Рейтинг@Mail.ru

Приказ ФАС России от 20.06.2024 N 410/24

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 20 июня 2024 г. N 410/24

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВ

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

На основании части 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований к рекламе отдельных видов товаров (реклама основанных на риске игр, пари) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований к отдельным способам распространения рекламы согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы К.М. Таукенову.

Руководитель

М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ

Приложение N 1

к приказу ФАС России

от 20.06.2024 N 410/24

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К РЕКЛАМЕ ОТДЕЛЬНЫХ

ВИДОВ ТОВАРОВ (РЕКЛАМА ОСНОВАННЫХ НА РИСКЕ ИГР, ПАРИ)

I. Общие требования

1. Настоящее руководство разработано в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в целях разъяснения рекламодателям, рекламораспространителям и рекламопроизводителям обязательных требований при осуществлении деятельности по распространению рекламы в целях недопущения нарушений положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") и введения в заблуждение потребителей рекламы.

2. Настоящее руководство разработано во исполнение пунктов 36, 37, 38, 39 приложения к протоколу заседания рабочей группы в полном составе по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере рекламы от 29 августа 2022 г. N 12.

II. Требования к рекламе основанных на риске игр, пари,

установленные статьей 27 Федерального закона "О рекламе"

3. Обязательное требование (часть 1 статьи 27 Федерального закона "О рекламе"): реклама основанных на риске игр, пари не должна: обращаться к несовершеннолетним; создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию; содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска; содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили; содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха; осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари; создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано; использовать образы людей и животных.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

На деятельность, не подпадающую под понятие азартной игры, пари, не распространяется действие норм статьи 27 Федерального закона "О рекламе".

Под "образом" следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы определенных объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом создание образов может выражаться через текстовое, визуальное или звуковое восприятие.

Запрет, содержащийся в пункте 8 части 1 статьи 27 Федерального закона "О рекламе", касается не только визуальных, но и любых иных средств, формирующих образ человека или животного в сознании потребителя рекламы. Например, текстовых, звуковых или комбинированных.

Визуальным использованием образов людей и животных является изображение живых существ (включая вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов способами графики, живописи, анимации, фотографии и другими.

Вместе с тем следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия человека или животного возможно также путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика людей или животных.

Оценка соответствия статье 27 Федерального закона "О рекламе" действий, которые в некоторых случаях действительно совершаются без помощи людей или животных, может производиться только применительно к конкретной рекламе.

Также признается использованием образов человека в рекламе основанных на риске игр, пари наложение на видеоматериалы рекламного ролика звуковой информации в форме монолога от первого лица либо разговора двух и более лиц, сюжетно связанных с содержанием видеоматериала, что позволяет сделать вывод об участии говорящих в изображенном действии, в том числе если участники диалога не появляются в кадре.

Вместе с тем сам по себе голос человека, как форма предоставления информации, не рассматривается в качестве использования образа человека, например, в случае, когда голос человека комментирует потребительские и иные свойства рекламируемого продукта, либо озвучивает тексты с изложением абстрактных историй (ситуаций), не содержащих описаний людей или животных и не направленных на создание в сознании потребителей образов конкретных людей или животных.

Таким образом, реклама основанных на риске игр, пари на радио и аудиовизуальная телевизионная реклама основанных на риске игр, пари, в которой тексты построены на основе диалогов, либо видеоряд включают действия, которые, по общему правилу, не могут происходить без непосредственного участия человека, может быть признана использующей образ человека или животного, который формируется в сознании потребителя рекламы независимо от того, что во исполнение требований статьи 27 Федерального закона "О рекламе" визуальное изображение человека или животного отсутствует.

Использование в рекламе изображений транспортных средств (городской улицы либо шоссе с проезжающими автомобилями, моря либо порта с проплывающими судами, летящих аэростата, воздушных шаров, самолетов и иных воздушных судов, в том числе маркированных зарегистрированными товарными знаками), которые обычно приводятся в движение человеком и на борту которых обычно находятся люди, а также изображений мест и строений, внутри которых обычно находятся люди (городские пейзажи, высотные дома и т.п.), допускается в случае, если на таких объектах не видно людей или животных и если такие объекты задействованы в сюжете рекламного ролика сами по себе либо в контексте изображения в целом, и при этом внимание потребителя рекламы не привлекается к образам конкретных людей и животных. Такая реклама не является нарушением требований статьи 27 Федерального закона "О рекламе".

