Рейтинг@Mail.ru

Постановление ЦИК России от 19.09.2011 N 33/302-6

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2011 г. N 33/302-6

ОБ ИНСТРУКЦИИ

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДСЧЕТА

ГОЛОСОВ - КОМПЛЕКСОВ ОБРАБОТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ

2003 НА ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ, ПРОВОДИМЫХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктами "в", "е" пункта 9, пунктом 13 статьи 21, пунктами 32, 35 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Инструкцию о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2003 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации (прилагается).

2. Признать утратившими силу Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 31/218-5 "Об Инструкции о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации", от 31 января 2008 года N 94/725-5 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации" и от 16 сентября 2008 года N 131/962-5 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации".

3. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

В.Е.ЧУРОВ

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Н.Е.КОНКИН

Утверждена

Постановлением Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

от 19 сентября 2011 г. N 33/302-6

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДСЧЕТА

ГОЛОСОВ - КОМПЛЕКСОВ ОБРАБОТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ

2003 НА ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ, ПРОВОДИМЫХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2003 при голосовании на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2003 (далее - КОИБ-2003) предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим законодательством; ввода данных протокола участковой избирательной комиссии, комиссии референдума (далее - участковая комиссия) об итогах голосования, которые не подсчитываются КОИБ-2003, проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, в том числе на внешний носитель информации.

КОИБ-2003 используется как составная часть средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для участковых комиссий.

1.2. В случае внесения в изготовленные бюллетени для голосования (далее - бюллетень) данных о кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств в порядке, предусмотренном пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей и составление протоколов участковых комиссий об итогах голосования по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу) осуществляются без использования КОИБ-2003.

2. Особенности работы участковой комиссии

при использовании КОИБ-2003

2.1. Оператор КОИБ-2003

Функционирование КОИБ-2003 в помещении для голосования избирательного участка, участка референдума (далее - помещение для голосования) обеспечивают операторы КОИБ-2003 - члены участковой комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации КОИБ-2003.

Основные функции оператора КОИБ-2003:

1) принимать КОИБ-2003, доставленные в помещение для голосования, с комплектом эксплуатационной документации (паспорт, руководство по эксплуатации, руководство оператора, блок-схема интерфейса КОИБ-2003, инструкция по монтажу-демонтажу КОИБ-2003);

2) осуществлять монтаж КОИБ-2003 в помещении для голосования;

3) подготавливать комплекты бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, а также для проведения тренировки в день, предшествующий дню голосования;

4) проверять работоспособность КОИБ-2003 в день, предшествующий дню голосования:

загружать исходные данные (дата и время голосования, номер избирательного участка, описание бюллетеня, описание протокола об итогах голосования, последовательность смены режимов голосования, проверяемые контрольные соотношения),

тестировать КОИБ-2003,

проводить тренировки,

получать на КОИБ-2003 распечатку "Результаты голосования" на избирательном участке, участке референдума в тренировочном режиме и передавать ее председателю участковой комиссии,

получать на КОИБ-2003 распечатку протокола об итогах голосования в тренировочном режиме и передавать ее председателю участковой комиссии;

5) загружать исходные данные в день голосования;

6) тестировать КОИБ-2003 перед началом голосования в день голосования до открытия помещения для голосования избирательного участка, участка референдума;

7) докладывать председателю участковой комиссии о готовности КОИБ-2003 к голосованию;

8) по указанию председателя участковой комиссии переводить КОИБ-2003 в день голосования из режима тестирования в режим голосования "Стационарный" (режим работы КОИБ-2003, в котором в КОИБ-2003 опускаются бюллетени, выдаваемые избирателям, участникам референдума в помещении для голосования, а также бюллетени, заполненные досрочно проголосовавшими избирателями, участниками референдума при проведении досрочного голосования, предусмотренного статьей 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

9) осуществлять контроль за работой КОИБ-2003 в течение дня голосования, в том числе за сохранностью оборудования, правильностью ввода бюллетеней избирателями, участниками референдума в КОИБ-2003 и, при необходимости, оказывать им консультативную помощь;

10) сообщать по телефонам "горячей линии технической поддержки" о возникновении нештатных ситуаций, связанных с работой КОИБ-2003;

11) по указанию председателя участковой комиссии переводить КОИБ-2003 из режима голосования "Стационарный" в режим голосования "Переносной" (режим работы КОИБ-2003, в котором в КОИБ-2003 опускаются бюллетени из переносных ящиков для голосования) в день голосования;

12) по указанию председателя участковой комиссии переводить КОИБ-2003 из режима голосования "Переносной" в режим "Подведение итогов" в день голосования;

13) получать на КОИБ-2003 распечатки результатов голосования на избирательном участке, участке референдума и передавать их председателю участковой комиссии;

14) по указанию председателя участковой комиссии вводить в КОИБ-2003 дополнительные сведения - числовые значения строк протокола об итогах голосования, внесенные в увеличенную форму протокола, кроме следующих:

"Число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования",

"Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования",

"Число недействительных бюллетеней",

"Число действительных бюллетеней",

"Число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех бюллетенях" ("Число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащихся в бюллетенях для голосования на референдуме");

15) получать на КОИБ-2003 распечатки протоколов об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума и передавать их председателю участковой комиссии;

16) сохранять данные протоколов об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума на внешнем носителе информации;

17) передавать внешний носитель информации с данными протоколов об итогах голосования председателю участковой комиссии для представления в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума (далее - вышестоящая комиссия);

18) по указанию председателя участковой комиссии осуществлять демонтаж и упаковку КОИБ-2003 после сдачи протоколов об итогах голосования в вышестоящую комиссию;

19) обеспечивать сохранность КОИБ-2003.

2.2. Требования к помещению для голосования с использованием КОИБ-2003

Помещение для голосования, кроме установленных законом требований, до начала развертывания КОИБ-2003 должно быть оборудовано электрической розеткой, расположенной на расстоянии не более 3 метров от места установки КОИБ-2003, и удлинителем на 3 - 5 розеток для подключения всех устройств КОИБ-2003 к электросети.

В помещении для голосования рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ-2003 должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованием КОИБ-2003.

2.3. Обеспечение участковой комиссии

Участковая комиссия, применяющая КОИБ-2003, дополнительно должна быть обеспечена:

1) бумагой формата A4 для принтера КОИБ-2003;

2) сменным внешним носителем информации с записанными на нем исходными данными о проводимых на избирательном участке, участке референдума выборах, референдуме, подготовленными на КСА ГАС "Выборы" вышестоящей комиссией (далее - ключевой носитель информации), который используется в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования;

3) прямоугольной печатью с номером избирательного участка, участка референдума, полученной в вышестоящей комиссии (описание и образец печати приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции);

4) запасными штемпельными подушками для печати из расчета одна штемпельная подушка на 1000 оттисков;

5) бюллетенями для голосования на выборах, референдумах с использованием КОИБ-2003, полученными в вышестоящей комиссии. Требования к изготовлению бюллетеней для голосования с использованием КОИБ-2003 приведены в приложении N 2 к настоящей Инструкции.

В помещении для голосования избирательного участка, участка референдума должно быть предусмотрено наличие резервного стационарного ящика для голосования.

