Приказ ФСТЭК России от 14.09.2015 N 115
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРИКАЗ
от 14 сентября 2015 г. N 115
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В целях осуществления внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983), Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю внутреннего финансового аудита.
Директор
Федеральной службы по техническому
и экспортному контролю
В.СЕЛИН
Утверждено
приказом ФСТЭК России
от 14.09.2015 N 115
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, являющейся главным администратором бюджетных средств (далее - ФСТЭК России), внутреннего финансового аудита.
2. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения ФСТЭК России, территориальные органы ФСТЭК России и подведомственные ФСТЭК России получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется государственными гражданскими служащими ФСТЭК России, наделенными директором ФСТЭК России полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - проверяющие), на основе функциональной независимости в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
в) подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
4. Деятельность проверяющих основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
5. При назначении для проведения аудиторской проверки более одного проверяющего формируется аудиторская группа.
При необходимости в состав аудиторской группы могут включаться работники центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК России, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками.
II. Организация внутреннего финансового аудита
6. Организация внутреннего финансового аудита в ФСТЭК России возложена на проверяющих.
7. Проверяющие обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки и результатами аудиторской проверки (актами и заключениями).
8. Проверяющие при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
Указанный в подпункте "а" настоящего пункта запрос направляется объекту аудита не позднее чем за 3 рабочих дня до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки.
Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или в копиях, заверенных объектом аудита, в сроки, указанные в запросе, в случае если срок представления в запросе не указан, документы, материалы и информация представляются в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.
9. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
10. Аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные, которые проводятся по месту нахождения ФСТЭК России на основании представленных по ее запросу информации и материалов;
на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения ФСТЭК России, так и по месту нахождения объектов аудита.
11. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет директор ФСТЭК России.
III. Планирование аудиторских проверок
12. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План).
План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. Образец оформления Плана приводится в приложении N 1 к настоящему Положению.
13. Сроки проведения аудиторских проверок устанавливаются исходя из специфики и объемов деятельности объектов аудита.
14. Проект Плана составляется проверяющими на этапе формирования плана командирования на следующий календарный год.
При планировании аудиторских проверок (составлении Плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность ФСТЭК России в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
15. В целях составления Плана проверяющими проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
16. План представляется на утверждение директору ФСТЭК России не позднее 20 декабря текущего календарного года.
17. Корректировка Плана осуществляется по решению директора ФСТЭК России на основании мотивированного обращения проверяющего.
18. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется приказом ФСТЭК России, в котором указываются вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита, состав аудиторской группы (Ф.И.О. проверяющего), срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
19. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) по прибытии на объект аудита обязан ознакомить руководителя и главного бухгалтера объекта аудита с программой аудиторской проверки, при необходимости представить членов аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения аудиторской проверки.
20. Руководитель объекта аудита обязан:
а) создать условия для работы аудиторской группы (проверяющего);
б) предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;
в) оказывать содействие в проведении аудиторской проверки, давать указания о предоставлении подлинных документов, подлежащих проверке, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к аудиторской проверке;
г) при необходимости обеспечивать проведение инвентаризации активов и обязательств, контрольных обмеров выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ, а также присутствие при этом заинтересованных должностных лиц и работников объекта аудита;
д) принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторской проверки нарушений и недостатков;
е) принимать решения о привлечении виновных должностных лиц и работников объекта аудита к материальной и (или) дисциплинарной ответственности и меры к возмещению причиненного ущерба.
21. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению директора ФСТЭК России.
IV. Проведение аудиторской проверки и оформление
ее результатов
22. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) наименование объекта аудита;
б) тему аудиторской проверки;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
Образец оформления программы аудиторской проверки приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
23. Программа аудиторской проверки утверждается директором ФСТЭК России не позднее чем за 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.
24. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
25. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета, произведенного руководителем аудиторской группы (проверяющим) или членами аудиторской группы;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
26. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) определяет объем и состав аудиторских исследований по каждому вопросу программы проверки, а также способы сбора данных.
Сплошной способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки.
