Приказ Федеральной авиационной службы России от 13.10.1998 N 306
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 13 октября 1998 г. N 306
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЛУАТАНТОВ
Во исполнение положений Концепции реструктуризации и реформирования ГА России (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 N 642), Правил по проведению сертификации, установленных Положением о Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, Приказов ФАС России от 30.12.97 N 287 "Об утверждении Порядка сертификации организаций по техническому обслуживанию авиационной техники" и от 10.07.98 N 220 "О совершенствовании порядка сертификации эксплуатантов гражданской авиации" в целях упорядочения процесса работ по обязательной сертификации эксплуатантов гражданской авиации приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию по организации работ по сертификации эксплуатантов в ФАС России и ее региональных управлениях (Приложение).
2. Начальникам территориальных органов ФАС России:
2.1. Ускорить работы по аккредитации территориальных органов в качестве региональных органов по сертификации эксплуатантов в Системе сертификации на воздушном транспорте РФ (ССВТ).
2.2. Организовать подключение территориальных органов ФАС России и подконтрольных им эксплуатантов к компьютерной информационной системе "Воздушный транспорт" (ИСВТ).
2.3. До прохождения аккредитации в качестве региональных органов по сертификации эксплуатантов в ССВТ осуществлять проведение предварительных работ по сертификации эксплуатантов в соответствии с утвержденными Положениями о территориальных органах ФАС России.
3. Руководителю Органа по сертификации эксплуатантов в ССВТ (Лобачев К.Н.) осуществлять выдачу и продление сроков действия свидетельств эксплуатанта авиапредприятиям, подведомственным территориальным органам ФАС России, не прошедшим аккредитацию в качестве регионального органа по сертификации эксплуатантов в ССВТ.
4. Руководителям Органа по сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в ССВТ (Гипич Г.Н.), Органа по сертификации эксплуатантов в ССВТ (Лобачев Е.Н.) и региональных органов по сертификации эксплуатантов в ССВТ в случае осуществления Заявителем самостоятельного технического обслуживания эксплуатируемых ВС организовать оценку этого вида деятельности Заявителя с выдачей Сертификата соответствия согласно Приказу ФАС России от 30.12.97 N 287 в период проведения его сертификации.
5. Начальнику Московского городского межрегионального территориального управления ФАС России (Липаев Г.Я.) обеспечить контроль деятельности авиапредприятий Государственных авиакомпаний "223 летный отряд", "224 летный отряд".
6. Начальнику Северо - Западного межрегионального территориального управления ФАС России (Балакин Ю.А.) обеспечить контроль деятельности авиапредприятия "Отдельная авиационная эскадрилья при главном управлении внутренних дел г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области".
7. Приказ ФАС России от 28.11.96 N 110, Приказ ФАС России от 20.12.96 N 128, пункт 1 Приказа ФАС России от 24.03.97 N 54 считать утратившими силу.
8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Статс - секретаря - заместителя директора ФАС России, заместителя руководителя РОССВТ К.К. Руппеля.
Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ
Приложение
к Приказу ФАС России
от 13.10.98 N 306
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЛУАТАНТОВ
В ФАС РОССИИ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Ввиду того, что часть территориальных органов ФАС России не прошла аккредитацию в качестве Региональных органов по сертификации эксплуатантов в ССВТ, организация работ по сертификации эксплуатантов в территориальных органах должна производиться следующим образом:
1. Организация работ по сертификации эксплуатантов в территориальных органах ФАС России, не прошедших аккредитацию в качестве Региональных органов по сертификации эксплуатантов в ССВТ:
1.1. Территориальные органы ФАС России в соответствии с Приказом Минтранса России от 10.12.93 N 106 на основании действующих положений о территориальных органах ФАС России по результатам экспертной оценки документов и выводов Акта инспекционной проверки (Приложение 1) оформляют ходатайства о возможности выдачи (продления) Заявителю Свидетельства эксплуатанта (Сертификата). Ходатайство вместе с документами по сертификации эксплуатанта и актом инспекционной проверки направляются в Орган по сертификации эксплуатантов в ССВТ (УСЭ ФАС России).
1.2. Орган по сертификации эксплуатантов в ССВТ (УСЭ ФАС России) на основании акта инспекционной проверки и ходатайства территориального органа ФАС России, Комплексного заключения, выданного Центром по сертификации эксплуатантов в ССВТ или подготовленного в Органе по сертификации эксплуатантов в ССВТ (УСЭ ГА ФАС России), оформляет решение о выдаче (продлении) Заявителю Свидетельства эксплуатанта (Сертификата) (Приложение 4) или, при несоответствии Заявителя сертификационным требованиям, аргументированный отказ. Решение в письменном виде вручается Заявителю.
1.3. На основании принятого решения Орган по сертификации эксплуатантов в ССВТ (УСЭ ФАС России) оформляет Заявителю в установленном порядке Свидетельство эксплуатанта (Сертификат), специальные положения, вносит данные в Информационную систему "Воздушный транспорт" (ИСВТ) и извещает органы, осуществляющие контроль за воздушным движением.
2. Организация сертификации эксплуатантов, подведомственных территориальным органам, прошедшим аккредитацию в качестве региональных органов по сертификации эксплуатантов в ССВТ:
2.1. Региональные органы по сертификации эксплуатантов в ССВТ проводят сами либо по их поручению аккредитованные Центры по сертификации эксплуатантов в ССВТ оценку соответствия Заявителя сертификационным требованиям. По результатам экспертной оценки документов и выводов Акта инспекционной проверки (Приложение 1) оформляют Комплексное заключение о возможности выдачи (продления) Заявителю Свидетельства эксплуатанта (Сертификата) (Приложение 2).
2.2. Руководитель регионального органа по сертификации эксплуатантов в ССВТ на основании выводов Комплексного заключения оформляет решение о выдаче (продлении) Заявителю Свидетельства эксплуатанта (Сертификата) (Приложение 4) или, при несоответствии Заявителя сертификационным требованиям, аргументированный отказ. Решение в письменном виде вручается Заявителю.
2.3. На основании принятого решения, в соответствии с полномочиями, изложенными в п. 2 Приказа ФАС России от 10.07.98 N 220 при продлении Свидетельства эксплуатанта (Сертификата) региональный орган по сертификации эксплуатантов в ССВТ оформляет Свидетельство эксплуатанта (Сертификат) и специальные положения и направляет документы (Приложение 3) в Орган по сертификации эксплуатантов в ССВТ (УСЭ ФАС России) для внесения изменений в ИСВТ.
2.4. При первоначальном получении Заявителем Свидетельства эксплуатанта (Сертификата), а также при продлении срока его действия эксплуатантам, включенным в перечень Приложения 1 к Приказу ФАС России от 10.07.98 N 220, после завершения предварительных работ по сертификации документы (Приложение 3, исключая п. 6) направляются в Орган по сертификации эксплуатантов в ССВТ (УСЭ ФАС России) для принятия решения.
2.5. На основании принятого решения, в соответствии с полномочиями, изложенными в п. 1 Приказа ФАС России от 10.07.98 N 220 Орган по сертификации эксплуатантов в ССВТ (УСЭ ФАС России) оформляет Свидетельство эксплуатанта (Сертификат), специальные положения и вносит данные в ИСВТ.
3. Решение о выдаче Свидетельства эксплуатанта (Сертификата) вступает в силу после внесения данных по эксплуатанту в ИСВТ и получения территориальными органами ФАС России от УСЭ ФАС России телеграфного уведомления.
В связи с этим, до подключения локальных сетей территориальных органов ФАС России к ИСВТ, документы по перечню (Приложение 3) направлять в УСЭ ФАС России не позднее чем за три дня до окончания срока действия Свидетельства эксплуатанта (Сертификата).
