Рейтинг@Mail.ru

Приказ ФСТЭК России от 29.06.2017 N 123

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ПРИКАЗ

от 29 июня 2017 г. N 123

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЗОРА

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ

ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ

СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА 2016 ГОД

Во исполнение пункта 43 плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, и Порядка организации работ по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России", приказываю:

Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2016 год.

Директор Федеральной службы

по техническому и экспортному контролю

В.СЕЛИН

Приложение

к приказу ФСТЭК России

от 29 июня 2017 г. N 123

ОБЗОР

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ

ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ

СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА 2016 ГОД

Количество подконтрольных субъектов - лицензиатов ФСТЭК России, осуществляющих деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - ТЗКИ) и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее - разработка и производство СЗКИ), составляет 2110, количество предоставленных им лицензий - 2970, в том числе по ТЗКИ - 1977, по разработке и производству СЗКИ - 993.

Обобщение и анализ правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и по разработке и производству СЗКИ проводились по двум основным направлениям:

организация и проведение лицензионного контроля;

соблюдение лицензиатами обязательных требований.

Организация и проведение лицензионного контроля

В 2016 году плановые проверки в рамках федерального государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и разработке и производству СЗКИ проведены в отношении 23 подконтрольных субъектов (около 1,1% от общего числа лицензиатов). Внеплановые проверки не проводились.

Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, - 6, что составляет 26% от числа проверенных лицензиатов.

В ходе подготовки предложений в проект плана контроля ФСТЭК России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, доработки указанных предложений по итогам рассмотрения в органах прокуратуры несоблюдения установленного порядка и сроков не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в указанные проекты планов контроля не возникало.

По итогам подготовки проекта плана контроля уточнена форма подачи предложений в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленной Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.

Оснований для проведения внеплановых проверок лицензиатов, в отношении которых требуется согласование с органами прокуратуры, за отчетный период не имелось.

С учетом внедрения в практику деятельности территориальных органов ФСТЭК России в 2016 году методических документов, определяющих типовые сведения для использования при подготовке проектов приказов о проведении проверок, актов проверок и внесении информации в единый реестр проверок в части контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и по разработке и производству СЗКИ, разработка, издание приказов о проведении проверок, их содержание, внесение сведений в ФГИС "Единый реестр проверок" затруднений не вызывало.

При планировании проверок предпочтение отдано выездной форме проверки, что позволяет оценить созданные условия осуществления лицензируемых видов деятельности в организации-лицензиате, подтвердить достоверность представляемой в лицензирующий орган информации.

При этом всеми территориальными органами ФСТЭК России реализован принцип "комплексности" - одновременного проведения в подконтрольных субъектах уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России всех видов контроля.

Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от количества видов работ и услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности, при этом затруднений в исчислении сроков и нарушений в их соблюдении не имелось.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не допущено.

При оформлении результатов проверок к актам лицензионного контроля прилагаются 4 основных документа, содержащих сведения о наличии необходимой документации, производственного, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, средств контроля защищенности информации, о квалификации специалистов, привлекаемых к выполнению лицензируемых видов деятельности, о работах, выполненных за период действия лицензии. В случае выявления нарушений к актам лицензионного контроля приобщались документы, подтверждающие факты нарушений.

Заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, в адрес центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК России за отчетный период не поступило.

Административных правонарушений в ходе лицензионного контроля, влекущих за собой необходимость привлечения юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, за отчетный период не было.

Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, затруднений не вызывает.

Соблюдение лицензиатами ФСТЭК России

обязательных требований

Обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатами обязательных требований в центральный аппарат и территориальные органы ФСТЭК России не поступало.

Случаев проведения ФСТЭК России проверок в рамках лицензионного контроля, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, по результатам выявления которых к проверяющим должностным лицам применены меры дисциплинарной и административной ответственности, не имеется.

Типичными нарушениями обязательных требований, выявленными в ходе проведенного лицензионного контроля, являются следующие нарушения лицензионных требований, предусмотренных положениями о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 и от 3 марта 2012 г. N 171:

осуществление лицензируемых видов деятельности специалистами, не прошедшими переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

отсутствие документов, подтверждающих использование на законном основании помещений, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности на текущий период;

отсутствие помещений, предназначенных для обсуждения информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

истечение сроков действия поверки контрольно-измерительного оборудования, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, отсутствие документов, подтверждающих право на использование указанного оборудования;

истечение сроков действия сертификатов соответствия и лицензий на право использования средств контроля защищенности информации от несанкционированного доступа;

отсутствие автоматизированных систем и средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации), предназначенных для обработки конфиденциальной информации, истечение сроков действия сертификатов соответствия на средства защиты информации;

несоответствие сведений в документах, разработанных на автоматизированные системы, реальным условиям их эксплуатации;

неполный комплект технической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности, а также отсутствие документов, подтверждающих получение документов, содержащих информацию ограниченного доступа, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

фактическое отсутствие системы производственного контроля.

Выявленные нарушения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями устранены в установленные сроки.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях при осуществлении лицензируемых видов деятельности, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе методических сборов, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, доведении до лицензиатов изменений в законодательство Российской Федерации в области лицензирования деятельности по ТЗКИ, разработке и производству СЗКИ и в ходе проведения проверок.

Проведенная работа по лицензионному контролю показывает, что должностные лица организаций-лицензиатов в достаточной мере информированы по указанным вопросам.

Вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросов недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, не выявлено.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России (в рамках лицензионного контроля) не имеется.

Другие документы по теме
"О введении в действие межгосударственного стандарта"
"Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2018 год" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47244)
"О железнодорожных станциях"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте