Постановление ЦИК России от 20.05.2015 N 283/1668-6
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N 283/1668-6
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации (прилагаются).
2. Направить указанные Рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, общероссийские общественные организации инвалидов и политические партии.
3. Рекомендовать избирательным комиссиям использовать настоящие Рекомендации также при проведении референдумов на территории Российской Федерации.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
Утверждены
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 20 мая 2015 г. N 283/1668-6
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав инвалидов при проведении выборов в Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, иными законодательными актами.
1.2. Каждый гражданин Российской Федерации, являющийся инвалидом, имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через свободно избранных им тайным голосованием представителей, лично участвовать в тайном голосовании, основанном на всеобщем и равном праве, гарантированном, в частности, такими международно-правовыми актами, как Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (ратифицирована Российской Федерацией - Федеральный закон от 2 июля 2003 года N 89-ФЗ), Конвенция ООН о правах инвалидов (ратифицирована Российской Федерацией - Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ), а также Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами (приложение к постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 16 мая 2011 года N 36-11).
1.3. Целью Рекомендаций по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации (далее - Рекомендации) является определение направлений деятельности избирательных комиссий всех уровней по созданию необходимых и достаточных условий для граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, для реализации их избирательных прав.
Рекомендации также могут быть использованы в работе по обеспечению реализации избирательных прав граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами (пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, иные маломобильные группы населения).
1.4. В Рекомендациях рассматриваются особенности деятельности избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов применительно к следующим категориям инвалидов:
слепые и слабовидящие;
глухие и слабослышащие;
слепоглухие;
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
1.5. При взаимодействии избирательных комиссий с избирателями с инвалидностью должны соблюдаться нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, тактичность, терпимость, неразглашение медицинской тайны, невмешательство в сферу личной жизни гражданина.
2. Основные термины и понятия
В настоящих Рекомендациях используются следующие термины и понятия:
1. Избиратель, являющийся инвалидом, избиратель с инвалидностью - лицо, достигшее возраста 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, не признанное судом недееспособным, не содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Категории инвалидности:
слепые и слабовидящие избиратели - лица, имеющие нарушения зрения, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права;
глухие и слабослышащие избиратели - лица, имеющие нарушения слуха, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права;
слепоглухие избиратели - лица, имеющие одновременно нарушения зрения и слуха, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права;
избиратели с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - лица, имеющие нарушения, связанные с ограничением самостоятельного передвижения.
3. Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (например, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старшего возраста, люди с детскими колясками и т.п.).
4. Организации социального обслуживания:
осуществляющие стационарное социальное обслуживание (дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия, специальный дом-интернат, в том числе для престарелых, психоневрологический интернат, специальный дом для одиноких престарелых, социально-оздоровительный центр, геронтологический центр, геронтопсихиатрический центр, иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание);
осуществляющие полустационарное социальное обслуживание (социально-реабилитационный центр, реабилитационный центр и т.д.);
осуществляющие социальное обслуживание на дому (центр социального обслуживания, в том числе комплексный и для граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированная служба социально-медицинского обслуживания и т.д.);
предоставляющие срочные социальные услуги (служба срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи, консультативный центр, иные организации, осуществляющие срочное социальное обслуживание). <1>
--------------------------------
<1> В соответствии с примерной номенклатурой организаций социального обслуживания, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 года N 258н.
5. Специальная кабина для тайного голосования - конструкция, имеющая определенные параметры, позволяющие инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственно въехать/выехать в/из кабины, заполнить избирательный бюллетень. <1>
--------------------------------
<1> Постановление ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации".
6. Специально оборудованное место для тайного голосования - столик с настольной ширмой, стенками, перегородками или иное аналогичное оборудование, имеющее определенные параметры, предназначенное для избирателей, заполняющих избирательный бюллетень сидя в силу физического состояния или возраста. <1>
--------------------------------
<1> Постановление ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации".
