Приказ ФССП России от 18.12.2023 N 1023
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПРИКАЗ
от 18 декабря 2023 г. N 1023
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОЛЛЕКТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, КРЕДИТНЫМИ
И МИКРОФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В ПЕРЕЧЕНЬ
КРЕДИТНЫХ И МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ИМИ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОЗВРАТ ПРОСРОЧЕННОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ, НА 2024 ГОД
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 15 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) профессиональными коллекторскими организациями, кредитными и микрофинансовыми организациями, включенными в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, при осуществлении ими действий, направленных на возврат просроченной задолженности, на 2024 год.
2. Начальникам подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов и руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение Программы, указанной в пункте 1 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Савенко И.Г.
Директор
генерал внутренней службы
Российской Федерации
Д.В.АРИСТОВ
Приложение
к приказу ФССП России
от 18.12.2023 N 1023
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОЛЛЕКТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
КРЕДИТНЫМИ И МИКРОФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ
В ПЕРЕЧЕНЬ КРЕДИТНЫХ И МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОЗВРАТ
ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, НА 2024 ГОД
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) профессиональными коллекторскими организациями, кредитными и микрофинансовыми организациями, включенными в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, при осуществлении ими действий, направленных на возврат просроченной задолженности, на 2024 год (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.
Программа определяет порядок профилактических мероприятий, проводимых Федеральной службой судебных приставов в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, в части осуществления ими действий, направленных на возврат просроченной задолженности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 N 2272.
II. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного контроля (надзора), описание текущего
развития профилактической деятельности, характеристика
проблем, на решение которых направлена Программа
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется ФССП России и ее территориальными органами в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - контролируемые лица).
По состоянию на 30.11.2023 в 64 субъектах Российской Федерации в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), внесены сведения о 472 юридических лицах, в 74 субъектах действуют их структурные подразделения.
За период с января по ноябрь 2023 года ФССП России рассмотрено 59 заявлений о включении в государственный реестр, по 43 заявлениям приняты положительные решения, по 16 заявлениям приняты решения об отказе во внесении сведений.
За указанный период принято к рассмотрению 34 404 обращения граждан по вопросам деятельности лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности граждан, в том числе содержащих информацию о нарушении прав и законных интересов должников.
Наибольшее количество таких обращений принято к рассмотрению главными управлениями ФССП России по г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Московской и Новосибирской областям, Краснодарскому краю.
В 2023 году осуществление федерального государственного контроля (надзора) проводилось в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336).
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ (часть 1 статьи 8) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушением обязательных требований, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках осуществления контрольных (надзорных) полномочий за 11 месяцев 2023 года проведено 28 контрольных (надзорных) мероприятий (22 плановых и 6 внеплановых), что на 33% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и 2 432 профилактических мероприятия, что на 41% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, в том числе объявлено 1 381 предостережение.
По нашедшим подтверждение фактам нарушения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) должностными лицами ФССП России в отношении контролируемых лиц осуществлялись полномочия административной юрисдикции в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 9 постановления N 336.
В целях профилактики возникновения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган в рамках предоставленных законом полномочий использует правовой и практический инструментарий.
Так, в 2023 году территориальными органами ФССП России на регулярной основе организовывались горячие линии и проводились консультации контролируемых лиц по вопросам осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, содержания обязательных требований, порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.
Разъяснительная работа активно велась также в средствах массовой информации.
Актуальные материалы по практике применения законодательства в соответствующей сфере деятельности регулярно размещались на официальном сайте ФССП России, а также на официальных сайтах территориальных органов ФССП России.
Наиболее перспективным профилактическим мероприятием является профилактический визит. Всего за указанный период территориальными органами ФССП России проведен 461 профилактический визит. По итогам проведения юридические лица получили консультации и необходимые разъяснения по вопросам соблюдения обязательных требований.
В 2024 году ФССП России и ее территориальные органы продолжат активно проводить профилактическую работу для достижения целей, обозначенных в разделе III Программы.
III. Цели и задачи реализации Программы
Основными целями профилактических мероприятий являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами;
устранение причин, факторов и условий, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения и снижения рисков их возникновения;
оценка состояния подконтрольной среды;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемых лиц и присвоенной им категории риска причинения вреда (ущерба).
IV. Перечень профилактических мероприятий,
сроки (периодичность) их проведения
Перечень профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушением обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью контролируемых лиц, а также сроки (периодичность) их проведения содержатся в приложении к Программе.
V. Показатели результативности и эффективности
Ключевыми показателями результативности и эффективности Программы являются:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;
количество проведенных профилактических мероприятий;
количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц).
Приложение
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба)
профессиональными коллекторскими
организациями, кредитными и
микрофинансовыми организациями,
включенными в перечень кредитных
и микрофинансовых организаций,
при осуществлении ими действий,
направленных на возврат
просроченной задолженности
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
N
п/п
Мероприятие
Ответственный исполнитель
Периодичность проведения, сроки выполнения
1
2
3
4
1
Информирование
1.1
Актуализация перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), размещенного на официальном сайте ФССП России
УОВГРК
не позднее одного месяца со дня вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрены обязательные требования
1.2
Размещение на официальном сайте ФССП России сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ)
УОВГРК, Отдел судебных приставов по федеральной территории "Сириус",
ТО ФССП России
по мере необходимости
2
Обобщение правоприменительной практики
Подготовка доклада по итогам обобщения правоприменительной практики ФССП России и ее территориальных органов за 2023 год. Размещение доклада на официальном сайте ФССП России
УОВГРК, Отдел судебных приставов по федеральной территории "Сириус",
ТО ФССП России
15.03.2024
(19.01.2024
срок для ТО ФССП России)
3
Объявление предостережения
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
УОВГРК, Отдел судебных приставов по федеральной территории "Сириус",
ТО ФССП России
при наличии оснований в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ
4
Консультирование
Консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в соответствии с пунктами 28 - 31 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, в части осуществления ими действий, направленных на возврат просроченной задолженности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 N 2272.
УОВГРК, Отдел судебных приставов по федеральной территории "Сириус",
ТО ФССП России
в течение пяти рабочих дней со дня поступления обращения
5
Профилактический визит
5.1
Проведение обязательного профилактического визита (в случае отсутствия отказа контролируемого лица от его проведения)
ТО ФССП России
не реже одного раза в год
5.2
Проведение профилактического визита, не предусматривающего возможность отказа от его проведения
УОВГРК, Отдел судебных приставов по федеральной территории "Сириус",
ТО ФССП России
при поступлении в ФССП России:
поручения Президента Российской Федерации;
поручения Председателя Правительства Российской Федерации;
поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
5.3
Проведение профилактического визита
УОВГРК, Отдел судебных приставов по федеральной территории "Сириус",
ТО ФССП России
по мере необходимости
Примечания:
УОВГРК - Управление по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности;
ТО ФССП России - территориальные органы ФССП России.
Начальник Управления
по организации ведения
государственного реестра и контроля
деятельности юридических лиц,
осуществляющих функции по возврату
просроченной задолженности
М.В.КАЛАШНИК
Согласовано
Заместитель директора
Федеральной службы
судебных приставов -
заместитель главного судебного
пристава Российской Федерации
генерал-лейтенант внутренней службы
И.Г.САВЕНКО