Приказ ФАС России N 88/21, Минэнерго России N 61 от 09.02.2021
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
N 88/21
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 61
ПРИКАЗ
от 9 февраля 2021 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИНИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ
ПРОДАВАЕМЫХ НА БИРЖЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ, А ТАКЖЕ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ, ВЫРАБОТАННЫХ ИЗ НЕФТИ И ГАЗА,
И ТРЕБОВАНИЙ К БИРЖЕВЫМ ТОРГАМ, В ХОДЕ КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ
СДЕЛКИ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ, А ТАКЖЕ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ
ТОВАРОВ, ВЫРАБОТАННЫХ ИЗ НЕФТИ И ГАЗА, ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ
СУБЪЕКТОМ, ЗАНИМАЮЩИМ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ, И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ ФАС РОССИИ
И МИНЭНЕРГО РОССИИ
В соответствии с пунктами 1, 2 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2011, N 50, ст. 7343) приказываем:
1. Утвердить минимальную величину продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, согласно Приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить требования к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, содержащиеся в Приложении N 2 к настоящему приказу.
3. Признать утратившими силу:
приказ ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 N 3/15/3 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N 313/13/225" (зарегистрирован Минюстом России 09.04.2015, регистрационный N 36802);
приказ ФАС России и Минэнерго России от 16.01.2018 N 48/18/11 "О внесении изменений в приказ ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 N 3/15/3 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N 313/13/225" (зарегистрирован Минюстом России 19.04.2018, регистрационный N 50832);
приказ ФАС России и Минэнерго России от 22.11.2019 N 1539/19/1251 "О внесении изменения в Приложение N 1 к приказу ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 N 3/15/3 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N 313/13/225" (зарегистрирован Минюстом России 22.01.2020, регистрационный N 57230);
приказ ФАС России и Минэнерго России от 27.04.2020 N 432/20/328 "О внесении изменений в Приложение N 1 и Приложение N 2 к приказу ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 N 3/15/3 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N 313/13/225" (зарегистрирован Минюстом России 25.05.2020, регистрационный N 58446).
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной антимонопольной службы М.А. Шаскольского.
Руководитель
Федеральной антимонопольной службы
М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ
Министр энергетики
Российской Федерации
Н.Г.ШУЛЬГИНОВ
Приложение N 1
к приказу ФАС России
и Минэнерго России
от 09.02.2021 N 88/21/61
МИНИМАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА
ПРОДАВАЕМЫХ НА БИРЖЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ, ВЫРАБОТАННЫХ ИЗ НЕФТИ И ГАЗА
1. Для целей применения пункта 1 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа (далее - нефтепродукты), произведенных и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках (далее - занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект), в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц (далее - минимальная величина), составляет следующие объемы:
а) бензин автомобильный - одиннадцать процентов;
б) топливо дизельное - семь целых пять десятых процента;
в) топливо для реактивных двигателей - одиннадцать процентов;
г) мазут - три процента;
д) сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта (СПБТ - смесь пропана и бутана технических, ПТ - пропан технический, БТ - бутан технический, ПБА - пропан-бутан автомобильный, ПА - пропан автомобильный) - семь целых пять десятых процента.
2. Минимальная величина рассчитывается от месячного объема производства соответствующих нефтепродуктов, производимых каждым занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом.
3. При определении минимальной величины учитывается объем соответствующих нефтепродуктов, реализуемых на условиях поставки "франко-труба" - передачи нефтепродуктов в пункте сдачи при нефтеперерабатывающем заводе в трубопроводную систему и "франко-вагон станция отправления" - передачи нефтепродуктов на железнодорожной станции отправления при нефтеперерабатывающем заводе, с учетом пункта 2 Требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, утвержденных приказом ФАС России и Минэнерго России от 09.02.2021 N 88/21/61 (далее - Требования к биржевым торгам).
4. При определении соответствия объемов продаваемых на бирже соответствующих нефтепродуктов минимальной величине не учитываются следующие сделки:
а) заключенные на основании адресованных конкретному участнику биржевых торгов заявок;
б) заключенные на основании заявок, поданных одним участником биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара;
в) нестандартные сделки, определенные в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2020, N 14, ст. 2027);
г) сделки, заключенные в течение дополнительной торговой сессии, проводимой биржей в соответствии с пунктом 13 Требований к биржевым торгам.
5. При определении соответствия объемов продаваемых на бирже нефтепродуктов минимальной величине из месячного объема таких продаж занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, вычитаются объемы соответствующих нефтепродуктов, приобретенных указанным занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, в результате заключенных на биржевых торгах сделок в основные торговые сессии в соответствующем месяце между:
а) занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами;
б) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом и лицом, входящим в одну группу лиц с таким занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом;
в) лицом, входящим в одну группу лиц с занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и лицом, входящим в одну группу лиц с другим занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом;
г) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом и лицом, входящим в одну группу лиц с другим занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом;
д) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом или лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и другими лицами, участвующими в биржевых торгах.
