Приказ ФСТЭК России от 14.12.2023 N 249
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРИКАЗ
от 14 декабря 2023 г. N 249
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФСТЭК РОССИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, НА 2024 ГОД
В целях проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2024 год (далее - Программа).
2. Руководителям управлений ФСТЭК России по федеральным округам и Межрегионального управления ФСТЭК России обеспечить представление в 5 управление ФСТЭК России отчетов о ходе выполнения Программы за первое полугодие - до 15 июля 2024 г., за год - до 10 декабря 2024 г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора ФСТЭК России С.Ф. Якимова.
Директор
Федеральной службы по техническому
и экспортному контролю
В.СЕЛИН
Утверждена
приказом ФСТЭК России
от 14 декабря 2023 г. N 249
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФСТЭК РОССИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, НА 2024 ГОД
I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2024 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (пункт 3 раздела IV протокола заседания подкомиссии от 20 января 2017 г. N 1).
2. Программа разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Правил осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572;
постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные термины и их определения:
1) профилактическое мероприятие - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых ФСТЭК России и (или) ее территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - подконтрольные субъекты) обязательных требований, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (вред, ущерб или угроза их причинения, применение санкций, выдача предписаний, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с мероприятиями по контролю;
2) обязательные требования - требования, определяющие порядок и условия осуществления внешнеэкономических операций с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСТЭК России (далее - акты, содержащие обязательные требования);
3) охраняемые законом ценности - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, обеспечение безопасности государства;
4) подконтрольная среда - состояние охраняемых законом ценностей в сфере внешнеэкономической деятельности в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
5) подконтрольный объект - внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
4. Профилактические мероприятия осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа.
II. Цели, задачи и принципы проведения
профилактических мероприятий
5. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
предупреждение и сокращение количества нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований;
повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении экспортного контроля;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
6. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
формирование у всех подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований в области экспортного контроля и порядка их соблюдения;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов, оценка состояния подконтрольной среды;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.
7. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и правовых последствий за нарушение обязательных требований);
информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия со Службой по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
обязательности - обеспечение проведения профилактических мероприятий на регулярной и системной основе;
актуальности - регулярное обновление Программы на основе анализа и обобщения проведенных запланированных профилактических мероприятий, использование современных информационно-коммуникационных технологий при их проведении;
релевантности - выбор видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов и их профессиональную спецификацию.
III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды
8. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется усложнением условий осуществления внешнеэкономической деятельности, обусловленное введением экономических санкций со стороны США, Европейского союза и ряда других стран. Принятие Российской Федерацией ответных мер значительно ограничило возможности отечественных экспортеров по заключению и реализации внешнеэкономических сделок.
В этих условиях возрастает роль профилактической работы, в первую очередь, по разъяснению действующих и новых особенностей и ограничений в области экспортного контроля. При этом особое внимание следует уделять субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что в условиях свободного обращения на внутреннем рынке значительной части номенклатуры продукции, подлежащей экспортному контролю, вышеуказанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации.
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций,
которые могут оказать воздействие на состояние
подконтрольной среды
9. На состояние подконтрольной среды оказывают воздействие ограничения, принятые во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности". В частности, запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации определенных товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311, разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза отдельных видов товаров согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 312, запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации в иностранные государства и территории отдельных видов товаров в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 313 и от 27 мая 2023 г. N 833.
В этой связи предполагается некоторое сокращение количества подконтрольных субъектов, обусловленное уменьшением числа стран, куда разрешен экспорт товаров двойного назначения и соответствующего объема товаров и технологий, вывозимых за пределы Российской Федерации. Одновременно можно ожидать увеличение количества правонарушений в области экспортного контроля, которое обусловлено желанием некоторых участников внешнеэкономической деятельности сохранить свои доходы от экспорта на прежнем уровне.
При этом сохранение достаточно большого количества правонарушений, совершаемых субъектами среднего и малого предпринимательства, свидетельствует о необходимости уделять большее внимание эффективности профилактических мероприятий среди таких организаций, с учетом особенностей контрольно-надзорной деятельности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Таким образом, при планировании профилактических мероприятий представляется целесообразным исходить из особенностей развития политической и экономической обстановки в мире, оказывающих непосредственное влияние на внешнеэкономическую деятельность российских организаций и предприятий.
V. Механизм оценки эффективности и результативности
профилактических мероприятий
10. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
1) информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;
2) знание и однозначное толкование подконтрольными субъектами и ФСТЭК России обязательных требований и правил их соблюдения;
3) вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с ФСТЭК России, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
VI. Перечень уполномоченных лиц (с контактами),
ответственных за организацию и проведение профилактических
мероприятий в ФСТЭК России и ее территориальных органах
11. Уполномоченными лицами, ответственными за организацию и проведение профилактических мероприятий в ФСТЭК России и ее территориальных органах, определены:
начальник 5 управления (экспортного контроля) ФСТЭК России Никольский Андрей Анатольевич, тел. (495) 606-02-68;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Центральному федеральному округу Сульдин Валерий Михайлович, тел. (495) 334-70-96;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу Воронцов Игорь Евгеньевич, тел. (812) 571-58-93;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Минников Юрий Тимофеевич, тел. (863) 200-75-23;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу Подсеваткин Сергей Викторович, тел. (831) 412-23-02;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу Алимбеков Марат Альбертович, тел. (343) 372-18-54;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу Косинский Игорь Иванович, тел. (383) 203-54-04;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу Лебедев Николай Алексеевич, тел. (4212) 35-10-89;
заместитель руководителя Межрегионального управления ФСТЭК России Чимитдоржин Александр Владимирович, тел. (8692) 48-11-87.
VII. Ссылка на официальный сайт ФСТЭК России в сети
"Интернет", на котором должна содержаться информация
о текущих результатах профилактической работы, готовящихся
и состоявшихся профилактических мероприятиях,
а также размещаться Программа
12. http://fstec.ru/
VIII. План-график профилактических мероприятий, проводимых
ФСТЭК России в 2024 году (в рамках государственного контроля
за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической
деятельности законодательства Российской Федерации
в области экспортного контроля)
N п/п
Вид (форма) профилактического мероприятия
Периодичность проведения (или срок)
Подконтрольные субъекты
Ожидаемые результаты
Ответственный
1
Поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте Службы, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля
По мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Своевременное информирование представителей подконтрольных субъектов об изменении обязательных требований
Начальник
5 управления ФСТЭК России
2
Размещение на официальном сайте Службы в сети "Интернет" плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области экспортного контроля на 2025 год
Декабрь 2024 г.
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Своевременное информирование представителей подконтрольных субъектов о планируемых проверках
Начальник
5 управления ФСТЭК России
3
Информирование представителей подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований при осуществлении государственного контроля:
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Реализация "принципа понятности" при планировании и осуществлении профилактических мероприятий
Начальник
5 управления ФСТЭК России
подготовка и размещение на официальном сайте Службы в сети "Интернет" разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований (с сравнительными схемами, наглядно показывающими ключевые изменения)
Не позднее 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований
4
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах (семинаров, конференций, заседаний рабочих групп и т.п. в зависимости от целевого охвата аудитории подконтрольных субъектов), в том числе:
Не реже одного раза в квартал
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Понимание подконтрольными субъектами обязательных требований в области экспортного контроля
Начальник
5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
Управление ФСТЭК России по Центральному федеральному округу:
ООО "Торговый дом "Химмед", г. Москва (семинар);
Февраль 2024 г.
АО "НЭПТ", г. Москва, (семинар);
Март 2024 г.
ООО "НТЦ Амплитуда", г. Москва (семинар);
Апрель 2024 г.
ООО "Диагностика-М", г. Москва, (семинар);
Май 2024 г.
ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт", г. Москва (семинар)
Ноябрь 2024 г.
Управление ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу:
АО "Научно-производственное объединение специальных материалов", г. Санкт-Петербург (семинар);
Февраль 2024 г.
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева", г. Санкт-Петербург (семинар);
Апрель 2024 г.
АО "Невалаб", Ленинградская обл., г. Всеволожск (семинар);
Сентябрь 2024 г.
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный морской технологический институт", г. Санкт-Петербург (семинар);
Октябрь 2024 г.
АО "Концерн Титан-2", г. Москва (семинар).
Ноябрь 2024 г.
Управление ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам:
АО "Каменскволокно", Ростовская обл., г. Каменск-Шахтинский (семинар);
Февраль 2024 г.
