парк средств вычислительной техники морально и технологически устарел и не соответствует существующим и перспективным требованиям обеспечения эффективных и безопасных электронных коммуникаций работников органов прокуратуры с учетом необходимости осуществления ими своей деятельности как со стационарных, так и с мобильных автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ);
существующая численность и уровень подготовки работников не позволяют в полной мере обеспечить комплексную реализацию мероприятий цифровой трансформации органов прокуратуры с учетом системного подхода и принципов проектного управления.
5. Принципы цифровой трансформации органов и организаций
прокуратуры Российской Федерации
Для достижения поставленных задач и индикаторов цифровая трансформация органов прокуратуры должна базироваться на следующих основных принципах:
оптимизация - сокращение ресурсных и временных затрат на внедрение и эксплуатацию информационных систем на основе цифровизации процессов внутренней деятельности органов прокуратуры;
консолидация - объединение (укрупнение) вычислительных и информационных ресурсов, отказ от разрозненных точек установки и эксплуатации технических средств и функций информационных систем с целью упрощения эксплуатации информационных систем, более эффективного использования ресурсов за счет возможности их перераспределения между системами;
надежность - обеспечение возможности сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность вычислительных и информационных ресурсов выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации и технического обслуживания;
стандартизация - установление типовых норм и требований к отдельным элементам, функциям, процессам и интерфейсам информационных систем для достижения оптимальной степени упорядоченности, а также технической и информационной совместимости компонентов информационных систем и, как следствие, снижения затрат на внедрение и эксплуатацию систем;
единая модель данных - стандартизация модели мастер-данных, позволяющая обеспечить централизованное хранение и обработку нормативно-справочной информации, стандартизацию данных в информационных системах, разграничение зон ответственности за качество данных и задел для обеспечения гибкости настройки информационных систем при изменении наборов обрабатываемых данных без существенного изменения информационных систем;
унификация - установление оптимального перечня используемого оборудования и программного обеспечения, сокращение номенклатуры технических средств и интерфейсов информационных систем в целях упрощения процессов, связанных с внедрением, модернизацией и эксплуатацией информационных систем;
виртуализация - использование логического представления набора вычислительных ресурсов, абстрагированного от аппаратной реализации технических средств, с целью повышения эффективности использования и адаптивности (гибкости) цифровой инфраструктуры, сокращения капитальных и эксплуатационных расходов, обеспечения непрерывности функционирования информационных систем;
модульность - группировка функционально связанных частей вычислительных и информационных ресурсов в законченные узлы - модули, возможность внесения частичных изменений в функции информационной системы без ее полной переработки с целью ускорения внедрения и модернизации информационных систем, повышения их устойчивости к внешним и внутренним воздействиям;
импортозамещение - преимущественное использование отечественных аппаратных решений, а также российского и свободно распространяемого программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, при модернизации существующих и создании новых компонентов цифровой инфраструктуры, обеспечении информационной безопасности с целью снижения санкционных и валютных рисков, развития национальной промышленной базы;
информационная безопасность - обеспечение защищенности информации, данных и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений.
При этом разработка и реализация мероприятий Концепции в части обеспечения информационной безопасности должны предусматривать:
использование российских технологий для обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки;
преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования;
применение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов.
6. Направления и мероприятия цифровой трансформации органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации
Эффективность достижения целей цифровой трансформации органов прокуратуры определяется качеством реализации системы ключевых мероприятий в рамках соответствующих основных направлений.
Направление 1. Высокотехнологичный надзор
В целях создания единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами при осуществлении надзорной деятельности необходима реализация следующих мероприятий:
осуществление комплексной оптимизации ведомственных и межведомственных процессов надзорной деятельности с целью их цифровой трансформации;
абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
подготовка научно-методического, нормативного обеспечения и программно-технологической инфраструктуры для реализации возможности дистанционных прокурорских проверок;
разработка и внедрение технологий и механизмов для реализации возможности дистанционного получения статистической информации, исключающих возможность ее дублирования и направленных на обеспечение потребностей общества и государства в необходимых данных в режиме реального времени;
интеграция ведомственных систем в том числе с внешними государственными информационными системами, содержащими данные оперативно-справочных, розыскных и иных учетов, реестры физических и юридических лиц, единой информационной системой в сфере закупок;
внедрение современных и перспективных технологий и инструментальных средств, включая сертифицированный отечественный аппаратно-программный комплекс обработки массивов больших данных, для работы с документами первичного учета.