2.4. Правила подготовки бюллетеней к выдаче избирателям

Прямоугольная печать участковой комиссии (в случае проведения досрочного голосования - прямоугольная печать соответствующей комиссии) ставится на лицевой стороне бюллетеня строго в зоне печати комиссии; цифры номера избирательного участка, участка референдума (в случае проведения досрочного голосования - цифры номера печати соответствующей комиссии) на оттиске печати должны находиться в нижней части зоны печати комиссии; оттиск печати должен быть четким, не смазанным (недопустимы жирные оттиски, приводящие к "слипанию" цифр, или слабые оттиски с потерей части элементов печати).

Зона печати комиссии - место на лицевой стороне бюллетеня в правом верхнем углу, ограниченное линиями, в котором ставятся печать соответствующей комиссии и подписи членов комиссии.

Контур оттиска печати не должен пересекать или касаться линий рамки зоны печати комиссии.

Подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса ставятся в верхней части зоны печати комиссии, не допускается их попадание в зону цифр на оттиске печати.

В случае использования для защиты бюллетеней специального знака (марки) он размещается только на оборотной стороне бюллетеня.

Толщина специального знака (марки) не должна превышать 0,5 мм.

Площадь специального знака (марки) не должна превышать 9 см2.

Наклеивание специального знака (марки) производится членами избирательных комиссий с правом решающего голоса в соответствии с установленными требованиями (приложение N 3).

При вычеркивании из бюллетеня данных выбывших кандидатов, списков кандидатов необходимо пользоваться только шариковой ручкой и следить за тем, чтобы линия вычеркивания проходила через квадрат для отметки избирателя, но не пересекала рамку бюллетеня (слева и справа) и не проходила между квадратами для отметок избирателей.

Оформленные участковой комиссией бюллетени, в том числе бюллетени для проведения тестирования и тренировки, в день, предшествующий дню голосования, проверяются членами участковой комиссии с правом решающего голоса под руководством председателя участковой комиссии и не выдаются избирателям в следующих случаях:

1) если при проставлении печати участковой комиссии на бюллетене получен неудачный оттиск - не пропечаталась часть элементов печати или "слиплись" (размазались) цифры печати;

2) если контур оттиска печати пересекает линии рамки зоны для печати;

3) если обнаружен типографский брак при изготовлении тиража бюллетеней - бледный оттиск базовых линий или их части на бюллетене, базовые линии имеют разрывы или белые вкрапления;

4) если внутри квадратов для отметок избирателей, участников референдума имеются следы типографской краски или иные темные вкрапления, контрастные с цветом бюллетеня;

5) если подписи членов участковой комиссии попали в зону цифр на оттиске печати или за границы зоны печати комиссии;

6) при нарушении правил вычеркивания данных выбывших кандидатов, списков кандидатов (если линия вычеркивания данных выбывших кандидатов, списков кандидатов не проходит через квадрат для отметки избирателя, либо пересекает рамку бюллетеня, либо проходит между квадратами, в иных случаях);

7) при нарушении правил наклеивания специального защитного знака (марки).

Бюллетени, оформленные с нарушением указанных выше правил, откладываются в отдельную пачку и хранятся в сейфе у председателя участковой комиссии отдельно от бюллетеней, предназначенных к выдаче избирателям, участникам референдума, а после окончания голосования погашаются в установленном порядке вместе с неиспользованными бюллетенями.

Правила и образцы оформления бюллетеней приведены в приложении N 3 к настоящей Инструкции.

Если прорезь в переносном ящике для голосования меньше ширины бюллетеня, то при проведении досрочного голосования или голосования вне помещения для голосования перед выдачей избирателю, участнику референдума бюллетеня можно предварительно сложить его так, чтобы линия сгиба проходила только между квадратами для отметок избирателя, участника референдума (линию сгиба рекомендуется не фиксировать).

После проставления избирателем, участником референдума отметки бюллетень складывается избирателем, участником референдума по заранее подготовленной линии сгиба и опускается в переносной ящик для голосования или вкладывается в конверт.

2.5. Классификация бюллетеней, обрабатываемых КОИБ-2003

Бюллетени классифицируются КОИБ-2003 следующим образом:

"Действительный", если он является бюллетенем установленной формы (геометрические параметры бюллетеня соответствуют исходным данным), на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, отметки избирателя, участника референдума проставлены только в допустимом количестве квадратов;

"Недействительный", если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, но отметки избирателя, участника референдума не проставлены ни в одном квадрате либо если в нем число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом;

"Неустановленной формы", если на бюллетене не проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, либо он не соответствует геометрии бюллетеня установленной формы, либо нарушены правила подготовки бюллетеня, определенные пунктом 2.4 настоящей Инструкции.

Бюллетени, классифицированные КОИБ-2003 как недействительные, маркируются в верхней или нижней части бюллетеня (в зависимости от того, какой стороной был опущен бюллетень в сканирующее устройство КОИБ-2003): без отметок - двумя просечками; с превышением числа отметок, установленного законом, - тремя просечками.

Бюллетени, классифицированные КОИБ-2003 как бюллетени неустановленной формы, маркируются сканирующим устройством четырьмя просечками.

Результаты классификации бюллетеня, опущенного в сканирующее устройство КОИБ-2003, можно просматривать на информационном табло КОИБ-2003 только в режиме тестирования.

Сканирующее устройство, входящее в состав КОИБ-2003, - устройство, обеспечивающее считывание информации с бюллетеня, его распознавание (классификацию).

Данные классификационные требования не предъявляются к бюллетеням с внесенными в них в соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней.

2.6. Правила ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ-2003

Операторы КОИБ-2003 в день голосования по просьбе избирателя, участника референдума консультируют его только по порядку ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ-2003 и следят за соблюдением следующих правил:

бюллетени вводятся в сканирующее устройство только при горящем зеленом индикаторе;

бюллетени помещаются в лоток сканирующего устройства только по одному и в расправленном виде;

складывать бюллетени недопустимо;

бюллетени вводятся в сканирующее устройство лицевой (текстовой) стороной вниз.

Правила ввода бюллетеней должны быть изложены на плакатах, размещаемых рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ-2003.

Возврат бюллетеней сканирующим устройством КОИБ-2003 происходит автоматически в следующих случаях:

при одновременном вводе двух или более бюллетеней;

при вводе сложенного бюллетеня;

при вводе бюллетеня со значительным смещением в сторону (не по направляющим);

при задержке бюллетеня рукой во время ввода;

при вводе рваного или очень мятого бюллетеня.

Возвращенный бюллетень не учитывается КОИБ-2003, показания счетчика бюллетеней, опущенных в сканирующее устройство, при возврате не изменяются.

В случаях возврата бюллетеня следует повторно ввести его в сканирующее устройство с точным соблюдением правил ввода.

При неоднократном возврате бюллетеня избирателю, участнику референдума оператор КОИБ-2003 предлагает ему заменить бюллетень в установленном порядке и информирует об этом председателя участковой комиссии.

3. Организация работы участковой комиссии в день,

предшествующий дню голосования

Подготовка КОИБ-2003 к работе в день, предшествующий дню голосования, и проведение всех работ в этот день выполняются операторами КОИБ-2003 в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2003 в день, предшествующий дню голосования (приложение N 4 к настоящей Инструкции), и Руководством оператора КОИБ-2003, входящим в комплект эксплуатационной документации.