При этом необходимо учитывать, что реклама основанных на риске игр, пари может включать в себя демонстрацию отдельных элементов игры, ее упаковки или средств индивидуализации такой деятельности, в том числе товарного знака.

Демонстрация в рекламе основанных на риске игр, пари товарного знака в виде изображения людей (животных), отличного от простого упоминания названия игры или названия игорного заведения как объекта рекламирования, или демонстрация отдельных элементов игры, ее части упаковки с использованием образа человека (животного) может рассматриваться как нарушение пункта 8 части 1 статьи 27 Федерального закона "О рекламе".

Пункт 1 части 1 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" запрещает обращение рекламы основанных на риске игр, пари к несовершеннолетним. При этом для признания наличия в содержании рекламы основанных на риске игр, пари обращения к несовершеннолетним целесообразно провести анализ рекламы.

Так, использование в рекламе основанных на риске игр, пари детских голосов либо каких-либо фраз, использующихся исключительно несовершеннолетними, может свидетельствовать о том, что данная реклама обращается к несовершеннолетним, то есть содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона "О рекламе".

Однако окончательная оценка рекламы на предмет наличия в ней нарушения законодательства о рекламе осуществляется с учетом всех обстоятельств распространения рекламы, в том числе с учетом ее восприятия потребителями рекламы.

4. Обязательное требование (часть 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе"): реклама основанных на риске игр, пари допускается только: в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1, подпунктами "б" и "в" пункта 3 части 2.2 настоящей статьи; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов); в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

При этом требования части 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.

Однако требования пункта 8 части 1 и пунктов 1 и 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" не применяются к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг, рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг, и рекламе азартных игр, распространяемой исключительно среди лиц, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с указанным в пункте 3 части 2 данной статьи Федеральным законом. При этом согласно статье 4 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" под организатором азартных игр следует понимать юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах допускается в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

Также согласно подпункту "б" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" помимо случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, допускаются размещение, распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") на сайтах трех видов:

на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;

на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

При этом в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила. Специальные правила регистрации или распространения средств массовой информации установлены Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" в отношении рекламных или эротических средств массовой информации.

В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сетевым изданием признается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации. При подаче заявления о регистрации средства массовой информации согласно пункту 7 статьи 10 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" обязательно указывается его примерная тематика.

Средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. При этом информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, в случае, если сайт зарегистрирован в качестве средства массовой информации, специализирующегося на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, на таком сайте допускается распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах.

Средства массовой информации, распространяющие материалы и сообщения физкультурно-спортивного характера, Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" к специализированным изданиям не отнесены.

Вместе с тем в заявлении о регистрации средства массовой информации указывается тематика средства массовой информации, которая в дальнейшем переносится в запись о регистрации средства массовой информации. То есть к периодическим печатным и сетевым изданиям, распространяющим материалы и сообщения физкультурно-спортивного характера, относятся только такие издания, в записи о регистрации средства массовой информации которых в качестве тематики указано распространение материалов и сообщений физкультурно-спортивного характера.

Распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не подпадающих под критерии, перечисленные в подпункте "б" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе", данным Федеральным законом не допускается.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российский Федерации" общероссийская спортивная федерация - общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных-сборных команд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10.2 статьи 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российский Федерации" профессиональная спортивная лига - юридическое лицо, которое создается в предусмотренных законодательством Российской Федерации организационно-правовых формах, основными целями деятельности которого являются организация и (или) проведение профессиональных спортивных соревнований в порядке и случаях, которые установлены данным законом.

Официальным сайтом общероссийской спортивной федерации либо профессиональной спортивной лиги, по мнению антимонопольного органа, может признаваться сайт, зарегистрированный в качестве информационного ресурса указанных организаций, при этом информация о принадлежности данного сайта к общероссийской спортивной федерации либо к профессиональной спортивной лиге отображается на портале RU-CENTER (АО "Региональный сетевой информационный центр") (www.nic.ru).

При этом распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования на иных сайтах, не указанных в части 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе", не допускается.

