Приказ ФСО России от 16.09.2021 N 143
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 сентября 2021 г. N 143
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <*>, подпунктом 79 пункта 12 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации" <**>, в целях организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации <***>, приказываю:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3314; 2018, N 10, ст. 1477.
<***> Пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2021, N 24, ст. 4188).
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 декабря 2021 г.
Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
генерал армии
Д.В.КОЧНЕВ
Утвержден
приказом ФСО России
от 16 сентября 2021 г. N 143
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Федеральный государственный метрологический контроль (надзор) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - государственный надзор), осуществляется Организационно-контрольным управлением Федеральной службы охраны Российской Федерации (ОКУ ФСО России).
2. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются начальник Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также должностные лица ОКУ ФСО России, в должностные обязанности (регламенты, инструкции) которых входит осуществление государственного надзора (далее - инспекторы).
3. Предметом государственного надзора в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ) является соблюдение обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установленных Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
4. Объектом государственного надзора является:
деятельность структурных подразделений ФСО России, Академии ФСО России, подразделений, входящих в их состав (далее - подразделения), организаций, находящихся в ведении ФСО России, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении ФСО России (далее - контролируемые лица), по выпуску в обращение или обращению средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов утвержденного типа или эталонов единиц величин;
деятельность контролируемых лиц по выполнению измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, применению для этих целей средств измерений, стандартных образцов или эталонов единиц величин в областях деятельности, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ.
5. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
6. В целях информационного обеспечения государственного надзора в ОКУ ФСО России ведется учет:
объектов государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц;
сведений о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований;
планирования и (или) проведения мероприятий по осуществлению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), контрольных (надзорных) мероприятий;
результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
7. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключается ее передача в открытый доступ, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий
8. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
мониторинговая закупка;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
выездная проверка;
документарная проверка.
9. Срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.
10. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
экспертиза.
Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
11. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
12. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе имеют право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и копии приказа (выписки из приказа) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные на объектах контролируемых лиц;
привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
13. Должностными лицами ФСО России, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются директор Федеральной службы охраны Российской Федерации и его заместители.
14. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок в органах государственной охраны, утверждаемого директором Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по решению директора Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителя, принятому по рапорту начальника Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.
15. Результатом проведения контрольных (надзорных) мероприятий является составление акта проверки, а в случае выявления фактов нарушений обязательных требований - предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), которое прилагается к акту проверки. Указанные документы составляются в двух экземплярах.
16. Акт проверки и прилагаемое к нему предписание (при его наличии) оформляются на бумажном носителе в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
17. При проведении осмотра в ходе выездной проверки составляются проверочные листы, оформляемые на бумажном носителе.
18. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением прилагаемого к акту проверки предписания (при его наличии) осуществляются инспектором, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие.
19. При проведении выездной проверки, мониторинговой закупки, инспекционного визита и рейдового осмотра инспекторы при фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований при проведении выездной проверки, мониторинговой закупки, инспекционного визита и рейдового осмотра принимается инспектором самостоятельно.
20. При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений обязательных требований и (или) признаков их нарушений.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Электронные носители информации, содержащие фотографии, аудио- и видеофайлы, приобщаются к акту проверки.
III. Проведение профилактических мероприятий
21. При осуществлении государственного надзора проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
22. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
самообследование;
профилактический визит.
Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяется начальником Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.
23. ОКУ ФСО России осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
24. Обобщение правоприменительной практики проводится ОКУ ФСО России в целях решения следующих задач:
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
25. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора подготавливается ОКУ ФСО России один раз в год с последующим докладом директору Федеральной службы охраны Российской Федерации и доводится до контролируемых лиц.
26. При наличии в ОКУ ФСО России сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, а также о признаках их нарушений должностные лица, осуществляющие государственный надзор, направляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку) с предложением мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
27. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе направить в ОКУ ФСО России возражение в отношении указанного предостережения.
28. Возражение контролируемого лица направляется в ОКУ ФСО России не позднее пяти рабочих дней с даты получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
29. ОКУ ФСО России рассматривает возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу мотивированный ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.
IV. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных
лиц, осуществляющих государственный надзор
30. Решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора, могут быть обжалованы.
31. Правом на обжалование решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятых и осуществляемых в ходе государственного надзора, обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
32. Жалоба подлежит рассмотрению ОКУ ФСО России в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
33. При обжаловании решений руководства ОКУ ФСО России жалоба рассматривается директором Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.
Приложение N 1
к Порядку (пункт 15),
утвержденному приказом ФСО России
от 16 сентября 2021 г. N 143
Рекомендуемый образец
N п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Наименование должности
N п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Наименование должности
N п/п
Описание выявленного нарушения
Нормативный правовой акт (наименование органа (органов), его издавшего, вид, наименование, дата подписания (утверждения) и номер), а также положение этого акта (пункт, статья), требование которого нарушено (не соблюдено)
Лица, допустившие нарушение
Срок устранения нарушения
Приложение N 2
к Порядку (пункт 26),
утвержденному приказом ФСО России
от 16 сентября 2021 г. N 143
Рекомендуемый образец
N п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Наименование должности
N п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Наименование должности
N п/п
Описание признаков нарушений обязательных требований
Нормативный правовой акт (наименование органа (органов), его издавшего, вид, наименование, дата подписания (утверждения) и номер), информация о конкретных действиях (бездействии), которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований
Описание мер по обеспечению соблюдения обязательных требований
Срок выполнения мер по обеспечению соблюдения обязательных требований