Приказ ФМБА России от 05.06.2017 N 95
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО
ПРИКАЗ
от 5 июня 2017 г. N 95
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ АУДИТЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОМ АГЕНТСТВЕ
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206, Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, и в целях повышения эффективности системы контроля в Федеральном медико-биологическом агентстве и подведомственных ему учреждениях и предприятиях приказываю:
1. Утвердить Положение о внутреннем финансовом аудите в Федеральном медико-биологическом агентстве.
2. Признать утратившими силу следующие документы Федерального медико-биологического агентства:
Порядок составления, утверждения и ведения плана внутреннего финансового аудита, утвержденный Приказом Федерального медико-биологического агентства от 9 октября 2015 г. N 191;
Порядок составления программ аудиторских проверок, утвержденный Приказом Федерального медико-биологического агентства от 9 октября 2015 г. N 191;
Порядок составления акта по результатам аудиторской проверки, утвержденный Приказом Федерального медико-биологического агентства от 9 октября 2015 г. N 191;
Порядок направления акта по результатам аудиторской проверки и сроки его рассмотрения, утвержденный Приказом Федерального медико-биологического агентства от 9 октября 2015 г. N 191;
Порядок составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденный Приказом Федерального медико-биологического агентства от 9 октября 2015 г. N 191;
Приказ Федерального медико-биологического агентства от 9 октября 2015 г. N 191 "Об утверждении документов по осуществлению внутреннего финансового аудита в Федеральном медико-биологическом агентстве".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
В.В.УЙБА
Утверждено
приказом Федерального
медико-биологического агентства
от 5 июня 2017 г. N 95
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ АУДИТЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОМ АГЕНТСТВЕ
I. Общие положения
1.1. Положение о внутреннем финансовом аудите в Федеральном медико-биологическом агентстве (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления и контроля Федерального медико-биологического агентства (далее - Агентство) с учетом норм и требований:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206;
- бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения.
1.2. Мероприятия внутреннего финансового аудита направлены на проверку и анализ процедур и документов, сопровождающих процесс исполнения Агентством полномочий главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов федерального бюджета, в том числе включают проверку и анализ качества выполнения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренних бюджетных процедур).
Внутренний финансовый аудит осуществляется в отношении структурных подразделений центрального аппарата Агентства, Межрегиональных управлений Федерального медико-биологического агентства и Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства", а также подведомственных Агентству получателей бюджетных средств и администраторов доходов федерального бюджета (далее - Объекты аудита).
1.3. Целями внутреннего финансового аудита Агентства являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля Агентства и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности Агентства и соответствия порядка ведения бюджетного учета Агентства установленным стандартам и методологии бюджетного учета;
в) подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.4. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля Агентства анализируются результаты контрольных действий в отношении документов и операций, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, а также мероприятия по управлению событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски).
1.5. Мероприятия внутреннего финансового аудита исполняют должностные лица отдела внутреннего финансового аудита Агентства (далее - Субъект аудита), работающего на основе функциональной независимости.
Деятельность Субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
II. Система и содержание внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем Агентства (далее - годовой план).
2.2. Аудиторские проверки подразделяются на:
- камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения Субъекта аудита на основании представленных по его запросу материалов;
- выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения Объектов аудита;
- комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения Субъекта аудита, так и по месту нахождения Объектов аудита.
2.3. Должностные лица отдела внутреннего финансового аудита Агентства при проведении ими аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, принадлежащие Объектам аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка, или в которых данные Объекты аудита располагаются.
Руководитель и (или) должностные лица Объекта аудита обязаны предоставить Субъекту аудита запрашиваемые им документы, материалы и информацию в срок не более двух рабочих дней с даты получения мотивированного запроса.
2.4. Должностные лица отдела внутреннего финансового аудита Агентства обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и правовых актов Агентства;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программами этих аудиторских проверок;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо Объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и отчетами).
2.5. Ежегодно до начала очередного финансового года руководитель Субъекта аудита обязан подготовить проект годового плана и представить его на утверждение руководителю Агентства.
Годовой план представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке, внесенной в годовой план, указывается: тема аудиторской проверки, Объекты аудита, вид проверки (камеральная, выездная или комбинированная), проверяемый период и срок проведения аудиторской проверки.