Кроме того, согласно части 2.2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" также допускается реклама средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

в спортивных сооружениях:

на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" реклама основанных на риске игр, пари не должна обращаться к несовершеннолетним. Соответственно, при размещении рекламы организаторов азартных игр в букмекерских конторах в спортивных сооружениях необходимо учитывать как места и способы размещения рекламы, так и ее содержательное наполнение, во избежание обращения такой рекламы к несовершеннолетним.

Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" требования частей 1 и 2 данной статьи применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг. При этом требования пункта 8 части 1 и пунктов 1 и 2 части 2 настоящей статьи не применяются к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг, рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг, и рекламе азартных игр, распространяемой исключительно среди лиц, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с указанным в пункте 3 части 2 данной статьи Федеральным законом.

Приложение N 2

к приказу ФАС России

от 20.06.2024 N 410/24

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ СПОСОБАМ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ

I. Общие требования

1. Настоящее руководство разработано в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в целях разъяснения рекламодателям, рекламораспространителям и рекламопроизводителям обязательных требований при осуществлении деятельности по распространению рекламы в целях недопущения нарушений положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") и введения в заблуждение потребителей рекламы.

2. Настоящее руководство разработано во исполнение пунктов 9, 11, 26, 27, 33, 47, 53 приложения к протоколу заседания рабочей группы в полном составе по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере рекламы от 29 августа 2022 г. N 12.

II. О методике подсчета продолжительности рекламы

в телепрограммах

3. Обязательное требование (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе"): общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие телепрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в соответствии с которой под телепрограммой понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Согласно той же статье под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных сообщений и материалов. При этом правила, установленные данным законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, применяются в отношении телеканала, если иное не установлено данным законом.

При этом нормы статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривают возможность осуществления телевизионного вещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, определяя разный объем прав для вещателя, являющегося редакцией телеканала или не являющегося редакцией телеканала.

В случае вещания на одной частоте двух и более телеканалов, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в таких средствах массовой информации рассчитывается для каждого средства массовой информации исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой телепрограмме, как средстве массовой информации, не должен превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, если такая телепрограмма не зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера. При этом в объем рекламы, транслируемой в телепрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной телепрограммы.

Так, например, региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними), учитывается в объеме рекламы федерального средства массовой информации.

Следовательно, реклама, размещавшаяся региональным партнером в телепрограмме федерального средства массовой информации, не учитывается в объеме рекламы, транслируемой таким региональным партнером в региональном средстве массовой информации.

Поскольку социальная реклама не относится к рекламе, она не учитывается в общем объеме рекламы, допустимой в телепрограмме.

III. О распространении рекламы на платных

и спутниковых телеканалах

4. Обязательное требование (часть 14.1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе"): не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Распространение рекламы допускается по указанным телеканалам в случае распространения не менее чем семидесяти пяти процентов национальной продукции средства массовой информации, под которой понимается продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем пятьдесят процентов.

Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов определен Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах". К таким телеканалам относятся:

1. Первый канал (открытое акционерное общество "Первый канал"),

2. Телеканал "Россия" (Россия-1) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"),

3. Телеканал "Матч ТВ" (общество с ограниченной ответственностью "Национальный спортивный телеканал"),

4. Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество "Телекомпания НТВ"),

5. Петербург - 5 канал (открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "Петербург"),

6. Телеканал "Россия - Культура" (Россия-К) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"),

7. Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"),

8. Детско-юношеский телеканал "Карусель" (закрытое акционерное общество "Карусель"),

9. Телеканал "Общественное телевидение России" (автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России"),

10. ТВ ЦЕНТР - Москва (открытое акционерное общество "ТВ Центр").

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" телевизионное вещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание. Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). Вместе с тем для распространения телеканалов с использованием ограниченного радиочастотного ресурса в соответствии с указанной статьей Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен специальный порядок, предусматривающий в том числе проведение конкурсов, которые проводит Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию. Конкурс проводится на получение права осуществлять наземное эфирное аналоговое вещание в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и (или) городах с численностью населения 100 тыс. и более человек, либо наземное эфирное цифровое вещание, либо спутниковое вещание с использованием орбитально-частотного ресурса.

