Приказ Генпрокуратуры России от 19.06.2008 N 113
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 июня 2008 г. N 113
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПЕРЕЧНЯ
ДОКУМЕНТОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ
В целях упорядочения работы по хранению, отбору и сдаче в архив документов органов прокуратуры и их учреждений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2009 согласованный Центральной экспертно-проверочной комиссией Федерального архивного агентства Перечень документов органов прокуратуры Российской Федерации и их учреждений с указанием сроков хранения (приложение 1), а также Положение о применении Перечня документов органов прокуратуры Российской Федерации и их учреждений с указанием сроков хранения (приложение 2).
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам территориальных и иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений организовать изучение всеми работниками органов прокуратуры и их учреждений Перечня и Положения и обеспечить их правильное применение.
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.04.1997 N 19 "О введении в действие Перечня документов органов прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения" считать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первых заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ направить первым заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителям главных следственных управлений и управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, руководителям следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и иных приравненных к ним специализированных следственных управлений, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам территориальных и иных специализированных прокуратур, руководителям следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение 1
Утвержден
Приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 19.06.2008 N 113
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ
Согласовано
Центральной экспертно-проверочной
комиссией при Федеральном
архивном агентстве
Протокол N 1 от 28.03.2008
Приложение 2
Утверждено
Приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 19.06.2008 N 113
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИМЕНЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УКАЗАНИЕМ
СРОКОВ ХРАНЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Перечень разработан с учетом положений и требований Федеральных законов "О прокуратуре Российской Федерации" (от 17.11.1995 N 168-ФЗ с изменениями на 05.06.2007), "Об архивном деле в Российской Федерации" (от 22.10.2004 N 125-ФЗ с изменениями на 01.12.2007), другого законодательства Российской Федерации, приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях, Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
1.2. Перечень является основным ведомственным нормативным актом, устанавливающим состав и сроки хранения документов, в том числе секретных, образующихся в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и их учреждений <*>.
--------------------------------
<*> На документы органов военной прокуратуры настоящий Перечень не распространяется.
Сроки хранения документов, установленные Перечнем, являются обязательными.
1.3. Перечень служит целям качественного пополнения состава Архивного фонда Российской Федерации и рациональной организации документооборота, обеспечения сохранности документов и правильного отбора их к уничтожению. Перечень используется при составлении номенклатур дел, формировании дел.
1.4. Для составления заголовков дел из Перечня берутся соответствующие наименования видов документов и формулировки вопросов, которые при необходимости конкретизируются. В соответствии с Перечнем в номенклатурах дел проставляются сроки хранения документов и номера статей.
1.5. Документы постоянного срока хранения передаются в соответствующие государственные и муниципальные архивы в основном в виде подлинников в сроки, установленные Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации".
Документы временного срока хранения не могут быть уничтожены ранее установленных для них сроков хранения.
1.6. Ответственность за выполнение требований настоящего Перечня возлагается на руководителей органов прокуратуры и их учреждений, а также на руководителей их структурных подразделений, которые обеспечивают своевременное проведение экспертизы ценности документов, сдачу документов постоянного срока хранения в государственные и муниципальные архивы и отбор документов к уничтожению.
1.7. Установление сроков хранения документов, по каким-либо причинам не предусмотренных настоящим Перечнем, а также изменение сроков хранения, предусмотренных настоящим Перечнем, производятся по представлению ЦЭК Генеральной прокуратуры Российской Федерации специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела.
2. Структура Перечня и порядок его применения
2.1. Перечень построен по функционально-отраслевому принципу.
Разделы Перечня соответствуют основным направлениям деятельности прокуратуры и их учреждений.
--------------------------------
<*> Сноска исключена. - Приказ Генпрокуратуры России от 21.12.2011 N 439.
2.2. Статьи в разделах Перечня расположены по степени значимости вопросов и видов документов в их логической связи и последовательности.
2.3. Сроки хранения документов определены в Перечне в зависимости от принадлежности к одной из четырех групп:
к первой группе (графа 3) отнесены документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
ко второй (графа 4) - документы прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур;
к третьей (графа 5) - документы прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур;
к четвертой (графа 6) - документы научных и образовательных учреждений.
Раздел "Прокурорский надзор" распространяется только на документы прокуратур и их учреждений.
Абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 21.12.2011 N 439.
2.4. Органы и учреждения передают свои документы постоянного хранения в соответствующие государственные и муниципальные архивы в полном комплекте в соответствии с утвержденными описями дел.
2.5. При определении сроков хранения документов должны учитываться все имеющиеся примечания и разъяснения к статьям Перечня.
Отметка "до минования надобности" означает, что документы имеют только практическое значение, на хранение в архив органа или учреждения не передаются. Срок хранения данных документов определяется экспертной комиссией органа, учреждения или подразделения, но не может быть менее 1 года.
Документы, отраженные в ст. 1 и 17 Перечня, хранятся постоянно в соответствующем подразделении органа или учреждения для практического использования.
2.6. Исчисление сроков хранения дел, надзорных, наблюдательных производств производится с 1 января года, следующего за годом заведения. Так, например, исчисление сроков хранения дел и производств, заведенных в 2007 году, начинается с 1 января 2008 года.