Годовой план утверждается приказом Агентства.
2.6. При выборе тем, планируемых на очередной год проверок, Субъект аудита должен руководствоваться основными целями внутреннего финансового аудита (проверки надежности системы внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности и эффективности использования бюджетных средств) и ориентироваться на наиболее значимые внутренние бюджетные процедуры.
В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько целей аудита, проверено несколько направлений расходов федерального бюджета и несколько Объектов аудита.
Проверяемый период, определяемый Субъектом аудита, может включать:
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;
периоды отчетного финансового года;
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года.
2.7. При формировании годового плана и выборе тематики проверок необходимо учитывать следующие показатели предполагаемого Объекта аудита:
- объем бюджетных ассигнований;
- количество и существенность нарушений, выявленных органами государственного финансового контроля в проверяемом периоде;
- период времени, прошедший с момента предыдущей проверки;
- опыт и квалификация сотрудников, осуществляющих операции, необходимые для выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.8. Руководитель Субъекта аудита при составлении годового плана также должен учитывать:
обеспеченность отдела внутреннего финансового аудита Агентства трудовыми, техническими и информационными ресурсами;
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
объем резерва времени, необходимый для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
III. Подготовка и проведение аудиторских проверок
3.1. Аудиторская проверка проводится в соответствии с приказом Агентства.
Обязанность подготовки проекта приказа о проведении аудиторской проверки возлагается на руководителя Субъекта аудита. Приказ должен включать в себя: наименование Объекта аудита, тему аудиторской проверки, срок ее проведения и состав аудиторской группы, проводящей проверку.
3.2. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя:
- предварительный анализ данных об Объекте аудита;
- разработку и утверждение программы аудиторской проверки;
- формирование аудиторской группы и распределение обязанностей между членами аудиторской группы при проведении проверки.
3.3. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем Субъекта аудита.
Программа аудиторской проверки должна содержать: тему аудиторской проверки, сроки ее проведения, наименование проверяемого Объекта аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.
3.4. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) организации и проведения внутреннего финансового контроля;
б) правомерности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
в) применения Объектами аудита автоматизированных информационных систем при выполнении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;
г) ведения бюджетного учета и бюджетной отчетности;
д) наличия у должностных лиц конфликта интересов.
3.5. При проведении проверки применяются следующие методы аудита:
инспектирование - изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренних бюджетных процедур и (или) операций с материальными активами;
наблюдение - систематическое изучение действий должностных лиц Объекта аудита, выполняемых ими операций в ходе исполнения внутренних бюджетных процедур;
запрос - обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами Объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждение - ответ на запрос предоставления информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчет - проверка точности расчетов, произведенных Объектом аудита, либо самостоятельного расчета Субъекта аудита;
аналитическая процедура - анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков при осуществлении внутренних бюджетных процедур.
Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации.
3.6. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля Агентства в ходе аудиторских проверок изучаются вопросы:
соответствия правовых актов Агентства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля, нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения;
правомерности отбора операций, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, включенных в карты внутреннего финансового контроля Агентства;
укомплектованности структурных подразделений Агентства, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, и разграничения между должностными лицами этих подразделений полномочий и обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур;
наличия карт внутреннего финансового контроля Объектов аудита, а также своевременности их утверждения (актуализации), осуществления содержащихся в них контрольных действий;
своевременности и полноты заполнения журналов и других документов по внутреннему финансовому контролю Объектов аудита;
учета результатов внутреннего финансового контроля и принятия решений о совершенствовании системы управления и контроля Агентства.
3.7. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур Объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.8. К рабочей документации относятся документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, в том числе:
- документы и сведения о теме, сроках и объеме аудиторской проверки, о результатах ее проведения, включая программу аудиторской проверки;
- сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности Объекта аудита, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;
- копии финансово-хозяйственных документов Объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников Объектов аудита;
- акт аудиторской проверки.
3.9. Предельный срок аудиторской проверки устанавливается приказом Агентства о проведении этой аудиторской проверки.
