Рейтинг@Mail.ru

Приказ Генпрокуратуры России от 03.06.2025 N 392

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 июня 2025 г. N 392

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12.04.2024 N 273 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО

НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ"

В целях совершенствования организации прокурорского надзора в сфере миграции, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12.04.2024 N 273 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере миграции" следующие изменения и дополнения:

а) в пункте 1.3:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"недопущения привлечения нелегальных мигрантов к трудовой деятельности;";

дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"эффективного противодействия преступности мигрантов на территории Российской Федерации.";

б) пункт 2.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Обеспечить эффективный надзор за исполнением ФСБ России, МВД России, ФСИН России законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере миграции, в том числе экстремистской направленности.";

в) пункт 2.3 изложить в следующей редакции:

"В ходе прокурорского надзора за реализацией органами внутренних дел полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции обращать внимание на:

своевременность и полноту внесения сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства в государственные информационные системы в сфере миграции, в том числе о лицах мужского пола, в отношении которых принято решение о приеме в гражданство Российской Федерации и планируется организация принесения Присяги гражданина Российской Федерации;

эффективность взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, а также внутриведомственного взаимодействия подразделений по вопросам миграции с другими подразделениями органов внутренних дел;

результативность использования функционала ведомственных баз данных в целях выявления и пресечения преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, фиктивной регистрацией (постановкой на миграционный учет) лиц указанной категории по месту жительства (пребывания), а также для снятия правонарушителей с такого учета. Давать оценку бездействию сотрудников полиции, имеющих доступ к сведениям об адресах массовой регистрации мигрантов и другим данным, свидетельствующим о нарушении прибывшими лицами правил пребывания в Российской Федерации, в том числе о представлении при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений или подложных документов;

оперативность и обоснованность включения в реестр контролируемых лиц иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации без законных оснований (далее - контролируемые лица), их исключения из реестра; реализацию полномочий в рамках применения режима высылки, в том числе по установлению места их нахождения, обязательному дактилоскопированию и фотографированию, наблюдению за соблюдением контролируемыми лицами установленных ограничений и выполнением возложенных на них обязанностей, принятию решений о депортации в случае неоднократного неисполнения контролируемыми лицами предусмотренных обязанностей; соблюдение обязанности по составлению и направлению прокурору копии мотивированного акта о проникновении в жилое и иное помещение или на территорию;

практику реализации полномочий по привлечению лиц к ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за оказание контролируемым лицам услуг, предоставление которых запрещается (ограничивается);

законность принятия (непринятия) решений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, обеспечение контроля за исполнением постановлений об административном выдворении в форме контролируемого самостоятельного выезда;

качество и доступность предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства государственных услуг в сфере миграции, правомерность отказов в их предоставлении.";

г) в пункте 2.4:

абзац второй после слов "статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" дополнить словами "и статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.";

дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

"В судебном порядке пресекать факты неправомерного получения миграционного статуса путем заключения фиктивного брака, формального установления отцовства и других нарушений. Незамедлительно информировать органы внутренних дел о вступивших в законную силу судебных актах по таким заявлениям.

При участии в рассмотрении судами дел об усыновлении (удочерении) не допускать передачи детей иностранным гражданам исключительно для упрощения процедуры легализации на территории Российской Федерации при отсутствии намерений по исполнению родительских обязанностей.";

д) в пункте 2.5:

абзац первый после слов "принимать меры прокурорского реагирования" дополнить словами ", направленные на их аннулирование.";

абзац второй после слов "лицами без гражданства," дополнить словами "правомерности и";

е) в пункте 2.7:

абзац первый после слов "информации о" дополнить словами "преступлениях и иных";

ж) пункт 2.8 изложить в следующей редакции:

"Принимать меры к повышению эффективности работы органов внутренних дел и федеральной службы безопасности по исполнению требований федерального законодательства о запрете въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства по основаниям, предусмотренным статьями 26, 27, 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.";

з) пункт 2.15 дополнить абзацами следующего содержания:

"Проверять соблюдение законодательства при приеме иностранных граждан на обучение по основным общеобразовательным программам, по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Оценивать исполнение требований, направленных на социализацию, адаптацию и интеграцию, в том числе путем обучения русскому языку, детей-мигрантов.";

и) пункт 2.19 дополнить абзацами следующего содержания:

"Принимая решение об изъятии и передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.";

к) пункт 2.20 дополнить абзацем следующего содержания:

"Требовать от правоохранительных органов принятия исчерпывающих мер к отысканию и наложению ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или других лиц, если имеются основания полагать, что оно получено в результате совершения из корыстных побуждений преступления, связанного с организацией незаконной миграции.";

л) дополнить пунктом 2.23.1 следующего содержания:

"Требовать от государственных обвинителей обеспечивать неотвратимость ответственности лиц, виновных в организации незаконной миграции, фиктивной регистрации в жилом помещении, а также постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (статьи 322.1, 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Добиваться отмены (изменения) несправедливых и незаконных судебных решений прежде всего в апелляционном порядке.";

м) дополнить пунктом 2.23.2 следующего содержания:

"В целях противодействия преступной деятельности в миграционной сфере устанавливать причины и условия совершения обозначенных преступлений, особенно по делам, связанным с организацией массового незаконного въезда иностранцев и их нелегального пребывания в Российской Федерации; заявлять мотивированные ходатайства о вынесении судами частных постановлений в адрес должностных лиц органов и учреждений, бездействие которых способствовало совершению указанных преступлений.

