"СГА 102. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий"
Утвержден
постановлением
Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации
от 20 октября 2017 г. N 12ПК
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)
СГА 102 "ОБЩИЕ ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ"
(в ред. Постановления Коллегии от 06.12.2018 N 17ПК,
Постановления Коллегии от 26.03.2019 N 4ПК,
Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК,
Постановления Коллегии от 08.11.2019 N 17ПК,
Постановления Коллегии от 14.04.2020 N 9ПК,
Постановления Коллегии от 24.12.2020 N 21ПК,
Постановления Коллегии от 24.12.2021 N 15ПК,
Постановления Коллегии от 24.05.2022 N 4ПК,
Постановления Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК,
Постановления Коллегии Счетной палаты РФ
от 15.12.2023 N 23ПК)
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" (далее - Стандарт) предназначен для методологического обеспечения осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) экспертно-аналитической деятельности в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации") и Регламента Счетной палаты Российской Федерации.
1.2. Стандарт разработан с учетом международных стандартов в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности.
1.3. Стандарт устанавливает общие требования, характеристики, правила и процедуры проведения Счетной палатой экспертно-аналитических мероприятий.
Особенности проведения экспертно-аналитических мероприятий могут устанавливаться иными стандартами Счетной палаты, определяющими характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления отдельных видов деятельности Счетной палаты, применения отдельных видов внешнего государственного аудита (контроля).
1.4. Задачами Стандарта являются:
определение содержания, порядка организации и проведения экспертно-аналитического мероприятия;
определение порядка оформления результатов экспертно-аналитического мероприятия.
1.5. Счетной палатой могут проводиться совместные и параллельные экспертно-аналитические мероприятия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, экспертно-аналитические мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов, а также экспертно-аналитические мероприятия совместно или параллельно с высшими органами аудита других государств. Порядок организации таких мероприятий и взаимодействия сторон в ходе их проведения устанавливаются соответствующими стандартами организации деятельности Счетной палаты.
1.5(1). Особенности организации и проведения экспертно-аналитических мероприятий при осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются соответствующими стандартами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.
(п. введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
1.6. Состав информации о проведении и результатах экспертно-аналитических мероприятий, порядок ее отражения в комплексе программных средств "Цифровая платформа": Модуль КПС "ККМ СП-АУДИТ (далее - КПС "ККМ СП-АУДИТ")"; государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений" (далее - ГИС ЕСГФК) устанавливаются соответственно порядками использования КПС "ККМ СП-АУДИТ" и ГИС ЕСГФК.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты от 24.12.2021 г. N 15ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
2. Содержание экспертно-аналитического мероприятия
2.1. Экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой организационную форму осуществления Счетной палатой экспертно-аналитической деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий Счетной палаты в сфере внешнего государственного аудита (контроля).
2.2. Экспертно-аналитическое мероприятие должно отвечать следующим требованиям:
экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основании плана работы Счетной палаты на соответствующий год;
экспертно-аналитическое мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения, утвержденной в установленном порядке;
(в ред. Постановления Коллегии от 06.12.2018 N 17ПК)
по результатам экспертно-аналитического мероприятия оформляется отчет <1>, который в установленном порядке представляется на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
--------------------------------
<1> Здесь и далее по тексту, за исключением случаев, когда экспертно-аналитическое мероприятие проводится в рамках комплекса мероприятий при осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также комплекса мероприятий при осуществлении последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, по результатам которых предусмотрено оформление заключений.
2.3. Задачами экспертно-аналитического мероприятия являются:
исследование актуальных проблем финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
исследование причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе на предмет системного характера таких нарушений и недостатков <2>.
--------------------------------
<2> Понятия нарушений и недостатков системного характера представлены в разделе 2 стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты от 7 сентября 2017 г. N 9ПКП.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты от 24.12.2021 N 15ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
2.4. Предметом экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты являются организация и функционирование финансовой системы Российской Федерации, организация бюджетного процесса, порядок формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральной собственностью (далее - федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими социально-экономическое развитие Российской Федерации (далее - иные ресурсы), а также законодательное регулирование в сфере экономики и финансов, в том числе влияющее на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК)
Предмет экспертно-аналитического мероприятия определяется на этапе формирования проекта плана работы Счетной палаты на очередной год (либо при корректировке плана в виде включения в него новых мероприятий) и отражается, как правило, в наименовании экспертно-аналитического мероприятия. Предмет экспертно-аналитического мероприятия в ходе его проведения изменению не подлежит.
2.5. В целях проведения экспертно-аналитического мероприятия из числа объектов аудита (контроля), поименованных в статьях 15 и 23 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", определяются объекты экспертно-аналитического мероприятия, вопросы в сфере деятельности которых подлежат исследованию, оценке, анализу и мониторингу в рамках предмета экспертно-аналитического мероприятия.
Экспертно-аналитическое мероприятие в отношении объекта экспертно-аналитического мероприятия может быть осуществлено как по месту нахождения объекта экспертно-аналитического мероприятия, так и путем направления запроса в объект экспертно-аналитического мероприятия.
К объектам экспертно-аналитического мероприятия не относятся органы и организации, которым в ходе экспертно-аналитического мероприятия направляются запросы в целях получения информации, необходимой для исследования, оценки, анализа и мониторинга в сфере деятельности объекта экспертно-аналитического мероприятия.
2.6. Проведение экспертно-аналитического мероприятия осуществляется с применением таких методов осуществления деятельности Счетной палаты, как анализ, обследование, мониторинг и иных методов, предусмотренных стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой, либо их сочетания.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК)
3. Организация экспертно-аналитического мероприятия
3.1. Экспертно-аналитическое мероприятие включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия;
основной этап экспертно-аналитического мероприятия;
заключительный этап экспертно-аналитического мероприятия.
3.2. Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в целях предварительного изучения предмета и объектов мероприятия, подготовки программы и рабочего плана его проведения.