В исключительных случаях обнаружения причин непреодолимого характера, не позволяющих завершить аудиторскую проверку в срок, установленный приказом Агентства о ее проведении, решением руководителя Агентства на основании мотивированного предложения руководителя аудиторской группы аудиторская проверка может быть приостановлена и (или) продлена на срок, позволяющий завершить запланированные мероприятия этой аудиторской проверки.
IV. Результаты аудиторской проверки. Отчетность
о внутреннем финансовом аудите
4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и направляется (вручается) руководителю Объекта аудита либо представителю Объекта аудита, уполномоченному на получение акта, в срок не более двух рабочих дней с даты подписания акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в срок не более трех рабочих дней с даты получения акта.
Форма акта аудиторской проверки приведена в Приложении 1.
4.2. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны Объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности бюджетной отчетности Объекта аудита;
- выводы о соответствии ведения Объектом аудита бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином России;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Форма отчета о результатах аудиторской проверки приведена в Приложении 2.
4.3. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю Агентства. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель Агентства вправе принять одно или несколько из решений:
о внесении изменений в существующие операции внутренних бюджетных процедур Агентства, о разработке и реализации мероприятий по устранению, выявленных аудиторской проверкой, недостатков и нарушений;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов и рекомендаций;
о применении мер ответственности к виновным в допущении нарушений (недостатков) должностным лицам и о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
4.4. Субъект аудита по решению руководителя Агентства проводит мониторинг выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включающий следующие процедуры:
получение от Объектов аудита информации о выполнении мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений и ее анализ;
анализ действий Объектов аудита по устранению выявленных недостатков и совершенствованию внутреннего финансового контроля.
4.5. Субъект составляет отчетность о результатах внутреннего финансового аудита Агентства за год (далее - годовая отчетность).
Форма годовой отчетности приведена в Приложении 3.
4.6. Годовая отчетность содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах проведенных за отчетный год аудиторских проверок, а также подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля и достоверности сводной бюджетной отчетности Агентства.
Система внутреннего финансового контроля Агентства считается надежной (эффективной), если используемые методы контроля и состав контрольных действий привели в отчетном году к отсутствию либо к существенному снижению количества нарушений при выполнении внутренних бюджетных процедур Агентства.
4.7. В состав годовой отчетности входят сведения за отчетный год о:
кадровом составе и деятельности отдела внутреннего финансового аудита Агентства;
количестве проведенных плановых и внеплановых аудиторских проверок;
выявленных в ходе аудиторских проверок недостатках и нарушениях в количественном и денежном выражении;
анализе динамики показателей внутреннего финансового аудита Агентства отчетного года к предыдущему.
4.8. К годовой отчетности также прилагается пояснительная записка, содержащая дополнительную информацию о результатах внутреннего финансового аудита Агентства за отчетный год.
Приложение 1
к Положению о внутреннем
финансовом аудите в Федеральном
медико-биологическом агентстве
(Приказ от 5 июня 2017 г. N 95)
Приложение 2
к Положению о внутреннем
финансовом аудите в Федеральном
медико-биологическом агентстве
(Приказ от 5 июня 2017 г. N 95)
Приложение 3
к Положению о внутреннем
финансовом аудите в Федеральном
медико-биологическом агентстве
(Приказ от 5 июня 2017 г. N 95)
КОДЫ
на __ ________ 20__ г.
Дата
Наименование главного распорядителя бюджетных средств
ФМБА России
Глава по БК
388
Наименование бюджета
Федеральный бюджет
по ОКТМО
Периодичность: годовая
Наименование показателя
Код строки
Значения показателя
Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек
010
Фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита
011
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц
020
в том числе, в отношении системы внутреннего финансового контроля
021
достоверности бюджетной отчетности
022
экономности и результативности использования бюджетных средств
023
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц
030
из них, количество проведенных плановых аудиторских проверок
031
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц
040
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц
050
из них, количество исполненных рекомендаций
051
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц
060
из них:
количество исполненных предложений
061
Наименование показателя
Код строки
Количество (единиц)
Объем (тыс. руб.)
Динамика нарушений и недостатков
(тыс. руб.)
(%)
Нецелевое использование бюджетных средств
010
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования)
020
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством
030
Нарушения правил ведения бюджетного учета
040
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности
050
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями
060
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета
070
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов
080
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля
090
X
X
Прочие нарушения и недостатки
100