Контролировать реальность устранения выявленных нарушений. При неисполнении требований, изложенных в частном постановлении (определении) суда, принимать меры к привлечению должностных лиц к административной ответственности по статье 17.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.";

н) дополнить пунктом 2.23.3 следующего содержания:

"При отсутствии в материалах уголовного дела сведений о статусе иностранцев, об основаниях пребывания на территории Российской Федерации, восполнять их недостаток путем допроса подсудимых, истребования в органах МВД России документов миграционного учета и их приобщения к материалам дела.

Одновременно доводить до прокуроров, надзирающих за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, информацию об указанных просчетах в работе органов предварительного расследования.

Вести учет результатов рассмотрения судами уголовных дел в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, получивших гражданство Российской Федерации в силу закона.

Ежеквартально проводить с судами сверки направления копий вступивших в законную силу приговоров об осуждении лиц за совершение любого из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), указанных в части 1 статьи 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел для реализации полномочий о прекращении гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления. Передавать информацию о направлении копий таких приговоров прокурорам, надзирающим за исполнением федерального законодательства.

При поддержании государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагать суду применять конфискацию имущества (его эквивалента) в соответствии со статьями 104.1, 104.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.";

о) дополнить пунктом 2.23.4 следующего содержания:

"На постоянной основе проводить проверки исполнения уполномоченными органами требований части 1 статьи 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 9, пункта 5 части 9 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" о прекращении гражданства Российской Федерации, об аннулировании разрешений на временное проживание, вида на жительство и патента в отношении лиц, осужденных вступившим в законную силу приговором суда. Давать оценку своевременности и полноте принятых мер. При выявлении фактов ненадлежащего выполнения указанных требований принимать меры к привлечению лиц, допустивших нарушения, к установленной законом ответственности.

Вести учет лиц, в отношении которых в связи с осуждением приняты решения о прекращении российского гражданства, об аннулировании разрешения на временное проживание, вида на жительство и патента.";

п) пункт 2.26 изложить в следующей редакции:

"На постоянной основе проводить мониторинг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальных сетей на предмет выявления информации о предоставлении незаконных услуг в сфере миграции, способах незаконной миграции, продаже поддельных документов, которые могут быть использованы иностранными гражданами и лицами без гражданства для легализации на территории Российской Федерации. Принимать меры к ограничению доступа к таким информационным ресурсам в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 N 596.";

р) пункт 3 после слов "Главное гражданско-судебное управление," дополнить словами "Главное уголовно-судебное управление,";

с) пункт 4 после слов "Главному гражданско-судебному управлению," дополнить словами "Главному уголовно-судебному управлению,";

т) приложение к приказу изложить в новой редакции.

2. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

И.В.КРАСНОВ

Приложение

к приказу Генерального прокурора

Российской Федерации

от 03.06.2025 N 392

ПЕРЕЧЕНЬ

СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРОКУРОРАМИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИРАВНЕННЫМИ К НИМ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ПРОКУРОРАМИ В ГЕНЕРАЛЬНУЮ

ПРОКУРАТУРУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Функционирование и использование информационных систем МВД России, а также заинтересованных ведомств при реализации полномочий в сфере миграции, в том числе о лицах мужского пола, в отношении которых принято решение о приеме в гражданство Российской Федерации и планируется организация принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

2. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами; профилактика правонарушений и предупреждение преступлений, совершаемых в отношении мигрантов.

3. Эффективность осуществления государственного контроля (надзора) в сфере миграции, противодействия фиктивному миграционному учету; реализация полномочий в рамках применения режима высылки, в том числе установление места нахождения контролируемых лиц; практика использования полномочий по привлечению к ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за оказание контролируемым лицам услуг, предоставление которых запрещается (ограничивается); соблюдение обязанности по составлению и направлению прокурору копии мотивированного акта о проникновении в жилое и иное помещение или на территорию.

4. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации, выдача и аннулирование разрешительных документов иностранных граждан, в том числе разрешений на временное проживание, видов на жительство в Российской Федерации, разрешений на работу, патентов; законность принятия (непринятия) решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации и депортации, обеспечение контроля за исполнением постановлений об административном выдворении в форме контролируемого самостоятельного выезда; помещение иностранных граждан в специальные учреждения МВД России и содержание в них.

5. Оказание государственных услуг и выявленные факты оказания незаконных услуг в сфере миграции.

