Приказ ФСФР России от 06.05.2013 N 13-32/пз-н
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
ПРИКАЗ
от 6 мая 2013 г. N 13-32/пз-н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕРАТОРОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881; N 49, ст. 7020, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4319, ст. 4320; N 53, ст. 7592) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 857 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6271) приказываю:
утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за деятельностью операторов технического осмотра.
Руководитель
Д.В.ПАНКИН
Утвержден
приказом ФСФР России
от 6 мая 2013 г. N 13-32/пз-н
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕРАТОРОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881; N 49, ст. 7020, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4319, ст. 4320; N 53, ст. 7592) (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) устанавливает порядок осуществления профессиональным объединением страховщиков, указанным в части 1 статьи 5 Федерального закона N 170-ФЗ (далее - профессиональное объединение), контроля за операторами технического осмотра (далее - проверяемые лица), в том числе при их обращении за предоставлением или переоформлением аттестата аккредитации, а также права и обязанности проверяемых лиц и лиц, осуществляющих проверки, правила оформления результатов проверок.
2. Предметом контроля, предусмотренного настоящим Порядком, является:
а) соответствие сведений, содержащихся в представленных проверяемыми лицами заявлении и документах требованиям аккредитации и сведениям о заявителе, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, правилам проведения технического осмотра;
б) соблюдение проверяемыми лицами требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра.
3. Контроль за проверяемыми лицами осуществляется путем проведения следующих видов проверок:
а) выездная проверка - проверка, проводимая профессиональным объединением по месту нахождения проверяемого лица или принадлежащего ему пункта технического осмотра (место выездной проверки);
б) документарная проверка - проверка, проводимая профессиональным объединением без выезда по месту нахождения проверяемого лица или по месту ведения им деятельности.
4. Выездная проверка проводится работником профессионального объединения, уполномоченным на проведение соответствующей выездной проверки (далее - инспектор). При проведении выездной проверки группой (два и более) инспекторов назначается руководитель группы инспекторов.
5. Документарная проверка проводится работниками уполномоченного подразделения профессионального объединения посредством анализа сведений, содержащихся в реестре операторов технического осмотра, в документах, предоставленных профессиональному объединению страховщиков проверяемым лицом или полученных профессиональным объединением страховщиков в ином порядке, допускаемом законом.
6. Для проведения выездной проверки по решению профессионального объединения в качестве экспертов могут быть приглашены должностные лица федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - эксперты). Порядок участия указанных лиц в выездных проверках устанавливается соглашениями, заключенными профессиональным объединением и соответствующими органами.
7. Лица, имеющие прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки (конфликт интересов), не могут быть назначены инспекторами, экспертами или проводить документарную проверку. Ответственными за отсутствие конфликта интересов являются руководитель профессионального объединения, назначающий инспектора на проведение документарной проверки, руководители федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направляющие экспертов для проведения выездных проверок.
8. Полномочия инспектора в отношении проверяемого лица и третьих лиц подтверждаются документом, в котором в соответствии с решением о проведении выездной проверки указываются сведения об инспекторе, дата начала и дата окончания проведения выездной проверки, наименование оператора технического осмотра и его номер в реестре операторов технического осмотра, место нахождения и вопросы, по которым проводится выездная проверка (далее - удостоверение).
9. Осуществление контроля, предусмотренного настоящим Порядком, заканчивается:
а) составлением акта выездной проверки;
б) составлением заключения документарной проверки.
10. Срок проведения документарной проверки, то есть продолжительность периода времени между датой начала и датой окончания документарной проверки, составляет десять дней. Дата начала и дата окончания документарной проверки должны быть указаны в решении о проведении документарной проверки.
11. Датой начала проверки считается дата решения о проведении документарной проверки в связи с представлением проверяемым лицом в профессиональное объединение заявления о предоставлении аттестата аккредитации, заявления о переоформлении аттестата аккредитации, уведомления об устранении недостатков, явившихся основанием для приостановления действия аттестата аккредитации либо документов в соответствии с запросом профессионального объединения в рамках документарной проверки, проводимой по заявлению о нарушении проверяемым лицом требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра.