6. При определении соответствия объемов топлива для реактивных двигателей, продаваемого на бирже, минимальной величине учитываются сделки, заключенные занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом в основной торговой сессии на балансовом пункте Московского авиационного узла при одновременном соблюдении положений настоящего приложения и Требований к биржевым торгам.
7. В случае, если продажа на бирже нефтепродуктов занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, осуществляется согласно выданному ему обязательному для исполнения предписанию антимонопольного органа, то объем такой продажи соответствующих нефтепродуктов учитывается при определении соответствия объемов продаваемых на бирже нефтепродуктов минимальной величине в соответствии с настоящим приложением.
Приложение N 2
к приказу ФАС России
и Минэнерго России
от 09.02.2021 N 88/21/61
ТРЕБОВАНИЯ
К БИРЖЕВЫМ ТОРГАМ, В ХОДЕ КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СДЕЛКИ
С НЕФТЕПРОДУКТАМИ, А ТАКЖЕ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ
ТОВАРОВ, ВЫРАБОТАННЫХ ИЗ НЕФТИ И ГАЗА, ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ
СУБЪЕКТОМ, ЗАНИМАЮЩИМ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
1. Настоящие требования разработаны в целях реализации пункта 2 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и применяются к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки по продаже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках хозяйствующим субъектом (далее - занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект), а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц (далее - биржевые торги).
2. Нефтепродукты, а также отдельные категории товаров, выработанных из нефти и газа (далее - нефтепродукты), объединяются по видам биржевого товара в зависимости от условий договора, которые содержатся или будут содержаться в заявках, правилах организованных торгов и (или) спецификациях договоров, и (или) в правилах клиринга клиринговой организации, осуществляющей клиринг на соответствующих биржевых торгах, либо определяются в соответствии с указанными документами с учетом установленных биржей видов соответствующих нефтепродуктов, сроков и способов исполнения обязательств, а также на условиях поставки "франко-труба" - передачи нефтепродуктов в пункте сдачи при нефтеперерабатывающем заводе в трубопроводную систему и "франко-вагон станция отправления" - передачи нефтепродуктов на железнодорожной станции отправления при нефтеперерабатывающем заводе.
3. При продаже на биржевых торгах нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, для каждого вида биржевого товара в начале торговой сессии устанавливается расчетная величина, именуемая в настоящих Требованиях стартовой ценой, которая должна быть использована указанными участниками биржевых торгов для подачи заявок на продажу соответствующих нефтепродуктов, в течение торговой сессии в соответствии с пунктом 7 настоящих Требований.
4. Стартовая цена рассчитывается биржей и устанавливается в размере, не превышающем средневзвешенные ценовые значения сделок с соответствующим биржевым товаром, заключенных в течение предыдущей торговой сессии. При установлении такой стартовой цены не учитываются следующие сделки:
а) по продаже нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, его аффилированным лицам, в случае, если в течение торговой сессии количество участников биржевых торгов, являющихся аффилированными лицами по отношению к такому хозяйствующему субъекту и подавших заявки на покупку соответствующего биржевого товара, составляло более пятидесяти процентов;
б) заключенные на основании адресованных конкретному участнику биржевых торгов заявок;
в) заключенные на основании заявок, поданных одним участником биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара;
г) нестандартные сделки, определенные в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком).
5. Средневзвешенные ценовые значения сделок рассчитываются биржей в случае, если в течение торговой сессии было заключено две и более сделок, соответствующих условиям, установленным пунктом 4 настоящих Требований.
6. При отсутствии сделок, удовлетворяющих условиям для расчета стартовой цены в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящих Требований, такая стартовая цена определяется следующими способами:
а) для биржевого товара, впервые реализуемого на бирже, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно по ценам, сопоставимым с ценами внебиржевых сделок с соответствующим нефтепродуктом;
б) для биржевого товара, реализация которого не осуществлялась более одного месяца, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно, в пределах десятипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар;
в) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась более одного месяца в связи с тем, что в течение торговой сессии заключались сделки по продаже нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, его аффилированным лицам, если в течение торговой сессии количество участников торгов, являющихся аффилированными лицами по отношению к такому хозяйствующему субъекту, и подавших заявки на покупку соответствующего биржевого товара, составляло более пятидесяти процентов, на основании адресованных конкретному участнику биржевых торгов заявок, а также на основании заявок, поданных одним участником биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара, стартовая цена устанавливается в пределах пятипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар;
г) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась более одного месяца в связи с тем, что в течение торговой сессии заключались нестандартные сделки, определенные в соответствии с Законом о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, стартовая цена устанавливается равной последнему рассчитанному биржей значению стартовой цены на соответствующий биржевой товар;
д) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась менее одного месяца, в связи с тем, что отсутствовали сделки, удовлетворяющие условиям для расчета стартовой цены в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящих Требований, стартовая цена устанавливается равной последнему рассчитанному биржей значению стартовой цены на соответствующий биржевой товар.