ООО "Волгоградпромпроект", г. Волгоград (семинар);
Апрель 2024 г.
ФГБОУ ВО "Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова", Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик (семинар);
Май 2024 г.
ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет", Республика Адыгея, г. Майкоп.
Сентябрь 2024 г.
Управление ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу:
Федеральное казенное предприятие "Завод имени Я.М. Свердлова", Нижегородская обл., г. Дзержинск, (семинар);
Февраль 2024 г.
Федеральное казенное учреждение науки "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Саратов (семинар);
Февраль 2024 г.
АО "Павловский машиностроительный завод "Восход", Нижегородская обл., г. Павлово (семинар);
Март 2024 г.
АО "Научно-производственная фирма "Геофизика", г. Уфа (семинар);
Апрель 2024 г.
АО "Дзержинский опытный завод авиационных материалов", Нижегородская обл., г. Дзержинск (семинар);
Май 2024 г.
ФГАОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет", г. Пермь (семинар).
Октябрь 2024 г.
Онлайн-семинар по вопросам экспортного контроля в формате видеоконференции по теме: "Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями", г. Нижний Новгород.
Май 2024 г.
Управление ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу:
АО "Ютэйр-Инжиниринг", Свердловская область, г. Тюмень (семинар);
Февраль 2024 г.
ФГБОУ ВО "Уральский государственный аграрный университет", г. Екатеринбург (семинар);
Февраль 2024 г.
АО "Калиновский химический завод", Свердловская обл., Невьянский р-н, п. Калиново (семинар);
Март 2024 г.
ООО "Газпромнефть - Ноябрьскнефтегазгеофизика", Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, (семинар);
Апрель 2024 г.
АО "Катайский насосный завод", Курганская обл., г. Катайск (семинар);
Май 2024 г.
ФГБОУ ВО "Нижневартовский государственный университет", Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск (семинар);
Октябрь 2024 г.
ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" (семинар);
Октябрь 2024 г.
ФГБОУ ВО "Уральский государственный горный университет", г. Екатеринбург (семинар).
Ноябрь 2024 г.
Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу:
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта", г. Новосибирск (семинар);
Март 2024 г.
ООО "НЭОС НВ", г. Новосибирск (семинар - совещание);
Май 2024 г.
АО "Омский завод гражданской авиации", г. Омск (круглый стол);
Июнь 2024 г.
АО "Барнаульский патронный завод", г. Барнаул (методическое занятие);
Сентябрь 2024 г.
ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора, Новосибирская область, р.п. Кольцово (семинар-совещание).
Октябрь 2024 г.
Управление ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу:
Участники внешнеэкономической деятельности Сахалинской области, г. Южно-Сахалинск (семинар-совещание);
Март 2024 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Шлюмберже Восток", г. Южно-Сахалинск (методическое занятие);
Март 2024 г.
Участники внешнеэкономической деятельности Амурской области, г. Хабаровск (семинар-совещание в режиме, видео-конференц-связи);
Апрель 2024 г.
Участники внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия, г. Улан-Удэ (семинар-совещание);
Июль 2024 г.
Акционерное общество "Авиакомпания "Баргузин", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия (методическое занятие);
Июль 2024 г.
ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет", Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, (методическое занятие);
Сентябрь 2024 г.
Участники внешнеэкономической деятельности Приморского края, г. Владивосток (семинар-совещание);
Октябрь 2024 г.
ФГБУН Институт химии Дальневосточного отделения Российской академии наук, г. Владивосток (методическое занятие);
Октябрь 2024 г.
Научные организации и высшие учебные заведения, расположенные в пределах Дальневосточного федерального округа, г. Хабаровск (семинар-совещание в режиме видео-конференц-связи).
Ноябрь 2024 г.
Межрегиональное управление ФСТЭК России:
ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет", г. Севастополь (семинар);
Май 2024 г.
ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.В. Вернадского", г. Симферополь (семинар);
Июль 2024 г.
ООО "Предприятие "Югсудэкспорт", г. Симферополь (семинар).
Сентябрь 2024 г.