Выборочный способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем аудиторской группы (проверяющим) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы проверки для последующего формирования доказательств.
27. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектом аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
28. Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 30 календарных дней.
По решению директора ФСТЭК России срок проведения аудиторской проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней на основании мотивированного обращения проверяющего.
29. Основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:
а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество проверяемых и анализируемых документов;
б) получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
в) наличие обстоятельств непреодолимой силы.
30. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено директором ФСТЭК России на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (проверяющего).
31. Основаниями приостановления аудиторской проверки являются:
а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного учета у объекта аудита (на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности);
б) непредставление объектом аудита информации, документов и материалов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов, информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки (на период устранения перечисленных обстоятельств);
в) необходимость обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита.
Период, на который приостанавливается аудиторская проверка, определяется в каждом конкретном случае с учетом времени, необходимого на устранение причин ее приостановления.
32. На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
33. Проверяющий в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
34. Проведение аудиторской проверки возобновляется по решению директора ФСТЭК России при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки.
35. Проверяющий в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита.
36. Решение о продлении, приостановлении, возобновлении аудиторской проверки оформляется приказом ФСТЭК России.
37. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержат:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
38. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим).
Один экземпляр акта аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита или уполномоченному им лицу под расписку.
39. При наличии возражений по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе в течение 5 рабочих дней с даты его получения направить возражения в письменной и электронной форме.
Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 10 рабочих дней со дня поступления возражений готовит по ним заключение в письменной форме, которое направляет объекту аудита.
40. Письменные возражения объекта аудита к заключению на представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.
41. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) в течение 10 календарных дней составляет отчет о результатах аудиторской проверки (образец оформления отчета приведен в приложении N 4 к настоящему Положению), содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
42. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим), с приложением акта аудиторской проверки представляется директору ФСТЭК России. По результатам рассмотрения указанного отчета директор ФСТЭК России вправе принять одно или несколько из решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объекта аудита, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
43. Решения директора ФСТЭК России, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.
V. Отчетность о результатах осуществления внутреннего
финансового аудита
44. Проверяющие обеспечивают составление годового отчета о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
45. Отчет должен содержать информацию:
а) подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля;
б) о достоверности сводной бюджетной отчетности ФСТЭК России;
в) о причинах, повлекших невыполнение Плана, увеличение фактических сроков проведения аудиторских проверок по отношению к плановым срокам, и принятых мерах по их устранению;
г) о суммах и видах выявленных в отчетном периоде нарушений;
д) о наличии признанных обоснованными возражений со стороны объектов аудита;
е) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объектов аудита, а также о проведении служебных проверок, в том числе по результатам аудиторских проверок, проведенных в периоды, предшествующие отчетному;
ж) об имеющихся случаях передачи материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы) и (или) правоохранительные органы;
з) об иных решениях, связанных с привлечением к ответственности за выявленные нарушения.
Образец оформления годового отчета о результатах осуществления внутреннего финансового аудита приведен в приложении N 5 к настоящему Положению.
46. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
47. Годовой отчет представляется директору ФСТЭК России к 20 февраля года, следующего за отчетным годом.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
ФСТЭК России внутреннего
финансового аудита
Образец
N п/п
Наименование аудиторской проверки (камеральная, выездная или комбинированная)
Объект аудита
Срок проведения аудиторской проверки
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
ФСТЭК России внутреннего
финансового аудита
Образец
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
ФСТЭК России внутреннего
финансового аудита
Форма
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
ФСТЭК России внутреннего
финансового аудита
Образец
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
ФСТЭК России внутреннего
финансового аудита
Образец
Отчет
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
Федеральной службы по техническому и экспортному контролю
по состоянию на "__" ____________ 20__ г.
N п/п
Наименования аудиторской проверки и объекта аудита
Количество членов аудиторской группы
Срок проведения аудиторской проверки (количество дней)
Выявлено нарушений и недостатков по результатам аудиторской проверки
Наличие (отсутствие) возражений со стороны объекта аудита
Выводы
о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности бюджетной отчетности
о соответствии ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета
плановый
фактический
количество
сумма, руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого: