Рейтинг@Mail.ru

Приказ ФАДН России от 18.01.2021 N 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ПРИКАЗ

от 18 января 2021 г. N 3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ТИПОВОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739) и пунктом 5.3(1) Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 17, ст. 2564; 2020, N 26, ст. 4112), приказываю:

Утвердить прилагаемую типовую дополнительную профессиональную программу (программу повышения квалификации) для государственных и муниципальных служащих "Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации".

Руководитель

И.В.БАРИНОВ

Приложение

к приказу ФАДН России

от 18.01.2021 N 3

ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

I. Общие положения

1.1. Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) "Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации" (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739), Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2020, N 24, ст. 3755), с учетом Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 68 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 765), требований приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014), профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений", утвержденного приказом Минтруда России от 2 августа 2018 г. N 514н (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2018 г., регистрационный N 52115), федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры), утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2014 г. N 1518 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2014 г., регистрационный N 35294) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653 (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2017 г., регистрационный N 47703).

1.2. Типовая программа предназначена для повышения квалификации государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы за исключением должностей категории "руководители" высшей и главной групп должностей, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, за исключением высших должностей муниципальной службы (далее - государственные и муниципальные служащие).

1.3. Обучение государственных и муниципальных служащих проводится по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации), разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), на основе Типовой программы.

1.4. К освоению дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разработанной на основе Типовой программы, допускаются государственные и муниципальные служащие, имеющие высшее образование.

1.5. Объем Типовой программы - 24 часа.

1.6. Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих осуществляется с отрывом или без отрыва от государственной гражданской и муниципальной службы.

1.7. Срок освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

1.8. В целях учета региональной специфики реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации и современных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе:

увеличивать объем дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разрабатываемой на основе Типовой программы;

изменять соотношение учебной нагрузки между разделами, включенными в учебный план;

применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

1.9. Структура Типовой программы включает следующие разделы: общие положения, цель повышения квалификации, планируемые результаты повышения квалификации, учебный план, календарный учебный график, содержание разделов учебного плана, рабочая программа, организационно-педагогические условия реализации Типовой программы, формы аттестации.

II. Цель подготовки

2.1. Целью повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой, является совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

III. Планируемые результаты подготовки

3.1. Результатами повышения квалификации государственных и муниципальных служащих является повышение уровня их профессиональных компетенций за счет освоения и (или) углубления знаний и умений в области государственной национальной политики Российской Федерации.

3.2. В ходе освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) будет усовершенствована и (или) получена следующая общепрофессиональная компетенция (далее - ОПК):

готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).

3.3. В ходе освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) будут усовершенствованы и (или) получены следующие профессиональные компетенции (далее - ПК):

владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5);

способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля (ПК-7);

способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач (ПК-12);

способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-14).

3.4. Карта компетенции раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования и оценки:

1) Дисциплинарная карта компетенции ОПК-3

ОПК-3

готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая работа

Тестирование

2) Дисциплинарная карта компетенции ПК-5

ПК-5

владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая работа

Тестирование

3) Дисциплинарная карта компетенции ПК-7

ПК-7

способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая работа

Тестирование

Защита проекта

4) Дисциплинарная карта компетенции ПК-12

ПК-12

способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая работа

Тестирование

Защита проекта

5) Дисциплинарная карта компетенции ПК-14

ПК-14

способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

практическая работа

Тестирование

Защита проекта

3.5. Планируемые результаты обучения по программе повышения квалификации соответствуют выполняемым трудовым действиям, определенным на основании профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений".

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции, реализуемые после обучения

Код

Трудовые действия

Организация и осуществление деятельности, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов

Организация и обеспечение деятельности, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности сохранение и поддержку этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации

A/01.7

Разработка механизмов и мониторинг реализации федеральных, региональных, муниципальных программ, направленных на осуществление государственной национальной политики Российской Федерации и укрепление единства российской нации, сохранение этнокультурного и религиозного многообразия.

Организация и осуществление деятельности, направленной на обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного (межконфессионального) согласия, гармонизацию межнациональных отношений, профилактику конфликтов на национальной и/или религиозной почве

A/02.7

Организация и проведение мониторинга национальных и религиозных отношений с целью выявления предпосылок возникновения, проявления и обострения конфликтов на национальной и религиозной почве и принятие мер по их недопущению.

Организация и осуществление деятельности по обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии

A/03.7

Анализ, оценка, организационная и методическая поддержка общественных инициатив в области защиты прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии.