Таким образом, помимо указанных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, телеканалы, распространяемые на основании лицензии на вещание посредством наземного эфирного вещания, в лицензии на вещание которых указаны сведения об используемых радиочастотах и (или) о позиции телеканала в мультиплексе, если выделение соответствующих радиочастот и (или) позиций в мультиплексе осуществлялось на основании решения Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.

При этом вещатель для целей расширения территории распространения или аудитории своего телеканала может договориться об изменении концепции вещания с другим лицом - владельцем лицензии на вещание, предусматривающей распространение телеканала посредством наземного эфирного вещания, либо принять решение об уступке лицензии на вещание, предусматривающей распространение телеканала посредством наземного эфирного вещания, при этом для внесения изменений в реестр лицензий на телевизионное вещание необходимо подать соответствующее заявление в Роскомнадзор. В этом случае на телеканале такого вещателя возможно будет распространение рекламы, если Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию будет принято решение о смене концепции вещания или о даче согласия на уступку лицензии на вещание в отношении лицензии, в которой указаны сведения об используемых радиочастотах и (или) позиций в мультиплексе.

Следует учитывать, что в настоящее время имеет место практика распространения телеканалов в различных технических (SD, HD, Ultra HD) и региональных (муниципальных) версиях. Указанные версии с содержательной точки зрения являются выпусками одного и того же средства массовой информации - идентичного с точки зрения базового контента. Таким образом, различные технические и (или) региональные (муниципальные) версии одних и тех же средств массовой информации следует расценивать как единый объект регулирования части 14.1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".

При этом под национальной продукцией средства массовой информации понимается продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем пятьдесят процентов. В качестве национальной продукции средства массовой информации признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Не признается производством национальной продукции средства массовой информации деятельность по переводу, дублированию, субтитрированию продукции зарубежного средства массовой информации.

В соответствии с частью 14.1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" ФАС России приказом 1 июня 2015 г. N 405/15 утвердила Порядок подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации требованиям, установленным в Федеральном законе "О рекламе" (зарегистрирован в Минюсте России 28 июля 2015 г., регистрационный N 38226), который также используется при оценке продукции средства массовой информации, распространяемой по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, на предмет отнесения ее к национальной продукции средства массовой информации для целей осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

IV. О распространении рекламы путем одновременного

параллельного показа видеоряда анонса телепрограммы

и рекламного материала

5. Обязательное требование (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О рекламе"): при совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна занимать более чем семь процентов площади кадра, накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.

Нормы статьи 14 Федерального закона "О рекламе" ограничивают продолжительность рекламы в телепрограмме, учитывая рекламу, размещенную как во время телепередач, так и в перерыве между телепередачами.

Соответственно, при подсчете общей продолжительности рекламы необходимо учитывать рекламу, размещенную как внутри телепередач, так и в перерывах между телепередачами.

Вместе с тем в силу пункта 1 части 16 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" требования настоящей статьи не распространяются на размещаемую в телепрограммах информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу.

По мнению специалистов антимонопольного органа, распространение рекламы путем одновременного параллельного показа видеоряда анонса телепрограммы и рекламного материала (баннера и др.) не нарушает положения части 2 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".

V. О порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах

6. Обязательное требование (часть 2 статьи 15 Федерального закона "О рекламе"): в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных сообщений и материалов. При этом правила, установленные данным законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено данным законом.

Нормы статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, определяя разный объем прав для вещателя, являющегося редакцией радиоканала или не являющегося редакцией радиоканала.

В случае вещания на одной частоте двух и более радиоканалов, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в средствах массовой информации рассчитывается для каждого средства массовой информации исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме, как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера). При этом в объем рекламы, транслируемой в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними). Поскольку социальная реклама не относится к рекламе, она не учитывается в общем объеме рекламы, допустимой в радиопрограмме.

VI. Об измерении уровня звука в теле- и радиопрограммах

7. Обязательное требование (часть 12 статьи 14, часть 11 статьи 15 Федерального закона "О рекламе"): при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. При трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи.

ФАС России во исполнение указанных норм приказом от 22 мая 2015 г. N 374/15 утвердила Методику измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2015 г., регистрационный N 38079) (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 4 Методики для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи источником записи может являться сигнал:

- эфирного аналогового вещания;

- эфирного цифрового вещания;

- аналогового кабельного вещания;

- цифрового кабельного (IPTV) вещания.