Для подготовки комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 и тренировки председатель участковой комиссии выдает по акту (приложение N 5 к настоящей Инструкции) необходимое количество бюллетеней из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией, операторам КОИБ-2003, которые в центральной части каждого бюллетеня (на сведениях о кандидатах, об избирательных объединениях либо вопросах референдума) шариковой ручкой наносят надпись "ТЕСТ" на бюллетенях для проведения тестирования КОИБ-2003 и надпись "ТРЕНИРОВКА" - на бюллетенях для проведения тренировки (правила подготовки и образцы оформления бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 и тренировки приведены в приложении N 6 к настоящей Инструкции).

Для проведения тестирования КОИБ-2003 и тренировки председатель участковой комиссии выдает по акту (приложение N 7 к настоящей Инструкции) операторам КОИБ-2003 ключевой носитель информации с исходными данными из ГАС "Выборы" о проводимых на избирательном участке, участке референдума выборах, референдуме, подготовленными территориальной избирательной комиссией.

Операторы КОИБ-2003 осуществляют монтаж КОИБ-2003 в помещении для голосования в соответствии с Инструкцией по монтажу-демонтажу КОИБ-2003, входящей в комплект эксплуатационной документации.

Проверка работоспособности КОИБ-2003 производится после его монтажа и включает:

загрузку исходных данных с ключевого носителя;

тестирование КОИБ-2003;

проведение голосования в тренировочном режиме.

3.1. Загрузка исходных данных

Операторы КОИБ-2003 получают у председателя участковой комиссии ключевой носитель информации, вставляют его в специальный разъем главного сканирующего устройства, вводят номер избирательного участка, участка референдума, проверяют установленные на КОИБ-2003 дату и время на соответствие текущим значениям, проверяют время начала и окончания голосования, загружают исходные данные с ключевого носителя информации.

Операторы КОИБ-2003 получают у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов, при необходимости выполняют процедуру снятия позиций с голосования, выполняют распечатку исходных данных, проверяют по распечатке правильность исключения из исходных данных выбывших кандидатов, списков кандидатов и передают распечатку председателю участковой комиссии.

Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии.

3.2. Проведение тестирования КОИБ-2003

После загрузки исходных данных операторы КОИБ-2003 выполняют тестирование для проверки правильности классификации бюллетеней каждым сканирующим устройством КОИБ-2003 (вводят комплект бюллетеней для тестирования КОИБ-2003, считывают информацию на информационном табло сканирующего устройства и убеждаются, что сканирующее устройство правильно классифицирует отметки в квадратах). КОИБ-2003 считается работоспособным, если каждым сканирующим устройством были правильно классифицированы все бюллетени из комплекта для проведения тестирования КОИБ-2003.

Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии.

3.3. Работа в тренировочном режиме

В тренировочном режиме операторы КОИБ-2003 выполняют следующие процедуры:

1) вводят бюллетени из комплекта бюллетеней для проведения тренировки в режиме голосования "Стационарный" и в режиме голосования "Переносной";

2) распечатывают на КОИБ-2003 "Результаты голосования" и передают их председателю участковой комиссии.

Распечатка "Результаты голосования" подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии;

3) вводят в КОИБ-2003 по указанию председателя участковой комиссии данные строк протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны автоматически, для составления протоколов по каждому виду выборов, референдумов, после чего на КОИБ-2003 формируются протоколы об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума (с выполненными контрольными соотношениями);

4) распечатывают протоколы об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума, проводят ручной подсчет голосов и сравнивают данные, содержащиеся в распечатках протоколов, с результатами ручного подсчета и данными, содержащимися в распечатке "Результаты голосования", и составляют акт по форме, приведенной в приложении N 12;

5) передают протоколы об итогах голосования на ключевом носителе информации председателю участковой комиссии для передачи в вышестоящую комиссию;

6) после получения подтверждения из вышестоящей комиссии о считывании на КСА ГАС "Выборы" данных протоколов об итогах голосования с ключевого носителя информации по указанию председателя участковой комиссии завершают работу и выключают сканирующие устройства в соответствии с Руководством оператора КОИБ-2003.

Незамедлительно после завершения тестирования КОИБ-2003 и тренировки в день, предшествующий дню голосования, операторам КОИБ-2003 необходимо:

по акту сдать председателю участковой комиссии на ответственное хранение до начала работ по подготовке КОИБ-2003 в день голосования ключевой носитель информации;

сдать председателю участковой комиссии бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2003 и тренировки, с внесением записи о возврате бюллетеней в соответствующий акт.

Использованные для проведения тестирования КОИБ-2003 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, бюллетени после окончания голосования в день голосования погашаются с соблюдением требований, установленных законом, после составления акта об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ-2003 (приложение N 8 к настоящей Инструкции).

Категорически запрещается предварительно гасить бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2003 и тренировки.

4. Организация работы участковой комиссии

в день голосования до открытия помещения для голосования

и в ходе голосования

4.1. Подготовка КОИБ-2003 к проведению голосования в день голосования

Члены участковой комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее чем за час до начала времени голосования для проведения тестирования КОИБ-2003.

Контроль за работой КОИБ-2003 осуществляется операторами КОИБ-2003 в день голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2003 в день голосования (приложение N 9 к настоящей Инструкции) и Руководством оператора КОИБ-2003.

Операторам КОИБ-2003 необходимо:

1) получить у председателя участковой комиссии по актам ключевой носитель информации и комплект бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 в день голосования;

2) включить КОИБ-2003 и выполнить следующие операции:

- ввести номер избирательного участка, участка референдума,

- проверить установленные на КОИБ-2003 дату и время на соответствие текущим значениям,

- проверить время начала и окончания голосования,

- загрузить исходные данные с ключевого носителя информации;

3) уточнить у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов. В случае необходимости выполнить процедуру снятия позиций с голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2003 в день голосования;

4) распечатать исходные данные и передать распечатку председателю участковой комиссии.

Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии;

5) выполнить тестирование КОИБ-2003 с помощью комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 в день голосования;

6) распечатать протокол тестирования и передать распечатку председателю участковой комиссии.

Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии.

Подписанные распечатки исходных данных и протокола тестирования вкладываются в конверт для документации и вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую избирательную комиссию;

7) из накопителей для бюллетеней извлечь бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2003 в день голосования, и после внесения записей о возврате в соответствующий акт сдать их для последующего погашения председателю участковой комиссии;

8) доложить по телефонам "горячей линии технической поддержки" о готовности КОИБ-2003 к проведению голосования на соответствующем избирательном участке.

Тестовые бюллетени неустановленной формы без оттиска печати участковой комиссии после завершения тестирования КОИБ-2003 в день голосования заверяются подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и печатью.

При подготовке КОИБ-2003 к проведению голосования в день голосования до его начала вправе присутствовать и наблюдать за процессом подготовки КОИБ-2003 члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели. Председатель участковой комиссии в обязательном порядке оповещает всех присутствующих о порядке проведения тестирования, его начале и результатах.

Подготовка КОИБ-2003 к проведению голосования должна быть завершена до времени начала голосования на избирательном участке.

4.2. Проведение голосования

В день голосования во время, определенное законом, председатель участковой комиссии объявляет об открытии помещения для голосования.

По указанию председателя участковой комиссии операторы КОИБ-2003 переводят КОИБ-2003 в режим голосования "Стационарный" и убирают клавиатуры под верхние крышки сканирующих устройств КОИБ-2003.

Перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции:

пустые отсеки накопителей бюллетеней (основной и специальный - для ручного голосования);

информационные табло всех сканирующих устройств КОИБ-2003 с отображением "Принято: 0";

пустые переносные ящики для голосования и резервный стационарный ящик для голосования, которые опечатываются, включая прорезь резервного стационарного ящика, и находятся в помещении для голосования.

Операторы КОИБ-2003 устанавливают сканирующие устройства на накопители, закрывая оба отсека, опечатывают отсеки для ручного голосования и соединения сканирующих устройств с накопителями.

В случае проведения голосования с использованием бюллетеней с внесенными в них в соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней такие бюллетени также опускаются в КОИБ-2003. Подсчет голосов избирателей по этим бюллетеням и составление протокола об итогах голосования производятся без использования КОИБ-2003.

При проведении досрочного голосования, предусмотренного статьей 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", председатель участковой комиссии в присутствии членов участковой комиссии и иных лиц, указанных в пункте 4.1 настоящей Инструкции, перед началом голосования сообщает об общем количестве участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении вышестоящей комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список участников референдума, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

Если число досрочно проголосовавших участников референдума составляет более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список участников референдума на участке референдума (но не менее 10-ти участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.

После совершения указанных действий председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления участника референдума, опускает бюллетени в КОИБ-2003. Если на конверте отсутствуют соответствующие реквизиты либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему округу, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. На квадратах, расположенных на лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, справа от позиций "Да" и "Нет" ("За" и "Против") вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, после чего председатель участковой комиссии опускает эти бюллетени в КОИБ-2003.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может проводиться досрочное голосование групп избирателей, участников референдума. В этом случае голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования и в день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру присутствующим в помещении для голосования лицам опечатанный переносной ящик (опечатанные переносные ящики) для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными и опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, участниками референдума, после чего располагает его (их) в помещении для голосования так, чтобы они постоянно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. По окончании времени голосования в режиме голосования "Стационарный" указанный выше опечатанный переносной ящик (опечатанные переносные ящики) для голосования вскрывается (вскрываются) в порядке, предусмотренном в пункте 5.1 настоящей Инструкции.

4.2.1. Определение числа проголосовавших избирателей, участников референдума

В течение дня голосования в режиме голосования "Стационарный" во время, определенное вышестоящей комиссией, операторы КОИБ-2003 считывают показания со счетчиков всех сканирующих устройств КОИБ-2003, суммируют их, делят на количество видов используемых при голосовании бюллетеней, после чего получившееся число проголосовавших избирателей, участников референдума сообщают председателю участковой комиссии, который передает эти данные в вышестоящую комиссию.

4.2.2. Действия операторов КОИБ-2003 в нештатных ситуациях, возникших в ходе голосования

В случае возникновения нештатных ситуаций операторы КОИБ-2003 немедленно информируют председателя участковой комиссии, сообщают по телефонам "горячей линии технической поддержки" и принимают меры по устранению неисправности в соответствии с Руководством оператора КОИБ-2003 и рекомендациями специалистов группы технической поддержки.

Загрязнение сканирующих линеек нештатной ситуацией не является. В случае сообщения сканирующим устройством КОИБ-2003 о загрязнении линейки ее необходимо протереть в соответствии с рекомендациями специалистов группы технической поддержки и продолжить голосование.

Застревание бюллетеня в сканирующем устройстве. В случае застревания бюллетеня в сканирующем устройстве КОИБ-2003 (не принимает бюллетени, на верхней панели мигает красный индикатор) необходимо в присутствии избирателя, участника референдума:

открыть верхнюю крышку сканирующего устройства;

приподнять верхнюю часть механизма протяжки бюллетеней;

аккуратно, без рывков извлечь застрявший бюллетень, не нарушая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума;

опустить верхнюю часть механизма протяжки бюллетеней;

опустить верхнюю крышку сканирующего устройства;

предложить избирателю, участнику референдума расправить извлеченный бюллетень (или заменить его, если он оказался испорченным и не принимается КОИБ-2003);

после включения зеленого индикатора на верхней панели сканирующего устройства предложить избирателю, участнику референдума ввести бюллетень в сканирующее устройство повторно.

Если восстановить работоспособность сканирующего устройства не удалось, необходимо проинформировать председателя участковой комиссии и вызвать на избирательный участок, участок референдума группу технической поддержки.

В это время голосование продолжается на работоспособных сканирующих устройствах КОИБ-2003.

Отключение электропитания. В случае кратковременного (отключилось - включилось) отключения электропитания в помещении для голосования необходимо подождать перезагрузки обоих сканирующих устройств (примерно 2 минуты), после чего КОИБ-2003 автоматически возвращается в рабочее состояние, при этом в памяти КОИБ-2003 сохраняется информация, полученная по ранее обработанным бюллетеням.

В случае продолжительного временного (отключилось, но не включилось, и время включения неизвестно) отключения электропитания необходимо:

сообщить об этом по телефонам "горячей линии технической поддержки" (в течение 5 - 10 минут после отключения электропитания);

по указанию председателя участковой комиссии открыть крышку отсека для ручного голосования и предложить избирателям, участникам референдума опускать бюллетени в отсек для ручного голосования КОИБ-2003 либо установить резервный стационарный ящик для голосования и предложить избирателям, участникам референдума опускать в него бюллетени.

После восстановления электропитания в помещении для голосования необходимо:

включить сканирующие устройства и принтер;

подождать загрузки сканирующих устройств (примерно 2 минуты);

убедиться, что сканирующие устройства готовы к приему бюллетеней (включились зеленые индикаторы);

закрыть крышку отсека для ручного голосования и опечатать место соединения крышки с накопителем либо опечатать прорезь резервного стационарного ящика для голосования;

предложить избирателям, участникам референдума продолжить голосование с использованием КОИБ-2003;

сообщить о восстановлении работы КОИБ-2003 по телефонам "горячей линии технической поддержки".

Отказ одного сканирующего устройства.

В случаях отказа одного сканирующего устройства во время голосования (когда сканирующее устройство не принимает бюллетени установленной формы) необходимо его выключить и через 10 - 15 секунд включить вновь, подождать загрузки сканирующего устройства и после включения зеленого индикатора на верхней панели продолжить голосование. Если работоспособность сканирующего устройства не восстановилась, необходимо сообщить об этом по телефонам "горячей линии технической поддержки".

Если после консультации со специалистами группы технической поддержки и выполнения их рекомендаций сканирующее устройство остается неработоспособным, операторы должны вызвать группу технической поддержки на избирательный участок.

Если специалистам группы технической поддержки не удалось восстановить работоспособность сканирующего устройства, председатель участковой комиссии совместно с ее членами составляет акт о неработоспособности данного сканирующего устройства и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности сканирующего устройства передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Голосование избирателей, участников референдума продолжается на работоспособном сканирующем устройстве.

В случае выхода из строя главного сканирующего устройства необходимо вынуть из него ключевой носитель информации и вставить в специальный разъем исправного сканирующего устройства, переподключить принтер к подчиненному (исправному) сканирующему устройству, которое автоматически становится главным.

Отказ обоих сканирующих устройств.

В случае отказа обоих сканирующих устройств во время голосования операторы КОИБ-2003:

немедленно информируют об этом председателя участковой комиссии;

сообщают по телефону "горячей линии технической поддержки" и производят перезагрузку обоих сканирующих устройств.

Если попытка восстановить работоспособность КОИБ-2003 путем перезагрузки окажется неудачной, участковая комиссия открывает крышки отсеков для ручного голосования и предлагает избирателям, участникам референдума опускать в них бюллетени, либо участковая комиссия открывает прорезь резервного стационарного ящика для ручного голосования и предлагает избирателям, участникам референдума опускать в него бюллетени.

В случае восстановления работоспособности КОИБ-2003 необходимо:

убедиться, что сканирующие устройства готовы к приему бюллетеней (включились зеленые индикаторы);

закрыть и опечатать крышки отсеков для ручного голосования либо опечатать прорезь резервного стационарного ящика для голосования;

предложить избирателям, участникам референдума продолжить голосование с использованием КОИБ-2003;

сообщить о восстановлении работы КОИБ-2003 по телефонам "горячей линии технической поддержки".

Если работоспособность КОИБ-2003 восстановить не удалось, участковая комиссия составляет акт о неработоспособности сканирующих устройств и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования. Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования в данном случае производятся вручную, при этом бюллетени из накопителей КОИБ-2003 и резервного стационарного ящика подсчитываются в порядке, установленном для подсчета голосов избирателей, участников референдума в стационарных ящиках.

5. Организация работы участковой комиссии после окончания

голосования в помещении для голосования

По окончании голосования участковая комиссия производит действия по установлению итогов голосования, определенные законом (пункты 3 - 6 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

После оглашения итоговых данных, полученных в результате работы со списком избирателей, участников референдума, и внесения их в соответствующие строки увеличенных форм протоколов участковая комиссия в присутствии лиц, имеющих право присутствовать при подсчете голосов, производит следующие действия.

Если в течение дня голосования использовался отсек для ручного голосования либо резервный стационарный ящик для голосования, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на отсеке для ручного голосования либо на резервном стационарном ящике, открывает его, затем председатель участковой комиссии опускает все содержащиеся в нем бюллетени в сканирующее устройство в режиме "Стационарный" таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Обнаруженные поврежденные бюллетени в сканирующее устройство не опускаются. Участковая комиссия в соответствии с пунктом 17 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решает вопрос о действительности всех таких бюллетеней и впоследствии составляет вручную протокол об итогах голосования, суммируя полученные данные этих бюллетеней с данными протокола об итогах голосования, составленного посредством КОИБ-2003.

Если печать (пломба) повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы.

После выполнения вышеуказанных действий КОИБ-2003 переводится в режим голосования "Переносной".

5.1. Организация работы участковой комиссии с переносными ящиками для голосования

Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Если печать (пломба) повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы.

Подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в соответствующую строку увеличенной формы протокола об итогах голосования.

Если число обнаруженных в переносном ящике бюллетеней установленной формы для голосования больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования.

Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается и вносится в указанный акт. На лицевой стороне каждого из недействительных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии (образец оформления приведен в приложении N 3).

Затем председатель участковой комиссии опускает все бюллетени установленной формы, извлеченные из переносного ящика для голосования, в КОИБ-2003.

Аналогичные действия проводятся со вторым и третьим (при их наличии) переносными ящиками для голосования.

После проведения указанных операций операторы переводят КОИБ-2003 в режим "Подведение итогов".

6. Организация работы участковой комиссии

по составлению протокола об итогах голосования

для подписания членами участковой комиссии

По указанию председателя участковой комиссии операторы КОИБ-2003 распечатывают результаты голосования на избирательном участке, участке референдума по каждому виду выборов. Полученные распечатки передаются председателю участковой комиссии.

Распечатки результатов голосования подписываются председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии с указанием даты и времени подписания и заверяются печатью участковой комиссии, а затем оглашаются. Данные, содержащиеся в распечатках результатов голосования, заносятся в увеличенные формы протоколов участковой комиссии. Образец формы распечатки результатов голосования приведен в приложении N 10 к настоящей Инструкции.

Подписанные и заверенные распечатки результатов голосования направляются в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования участковой комиссии.

Для составления протокола об итогах голосования операторы КОИБ-2003 получают у председателя участковой комиссии данные строк протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны КОИБ-2003 автоматически.

Операторы КОИБ-2003 достают клавиатуру из-под верхней крышки главного сканирующего устройства, затем производят клавиатурный ввод числовых значений соответствующих строк из увеличенной формы протокола согласно запросам на информационном табло главного сканирующего устройства.

КОИБ-2003 производит проверку контрольных соотношений данных протокола, и на информационное табло выводится информация о совпадении либо несовпадении контрольных соотношений.

Если на информационном табло содержится информация о невыполнении контрольных соотношений, необходимо в первую очередь распечатать на принтере КОИБ-2003 невыполненные контрольные соотношения и введенные оператором данные, проверить правильность ввода числовых значений из соответствующих строк увеличенной формы протокола.

В том случае, если на информационном табло содержится информация, что число полученных участковой комиссией бюллетеней не равно сумме выданных и погашенных бюллетеней, участковая комиссия проводит проверку данных, внесенных на каждый лист списка избирателей, суммарных данных, занесенных на последний лист списка избирателей, а также правильность подсчета погашенных бюллетеней.

Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вводит в КОИБ-2003 полученные числовые значения в строки протокола об итогах голосования - "Число утраченных бюллетеней" или "Число бюллетеней, не учтенных при получении".

Если контрольные соотношения выполняются, в этих строках протокола проставляется цифра "0".

В том случае, если на информационном табло содержится информация, что число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, плюс число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, не равно числу недействительных бюллетеней плюс числу действительных бюллетеней либо число действительных бюллетеней не равно сумме голосов, поданных за всех кандидатов, списки кандидатов, участковая комиссия проводит ручной подсчет голосов.

После составления протокола об итогах голосования с выполненными контрольными соотношениями оператор КОИБ-2003 распечатывает протокол участковой комиссии об итогах голосования в двух экземплярах для подписания, полученные распечатки передаются председателю участковой комиссии. Требования к форме протокола участковой комиссии об итогах голосования, выдаваемого на печать КОИБ-2003, приведены в приложении N 11 к настоящей Инструкции.

Участковая комиссия сравнивает данные, содержащиеся в полученной распечатке протокола участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума, с данными, содержащимися в ранее полученной распечатке результатов голосования. В случае несовпадения данных, содержащихся в распечатках, участковая комиссия проводит ручной подсчет голосов.

В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений), касающихся процедуры подсчета голосов, от лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая КОИБ-2003, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ-2003 (ручной подсчет), по итогам которого либо составляется протокол об итогах голосования (в случае разницы более чем в один процент, определяемой делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием КОИБ-2003, на большее число голосов, но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью КОИБ-2003, хотя бы по одной из определенных законом строк протокола участковой комиссии об итогах голосования) с отметкой "Повторный", либо подписывается протокол, составленный с помощью КОИБ-2003. Составляется акт (приложение N 12 к настоящей Инструкции) о совпадении данных, полученных в ходе ручного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Критерии определения необходимости составления протокола с отметкой "Повторный" приведены в таблице.

Критерии определения необходимости составления протокола

с отметкой "Повторный"

Жалобы могут быть признаны обоснованными, если они указывают, в частности, на следующие имевшие место обстоятельства:

не была проведена или проведена не полностью процедура тестирования КОИБ-2003 в день голосования;

лицам, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, было отказано в возможности наблюдения за процедурой тестирования КОИБ-2003;

в ходе голосования и при подготовке протокола об итогах голосования происходили неоднократные отказы КОИБ-2003;

сумма показаний счетчиков опущенных бюллетеней на информационных табло всех КОИБ-2003 отличается от количества выданных бюллетеней по всем уровням выборов в большую сторону;

нет возможности распечатать протокол из-за отказа принтера;

отказ всех сканирующих устройств на участке;

отключение электропитания на участке не восстановлено до подведения итогов голосования;

КОИБ-2003 не был опечатан либо печати повреждены;

КОИБ-2003 не был переведен из режима тестирования в режим голосования "Стационарный" либо из режима голосования "Стационарный" в режим голосования "Переносной";

данные, содержащиеся в распечатке результатов голосования, не соответствуют данным, содержащимся в распечатке протокола об итогах голосования.

Другие жалобы (заявления), если участковая комиссия признает их обоснованными для проведения ручного подсчета голосов.

Перед подписанием протокола об итогах голосования сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, вносятся в каждый экземпляр протокола вручную. Проводится проверка контрольных (логических) соотношений в установленном порядке.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования.

Копии протоколов могут изготавливаться с помощью КОИБ-2003 на принтере.

По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать в установленном порядке указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования с указанием присвоенного ей номера экземпляра. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, и номер выданной копии итогового протокола. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в реестре, указывая при этом контактный телефон, по которому оно может быть извещено о проведении в случае необходимости заседания участковой комиссии для составления повторного протокола либо проведения повторного подсчета голосов, а также дату и время получения копии. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, конверт с распечатками исходных данных и протоколом тестирования, распечатка результатов голосования, полученных в день голосования, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры.

После подписания протокола об итогах голосования и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, оператор по указанию председателя участковой комиссии извлекает из разъема главного сканирующего устройства ключевой носитель информации. После внесения в соответствующий акт записей о возврате ключевых носителей информации оператор возвращает его председателю участковой комиссии для последующей передачи в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола.

Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами и ключевым носителем информации доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.

Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, присутствовавшим при подсчете голосов, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.

В случае одновременного проведения выборов разных уровней действия по подготовке протоколов об итогах голосования на соответствующих выборах проводятся аналогичным образом.

После подписания всех протоколов об итогах голосования участковая комиссия извлекает бюллетени из накопителей бюллетеней КОИБ-2003 и упаковывает их в мешки или коробки без сортировки. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 4.1 настоящей Инструкции и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.

В случае совмещения дней голосования на выборах, референдумах разных уровней с использованием отпечатанных бюллетеней с внесенными в них изменениями после изготовления тиража бюллетеней подсчет голосов по этим бюллетеням и составление протокола об итогах голосования производятся вручную после составления протоколов с использованием КОИБ-2003 по другим уровням выборов, референдума в порядке, определенном статьей 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <*> .

--------------------------------

<*> При проведении референдума Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации применяются нормы соответствующих законов.

После извлечения бюллетеней из накопителей КОИБ-2003 участковая комиссия производит отбор бюллетеней с внесенными в них изменениями после изготовления тиража бюллетеней и подсчет голосов вручную в соответствии с законом. Упаковка таких бюллетеней производится в соответствии с пунктом 23 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> При проведении референдума Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации применяются нормы соответствующих законов.

Бюллетени, по которым подсчет голосов проводился автоматизированным способом, упаковываются в мешки или коробки без сортировки.

7. Контрольный (ручной) подсчет голосов

Законом, а в случае его отсутствия - решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на пяти процентах определяемых жребием избирательных участков (но не менее чем на трех избирательных участках), где использовались технические средства подсчета голосов, проводится контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится вышестоящей комиссией в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. При совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня проводимых выборов.

Контрольный (ручной) подсчет голосов избирателей, участников референдума производится непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса.

О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть оповещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, участке референдума.

Если по итогам жеребьевки участковая комиссия не попадает в число комиссий, проводящих контрольный (ручной) подсчет, то она обеспечивает сохранность избирательных бюллетеней и всей избирательной документации (бюллетеней для голосования на референдуме и всей документации референдума). При этом члены участковой комиссии после оповещения присутствующих о возможности проведения по решению вышестоящей комиссии ручного подсчета голосов дожидаются соответствующего телефонного сообщения.

Если участковая комиссия обязана произвести контрольный (ручной) подсчет по итогам жеребьевки либо в соответствии с решением вышестоящей комиссии о проведении ручного подсчета голосов на всех избирательных участках, участках референдума, она проводит ручной подсчет голосов в установленном законом порядке.

По итогам контрольного (ручного) подсчета составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе ручного подсчета голосов, с первоначальными данными (приложение N 12 к настоящей Инструкции), либо составляется протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный" (в случае разницы более чем в один процент, определяемой делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием КОИБ-2003, на большее число голосов, но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью КОИБ-2003, хотя бы по одной из определенных законом строк протокола участковой комиссии об итогах голосования). Указанный акт вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Председатель участковой комиссии избирательного участка, участка референдума, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах вышестоящую комиссию.

8. Ввод вышестоящей комиссией данных протоколов

участковых комиссий об итогах голосования в базу данных

ГАС "Выборы"

Данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования, переданные в вышестоящую комиссию, вводятся системным администратором в базу данных ГАС "Выборы".

Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, доставивший протокол участковой комиссии об итогах голосования в вышестоящую комиссию, после занесения данных протокола в увеличенную форму сводной таблицы передает первый экземпляр протокола с приложенными к нему документами и ключевым носителем информации члену вышестоящей комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность составления протокола участковой комиссии, его соответствие требованиям закона.

Системный администратор КСА ГАС "Выборы" в присутствии председателя, секретаря или иного члена участковой комиссии с правом решающего голоса и члена группы контроля из числа членов вышестоящей комиссии вводит в ГАС "Выборы" данные протокола участковой комиссии с ключевого носителя информации и распечатывает их для сверки с первым экземпляром протокола участковой комиссии.

Если данные протокола участковой комиссии, содержащиеся в компьютерной распечатке с ключевого носителя информации, не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре протокола участковой комиссии, вышестоящая комиссия, организующая ввод данных протоколов участковых комиссий в базу данных ГАС "Выборы", принимает мотивированное решение либо о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, либо о корректировке соответствующих данных протокола этой участковой комиссии, введенных в базу данных ГАС "Выборы" с ключевого носителя информации, в соответствии с первым экземпляром протокола участковой комиссии.

Если ввести данные протокола участковой комиссии в базу данных ГАС "Выборы" и получить компьютерную распечатку данных протокола участковой комиссии с ключевого носителя информации не удается, системный администратор вручную вводит в ГАС "Выборы" данные из первого экземпляра протокола участковой комиссии и распечатывает их для сверки с первым экземпляром протокола участковой комиссии.

Факт соответствия данных протокола участковой комиссии, размещенных в базе данных ГАС "Выборы", данным первого экземпляра протокола и передачи компьютерной распечатки председателю, секретарю или иному члену участковой комиссии с правом решающего голоса фиксируется в акте (приложение N 13 к настоящей Инструкции). После этого член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии.

В любых случаях несоответствия компьютерной распечатки первому экземпляру протокола участковой комиссии эта компьютерная распечатка передается председателю, секретарю или иному члену участковой комиссии с правом решающего голоса, фиксируется в акте и приобщается ко второму экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Данные всех протоколов, введенные с ключевого носителя информации, сохраняются в базе данных ГАС "Выборы".

Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с предъявляемыми к составлению протокола требованиями, председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Ключевой носитель информации возвращается участковой комиссии и впоследствии подлежит возврату вместе с КОИБ-2003 к месту постоянного хранения.

9. Демонтаж и возврат КОИБ-2003

После размещения вышестоящей комиссией данных протокола (протоколов) об итогах голосования в базе данных ГАС "Выборы" операторы по указанию председателя участковой комиссии демонтируют КОИБ-2003, развернутый в помещении для голосования избирательного участка, участка референдума, и упаковывают в упаковочную тару в соответствии с Инструкцией по монтажу-демонтажу КОИБ-2003.

Возврат КОИБ-2003 к месту постоянного хранения осуществляется по графику, утвержденному вышестоящей комиссией.

Приложение N 1

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

ОПИСАНИЕ И ОБРАЗЦЫ

ПЕЧАТЕЙ КОМИССИЙ ДЛЯ ЗАВЕРЕНИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ, ОБРАБАТЫВАЕМЫХ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОИБ-2003

Печати комиссий для заверения бюллетеней, обрабатываемых с использованием КОИБ-2003 при голосовании на выборах, имеют форму прямоугольника размером 25 x 45 мм, разделенного на две части.

Оттиск печати должен быть черного цвета, четким, не смазанным.

В верхней части оттиска печати участковой комиссии располагается следующий текст: "Российская Федерация", наименование субъекта Российской Федерации, "Участковая избирательная комиссия" ("Комиссия референдума"), "Избирательный участок N" ("Участок референдума N").

В нижней части оттиска печати участковой комиссии располагается номер избирательного участка, дополненный нулями слева до четырех знаков.

Образец оттиска печати участковой комиссии приведен на рисунке 1.

В верхней части оттиска печати территориальной комиссии для заверения бюллетеней при проведении досрочного голосования располагается следующий текст: "Российская Федерация", наименование субъекта Российской Федерации, наименование территориальной комиссии.

В нижней части оттиска печати территориальной комиссии располагается уникальный четырехзначный номер, начинающийся с цифры "7" и содержащий трехзначный номер КСА ГАС "Выборы", на котором осуществляется размещение протоколов нижестоящих участковых комиссий в базу данных ГАС "Выборы".

В верхней части оттиска печати окружной избирательной комиссии для заверения бюллетеней при проведении досрочного голосования располагается текст "Российская Федерация", наименование субъекта Российской Федерации, наименование окружной избирательной комиссии.

В нижней части оттиска печати окружной избирательной комиссии располагается уникальный четырехзначный номер, начинающийся с цифры "8" и содержащий трехзначный номер избирательного округа, округа референдума.

В верхней части оттиска печати избирательной комиссии муниципального образования располагается текст "Российская Федерация", наименование субъекта Российской Федерации, наименование избирательной комиссии муниципального образования.

В нижней части оттиска печати избирательной комиссии муниципального образования располагается уникальный четырехзначный номер, начинающийся с цифры "9" и содержащий трехзначный номер КСА ГАС "Выборы", на котором осуществляется размещение протоколов нижестоящих участковых комиссий в базу данных ГАС "Выборы".

Образцы оттисков печатей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования приведены на рисунках 1а, 1б и 1в.

Зона расположения номера на оттиске печати отделена от верхней части оттиска печати двумя линиями, расстояние между которыми составляет 1,5 + 0,5 мм. Толщина линий оттиска печати и цифр номера должна быть одинаковой - 0,75 + 0,25 мм.

Расстояние между цифрами номера должно быть одинаковым и не менее 1,5 мм.

Цифры номера размером 3 x 8 мм выполняются почтовым кодом (рисунок 2).

Не допускаются отклонения по ширине и высоте цифр более чем на 0,1 мм. Верхняя и нижняя части всех цифр должны быть одинаковы по высоте (рисунок 3).

Печать участковой комиссии изготавливается по чертежу (рисунок 4) в соответствии с технической документацией по использованию комплексов обработки избирательных бюллетеней.

Печати территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования изготавливаются по чертежу (рисунок 4а) в соответствии с технической документацией по использованию комплексов обработки избирательных бюллетеней.

Оснастка печати должна быть автоматической, конструкция оснастки должна обеспечивать проставление до 10 000 оттисков без нарушения работоспособности.

Печать должна комплектоваться сменными штемпельными подушками с черной краской из расчета 1 штемпельная подушка на 1000 оттисков.

Во избежание потери яркости и равномерности оттиска печати в процессе проставления на бюллетенях штемпельные подушки в оснастке печати должны периодически меняться после проставления 250 - 300 оттисков. Штемпельная подушка, с помощью которой проставлено 1000 оттисков, в дальнейшем не используется.

Рисунок 1.

Рисунок 1а.

Рисунок 1б.

Рисунок 1в.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 4а.

Приложение N 2

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЯ

К ИЗГОТОВЛЕНИЮ БЮЛЛЕТЕНЕЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОИБ-2003

Бюллетени для голосования на выборах, референдуме с использованием КОИБ-2003 печатаются на офсетной бумаге белого цвета плотностью 80 г/м2.

Размер бюллетеня для голосования на выборах, референдуме с использованием КОИБ-2003 - 210 x 297 мм (формат A4). Допускается изготовление бюллетеней для голосования с использованием КОИБ-2003 на листе размером 297 x 420 мм (формат A3) и размером 148 x 210 мм (формат A5).

Текст бюллетеня печатается в одну краску черного цвета и размещается только на одной (лицевой) стороне бюллетеня. Защитная сетка и микрошрифт (в случае его использования) наносится типографским способом на другой (оборотной) стороне бюллетеня либо на лицевой стороне бюллетеня строго в зоне, указанной на чертеже.

В верхней части бюллетеня (над словом "Бюллетень") и в нижней части бюллетеня печатается идентификатор бюллетеня (маркер), определяющий уровень выборов, референдума.

Бюллетени для голосования на выборах, референдуме с использованием КОИБ-2003 изготавливаются типографским способом в соответствии с формой, представленной на рисунках 1а, 1б по чертежам, представленным на рисунках 2, 3, 4.

При изготовлении тиража бюллетеней запрещается отступать от формы и размеров бюллетеня, указанных в соответствующем чертеже.

При изготовлении тиража бюллетеней недопустимы перекосы при их обрезке, бледный оттиск маркеров и базовых линий или их части, разрывы или белые вкрапления в базовых линиях и маркерах, следы типографской краски или иные темные вкрапления внутри квадратов для отметок избирателей, участников референдума.

