Приказ ФАС России от 25.10.2017 N 1423/17
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 25 октября 2017 г. N 1423/17
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА
ПРАВОВЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР
ПО МИНИМИЗАЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ ФАС РОССИИ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ
В целях исполнения пункта 8.2. Сводного плана приоритетного проекта "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности", утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19(3) приказываю:
1. Утвердить комплекс правовых, организационных и профилактических мер по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций (далее - Комплекс мер) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Начальникам структурных подразделений ФАС России, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, членам проектной группы по реализации основных мероприятий по проекту: "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности", утвержденной приказом ФАС России от 01.06.2017 г. N 739/17, организовать постоянный мониторинг исполнения государственными служащими ФАС России должностных обязанностей, связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности и правил служебного поведения.
О результатах информировать председателя проектной группы по форме и в сроки, указанные в приложении N 2.
3. Начальникам структурных подразделений ФАС России, ответственным за исполнение Комплекса мер, информировать председателя проектной группы о проделанной работе по форме и в сроки, указанные в приложении N 3 к настоящему приказу.
4. Председателю проектной группы доклад об исполнении Комплекса мер и о результатах мониторинга исполнения государственными служащими ФАС России, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, должностных обязанностей и правил служебного поведения, представлять заместителю руководителя ФАС России А.В. Доценко ежегодно, начиная с декабря 2018 года.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России А.В. Доценко.
Руководитель
И.Ю.АРТЕМЬЕВ
Приложение N 1
к приказу ФАС России
от _______ N ____
КОМПЛЕКС
ПРАВОВЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР
ПО МИНИМИЗАЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ ФАС РОССИИ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ
N коррупционного риска в соответствии с картой коррупционных рисков
Административная процедура (действие)
Коррупционный риск и краткое описание возможной коррупционной схемы
Меры по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций
Должностные лица, ответственные за реализацию
Срок реализации
Правовые
Организационные
Профилактические
1
Принятие решения о виде и размере административного наказания
Возможность принять в отношении юридического или должностного лица решение о максимальном наказании или вследствие договоренности с субъектом назначить минимальное
Информирование структурных подразделений - инициаторов возбуждения дел об административных правонарушениях о принимаемых решениях
Начальник правового управления Молчанов А.В., заместитель начальника управления Крюков А.С.
постоянно
2
Рассмотрение обращений по вопросам применения антимонопольного законодательства
Существует вероятность договоренности на предмет совершения коррупционных правонарушений
Установить жесткий контроль за размещением разъяснений на сайте ФАС России
Начальник правового управления Молчанов А.В.
Начальник Управления общественных связей Кашунина И.В.
постоянно
3
Подготовка, согласование и утверждение ежегодного плана проверок
Недостаточность критериев включения юр. лиц, индивидуальных предпринимателей в план проверок, что дает возможность при наличии личной заинтересованности шантажировать субъект возможностью проведения проверки.
Учесть в п. 3.5. Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России 25.05.2012 N 340 риск-ориентированный подход при определении проверяемых лиц
Представление в Правительство РФ для утверждения Положения о государственном контроле за соблюдением АМЗ РФ и Критериев отнесения объектов государственного контроля к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением АМЗ РФ.
Начальник управления регулирования связи и информационных технологий Заева Е.А. Начальник правового управления Молчанов А.В.
Март 2018 г.
Дополнить п. 3.13. следующим: "Структурное подразделение вправе отказаться от проведение плановых проверок"
Учесть в Административном регламенте проверки в сфере деятельности субъектов естественных монополий
4
Подготовка и проведение проверки
Возможность договоренности члена инспекции и проверяемого лица, а также провокации члена инспекции проверяемым лицом
Разработка методических рекомендаций (памятки) по поведению членов инспекции при проведении проверки.
Проведение обучающих семинаров для инспекторов
Начальник контрольно-финансового управления Мишеловин В.Б. Начальник Правового управления Молчанов А.В.,
Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Март 2018 года
5
Подготовка проверки
Возможность наличия конфликта интересов у членов инспекции при проведении проверки
Раздел "Подготовка проверки" Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340 дополнить пунктом 3.28.1 следующего содержания: "Члены инспекции до начала проверки обязаны предпринять меры по предотвращению возможного конфликта интересов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Начальник правового управления Молчанов А.В.
Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Март 2018 г.
6
Подготовка, согласование приказа о проведении внеплановой проверки соблюдения статей 11, 16 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т.н. "внезапной" проверки).
Большое количество лиц, участвующих в согласовании приказа, что может привести к утечке информации о планируемом мероприятии (нарушение ч. 14 ст. 25-1 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции) при наличии личной заинтересованности недобросовестного гражданского служащего.