Основной этап экспертно-аналитического мероприятия заключается в непосредственном исследовании его предмета, в ходе которого формируются аналитические справки и иная рабочая документация. На основном этапе подготавливается заключение.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
На заключительном этапе экспертно-аналитического мероприятия формируются выводы, подготавливаются предложения (рекомендации), оформляется и представляется на рассмотрение Коллегии Счетной палаты отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
3.3. Продолжительность каждого из этапов экспертно-аналитического мероприятия определяется членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение экспертно-аналитического мероприятия, исходя из предмета и целей экспертно-аналитического мероприятия, а также особенностей исследуемых актуальных проблем <2(1)>.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
--------------------------------
<2(1)> При определении сроков и продолжительности этапов проведения экспертно-аналитического мероприятия необходимо учитывать требования пункта 6.4.7 стандарта организации деятельности Счетной палаты СОД 6 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации".
(сноска введена Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Решение о проведении экспертно-аналитического мероприятия оформляется письменным поручением члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение экспертно-аналитического мероприятия, по форме согласно приложению N 1 к Стандарту, в котором указывается основание для его проведения (пункт плана работы Счетной палаты), определяются сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия (включающие все этапы экспертно-аналитического мероприятия), указываются руководитель экспертно-аналитического мероприятия, инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты, принимающие участие в экспертно-аналитическом мероприятии, а также срок представления на утверждение программы проведения экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии от 08.11.2019 N 17ПК)
В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более направлений деятельности Счетной палаты, письменное поручение оформляется членом Коллегии Счетной палаты, отвечающим за организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия, по согласованию с другими членами Коллегии Счетной палаты, ответственными за проведение экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК)
Датой начала экспертно-аналитического мероприятия является дата, указанная в поручении члена Коллегии Счетной палаты о проведении экспертно-аналитического мероприятия. Датой окончания экспертно-аналитического мероприятия является дата принятия Коллегией Счетной палаты решения об утверждении отчета о результатах проведенного мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии от 08.11.2019 N 17ПК)
3.4. Подготовка документов, необходимых для проведения экспертно-аналитического мероприятия, осуществляется в соответствии с формами, приведенными в приложениях к Стандарту, и требованиями Инструкции по делопроизводству в Счетной палате Российской Федерации.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
3.5. В случае если вопросы экспертно-аналитического мероприятия предполагают работу с информацией, документами и материалами, содержащими сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, организация и проведение экспертно-аналитического мероприятия, оформление его результатов осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.6. В случаях, когда для достижения целей экспертно-аналитического мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты, к участию в проведении экспертно-аналитического мероприятия могут привлекаться на договорной основе внешние эксперты <3>.
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
--------------------------------
<3> Внешний эксперт (эксперт) - лицо, обладающее специальными компетенциями, а также опытом и деловой репутацией, привлечение которого направлено на повышение качества экспертно-аналитического мероприятия, получение достаточных надлежащих доказательств для достижения целей экспертно-аналитического мероприятия.
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Участие внешних экспертов в экспертно-аналитическом мероприятии осуществляется посредством выполнения внешним экспертом конкретного вида и определенного объема работ, отдельных заданий.
Привлечение внешних экспертов к проведению экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты Российской Федерации.
Организация привлечения, взаимодействия и использования результатов работы экспертов при проведении экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации взаимодействия с экспертами и использованию результатов их работы, утвержденными Коллегией Счетной палаты (протокол от 24 мая 2022 г. N 34К (1559).
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 24.05.2022 N 4ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
3.7. Непосредственная организация и проведение экспертно-аналитического мероприятия осуществляются инспекторами Счетной палаты и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты, а также иными лицами, привлеченными в установленном порядке к его проведению.
Окончательный состав участников экспертно-аналитического мероприятия указывается в программе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
(второй абзац добавлен в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК)
3.8. Руководитель экспертно-аналитического мероприятия осуществляет общее руководство проведением экспертно-аналитического мероприятия и координацию действий участников экспертно-аналитического мероприятия на всех этапах.
Руководителем экспертно-аналитического мероприятия могут являться директор департамента в составе направления деятельности Счетной палаты либо его заместитель, а также директор департамента, имеющего в своей структуре инспекции, либо его заместитель, референт департамента, начальник инспекции, заместитель начальника инспекции, главный инспектор, ведущий инспектор.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК)
Руководитель экспертно-аналитического мероприятия определяется членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение экспертно-аналитического мероприятия, с учетом мнения директора департамента в составе направления деятельности Счетной палаты (департамента, имеющего в своей структуре инспекции).
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более направлений деятельности Счетной палаты, руководителя экспертно-аналитического мероприятия определяет член Коллегии Счетной палаты, отвечающий за организацию, проведение данного экспертно-аналитического мероприятия и обобщение его результатов, из числа инспекторов возглавляемого им направления деятельности с учетом изложенных требований.
3.9. Для проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется группа (группы) инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты (далее - группа инспекторов).
Член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия, с учетом мнения директора департамента в составе направления деятельности Счетной палаты определяет численный и персональный состав группы инспекторов для проведения экспертно-аналитического мероприятия, а также вносит предложения по персональному составу группы инспекторов, формируемой для проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более членов Коллегии Счетной палаты.
В случае формирования нескольких групп инспекторов для проведения экспертно-аналитического мероприятия в каждой группе инспекторов определяется руководитель группы по предложению соответствующего директора департамента (начальника инспекции).
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
В случае формирования одной группы инспекторов для проведения экспертно-аналитического мероприятия руководитель мероприятия одновременно является руководителем указанной группы инспекторов.
Группа инспекторов должна формироваться с учетом того, что профессиональные знания, навыки и опыт работы ее членов позволят обеспечить качественное проведение экспертно-аналитического мероприятия.
Формирование группы инспекторов для проведения экспертно-аналитического мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов.
Допускается одновременное участие одного и того же инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты в проведении нескольких экспертно-аналитических мероприятий.
3.10. В случае если в ходе экспертно-аналитического мероприятия планируется работа со сведениями, составляющими государственную тайну, то группа инспекторов должна формироваться из инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты, имеющих оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне по соответствующей форме.
3.11. Инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объектов экспертно-аналитического мероприятия.
Инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты не вправе разглашать полученную информацию, обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении экспертно-аналитического мероприятия.
3.12. Служебные взаимоотношения инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты с должностными лицами объекта экспертно-аналитического мероприятия осуществляются с учетом прав и обязанностей инспекторов, установленных Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", должностными регламентами, и в пределах полномочий, предусмотренных внутренними нормативными документами Счетной палаты.