12. Датой окончания документарной проверки считается день подписания заключения документарной проверки.
13. Если в ходе документарной проверки в соответствии с настоящим Порядком принимается решение о проведении выездной проверки, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Порядком, течение срока проведения документарной проверки приостанавливается.
14. Срок проведения выездной проверки, то есть продолжительность периода времени между датой начала и датой окончания выездной проверки в одном месте проверки, составляет не более пяти рабочих дней. Дата начала и дата окончания выездной проверки должны быть указаны в решении профессионального объединения о проведении выездной проверки.
15. Датой начала выездной проверки считается дата вручения инспектором (руководителем группы инспекторов) копии решения о проведении выездной проверки ответственному за проверку при прибытии на место проверки.
16. Датой окончания проверки на месте является день подписания инспектором (руководителем группы инспекторов) и ответственным за проверку акта окончания выездной проверки.
17. Если срок проведения выездной проверки, установленный решением о проведении выездной проверки, составляет менее пяти рабочих дней по мотивированному обращению инспектора (руководителя группы инспекторов), принимается решение о его продлении путем издания приказа профессионального объединения по мотивированному предложению инспектора (руководителя группы инспекторов). При этом общий срок проведения выездной проверки не должен превышать пяти рабочих дней. Решение о продлении срока проверки немедленно доводится до сведения проверяемого лица.
II. Права и обязанности работников профессионального
объединения при проведении проверки
18. Инспекторы, а в их присутствии и эксперты в течение всего срока проведения выездной проверки вправе находиться в зданиях, помещениях и сооружениях проверяемых лиц, в том числе в пунктах технического осмотра и на прилегающей к ним территории, а также в иных местах, в которых проверяемым лицом осуществляется техническое диагностирование транспортных средств.
19. При проведении проверок инспекторы и работники подразделения профессионального объединения, уполномоченного на проведение документарных проверок, вправе:
а) проверять наличие (соответствие установленным основным техническим характеристикам) сооружений и средств технического диагностирования, иных технических и программных средств, указанных в документах, представленных проверяемым лицом в профессиональное объединение;
б) направлять проверяемому лицу запросы, связанные с проведением проверки, предоставлением информации и документов, выявлением и устранением нарушений.
20. При проведении выездной проверки инспекторы вправе:
а) присутствовать при проведении технического диагностирования транспортных средств, требовать пояснения от работников проверяемого лица в ходе проведения технического диагностирования транспортных средств;
б) требовать и получать необходимые для проверки документы, в том числе подтверждающие соблюдение и фактическое исполнение требований аккредитации, а также соблюдение проверяемым лицом правил проведения технического осмотра;
в) снимать копии с документов, получаемых в ходе проверки, делать аудио-, видеозаписи, фотоснимки принадлежащих проверяемому лицу зданий, помещений, сооружений, средств технического диагностирования, а также иных средств и оборудования, используемого при осуществлении технического осмотра транспортных средств;
г) вносить на территорию, в здания, сооружения и помещения проверяемого лица, пользоваться и выносить собственные организационно-технические средства, в том числе компьютеры, калькуляторы, телефоны, фото-, видеотехнику, в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
д) получать доступ к информационным системам, используемым при осуществлении технического осмотра, документацию на такие системы, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их эксплуатацией, с соблюдением требований безопасности и защиты данных;
е) получать у ответственного за проверку и работников проверяемого лица разъяснения в устной и письменной форме по существу проверяемых вопросов.
21. Работники профессионального объединения, осуществляющие контроль на основании настоящего Порядка, и эксперты должны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами.
