Рейтинг@Mail.ru

Приказ ФСФР России от 24.09.2009 N 09-237/пз

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

ПРИКАЗ

от 24 сентября 2009 г. N 09-237/пз

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В целях решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка, определенной в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, повышения уровня информированности граждан Российской Федерации о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке, в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения (далее - Основные направления).

2. Территориальным органам Федеральной службы по финансовым рынкам руководствоваться Основными направлениями при подготовке и проведении мероприятий публичного характера.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

В.Д.МИЛОВИДОВ

Утверждены

приказом Федеральной службы

по финансовым рынкам

от 24 сентября 2009 г. N 09-237/пз

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Настоящие Основные направления деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения (далее - Основные направления), развивая общие подходы, сформулированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция), Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р (далее - Стратегия), и Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 г. (далее - Концепция создания МФЦ), определяют цели и задачи, а также предлагают базовые принципы деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения.

На уровне стратегии развития страны задачи, связанные с повышением финансовой грамотности населения, включены в перечень приоритетных направлений деятельности. В Концепции повышение финансовой грамотности названо среди основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Стратегия и Концепция создания МФЦ рассматривают вопросы повышения финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики. В Предложениях, подготовленных Российской Федерацией к саммиту "Группы двадцати", состоявшемуся в апреле 2009 года в Лондоне, проблематика, связанная с повышением финансовой грамотности населения, особо выделена среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе и повысить уровень защиты прав потребителей. В этом документе Российская Федерация предложила международному сообществу начать разработку и реализацию специальных программ повышения финансовой грамотности населения не только на национальной, но и на международной основе.

Масштабность задачи повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации предполагает участие в этом процессе большого числа заинтересованных лиц - федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных и коммерческих организаций, каждое из которых может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в сфере своей компетенции. Исключительно важным условием эффективности такого процесса является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.

Исходя из необходимости комплексного подхода к организации процесса повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, настоящие Основные направления определяют общие цели, задачи и принципы, которые должны лежать в основе деятельности ФСФР России по координации мероприятий в области финансового просвещения, осуществляемых совместно с другими организациями, а также специализированные задачи, связанные с повышением уровня осведомленности граждан в сфере финансового рынка.

II. Цель деятельности, направленной на повышение уровня

финансовой грамотности населения

Основной целью деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения, является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России, повышение долгосрочного инвестиционного спроса и укрепление стабильности финансовой системы через резкое повышение эффективности домохозяйств в принятии финансово-экономических решений за счет кардинального повышения уровня финансовой грамотности населения, внедрения массовых эффективных стереотипов принятия экономических решений гражданами России.

Под финансовой грамотностью населения понимается способность граждан России:

- эффективно управлять личными финансами;

- осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;

- оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;

- разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;

- принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;

- компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.

III. Основные задачи, связанные с реализацией

деятельности, направленной на повышение уровня финансовой

грамотности населения и базовые подходы к их решению

Для достижения цели, связанной с повышением уровня финансовой грамотности населения, необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на решение следующих основных задач:

1. Привлечение внимания граждан к проблематике финансовой грамотности, повышение уровня осознания гражданами необходимости повышения своих финансовых знаний;

2. Обеспечение экономической безопасности домохозяйств, разрушение патерналистского стереотипа, взращивание культуры принятия домохозяйствами самостоятельных ответственных решений в области экономики и финансов, формирование у российских граждан нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;

3. Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых домохозяйствами;

4. Организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности всем категориям населения России;

5. Изменение отношения государственных служащих и работников правоохранительных органов к массовой экономической активности граждан, обеспечение единства государственной политики в отношении экономического поведения домохозяйств (в том числе информационной политики);

6. Формирование социально ответственного поведения поставщиков финансовых продуктов и услуг в отношении потребителей, создание прозрачных и непредвзятых моделей продвижения и предоставления финансовых продуктов и услуг.