В случае возникновения в ходе экспертно-аналитического мероприятия конфликтных ситуаций инспектор и (или) иной сотрудник аппарата Счетной палаты должны в устной или письменной форме изложить руководителю экспертно-аналитического мероприятия суть данной ситуации, а в случае конфликта с самим руководителем экспертно-аналитического мероприятия - непосредственному начальнику инспекции или директору департамента для принятия решения.
В случае если конфликтная ситуация не разрешается (или не может быть разрешена) с участием начальника инспекции или директора департамента, инспектор и (или) иной сотрудник аппарата Счетной палаты вправе обратиться по этому вопросу к члену Коллегии Счетной палаты, ответственному за проведение экспертно-аналитического мероприятия.
3.13. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется рабочая документация в целях:
изучения предмета экспертно-аналитического мероприятия;
подтверждения результатов и обоснования выводов экспертно-аналитического мероприятия, в том числе письменного оформления (документирования) доказательств;
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
подтверждения примененных в ходе экспертно-аналитического мероприятия методов сбора и анализа фактических данных и информации;
(абзац введен Постановлением Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
обеспечения качества и контроля качества экспертно-аналитического мероприятия;
обоснования профессионального суждения в значимых вопросах, возникших при подготовке и проведении экспертно-аналитического мероприятия;
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
подтверждения выполнения инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты программы и рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия.
К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта экспертно-аналитического мероприятия, других органов и организаций по запросам Счетной палаты, документы (аналитические справки, расчеты и т.п.), подготовленные и подписанные инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации, документы и материалы, подготовленные внешними экспертами, а также информация в электронном виде, полученная из государственных информационных систем.
В состав рабочей документации включаются документы и материалы, послужившие основанием для формирования выводов, содержащихся в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
В состав рабочей документации включаются документы и материалы, в том числе заключения и аналитические записки, послужившие основанием для формирования выводов, содержащихся в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
Состав формируемой рабочей документации определяется руководителем экспертно-аналитического мероприятия.
(дополнен Постановлением Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
Документы экспертно-аналитического мероприятия формируются в самостоятельное дело постоянного хранения в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Счетной палате Российской Федерации.
4. Подготовительный этап
экспертно-аналитического мероприятия
4.1. Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия состоит в предварительном изучении предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия (при необходимости определении, уточнении перечня объектов), определении целей и вопросов экспертно-аналитического мероприятия, критериев аудита в случаях, если необходимость их выбора или разработки предусмотрена соответствующими стандартами внешнего государственного аудита (контроля), методов, применяемых для его проведения.
(в ред. Постановления Коллеги Счетной палаты от 24.12.2021 N 15ПК)
Проведение подготовительного этапа экспертно-аналитического мероприятия направлено на снижение рисков проведения экспертно-аналитического мероприятия за счет:
сбора необходимых фактических данных и информации (материалов, документов) о предмете экспертно-аналитического мероприятия;
определения способов получения фактических данных и информации для формирования доказательств;
определения релевантных методов анализа фактических данных и информации.
Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия начинается с даты, соответствующей дате начала проведения экспертно-аналитического мероприятия, указанной в поручении члена Коллегии Счетной палаты о проведении экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
4.2. Результатом подготовительного этапа экспертно-аналитического мероприятия являются утверждение программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия, подготовка рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия, направление уведомлений руководителям объектов экспертно-аналитического мероприятия о проведении экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК)
Предварительное изучение предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия должно обеспечить инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты, участвующих в проведении экспертно-аналитического мероприятия, всей необходимой для подготовки программы проведения экспертно-аналитического мероприятия информацией. Предложение исключено. - Постановление Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК;
(в ред. Постановления Коллегии от 06.12.2018 N 17ПК)
4.3. Предварительное изучение предмета экспертно-аналитического мероприятия проводится на основе получаемых в ходе подготовительного этапа экспертно-аналитического мероприятия информации и материалов, а также результатов анализа нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в сфере предмета данного экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 14.04.2020 N 9ПК)
Информация о предмете экспертно-аналитического мероприятия при необходимости может быть получена путем направления в установленном порядке в адрес руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия, других государственных органов, иных организаций запросов Счетной палаты о предоставлении информации (в том числе в машиночитаемом виде), а также из информационно-аналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации (далее - ИАС УВГА).
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Форма запроса Счетной палаты Российской Федерации о предоставлении информации приведена в приложении N 2.1 к Стандарту.
(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК)
4.4. Член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия, запрашивает у контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования информацию о проводившихся ранее в отношении объекта экспертно-аналитического мероприятия контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях (с приложением копий отчетов, а также иных документов, оформленных по их результатам, если такие мероприятия проводились).
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
При наличии указанной информации в ГИС ЕСГФК у контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования такая информация не запрашивается.
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Форма запроса Счетной палаты Российской Федерации о предоставлении информации контрольно-счетными органами приведена в приложении N 2.2 к Стандарту.
(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
4.4(1). Если в процессе предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия выявлены факторы, препятствующие его проведению, указывающие на целесообразность или необходимость изменения перечня объектов (или их наименования) и (или) сроков экспертно-аналитического мероприятия, состава лиц, ответственных за его проведение, подготавливаются соответствующие обоснованные предложения о корректировке плана работы Счетной палаты, которые вносятся членом Коллегии Счетной палаты в порядке, установленном стандартом организации деятельности Счетной палаты СОД 6 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации".
(абзац введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
4.5. По результатам предварительного изучения предмета экспертно-аналитического мероприятия проводится анализ гипотез, сформулированных при подготовке годового плана работы Счетной палаты (при необходимости), определяются цели и вопросы программы проведения экспертно-аналитического мероприятия, а также выбираются или разрабатываются критерии аудита в случаях, если необходимость их выбора или разработки предусмотрена стандартами внешнего государственного аудита (контроля), объем необходимых работ (процедур).
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты от 24.12.2021 N 15ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Цели экспертно-аналитического мероприятия должны формулироваться с учетом следующих требований:
понятность. Цели (их формулировки) ясны, не подвержены различным интерпретациям, содержат однозначно определяемые термины;
конкретность. Цели (их формулировки) позволяют получить однозначное представление об ожидаемых результатах, которые могут быть выражены количественно и (или) качественно;
достижимость. Цели определяются с учетом ресурсных и иных ограничений, рисков, влияющих на возможность их достижения.