7. Сурдопереводчик - лицо, владеющее русским жестовым языком (вид невербального общения, сочетание жестов, мимики и артикуляции - формы и движения рта и губ) и осуществляющее перевод устной речи на жестовый язык, и наоборот.
8. Тактильные указатели - средства информации (носители информации, передаваемой инвалидам по зрению и воспринимаемой путем прикосновения) и тактильные наземные (дорожные и напольные, предупреждающие и направляющие) указатели (средства отображения информации, представляющие собой рельефную полосу определенного рисунка и цвета, позволяющие инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение). <1>
--------------------------------
<1> Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605, введены в действие с 1 января 2013 г.
9. Тифлосредства - технические средства адаптации и реабилитации, предназначенные для оказания содействия слепым и слабовидящим людям в получении доступа к любым сферам деятельности (например, электронная лупа, принтер для печати шрифтом Брайля, видеоувеличители, программа экранного доступа, брайлевский дисплей, тифломагнитола, тифлофлэшплеер).
10. Тифлосурдопереводчик - лицо, владеющее языком общения со слепоглухими гражданами, основанным на тактильном взаимодействии (особенный дактильный (пальцевый) метод общения на пальцах, метод "ладонь в ладонь").
11. Увеличенный шрифт для информационных материалов, предназначенных для слабовидящих избирателей, - гарнитуры шрифта, удобные для зрительного восприятия (такие, как Arial, Helvetica), не имеющие утончений и засечек, размер кеглей варьируется от 16 до 20 пунктов.
12. Шрифт Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми.
3. Организация работы избирательных комиссий по подготовке
ко дню голосования
3.1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - ИКСРФ), избирательная комиссия муниципального образования (далее - ИКМО), территориальная избирательная комиссия (далее - ТИК) заблаговременно, до официального опубликования решения о назначении выборов, разрабатывает план мероприятий по обеспечению пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, возложив контроль за исполнением указанных мероприятий на одного или нескольких членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При формировании указанного плана рекомендуется предусмотреть мероприятия на всех этапах подготовки и проведения избирательной кампании, обеспечения процесса голосования, в том числе организацию системной работы по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, по обеспечению дополнительным оборудованием помещений для голосования, в которых планируется голосование избирателей с инвалидностью, по информированию и правовому просвещению данной категории избирателей.
3.2. ИКСРФ (ИКМО) может организовать рабочую группу по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, из представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, структурных подразделений, осуществляющих социальную защиту граждан (далее - органы социальной защиты населения), региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, общественных организаций инвалидов, организаций социального обслуживания, иных органов и организаций. При необходимости такие рабочие группы могут создаваться и ТИК.
3.3. При формировании участковых избирательных комиссий (далее - УИК), резерва составов участковых комиссий рекомендуется включать в состав участковых комиссий избирательных участков, на которых предполагается участие в голосовании избирателей с инвалидностью, представителей общественных организаций инвалидов, органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания, специалистов, владеющих русским жестовым языком (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), граждан с инвалидностью.
3.4. ИКСРФ (ИКМО) рекомендуется при организации обучения членов ТИК и УИК предусматривать специальные темы, связанные с особенностями реализации как активного, так и пассивного избирательного права граждан с инвалидностью, в том числе с организацией голосования избирателей, являющихся инвалидами. Обучение предлагается проводить с применением наглядных и практических методов обучения (деловая игра), с привлечением представителей общественных организаций инвалидов и с учетом их рекомендаций, с использованием учебного фильма "Имею право. Обеспечение избирательных прав граждан, являющихся инвалидами", подготовленного ЦИК России совместно с Российским центром обучения избирательным технологиям при ЦИК России, а также с использованием иных аудио- и (или) видеоматериалов по вопросам обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации.
4. Особенности обучения и организации работы членов
избирательных комиссий, являющихся инвалидами
4.1. ИКСРФ (ИКМО) в случае назначения в составы ТИК и УИК членов комиссий с правом решающего голоса, являющихся инвалидами, при разработке программы (плана) обучения членов комиссий необходимо предусматривать проведение специальных занятий, связанных с обучением членов комиссий, являющихся инвалидами.
