Приказ ФСТ РФ от 24.08.2004 N 43-э/2
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПРИКАЗ
от 24 августа 2004 г. N 43-э/2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049), а также в целях реализации пункта 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора.
2. Признать утратившим силу Постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 1 октября 2003 г. N 81-э/15 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности)" (зарегистрировано в Минюсте России 28 октября 2003 г., регистрационный N 5206).
Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Г.НОВИКОВ
Приложение
к Приказу ФСТ России
от 24 августа 2004 г. N 43-э/2
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА
I. Общие положения
1. Настоящие "Методические указания по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894), Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177) и "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791).
2. Методические указания определяют основные положения по расчету тарифов на услуги коммерческого оператора.
3. Методические указания предназначены для применения федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - Служба) и организациями, оказывающими услуги коммерческого оператора.
4. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ, Федеральном законе "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ и Основах ценообразования.
II. Основные методические положения по формированию
размера тарифов на услуги коммерческого оператора
5. Экономически обоснованный размер тарифов на услуги коммерческого оператора (далее именуются также - услуги) рассчитывается исходя из необходимости компенсации организации, оказывающей услуги коммерческого оператора, расходов, связанных с оказанием услуг, и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
6. Экономически обоснованный размер тарифов за услуги рассчитывается исходя из условий раздельного учета расходов по видам деятельности.
7. В случае если организация, оказывающая услуги коммерческого оператора, помимо деятельности по оказанию этих услуг осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера тарифов за указанные услуги.
8. Экономически не обоснованные избыточные и непроизводительные расходы исключаются из размера тарифа. Основания для исключения указанных расходов приведены в пункте 7 Основ ценообразования.
9. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение предшествующего (базового) периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Службой при установлении размера тарифов на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
10. Служба на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов организации, оказывающей услуги, в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования, в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохраняет расчетный уровень удельных расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
11. Полученные организацией, оказывающей услуги, в течение расчетного периода регулирования дополнительные доходы от деятельности, расходы на которую включены в тарифы, учитываются Службой при установлении размеров тарифов на последующий расчетный период регулирования.
12. В случае если организация, оказывающая услуги, в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении размера тарифов на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются Службой при установлении размера тарифов на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
13. Необходимая валовая выручка (НВВ) на расчетный период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг с учетом корректировок по избытку средств (исключению необоснованных расходов) и возмещению недостатка средств, рассчитывается по формуле:
, (1)
где:
- необходимый доход организации, оказывающей услуги, в расчетном периоде регулирования, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов на оказание услуг и получение прибыли, определяемых в соответствии с настоящими Методическими указаниями (тыс. руб.);
- экономически обоснованные расходы организации, оказывающей услуги, подлежащие возмещению (со знаком "+") и исключению из (со знаком "-") в соответствии с пунктами 9 - 12 настоящих Методических указаний (тыс. руб.).
III. Расчет расходов,
относимых на услуги коммерческого оператора
14. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
15. Расчет расходов, связанных с оказанием услуг, производится по следующим составляющим:
- сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, - исходя из действующих норм и цен на сырье и материалы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- покупная энергия всех видов, расходуемая на производственные и хозяйственные цели, отопление зданий, - исходя из расчетных объемов потребления энергии, цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, - исходя из необходимости проведения регламентных работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- топливо всех видов для обслуживания производственных и хозяйственных нужд, включая транспорт, - исходя из действующих норм и цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- сумма амортизации основных фондов и нематериальных активов - в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования;
- расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;
- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные законодательством) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- расходы на проведение ремонтных работ - в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 26 Основ ценообразования;
- оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг) и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов, - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на обучение и повышение квалификации персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на страхование (имущества, ответственности и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных.
18. При расчете размера тарифов на услуги учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пунктах 15 и 16 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения организации, оказывающей услуги, средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, средствами на развитие и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:
- налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- развитие производства, в том числе на капитальные вложения, - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат: перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет срока окупаемости инвестиций). Средства на осуществление капитальных вложений в производственное развитие определяются с учетом размера амортизационных отчислений, сумм возврата заемных средств и неиспользованной чистой прибыли за прошлые периоды;
- расходы на содержание и развитие социальной сферы, социальные нужды и выплаты персоналу - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- направление прибыли на прочие цели (с расшифровкой) - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
19. Для расчета размера тарифов на услуги используются следующие материалы:
- объем отпуска и поставки электрической энергии на оптовом рынке (Таблица 1);
- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (Таблица 2);
- расчет расходов на оплату труда (Таблица 3);
- смета расходов, относимых на услуги, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (Таблица 4);
- расчет источников финансирования капитальных вложений (Таблица 5);
- справка о финансировании и освоении капитальных вложений (Таблица 6);
- расчет необходимой прибыли (Таблица 7);
- расчет экономически обоснованного размера тарифа на услуги (Таблица 8);
- программа производственного развития (план капитальных вложений), согласованная в установленном порядке;
- расчет размера выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, выявленные на основании официальной отчетности или по результатам проверки хозяйственной деятельности;
- бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
- другие обосновывающие материалы и расчеты, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования.
20. При заполнении таблиц расчетные показатели базового периода определяются:
- по экономическим (стоимостным) показателям - по фактическим показателям периода, предшествующего периоду регулирования;
- по показателям производственно-технического характера - по фактическим показателям соответствующего периода, предшествующего периоду регулирования.
IV. Расчет размера
тарифов на услуги коммерческого оператора
21. Тариф на услуги организации, оказывающей услуги коммерческого оператора, рассчитывается по формуле:
, (2)
где:
- плановый объем выработки электрической энергии i-го участника оптового рынка на расчетный период регулирования (тыс. кВт.ч), объемы гарантированного импорта;
- плановый объем потребления электрической энергии i-го участника оптового рынка на расчетный период регулирования (тыс. кВт.ч), объемы гарантированного экспорта.
При этом плановые объемы выработки и потребления электрической энергии участников оптового рынка, в том числе объемы потребления электроэнергии электростанциями на собственные нужды, устанавливаются сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемым ФСТ России в установленном порядке.
Для участников оптового рынка - электростанций, осуществляющих поставку электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, значение определяется как разница планового объема выработки электрической энергии и планового объема потребления электрической энергии на собственные нужды, при этом значение принимается равным нулю.
В случае, если плановый объем выработки электрической энергии меньше планового объема потребления электрической энергии на собственные нужды, значение определяется как разница планового объема потребления электрической энергии на собственные нужды и планового объема выработки электрической энергии. При этом значение принимается равным нулю.
22. Содержание и порядок оплаты услуг, предоставляемых организацией, оказывающей услуги коммерческого оператора, определяется договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
V. Особенности расчета размера тарифов на услуги
по организации функционирования торговой системы оптового
рынка электрической энергии (мощности) в переходный
период реформирования электроэнергетики
Исключен. - Приказ ФСТ РФ от 07.11.2006 N 253-э/10.
Таблица N 1
Объем выработки и потребления электрической энергии
участниками оптового рынка
Таблица N 2
Расчет амортизационных отчислений на восстановление
основных производственных фондов, тыс. руб.
Таблица N 3
Расчет расходов на оплату труда
Таблица N 4
Смета расходов, относимых на услуги, уменьшающих
налогооблагаемую прибыль
Таблица N 5
Расчет источников финансирования капитальных вложений
Таблица N 6
Справка
о финансировании и освоении капитальных вложений
Таблица N 7
Расчет необходимой прибыли
Таблица N 8
Расчет экономически обоснованного размера тарифа на услуги