Цели экспертно-аналитического мероприятия формулируются с учетом требований, установленных стандартами внешнего государственного аудита (контроля).
(п. введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Цели экспертно-аналитического мероприятия должны определяться таким образом, чтобы по его результатам можно было сделать соответствующие им выводы и сформулировать предложения (рекомендации).
Состав целей экспертно-аналитического мероприятия определяется с учетом необходимости полного охвата предмета экспертно-аналитического мероприятия, а также целесообразности исследования аспектов предметной области, характеризующихся повышенным уровнем риска.
Формулировка цели должна содержать глагол "оценить", "исследовать", "проанализировать" и т.д. и может содержать часть исследуемого предмета ("оценить результативность...", "оценить соответствие..." и т.д.).
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК)
По каждой цели экспертно-аналитического мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо изучить и проанализировать в ходе проведения мероприятия.
Вопросы к каждой цели экспертно-аналитического мероприятия формулируются с учетом следующих требований:
необходимость. Все вопросы направлены на достижение цели экспертно-аналитического мероприятия;
достаточность. Совокупность вопросов обеспечивает возможность получения полной и исчерпывающей информации для достижения конкретной цели экспертно-аналитического мероприятия;
взаимоисключаемость. Отсутствуют вопросы, содержание которых частично или полностью повторяется.
Формулировки и содержание вопросов должны выражать действия ("проанализировать...", "оценить...", "исследовать..." и т.д.), которые необходимо выполнить для достижения целей мероприятия.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
4.5(1). По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия может составляться матрица подготовительного этапа (далее - матрица дизайна) <3(1)>. Решение о необходимости подготовки матрицы дизайна принимается руководителем мероприятия по согласованию с членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение мероприятия.
--------------------------------
<3(1)> Матрица дизайна - рабочий документ мероприятия, описывающий и увязывающий между собой гипотезы мероприятия, критерии аудита, методы сбора и анализа и их ограничения, предварительные результаты, выводы и рекомендации в развитие соответствующих целей и вопросов экспертно-аналитического мероприятия.
(сноска введена в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Матрица дизайна в случае принятия решения о ее подготовке формируется в соответствии с методическим документом Счетной палаты по подготовке дизайна мероприятия и используется для подготовки программы и рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия.
(п. введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
4.5(2). К вопросам экспертно-аналитического мероприятия выбираются или разрабатываются критерии аудита, если необходимость выбора или разработки критериев аудита предусмотрена стандартами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.
(абзац введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
4.6. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия подготавливается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, которая подписывается руководителем экспертно-аналитического мероприятия и должна содержать:
основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия (пункт плана работы Счетной палаты);
предмет экспертно-аналитического мероприятия;
перечень объектов экспертно-аналитического мероприятия;
цель (цели) и вопросы экспертно-аналитического мероприятия;
критерии аудита к вопросам экспертно-аналитического мероприятия в случаях, если необходимость включения критериев в программу проведения экспертно-аналитического мероприятия предусмотрена соответствующими стандартами внешнего государственного аудита (контроля);
период, исследуемый в ходе экспертно-аналитического мероприятия;
сроки проведения мероприятия (в том числе сроки выезда на объекты);
состав участников экспертно-аналитического мероприятия (руководитель экспертно-аналитического мероприятия, руководители групп инспекторов, члены групп инспекторов, внешние эксперты (в случае необходимости выполнения внешним экспертом отдельных работ (процедур) непосредственно на объекте экспертно-аналитического мероприятия);
срок представления отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
До утверждения проект программы проведения экспертно-аналитического мероприятия визируется директором департамента, из числа сотрудников которого определен руководитель экспертно-аналитического мероприятия.
Программу проведения экспертно-аналитического мероприятия утверждает член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия. В отсутствие аудитора Счетной палаты, ответственного за проведение экспертно-аналитического мероприятия, программу проведения экспертно-аналитического мероприятия утверждает заместитель Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - Председатель Счетной палаты.
Особенности утверждения членами Коллегии Счетной палаты программ (единых программ) проведения экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления Счетной палатой предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также совместных и параллельных экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, экспертно-аналитических мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов, а также экспертно-аналитических мероприятий совместно или параллельно с высшими органами аудита других государств устанавливаются соответствующими стандартами Счетной палаты.
Форма программы проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 3 к Стандарту.
Проект программы проведения экспертно-аналитического мероприятия подготавливается с использованием КПС "ККМ СП-АУДИТ" на основании введенной в указанную систему информации, необходимой для организации проведения экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
4.7. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более членов Коллегии Счетной палаты, подготавливается единая программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, в которой в дополнение к содержанию программы, предусмотренному пунктом 4.6 Стандарта, также указываются:
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
члены Коллегии Счетной палаты, ответственные за проведение экспертно-аналитического мероприятия;
сроки представления членами Коллегии Счетной палаты материалов по результатам экспертно-аналитического мероприятия члену Коллегии Счетной палаты, отвечающему за организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия;
сроки обобщения результатов экспертно-аналитического мероприятия членом Коллегии Счетной палаты, отвечающим за организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия.
Подготовку проекта единой программы проведения экспертно-аналитического мероприятия организует член Коллегии Счетной палаты, отвечающий за организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия с учетом предложений других членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии от 08.11.2019 N 17ПК, в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
Единую программу проведения экспертно-аналитического мероприятия утверждает член Коллегии Счетной палаты, отвечающий за организацию, проведение и обобщение результатов данного мероприятия после согласования с другими членами Коллегии Счетной палаты, ответственными за его проведение.
(абзац введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Форма единой программы проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 5 к Стандарту.
4.8. После утверждения программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия руководитель экспертно-аналитического мероприятия организует подготовку рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия должен содержать перечень заданий для выполнения программы проведения мероприятия, распределенных между членами группы инспекторов, с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения.
Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия не должен содержать сведений, составляющих государственную тайну.
Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия подписывается руководителем мероприятия и доводится под расписку до сведения всех участников экспертно-аналитического мероприятия.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия руководитель экспертно-аналитического мероприятия определяет соответствие работы, выполняемой участниками экспертно-аналитического мероприятия, рабочему плану и программе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Форма рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 6 к Стандарту.