Проверка соответствия бюллетеня из сигнального тиража исходным данным для проведения голосования перед изготовлением всего тиража бюллетеней выполняется вышестоящей комиссией в соответствии с Руководством по эксплуатации КОИБ-2003 в режиме "Проверка качества отпечатанного бюллетеня".

Рисунок 1а.

Рисунок 1б.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Приложение N 3

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

ПРАВИЛА И ОБРАЗЦЫ

ОФОРМЛЕНИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ, ВЫДАВАЕМЫХ ИЗБИРАТЕЛЯМ,

УЧАСТНИКАМ РЕФЕРЕНДУМА

Простановка печати на бюллетене

Прямоугольная печать соответствующей комиссии ставится на лицевой стороне бюллетеня строго в зоне печати комиссии (в правом верхнем углу бюллетеня), цифры номера избирательного участка, участка референдума на оттиске печати должны находиться в нижней части зоны печати комиссии. Оттиск печати должен быть четким, не смазанным. Контур оттиска печати не должен пересекать или касаться линий рамки зоны печати комиссии.

Рисунок 1. Правильная простановка печати

Недопустима простановка перевернутого оттиска печати и с наклоном по вертикали более 10 градусов. Недопустимы жирные оттиски, приводящие к "слипанию" цифр, слабые оттиски с потерей части элементов печати или бледные оттиски печати.

Рисунок 2. Неправильная простановка печати

Простановка подписей на бюллетене

Подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса ставятся в верхней части зоны печати комиссии на оттиске печати соответствующей комиссии.

Рисунок 3. Правильная простановка подписей

Подписи не должны пересекать рамку зоны печати комиссии, также не допускается их попадание в зону цифр на оттиске печати.

Рисунок 4. Неправильная простановка подписей

Наклеивание специального знака (марки)

Специальный знак (марка) размещается только на оборотной стороне бюллетеня строго в районе проекции зоны для печати участковой комиссии не ближе 15 мм от левого и верхнего краев листа.

Лицевая поверхность специального знака (марки) не должна иметь специальных покрытий (клеящий слой, слой для самокопирования и тому подобное), должна быть сухой.

Клеящий состав марки не должен оставлять загрязнений на контактных сенсорах сканирующего устройства КОИБ-2003.

Рисунок 5. Правильное размещение марки на оборотной

стороне бюллетеня

Вычеркивание снятых с голосования позиций

При вычеркивании из бюллетеня данных выбывших кандидатов (избирательных объединений) необходимо пользоваться только шариковой ручкой и следить за тем, чтобы линия вычеркивания проходила через середину квадрата для отметки избирателя, участника референдума. Линия вычеркивания должна быть прямой. Линии вычеркивания проходят по каждой строчке данных о кандидате (избирательном объединении), но через квадрат должна пройти только одна линия.

Недопустимо использовать маркер при вычеркивании из бюллетеня данных выбывших кандидатов (избирательных объединений). Линия вычеркивания не должна проходить между квадратами для отметок избирателя, участника референдума.

Оформление бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Если бюллетень признан недействительным согласно пункту 12 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то на квадратах для отметок избирателя, участника референдума вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

Запись о признании бюллетеня недействительным не должна попадать в зону для печати и на нижний маркер. Печать участковой комиссии, заверяющая подписи, ставится на текстовой части бюллетеня, и ее оттиск не должен попадать на квадраты для отметок, на рамку зоны печати комиссии и нижний маркер.

Рисунок 8. Правильное оформление бюллетеня

Приложение N 4

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

ПОРЯДОК

РАБОТЫ ОПЕРАТОРА КОИБ-2003 В ДЕНЬ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

ДНЮ ГОЛОСОВАНИЯ

Приложение N 5

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

Приложение N 6

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ И ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

КОИБ-2003 И ТРЕНИРОВКИ

Бюллетени для подготовки комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 и тренировки берутся из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией для проведения голосования с использованием КОИБ-2003.

Комплекты бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 готовятся членами избирательной комиссии с правом решающего голоса с соблюдением следующих требований:

отдельно для работы в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования;

для каждого сканирующего устройства КОИБ-2003;

по каждому уровню выборов, референдума.

Каждый комплект бюллетеней для проведения тестирования одного сканирующего устройства КОИБ-2003 включает:

- по одному действительному бюллетеню с отметкой в квадрате, расположенном напротив фамилии каждого из кандидатов (каждого из списков кандидатов), в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против");

- один недействительный бюллетень без отметок;

- один недействительный бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом;

- один бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии.

Комплекты бюллетеней для проведения тренировки готовятся: для работы в день, предшествующий дню голосования; для каждого сканирующего устройства КОИБ-2003 по каждому уровню выборов, референдума.

Каждый комплект бюллетеней для проведения тренировки включает:

- два недействительных бюллетеня (бюллетень без отметок и бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом);

- 20 действительных бюллетеней с отметками в любых квадратах, расположенных справа от сведений о кандидатах, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против");

- один бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии.

В комплекты бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 и тренировки не включаются бюллетени с внесенными в них в порядке, предусмотренном пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", данными о кандидатах, списках кандидатов.

Оформление бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2003 и тренировки

В центральной части бюллетеней, используемых для проведения тестирования КОИБ-2003 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, поверх информации о кандидатах (избирательных объединениях) либо вопросах референдума шариковой ручкой наносится надпись "ТЕСТ" (рисунок 1).

В центральной части бюллетеней, используемых для проведения тренировки в день, предшествующий дню голосования, поверх информации о кандидатах (избирательных объединениях) либо вопросах референдума шариковой ручкой наносится надпись "ТРЕНИРОВКА" (рисунок 2).

Приложение N 7

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

Приложение N 8

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

Приложение N 9

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

ПОРЯДОК

РАБОТЫ ОПЕРАТОРА КОИБ-2003 В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ

Приложение N 10

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

ОБРАЗЕЦ ФОРМЫ РАСПЕЧАТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ

Приложение N 11

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЯ

К ФОРМЕ ПРОТОКОЛА УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ,

КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ, ВЫДАВАЕМОГО

НА ПЕЧАТЬ КОИБ-2003

Протокол участковой избирательной комиссии, комиссии референдума (далее - участковая комиссия) об итогах голосования, выдаваемый на печать КОИБ-2003, печатается на листах формата A4. Каждый лист протокола должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, заверен печатью участковой комиссии и содержать дату и время (часы, минуты) подписания протокола.

Нумерация строк протокола и их содержание устанавливаются законом.

Протокол участковой комиссии составляется в двух экземплярах. Время подписания протокола, указанное на каждом листе, должно быть одинаковым.

Образец протокола

участковой избирательной комиссии об итогах голосования,

выдаваемого на печать комплексом обработки

избирательных бюллетеней 2003

Приложение N 12

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

Приложение N 13

к Инструкции о порядке

использования технических средств

подсчета голосов - комплексов

обработки избирательных бюллетеней

2003 на выборах и референдумах,

проводимых в Российской Федерации

Примечание. Акт заполняется в хронологическом порядке по мере ввода данных протоколов участковых комиссий.

Другие документы по теме
"О внесении изменения в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта"
(ред. от 31.12.2009) "О порядке предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий"
"Об утверждении Правил предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства"
(ред. от 23.08.1985) "О нормах естественной убыли рыбы и рыбопродуктов"
Ошибка на сайте