Приказ ФСТЭК России от 25.06.2025 N 225
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРИКАЗ
от 25 июня 2025 г. N 225
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЗОРА
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ
ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА 2024 ГОД
Во исполнение пункта 38 Общих требований к организации и осуществлению органам государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, и Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России", приказываю:
Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации и деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2024 год.
Директор
Федеральной службы по техническому
и экспортному контролю
В.СЕЛИН
Приложение
к приказу ФСТЭК России
от 25 июня 2025 г. N 225
ОБЗОР
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ
ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА 2024 ГОД
Настоящий обзор подготовлен в соответствии с требованиями статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Порядком организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденным приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136, и Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденными протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085, ФСТЭК России осуществляет лицензионный контроль за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации и деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
Лицензионный контроль за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации и деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации в 2024 году осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", приказом ФСТЭК России от 1 июня 2023 г. N 107 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2023 г., регистрационный номер 75126), приказом ФСТЭК России от 1 июня 2023 г. N 108 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (в пределах компетенции ФСТЭК России)" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2023 г., регистрационный номер 75127).
Количество действующих лицензий ФСТЭК России по состоянию на 31 декабря 2024 г:
на деятельность по технической защите конфиденциальной информации - 3447;
на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации - 1557.
Обобщение и анализ правоприменительной практики ФСТЭК России проводились по вопросам организации и проведения лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации и деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации и соблюдения лицензиатами ФСТЭК России обязательных требований.
Правоприменительная практика организации и проведения
лицензионного контроля
В 2024 году проведено 27 проверок из 36 запланированных.
Отменено проведение 3 проверок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 г. N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и 6 проверок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При подготовке плана контроля предпочтение отдано выездной форме проверок, поскольку выездные проверки позволяют объективно оценить фактические условия осуществления лицензируемых видов деятельности и подтвердить достоверность представляемой в лицензирующий орган информации.
Оснований для проведения внеплановых проверок лицензиатов ФСТЭК России, в отношении которых требуется согласование с органами прокуратуры, за отчетный период не имелось.
Размещение сведений в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок" о проводимом ФСТЭК России лицензионном контроле за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации и деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации затруднений не вызывало.
Порядок проведения проверок определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сроки проведения проверок соблюдались.
Проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказа ФСТЭК России от 1 июня 2023 г. N 107 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2023 г., регистрационный номер 75126), приказа ФСТЭК России от 1 июня 2023 г. N 108 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (в пределах компетенции ФСТЭК России)" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2023 г., регистрационный номер 75127). Нарушений прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок не допущено.
Учитывая, что акты проверок содержат информацию ограниченного доступа, сведения о результатах проверок в реестре проверок не размещались.
За отчетный период в ходе лицензионного контроля подвергнуты административному наказанию в виде административных штрафов за нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности по:
технической защите конфиденциальной информации три юридических лица;
разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации одно юридическое лицо.
Проверки в рамках лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации и деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации проведены центральным аппаратом и территориальными органами ФСТЭК России без нарушения законодательства Российской Федерации.
Правоприменительная практика соблюдения лицензиатами
ФСТЭК России обязательных требований
Обязательные лицензионные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении лицензионного контроля, установлены Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79, и Положением о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171.
В отчетном периоде обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатами обязательных требований в центральный аппарат и территориальные органы ФСТЭК России не поступало.
В ходе проведенных проверок выявлены нарушения лицензионных требований в деятельности 9 организаций, которым были выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях при осуществлении лицензируемых видов деятельности, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок проводилось в ходе методических сборов, рабочих встреч (совещаний), при консультировании (информировании) по вопросам изменений в законодательстве Российской Федерации в области лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, а также непосредственно в ходе проведения проверок.
Результаты лицензионного контроля в целом позволяют сделать вывод о том, что должностные лица организаций-лицензиатов ФСТЭК России в достаточной мере информированы по указанным вопросам.
Проблемных вопросов выполнения обязательных требований не имеется.
Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.
В 2024 году внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" и в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации" в части продления сроков лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации до 31 декабря 2025 г.
Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, в части лицензионного контроля, не имеется.