4.9. Программа (единая программа) проведения экспертно-аналитического мероприятия представляется в Департамент стратегического развития для регистрации до начала основного этапа экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
При проведении экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего командирование сотрудников Счетной палаты, программа (единая программа) и изменения в программу (единую программу) проведения экспертно-аналитического мероприятия представляются в Департамент стратегического развития для регистрации не позднее 10 рабочих дней до даты выезда на объект экспертно-аналитического мероприятия.
Регистрация программы (единой программы) и изменений в программу (единую программу) проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляется Департаментом стратегического развития в системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота "Дело" не позднее следующего рабочего дня после ее представления в Департамент стратегического развития для регистрации.
(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК)
4.10. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего выезд (выход) на объекты мероприятия, его участникам, включая внешних экспертов и иных привлекаемых к участию в проведении экспертно-аналитического мероприятия лиц, оформляются удостоверения на право проведения экспертно-аналитического мероприятия. Форма удостоверения на право проведения экспертно-аналитического мероприятия и порядок его оформления приведены в приложении N 18 к Стандарту.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты от 24.12.2021 N 15ПК)
4.11. Член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение мероприятия, до начала основного этапа экспертно-аналитического мероприятия уведомляет руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия о его проведении.
В уведомлении указываются наименование мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения мероприятия, состав группы исполнителей мероприятия и предлагается создать необходимые условия для проведения экспертно-аналитического мероприятия.
К уведомлению прилагаются:
копия утвержденной программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия (или выписка из программы);
перечень документов, которые должностные лица объекта мероприятия должны подготовить для представления лицам, участвующим в проведении мероприятия;
перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта мероприятия;
специально разработанные для данного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Форма уведомления о проведении экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 7 к Стандарту.
4.12. Член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня утверждения программы проведения экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего выезд (выход) на объекты мероприятия, информирует главных администраторов средств федерального бюджета о включении подведомственных им территориальных органов и (или) организаций в перечень объектов экспертно-аналитического мероприятия.
Форма уведомительного письма руководителям главных администраторов средств федерального бюджета о проведении экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 8 к Стандарту.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
5. Основной этап экспертно-аналитического мероприятия
5.1. Основной этап экспертно-аналитического мероприятия заключается в сборе и анализе фактических данных и информации о предмете мероприятия, в непосредственном исследовании предмета экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с целями и вопросами, содержащимися в программе (единой программе) его проведения. Результатом проведения данного этапа являются оформление заключения по результатам анализа или обследования и иная рабочая документация.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
5.2. Сбор фактических данных и информации осуществляется, как правило, посредством направления запросов Счетной палаты о предоставлении информации в объекты экспертно-аналитического мероприятия, а также в иные органы и организации <4>.
--------------------------------
<4> Здесь и далее под иными органами и организациями понимаются контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органы государственной безопасности, правоохранительные органы, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований, Центральный банк Российской Федерации, финансовые органы, налоговые органы и иные государственные органы, иные организации, подразделения внутреннего аудита, обязанные в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для выполнения ее задач и функций, а также объекты аудита (контроля), поименованные в статье 15 указанного Федерального закона, не являющиеся объектами данного экспертно-аналитического мероприятия.
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
При наличии возможности получения с использованием ИАС УВГА необходимой для проведения экспертно-аналитического мероприятия информации (документов, материалов) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, и электронных документов, формирование которых предусмотрено только в информационных системах, такая информация у объектов экспертно-аналитического мероприятия, а также иных органов и организаций не запрашивается.
При этом по решению руководителя экспертно-аналитического мероприятия в целях подтверждения полученной с использованием ИАС УВГА информации (документов, материалов) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, у объектов экспертно-аналитического мероприятия, а также иных органов и организаций может запрашиваться соответствующая информация (документы, материалы) на бумажных носителях.
В случае если предусмотрен выход (выезд) на объекты экспертно-аналитического мероприятия, получение фактических данных и информации осуществляется непосредственно по месту расположения объектов экспертно-аналитического мероприятия.
5.2.1. Сбор фактических данных и информации осуществляется в объеме, достаточном для формирования доказательств, формулирования выводов об объективном состоянии дел в исследуемой сфере и подготовки предложений (рекомендаций) по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Объем необходимых работ (процедур) по сбору и анализу фактических данных и информации для формирования доказательств должен быть соизмерим и оправдан их значимостью для подготовки и обоснования результатов и выводов по итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия.
5.2.2. Получение доказательств.
5.2.2.1. Доказательства представляют собой фактические данные и информацию, а также результаты их анализа, которые подтверждают результаты и выводы и обосновывают предложения (рекомендации), сформулированные по итогам экспертно-аналитического мероприятия.
5.2.2.2. Процесс получения доказательств включает следующие этапы:
сбор фактических данных и информации в соответствии с программой проведения экспертно-аналитического мероприятия, определение их полноты, уместности и надежности;
анализ собранных фактических данных и информации с точки зрения формирования достаточных и надлежащих доказательств в соответствии с целями экспертно-аналитического мероприятия;
проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования обоснованных выводов в соответствии с целями экспертно-аналитического мероприятия.
(пп. введены Постановлением Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
5.2.2.3. Для достижения целей, подтверждения результатов и выводов и обоснования предложений (рекомендаций) по итогам экспертно-аналитического мероприятия формируются достаточные и надлежащие (т.е. уместные и надежные) доказательства.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия, сформулировать предложения (рекомендации) по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия.
При оценке достаточности доказательств следует исходить из следующего:
чем выше риск искажения фактических данных и информации, используемых для формулирования выводов, подготовки предложений (рекомендаций), тем выше требования к количеству (достаточность) и качеству (насколько являются надлежащими) доказательств;
наличие большого количества доказательств не компенсирует недостатка их уместности и надежности;
обычно требуется больше доказательств, когда представители объекта экспертно-аналитического мероприятия имеют другое (отличное от мнения участников мероприятия) мнение.
Уместность означает, что доказательства имеют логическую связь с вопросами экспертно-аналитического мероприятия и значимы для достижения целей экспертно-аналитического мероприятия.
Надежность означает степень, в которой доказательства подтверждаются данными из различных источников или позволяют получать одни и те же результаты при повторном их получении.
Для результатов и выводов с высоким уровнем существенности и значимости используются более высокие требования к достаточности и тому, являются ли доказательства надлежащими.
