Приказ ФСБ России от 20.12.2016 N 782
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 декабря 2016 г. N 782
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ОРГАНАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:
утвердить прилагаемое Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита в органах федеральной службы безопасности.
Директор
А.БОРТНИКОВ
Приложение
к приказу ФСБ России
от 20 декабря 2016 г. N 782
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ОРГАНАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и осуществление в Федеральной службе безопасности Российской Федерации внутреннего финансового аудита.
2. Организация внутреннего финансового аудита в ФСБ России возлагается на руководителя Контрольной службы ФСБ России, а его осуществление на Контрольно-ревизионное управление Контрольной службы ФСБ России (далее - субъект аудита).
3. Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
5. Объектами внутреннего финансового аудита (далее - объекты аудита) являются:
подведомственные ФСБ России распорядители и получатели средств федерального бюджета, администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - органы безопасности);
федеральное государственное казенное научное учреждение "Академия криптографии Российской Федерации".
II. Планирование внутреннего финансового аудита
6. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
7. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита в органах федеральной службы безопасности (далее - План).
8. План на очередной год составляется субъектом аудита по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Положению и представляется на утверждение руководителю Контрольной службы ФСБ России до 1 декабря текущего календарного года. Выписки из Плана до 15 декабря текущего календарного года направляются запланированным к проверке объектам аудита.
9. При планировании аудиторских проверок (составлении Плана) учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
10. В ходе планирования субъект аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
11. При необходимости по решению руководителя аудиторской группы (аудитора) не менее чем за 10 рабочих дней до начала проведения аудиторской проверки в адрес объекта аудита направляются необходимые для проведения аудиторских проверок запросы и образцы документов (таблицы, справки) для их заполнения и оформления.
III. Требования к составлению программы
аудиторской проверки
12. Аудиторская проверка проводится на основании Программы аудиторской проверки (далее - Программа), утверждаемой начальником субъекта аудита, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
13. При составлении Программы формируется аудиторская группа, состоящая из сотрудников субъекта аудита, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
К проведению аудиторских проверок не допускаются должностные лица субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры на объекте аудита, подлежащем аудиторской проверке.
По решению начальника субъекта аудита в состав аудиторской группы могут быть включены сотрудники (специалисты, эксперты) других органов безопасности (по согласованию с руководителями, начальниками этих органов безопасности).
14. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения аудиторской проверки Программа может быть изменена начальником субъекта аудита на основании рапорта руководителя аудиторской группы с изложением причин необходимости внесения изменений.
IV. Порядок назначения, приостановления и возобновления
аудиторских проверок
15. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется предписанием за подписью руководителя Контрольной службы ФСБ России или лица, его замещающего, в котором указываются наименование, тема и вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита, фамилия, имя, отчество проверяющего (состав аудиторской группы).
При проведении аудиторской проверки в период проведения ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности органа безопасности допускается внесение сведений о проведении аудиторской проверки в предписание на проведение ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности.
16. Предельный срок проведения аудиторской проверки составляет 30 рабочих дней. Срок проведения аудиторской проверки устанавливается исходя из темы и вида аудиторской проверки, проверяемого периода, объема предстоящих контрольных действий и других обстоятельств.
17. Датой начала выездной аудиторской проверки считается дата предъявления руководителем аудиторской группы предписания на проведение аудиторской проверки руководителю, начальнику объекта аудита (уполномоченному им лицу). Датой окончания выездной аудиторской проверки считается день вручения (направления) одного экземпляра акта аудиторской проверки руководителю, начальнику объекта аудита (уполномоченному им лицу) для ознакомления.
Датой начала камеральной проверки считается день представления по запросу информации и материалов. Окончание камеральной проверки определяется датой, указанной в акте.
18. Срок проведения аудиторской проверки, определенный в предписании, может быть продлен руководителем Контрольной службы ФСБ России на основании докладной записки начальника субъекта аудита.
Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:
большое количество и (или) объем документов, изучение которых необходимо для проведения аудиторской проверки объекта аудита;
получение в ходе проведения аудиторской проверки информации, требующей дополнительного изучения, о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России и ФСБ России.
Решение руководителя Контрольной службы ФСБ России о продлении срока аудиторской проверки доводится руководителем аудиторской группы до сведения руководителя, начальника объекта аудита (уполномоченного им лица).
19. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено руководителем Контрольной службы ФСБ России на основании докладной записки начальника субъекта аудита, при:
неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта аудита;
непредставлении объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
воспрепятствовании проведению аудиторской проверки и (или) уклонении от проведения аудиторской проверки;
возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
20. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия руководителем Контрольной службы ФСБ России решения о приостановлении аудиторской проверки начальник субъекта аудита:
извещает руководителя, начальника объекта аудита (уполномоченное им лицо) о решении руководителя Контрольной службы ФСБ России о приостановлении аудиторской проверки;
выдает письменное предписание о восстановлении документов либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным проведение аудиторской проверки. В предписании должен быть указан срок его исполнения. Срок исполнения предписания не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
На время приостановления проведения аудиторской проверки приостанавливается срок ее проведения.
21. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки.
В случае неустранения причин приостановления аудиторской проверки, она подлежит завершению на основании решения руководителя аудиторской группы с оформлением всей необходимой рабочей документации.
V. Порядок проведения аудиторской проверки
22. Руководитель аудиторской группы (аудитор) обязан:
предъявить руководителю, начальнику объекта аудита (уполномоченному им лицу) предписание на проведение аудиторской проверки;
ознакомить руководителя, начальника объекта аудита (уполномоченное им лицо) с Программой;
представить руководителю, начальнику объекта аудита (уполномоченному им лицу) членов аудиторской группы;
решить организационно-технические вопросы проведения аудиторской проверки.