4. Контроль над эксплуатантами, имеющими Свидетельство эксплуатанта (Сертификат), со стороны территориальных органов ФАС России осуществлять в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 10.12.93 N 106, территориальным органам ФАС России, аккредитованным в качестве Региональных органов по сертификации эксплуатантов в ССВТ на основании п. 3 Приказа ФАС России от 10.07.98 N 220 разрешается дополнительно привлекать к этой работе аккредитованные центры по сертификации эксплуатантов в ССВТ.
Примечание. В случае осуществления эксплуатантом самостоятельного ТО на эксплуатируемых ВС Свидетельство эксплуатанта (Сертификат) Заявителю выдается только при наличии у него Сертификата соответствия на эти работы, полученного в порядке, установленном Приказом ФАС России от 30.12.97 N 287.
Начальник управления сертификации
эксплуатантов ГА ФАС России
Е.Н.ЛОБАЧЕВ
Приложение 1
к Инструкции по организации работ
по сертификации эксплуатантов
УТВЕРЖДАЮ
Должность, фамилия, подпись лица,
принявшего решение на проведение
инспекции "__" _________ 199_ г.
АКТ (ТИПОВОЙ ВАРИАНТ)
ИНСПЕКЦИОННОЙ ПРОВЕРКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
(ПРОДЛЕНИЯ, ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ) СВИДЕТЕЛЬСТВА
ЭКСПЛУАТАНТА (СЕРТИФИКАТА)
_______________________________________________________
(полное название заявителя согласно документам
о Государственной регистрации)
Краткая характеристика Заявителя:
1. Название, юридический и почтовый адрес, руководство и банковские реквизиты:
- документы, подтверждающие полномочия руководителей;
- выписка из устава о видах деятельности предприятия - заявителя;
- сведения об учредителях (для учредителей - юридических лиц - названия и юридические адреса);
- документы о государственной регистрации.
2. Предполагаемые условия эксплуатации, место базирования, географические зоны эксплуатации.
3. Типы воздушных судов, предполагаемые основания для их использования (владение на правах собственности, аренда).
4. Сведения о руководящем и предполагаемом авиационном персонале.
5. Финансово - экономическое состояние.
I. Состояние организации летной работы
1. Организационная структура авиапредприятия.
2. Укомплектованность руководящими кадрами, их соответствие квалификационным требованиям.
3. Состояние безопасности полетов, профилактическая работа по безопасности полетов. Использование средств полетной информации.
4. Наличие нормативно - правовых актов, регламентирующих организацию и выполнение полетов.
5. Соответствие структуры и содержания Руководства по производству полетов (РПП) авиапредприятия требованиям нормативных документов. Организация изучения и полнота знаний персоналом основных положений РПП и функциональных обязанностей.
6. Организация летной работы:
- планирование летной работы;
- профессиональная подготовка летного состава;
- формирование экипажей;
- допуск летного состава к полетам;
- организация и проведение предварительной и предполетной подготовок;
- соблюдение сроков проверки летного состава. Полеты с проверяющим;
- качество разборов полетов;
- состояние летно - методической работы.
7. Тренажерная и сезонная подготовка.
8. Организация и выполнение международных полетов. Отчеты о рейсах.
9. Состояние полетной документации.
10. Недостатки.
ВЫВОДЫ: Руководство по производству полетов отвечает предъявляемым требованиям. Авиационный персонал авиапредприятия способен выполнять инструкции, изложенные в РПП. Состояние организации летной работы соответствует (не соответствует) сертификационным требованиям.
II. Состояние инженерно - авиационного обеспечения
1. Организационная структура АТБ (АТС). Наличие сертификата на право выполнения технического обслуживания.
2. Укомплектованность и подготовленность инженерно - технического персонала.
3. Укомплектованность средствами обслуживания ВС (в том числе наземное оборудование).
4. Соответствие Руководства по техническому обслуживанию (РТО) требованиям нормативных документов. Знание авиационно - техническим персоналом основных положений и функциональных обязанностей, изложенных в Руководстве.
5. Качество технического обслуживания ВС. Анализ договоров на ТО. Техническое состояние парка ВС.
6. Программа ТО. Документация, регламентирующая ТО.
7. Анализ состояния исправности ВС по средствам объективного контроля. Выявление и расследование инцидентов, связанных с отказами авиационной техники.
8. Недостатки.
ВЫВОДЫ: Руководство по техническому обслуживанию отвечает предъявляемым требованиям. Авиационный персонал авиапредприятия способен выполнять инструкции, изложенные в РТО. Состояние инженерно - авиационного обеспечения соответствует (не соответствует) сертификационным требованиям.
III. Организация и выполнение воздушных перевозок
пассажиров и грузов
1. Состояние документации, необходимой для выполнения внутренних и международных полетов. Знание авиационным персоналом правил выполнения воздушных перевозок. Наличие лицензий на заявленные виды деятельности.
2. Работа ПДСП. Организация планирования и контроля за полетами ВС.
3. Состояние коммерческого обслуживания на используемых аэродромах, работа представительств.
4. Недостатки.
5. Выводы.
IV. Состояние обеспечения полетов (по видам
обеспечения, имеющимся в структуре эксплуатанта
и выполняемым по договорам)
1. Медицинское обеспечение, соблюдение норм труда и отдыха, страхование.
2. Служба УВД.
3. Авиационная безопасность.
4. Служба поискового и аварийно - спасательного обеспечения.
5. Аэродромная служба и наземные службы обеспечения полетов.
6. Служба аэронавигационной информации.
7. Метеорологическое обеспечение.
8. Служба обеспечения бортовым питанием.
9. Недостатки в обеспечении полетов.
10. Выводы.
Общие выводы и предложения
Вариант 1:
Деятельность авиапредприятия соответствует сертификационным требованиям. Авиапредприятие способно безопасно осуществлять как внутренние, так и международные перевозки пассажиров и грузов. Действие Свидетельства эксплуатанта (Сертификата) может быть выдано (продлено) на срок _______.
Отмеченные в Акте недостатки устранить до _________ с информированием территориального органа ФАС России.
Вариант 2:
Деятельность авиапредприятия не соответствует сертификационным требованиям из-за наличия недостатков, угрожающих безопасности полетов. Летную деятельность целесообразно приостановить до устранения недостатков, отмеченных в пунктах 1 - 7, с проведением повторной проверки.
Вариант 3:
Авиапредприятие способно безопасно выполнять полеты только на внутренних линиях на ВС Ан-12. Целесообразно действие Свидетельства эксплуатанта (Сертификата) продлить на 3 месяца с ограничением полетов по МВЛ.
Недостатки, отмеченные в п. п. 1 - 5; 7 - 9, устранить в течение 10 дней, остальные в течение 3 месяцев. Повторную проверку провести "__" ___________ 199_ г.
Приложение 2
к Инструкции по организации работ
по сертификации эксплуатантов
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Органа по сертификации
в ССВТ (Руководитель Центра
по сертификации в ССВТ)
____________________ Ф.И.О.
"__" ______________ 199_ г.
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О СООТВЕТСТВИИ ЗАЯВИТЕЛЯ СЕРТИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
НА ЗАЯВЛЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Основание для проведения работ по сертификации
2. Объект сертификации
- краткая характеристика Заявителя как эксплуатанта;
- почтовый адрес, телефон / факс, АФТН, SITA и т.д.;
- банковские реквизиты;
- двухбуквенный позывной, код ИКАО, код ИАТА (при наличии);
- эксплуатируемая авиационная техника (тип, количество);
- аэродром базирования;
- вид деятельности;
- другие сведения.
3. Результат проведения работы
По пунктам описать проделанную работу по оценке соответствия Заявителя сертификационным требованиям. Последовательность описания выполненных работ, их объем и содержание должны соответствовать прилагаемому "Перечню сведений...". В тексте описания должны быть ссылки на нормативные документы, регламентирующие деятельность Заявителя.