22. При проведении проверки инспекторы обязаны:
а) осуществлять проверку в соответствии с настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними документами профессионального объединения;
б) представлять документы, подтверждающие полномочия на проведение проверки;
в) разъяснить проверяемому лицу его права и обязанности при проведении проверки;
г) выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
д) по окончании проверки довести до сведения проверяемого лица результаты проверки в соответствии с настоящим Порядком.
III. Права и обязанности проверяемых лиц и их работников
23. В рамках выездной проверки взаимодействие от имени проверяемого лица с профессиональным объединением и его работниками осуществляется лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, сведения о котором содержатся в реестре операторов технического осмотра (руководитель проверяемого лица), или являющийся проверяемым лицом индивидуальный предприниматель. В установленном законодательством порядке проверяемое лицо вправе уполномочить работника проверяемого лица (ответственный за проверку) для взаимодействия с инспекторами в рамках выездной проверки.
24. При проведении проверок проверяемое лицо обязано:
а) обеспечить постоянное наличие на каждом пункте технического осмотра документов или их надлежаще заверенных копий, подтверждающих соблюдение требований аккредитации, и фактическое исполнение таких требований, а также соблюдение правил проведения технического осмотра, действующих на дату проведения проверки;
б) предоставлять по запросам профессионального объединения (инспекторов) необходимые документы или их надлежаще заверенные копии, в том числе документы, подтверждающие соблюдение требований аккредитации, и фактическое исполнение таких требований, документы, подтверждающие соблюдение проверяемым лицом правил проведения технического осмотра;
в) давать письменные разъяснения по вопросам, входящим в предмет проверки.
25. При проведении выездных проверок ответственный за проверку обязан:
а) присутствовать в период проведения проверки на месте выездной проверки;
б) обеспечивать в течение выездной проверки на месте проведения проверки доступ в здания, помещения и к сооружениям проверяемого лица, средствам технического диагностирования, техническим и программным средствам, используемым проверяемым лицом при осуществлении технического осмотра;
в) организовать по требованию инспектора (руководителя группы инспекторов) встречу с руководителем проверяемого лица (индивидуальным предпринимателем, являющимся проверяемым лицом);
г) предоставлять оригиналы документов в период проведения и по месту проведения выездной проверки в соответствии с уведомлением о проведении выездной проверки и запросами инспекторов;
д) давать инспекторам и экспертам устные и письменные разъяснения по вопросам, входящим в предмет выездной проверки.
IV. Документарные проверки
26. Решение о проведении документарной проверки принимается руководителем уполномоченного подразделения профессионального объединения немедленно после проверки заявления, включая заявления о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра, и (или) документов, представленных проверяемым лицом, в том числе по запросу профессионального объединения, или в течение одного рабочего дня со дня регистрации уведомления проверяемого лица об устранении нарушений.
27. В случае возникновения при проведении документарной проверки необходимости получения от проверяемого лица дополнительных сведений (документов), профессиональное объединение страховщиков направляет мотивированный запрос о предоставлении таких сведений (документов). Срок для предоставления дополнительных сведений (документов) устанавливается со дня получения запроса в зависимости от количества запрашиваемых документов, объема предоставления информации, с учетом времени, необходимого для подготовки письменных пояснений и указывается в запросе.
28. Срок проведения документарной проверки не должен превышать десяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении документарной проверки, а в случае направления запроса о предоставлении дополнительных сведений (документов) - со дня поступления в профессиональное объединение таких сведений (документов).
29. Уведомление об устранении нарушений представляется проверяемым лицом непосредственно в профессиональное объединение или направляется им заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. К такому уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие устранение нарушений.