6. Переселение соотечественников, проживающих за рубежом.

7. Соблюдение прав несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе на охрану их жизни и здоровья, образование, на создание условий, способствующих успешному освоению ими русского языка, приобщение их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, в том числе в целях трудовой и сексуальной эксплуатации; исполнение требований при приеме иностранных граждан на обучение по основным общеобразовательным программам, по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

8. Обеспечение потребностей экономики субъектов Российской Федерации во внешних трудовых ресурсах с учетом защиты интересов и прав российских работников, соблюдение трудовых прав иностранных граждан.

9. Состояние законности при пересечении гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства государственной границы Российской Федерации.

10. Адаптация и интеграция в российское общество мигрантов, предупреждение межнациональных конфликтов.

11. Выявление и пресечение фактов злоупотребления служебными (должностными) полномочиями с целью получения выгоды имущественного характера, дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, иных коррупционных правонарушений в сфере миграции.

12. Практика участия прокуроров в рассмотрении судами дел, связанных с помещением иностранных граждан, подлежащих выдворению, депортации или реадмиссии, в специальные учреждения и с продлением срока пребывания в них, а также с усыновлением (удочерением) мигрантами российских детей для легализации пребывания в Российской Федерации.

По каждой категории дел отразить: количество принятых по ним судебных решений, соответствие заключений прокуроров позиции судов, число частных определений, вынесенных по инициативе прокуроров, результаты обжалования в апелляционном и кассационном порядке, проблемы правоприменения.

13. Анализ исковой работы в сфере миграции, в том числе обращений в суд с заявлениями об оспаривании фиктивных браков, отцовства, сертификатов о знании русского языка, предоставления гражданства Российской Федерации, разрешительных документов (вида на жительство, трудовых патентов и т.п.), о взыскании неосновательного обогащения, полученного в связи с незаконной регистрацией по месту жительства (пребывания) и иными неправомерными действиями, возмещении затрат государства на выдворение и др.

По каждой категории заявлений прокуроров отразить: количество, размер исковых требований, принятие досудебных мер реагирования, результаты рассмотрения и обжалования судебных постановлений, их исполнение (в том числе предоставление отсрочек), итоги прокурорского вмешательства (к примеру, количество лиц, у которых аннулированы разрешение на временное проживание, вид на жительство, прекращено гражданство на основании вступивших в законную силу решений судов о признании браков либо отцовства фиктивными и т.д.).

14. Проблемы правоприменения и предложения по их разрешению на федеральном уровне.

15. Анализ криминогенной обстановки в сфере миграции и тенденции ее развития, состояния законности при проведении процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также о преступлениях, связанных с нарушением миграционного законодательства, и при расследовании уголовных дел.

16. Анализ практики рассмотрения судами уголовных дел в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, получивших гражданство Российской Федерации в силу закона, с указанием видов совершаемых ими преступлений, практики назначения наказания, результатов пересмотра итоговых судебных решений в суде апелляционной и кассационной инстанций. Практика информирования надзирающих прокуроров и (или) органов предварительного расследования о выявленных в ходе судебного разбирательства недостатках, допущенных на досудебной стадии, в том числе связанных с невыяснением оснований пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, причин и условий, способствовавших совершению преступлений; вынесения судами по ходатайствам государственных обвинителей частных постановлений (определений), принятые по ним меры, реальность устранения нарушений.

Результаты проведения сверок и проверок, предусмотренных пунктами 2.23.3 и 2.23.4 приказа.

17. Практика рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 322.1, 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, по фактам организации незаконной миграции, фиктивной регистрации в жилом помещении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также постановки их на учет по месту пребывания. Виды назначаемых наказаний, практика прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям, применение конфискации.

Результаты пересмотра судебных актов в судах апелляционной и кассационной инстанций по представлениям и жалобам. Работа по информированию надзирающих прокуроров о выявленных в ходе судебного разбирательства недостатках и заявлению ходатайств о вынесении судом частных постановлений.

Итоги работы по исполнению мероприятий, предусмотренных пунктами 2.23.1 и 2.23.2 приказа.

18. Количество и характер выявленных нарушений закона, в том числе повторных, меры по их устранению, причины неудовлетворения актов прокурорского реагирования.

19. Мероприятия по повышению эффективности надзорной деятельности в обозначенной сфере.

20. Реализация положений совместного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, Росфинмониторинга, ФСИН России, ФССП России, ФНС России от 31.07.2018 N 465/493дсп/398/ДСП/76дсп/232дсп/11дсп/345/ММВ-8-2/26дсп "Об организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации по вопросам противодействия преступной деятельности в миграционной сфере", результаты деятельности соответствующих межведомственных рабочих групп.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Инструкцию по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденную приказом Судебного департамента от 21 мая 2010 г. N 102"
"О введении в действие изменения межгосударственного стандарта"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об исключении из Реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, "Нацинвестпромбанк" (АО)"
Ошибка на сайте