7. Повышение общей экономической активности населения, поддержка предпринимательства, идей создания собственного бизнеса домохозяйств и компетентности граждан, необходимой для открытия своего бизнеса.

Практический опыт, наработанный в ходе реализации инициатив в области финансового просвещения, осуществляемых в Российской Федерации, а также программ повышения финансовой грамотности, реализуемых в различных зарубежных странах и на уровне наднациональных организаций, свидетельствует о том, что для обеспечения эффективности осуществляемых мер, направленных на повышение финансовой грамотности населения, следует руководствоваться следующими базовыми подходами и принципами:

а) необходимо обеспечить комплексный подход в области финансового просвещения, который предполагает повышение финансовой грамотности населения в широком смысле, - начиная с навыков планирования бюджета домохозяйств, до умения оценивать и принимать обоснованные решения по выбору финансовых продуктов и услуг в различных секторах финансового рынка (банковском, страховом, фондовом, пенсионном и т.д.);

б) при организации образовательных инициатив и мероприятий следует делать акцент на решении конкретных практических проблем домохозяйств;

в) мероприятия в рамках программ повышения финансовой грамотности должны проводиться с обязательным учетом различных целевых аудиторий граждан: учащихся, тех, кто впервые приступает к работе, безработных, молодежи, граждан, осуществляющих привлечение кредитов, пенсионеров, военнослужащих, участников "народных" IPO, граждан, столкнувшихся с серьезными финансовыми проблемами, т.е. быть четко позиционированы и иметь выраженный адресный характер;

г) следует делать акцент на повышении осознания гражданами необходимости повышения своей финансовой грамотности;

д) соединение финансовой и юридической грамотности является важным фактором эффективности образовательных программ;

е) важнейшим фактором успеха является подготовка преподавательского состава - "обучение учителей" - повышение квалификации тех, кто ведет программы обучения;

ж) необходимо активно использовать обратную связь с обучаемыми, мероприятия программ финансового просвещения должны оцениваться на предмет их эффективности;

з) следует постоянно осуществлять аудит и мониторинг качества инструментов и материалов, используемых в программах и мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности;

и) необходимо обеспечивать контроль за соблюдением непредвзятого и объективного характера образовательных инициатив, осуществляемых со стороны частного сектора.

IV. Прикладные цели, задачи и направления

деятельности ФСФР России в рамках работы по повышению

уровня финансовой грамотности населения

Действуя в рамках своей компетенции, в соответствии с общей целью и задачами, решение которых необходимо для повышения уровня финансовой грамотности населения, ФСФР России ставит своей целью добиваться повышения долгосрочного инвестиционного спроса, укрепления стабильности финансового рынка и повышения уровня благосостояния граждан через резкое повышение активности и эффективности инвестиционного поведения домохозяйств на финансовом рынке на основе свободного, осознанного и обоснованного выбора, через внедрение массовых стандартов получения необходимой информации о возможностях инвестирования на финансовом рынке, информации и навыков принятия решений для выбора брокера, управляющего и/или института коллективных инвестиций, а также предлагаемых ими финансовых продуктов и услуг; через приобретение населением знаний, необходимых для эффективной защиты своих прав как инвестора на финансовом рынке.

Для достижения указанной цели и решения общих задач, связанных с проблематикой повышения финансовой грамотности, ФСФР России намерена проводить инициативы и осуществлять деятельность по следующим основным направлениям:

1. В рамках задачи по привлечению внимания граждан к проблематике финансовой грамотности, повышению уровня осознания гражданами необходимости повышения своих финансовых знаний:

- участвовать в организации и способствовать проведению специализированных опросов населения и анализе их результатов;

- участвовать в разработке и подготовке специализированных медийных средств информирования граждан о возможностях инвестирования на финансовом рынке, важности планирования бюджета домохозяйств, пенсионных накоплений и об основах такой деятельности;

- в публичных выступлениях руководства и сотрудников ФСФР России делать акцент и подчеркивать важность повышения финансовых знаний граждан.