Направление 2. Цифровая инфраструктура
В целях создания универсальной безопасной и высокотехнологичной цифровой среды ведомственного и межведомственного взаимодействия, обеспечения требуемого качества электронных коммуникаций органов прокуратуры всех уровней с гражданами и бизнесом необходима реализация комплекса мероприятий в рамках информационной, вычислительной подсистем, а также подсистем передачи данных, обеспечения информационной безопасности, обучения и кадрового обеспечения.
В части информационной подсистемы выполняются следующие мероприятия:
абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
внедрение юридически значимого электронного документооборота и обеспечение интеграции с системой межведомственного электронного документооборота (МЭДО);
абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
интеграция информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов прокуратуры с отечественными цифровыми платформами, в том числе при осуществлении надзорной деятельности, обеспечивающая формирование единой доверенной среды для работы с данными;
создание и организация сопровождения единой системы нормативно-справочной информации органов прокуратуры;
разработка эффективных механизмов интеграции единого портала органов прокуратуры с реестром контрольных (надзорных) мероприятий и порталом государственных и муниципальных услуг (функций);
перевод информационных систем и информационных ресурсов органов прокуратуры в создаваемые российские центры обработки данных, государственную единую облачную платформу с обеспечением хранения и обработки в них всей создаваемой информации.
Абзацы двадцатый - двадцать второй исключены. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382.
В части подсистемы передачи данных осуществляется:
создание и развитие единой защищенной сети передачи данных, обеспечивающей потребности органов прокуратуры всех уровней по сбору и передаче данных граждан, бизнеса, государственных органов с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями (включая IP-телефонию, видео-конференц-связь, единую систему электронной почты);
организация защищенного широкополосного доступа пользователей к сети "Интернет", включая органы прокуратуры военных гарнизонов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации;
обеспечение сопряжения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов прокуратуры с создаваемой информационной системой обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента сети "Интернет" (ИС "Интернет");
создание и обеспечение всех работников органов прокуратуры единым защищенным АРМ с возможностью двухфакторной идентификации и автоматической загрузки профиля пользователя при авторизации совместно с сервисом электронной цифровой подписи;
создание мобильной компоненты, обеспечивающей определенным категориям пользователей органов прокуратуры возможность синхронной реализации надзорных функций как со стационарного, так и с мобильного АРМ.
В части подсистемы обеспечения информационной безопасности осуществляется:
создание единого распределенного центра управления информационной безопасностью, обеспечивающего непрерывный мониторинг состояния цифровой инфраструктуры, включая контроль за применением сертифицированных средств защиты информации и выполнением требований организационно-распорядительных документов по защите информации;
организация взаимодействия с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;
внедрение систем мониторинга утечек конфиденциальной информации и контроля действий привилегированных пользователей;
абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
организация регламентированного обмена сведениями о компьютерных инцидентах и об угрозах безопасности информации с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам;
организация регламентного взаимодействия с создаваемым специализированным ресурсом, предназначенным для взаимодействия с уполномоченными органами в части оперативной передачи данных о признаках противоправных действий в области информационных технологий (компьютерного мошенничества, навязанных услуг операторов связи, фишинговых схем) в целях противодействия компьютерной преступности, в том числе в финансовой сфере, а также в иных случаях криминального и противоправного использования информационных технологий.
В части подсистемы обучения и кадрового обеспечения осуществляется:
организация переподготовки работников органов прокуратуры, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, по вопросам рациональной организации исполнения своих полномочий в условиях современных реалий цифровой экономики;
внедрение образовательными организациями органов прокуратуры дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе в сетевом взаимодействии с другими организациями общего и дополнительного образования, во все виды и формы деятельности обучающихся в соответствии с требованиями цифровой экономики;
разработка и реализация образовательными организациями органов прокуратуры с учетом требований цифровой экономики программ повышения квалификации, переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающих их готовность к реализации современных моделей образовательного процесса.
