Приказ ФСТЭК России от 19.12.2024 N 237
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРИКАЗ
от 19 декабря 2024 г. N 237
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФСТЭК РОССИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, НА 2025 ГОД
В целях проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2025 год (далее - Программа).
2. Руководителям управлений ФСТЭК России по федеральным округам и Межрегионального управления ФСТЭК России обеспечить представление в 5 управление ФСТЭК России отчетов о ходе выполнения Программы за первое полугодие - до 15 июля 2025 г., за год - до 10 декабря 2025 г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ФСТЭК России М.В. Ивонина.
Директор
Федеральной службы по техническому
и экспортному контролю
В.СЕЛИН
Утверждена
приказом ФСТЭК России
от 19 декабря 2024 г. N 237
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФСТЭК РОССИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, НА 2025 ГОД
I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2025 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (пункт 3 раздела IV протокола заседания подкомиссии от 20 января 2017 г. N 1).
2. Программа разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Правил осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572;
постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные термины и их определения:
1) профилактическое мероприятие - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых ФСТЭК России и (или) ее территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - подконтрольные субъекты) обязательных требований, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (вред, ущерб или угроза их причинения, применение санкций, выдача предписаний, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с мероприятиями по контролю;
2) обязательные требования - требования, определяющие порядок и условия осуществления внешнеэкономических операций с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСТЭК России (далее - акты, содержащие обязательные требования);
3) охраняемые законом ценности - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, обеспечение безопасности государства;
4) подконтрольная среда - состояние охраняемых законом ценностей в сфере внешнеэкономической деятельности в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
5) подконтрольный объект - внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
4. Профилактические мероприятия осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа.
II. Цели, задачи и принципы проведения
профилактических мероприятий
5. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
предупреждение и сокращение количества нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований;
повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении экспортного контроля;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
6. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
формирование у всех подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований в области экспортного контроля и порядка их соблюдения;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов, оценка состояния подконтрольной среды;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.
7. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и правовых последствий за нарушение обязательных требований);
информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия со Службой по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
обязательности - обеспечение проведения профилактических мероприятий на регулярной и системной основе;
актуальности - регулярное обновление Программы на основе анализа и обобщения проведенных запланированных профилактических мероприятий, использование современных информационно-коммуникационных технологий при их проведении;
релевантности - выбор видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов и их профессиональную спецификацию.
III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды
8. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется усложнением условий осуществления внешнеэкономической деятельности, обусловленное введением экономических санкций со стороны США, Европейского союза и ряда других стран. Принятие Российской Федерацией ответных мер значительно ограничило возможности отечественных экспортеров по заключению и реализации внешнеэкономических сделок.
В этих условиях возрастает роль профилактической работы, в первую очередь, по разъяснению действующих и новых особенностей и ограничений в области экспортного контроля. При этом особое внимание следует уделять субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что в условиях свободного обращения на внутреннем рынке значительной части номенклатуры продукции, подлежащей экспортному контролю, вышеуказанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации.
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут
оказать воздействие на состояние подконтрольной среды
9. На состояние подконтрольной среды оказывают воздействие ограничения, принятые во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности". В частности, запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации определенных товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311, разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза отдельных видов товаров согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 312, запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации в иностранные государства и территории отдельных видов товаров в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 313 и от 27 мая 2023 г. N 833.
В этой связи предполагается некоторое сокращение количества подконтрольных субъектов, обусловленное уменьшением числа стран, куда разрешен экспорт товаров двойного назначения и соответствующего объема товаров и технологий, вывозимых за пределы Российской Федерации. Одновременно можно ожидать увеличение количества правонарушений в области экспортного контроля, которое обусловлено желанием некоторых участников внешнеэкономической деятельности сохранить свои доходы от экспорта на прежнем уровне.
При этом сохранение достаточно большого количества правонарушений, совершаемых субъектами среднего и малого предпринимательства, свидетельствует о необходимости уделять большее внимание эффективности профилактических мероприятий среди таких организаций, с учетом особенностей контрольно-надзорной деятельности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Таким образом, при планировании профилактических мероприятий представляется целесообразным исходить из особенностей развития политической и экономической обстановки в мире, оказывающих непосредственное влияние на внешнеэкономическую деятельность российских организаций и предприятий.