2. В рамках задач по повышению обоснованности финансовых решений, принимаемых домохозяйствами, и обеспечению экономической безопасности домохозяйств, разрушению патерналистского стереотипа, взращиванию культуры принятия домохозяйствами самостоятельных ответственных решений в области экономики и финансов:

- участвовать в развитии у населения навыков финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств - "финансовой подушки безопасности", ответственного отношения к вопросам инвестирования на финансовом рынке;

- предпринимать усилия по созданию, развитию и регулированию института инвестиционного консультирования розничных инвесторов;

- осуществлять в рамках своей компетенции деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования финансовых рынков, в том числе в области совершенствования требований к раскрытию информации о финансовых продуктах и разработки стандартизованных контрактов по финансовым продуктам и услугам;

- способствовать созданию центров финансового консультирования граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации;

- способствовать расширению возможностей защиты населением своих прав в качестве потребителя финансовых продуктов и услуг и в качестве инвестора;

- всемерно способствовать повышению уровня правовых знаний граждан в области финансового рынка и навыков использования предусмотренных законодательством средств для защиты своих прав;

- участвовать в создании системы практических знаний, защищающих от массовых ошибок на финансовом рынке и предотвращающих финансовую панику;

- предпринимать усилия, направленные на разработку нормативно-правовой базы, а также осуществлять надзорные мероприятия, нацеленные на сужение поля для коррупции, злоупотреблений и финансовых махинаций;

- участвовать в разработке, организации и проведении программ, инициатив и мероприятий, направленных на повышение базовых знаний о финансовом рынке и экономике, с акцентом на повышении осведомленности и информированности граждан о финансовом рынке и возможностях повышения благосостояния за счет инвестирования на этом рынке, а также о рисках, связанных с инвестированием средств в инструменты финансовых рынков, и о методах оценки и снижения таких рисков;

- способствовать организации мероприятий, направленных на передачу практического финансового опыта передовых групп (финансовая элита, малый и средний бизнес, мелкие частные инвесторы) всему населению;

- способствовать расширению доступа мелких частных инвесторов к мнениям и рекомендациям ведущих аналитиков;

- осуществлять совершенствование правовых основ регулирования финансового рынка в части предоставления дополнительных полномочий в области защиты прав инвесторов.

3. В рамках задачи по организации системы финансового образования и просвещения:

- принимать участие в разработке учебных, методических и образовательных материалов по тематике финансового рынка, для включения в факультативные курсы и в учебные планы высших и средних учебных заведений;

- принимать участие в проведении аудита существующих и разрабатываемых учебных пособий, информационных, методических и образовательных материалов на предмет их соответствия целям получения учащимися знаний о финансовом рынке, а также возможности их применения для финансового просвещения вне учебных заведений;

- принимать участие в подготовке компетентных специалистов и преподавательского состава по вопросам финансовой грамотности;

- способствовать созданию центров финансового просвещения для различных групп населения;

- участвовать в создании общедоступной системы доведения до населения образовательных материалов по тематике финансового рынка, актуальной информации по вопросам, связанным с использованием финансовых продуктов и услуг, предлагаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестирования на финансовых рынках, планированием пенсионных накоплений.

4. В рамках задачи по изменению отношения государственных служащих и работников правоохранительных органов к массовой экономической активности граждан, обеспечение единства государственной политики в отношении экономического поведения домохозяйств (в том числе информационной политики):

- участвовать в разработке и проведении единой государственной политики в отношении экономического поведения домохозяйств;

- создавать доступные и эффективные ресурсы для взаимодействия с населением.

