Приказ ФСИН России от 03.10.2018 N 904
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИКАЗ
от 3 октября 2018 г. N 904
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
В соответствии с подпунктом 4) пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207 "Об утверждении типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти" приказываю:
1. Утвердить Положение о правовом управлении Федеральной службы исполнения наказаний согласно приложению.
2. Признать утратившими силу приказы ФСИН России:
от 21 октября 2015 г. N 969 "Об утверждении Положения о правовом управлении Федеральной службы исполнения наказаний";
от 23 июня 2017 г. N 596 "О внесении изменения в Положение о правовом управлении Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом ФСИН России от 21 октября 2015 г. N 969";
от 29 января 2018 г. N 85 "О внесении изменений в Положение о правовом управлении Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом ФСИН России от 21 октября 2015 г. N 969";
от 2 июля 2018 г. N 561 "О внесении изменений в Положение о правовом управлении Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом ФСИН России от 21 октября 2015 г. N 969";
от 24 августа 2018 г. N 803 "О внесении изменений в Положение о правовом управлении Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом ФСИН России от 21 октября 2015 г. N 969".
Директор
Г.А.КОРНИЕНКО
Приложение
Утверждено
приказом ФСИН России
от 3 октября 2018 г. N 904
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи, функции и организацию деятельности правового управления Федеральной службы исполнения наказаний.
2. Правовое управление Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Управление) является структурным подразделением Федеральной службы исполнения наказаний.
3. Управление осуществляет правовое обеспечение деятельности ФСИН России, координацию и контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации при осуществлении ими правового обеспечения своей деятельности, взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам нормотворчества, а также с институтами гражданского общества, международными правозащитными организациями, субъектами общественного контроля по вопросам соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
4. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, актами ФСИН России, а также настоящим Положением.
5. Управление является головным подразделением в вопросах правового обеспечения деятельности ФСИН России.
6. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра юстиции Российской Федерации.
7. Начальник Управления подчиняется непосредственно директору ФСИН России.
8. Начальник Управления имеет заместителя и заместителей - начальников отделов, назначаемых на должность и освобождаемых от должности директором ФСИН России.
9. Структура и штат Управления утверждаются директором ФСИН России.
В Управление в качестве его структурных подразделений входят отделы, положения о которых утверждаются начальником Управления, и секретариат.
10. На должности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих в Управлении назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование.
11. Управление имеет необходимые печати, штампы и бланки установленной формы.
II. Задачи Управления
Задачами Управления являются:
12. Правовое обеспечение деятельности ФСИН России.
13. Осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию ФСИН России, а также улучшение качества проектов нормативных правовых актов ФСИН России.
14. Взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
15. Взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам правового сопровождения принятия (издания) нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих интересы ФСИН России.
16. Осуществление координации и контроля за исполнением структурными подразделениями ФСИН России поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации в части, касающейся подготовки предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.
17. Мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию ФСИН России.
18. Формирование и совершенствование нормативной правовой базы ФСИН России.
19. Проведение в установленном порядке экспертизы нормативных правовых актов ФСИН России и проектов нормативных правовых актов ФСИН России в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - антикоррупционная экспертиза).
20. Координация деятельности юридических подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
21. Организация и осуществление защиты прав и законных интересов ФСИН России в судах судебной системы Российской Федерации. Обобщение и анализ судебной практики по вопросам деятельности ФСИН России и ее территориальных органов.
22. Обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации проектов государственных контрактов и договоров (соглашений), заключаемых ФСИН России.
23. Рассмотрение запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском Суде по правам человека (далее - ЕСПЧ) дел, возбужденных против Российской Федерации.
24. Обеспечение взаимодействия ФСИН России с институтами гражданского общества, субъектами общественного контроля, а также международными общественными правозащитными организациями в сфере совершенствования порядка соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей.
III. Функции Управления
Управление в целях реализации возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
25. Подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых ФСИН России.
26. Проводит правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативных правовых актов ФСИН России.
27. Подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями ФСИН России предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов ФСИН России.
28. Визирует проекты нормативных правовых актов и заключения, представляемые на подпись директору ФСИН России.
29. Принимает участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности ФСИН России и по уточнению полномочий ФСИН России.
30. Обобщает совместно с другими структурными подразделениями ФСИН России практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение директору ФСИН России.
31. Участвует в подготовке проектов международных договоров, по поручению директора ФСИН России проводит правовую экспертизу проектов международных договоров.
32. Участвует в проводимой структурными подразделениями ФСИН России работе по отбору и направлению нормативных правовых актов ФСИН России на государственную регистрацию в Минюст России.
33. Представляет в установленном порядке интересы ФСИН России в судах судебной системы Российской Федерации и других органах.
34. Осуществляет методическое руководство правовой работой территориальных органов ФСИН России и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
35. Оказывает работникам ФСИН России, его территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции ФСИН России.