4.2. ИКСРФ (ИКМО) должны организовать обучение членов комиссий, являющихся инвалидами, с учетом категорий их инвалидности и с особенностями восприятия ими материала (информации), а именно:
для членов УИК, имеющих ограничения по зрению, - предоставлять обучающие материалы в аудиоформате, выполненные крупным шрифтом или шрифтом Брайля; размещать материалы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в целях возможного самостоятельного прочтения с использованием тифлосредств;
для членов УИК, являющихся инвалидами по слуху, - предоставлять обучающие видеоматериалы с субтитрами; приглашать для участия в обучении сурдопереводчиков (тифлосурдопереводчиков);
для членов УИК, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, - оборудовать доступные и удобные помещения для проведения занятий, по их просьбе оказывать содействие в предоставлении транспорта для доставки на учебу и обратно.
4.3. В случае назначения в период избирательной кампании членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, которые являются инвалидами, рекомендуется приглашать их для участия в обучении.
4.4. Избирательным комиссиям целесообразно также проводить обучение представителей общественных организаций инвалидов, работников органов социальной защиты населения, иных организаций, которые будут задействованы в информационно-разъяснительной работе в период подготовки и проведения выборов, так как эти организации осуществляют постоянное взаимодействие с избирателями, являющимися инвалидами, а также обладают специальными знаниями и навыками общения с гражданами с учетом категории их инвалидности.
4.5. Избирательные комиссии должны уделять особое внимание созданию необходимых и достаточных условий для реализации полномочий членов избирательных комиссий, являющихся инвалидами, с учетом категории их инвалидности.
В соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона, статьями 14 и 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе обеспечивать беспрепятственный доступ членов избирательных комиссий с инвалидностью в помещение избирательной комиссии и в помещение для голосования, к использованию средств связи и информации, оборудовать рабочее место члена избирательной комиссии с учетом нарушенных функций здоровья и ограничения жизнедеятельности, предоставлять информацию и рабочие материалы избирательной комиссии в доступной к восприятию форме, по просьбе члена комиссии, являющегося инвалидом, оказывать содействие в обеспечении транспортом для посещения заседаний комиссии и исполнения иных полномочий члена комиссии.
4.6. Избирательным комиссиям рекомендуется привлекать членов избирательных комиссий, являющихся инвалидами:
к участию в деятельности в составе рабочих групп по взаимодействию избирательных комиссий с общественными организациями инвалидов, в обучении членов ТИК и УИК, резерва составов участковых комиссий;
к участию в мероприятиях, связанных с реализацией избирательных прав граждан с инвалидностью, при проведении которых требуется эффективное применение их знаний и навыков.
4.7. При распределении обязанностей между членами избирательной комиссии по организации проведения досрочного голосования граждан и голосования в день голосования необходимо учитывать физические возможности членов избирательной комиссии, являющихся инвалидами.
5. Участие избирательных комиссий в обеспечении реализации
пассивного избирательного права граждан с инвалидностью
5.1. В целях оказания содействия гражданам, являющимся инвалидами, в реализации их пассивного избирательного права в период подготовки и проведения выборов избирательным комиссиям во взаимодействии с общественными организациями инвалидов рекомендуется:
используя возможности организаций телерадиовещания, периодических печатных и электронных изданий, сети "Интернет" и иных технических средств передачи информации, предоставлять информацию о наименовании, дате проведения выборов, о сроках осуществления основных избирательных действий (и их исполнителях), в том числе об основных законодательных параметрах, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, а также об адресах (в т.ч. электронных) и контактных телефонах избирательных комиссий, организующих выборы и осуществляющих прием документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов;
оказывать содействие (по запросу кандидатов, избирательных объединений) в получении необходимых документов, связанных с реализацией пассивного избирательного права, предоставлять документы на специальных, доступных для восприятия носителях;
организовывать очные и дистанционные "школы кандидатов";
разрабатывать тематические памятки (о порядке выдвижения, порядке сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, о порядке представления документов на регистрацию, о статусе кандидатов, о порядке проведения агитации и т.д.).