5. В рамках задачи по формированию социально ответственного поведения поставщиков финансовых продуктов и услуг в отношении потребителей, создания прозрачных и непредвзятых моделей продвижения и предоставления финансовых продуктов и услуг:

- способствовать разработке и принятию стандартов социально ответственной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективных инвестиций;

- способствовать включению в кодексы этики профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг коммерческих организаций положений о работе и правилах коммуницирования с клиентами/инвесторами;

- осуществлять в сфере своей компетенции совершенствование правовой базы, разработку и принятие регламентов и правил информационной политики, в частности, рекламы и иных форм публичного раскрытия информации, направленной на потребителя финансовых услуг;

- разрабатывать требования по совершенствованию требований к раскрытию информации о финансовых продуктах.

6. В рамках задачи по повышению общей экономической активности населения, поддержки предпринимательства, идей создания собственного бизнеса домохозяйств:

- участвовать в создании информационных ресурсов и образовательных материалов для населения, направленных на разъяснение особенностей функционирования финансового рынка и работы на нем как физических, так и юридических лиц.

В рамках всех указанных направлений деятельности ФСФР России в целях повышения эффективности образовательных программ и мероприятий будет вести активное взаимодействие и координацию усилий в области повышения финансовой грамотности населения с федеральными органами исполнительной власти, иными заинтересованными лицами, осуществляющими инициативы в данной области, а также осуществлять обмен опытом проведения образовательных мероприятий и методическими образовательными материалами по тематике финансового просвещения.

V. Инструменты практической реализации

деятельности, направленной на повышение уровня финансовой

грамотности населения

Деятельность ФСФР России в рамках Основных направлений подразумевает разработку и реализацию практического плана действий и комплекса мероприятий, осуществление которых будет способствовать достижению целей и решению задач по повышению уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения. Осуществляемые мероприятия должны быть разнообразными, проводиться на системной основе и задействовать все возможные образовательные материалы, инструменты и ресурсы.

В соответствии с базовыми подходами и принципами осуществления программ в области повышения финансовой грамотности, ФСФР России при разработке и проведении программ повышения финансовой грамотности населения предполагает ориентироваться на следующие целевые аудитории:

молодежь - учащиеся школ и студенты высших учебных заведений;

работающие граждане;

граждане, участвовавшие в "народных" IPO;

участники накопительно-ипотечной системы;

продвинутые группы - актуальная и потенциальная клиентская база профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективных инвестиций, представители среднего класса;

представители СМИ;

представители правоохранительных органов, органов судебной власти;

пенсионеры и граждане предпенсионного возраста;

иные адресные группы, классификация которых будет уточняться в ходе реализации мероприятий в рамках Основных направлений.

Кроме того, мероприятия и программы, осуществляемые в рамках Основных направлений, в зависимости от их конкретных целей будут позиционироваться по срокам осуществления: меры немедленного действия и оперативные меры будут направлены на группы риска, их задача - решение конкретных локальных проблем, а также предотвращение массовых экономических ошибок в условиях периодов внутренней и мировой экономической нестабильности и кризисов; с другой стороны, долгосрочные меры призваны закладывать основы экономической и инвестиционной культуры, создавать массовые стереотипы эффективного финансового поведения.

В рамках Основных направлений ФСФР России предполагает использовать примерно следующий перечень практических инструментов, направленных на повышение финансовой грамотности населения:

1. Медийную программу, которая включает, в том числе:

- участие в создании и работе единого информационного штаба, определяющего направленность государственной информационной политики на финансовом рынке;

- работу по повышению квалификации журналистов и сотрудников СМИ, освещающих вопросы, связанные с финансовым рынком;

- разъяснительную работу по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка, направленную на повышение осведомленности и подготовки государственных служащих в данной области;

- осуществление мониторинга и контроля рекламы в сфере компетенции ФСФР России;

- участие в подготовке текстов, графиков, мультимедиа для теле- и радиопередач, посвященных вопросам повышения финансовой грамотности и образованию в сфере инвестирования средств на финансовых рынках;

- подготовку текстов, графиков, мультимедиа для размещения на различных Интернет-ресурсах;

- подготовку информационных и образовательных материалов, предназначенных для публикации в печатных СМИ и т.д.