7. Ценовые предложения в заявках на продажу нефтепродуктов, поданных в течение торговой сессии занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, не должны отклоняться более чем на пять процентов от значения стартовой цены соответствующего биржевого товара и более чем на десять процентов от значения стартовой цены соответствующего биржевого товара, установленной для первой торговой сессии текущего месяца.
8. Минимальное количество участников биржевых торгов в течение торговой сессии должно составлять:
не менее двух участников, подавших заявки на продажу биржевых товаров;
не менее трех участников, подавших заявки на покупку одного вида биржевого товара.
9. Объем продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, должен превышать следующие величины:
а) бензин автомобильный - восемь целых восемь десятых процента;
б) топливо дизельное - шесть процентов;
в) топливо для реактивных двигателей - восемь целых восемь десятых процента;
г) мазут - две целых четыре десятых процента;
д) сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта (СПБТ - смесь пропана и бутана технических, ПТ - пропан технический, БТ - бутан технический, ПБА - пропан-бутан автомобильный, ПА - пропан автомобильный) - шесть процентов.
10. Объем продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, установленный пунктом 9 настоящих Требований, рассчитывается от месячного совокупного объема производства соответствующих видов нефтепродуктов, произведенных всеми занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами.
11. При определении объема продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, установленного в пункте 9 настоящих Требований, учитывается объем нефтепродуктов, реализуемый на условиях поставки "франко-труба" - передачи нефтепродуктов в пункте сдачи при нефтеперерабатывающем заводе в трубопроводную систему и "франко-вагон станция отправления" - передачи нефтепродуктов на железнодорожной станции отправления при нефтеперерабатывающем заводе, с учетом пункта 2 настоящих Требований.
12. В случае, если для оказания регулирующего воздействия на биржевых торгах продаются нефтепродукты, составляющие запасы государственного материального резерва и (или) резерва, формируемого хозяйствующими субъектами, то соответствующие объемы учитываются при расчете величин, установленных пунктом 9 настоящих Требований.
13. В целях удовлетворения потребностей по покупке, в том числе занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов, а также лиц, входящих в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами объемов нефтепродуктов, биржей в день проведения торговой сессии, по результатам которой рассчитывались средневзвешенные ценовые значения сделок в соответствии с пунктом 5 настоящих Требований, после окончания такой торговой сессии проводится дополнительная торговая сессия.
14. В течение дополнительной торговой сессии могут подаваться заявки на продажу и (или) покупку биржевых товаров, в отношении сделок с которыми по результатам торговой сессии, проведенной в тот же день и предшествующей дополнительной торговой сессии, биржей рассчитывались средневзвешенные ценовые значения в соответствии с пунктом 5 настоящих Требований.
15. Ценовые предложения в заявках на продажу нефтепродуктов, подаваемых в ходе дополнительной торговой сессии, должны соответствовать средневзвешенным ценовым значениям сделок с соответствующим биржевым товаром, заключенных в ходе торговой сессии, проведенной в тот же день и предшествующей дополнительной торговой сессии, рассчитанным биржей в соответствии с пунктом 5 настоящих Требований.
16. К дополнительной торговой сессии не применяется требование о минимальном количестве участников, установленное пунктом 8 настоящих Требований.
17. Объемы проданных в ходе дополнительной торговой сессии биржевых товаров не учитываются при определении соответствия объемов, продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, величинам, установленным пунктом 9 настоящих Требований.
18. Дополнительная торговая сессия не учитывается для целей установления стартовой цены в соответствии с пунктом 4 настоящих Требований.
19. Действия организатора торговли и (или) участников биржевых торгов не должны нарушать антимонопольное законодательство Российской Федерации.
20. На биржевых торгах должны быть установлены процедуры по обеспечению контроля подачи заявок на продажу нефтепродуктов, занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, в соответствии с пунктом 7 настоящих Требований.
21. Биржей должен быть установлен порядок размещения сведений о реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, направляемых продавцом для размещения на официальном сайте биржи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учитывающий определенные Правительством Российской Федерации критерии регулярности и равномерности реализации на бирже нефтепродуктов.
22. Биржей должен быть установлен порядок информирования федерального антимонопольного органа о превышении ценовых предложений в заявках на продажу соответствующих нефтепродуктов, поданных в течение торговой сессии занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, значений, определяемых согласно пункту 7 настоящих Требований для соответствующего биржевого товара.