Следовательно, запись теле-, радиопрограммы должна осуществляться из одного из таких источников.

Записи трансляций телеканала с экрана телевизора с помощью видеозаписывающих средств, записи трансляций радиоканала с аудиозаписывающих средств, а также запись продукции теле-, радиоканала с сайтов в сети Интернет, предоставляющих возможность просмотра программ телеканала и прослушивания программ радиоканала, в том числе онлайн просмотра (прослушивания), являются ненадлежащими источниками записи.

Обращаем внимание, что запись осуществляется сотрудником антимонопольного органа в столице субъекта Российской Федерации, из которого поступило обращение, послужившее поводом для осуществления записи.

Запись телепрограммы или радиопрограммы должна включать как минимум один целый блок рекламы или анонсов, содержащий в себе только полные рекламные сообщения или анонсы. При этом длительность каждого дорекламного и пострекламного фрагмента согласно пункту 5 Методики должна в обязательном порядке составлять не менее 5 минут.

В случае если длительности дорекламного и пострекламного фрагмента в записи составляют менее 5 минут, такая запись не подлежит измерению на соответствие уровня громкости звука рекламы среднему уровню громкости звука прерываемой ею телепрограммы (радиопрограммы), телепередачи (радиопередачи).

VII. О распространении рекламы по сетям электросвязи

8. Обязательное требование (части 1, 2 статьи 18 Федерального закона "О рекламе"): распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Пункт 22.1 статьи 2 Федерального закона "О связи" закрепляет понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи, под которой понимается автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Поскольку Федеральный закон "О связи" не содержит исключений из информации, которая может распространяться с помощью рассылки, указанное понятие рассылки включает в себя в том числе рассылку сообщений рекламного характера.

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона "О связи" рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с указанной нормой согласие абонента (адресата) на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать такого абонента (адресата). При этом простое заполнение бланка (формы), не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением данного требования.

При этом слово "распространение" в контексте Федерального закона "О рекламе" не означает направление электросигнала, транслирующего рекламу, к приемному устройству, а означает момент, когда реклама становится доступной для восприятия потребителя (распространенной).

Так, например, в случае, если устройство, направляющее электросигнал, расположено в Москве, однако реклама, передаваемая данным устройством, распространяется на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, местом совершения правонарушения будет являться территория данного субъекта Российской Федерации, поскольку распространение рекламы (доведение ее до потребителя) было осуществлено на территории данного субъекта Российской Федерации.

При этом определение субъекта Российской Федерации, на территории которого совершено правонарушение, должно осуществляться путем установления принадлежности абонентского номера к диапазону номеров, выделенному оператору сотовой связи на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Информацию о принадлежности абонентского номера к диапазону номеров, выделенному оператору сотовой связи на территории конкретного субъекта Российской Федерации, можно получить на сайте Минцифры России по сетевому адресу opendata.digital.gov.ru/registry/numeric.

В случае осуществления рассылки рекламных сообщений с номеров, не соответствующих российской системе и плану нумерации, сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (например, с "коротких" и "буквенных" номеров), а также направляемых автоматически, оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может признаваться рекламораспространителем. Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение статьи 18 данного закона ответственность несет рекламораспространитель. Соответственно, в указанных случаях оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может быть привлечен к ответственности в качестве рекламораспространителя за нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 53, части 1 статьи 64 Федерального закона "О связи" представление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом и другими федеральными законами. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Антимонопольный орган наделен правом получения необходимой для реализации своих полномочий информации в силу положений статьи 34 Федерального закона "О рекламе". При этом согласие абонента на получение антимонопольным органом сведений о поступившей абоненту рекламной информации подтверждается соответствующим согласием абонента.

Гарантией соблюдения установленных законом ограничений в предоставлении персональных данных является статья 35 Федерального закона "О рекламе", которой установлена обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также ответственность органа и его сотрудников.

Непредставление запрошенных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, установленной частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требование части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространяется на всю без исключения рекламу, распространяемую по сетям электросвязи.

Требование, указанное в части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", распространяется в том числе на приложения WhatsApp Messenger и Viber и иные приложения, передающие и принимающие информацию с использованием сетей электросвязи. Вместе с тем само по себе распространение рекламы с использованием приложений WhatsApp Messenger, Viber и иных, передающих и принимающих информацию с использованием сетей электросвязи, не является основанием для признания разработчиков указанного программного обеспечения (например, WhatsApp Inc., Viber Media S.a r.l.) рекламораспространителями.

Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

При этом информационный ресурс Telegram может использоваться для распространения рекламы в различных формах.

В случае если данный информационный ресурс используется при общении с конкретными пользователями для обмена короткими сообщениями (в качестве так называемого мессенджера), то реклама, распространяемая посредством мессенджера Telegram, не подпадает под действие статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе".

В случае если информационный ресурс Telegram используется для донесения информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (как, например, Telegram-каналы), то такая реклама рассматривается как распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и подпадает под действие статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе".

Кроме того, стоит отметить, что при распространении рекламы посредством приложений-мессенджеров WhatsApp, Viber и Telegram помимо требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" могут быть выявлены признаки нарушения иных требований Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение которых несет в том числе рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

VII. О доказывании автоматического дозвона с помощью

аудиозаписи, а также о USSD-сообщениях и критериях

установления отсутствия участия человека

9. Обязательное требование (часть 2 статьи 18 Федерального закона "О рекламе"): не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и (или) речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое позванивание).

Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопомольными органами как нарушение рекламораспространителем требований части 2 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".

В случае поступления в адрес абонента USSD-сообщений, содержащих рекламу, в ответ на отправку таким абонентом USSD-запроса баланса антимонопольным органом может быть принято во внимание следующее.

USSD (Unstructured Supplementary Service Data) представляет собой технологию в сетях электросвязи (сетях GSM), которая обеспечивает обмен информацией между мобильным устройством абонента и программно-аппаратным комплексом (сервисным приложением) оператора связи в режиме реального времени. Для инициализации обмена информацией посредством сервиса USSD абонент отправляет со своего мобильного устройства специальный сервисный код (USSD-запрос), например, код запроса баланса, в ответ на который программно-аппаратный комплекс оператора связи автоматическом режиме, то есть без участия человека, направляет абоненту сообщение с определенной оператором связи информацией, например, содержащей сведения о балансе абонента.

Вместе с тем участие работников рекламораспространителя в распространении такой рекламы ограничивается лишь формированием критериев, которым должен соответствовать абонент для получения рекламной информации. Дальнейшая рассылка сообщений осуществляется автоматическим способом (без участия человека) с использованием программного обеспечения USSD-сервиса. При этом привязку такой рассылки к действиям самого абонента, обращающегося к услуге USSD-сервиса с целью получения информации о состоянии своего счета, нельзя признать обоснованной, поскольку такие действия абонента не могут расцениваться в качестве участия человека в размещении рекламы подобным способом, а также как явное согласие абонента на получение рекламы.

VIII. О распространении рекламы на транспортных средствах

10. Обязательное требование (части 2, 5 статьи 20 Федерального закона "О рекламе"): использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара запрещается. Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

По мнению антимонопольного органа, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести также случаи, когда транспортное средство с размещенным на ним билбордом, светодиодным экраном или иным рекламным носителем в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения. При этом возможность отнесения транспортного средства с размещенным на нем билбордом или иным рекламным носителем к такому, которое в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения, определяется исходя из всех обстоятельств размещения такого транспортного средства.

В случае если транспортное средство с размещенным на нем рекламным носителем регулярно используется исключительно для целей распространения рекламы или припарковано на одном месте в технически неисправном состоянии (например, без колес) либо находится на парковке без передвижения в течение значительного промежутка времени (например, в течение нескольких недель), использование транспортного средства указанным образом может рассматриваться как нарушение части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе". При этом оценка длительности размещения транспортного средства на одном месте для целей части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" проводится исходя из разумности срока стоянки транспортного средства, а также с учетом места размещения транспортного средства.

Следует отметить, что размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор в том числе пассажирам указанных транспортных средств.

Вместе с тем при размещении рекламы на транспортном средстве должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения, установленные соответствующими нормативными актами Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающиеся правил прохождения технического осмотра транспортных средств.

Другие документы по теме
"Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в горно-металлургическом комплексе"
"О внесении изменений в приказы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов"
"О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. N 90н "Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2024 N 78976)
"О внесении изменений в перечень спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки, утвержденный приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.02.2022 N 107"
Ошибка на сайте