Направление 3. Среда доверия
В целях формирования и развития единой цифровой среды доверия, позволяющей обеспечить техническую, организационную и правовую защиту интересов граждан, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии участников обновленной экосистемы органов прокуратуры, необходима реализация следующих мероприятий:
создание автоматизированной информационной системы обработки обращений граждан и юридических лиц;
разработка и внедрение механизмов и технологий реализации доверенных цифровых дистанционных коммуникаций участников взаимодействия экосистемы органов прокуратуры, обеспечивающих удаленное подтверждение личности для совершения юридически значимых действий; обеспечение равного статуса различных способов идентификации и аутентификации физических и юридических лиц; равное с очно-бумажными взаимодействиями правовое признание в гражданско-правовых взаимодействиях;
обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов прокуратуры, а также информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, на основе развития функциональных возможностей реестра контрольных (надзорных) мероприятий и портала органов прокуратуры;
абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
участие в обеспечении доступа граждан и юридических лиц к создаваемой системе повышения грамотности населения в сфере информационной безопасности, медиапотребления и использования интернет-сервисов;
абзацы сорок седьмой - сорок восьмой исключены. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382.
7. Механизмы реализации Концепции
Механизмы реализации Концепции включают в себя научно-методическое, организационно-правовое и ресурсное обеспечение.
Научно-методическое обеспечение включает:
формирование единой научно-технической политики и научно-методической базы цифровой трансформации органов прокуратуры на основе участия в эффективных партнерствах ведущих научных, образовательных организаций и бизнес-сообщества, в том числе на международном уровне, проведения опережающих исследований и разработок с учетом потребностей органов прокуратуры в формировании продуктов цифровой среды;
формирование совместно с профессиональными сообществами форсайта (экспертно-аналитических материалов) и моделей будущего экосистемы органов прокуратуры;
формирование методологии планирования, координации, мониторинга и отчетности при реализации настоящей Концепции, а также соответствующей системы методической поддержки ее выполнения;
участие в формировании коммуникационных платформ, создаваемых для взаимодействия участников цифровых платформ и центров компетенций при проведении исследований и разработок по направлениям "сквозных" технологий;
разработку предложений о мерах законодательного регулирования цифровой трансформации органов прокуратуры.
Организационно-правовое обеспечение включает:
совершенствование мер правового регулирования с целью реализации мероприятий цифровой трансформации органов прокуратуры;
разработку и обеспечение исполнения плана мероприятий по реализации Концепции и подготовку ежегодного доклада Генеральному прокурору Российской Федерации;
выработку основных показателей оценки цифровой трансформации деятельности органов прокуратуры, установление на их основе ведомственной статистической отчетности;
координацию в установленной сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, взаимодействие с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества по вопросам цифровой трансформации органов прокуратуры;
обеспечение взаимодействия с центрами компетенций существующих и перспективных сквозных технологий по внедрению данных технологий в цифровую экосистему органов прокуратуры;
формирование нормативной базы компонентов образовательных программ образовательных организаций органов прокуратуры, критически важных для цифровой экономики, включая стандарты и государственные требования, а также примерные программы.
Ресурсное обеспечение включает:
использование ресурсных механизмов путем включения мероприятий по реализации Концепции в действующие и (или) разрабатываемые федеральные целевые и государственные программы, а также систему государственных заказов на продукцию, товары и услуги;
оценку возможностей использования находящихся на балансе аппаратно-программных ресурсов при проектировании и внедрении информационных систем;
консолидацию бюджетных средств, выделенных на создание информационных систем, имеющих ключевое значение в деятельности органов прокуратуры;
выделение дополнительных бюджетных ассигнований для приоритетного решения задач осуществления цифровой трансформации органов прокуратуры;
обеспечение ресурсами выполнения Концепции, координацию финансирования предусмотренных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней.
8. Этапы реализации Концепции
Состав и содержание этапов реализации Концепции обусловлены необходимостью последовательного решения следующих задач:
завершение ранее начатых работ по созданию и (или) модернизации отдельных компонентов существующей цифровой инфраструктуры, информационных ресурсов и систем;
проведение комплексной оценки уровня информатизации органов прокуратуры;
разработка системного проекта и соответствующих частных технических заданий по цифровой трансформации органов прокуратуры;
реализация на принципах сервисной модели пилотных проектов ключевых компонентов цифровой инфраструктуры органов прокуратуры;
совершенствование типовых решений по результатам их пилотной реализации и дальнейшее тиражирование с учетом специфики деятельности конкретных органов прокуратуры и лучших практик.
Реализацию Концепции предполагается осуществить в три взаимосвязанных этапа.