5
Информирование российских участников внешнеэкономической деятельности о государственных функциях и ведомственных услугах ФСТЭК России в области экспортного контроля в соответствии со следующими руководящими документами:
Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля";
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030 "О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях";
приказом ФСТЭК России от 5 апреля 2023 г. N 59 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при проведении проверок в ходе осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля";
приказом ФСТЭК России от 30 октября 2018 г. N 193 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по идентификации контролируемых товаров и технологий и выдаче идентификационных заключений";
приказом ФСТЭК России от 18 апреля 2023 г. N 65 "Об утверждении формы заявления о выдаче свидетельства о государственной аккредитации российского участника внешнеэкономической деятельности, создавшего внутреннюю программу экспортного контроля, и порядка его заполнения и признании утратившим силу приказа ФСТЭК России от 7 июня 2016 г. N 79";
приказом ФСТЭК России от 3 мая 2023 г. N 74 "Об утверждении требований к оформлению заявления о предоставлении лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, требований к оформлению лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, а также форм заявлений о выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на временный вывоз из Российской Федерации контролируемой продукции, о выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на экспорт (вывоз) продукции, подлежащей всеобъемлющему контролю, и правил их заполнения"
В сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Понимание подконтрольными субъектами обязательных требований и административных процедур в области экспортного контроля
Должностные лица, определенные административными регламентами ФСТЭК России в области экспортного контроля
6
Актуализация на основе практики правоприменения ведомственных актов ФСТЭК России по осуществлению государственных функций и оказанию услуг в области экспортного контроля
В течение года
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Поддержание ведомственных актов ФСТЭК России в области экспортного контроля в актуальном состоянии
Начальник
5 управления ФСТЭК России
7
Обобщение и анализ правоприменительной практики осуществления Службой государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (в соответствии с приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136):
а) выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (типовых нарушений), подготовка рекомендаций, при необходимости, в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений;
б) проведение классификации <1> и причин возникновения типовых нарушений;
в) инициация на основе полученной классификации процесса устранения проблемы избыточности, дублирования и (или) устаревания обязательных требований и или корректировки Программы профилактики нарушений обязательных требований;
г) публикация на официальном сайте Службы в сети "Интернет" статистической информации о количестве проведенных контрольных мероприятий, количестве подконтрольных субъектов, привлеченных к административной ответственности (с указанием основных правонарушений по видам), а также перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований
За первое полугодие - до 15 июля 2024 г.,
за год - до 10 декабря 2024 г в рамках отчетов о ходе выполнения Программы.
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Обобщение и анализ правоприменительной практики
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
8
Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166)
При наличии сведений о готовящихся нарушениях, информации от органов государственной власти, обращений и заявлений <2>
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Принятие к подконтрольным субъектом мер по обеспечению соблюдения обязательных требований и представление в Службу уведомления об этом в установленный в таком предостережении срок
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
9
Разъяснение (доведение информации) о порядке (процедурах) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, правах и обязанностях Службы, сроках проведения проверки, порядке обжалования и др.
В соответствии с приказом ФСТЭК России от 5 апреля 2023 г. N 59 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при проведении проверок в ходе осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля"
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Предоставление возможности подконтрольному субъекту качественно подготовиться к проверке, исключение возникновения возможных конфликтов (спорных вопросов) в ходе проверки
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
10
Определение потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных гражданских служащих ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2024 году
До 1 февраля 2024 г.
Государственные гражданские служащие
Формирование у работников ФСТЭК России и ее территориальных органов одинакового понимания обязательных требований
Начальник отдела государственной службы и кадров ФСТЭК России,
начальник
5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
Методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих
Постоянно
11
Проведение мониторинга и оценки уровня развития Программы, эффективности и результативности конкретных профилактических мероприятий (в соответствии с "Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований"
(приложение 2 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 N 1).
Ежеквартально
Начальник
5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
Подготовка и направление в 5 управление ФСТЭК России отчетов о проведении мониторинга и оценки уровня развития Программы на 2024 год.
До 1 февраля 2025 г.
12
Представление предложений в проект Программы на 2025 год
До 1 декабря 2024 г.
Начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
13
Разработка проекта Программы на 2025 год и проекта приказа об утверждении Программы
До 10 декабря 2024 г.
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
14
Подготовка доклада об итогах профилактической работы за 2024 год
До 15 декабря 2024 г.
Начальник 5 управления ФСТЭК России, начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
--------------------------------
<1> Классификация проводится в соответствии с п. 8.3.2 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (далее - Методические рекомендации).
<2> На условиях, оговоренных в п. 8.4.1 Методических рекомендаций.