Организация и осуществление мониторинга в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений и раннего предупреждения конфликтов

A/04.7

Разработка индикаторов оценки эффективности региональных программ в сфере реализации государственной национальной политики на основе использования государственной информационной системы.

Сопровождение деятельности по социальной и культурной адаптации мигрантов

A/05.7

Осуществление мониторинга миграционных процессов в регионах Российской Федерации, разработка индикаторов уровня социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов и уровня напряженности в принимающем сообществе, вызванной миграционными процессами.

3.6. В результате освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) слушатель должен:

Знать:

нормативные правовые акты в области государственной национальной политики Российской Федерации;

законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

законодательство Российской Федерации о языках;

нормы международного законодательства в области гарантий и обеспечения фундаментальных прав и свобод человека, прав коренных малочисленных народов, этнических и религиозных меньшинств;

документы стратегического планирования в области государственной национальной политики;

историю формирования и современный национальный (этнический) состав населения России и ее регионов;

историю распространения основных религий и развития государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

Уметь:

анализировать поступающую информацию и систематизировать полученные данные;

организовывать мониторинг и координацию деятельности институтов гражданского общества, экспертного сообщества по вопросам осуществления деятельности в сфере национальных и религиозных отношений;

разрабатывать предложения по проектам нормативных правовых актов в области реализации государственной национальной политики.

Иметь навыки:

разработки механизмов и мониторинга реализации федеральных, региональных, муниципальных программ, направленных на осуществление государственной национальной политики Российской Федерации и укрепление единства российской нации, сохранение этнокультурного и религиозного многообразия;

разработки индикаторов оценки эффективности региональных программ в сфере реализации государственной национальной политики на основе использования государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтов;

формирования и актуализации информационной базы данных по обеспечению реализации основных направлений государственной национальной политики;

организационно-методической и информационной поддержки деятельности национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий;

анализа, оценки, организационной и методической поддержки общественных инициатив в области защиты прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии.

IV. Учебный план

4.1. Учебный план Типовой программы определяет перечень, последовательность, общую трудоемкость разделов и формы контроля знаний.

Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, итоговую аттестацию (в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно).

Учебный план Типовой программы повышения

квалификации "Реализация государственной национальной

политики в субъектах Российской Федерации"

N п/п

Наименование раздела

Количество учебных часов

Всего

в том числе

Лекции

Практические занятия

1.

Россия как многонациональное государство: особенности формирования и современное положение

2

2

-

2.

Основные направления и механизмы реализации национальной политики в России

10

6

4

3.

Взаимодействие государства и общества в сфере выработки и реализации государственной национальной политики

10

2

8

4.

Итоговая аттестация

2

-

2

Итого

24

10

14

Общая трудоемкость 0,67 зачетных единицы

4.2. Матрица соотнесения разделов учебного плана Типовой программы и формируемых в них общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

N п/п

Наименование разделов

Всего, часов

Компетенции

Общепрофессиональные

Профессиональные

ОПК-3

ПК-5

ПК-7

ПК-12

ПК-14

1.

Россия как многонациональное государство: особенности формирования и современное положение

2

+

-

-

+

+

2.

Основные направления и механизмы реализации национальной политики в России

10

+

+

+

+

+

3.

Взаимодействие государства и общества в сфере выработки и реализации государственной национальной политики

10

+

+

+

+

+

4.

Итоговая аттестация

2

+

+

+

+

+

V. Календарный учебный график

5.1. Календарный учебный график представляет собой график учебного процесса, устанавливающий последовательность и продолжительность обучения и итоговой аттестации по учебным неделям и (или) дням. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом выбранной формы обучения.

VI. Содержание разделов учебного плана Типовой программы

N п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Раздел 1. Россия как многонациональное государство: особенности формирования и современное положение

Тема 1.1.

Закономерности формирования России как многонационального государства.

Особенности современной этноконфессиональной карты России.

Лекция,

2 часа

Россия как многонациональное государство: пути формирования. Особенности положения различных этнических и конфессиональных групп в составе России. Территориализация этничности в СССР и Российской Федерации. Основные направления национальной политики Российской Федерации в 1990 - 2010-е годы. Этнический состав населения и религиозная ситуация в современной России. Понятийный аппарат в сфере регулирования межнациональных отношений в России.

Формирование общероссийской гражданской идентичности. Этнические проблемы российского федерализма.

Раздел 2. Основные направления и механизмы реализации национальной политики в России

Тема 2.1.

Инструменты реализации государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях власти, уровне местного самоуправления.

