Приказ ФТС России от 19.04.2022 N 295
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 19 апреля 2022 г. N 295
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ВЕДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к критически важным объектам всех форм собственности, правообладателями которых являются таможенные органы Российской Федерации или организации, находящиеся в ведении Федеральной таможенной службы.
2. Настоящий приказ действует до 29 февраля 2028 г.
Руководитель
В.И.БУЛАВИН
Приложение
Утверждены
приказом ФТС России
от 19 апреля 2022 г. N 295
ТРЕБОВАНИЯ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ВЕДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
1. Настоящие требования к критически важным объектам всех форм собственности, правообладателями которых являются таможенные органы Российской Федерации или организации, находящиеся в ведении Федеральной таможенной службы (далее - требования), применяются таможенными органами Российской Федерации (далее - таможенные органы) и организациями, находящимися в ведении Федеральной таможенной службы (далее - организации), владеющими критически важными объектами на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - таможенные органы и (или) организации, осуществляющие эксплуатацию критически важных объектов), включенными в перечень критически важных объектов, формируемый в соответствии с Правилами формирования и утверждения перечня критически важных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 981 <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5370.
Требования распространяются на критически важные объекты, отнесенные к федеральному и региональному уровням значимости <2>, эксплуатируемые таможенными органами или организациями (далее - критически важные объекты), и определяют достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности должностных лиц и работников таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также комплекс мероприятий, реализуемых в этих таможенных органах и организациях, по:
--------------------------------
<2> Приказ ФТС России от 15 июня 2021 г. N 496 "Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются таможенные органы Российской Федерации или организации, находящиеся в ведении Федеральной таможенной службы, к критически важным объектам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2021 г., регистрационный N 64331).
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечению устойчивости функционирования таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, и жизнедеятельности должностных лиц и работников этих таможенных органов и организаций в чрезвычайных ситуациях.
2. Мероприятия, указанные в пункте 1 требований, осуществляются в таможенных органах и организациях, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, с учетом их организационной структуры, условий их функционирования и решаемых ими задач, а также с учетом возможных последствий нарушения или прекращения функционирования критически важных объектов в результате чрезвычайных ситуаций.
3. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) назначение должностных лиц и (или) работников таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, ответственных за организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
2) разработку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, их своевременную актуализацию, а также их утверждение:
в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - руководителем ФТС России;
в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - начальником таможенного органа или организации, осуществляющего(ей) эксплуатацию этих критически важных объектов;
3) взаимодействие с МЧС России и его территориальными органами по месту нахождения критически важных объектов по вопросам прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты сторонних организаций (предприятий), расположенные в непосредственной близости от критически важных объектов, а также по вопросам проведения на критически важных объектах аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) подготовку должностных лиц и работников таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <3>, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
--------------------------------
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062) (далее - Постановление). Постановление действует до 31 декабря 2026 г. включительно (пункт 2 Постановления).
5) создание и организацию работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы, утвержденным приказом ФТС России от 22 марта 2021 г. N 221 <4> (далее - Положение об организации и ведении гражданской обороны в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России);
--------------------------------
<4> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2021 г., регистрационный N 64470.
6) создание и поддержание в постоянной готовности к применению объектовых систем оповещения должностных лиц и работников таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иных лиц, находящихся на критически важных объектах, об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их модернизации;
7) обеспечение технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования, размещенного на критически важных объектах;
8) проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, защиту должностных лиц и работников таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иных лиц, находящихся на критически важных объектах, материальных ценностей таможенных органов и организаций, имеющихся на этих объектах, в том числе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, гражданской обороны;
9) соблюдение должностными лицами и работниками таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иными лицами, находящимися на критически важных объектах, установленных на этих объектах пропускного и внутриобъектового режимов <5>;
--------------------------------
<5> Пункты 3 и 4 Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденной приказом ФТС России от 29 сентября 2020 г. N 848 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2021 г., регистрационный N 62647) с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 27 января 2022 г. N 53 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2022 г., регистрационный N 67637).
10) планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования критически важных объектов и обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, в чрезвычайных ситуациях;
11) создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <6> (далее - силы и средства таможенных органов, организаций для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2022, N 15, ст. 2503.
12) принятие оперативных мер по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования критически важных объектов, а также их критических элементов.
4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) постоянный мониторинг оперативной обстановки на критически важных объектах;
2) создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <7> (далее - резервы материальных ресурсов);
--------------------------------
<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5195).
3) создание и восполнение резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) обмен информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций между таможенными органами, организациями и территориальными органами МЧС России по месту нахождения критически важных объектов;
5) прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, и оповещение должностных лиц и работников таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иных лиц, находящихся на этих объектах, о таких опасностях;
6) оказание должностным лицам и работникам таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иным лицам, находящимся на критически важных объектах, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на этих объектах, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские организации;
7) проведение объектовых учений и тренировок, в том числе в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 <8>, по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
--------------------------------
<8> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580.
8) планирование и проведение эвакуационных мероприятий;
9) проведение АСДНР.