Каждая выполненная работа должна быть подтверждена протоколом или актом. Допускается оформление одного документа на несколько разделов "Перечня сведений...". Протоколы и / или акты подписываются экспертами и утверждаются руководителем Органа (Центра) по сертификации эксплуатантов в ССВТ. По каждому несоответствию, выявленному экспертами, должны быть сделаны выводы о степени их влияния на состояние безопасности полетов и даны рекомендации по их устранению. Недостатки, препятствующие выдаче Заявителю Свидетельства эксплуатанта (Сертификата), должны быть отражены в завершающем пункте раздела.
4. Заключение
4.1. Заключение о соответствии Заявителя сертификационным требованиям на заявленные виды деятельности.
4.2. Предложения Органа (Центра) по сертификации в ССВТ о возможности или невозможности выдачи Заявителю Свидетельства эксплуатанта (Сертификата) на заявленные виды деятельности, а также предложения по ограничениям деятельности для включения их в Специальные положения (эксплуатационные спецификации). Все предложения необходимо делать со ссылкой на требования нормативных документов и фактическое состояние готовности Заявителя.
4.3. Рекомендации Органа (Центра) по сертификации в ССВТ по устранению Заявителем выявленных недостатков и порядок контроля за их устранением.
Приложения:
1. Акт инспекционной проверки.
2. План мероприятий Заявителя по устранению несоответствия и недостатков.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
КОМПЛЕКСНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЗАЯВИТЕЛЯ
Приложение 3
к Инструкции по организации работ
по сертификации эксплуатантов
ПЕРЕЧЕНЬ
НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ (КОПИЙ), НАПРАВЛЯЕМЫХ
В УСЭ ГА ФАС РОССИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОРГАНОМ
ПО СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЛУАТАНТОВ В ССВТ ПОСЛЕ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
ЭКСПЛУАТАНТА (СЕРТИФИКАТА)
1. Свидетельство эксплуатанта (Сертификат).
2. Специальные положения (эксплуатационные спецификации).
3. Заявка эксплуатанта (дополнительно указать банковские реквизиты, коды ИКАО, ИАТА, АФТН).
4. Акт эксплуатационной проверки (Приложение N 1).
5. Комплексное заключение (Приложение N 2).
6. Решение по сертификации (Приложение N 4).
7. Документы на воздушные суда (свидетельство о регистрации и удостоверение о годности ВС к полетам, удостоверение о годности ВС по шуму). Документы, подтверждающие право владения воздушным судном (договор об аренде, договор о купле - продаже, документ от полномочного органа Госкомимущества РФ о передаче ВС в хозяйственное ведение, согласие собственника на передачу ВС в аренду).
8. Список руководящего состава и данные по ним (согласно Приложению N 6 Приказа МТ РФ от 10.12.93 N 106).
9. Список летного состава и данные по ним (согласно Приложению N 7 Приказа МТ РФ от 10.12.93 N 106).
10. Контракт по аренде воздушных судов для работы за рубежом (зарубежных воздушных судов), межправительственное соглашение о процедурах государственного контроля за поддержанием летной годности и разрешение ФАС России на выполнение полетов за рубежом.
11. Страховые полисы по всем видам обязательного страхования. Лицензия страховой компании.
Примечания. 1. В связи с тем, что решение о выдаче Свидетельств эксплуатанта (Сертификата) вступает в силу после получения от УСЭ ГА ФАС России телеграфного подтверждения о внесении данных в реестр, документы представляются заблаговременно, но не позднее 3-х дней до окончания срока действия ранее выданного Свидетельства эксплуатанта (Сертификата).
2. Перечень может быть изменен и дополнен решением начальника УСЭ ГА ФАС России.
3. При внесении изменений в условия сертификации авиапредприятия Региональный орган по сертификации эксплуатантов в ССВТ представляет копии документов, указанных в перечне, в которых произошли изменения.
Приложение 4
к Инструкции по организации работ
по сертификации эксплуатантов