30. В ходе документарной проверки при невозможности оценки соблюдения проверяемым лицом требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра в рамках документарной проверки, в том числе при возникновении обоснованных сомнений в достоверности сведений, содержащихся в документах, анализируемых в рамках документарной проверки, принимается решение о проведении выездной проверки, включая следующие случаи:
а) наличие признаков фальсификации в представленных заявлении и документах (неоднородность текста, одинаковое расположение печати и подписи на различных документах, одинаковые номера/даты различных документов);
б) указание в документах, подтверждающих приобретение диагностического оборудования, стоимости диагностического оборудования существенно ниже (выше) среднерыночной;
в) расхождения в содержании одних и тех же документов, представленных в разное время;
г) размер площади пункта технического осмотра, явно не соответствующий требованиям размещения диагностического и вспомогательного оборудования;
д) размещение пункта технического осмотра в жилых помещениях, на вторых (и выше) этажах;
е) наличие на передвижных диагностических линиях пункта технического осмотра стационарного диагностического оборудования;
ж) совпадение адреса пункта технического осмотра проверяемого лица с адресами других операторов технического осмотра;
з) сфера деятельности производителя (поставщика, продавца) диагностического и вспомогательного оборудования не включает область производства (использования, торговли) указанного оборудования.
31. По результатам документарной проверки составляется заключение документарной проверки, в котором указывается:
а) основание документарной проверки;
б) предмет документарной проверки;
в) срок проведения документарной проверки;
г) сведения о работниках уполномоченного подразделения профессионального объединения, проводящих документарную проверку;
д) сведения о проверяемом лице;
е) сведения о нарушениях, допущенных проверяемым лицом в течение двенадцати месяцев, предшествующих документарной проверке, и решениях, принятых профессиональным объединением в связи с такими нарушениями;
ж) указание об отсутствии или изложение выявленных при документарной проверке нарушений требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра;
з) предложение по решениям, которые необходимо принять по результатам документарной проверки.
32. Заключение документарной проверки подписывается работниками уполномоченного подразделения профессионального объединения, проводящими проверку, и утверждается руководителем этого подразделения.
V. Выездные проверки
33. Решение о проведении выездной проверки принимается руководителем профессионального объединения или уполномоченным им лицом и оформляется приказом, в котором указываются основания проведения выездной проверки, сведения о проверяемом лице (фирменное наименование (имя) и, если имеется, номер в Реестре операторов технического осмотра), место выездной проверки, дата начала и дата окончания проведения проверки, сведения об инспекторах и экспертах, предмет выездной проверки.
34. Решение о проведении выездной проверки принимается не менее чем за три рабочих дня до даты начала выездной проверки.
35. Профессиональное объединение страховщиков не позднее чем за два рабочих дня до даты начала проверки обязано уведомить проверяемое лицо о проведении выездной проверки посредством электронной или телефонной связи с последующим направлением уведомления регистрируемым почтовым отправлением по месту нахождения (жительства) проверяемого лица, сведения о котором имеются у профессионального объединения.
36. В уведомлении о проведении выездной проверки указываются реквизиты приказа о проведении проверки, место выездной проверки, дата начала и окончания проведения проверки, вопросы выездной проверки. К уведомлению о проведении выездной проверки прилагается список документов, которые проверяемое лицо обязано предоставить инспекторам в первый день проведения проверки.
37. При прибытии на место выездной проверки инспектор (руководитель группы инспекторов) обязан вручить руководителю проверяемого лица или индивидуальному предпринимателю, являющемуся проверяемым лицом или, если он известен, ответственному за проверку, копию приказа профессионального объединения о проведении выездной проверки и предъявить удостоверение инспектора (удостоверения всех инспекторов группы).
38. На втором экземпляре копии приказа о проведении проверки, остающемся у руководителя группы инспекторов, руководитель проверяемой организации (иное уполномоченное им лицо) проставляет отметку о получении заверенной копии приказа о проведении проверки с подписью и с указанием должности, фамилии, имени и отчества, а также даты получения копии. Второй экземпляр копии приказа приобщается к материалам проверки.
39. Решение профессионального объединения о продлении срока выездной проверки доводится до проверяемого лица в порядке, установленном пунктами 37, 38 настоящего Порядка.
