Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 36, Пленума ВАС РФ N 6 от 07.06.1999
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 36
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 1999 года
О РЕГЛАМЕНТЕ СОВМЕСТНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляют:
принять Регламент совместных заседаний Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (прилагается).
Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДЕМИДОВ
Секретарь Пленума, судья
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА
РЕГЛАМЕНТ
СОВМЕСТНЫХ ЗАСЕДАНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО
СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящий Регламент определяет порядок созыва и проведения совместных заседаний Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - совместные заседания Пленумов), принятия Пленумами соответствующих постановлений.
2. Совместные заседания Пленумов проводятся в целях:
- обеспечения единообразного применения норм материального и процессуального закона и иных нормативных правовых актов, применяемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
- установления единообразной судебной практики по отдельным категориям дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с подведомственностью этих дел;
- разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
- решения вопросов о совместном использовании права законодательной инициативы Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - Суд, Суды) по вопросам их ведения;
- решения вопросов о совместных обращениях Судов в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
- решения других вопросов, направленных на улучшение взаимодействия между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
3. Совместные заседания Пленумов проводятся по инициативе Председателей Судов и по достижении предварительной договоренности между ними о содержании вопроса, выносимого на заседание, дате, времени и месте его проведения.
4. Согласованные вопросы (пункт 3) утверждаются в каждом Суде в общем порядке, предусмотренном для созыва Пленума этого Суда. Одновременно решаются вопросы утверждения содокладчика от соответствующего Суда и состава рабочей группы этого Суда, создаваемой для изучения вопроса, выносимого на совместное заседание Пленумов, и для подготовки проекта постановления Пленумов.
5. Подготовка материалов для совместного заседания Пленумов проводится общей рабочей группой, состоящей из рабочих групп двух Судов.
Председатели рабочих групп Судов являются сопредседателями общей рабочей группы, они поочередно председательствуют на ее заседаниях.
Состав общей рабочей группы не ограничивается какой-либо численностью и определяется только количественным составом двух рабочих групп Судов.
6. Сопредседатели общей рабочей группы по договоренности между собой вправе привлекать к разработке изучаемых вопросов судей Судов, не являющихся членами общей рабочей группы, членов научно-консультативных советов при Судах, других специалистов, приглашать их с правом совещательного голоса на заседания общей рабочей группы.
7. Распределение между рабочими группами Судов конкретных обязанностей и объемов работы по изучению вопроса, выносимого на совместное заседание Пленумов, подготовке проекта постановления Пленумов и других рабочих материалов проводится решением общей рабочей группы.
8. Если вопрос, выносимый на совместное заседание Пленумов, и проект соответствующего постановления Пленумов был подготовлен одним из Судов, доработка представленных в общую рабочую группу материалов проводится в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
9. Всю свою деятельность общая рабочая группа строит на основе поиска и достижения единого взаимоприемлемого решения обсуждаемых проблем.
Решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовали все присутствовавшие на заседании члены общей рабочей группы.
10. В случае выявления различных мнений по принципиальным вопросам обсуждение и голосование проводится в рабочих группах Судов.
Если рабочими группами Судов по одному и тому же вопросу приняты различные решения, обе предлагаемые формулировки включаются в проект подготовленного общей рабочей группой документа.
11. Подготовленные и принятые документы изготавливаются в двух экземплярах, подписываются сопредседателями общей рабочей группы, передаются в Суды, где тиражируются и раздаются членам Пленума каждого Суда в установленном для таких случаев порядке.
12. Совместные заседания Пленумов проводятся поочередно в помещениях каждого Суда. Принимающий Суд организует техническое обеспечение проведения заседаний.
13. Совместное заседание Пленумов признается состоявшимся при наличии кворума, необходимого в соответствии с общими правилами каждого Суда для проведения заседания Пленума.
14. Председательствуют на совместном заседании Пленумов Председатели каждого из Судов поочередно. Открывает заседание Председатель Суда, в помещении которого проводится заседание.
15. Председательствующий при наличии кворума Пленума каждого Суда объявляет об открытии совместного заседания Пленумов и ставит на голосование (пункт 17) предложения о повестке заседания и регламенте работы.
16. С момента начала работы совместного заседания Пленумов рабочие группы Пленумов и общая рабочая группа действуют без изменения своих составов вплоть до образования редакционных комиссий Пленумов и объединенной редакционной комиссии, если возникнет необходимость в их образовании, а в случае выявившихся разногласий - до образования согласительной комиссии (пункт 30).
17. Голосование по вопросам, указанным в пунктах 15, 23, 24, 26, 27, 34 настоящего Регламента, проводится составом Пленума каждого Суда отдельно.
Решение Пленума каждого Суда по вопросу, поставленному на голосование, считается принятым по общим правилам, установленным в каждом Суде для принятия решений его Пленумом.
Решение совместного заседания Пленумов считается принятым, если оно принято каждым Пленумом Суда.
18. После утверждения процедурных вопросов (пункт 15) председательствующий предоставляет слово содокладчикам от каждого Суда.
После завершения докладов члены Пленумов с разрешения председательствующего могут задавать содокладчикам вопросы.
19. Установив, что у членов Пленумов вопросов к содокладчикам больше не имеется, председательствующий объявляет о переходе к обсуждению проекта постановления Пленумов.
20. Все члены Пленумов, изъявившие как до начала совместного заседания, так и в ходе заседания желание выступить, регистрируются в порядке поступления заявок в двух списках для выступлений - каждый для членов Пленума соответствующего Суда.
Слово для выступления предоставляется без соблюдения принципа паритетности, но поочередно членам Пленумов, занесенным в каждый список.
21. Все предложения о внесении изменений и дополнений в текст проекта постановления Пленумов, розданный членам Пленумов до начала совместного заседания, готовятся выступающими в письменной форме в виде конкретных формулировок и передаются после выступления председательствующему, который незамедлительно направляет их в общую рабочую группу. Такие поправки выступающие могут передавать в общую рабочую группу еще до начала совместного заседания.
22. В ходе совместного заседания Пленумов общая рабочая группа анализирует поступающие предложения о внесении конкретных изменений и дополнений в проект постановления Пленумов (пункт 21) и принимает по ним решения в порядке, предусмотренном пунктами 9 и 10 настоящего Регламента.
23. Установив, что желающих выступать по рассматриваемому вопросу больше не имеется, председательствующий вносит предложение о прекращении обсуждения проекта постановления Пленумов, которое голосуется в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.
24. После прекращения обсуждения сопредседатели совместного заседания Пленумов рассматривают вопрос о необходимости образования редакционных комиссий Пленумов и объединенной редакционной комиссии. Если образование таких комиссий будет признано необходимым, каждый Пленум избирает свою редакционную комиссию, обе комиссии составляют объединенную редакционную комиссию, которая действует в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для деятельности общей рабочей группы (пункты 5 - 10).
В зависимости от того, будет ли образована объединенная редакционная комиссия или свою деятельность продолжит общая рабочая группа, сопредседатели совместного заседания Пленумов выясняют у сопредседателей названных комиссии или группы их мнение о времени, требуемом для доработки проекта постановления Пленумов, и о возможности проведения обсуждения доработанного текста без раздачи членам Пленумов нового текста проекта постановления Пленумов и необходимых справочных материалов.
Исходя из результатов состоявшегося обмена мнениями, о содержании которого информируются члены Пленумов, председательствующий вносит на рассмотрение совместного заседания Пленумов одно из следующих предложений:
- объявить перерыв для работы общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии), после чего приступить к принятию постановления Пленумов;
- перенести окончание заседания в целях предоставления названной группе (комиссии) времени, необходимого для доработки проекта постановления Пленумов с учетом внесенных предложений; при этом может быть принято решение о дате нового заседания, а также о наиболее целесообразной процедуре принятия постановления Пленумов - на совместном заседании Пленумов или на отдельных заседаниях каждого Пленума.
Голосование по внесенному предложению проводится в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.
25. Доработанный текст проекта постановления Пленумов общая рабочая группа (объединенная редакционная комиссия) передает Председателям Судов, которые вносят его на рассмотрение Пленумов.
На продолженном совместном заседании Пленумов с сообщениями о проделанной общей рабочей группой (объединенной редакционной комиссией) работе, в том числе о предложениях, учтенных в новой редакции проекта и не учтенных, и о причинах такого решения, выступают сопредседатели названной группы (комиссии).
После сообщений сопредседателей члены Пленумов могут задать им вопросы.
В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 24 настоящего Регламента, по решению общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии) членам Пленума могут быть розданы дополнительные материалы (новая редакция проекта постановления, сравнительная таблица предыдущего и нового текстов проекта, перечень учтенных и неучтенных замечаний, другие материалы).
При обсуждении доработанного текста постановления на раздельных заседаниях Пленумов в каждом таком заседании должны участвовать члены общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии) и давать необходимые пояснения.
26. Установив, что вопросов к сопредседателям группы (комиссии) не имеется, председательствующий вносит предложение о прекращении обсуждения и переходе к принятию постановления Пленумов, которое голосуется в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.
27. Принятие постановления Пленумов на совместном заседании Пленумов проводится в следующем порядке.
1. По предложению председательствующего решается вопрос о принятии проекта постановления, доработанного общей рабочей группой (объединенной редакционной комиссией), за основу; голосование проводится в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.
2. В порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящего Регламента, председательствующий предоставляет слово членам Пленумов для предложений о внесении изменений или дополнений в текст доработанного проекта постановления; при этом выступающий должен дать формулировку своей поправки и обосновать ее необходимость; каждая поправка голосуется в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.
3. После завершения рассмотрения всех поправок и принятия по ним соответствующих решений председательствующий вносит предложение о принятии постановления Пленумов в целом с учетом внесенных в его текст изменений и дополнений; постановление Пленумов принимается в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.
28. В случае принятия постановления Пленумов на раздельных заседаниях Пленума каждого Суда поправки по тексту проекта постановления, утвержденные в соответствии с подпунктом 2 пункта 27 настоящего Регламента на заседании Пленума одного из Судов, должны быть в том же порядке рассмотрены и на заседании Пленума другого Суда. Постановление Пленумов считается принятым, если все поправки, принятые Пленумом одного Суда, приняты и Пленумом другого Суда.
29. Если на совместном (пункт 27) или раздельных (пункт 28) заседаниях Пленумов часть поправок, принятых Пленумом одного из Судов, не была принята Пленумом другого Суда, постановление Пленумов считается непринятым. В этом случае выявившиеся разногласия подлежат устранению путем применения согласительных процедур (пункты 30 - 34).
При возникновении указанной выше ситуации окончание совместного заседания Пленумов переносится до завершения работы согласительной комиссии (пункт 30).
30. В случае возникновения разногласий по отдельным вопросам между Пленумами Судов (пункт 29) решениями Председателей Судов или Пленумов Судов создается согласительная комиссия на паритетной основе из равного числа представителей каждого Суда.
Равновеликую часть согласительной комиссии от каждого Суда возглавляет заместитель Председателя Суда, являющийся сопредседателем согласительной комиссии; в состав этой части комиссии должен входить также сопредседатель общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии).
Сопредседатели согласительной комиссии председательствуют на ее заседаниях поочередно.
31. Согласительная комиссия должна найти взаимоприемлемое решение вопросов, вызвавших разногласия между Пленумами Судов, в том числе путем снятия возражений или поправок их авторами, исключения спорных вопросов из проекта постановления, уточнения формулировок. Согласительная комиссия может проводить консультации с Председателями Судов и специалистами.
Решение по каждому вопросу, переданному на рассмотрение согласительной комиссии, принимается путем достижения консенсуса.
32. Если общего согласия между членами согласительной комиссии достигнуть не удается, имеющиеся предложения по разрешению спорного вопроса ставятся на голосование в частях названной комиссии, представляющих каждый Суд.
Первоначально голосование проводится в той части согласительной комиссии, член которой имеет мнение по обсуждаемому вопросу, отличное от мнений других членов. Если особое мнение члена согласительной комиссии было поддержано частью, представляющей его Суд, это предложение голосуется также и в той части комиссии, которая представляет другой Суд. Если и другая часть согласительной комиссии поддержит особое мнение, оно считается принятым. Если по рассматриваемому согласительной комиссией вопросу имеется несколько мнений, не нашедших всеобщей поддержки, каждое такое мнение голосуется в указанном выше порядке.
По результатам проделанной работы согласительная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами, в том числе и теми, чьи предложения не были приняты.
В протоколе формулируются предложения названной комиссии по разрешению каждого вопроса, переданного на ее рассмотрение.
Если по какому-либо вопросу не удалось найти взаимоприемлемого решения, что установлено проведенным голосованием, в результате которого части комиссии, представляющие разные Суды, высказались за различные предложения, эти предложения также включаются в протокол.
Протокол составляется в двух экземплярах и передается Председателям Судов.
33. Если согласительная комиссия не смогла найти взаимоприемлемого решения хотя бы по одному из вопросов, переданных на ее рассмотрение, дальнейшая ее работа над проектом постановления Пленумов прекращается.
34. Протокол согласительной комиссии, в котором нашли разрешение все спорные вопросы, выносится на рассмотрение совместного заседания Пленумов либо на рассмотрение Пленума каждого из Судов.
Рекомендации согласительной комиссии по разрешению возникших расхождений докладываются одним из ее членов, уполномоченных комиссией выступить с таким докладом, после чего докладчик отвечает на вопросы членов Пленумов.
Затем проводится голосование отдельно по каждому из вопросов, переданных на рассмотрение согласительной комиссии. Голосуются только предложения комиссии. Голосование проводится в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Регламента.
Постановление Пленумов считается принятым в целом, если каждым Пленумом приняты все предложения согласительной комиссии.
Если одним Пленумом не было принято хотя бы одно предложение, представленное согласительной комиссией, проект постановления Пленумов считается либо непринятым, либо принятым в части, принятой каждым Пленумом.
35. На совместных заседаниях Пленумов по приглашению Председателей Судов могут присутствовать другие лица, в том числе представители средств массовой информации.
36. Официальный текст принятого постановления Пленумов составляется в двух экземплярах (по одному для каждого Суда), визируется сопредседателями общей рабочей группы (объединенной редакционной комиссии), а в случае образования согласительной комиссии - также и ее сопредседателями, подписывается в установленном порядке Председателями Судов и секретарями Пленумов Судов.
Датой принятия постановления Пленумов считается дата голосования, проведенного на совместном заседании Пленумов, либо наиболее поздняя дата голосования на заседании Пленума одного из Судов, если оно проводилось раздельно.
37. Официальный текст постановления Пленумов публикуется каждым Судом в общем порядке.