2. Административную программу, которая включает, в том числе:

- организацию и поддержание информационного ресурса в сети Интернет, посвященного вопросам повышения инвестиционной и финансовой грамотности населения, аккумулирующего данные по участникам этой деятельности;

- аудит существующих, организация и наполнение содержанием новых образовательных Интернет-ресурсов, специализирующихся на проблеме повышения финансовой грамотности населения;

- участие в создании сети региональных Центров финансового просвещения с объединением сил региональных властей, бизнеса и средств массовой информации;

- мониторинг рынка на предмет выявления организаций, осуществляющих незаконное привлечение средств граждан, организаций, нарушающих права инвесторов иными способами, организация мероприятий направленных на предотвращение подобной деятельности;

- участие в организации и поддержании постоянно действующей системы мониторинга уровня финансовой грамотности населения, оценки эффективности мер государственной политики по повышению этого уровня и анализа реальной степени вовлеченности населения в инвестиционные процессы;

- участие в организации постоянно действующей системы социологического мониторинга групп риска;

- организация регулярных программ повышения квалификации в области финансового рынка для государственных служащих и участие в таких программах;

- координация усилий саморегулируемых организаций и отдельных общественных и частных организаций, осуществляющих мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения, оказание им методической помощи, аудит проводимых ими программ.

3. Участие в межведомственной программе изменения стандартов образования, в том числе:

- подготовка рекомендаций по включению тех или иных вопросов, связанных с функционированием финансового рынка и его институтов, в учебные планы школ и высших учебных заведений, рекомендаций по подготовке методических и учебных материалов и пособий;

- участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций и предложений в пересмотре федерального государственного стандарта высшего образования в области экономических и юридических дисциплин в соответствии с учетом необходимости углубленного изучения финансовых вопросов по современным мировым методикам в сфере компетенции ФСФР России;

- участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций и предложений в создании федерального государственного образовательного стандарта финансового просвещения населения в сфере компетенции ФСФР России;

- участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций в мероприятиях, направленных на повышение квалификации преподавательского состава средней и высшей школы по вопросам сферы компетенции ФСФР России, а также в разработке в методических и образовательных материалов и т.п.

4. Прямую разъяснительную работу, которая включает, в том числе:

- организацию и проведение "круглых столов", выездных обучающих семинаров различного формата и для различных аудиторий, подготовку методических материалов для таких семинаров, а также раздаточных информационно-обучающих материалов для слушателей;

- организацию "горячей линии" для населения по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка и его институтов, оперативная юридическая и финансовая консультация населения по вопросам их взаимодействия с финансовыми организациями;

- подготовку оперативной информации для размещении на различных Интернет-ресурсах, необходимой для принятия населением инвестиционных решений на финансовом рынке, а также информации, способствующей предотвращению финансовых потерь граждан, связанных с различными видами злоупотреблений на финансовом рынке;

- организацию специальных выпусков информационных и обучающих брошюр, бюллетеней;

- подготовку различных интерактивных материалов, игр, викторин, инвестиционных калькуляторов и т.п. для размещения на Интернет-ресурсах;

- проведение различных тематических мероприятий, посвященных тем или иным вопросам, связанным с финансовым рынком, - конкурсов, тематических недель и т.п.

Перечень практических инструментов, используемых для осуществления программ и мероприятий, может изменяться и дополняться по мере накопления практического опыта их проведения.

Образовательные программы и мероприятия, проводимые в рамках Основных направлений, утверждаются соответствующими приказами ФСФР России.

Другие документы по теме
"Об утверждении Перечня документов, необходимых для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2016 N 44501)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2015 N 39409)
(принято и введено в действие Приказом Ростехрегулирования от 03.12.2008 N 347-ст)
"О внесении изменений в Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.08.2004 N 5973)
Ошибка на сайте