Доказательства и иные сведения, полученные в ходе экспертно-аналитического мероприятия, документируются (фиксируются) в рабочей документации.
(пункт в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
5.3. В случаях непредоставления, неполного или несвоевременного предоставления документов и материалов, запрошенных при проведении экспертно-аналитического мероприятия, при отсутствии письменного мотивированного обоснования руководителя объекта мероприятия о невозможности предоставления документов и материалов в срок и в полном объеме составляется акт по факту создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам Счетной палаты для проведения экспертно-аналитического мероприятия (далее - акт) с указанием даты, времени, места, данных руководителя и (или) иного ответственного должностного лица объекта экспертно-аналитического мероприятия, допустивших противоправные действия, и иной необходимой информации.
При сборе фактических данных и информации по месту расположения объекта экспертно-аналитического мероприятия указанный акт также составляется в случаях отказа должностных лиц объекта экспертно-аналитического мероприятия в допуске инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты, участвующих в проведении экспертно-аналитического мероприятия, на объект экспертно-аналитического мероприятия. В указанном случае инспектор непосредственно перед составлением акта доводит до сведения руководителя и (или) иного ответственного должностного лица объекта экспертно-аналитического мероприятия содержание статей 14, 25, 26, 36 и 37 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", статей 19.4.1.1 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), статьи 287 Уголовного кодекса Российской Федерации.
О факте создания препятствий для проведения экспертно-аналитического мероприятия инспектор информирует руководителя экспертно-аналитического мероприятия и члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение мероприятия, либо директора соответствующего департамента аппарата Счетной палаты.
Форма акта по фактам создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты Российской Федерации для проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 9 к Стандарту.
Указанный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых с сопроводительным письмом направляется (передается под расписку) руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу объекта экспертно-аналитического мероприятия.
Если в течение двух рабочих дней после направления (передачи) указанного акта препятствия, созданные для проведения экспертно-аналитического мероприятия, не устранены, член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение данного мероприятия, информирует об этом Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие заместителя Председателя Счетной палаты и вносит предложение о подготовке представления Счетной палаты по фактам создания препятствий для проведения экспертно-аналитического мероприятия.
5.4. Представление Счетной палаты по фактам создания препятствий для проведения экспертно-аналитического мероприятия должно содержать:
исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии (основание его проведения, наименование экспертно-аналитического мероприятия, наименование объекта экспертно-аналитического мероприятия);
указание на конкретные факты создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты для проведения экспертно-аналитического мероприятия;
требование об устранении указанных препятствий для проведения экспертно-аналитического мероприятия и о принятии мер в отношении должностных лиц, препятствующих работе инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты;
срок выполнения представления Счетной палаты.
Форма представления Счетной палаты Российской Федерации по фактам создания препятствий для проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 10 к Стандарту.
Представление Счетной палаты принимается Коллегией Счетной палаты и подписывается аудиторами Счетной палаты либо Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты Российской Федерации.
5.5. Инспектор Счетной палаты в соответствии с частью 5 статьи 28.3 КоАП вправе составить протокол об административном правонарушении при создании инспектору и (или) иному сотруднику аппарата Счетной палаты препятствий для проведения экспертно-аналитического мероприятия, выражающихся в:
неповиновении законным требованиям инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты, связанным с исполнением ими своих служебных обязанностей при проведении экспертно-аналитического мероприятия (статья 19.4 КоАП);
непредставлении или несвоевременном представлении сведений (информации), необходимых для проведения экспертно-аналитического мероприятия, объектом мероприятия (иным органом или организацией, обязанным предоставлять такую информацию) в Счетную палату, инспектору или иному сотруднику аппарата Счетной палаты, участвующему в проведении экспертно-аналитического мероприятия, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (статья 19.7 КоАП).
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении и его прекращения, направления протокола об административном правонарушении в суд для рассмотрения, а также организация работы при рассмотрении дела об административном правонарушении судом осуществляются в соответствии с Методическими указаниями о порядке производства по делам об административных правонарушениях инспекторами Счетной палаты Российской Федерации, утвержденными Коллегией Счетной палаты (протокол от 19 октября 2016 г. N 53К (1128).
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
5.6. По результатам выполнения работ (процедур), указанных в рабочем плане проведения экспертно-аналитического мероприятия, инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты, участвующие в проведении мероприятия, формируют аналитические справки, подтверждающие выполнение заданий рабочего плана, которые включаются в состав рабочей документации. Аналитическая справка подписывается исполнителем и регистрируется в САДЭД "Дело".
Форма аналитической справки приведена в приложении N 11 к Стандарту.
5.7. По результатам исследования предмета экспертно-аналитического мероприятия руководитель экспертно-аналитического мероприятия организует подготовку заключения, которое регистрируется в Департаменте управления делами и документооборота аппарата Счетной палаты.
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
Заключение подготавливается на основании рабочей документации, в том числе с учетом подготовленных аналитических справок, и имеет следующую структуру:
основание проведения экспертно-аналитического мероприятия;
предмет экспертно-аналитического мероприятия;
исследуемый период;
результаты экспертно-аналитического мероприятия.
Заключение подписывает руководитель экспертно-аналитического мероприятия.
Форма заключения по результатам анализа, обследования, проведенного в ходе экспертно-аналитического мероприятия, приведена в приложении N 12 к Стандарту.
5.8. В случаях если в ходе сбора фактических данных и информации, необходимых для проведения экспертно-аналитического мероприятия, изучения, обследования и анализа вопросов, включенных в программу и рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия, будут установлены признаки нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов экспертно-аналитического мероприятия, то такие сведения и факты отражаются исполнителями в аналитической справке и заключении непосредственно после изложения материала по вопросам мероприятия.
Руководитель экспертно-аналитического мероприятия организует ознакомление руководителей объектов мероприятия с информацией об установленных признаках нарушений путем направления им выписок из заключения не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заключения с сопроводительным письмом, в котором указывается возможность и устанавливается срок представления пояснений относительно таких сведений и фактов.