В результате такой утечки проверяемое лицо может узнать о времени и содержании предмета проверки до ее начала и уничтожить доказательства правонарушения до прихода инспекции
Дополнить п. 3.30. Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России 25.05.2012 N 340 следующим абзацем: "При подготовке приказа о проведении внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения статей 11, 16 Закона "О защите конкуренции", проект приказа передается должностным лицом - исполнителем на согласование руководителям структурных подразделений и курирующему заместителю руководителя ФАС России или территориального органа (при наличии такой необходимости) только лично, обеспечивая отсутствие возможности ознакомления с проектом приказа любых третьих лиц."
Проведение обучающих семинаров для инспекторов
Начальник контрольно-инспекционного управления в сфере ГОЗ Алешин К.Н. Начальник Управления по борьбе с картелями Тенишев А.П.
Начальник Правового управления Молчанов А.В
Ноябрь 2018 года.
7
Ведение реестра недобросовестных подрядных организаций в сфере оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах
Невключение в реестр в связи с недостаточной регламентацией процедуры, что позволяет недобросовестному гражданскому служащему вступить в сговор с субъектом в целях получения какой-либо выгоды.
Подготовка и принятие нормативно-правового акта
Начальник управления контроля строительства и природных ресурсов Корнеев О.С.
Начальник Правового управления Молчанов А.В
Ноябрь 2018 г.
8
Рассмотрение заявлений исполнителем, возбуждение и рассмотрение дел
Возможность сговора исполнителя с заявителем в целях получения какой-либо выгоды в процессе подготовки документов при принятии решения о возбуждении дела и при его рассмотрении на заседании комиссии
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Матюхин А.Г. Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса Махонин Д.Н., Начальник Управления регулирования транспорта Вяселева А.И., Начальник Правового управления Молчанов А.В., Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 г.
Сокрытие гражданским служащим, при наличии личной заинтересованности, документов и информации, необходимых для принятия решения о полноте и достаточности документов и сведений, необходимых для принятия решения об отказе в возбуждении дела или решения о возбуждении дела
9
Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о выявлении нарушений стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии до возбуждения дела об административном правонарушении
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления регулирования электроэнергетики Васильев Д.А., Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 г.
10
Контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о выявлении нарушений в деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, до возбуждения дела об административном правонарушении
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления регулирования электроэнергетики Васильев Д.А., Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 г.
11
Контроль и надзор за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о выявлении нарушений в действиях субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления регулирования электроэнергетики Васильев Д.А., Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 г.
12
Контроль за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) в пределах своей компетенции
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о выявлении нарушений в действиях совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления регулирования электроэнергетики Васильев Д.А., Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 г.
13
Рассмотрение и согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о рассмотрении и согласовании инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, до их согласования
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления регулирования электроэнергетики Васильев Д.А., Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 г.
14
15
Рассмотрение ходатайств и оформление решения антимонопольного органа
Вероятность склонения сотрудника антимонопольного органа к совершению коррупционного правонарушения
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления Карташов Н.Н. Начальник Правового управления Молчанов А.В., Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
ноябрь 2018
17
подготовка внеплановой проверки в сфере государственного регулирования цен (тарифов)
Раскрытие членом инспекции, в целях получения какой-либо выгоды информации о готовящейся внеплановой проверке проверяемому лицу до проведения проверочных мероприятий
Утверждение приказом ФАС России административного регламента по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов)
Внесение соответствующих изменений в должностные регламенты сотрудников Управления
Начальник управления Матюхин А.Г. Начальник управления Юдина Ю.В. Начальники управлений осуществляющих данный вид контроля Начальник Правового управления Молчанов А.В.
Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Октябрь 2018 года
16
18
25
Проведение проверки
Совершение гражданскими служащими в целях получения какой-либо выгоды действий, которые могут поставить под сомнение результаты проверки. Доведение гражданским служащим, в целях получения какой-либо выгоды до сведения третьих лиц информации, содержащейся в материалах (документах), полученных в ходе проведения проверки, в особенности сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.
Сокрытие документов и информации, полученных при проведении проверки, на основании которых может быть сделан вывод о наличии (либо отсутствии) признаков нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов)
Разработка методических рекомендаций (памятки) по поведению членов инспекции при проведении проверки.
Начальник Управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи Грешнев А.А.
Начальник Юридического управления в сфере ГОЗ
Башлаков-Николаев И.В.,
Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Карташов Н.Н.
Начальник управления Матюхин А.Г. Начальник управления Юдина Ю.В. Начальники управлений осуществляющих данный вид контроля Начальник Правового управления Молчанов А.В.
Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Март 2018 года
20
Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения твердых коммунальных отходов
Раскрытие госслужащим, в целях получения какой-либо выгоды, информации о выявлении нарушений стандартов раскрытия информации субъектами в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, возбуждения дела об административном правонарушении
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Матюхин А.Г.
Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 года
21
Участие в коллегиальных органах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
Раскрытие госслужащим, в целях получения какой-либо выгоды, информации, не подлежащей раскрытию до проведения заседании коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления контроля электроэнергетики Васильев Д.А. Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 года
19
22
Установление/определение тарифов на осуществление естественно-монопольного вида деятельности для субъектов естественной монополий.
Возможность коррупционного риска вследствие недобросовестного исполнения гражданским служащим обязанностей в целях получения какой-либо выгоды
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник Управления регулирования транспорта Вяселева А.И. Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса Махонин Д.Н. Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 г.
23
Рассмотрение заявлений, материалов о разногласиях и досудебных спорах между органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями и потребителями
Возможность коррупционного риска вследствие недобросовестного исполнения должностных обязанностей, в целях получения какой-либо выгоды
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления Ю.В. Юдина
Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 г.
24
Рассмотрение досудебных споров и разногласий между органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями и потребителями на заседаниях Коллегиального органа ФАС России/Комиссии ФАС России
Возможность коррупционного риска вследствие недобросовестного исполнения должностных обязанностей, в целях получения какой-либо выгоды
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Начальник управления регионального тарифного регулирования Юдина Ю.В.,
Начальник Управления государственной службы Белоусова Е.В.
Ноябрь 2018 года
26
Направление копий решения (предписания) сторонам и заинтересованным лицам
Ненаправление либо несвоевременное направление сторонам и заинтересованным лицам копий решений (предписаний), в целях получения какой-либо выгоды исполнителем по документу
Внедрение механизма по автоматической отправке в электронную систему документооборота
Начальник Управления контроля государственного заказа Лобов А.Ю.
Начальник Правового управления Молчанов А.В.
Декабрь 2018 года
27
Размещение текста решения (текста предписания) по итогам рассмотрения жалоб в сфере размещения государственного заказа на официальном сайте
Не размещение либо несвоевременное размещение текстов решений (предписаний) на официальном сайте ответственным должностным лицом в целях получения какой-либо выгоды
Внедрение механизма по автоматической отправке в электронную систему документооборота
Начальник Управления контроля государственного заказа Лобов А.Ю.
Начальник Правового управления Молчанов А.В.
Декабрь 2018 года
28
Принятие решения о проведении внеплановой проверки в сфере контроля размещения государственного заказа
Отсутствие четких критериев для принятия решения о необходимости либо об отсутствии необходимости проведения внеплановой проверки на основании поступившей информации о нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Возможность применения субъективного подхода в принятии решения в целях получения какой-либо выгоды гражданским служащим
Принятие административного регламента по исполнению государственной функции по проведению плановых внеплановых проверок соблюдения заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, специализированной организацией, комиссией по осуществлению закупок, ее членами, должностным лицом контрактной службы, контрактным управляющим, оператором электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд законодательства Российской Федерации о контрактной системе и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа Лобов А.Ю.
Начальник Правового управления Молчанов А.В.
Декабрь 2018 года
29
Формирование Плана проверок в сфере контроля размещения государственного заказа
Определение субъектов контроля, включаемых в план проверок. Отсутствие четких критериев отнесения субъектов контроля для принятия решения о включении/не включении последних в план проверок. Возможность применения субъективного подхода в принятии решения в целях получения какой-либо выгоды гражданским служащим
Принятие административного регламента по исполнению государственной функции по проведению плановых внеплановых проверок соблюдения заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением, специализированной организацией осуществлению закупок, ее членами, должностным лицом контрактной службы, контрактным управляющим, оператором электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд законодательства Российской Федерации о контрактной системе и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Формирование плана проверок с учетом риск-ориентированного подхода.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа Лобов А.Ю.
Начальник Правового управления Молчанов А.В.
Декабрь 2018 года
Приложение N 2
к приказу ФАС России
от _______ N ____
N п/п
Сведения о гражданском служащем, в действиях которого зафиксировано отклонение от установленных норм и правил служебного поведения
Сведения о принятых мерах
Краткое описание нарушения и анализ факторов, ему способствующих
Предложения по минимизации установленного коррупционного риска
1
2
3
Приложение N 3
к приказу ФАС России
от _______ N ____
N пункта <*> Комплекса мер
Меры по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций
Должностные лица, ответственные за реализацию
Срок реализации
Информация об исполнении (с приложением подтверждающих документов)
Правовые
Организационные
Профилактические
1
2