V. Механизм оценки эффективности и результативности
профилактических мероприятий
10. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
1) информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;
2) знание и однозначное толкование подконтрольными субъектами и ФСТЭК России обязательных требований и правил их соблюдения;
3) вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с ФСТЭК России, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
VI. Перечень уполномоченных лиц (с контактами),
ответственных за организацию и проведение профилактических
мероприятий в ФСТЭК России и ее территориальных органах
11. Уполномоченными лицами, ответственными за организацию и проведение профилактических мероприятий в ФСТЭК России и ее территориальных органах, определены:
начальник 5 управления (экспортного контроля) ФСТЭК России Никольский Андрей Анатольевич, тел. (495) 606-02-68;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Центральному федеральному округу Сульдин Валерий Михайлович, тел. (495) 334-70-96;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу Воронцов Игорь Евгеньевич, тел. (812) 571-58-93;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Минников Юрий Тимофеевич, тел. (863) 200-75-23;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу Подсеваткин Сергей Викторович, тел. (831) 412-23-02;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу Клюкин Андрей Анатольевич, тел. (343) 372-18-54;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу Косинский Игорь Иванович, тел. (383) 203-54-04;
заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу Лебедев Николай Алексеевич, тел. (4212) 35-10-89;
заместитель руководителя Межрегионального управления ФСТЭК России Чимитдоржин Александр Владимирович, тел. (8692) 48-11-87.
VII. Ссылка на официальный сайт ФСТЭК России в сети
"Интернет", на котором должна содержаться информация
о текущих результатах профилактической работы, готовящихся
и состоявшихся профилактических мероприятиях,
а также размещаться Программа
12. http://fstec.ru/
VIII. План-график профилактических мероприятий, проводимых
ФСТЭК России в 2025 году (в рамках государственного контроля
за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической
деятельности законодательства Российской Федерации в области
экспортного контроля)
N п/п
Вид (форма) профилактического мероприятия
Периодичность проведения (или срок)
Подконтрольные субъекты
Ожидаемые результаты
Ответственный
1
Поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте Службы, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля
По мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Своевременное информирование представителей подконтрольных субъектов об изменении обязательных требований
Начальник 5 управления ФСТЭК России
2
Размещение на официальном сайте Службы в сети "Интернет" плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области экспортного контроля на 2026 год
Декабрь 2025 г.
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Своевременное информирование представителей подконтрольных субъектов о планируемых проверках
Начальник 5 управления ФСТЭК России
3
Информирование представителей подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований при осуществлении государственного контроля:
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Реализация "принципа понятности" при планировании и осуществлении профилактических мероприятий
Начальник 5 управления ФСТЭК России
подготовка и размещение на официальном сайте Службы в сети "Интернет" разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований (с сравнительными схемами, наглядно показывающими ключевые изменения)
Не позднее 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований
4
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах (семинаров, конференций, заседаний рабочих групп и т.п. в зависимости от целевого охвата аудитории подконтрольных субъектов), в том числе:
Не реже одного раза в квартал
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Понимание подконтрольными субъектами обязательных требований в области экспортного контроля
Начальник 5 управления ФСТЭК России,
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
Управление ФСТЭК России по Центральному федеральному округу:
АО "Центральный Проектно-Технологический Институт", г. Москва (семинар);
Февраль 2025 г.
АО "Авиазапчасть", г. Москва, (семинар);
Март 2025 г.
АО "Тамбовмаш", г. Тамбов (семинар);
Апрель 2025 г.
ООО "АТС Технологии", г. Москва, (семинар);
Май 2025 г.
ООО "РЕ Трейдинг";
Октябрь 2025 г.
ФГБОУ ВО "Московский Технический Университет Связи и Информатики", г. Москва (семинар).
Ноябрь 2025 г.
Управление ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу:
ФГУП "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог", г. Санкт-Петербург (семинар);
Январь 2025 г.
ООО "ПЛАЗ", г. Санкт-Петербург (семинар);
Февраль 2025 г.
ООО "Центр речевых технологий", г. Санкт-Петербург (семинар);
Март 2025 г.
ООО "Вест-Инжиниринг", г. Санкт-Петербург (семинар);
Апрель 2025 г.
ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", г. Санкт-Петербург (семинар);
Май 2025 г.
ФГБОУ ВО "Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова", г. Санкт-Петербург (семинар).
Октябрь 2025 г.
Управление ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам:
ООО "Корпорация Акционерной Компании "Электросевкавмонтаж", г. Краснодар, (семинар);
Март 2025 г.
ЗАО "Научно-производственная фирма "ЛЮМИНОФОР", г. Ставрополь (семинар);
Апрель 2025 г.