Сроки хранения надзорных, наблюдательных производств устанавливаются оперативными работниками (прокурорами) для каждого конкретного производства индивидуально.
Абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 21.12.2011 N 439.
Сроки хранения надзорных или наблюдательных производств по обращениям и представлениям по уголовным делам и самим уголовным делам устанавливаются с учетом максимального срока наказания по приговору; по обращениям по гражданским и арбитражным делам - с учетом исполнения решения суда; по обращениям по другим вопросам - с учетом срока хранения переписки по соответствующей статье Перечня.
Дальнейшее хранение производств по истечении сроков их хранения осуществляется работниками архивных подразделений с учетом даты окончания переписки в соответствии со ст. 85 и 94 настоящего Перечня. Так, например, срок хранения производства истек в 2006 году, но переписка велась по 2008 год включительно, работники архива хранят его еще 3 года (2009, 2010, 2011). В данном случае решение о выделении к уничтожению или дальнейшем хранении производства принимается в 2012 году.
Надзорные, наблюдательные производства, в которых находятся документы, представляющие интерес для науки, истории, или получившие широкое обсуждение в печати, или могущие служить примером для обмена положительным опытом, или содержащие сведения о лицах, имеющих выдающиеся заслуги перед государством, или свидетельствующие о необычных фактах, должны отбираться экспертными комиссиями на постоянное хранение.
2.7. Надзорные производства по жалобам о реабилитации хранятся постоянно и подлежат передаче на постоянное хранение, если к моменту их передачи в архив они имеют документы, подтверждающие факт реабилитации гражданина или факт признания его лицом, пострадавшим от репрессий (справки, заключения, проекты протестов, определения, постановления).
Надзорные производства, содержащие только документы с разъяснениями гражданам Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" либо со сведениями о направлении их заявлений в соответствующие органы для разрешения по существу, в том числе и органы прокуратуры, подлежат уничтожению после 3 лет хранения.
3. Проведение экспертизы ценности документов
3.1. Под экспертизой ценности документов понимается изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.
3.2. Для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, подготовки к передаче на постоянное хранение и отбору документов к уничтожению создаются постоянно действующие экспертные комиссии (ЭК). В вышестоящих органах помимо экспертных комиссий структурных подразделений могут создаваться центральные экспертные комиссии (ЦЭК).
3.3. ЦЭК и ЭК при необходимости могут приглашать на заседания любых работников или специалистов прокуратур, архивных учреждений и других организаций и ведомств.
3.4. Деятельность ЦЭК и ЭК определяется соответствующими положениями, согласованными с архивными учреждениями и утвержденными руководителями органов или учреждений.
3.5. Отметка "ЭПК" ("экспертно-проверочная комиссия") в отдельных статьях Перечня означает, что среди документов могут быть документы, имеющие политическое, научное, социально-культурное или историческое значение.
Дела с документами данной категории обязательно передаются в архив органа или учреждения. После истечения срока хранения изучение этих документов производится путем полистного просмотра в соответствии с Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации". Отобранные на постоянное хранение дела включаются в описи, которые представляются на утверждение ЭПК архивного учреждения. Выделение к уничтожению документов данной категории производится только по согласованию с соответствующим государственным или муниципальным архивом.
В отдельных статьях Перечня вместо отметки "ЭПК" применяется отметка "ЦЭК (ЭК)" (Центральная экспертная комиссия (экспертная комиссия)). Это относится к документам оперативно-массового характера, сведения из которых сосредоточены в основных документах постоянного хранения. Отбор документов данной категории на уничтожение проводится с участием ЦЭК или ЭК органа прокуратуры, учреждения, или их структурных подразделений.
3.6. Формирование, оформление дел и производств, отобранных на постоянное и долговременное хранение, описание их, порядок передачи в архив органа или учреждения (впоследствии - в соответствующее архивное учреждение) осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях, Правил организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук и других нормативных методических документов. Описи составляются отдельно на дела и производства.
3.7. В архивные учреждения направляются на рассмотрение описи дел постоянного хранения в 4 экземплярах (на утверждение), описи дел по личному составу - в 3 экземплярах (на согласование). В описях грифы о согласовании ЦЭК или ЭК органа прокуратуры или их учреждения подписываются председателем экспертной комиссии.
3.8. Документы по личному составу постоянного хранения могут включаться в описи дел постоянного хранения общего делопроизводства только по согласованию с архивными учреждениями.
3.9. После утверждения описей дел и производств постоянного хранения документы с истекшими сроками хранения за период времени, соответствующий утвержденным описям, уничтожаются. Уничтожение документов производится по акту.
3.10. Утвержденные к уничтожению документы в измельченном виде, исключающем прочтение текста, передаются организациям, ведающим заготовкой вторичного сырья, с целью переработки на бумажных фабриках. Сдача документов на уничтожение оформляется накладными, квитанциями и т.п. Использование этих отходов для хозяйственных нужд запрещается.
3.11. Архивные учреждения России в пределах своей компетенции осуществляют контроль за правильностью проведения экспертизы ценности документов и применения настоящего Перечня в прокуратурах и их учреждениях и при необходимости оказывают методическую помощь в работе с документами.