36. Подготавливает для руководства ФСИН России справочные материалы по законодательству.
37. Проводит в установленном порядке и в пределах установленной компетенции антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов ФСИН России и проектов нормативных правовых актов ФСИН России.
38. Подготавливает предложения в планы работы Минюста России и ФСИН России по правовым вопросам, а также осуществляет контроль за их выполнением.
39. Организует и обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам правового сопровождения принятия (издания) нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих интересы ФСИН России, а также институтами гражданского общества, субъектами общественного контроля и международными правозащитными организациями по вопросам соблюдения прав человека в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
40. Осуществляет координацию и контроль за исполнением структурными подразделениями ФСИН России поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, Минюста России в части, касающейся подготовки предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.
41. Проводит мониторинг проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, которые находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и Федеральном Собрании Российской Федерации, по вопросам, затрагивающим интересы ФСИН России.
42. Организует и совместно со структурными подразделениями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации осуществляет деятельность по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы ФСИН России.
43. Подготавливает в пределах компетенции проекты нормативных правовых актов ФСИН России, направленных на совершенствование правового обеспечения оперативно-служебной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и повышение эффективности деятельности юридических подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
44. Осуществляет в пределах установленной компетенции взаимодействие с правовыми и иными подразделениями правоохранительных, контролирующих и других федеральных органов исполнительной власти.
45. Участвует по поручению директора ФСИН России в проведении инспекторских и контрольных проверок территориальных органов ФСИН России.
46. Принимает участие в служебных проверках, проводимых в установленном порядке в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
47. Организует и проводит в установленном порядке семинары-совещания, стажировки помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, сотрудников юридических подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России.
48. Осуществляет правовую экспертизу и визирование проектов документов, представляемых на подпись директору ФСИН России, а также предназначенных для направления в органы государственной власти Российской Федерации.
49. Обобщает судебную практику по гражданским делам и по наиболее важным вопросам, затрагивающим деятельность ФСИН России и территориальных органов ФСИН России, направляет обзорные материалы в территориальные органы ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России.
50. Участвует в осуществлении контроля за соблюдением учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
51. Осуществляет координацию, методическое обеспечение и контроль за осуществлением учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации защиты интересов ФСИН России в соответствующих судах судебной системы Российской Федерации.
52. Участвует в организации посещения делегациями Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечное или унижающего достоинство обращения или наказания учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
53. Подготавливает предложения директору ФСИН России о проведении в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации служебных проверок по обращениям в ЕСПЧ осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
54. Подготавливает предложения директору ФСИН России по совершенствованию деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по вопросам, связанным с соблюдением прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, находящихся под стражей.
55. Размещает в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекты нормативных правовых актов ФСИН России.
56. Осуществляет информационно-правовое взаимодействие с научно-производственным предприятием "Гарант-Сервис", ЗАО "Консультант Плюс" и некоммерческим партнерством "Информационно-правовой консорциум "Кодекс".
57. Рассматривает по поручению директора ФСИН России обращения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц, связанные с деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, их сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
58. Проводит правовую экспертизу проектов договоров (контрактов, соглашений), заключаемых ФСИН России, на предмет соответствия формы и содержания проекта договора (контракта) требованиям законодательства Российской Федерации, наличия существенных условий договора (контракта, соглашения), наличия всех приложений, являющихся неотъемлемыми частями договора (контракта), и ведет их учет.
59. Рассматривает в установленном порядке документы, связанные с ведением претензионной работы по заключенным договорам (соглашениям).
60. Осуществляет контроль по ведению федеральным казенным учреждением "Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний" программно-технического комплекса "Федеральный Регистр" и предоставляет необходимую информацию для формирования нормативно-правового фонда уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
61. Участвует в подготовке публикаций правового характера в средствах массовой информации.
62. Осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в пределах компетенции Управления.
63. Осуществляет контроль, координацию и методическое руководство деятельности следующих структурных подразделений федерального казенного учреждения "Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний":
отдела мониторинга правоприменения;
отдела по сопровождению уставной деятельности учреждений и предприятий;
отдела координации и анализа судебно-исковой работы;
отдела по работе в сфере хозяйственных (экономических) споров;
отдела методологического обеспечения работы с органами исполнительной власти по вопросам применения законодательства в УИС;
отдела методологического обеспечения реализации норм и обязательств в сфере международного уголовно-исполнительного законодательства;
отдела гражданско-правовой работы;
отдела организации взаимодействия с общественными организациями.
64. Оказывает методическую и практическую помощь, а также осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Федеральной службы исполнения наказаний" по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
65. Осуществляет в установленном порядке работу по защите государственной и иной охраняемой законом тайны при выполнении задач, возложенных на Управление.
66. Участвует в установленном порядке в организации профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Управления.