Государственные институты: деятельность органов государственной власти в сфере национальной политики, роль местного самоуправления.

Лекция,

2 часа

Документы, определяющие основные направления государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегические, плановые и программные документы регионов России, обеспечение их соответствия документам федерального уровня. Органы государственной власти федерального и регионального уровня, ответственные за выработку и реализацию национальной политики.

Координация региональных органов государственной власти и межведомственное взаимодействие. Практика реализации национальной политики на уровне муниципальных образований (Всероссийский конкурс "Лучшая муниципальная практика").

Консультативные и экспертные структуры при органах государственной власти в сфере национальной политики.

Практическое занятие,

4 часа

Стратегические, плановые и программные документы в сфере национальной политики.

Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (структура, целевые индикаторы, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на реализацию мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации). Всероссийский конкурс "Лучшая муниципальная практика": механизм и итоги проведения.

Тема 2.2.

Механизмы укрепления общероссийского гражданского единства.

Обеспечение равноправия граждан в области межнациональных отношений.

Совершенствование государственного управления в сфере национальной политики.

Лекция,

2 часа

Соотношение мероприятий по укреплению общероссийского гражданского единства и поддержки этнокультурного многообразия в процессе реализации государственной национальной политики.

Профессиональное образование специалистов в сфере регулирования межнациональных отношений. Формы и методы продвижения общероссийских ценностей и поддержки русского языка. Профилактика конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве.

Профилактика экстремизма в молодежной среде, в том числе с использованием Интернет-ресурсов. Мониторинг предконфликтных ситуаций.

Особенности организации производственных отношений в многонациональных коллективах.

Практическое занятие,

2 часа

Государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

Раздел 3. Взаимодействие государства и общества в сфере выработки и реализации государственной национальной политики

Тема 3.1.

Государственно-общественное партнерство. Взаимодействие со структурами гражданского общества (национально-культурные автономии, социально ориентированные некоммерческие организации).

Лекция,

2 часа

Основные направления и формы деятельности структур гражданского общества в сфере регулирования межнациональных отношений.

Взаимодействие федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления со структурами гражданского общества, национально-культурными автономиями, социально-ориентированными некоммерческими организациями.

Практическое занятие,

2 часа

Практические аспекты взаимодействия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления со структурами гражданского общества. Лучшие муниципальные практики в сфере взаимодействия органов самоуправления и общественных организаций.

Тема 3.2.

Информационное обеспечение государственной национальной политики.

Лекция,

2 часа

Функции средств массовой информации, связанные с освещением сферы межнациональных отношений. Основные направления информационного сопровождения государственной национальной политики. Этико-правовые аспекты освещения темы межэтнических отношений.

Тема 3.3.

Особенности социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации.

Лекция,

2 часа

Роль государства и гражданских институтов в процессе адаптации и интеграции иностранных граждан в России. Законодательное регулирование миграции, адаптации и интеграции иностранных граждан в России.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, План мероприятий по реализации Концепции миграционной политики в 2020 - 2022 годах. Лучшие практики работы с трудовыми мигрантами.

Практическое занятие,

2 часа

Механизмы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в России. Основные проблемы, возникающие в ходе адаптации и интеграции. Роль региональных и муниципальных органов власти в обеспечении адаптации и интеграции мигрантов.

VII. Рабочая программа

7.1. Рабочая программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом содержания основных разделов учебного плана Типовой программы.

VIII. Организационно-педагогические условия реализации

Типовой программы

8.1. Реализация дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разработанной на основе Типовой программы, должна обеспечивать совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

8.2. Реализация дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разработанной на основе Типовой программы, обеспечивается научно-педагогическими кадрами организации, осуществляющей образовательную деятельность, при этом допустимо привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов из числа руководителей и ведущих специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, а также преподавателей ведущих российских образовательных и научных организаций.

8.3. Выбор методов обучения с применением современных инновационных образовательных технологий и средств обучения, методов контроля и управления образовательным процессом определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

8.4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна располагать материально-технической базой и учебно-методическими материалами для реализации дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации).

IX. Формы аттестации

9.1. Освоение дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

9.2. В соответствии с частью 3 и частью 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

9.3. В соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Другие документы по теме
"Об утверждении Положения о порядке прохождения испытания на федеральной государственной гражданской службе в органах прокуратуры Российской Федерации"
"Об использовании единого номера "112" на территории Мурманской области в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2021 N 62510)
"Об утверждении Положения об Общественном совете при Федеральном агентстве водных ресурсов"
"О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 170"
Ошибка на сайте