5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) введение режима чрезвычайной ситуации на критически важных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
на критически важных объектах федерального уровня значимости - решением руководителя ФТС России;
на критически важных объектах регионального уровня значимости - решением начальника таможенного органа или организации, осуществляющего(ей) эксплуатацию этих критически важных объектов;
2) применение по назначению сил и средств таможенных органов, организаций, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в соответствии с планами, указанными в подпункте 2 пункта 3 требований.
6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, и жизнедеятельности должностных лиц и работников этих таможенных органов и организаций в чрезвычайных ситуациях, включает:
1) взаимодействие с другими таможенными органами, организациями по осуществлению маневра резервами материальных ресурсов;
2) работу комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования таможенных органов и организаций, указанных в подпункте 5 пункта 3 требований, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
3) создание и использование страхового фонда документации в соответствии с законодательством Российской Федерации <9>;
--------------------------------
<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 1583дсп.
4) накопление и поддержание в готовности к использованию резервных источников электроснабжения;
5) подготовку к эвакуации и эвакуацию (при наличии технической возможности) оборудования, используемого на критически важных объектах, в безопасное место;
6) постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования, используемого на критически важных объектах.
7. Оценка готовности таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности должностных лиц и работников таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов (далее - оценка готовности), проводится:
в отношении таможенных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов федерального уровня значимости, не реже одного раза в год;
в отношении органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов регионального уровня значимости, не реже одного раза в три года.
8. Планирование мероприятий по проведению оценки готовности осуществляется на основании ежегодных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в таможенных органах и организациях осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России.
9. Оценка готовности обеспечивается:
в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - структурным подразделением ФТС России, осуществляющим функции в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - таможенными органами и организациями, осуществляющими эксплуатацию этих критически важных объектов.
10. Основанием для проведения оценки готовности является приказ ФТС России, в котором определяются:
состав комиссии по проведению оценки готовности таможенного органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте (далее - Комиссия);
сроки проведения Комиссией оценки готовности;
сроки оформления и представления Комиссией на утверждение руководителю ФТС России результатов проведения оценки готовности (не более 30 рабочих дней с даты завершения проведения оценки готовности).
11. В состав Комиссии включаются должностные лица структурных подразделений ФТС России, должностные лица и работники таможенных органов, организаций, к компетенции которых относятся вопросы, рассматриваемые Комиссией.
12. Оценка готовности включает в себя изучение и проверку Комиссией:
выполнения таможенным органом (организацией), осуществляющим(ей) эксплуатацию критически важного объекта, требований;
возможного воздействия на критически важный объект чрезвычайных ситуаций природного характера, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные объекты, расположенные в непосредственной близости от критически важного объекта;
актуальности плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте, утвержденного начальником таможенного органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта;
сведений о критических элементах критически важного объекта (строениях, сооружениях, помещениях, в том числе режимных, их оборудовании и конструктивных элементах), реализация акта незаконного вмешательства в отношении которых может привести к полному или частичному прекращению функционирования таможенных органов, организаций, осуществляющих деятельность на критически важном объекте, и (или) возникновению на нем чрезвычайных ситуаций, а также о состоянии их защищенности (при наличии);
организации пропускного и внутриобъектового режимов на критически важном объекте;
состояния систем жизнеобеспечения, технического состояния транспортных коммуникаций, систем водоснабжения, канализации, вентиляции, отопления, электросетевого хозяйства, резервных источников электроснабжения на критически важном объекте;
состояния систем оповещения должностных лиц и работников таможенных органов, организаций, осуществляющих деятельность на критически важном объекте, об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях;
организации и состояния противопожарного режима на критически важном объекте.
13. По результатам проведения оценки готовности Комиссия составляет акт оценки готовности таможенного органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников таможенного органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта (рекомендуемый образец приведен в приложении к требованиям) (далее - Акт).
В Акте указываются:
1) вывод о готовности таможенного органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте, который содержит оценку:
"готов(а)" - в случае выполнения в таможенном органе (организации), требований в полном объеме;
"не готов(а)" - в случае невыполнения в таможенном органе (организации), требований либо их выполнения не в полном объеме;
2) вывод о достаточности либо недостаточности мер, принимаемых в таможенном органе (организации) по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников таможенного органа (организации), осуществляющих деятельность на этом объекте.
В случае принятия Комиссией решений о неготовности таможенного органа (организации), эксплуатирующего(ей) критически важный объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте и (или) недостаточности мер, принимаемых в таможенном органе (организации) по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников таможенного органа (организации), осуществляющих деятельность на этом объекте, в Акт вносятся предложения Комиссии по устранению выявленных недостатков.
14. Акт подписывается всеми членами Комиссии и утверждается председателем Комиссии.
15. В случае несогласия члена Комиссии с выводами, указанными в Акте, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к Акту.
16. Акт направляется начальнику таможенного органа (организации), в отношении которого(ой) проводилась оценка готовности.
Приложение
к требованиям к критически важным
объектам всех форм собственности,
правообладателями которых являются
таможенные органы Российской Федерации
или организации, находящиеся
в ведении Федеральной таможенной службы,
утвержденным приказом ФТС России
от 19.04.2022 N 295
(Рекомендуемый образец)