67. Осуществляет иные функции, возложенные на Управление нормативными правовыми актами ФСИН России.
68. Возложение на Управление функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.
IV. Права начальника Управления
Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных функций начальник Управления имеет право:
69. Представлять в установленном порядке интересы ФСИН России в органах государственной власти Российской Федерации, а также в государственных и иных организациях по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
70. Проводить в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов ФСИН России и проектов нормативных правовых актов ФСИН России.
71. Вносить предложения директору ФСИН России о восстановлении охраняемых законом прав или законных интересов граждан и юридических лиц в случае их нарушения неправомерными действиями сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
72. Взаимодействовать (в том числе вести переписку) со структурными подразделениями ФСИН России и других органов исполнительной власти, а также с территориальными органами ФСИН России, учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
73. Подписывать ответы на обращения граждан, подозреваемых, обвиняемых, осужденных и организаций, поступившие в ФСИН России.
74. Запрашивать в установленном порядке у структурных подразделений ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации справки и другие документы, необходимые для выполнения задач, возложенных на Управление.
75. Привлекать по согласованию с начальниками (руководителями) структурных подразделений ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации специалистов и научных работников для участия в подготовке и рассмотрении проектов нормативных правовых актов, в судебных заседаниях с участием ФСИН России, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых правовым управлением ФСИН России.
76. Возвращать структурным подразделениям ФСИН России на доработку подготовленные ими проекты нормативных правовых актов и иных документов в случае их противоречия законодательству Российской Федерации или оформления их с нарушением требований, установленных ФСИН России.
77. Согласовывать предложения об утверждении штатов юридических подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, о назначении начальников юридических подразделений территориальных органов ФСИН России и помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
78. Вносить директору ФСИН России предложения о мерах по совершенствованию качества правовой работы и повышению эффективности деятельности, изменению структуры и штатной численности юридических подразделений учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России.
79. Разрабатывать и вносить директору ФСИН России предложения по структуре и штату Управления.
80. Распределять должностные обязанности между заместителями начальника Управления и начальниками структурных подразделений Управления.
81. Утверждать в установленном порядке положения об отделах, должностные инструкции сотрудников Управления.
82. Представлять в установленном порядке к назначению на должность и освобождению от должности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Управления.
83. Вносить предложения директору ФСИН России о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Управления.
84. Привлекать помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации для участия в работе комиссий ФСИН России при осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в сфере обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в ходе инспекторских и контрольных проверок территориальных органов ФСИН России.
85. Предоставлять заместителям начальника Управления право подписи служебных документов, направляемых в структурные подразделения ФСИН России, а также визирования служебных документов, подготовленных структурными подразделениями, по отдельным вопросам.
86. Направлять в установленном порядке в аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации необходимую информацию о фактической и юридической стороне рассматриваемых в ЕСПЧ жалоб, поданных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, для эффективного представления интересов Российской Федерации в ЕСПЧ и Комитете министров Совета Европы, в том числе копии всех необходимых документов, относящихся к делу, в соответствии с запросом, поступившим из аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
87. Принимать решения по другим вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления, кроме вопросов, требующих в установленном порядке рассмотрения или согласования с директором ФСИН России.
88. Пользоваться иными правами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ФСИН России и поручениями (указаниями) директора ФСИН России.
V. Обязанности и ответственность начальника Управления
Начальник Управления обязан:
89. Осуществлять непосредственное руководство деятельностью Управления.
90. Контролировать исполнение сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Управления возложенных на них должностных обязанностей и соблюдение ими служебной дисциплины.
91. Обеспечивать соблюдение сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Управления Конституции Российской Федерации, требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов ФСИН России.
92. Организовывать в установленном порядке повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Управления.
93. Организовывать мероприятия по воспитательной работе в Управлении.
94. Обеспечивать контроль за соблюдением в Управлении порядка обращения со служебными документами и персональными данными (на бумажных и электронных носителях).
95. Начальник Управления несет:
персональную ответственность за выполнение сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими возложенных на Управление задач и функций, соблюдение ими режима секретности, расстановку кадров и состояние исполнительской дисциплины;
ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в служебных помещениях ФСИН России, занимаемых структурными подразделениями Управления.
VI. Организация деятельности Управления
96. Управление организует и осуществляет свою деятельность на плановой основе и в соответствии с нормативными правовыми актами ФСИН России.
97. Деятельность Управления осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, а также учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
98. Проекты нормативных правовых актов и иных документов рассматриваются и визируются начальником Управления после их согласования и визирования начальниками заинтересованных структурных подразделений ФСИН России, а также редакторско-корректорской проработки.
99. На период отсутствия начальника Управления исполнение его обязанностей осуществляется заместителем начальника Управления.
100. Делопроизводство и мероприятия по соблюдению режима секретности и защите информации организуются и осуществляются в Управлении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСИН России.