40. После вручения копии приказа о проведении выездной проверки инспектор (руководитель группы инспекторов) доводит до ответственного за проверку права и обязанности инспекторов и проверяемого лица.
41. При проведении выездной проверки инспекторы приступают к изучению и анализу документов, предоставленных проверяемым лицом согласно уведомлению о проведении выездной проверки, а затем проводят проверку путем последовательного затребования и анализа документов проверяемого лица, осмотра пункта технического осмотра, средств технического диагностирования на предмет технических характеристик и работоспособности, инспектирования действий технических экспертов проверяемого лица при осуществлении технического осмотра транспортных средств.
42. В случае если документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный срок либо отсутствуют, уполномоченное лицо организации должно до истечения такого срока предоставить письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.
43. В случае противодействия проверяемого лица выездной проверке инспектор (руководитель группы инспекторов) немедленно составляет акт по факту противодействия проверке.
44. В случае если проверяемое лицо или его работники отсутствуют по месту выездной проверки, составляется акт об отсутствии проверяемого лица.
45. При невозможности получения от проверяемого лица запрашиваемых документов в срок проведения проверки по мотивированному обращению инспектора (руководителя группы инспекторов) принимается решение о проведении в соответствии с настоящим Порядком документарной проверки. В этом случае результаты документарной проверки подлежат отражению в акте выездной проверки.
46. При убытии из места выездной проверки в связи с ее окончанием инспектор (руководитель группы инспекторов) и ответственный за проверку составляют акт об окончании выездной проверки, в котором указывается дата и время убытия инспекторов из места выездной проверки.
47. По результатам выездной проверки составляется акт выездной проверки, в котором указывается:
а) основание выездной проверки;
б) реквизиты приказа о проведении выездной проверки, а при наличии - реквизиты иных решений профессионального объединения, связанных с проведением выездной проверки;
в) предмет выездной проверки;
г) дата начала и дата окончания выездной проверки;
д) сведения об инспекторах;
е) сведения об экспертах (при их наличии);
ж) сведения о проверяемом лице;
з) сведения о нарушениях, допущенных проверяемым лицом в течение двенадцати месяцев, предшествующих документарной проверке, и решениях, принятых профессиональным объединением в связи с такими нарушениями;
и) изложение результатов проверки по всем вопросам, входящим в предмет проверки;
к) указание об отсутствии или изложение выявленных при выездной проверке нарушений требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра;
л) предложение по решениям, которые необходимо принять по результатам выездной проверки.
48. К акту выездной проверки приобщаются материалы, подтверждающие указанные в акте сведения о выявленных нарушениях.
49. Акт выездной проверки подписывается проверяющими лицами. После подписания акта выездной проверки копия акта выездной проверки передается индивидуальному предпринимателю, являющемуся проверяемым лицом, или руководителю проверяемого лица, или уполномоченному лицу под расписку в получении с указанием даты получения, фамилии, имени, отчества и при возможности должности лица, получившего копию акта выездной проверки, или направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.
50. При наличии возражений или замечаний по акту выездной проверки проверяемое лицо не позднее пяти рабочих дней со дня получения копии акта выездной проверки представляет посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в профессиональное объединение страховщиков письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки.
51. Поступившие по истечении установленного срока замечания и возражения проверяемого лица к материалам выездной проверки не приобщаются. В срок не более десяти рабочих дней, начиная со дня получения письменных возражений или замечаний проверяемого лица, уполномоченное структурное подразделение профессионального объединения страховщиков обязано проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и составить заключение по результатам рассмотрения возражений или замечаний.
52. Акт выездной проверки, заключение по результатам рассмотрения возражений или замечаний (при наличии таковых) и иные материалы проверки используются для принятия профессиональным объединением страховщиков решения по результатам выездной проверки.
VI. Использование результатов проверок
53. В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 170-ФЗ профессиональное объединение по результатам проверок принимает решения, о которых информирует Федеральную службу по финансовым рынкам.