Этап 1 (2017 год) включает:
1) комплексную оценку уровня информатизации органов прокуратуры на основе анализа существующих процессов создания, хранения, обработки и передачи информации в органах прокуратуры;
2) утверждение Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации;
3) пилотное внедрение компонентов цифровой инфраструктуры:
единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры;
облачной вычислительной платформы;
единого рабочего места работника органов прокуратуры (VDI);
единого каталога пользователей органов прокуратуры;
единой системы электронной почты органов прокуратуры;
единого портала органов прокуратуры;
сервисов органов прокуратуры на портале ЕПГУ;
сервисов информационной безопасности;
4) реализацию риск-ориентированного подхода в части организации отдельных видов государственного надзора (контроля) при регистрации проверок в ФГИС ЕРП;
5) модернизацию действующих сервисов взаимодействия ГАС ПС и ведомственных информационных систем правоохранительных органов в связи с изменениями требований федерального законодательства;
6) подготовку предложений в концепцию первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики и в план подготовки нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию;
7) разработку нормативного и методического обеспечения для осуществления мониторинга реализации Концепции, включая:
систему мониторинга с учетом целей, задач и показателей результативности реализации Концепции;
инструменты мониторинга, в том числе модернизированные и новые формы ведомственного статистического наблюдения за развитием цифровой трансформации органов прокуратуры;
методические рекомендации о порядке применения новых инструментов мониторинга.
Этап 2 (2018 - 2020 годы) включает:
1) разработку системного проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, содержащего:
требования к архитектуре, стандартам построения цифровой платформы органов прокуратуры, а также протоколам взаимодействия с цифровыми платформами в ключевых отраслях экономики;
реестр и описание основных процессов создания, хранения, обработки и передачи информации в органах прокуратуры, включая план их комплексной оптимизации;
проектные решения по функциональной архитектуре цифровой платформы органов прокуратуры, включая ее основные подсистемы и порядок их взаимодействия;
описание целевой программной архитектуры на основе сервисной модели, определение необходимых цифровых сервисов и платформ с учетом необходимости максимального использования существующих наработок и технических средств, вопросов импортозамещения;
планы по модернизации подсистем, включая расширение функционала, интеграцию с другими подсистемами, перевод на новые сервисы, изменение программной архитектуры в соответствии с требуемыми стандартами создания, хранения, обработки и передачи информации органов прокуратуры;
2) разработку частных технических заданий на создание всех компонентов цифровой инфраструктуры органов прокуратуры;
3) разработку и ввод в эксплуатацию:
электронного надзорного производства;
юридически значимого электронного документооборота;
автоматизированных электронных сервисов;
единой безопасной отечественной технологической платформы;
расширенного интерфейса портала для граждан, общественных организаций, разработчиков сторонних приложений;
абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 01.12.2021 N 713;
4) - 5) исключены. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
6) создание электронной базы организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
7) исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
8) внедрение подсистемы информационно-аналитической обработки данных с использованием технологий искусственного интеллекта и "больших данных";
9) интеграцию с ведомственными и внешними государственными ИС;
10) - 13) исключены. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
14) подготовку предложений в концепцию среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики и в план подготовки нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию.
Этап 3 (2021 - 2025 годы) включает:
1) исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
2) ввод в эксплуатацию ГАС ПС;
3) дальнейшее развитие (модернизацию) государственных и ведомственных информационных систем, и автоматизированных информационных комплексов органов прокуратуры;
4) разработку и внедрение системы управления НСИ и мастер-данными;
5) исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
6) реализацию технологии единого входа в информационные системы и автоматизированные информационные комплексы органов прокуратуры;
7) обеспечение работников органов прокуратуры сертификатами ключей проверки электронной подписи;
8) обеспечение возможности подачи обращения и записи на прием в органы прокуратуры на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
9) ввод в промышленную эксплуатацию единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры;
10) исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382;
11) создание аналитической платформы баз данных органов прокуратуры с применением стандартов обработки массивов больших данных в облачных и иных системах, технологий искусственного интеллекта;
12) организацию на принципах непрерывности обучения работников органов прокуратуры цифровым компетенциям и навыкам, в том числе с использованием видео-конференц-связи;
13) введение для государственных служащих органов прокуратуры механизма обязательного наличия базовых цифровых компетенций;
14) внедрение образовательными организациями органов прокуратуры дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе во взаимодействии с другими организациями общего и дополнительного образования.
15) проектирование платформы для внедрения интерактивного помощника по взаимодействию с органами прокуратуры Российской Федерации (чат-бот);
16) создание информационной системы по организации и контролю коммуникационного взаимодействия (мобильное приложение);
17) импортозамещение специального программного обеспечения - Единого портала прокуратуры Российской Федерации.
9. Ожидаемые результаты и основные показатели
реализации Концепции
Исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 27.05.2024 N 382.