Срок представления пояснений устанавливается не позднее 14 рабочих дней до срока представления отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия на рассмотрение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, указанного в программе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Пояснения руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия в отношении отраженных в заключении признаков нарушений могут учитываться при составлении отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии от 06.12.2018 N 17ПК)
6. Заключительный этап экспертно-аналитического мероприятия
6.1. Заключительный этап экспертно-аналитического мероприятия состоит в подготовке на основе фактических данных и информации, зафиксированных в аналитических справках и заключениях, оформленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия, выводов и предложений (рекомендаций), которые отражаются в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия и других документах, подготавливаемых по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
(2-ой абзац исключен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
6.1.1. Выводы, сформулированные на основе результатов экспертно-аналитического мероприятия, должны отвечать следующим требованиям:
Абзац утратил силу. - Постановление Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК.
выводы формулируются в виде умозаключения, характеризующего состояние (показатели) исследуемой сферы, включая ее положительные, негативные или нейтральные свойства;
выводы должны указывать на наличие проблем, их причины, риски, тенденции и степень их влияния на различные аспекты предметной области и иные связанные с ней сферы. При наличии положительного опыта, выявленного в ходе экспертно-аналитического мероприятия, выводы должны указывать на возможность и целесообразность его распространения;
формулировки выводов должны представлять собой итоговые утверждения, выражающие в краткой форме основные результаты экспертно-аналитического мероприятия по каждой его цели;
формулировки выводов не должны дублировать описания результатов мероприятия, приведенных в соответствующем разделе отчета.
Если целью экспертно-аналитического мероприятия являлось исследование причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, то выводы должны указывать на причины возникновения таких нарушений и недостатков, а также указывать, носят ли такие нарушения (недостатки) системный характер.
(7 абзац введен в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты от 24.12.2021 N 15ПК)
6.1.2. На основе выводов подготавливаются предложения (рекомендации).
Предложения (рекомендации) адресуются объекту экспертно-аналитического мероприятия, а также иным органам и организациям и указывают на меры, принятие которых в рекомендуемые сроки будет способствовать решению актуальных вопросов социально-экономического развития, финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, системным улучшениям в сфере государственного управления и в иных сферах.
Предложения (рекомендации) сформулированы надлежащим образом, если они:
направлены на решение проблем и устранение недостатков, а также причин их возникновения;
логически следуют из выводов, опирающихся на результаты экспертно-аналитического мероприятия;
конкретны, ориентированы на результат, содержат рекомендованный срок реализации;
адресованы объектам экспертно-аналитического мероприятия, иным органам и организациям, к полномочиям и ответственности которых относится их реализация (далее - получатели (адресаты);
учитывают возможности получателей (адресатов) реализовать их в рекомендованные сроки самостоятельно или с привлечением дополнительных ресурсов;
формулируются с учетом возможности мониторинга их реализации, а в случае необходимости выполнения для реализации предложения (рекомендации) нескольких отдельных взаимосвязанных действий обеспечивается возможность осуществления мониторинга выполнения каждого из таких действий;
учитывают ранее выданные предложения (рекомендации), а также результаты их реализации.
Предложения (рекомендации), направленные на устранение причин нарушений (недостатков) системного характера, также должны быть направлены на профилактику таких нарушений (недостатков), предусматривающую:
предупреждение нарушений (недостатков) системного характера;
предотвращение и (или) снижение рисков причинения ущерба государству;
устранение существующих или потенциальных условий или факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению ущерба государству.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты от 24.12.2021 г. N 15ПК)
6.1.2.1. Для обеспечения учета предложений (рекомендаций) Счетной палаты формируется Карта предложений (рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 17 к Стандарту.
В Карте предложений (рекомендаций) указываются предложения (рекомендации), сформулированные по итогам мероприятия, в том числе приоритетные. К приоритетным предложениям (рекомендациям) относятся, в частности, те из них, практическая реализация которых в рекомендованный срок предполагает:
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
повышение качества управления доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
повышение эффективности использования федеральных и иных ресурсов, исключение условий для неправомерного и нецелевого использования федеральных и иных ресурсов;
устранение причин нарушений и недостатков системного характера, в том числе выявленных по результатам ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
принципиальное улучшение качества принимаемых решений в сфере государственного (стратегического) управления по основным вопросам устойчивого достижения национальных (стратегических) целей;
ощутимые улучшения условий жизни граждан Российской Федерации (охватывают значительную долю граждан) или категорий граждан, требующих отдельного внимания со стороны государства;
повышение качества финансового менеджмента объекта экспертно-аналитического мероприятия, других объектов аудита (контроля) Счетной палаты;
исключение причин возникновения нарушений в финансово-бюджетной сфере, их профилактику;
повышение обоснованности и аргументированности принятия решений в системе государственного управления;
повышение открытости государственных данных с учетом существующих ограничений конфиденциальности данных;
обеспечение трансформационного сдвига в определенной отрасли или системе управления, включая решение критических проблем, распространение положительных эффектов на уровне всего государства.
В рамках подготовки карты предложений (рекомендаций) членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение экспертно-аналитического мероприятия, может инициироваться рассмотрение отнесения к приоритетным и других предложений (рекомендаций).
Вопрос об отнесении предложений (рекомендаций) к приоритетным рассматривается на заседании Коллегии Счетной палаты по предложению члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение экспертно-аналитического мероприятия, либо члена Коллегии Счетной палаты, подготовившего соответствующие предложения (рекомендации) в части своей компетенции (в случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более направлений деятельности Счетной палаты).
Решение об отнесении предложений (рекомендаций) к приоритетным принимается решением Коллегии Счетной палаты при рассмотрении вопроса об утверждении отчета.
Карта предложений (рекомендаций) прилагается к отчету.
(пп. введены Постановлением Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
6.2. При подготовке выводов и предложений (рекомендаций) по результатам экспертно-аналитического мероприятия могут использоваться результаты работы внешних экспертов, привлеченных к участию в экспертно-аналитическом мероприятии. Решение об использовании при подготовке отчета результатов работы внешних экспертов принимает член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия.