ООО Торговый Дом "СИНС АВИА", г. Краснодар; (семинар);
Май 2025 г.
ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный технический университет", г. Волгоград (семинар);
Сентябрь 2025 г.
Ростовский вертолетный производственный комплекс ПАО "Роствертол" имени Б.Н. Слюсаря, г. Ростов-на-Дону (семинар).
Октябрь 2025 г.
Управление ФСТЭК России по Приволжскому федеральному округу:
АО "Время-Ч", г. Нижний Новгород (семинар);
Январь 2025 г.
АО "356 авиационный ремонтный завод", Саратовская обл., г. Энгельс (семинар);
Февраль 2025 г.
АО "Башвзрывтехнологии", г. Самара (семинар);
Март 2025 г.
АО "Внешнеторговая компания КАМАЗ", Республика Татарстан, г. Набережные Челны (семинар);
Апрель 2025 г.
АО "Сорбент", г. Пермь (семинар);
Май 2025 г.
ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола (семинар);
Октябрь 2025 г.
Онлайн-семинар в формате видеоконференции по теме: "Вопросы экспортного контроля.
Организация проведения идентификации контролируемых технологий участниками внешнеэкономической деятельности. Порядок проведения экспертизы научно-технических материалов, подготовленных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий", г. Нижний Новгород.
Май 2025 г.
Управление ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу:
ЗАО по монтажу и наладке радиационной техники "Квант", г. Екатеринбург (семинар);
Январь 2025 г.
НАО "Нипигормаш", г. Екатеринбург (семинар);
Февраль 2025 г.
ЗАО "Ламинарные системы", Челябинская обл., г. Миасс (семинар);
Март 2025 г.
ООО научно-производственное предприятие "Спецтехнология", г. Челябинск (семинар);
Апрель 2025 г.
ООО "Машкомплектсервис", г. Екатеринбург (семинар);
Май 2025 г.
АО "Уральский завод гражданской авиации", г. Екатеринбург (семинар);
Сентябрь 2025 г.
ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет" г. Челябинск (семинар);
Октябрь 2025 г.
ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", г. Екатеринбург (семинар).
Ноябрь 2025 г.
Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу:
Февраль 2025 г.
Семинар для участников внешнеэкономической деятельности Новосибирской области на базе ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный аграрный университет", г. Новосибирск (семинар);
Апрель 2025 г.
ООО "Сибирское купечество", г. Новосибирск, (семинар - совещание);
Май 2025 г.
Семинар для участников внешнеэкономической деятельности Омской области на базе ФГБОУ ВО "Омский государственный аграрный университет", г. Омск;
Сентябрь 2025 г.
Семинар для участников внешнеэкономической деятельности Томской области на базе ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Томский государственный университет", г. Томск;
ООО "СИБМЕР", г. Новосибирск (семинар - совещание).
Октябрь 2025 г.
Управление ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу:
Март 2025 г.
Семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Забайкальского края, г. Хабаровск (в формате видеоконференции);
Март 2025 г.
ФГБОУ ВО "Приморский государственный аграрно-технологический университет" Приморский край, г. Уссурийск (методическое занятие);
Апрель 2025 г.
Семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия, г. Хабаровск (в формате видеоконференции);
Май 2025 г.
ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет", Амурская обл., г. Благовещенск (методическое занятие);
Май 2025 г.
Семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Амурской области на базе ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет", Амурская обл., г. Благовещенск;
Октябрь 2025 г.
Семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Приморского края (в формате видеоконференции);
Ноябрь 2025 г.
Семинар-совещание с научными организациями и высшими учебными заведениями Дальневосточного федерального округа, г. Хабаровск (в формате видеоконференции).
Межрегиональное управление ФСТЭК России:
Февраль 2025 г.
ФГАОУ ВО "Керченский государственный морской технологический университет", Республика Крым, г. Керчь (семинар).