При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, члены аудиторской группы предъявляют справки о допуске к государственной тайне.
23. В ходе аудиторской проверки проводятся исследования в отношении:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
соблюдения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
24. Аудиторская проверка проводится в соответствии с Программой путем выполнения:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита, в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета членом аудиторской группы;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией в целях выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков, осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
25. Должностные лица субъекта аудита, уполномоченные на проведение аудиторских проверок, имеют право:
запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать по согласованию с руководителем, начальником объекта аудита (уполномоченным им лицом) сотрудников объекта аудита для проведения инвентаризаций имущества, пересчета и в других необходимых случаях;
привлекать независимых экспертов и специалистов других органов безопасности для подготовки актов и заключений.
26. Субъект аудита обязан:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с Программой;
знакомить руководителя, начальника объекта аудита (уполномоченное им лицо) с Программой, а также с результатами аудиторских проверок;
не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры на объекте аудита, подлежащем аудиторской проверке.
27. Должностные лица объекта аудита обязаны:
давать устные или письменные пояснения по вопросам, относящимся к аудиторской проверке;
создавать надлежащие условия для работы аудиторской группы;
не допускать какого-либо воздействия на аудиторскую группу (аудитора) с целью воспрепятствования исполнения ими своих служебных обязанностей;
обеспечивать доступ в служебные, складские и производственные помещения в целях проведения контрольных действий, инвентаризации, контрольных обмеров объемов выполненных работ и в других необходимых случаях;
принимать меры по устранению выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений и недостатков.
28. В ходе проведения аудиторской проверки должны быть получены достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
29. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (далее - акт) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
Акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр - для субъекта аудита, второй - для объекта аудита.
Акт подписывается руководителем и членами аудиторской группы и вручается (направляется) для ознакомления руководителю, начальнику объекта аудита (уполномоченному им лицу).
Срок ознакомления с актом составляет 1 рабочий день со дня вручения (получения).
30. При наличии возражений по акту руководитель, начальник объекта аудита (уполномоченное им лицо) в срок до 10 календарных дней после подписания акта представляет (направляет) начальнику субъекта аудита письменные возражения, которые приобщаются к материалам аудиторской проверки.
31. Руководитель аудиторской группы либо другое лицо, определенное начальником субъекта аудита, в срок до 10 календарных дней со дня получения акта с возражениями рассматривает их обоснованность, составляет по ним проект заключения и представляет его на утверждение начальнику субъекта аудита.
Утвержденное заключение направляется объекту аудита, в котором проводилась аудиторская проверка.
В необходимых случаях по решению начальника субъекта аудита срок оформления заключения может быть увеличен, о чем информируется руководитель, начальник объекта аудита (уполномоченное им лицо), представивший (направивший) письменные возражения.
32. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию, установленному правилами делопроизводства. Рабочая документация (документы и иные материалы), подготавливаемая или получаемая в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее Программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изученных в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц объекта аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт.
VI. Реализация результатов аудиторских проверок
и отчетность
33. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящему Положению, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках (остающихся после применения контрольных действий);
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
34. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих наличие (отсутствие):
операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
контрольных действий, выполненных более чем 1 раз и не имеющих результатов контроля;
излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;
контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков.
35. Выводы о соответствии бюджетного учета, осуществляемого объектом аудита, методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России, достоверности и полноте бюджетной отчетности основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств, совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
подтверждение полноты и достоверности показателей бюджетной отчетности;
оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектом аудита, неправомерные действия которого в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям бюджетной отчетности.
36. Руководителем Контрольной службы ФСБ России на основании отчета о результатах аудиторской проверки, составленного субъектом аудита по акту, принимается одно или несколько из решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
О принятом решении руководитель Контрольной службы ФСБ России докладывает Директору ФСБ России.
37. Субъект аудита в срок до 1 месяца со дня окончания аудиторской проверки готовит и направляет объекту аудита, в котором проводилась аудиторская проверка, заключение, содержащее выводы о проведенной аудиторской проверке, и решение руководителя Контрольной службы ФСБ России по ней.
38. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита представляется субъектом аудита Директору ФСБ России до 30 апреля года, следующего за отчетным.
39. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должен содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности. Кроме того, годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должен содержать обобщенную информацию, содержащуюся в отчетах, отражать сведения о количестве проверенных объектов аудита, результатах проведенных аудиторских проверок, мерах, принятых по устранению выявленных нарушений, передаче материалов аудиторских проверок в правоохранительные органы, иных решениях о привлечении к ответственности за выявленные нарушения, выполнении внеплановых аудиторских проверок и другие необходимые сведения.
Приложение N 1
к Положению (п. 8)
Рекомендуемый образец
N п/п
Объект аудиторской проверки
Тема аудиторской проверки
Дата окончания периода предыдущей аудиторской проверки
Месяц проведения планируемой аудиторской проверки
Срок проведения (дней)
Ответственный исполнитель, количество сотрудников для проведения аудиторской проверки (с указанием подразделения)
Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная)
1
2
3
4
5
6
7
8
Приложение N 2
к Положению (п. 12)
Рекомендуемый образец
N п/п
Вопросы, подлежащие изучению
Фамилия, инициалы исполнителя
1
2
3
Приложение N 3
к Положению (п. 29)
Рекомендуемый образец
Примечания:
1. В необходимых случаях допускается подписание акта другими должностными лицами объекта аудита, ответственными в проверяемом периоде за финансово-хозяйственную деятельность.
2. Перечень обязательных приложений с их образцами, прилагаемых к акту аудиторской проверки, определяется субъектом аудита.
Приложение N 4
к Положению (п. 33)
Рекомендуемый образец