5.2. Избирательным комиссиям необходимо оказывать содействие в реализации прав, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 33 Федерального закона, в случае если выдвинутый кандидат (в том числе в составе списка кандидатов), являющийся инвалидом, не имеет возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом.
Избирательная комиссия обязана разъяснять, что в этих случаях кандидат, являющийся инвалидом, вправе воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом комиссии. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона, должны быть нотариально удостоверены.
5.3. В соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона, статьями 14 и 15 Федерального закона N 181-ФЗ избирательные комиссии, осуществляющие прием документов, совместно с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также их должностными лицами должны обеспечить с учетом категории инвалидности кандидатов возможность посещения указанными кандидатами помещений избирательной комиссии, организовать им беспрепятственный доступ к необходимой информации:
для инвалидов, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, - возможность самостоятельного входа (выхода), передвижения в помещении избирательной комиссии и в здании, в котором находится такое помещение;
для инвалидов по зрению - наличие визуальных и тактильных указателей, сопровождение членами избирательной комиссии по просьбе кандидата, ознакомление с текстовой информацией, расположенной в помещении избирательной комиссии;
для инвалидов по слуху - дублирование голосовой информации текстовой, допуск сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика).
5.4. Избирательные комиссии должны уделять особое внимание обеспечению равенства кандидатов, являющихся инвалидами, и учитывать их коммуникативные особенности при проведении жеребьевки по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, а также при проведении указанными кандидатами агитации.
5.5. Избирательные комиссии могут рекомендовать избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, являющихся инвалидами, использовать информационные и обучающие материалы, подготовленные избирательными комиссиями.
5.6. Избирательные комиссии должны передавать в общественные организации инвалидов, в организации социального обслуживания, в библиотеки, в том числе специализированные, информационные и обучающие материалы, подготовленные для использования кандидатами, являющимися инвалидами.
6. Организация работы по получению (уточнению) сведений
об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки
избирателей на соответствующей территории
6.1. В соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона сведения о численности избирателей, являющихся инвалидами, на соответствующей территории с указанием их групп инвалидности представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года Пенсионным фондом Российской Федерации:
а) по субъектам Российской Федерации - в ЦИК России;
б) по муниципальным образованиям - в ИКСРФ.
ИКСРФ передают указанные сведения в ТИК.
6.2. ТИК организуют работу по уточнению указанных сведений, в том числе по категориям инвалидности (слепые и слабовидящие, слепоглухие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата), с учетом данных, имеющихся в избирательных комиссиях по результатам предыдущей избирательной кампании.
6.3. ТИК во взаимодействии со структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих социальную защиту населения, с учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, общественными организациями инвалидов, иными органами и организациями при уточнении сведений об избирателях, являющихся инвалидами, готовят следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания (если он отличается от адреса места жительства) гражданина, номер контактного телефона, категории инвалидности (слепой или слабовидящий, слепоглухой, глухой или слабослышащий, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).
6.4. Избирательным комиссиям в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона для организации досрочного голосования избирателей с инвалидностью в труднодоступных или отдаленных местностях рекомендуется заблаговременно получить информацию об избирателях с инвалидностью, находящихся в таких местностях.
6.5. На основании уточненных сведений ТИК, ИКМО совместно с УИК организуют во взаимодействии с представителями органов социальной защиты населения работу по выявлению желания избирателей, являющихся инвалидами, в случаях, предусмотренных законом, проголосовать досрочно в помещении избирательной комиссии или в день голосования вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка, воспользоваться открепительным удостоверением, проголосовать по почте, а также необходимости организационного содействия в предоставлении специального автотранспорта.
При проведении данной работы целесообразно учитывать информацию, полученную в результате составления "паспортов маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, в помещение для голосования", указанных в пункте 9.1 настоящих Рекомендаций.
Порядок представления сведений об избирателях, являющихся инвалидами и находящихся в местах временного пребывания, регулируется Методическими рекомендациями по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 7 апреля 2015 года N 278/1649-6.
7. Особенности организации информирования избирателей,
являющихся инвалидами
7.1. Избирательные комиссии при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения уровня доступности информации должны предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.
7.2. Избирательные комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с привлечением органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания, общественных организаций инвалидов, специальных библиотек для слепых, иных организаций, размещая их (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий (органы социальной защиты населения, организации социального обслуживания, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, поликлиники, аптеки, библиотеки, социальные магазины и др.).
Избирательные комиссии могут оказывать консультативную, юридическую помощь избирателям с инвалидностью, используя возможности общественных "горячих линий" связи с избирателями, в том числе средства факсимильной, мобильной связи и интернет-ресурсы избирательных комиссий. Рекомендуется привлекать для данной работы представителей общественных организаций инвалидов.
7.3. Избирательным комиссиям для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, рекомендуется:
предусмотреть использование возможностей сети радиовещания;
подготовить в аудиоформате (на цифровых носителях) выпуски информационных материалов об избирательной кампании (времени и месте голосования, основных избирательных действиях, необходимой контактной информации, например, телефон, адрес УИК, ИКМО, ТИК), избирательных объединениях и кандидатах, участвующих в выборах, порядке голосования, порядке заполнения бюллетеня и осуществления других процедур;
предусмотреть возможность подготовки информационных изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля;
использовать для размещения информационных материалов, предназначенных для инвалидов по зрению, возможности сети "Интернет", в том числе сайт ЦИК России, сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в сети "Интернет", их специализированные ресурсы и разделы, созданные в соответствии с пунктом 6 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 186/1309-5 "О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами";
направить обращения в печатные средства массовой информации о возможном размещении публикаций о выборах в текстовом формате в сети "Интернет" или в специальной информационной системе;
в целях ознакомления слепых граждан с информацией о выборах использовать технические возможности библиотек для слепых, коррекционных школ, общественных организаций инвалидов, располагающих специальным оборудованием (тифлосредствами), на котором установлены компьютерные программы экранного доступа, преобразующие текстовые файлы в звуковые или тактильные сигналы; по возможности информация может передаваться с использованием мобильной связи посредством отправки смс-сообщений, преобразующихся при их получении пользователем в голосовой сигнал;
обеспечить специальные библиотеки для слепых необходимыми информационными материалами, изготовленными избирательными комиссиями и адаптированными для данной категории избирателей.
7.4. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения глухих и слабослышащих граждан в период избирательных кампаний рекомендуется по возможности:
использовать текстовую передачу информации о выборах средствами факсимильной и мобильной связи (смс-сообщения);
во взаимодействии со средствами массовой информации предусматривать использование сурдоперевода или субтитрирования в ходе подготовки к выходу в телевизионный эфир информационных выпусков и тематических передач, в том числе о ходе подготовки и проведения выборов.
7.5. Избирательным комиссиям стоит обратить внимание, что слепоглухие граждане, используя соответствующие тифлосредства, имеют возможность получать информацию, размещенную в сети "Интернет", переданную посредством мобильной связи (смс-сообщения).
7.6. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения избирателей, пользующихся креслами-колясками, рекомендуется визуальную информацию о выборах располагать в публичных местах так, чтобы избиратели указанной категории могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.
7.7. Избирательным комиссиям рекомендуется заблаговременно доводить до избирателей, являющихся инвалидами, информацию о возможных формах и способах голосования, предусмотренных законодательством о выборах: голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования, голосование с помощью других лиц, электронное голосование, голосование по почте.
7.8. Необходимо рекомендовать избирательным объединениям, кандидатам, участвующим в выборах, обращать особое внимание на информационную работу с избирателями, являющимися инвалидами, и изготавливать:
для слепых и слабовидящих избирателей - агитационные материалы в аудиоформате, в том числе в режиме радиовещания, печатные агитационные материалы крупным шрифтом и/или при помощи шрифта Брайля;
для глухих и слабослышащих избирателей - агитационные материалы (видеоролики) с субтитрами и/или сурдопереводом.
7.9. Избирательным комиссиям во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях повышения правовой культуры инвалидов, их интеграции в общество рекомендуется:
использовать различные формы информационно-разъяснительной деятельности, в том числе проведение выставок, форумов, деловых и ролевых игр, а также игр с элементами компьютерных технологий;
уделять внимание работе с молодыми и будущими избирателями;
проводить адаптированные к целевой аудитории различные мероприятия информационно-просветительской направленности в коррекционных школах, иных учебных заведениях, реабилитационных центрах, детских оздоровительных лагерях и т.д.;
использовать возможности организаций социального обслуживания для проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации избирательных прав инвалидов.
8. Оборудование избирательных участков и помещений
для голосования
8.1. Избирательным комиссиям при оборудовании избирательных участков и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Необходимо также иметь в виду, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков, общение с членами избирательных комиссий, использование технических средств голосования и подсчета голосов положительно влияют на их интеграцию в общество и служат хорошим стимулом для активной общественной жизни.
Избирательным комиссиям рекомендуется согласовывать с общественными организациями инвалидов перечень специально оборудованных избирательных участков с учетом наличия мест компактного проживания избирателей соответствующей категории инвалидности.
При оборудовании избирательных участков и помещений для голосования также следует определять и учитывать потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.
8.2. При согласовании главами администраций муниципальных образований, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения с ТИК, ИКМО (в соответствии с пунктом 2 статьи 19, пунктом 1 статьи 61 Федерального закона) вопросов образования избирательных участков, предоставления помещений для голосования должна быть обеспечена максимально возможная доступность помещений для голосования избирателям с инвалидностью, включая избирателей, пользующихся креслами-колясками: удобные подъездные и пешеходные пути, специальные места для стоянки личного автотранспорта, размещение помещений для голосования на первых этажах зданий либо наличие лифтов с широким проемом дверей, наличие пандусов, настилов, достаточное освещение.
8.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе пользующихся креслами-колясками, инвалидов по зрению, избирательным комиссиям следует направить обращения в органы местного самоуправления, территориальные органы исполнительной власти города федерального значения по вопросам установки поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей, иных приспособлений (возможно, временных).
Необходимо учитывать, что вышеуказанные специальные приспособления, пешеходные пути и территории, прилегающие к помещениям для голосования избирательных участков, должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации (свод правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605, введенный в действие с 1 января 2013 года).
8.4. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также инвалидов по зрению, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с нормативами технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6, может устанавливаться специальная кабина (иное специально оборудованное место) для тайного голосования.
8.5. Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась его доступность для инвалидов, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.
8.6. Для проверки соответствия указанным нормам специального оборудования пешеходных путей, помещений для голосования рекомендуется создать совместную рабочую группу, в состав которой включаются представители избирательной комиссии, органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти, общественных организаций инвалидов.
8.7. Для слепых и слабовидящих граждан на информационном стенде следует размещать информацию, выполненную крупным шрифтом и (или) с применением шрифта Брайля, обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень для голосования, в объеме, предусмотренном пунктами 3, 4 и 6 статьи 61 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 61 Федерального закона избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением организующей выборы комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти - решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
С учетом потребностей указанной категории избирателей в кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и др.), дополнительное освещение, стулья.
8.8. При организации голосования граждан, являющихся инвалидами по зрению, для самостоятельного заполнения ими бюллетеней на избирательных участках могут использоваться специальные трафареты:
с прорезями на месте квадратов в бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений, зарегистрированных кандидатов, позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), позиций "За" и "Против";
с прорезями на месте квадратов в бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений, зарегистрированных кандидатов, позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), позиций "За" и "Против" и наличием текстов с фамилиями, именами, отчествами кандидатов и/или наименованиями избирательных объединений, выполненных крупным шрифтом или шрифтом Брайля.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 63 Федерального закона перечень избирательных участков, для которых изготавливаются такие трафареты, определяется решением организующей выборы комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти - решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
9. Особенности организации голосования избирателей,
являющихся инвалидами
9.1. В целях обеспечения максимально возможной доступности маршрута движения избирателя, являющегося инвалидом, от места его проживания до помещения для голосования соответствующая избирательная комиссия может направить обращение в органы социальной защиты населения, общественные организации инвалидов о проведении совместной работы по составлению "паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, в помещение для голосования" (далее - паспорт маршрута).
В паспорте маршрута рекомендуется указывать следующую информацию: фамилию, имя, отчество, адрес проживания, возраст, категорию инвалидности (слепые и слабовидящие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата), наличие лиц, готовых оказать помощь, этаж проживания, номер телефона, наличие специального транспортного средства/сопровождающего до помещения для голосования избирательного участка, тип дома (частный/благоустроенный), наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры, дома на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам), наличие на маршруте следования звуковых светофоров, оборудованных подземных переходов, наземных переходов с тактильными указателями, специально оборудованного муниципального автотранспорта с подъемниками, удобных подъездных путей к зданию, где находится помещение для голосования, наличие доступа к помещению для голосования (лифты, подъемники, поручни, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам), иную информацию о трудностях и проблемах, возникающих при передвижении от места жительства до помещения для голосования и обратно.
При составлении паспорта маршрута необходимо с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон "О персональных данных") оформить личное заявление избирателя на обработку его персональных данных (приложение).
Заполненный паспорт маршрута может быть подписан избирателем, являющимся инвалидом, представителем органов социальной защиты населения, представителем общественной организации инвалидов, членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
По результатам анализа данных, указанных в паспорте (паспортах) маршрута, избирательная комиссия направляет в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления предложения для принятия мер по обеспечению доступа инвалидов в соответствующее помещение для голосования, в органы социальной защиты населения - о выделении специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества пассажиров), общественные организации инвалидов - об оказании соответствующей помощи, в том числе о привлечении к работе специалистов-сурдопереводчиков и/или тифлосурдопереводчиков, а также о сопровождении избирателей, являющихся инвалидами, до помещения для голосования избирательного участка.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона "О персональных данных" может установить порядок и сроки хранения паспортов маршрутов.
9.2. Избирательные комиссии после получения соответствующих данных об избирателях, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте их голосования (в помещении для голосования или вне помещения для голосования избирательного участка) и о необходимости оказания им содействия в голосовании.
Органы социальной защиты населения могут оказывать избирательным комиссиям содействие в получении данных сведений.
9.3. Избиратели, являющиеся инвалидами, не имеющие возможности самостоятельно прибыть в помещение для голосования, в соответствии со статьей 66 Федерального закона имеют право обратиться в УИК с письменным заявлением или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванной нормой Федерального закона.
9.4. Избирательные комиссии при организации досрочного голосования в соответствии со статьей 65 Федерального закона также должны уделить особое внимание организации голосования граждан с инвалидностью.
В этих целях необходимо:
в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона для организации досрочного голосования избирателей с инвалидностью в труднодоступных или отдаленных местностях членам избирательных комиссий, организующим досрочное голосование, иметь при себе информационные материалы, изготовленные в доступной для восприятия инвалидами форме, трафареты для заполнения избирательных бюллетеней и лупы; оборудовать соответствующим образом помещение, в котором будет проводиться досрочное голосование;
в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона при организации досрочного голосования в помещении комиссии проинформировать избирателей с инвалидностью, в том числе во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, органами социальной защиты населения, о возможности, основаниях, месте и времени досрочного голосования в помещении комиссии; своевременно оборудовать помещения комиссий с учетом особенностей голосования всех категорий избирателей с инвалидностью, изготовить в доступной форме информационные материалы, трафареты для заполнения бюллетеней, лупы; в случае необходимости направить обращения в органы социальной защиты населения об оказании содействия в предоставлении специального транспорта (социального такси); обеспечить доступ в помещение избирательной комиссии лицам, имеющим право оказывать содействие инвалидам в получении и заполнении избирательного бюллетеня.
9.5. Законом может быть предусмотрено, что избиратель, в том числе являющийся инвалидом, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Избирательные комиссии во взаимодействии с органами социальной защиты населения могут по просьбе избирателя, являющегося инвалидом, оказать содействие в получении им открепительного удостоверения и предоставлении для этих целей органами социальной защиты населения специального транспорта (социального такси).
Порядок и сроки избирательных действий, связанных с использованием открепительного удостоверения, установлены статьей 62 Федерального закона.
9.6. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, в соответствии с пунктом 10 статьи 64 Федерального закона вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.
В таком случае избиратель устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю.
9.7. В помещении для голосования члены избирательной комиссии с правом решающего голоса могут оказывать по просьбе избирателя с инвалидностью содействие в ознакомлении с информацией об избирательных объединениях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, о зарегистрированных кандидатах, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования.
9.8. Для организации самостоятельного голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования избирательным комиссиям рекомендуется использовать трафареты для заполнения бюллетеней.
Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, избиратель сможет найти наименование избирательного объединения либо фамилию, имя, отчество зарегистрированного кандидата и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив бюллетень, избиратель достает его из папки-трафарета и опускает в ящик для голосования.
Трафареты для заполнения бюллетеня, изготовленные как с использованием крупного шрифта и/или шрифта Брайля, так и без него, могут быть использованы в зависимости от потребности. Они могут быть применены для голосования граждан с глубоким нарушением зрения, не являющихся инвалидами.
9.9. На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества слепоглухих, глухих и слабослышащих избирателей, при содействии органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), социальных и медицинских работников.
9.10. В случае нахождения граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан в местах временного пребывания, в том числе в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, избирательным комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей категории их инвалидности, ограничений по здоровью.
9.11. Для обеспечения реализации избирательных прав граждан с инвалидностью избирательным комиссиям рекомендуется принимать соответствующие меры по образованию избирательных участков в лечебно-профилактических учреждениях, в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, в иных местах временного или постоянного компактного проживания инвалидов.
9.12. В соответствии с пунктом 14 статьи 64 Федерального закона законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, в том числе являющихся инвалидами, по почте.
Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Временным порядком голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 октября 2011 года N 41/353-6.
10. Особенности организации взаимодействия
представителей избирательных комиссий с избирателями,
являющимися инвалидами
10.1. Избирательные комиссии в своей работе с избирателями, являющимися инвалидами, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.
10.2. При появлении в помещении для голосования избирателя, являющегося инвалидом, прежде всего следует выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.
10.3. При общении с избирателем, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с избирателем, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с избирателем пользоваться обычной разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.
10.4. При работе с избирателем, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким избирателем можно общаться и в письменной форме либо через сурдопереводчика.
10.5. При работе с избирателем, являющимся слепоглухим, рекомендуется общаться через тифлосурдопереводчика.
10.6. При работе с избирателем, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить у стола для выдачи бюллетеней место для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.
11. Заключительные положения
Избирательные комиссии должны принять меры по доведению информации об итогах голосования и результатах выборов до избирателей, являющихся инвалидами, в сроки, установленные статьей 72 Федерального закона, в том числе через общественные организации инвалидов, иные органы и организации, а также через средства массовой информации, сайты избирательных комиссий, общественных организаций инвалидов.
Приложение
к Рекомендациям по обеспечению
реализации избирательных прав граждан
Российской Федерации, являющихся
инвалидами, при проведении выборов
в Российской Федерации
(примерный образец)