6.3. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия (далее - отчет) должен содержать:
ключевые итоги мероприятия в объеме до пяти страниц, в которых приводится обобщенное описание основной цели (основных целей) мероприятия, обусловливающей (обусловливающих) его проведение, описание наиболее важных результатов экспертно-аналитического мероприятия, наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), при необходимости раздел дополняется визуализацией ключевых итогов;
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
исходные данные о мероприятии (основание для проведения мероприятия, предмет, цель (цели) мероприятия);
критерии аудита в случае, если необходимость их выбора или разработки предусмотрена соответствующими стандартами внешнего государственного аудита (контроля);
объекты мероприятия, исследуемый период, сроки проведения мероприятия;
краткую характеристику сферы предмета экспертно-аналитического мероприятия в объеме не более одной страницы, в которой излагается информация о предмете исследования, необходимая и достаточная в качестве контекста для дальнейшего изложения результатов экспертно-аналитического мероприятия (при необходимости);
информацию о результатах мероприятия, отражающую итоги исследования предмета мероприятия, конкретные результаты по каждой цели мероприятия в разрезе вопросов, в том числе на основе ранее сформулированных критериев аудита, выявленные проблемы, причины их возникновения и последствия, оценку надежности используемых фактических данных и информации (при необходимости);
выводы по каждой цели мероприятия, в которых в обобщенной форме отражаются итоговые оценки исследованных актуальных проблем;
предложения (рекомендации) с указанием получателя (адресата).
При необходимости отчет может содержать приложения.
Форма отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 13 к Стандарту.
6.4. При составлении отчета следует руководствоваться следующими требованиями:
результаты экспертно-аналитического мероприятия должны излагаться в отчете последовательно, в соответствии с целями программы его проведения, с акцентированием на наиболее важных положениях;
наличие положительного опыта в вопросах организации и функционирования финансовой системы Российской Федерации, организации бюджетного процесса, формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, в иных вопросах предметной области отражается в отчете;
отчет должен включать только ту информацию, результаты и выводы, которые подтверждаются материалами рабочей документации мероприятия;
выводы, предложения (рекомендации) в отчете формулируются с учетом требований пунктов 6.1.1 и 6.1.2 Стандарта соответственно;
в отчете необходимо избегать лишних подробностей и детализации, которые отвлекают внимание от наиболее важных его положений;
текст отчета должен быть написан лаконично, не содержать повторений, легко читаться и быть понятным, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены;
объем текста отчета, не считая приложений к нему, с учетом масштаба и характера проведенного экспертно-аналитического мероприятия не должен превышать 45 страниц (81 000 знаков), а в случаях проведения экспертно-аналитического мероприятия с участием двух и более направлений деятельности Счетной палаты либо совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, наличия трех и более целей экспертно-аналитического мероприятия или установления исследуемого периода свыше трех лет - не более 60 страниц (108 000 знаков). Одновременно с этим отчет оформляется с учетом общих требований к оформлению служебных документов в Счетной палате <5>;
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
--------------------------------
<5> Установлены пунктом 3.3.1 Инструкции по делопроизводству в Счетной палате Российской Федерации.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
непосредственно в тексте отчета используются наглядные средства (фотографии, рисунки, таблицы, схемы, графики и т.п.) малого формата и объема;
описание методов сбора и анализа фактических данных и информации для получения доказательств, включая описание ограничений данных и методов их сбора и анализа (при наличии), графический и табличный материал большого объема и (или) формата, схемы, методы расчетов, другие поясняющие, справочные данные и материалы, дополняющие и (или) иллюстрирующие информацию о результатах мероприятия, информация и материалы, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, оформляются в виде отдельных приложений к отчету, в том числе с учетом требований, предъявляемых к секретному делопроизводству.
Подготовка отчета завершается подготовкой раздела "Ключевые итоги экспертно-аналитического мероприятия". Содержание данного раздела включает изложение ключевых итогов экспертно-аналитического мероприятия, выполненное на основе обобщения положений отчета и выделения наиболее существенных итогов экспертно-аналитического мероприятия.
(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 14.04.2020 N 9ПК, в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
6.5. Подготовку отчета организует член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия.
В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более членов Коллегии Счетной палаты, член Коллегии Счетной палаты, которому поручена организация мероприятия и обобщение его результатов, обобщает материалы, представленные ему членами Коллегии Счетной палаты, ответственными за проведение экспертно-аналитического мероприятия, и организует подготовку отчета о его результатах.
6.6. Отчет подписывается членом Коллегии Счетной палаты и в установленном порядке вносится на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более членов Коллегии Счетной палаты, отчет подписывается всеми членами Коллегии Счетной палаты, ответственными за его проведение, и вносится на рассмотрение Коллегии Счетной палаты членом Коллегии Счетной палаты, которому поручена организация мероприятия и обобщение его результатов.
6.7. В случае необходимости может подготавливаться отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия.
Подготовка и оформление отчета о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартом к окончательному отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
6.8. Члены Коллегии Счетной палаты, ответственные за проведение экспертно-аналитического мероприятия, и руководители экспертно-аналитического мероприятия несут ответственность за соответствие отчета требованиям Стандарта, включая соответствие информации и выводов, отраженных в отчете, вносимом на рассмотрение Коллегии Счетной палаты, информации, изложенной в заключениях, аналитических справках и в иной рабочей документации.
(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)
6.9. Одновременно с отчетом подготавливаются проекты сопроводительных писем к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Форма сопроводительного письма к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 14 к Стандарту. (в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)
6.10. утратил силу. - Постановление Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК;
6.11. По решению Коллегии Счетной палаты при необходимости результаты экспертно-аналитического мероприятия доводятся до объектов экспертно-аналитического мероприятия, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, заинтересованных руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций информационными письмами.
В информационных письмах излагаются ключевые итоги экспертно-аналитического мероприятия, содержащиеся в отчете и представляющие интерес для соответствующих адресатов, а также предложения (рекомендации), подготовленные по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
В случае установления в ходе экспертно-аналитического мероприятия необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации информационное письмо в Правительство Российской Федерации должно содержать предложения о внесении изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) принятии новых.
В информационное письмо могут быть включены только те предложения (рекомендации), которые изложены в соответствующем разделе отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия. Первое предложение исключено. - Постановление Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК.
В информационном письме при необходимости указывается просьба проинформировать Счетную палату о результатах его рассмотрения.
Форма информационного письма Счетной палаты приведена в приложении N 16 к Стандарту.
6.12. В случаях выявления данных, указывающих на признаки составов преступлений и (или) иных правонарушений, а также при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, подготавливается обращение Счетной палаты в правоохранительные органы, возбуждается дело об административном правонарушении (составляется протокол об административном правонарушении) с учетом положений, предусмотренных стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".