5
Информирование российских участников внешнеэкономической деятельности о государственных функциях и ведомственных услугах ФСТЭК России в области экспортного контроля в соответствии со следующими руководящими документами:
Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572 "О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582";
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля";
В сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Понимание подконтрольными субъектами обязательных требований и административных процедур в области экспортного контроля
Должностные лица, определенные административными регламентами ФСТЭК России в области экспортного контроля
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030 "О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях";
приказом ФСТЭК России от 5 апреля 2023 г. N 59 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при проведении проверок в ходе осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля";
приказом ФСТЭК России от 30 октября 2018 г. N 193 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по идентификации контролируемых товаров и технологий и выдаче идентификационных заключений";
приказом ФСТЭК России от 18 апреля 2023 г. N 65 "Об утверждении формы заявления о выдаче свидетельства о государственной аккредитации российского участника внешнеэкономической деятельности, создавшего внутреннюю программу экспортного контроля, и порядка его заполнения и признании утратившим силу приказа ФСТЭК России от 7 июня 2016 г. N 79";
приказом ФСТЭК России от 3 мая 2023 г. N 74 "Об утверждении требований к оформлению заявления о предоставлении лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, требований к оформлению лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, а также форм заявлений о выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на временный вывоз из Российской Федерации контролируемой продукции, о выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на экспорт (вывоз) продукции, подлежащей всеобъемлющему контролю, и правил их заполнения"
6
Актуализация на основе практики правоприменения ведомственных актов ФСТЭК России по осуществлению государственных функций и оказанию ведомственных услуг в области экспортного контроля
В течение года
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Поддержание ведомственных актов ФСТЭК России в области экспортного контроля в актуальном состоянии
Начальник 5 управления ФСТЭК России
7
Обобщение и анализ правоприменительной практики осуществления ФСТЭК России государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (в соответствии с пунктом 13 приказа ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136):
а) выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (типовых нарушений), подготовка рекомендаций, при необходимости, в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений;
б) проведение классификации <1> и причин возникновения типовых нарушений;
в) инициация на основе полученной классификации процесса устранения проблемы избыточности, дублирования и (или) устаревания обязательных требований и или корректировки Программы профилактики нарушений обязательных требований;
г) публикация на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет" статистической информации о количестве проведенных контрольных мероприятий, количестве подконтрольных субъектов, привлеченных к административной ответственности (с указанием основных правонарушений по видам), а также перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований
До 1 апреля 2025 г.
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Обобщение и анализ правоприменительной практики
Начальник 5 управления ФСТЭК России,
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
8
Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166)
При наличии сведений о готовящихся нарушениях, информации от органов государственной власти, обращений и заявлений <2>
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Принятие к подконтрольным субъектом мер по обеспечению соблюдения обязательных требований и представление в Службу уведомления об этом в установленный в таком предостережении срок
Начальник 5 управления ФСТЭК России,
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
9
Разъяснение (доведение информации) о порядке (процедурах) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, правах и обязанностях ФСТЭК России, сроках проведения проверки, порядке обжалования и др.
В соответствии с приказом ФСТЭК России от 5 апреля 2023 г. N 59 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при проведении проверок в ходе осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля"
Российские участники внешнеэкономической деятельности
Предоставление возможности подконтрольному субъекту качественно подготовиться к проверке, исключение возникновения возможных конфликтов (спорных вопросов) в ходе проверки
Начальник 5 управления ФСТЭК России,
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
10
Определение потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных гражданских служащих ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2025 году
До 1 февраля 2025 г.
Государственные гражданские служащие
Формирование у работников ФСТЭК России и ее территориальных органов одинакового понимания обязательных требований
Начальник отдела государственной службы и кадров ФСТЭК России,
Методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих
Постоянно
Начальник 5 управления ФСТЭК России,
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
11
Проведение мониторинга и оценки уровня развития Программы, эффективности и результативности конкретных профилактических мероприятий (в соответствии с п. 8.4.3 "Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований" (приложение 2 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 N 1).
Ежеквартально
Начальник 5 управления ФСТЭК России,
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
Подготовка и направление в 5 управление ФСТЭК России отчетов о проведении мониторинга и оценки уровня развития Программы на 2025 год и эффективности и результативности профилактических мероприятий (в соответствии с п. 24 "Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований" (приложение 2 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 N 1))
До 1 февраля 2026 г.
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
12
Представление предложений в проект Программы на 2026 год
До 1 декабря 2025 г.
Начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
13
Разработка проекта Программы на 2026 год и проекта приказа об утверждении Программы
До 10 декабря 2025 г.
Начальник 5 управления ФСТЭК России,
начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
14
Подготовка и направление в 5 управление ФСТЭК России отчетов о выполнении Программы на 2025 год
До 10 декабря 2025 г.
Начальники отделов экспортного контроля территориальных органов ФСТЭК России
Подготовка доклада об итогах профилактической работы за 2025 год
До 15 декабря 2025 г.
Начальник 5 управления ФСТЭК России
--------------------------------
<1> Классификация проводится в соответствии с п. 8.3.2. Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (далее - Методические рекомендации)
<2> На условиях, оговоренных в п. 8.4.1 Методических рекомендаций.