Рейтинг@Mail.ru

Постановление ЦИК России от 07.04.2015 N 278/1649-6

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2015 г. N 278/1649-6

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации (прилагаются).

2. Направить указанные Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, политические партии, общероссийские общественные организации инвалидов и в федеральные органы исполнительной власти, оказывающие содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий по организации голосования отдельных категорий избирателей.

3. Рекомендовать избирательным комиссиям использовать настоящие Методические рекомендации при проведении референдумов на территории Российской Федерации.

4. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

В.Е.ЧУРОВ

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Н.Е.КОНКИН

Утверждены

постановлением

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

от 7 апреля 2015 г. N 278/1649-6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения норм избирательного законодательства, регулирующих организацию голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации.

1.2. Порядок и сроки избирательных действий могут быть конкретизированы в нормативных актах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с учетом требований законодательства соответствующих субъектов Российской Федерации.

1.3. К отдельным категориям избирателей в настоящих Методических рекомендациях отнесены:

1.3.1. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания избирателей (далее - места временного пребывания). Перечень мест временного пребывания приведен в пункте 1.4 настоящих Методических рекомендаций.

1.3.2. Избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы.

1.3.3. Избиратели, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест.

1.4. К местам временного пребывания в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом федеральных законов от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, относятся:

больницы, санатории, дома отдыха;

вокзалы, аэропорты;

места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности, помещения пограничных органов, специально отведенные для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, места отбывания административного ареста, места отбывания дисциплинарного ареста, дисциплинарные воинские части, учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (в случаях, если на их территории, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, содержатся подозреваемые и обвиняемые), гауптвахты (в том числе гарнизонные, войсковые (корабельные), а в случае дислокации воинских частей в значительном удалении от гауптвахты - изолированные комнаты для содержания военнослужащих).

К другим местам временного пребывания могут быть отнесены:

госпитали, родильные дома, реабилитационные центры;

организации социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома ветеранов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты);

гостиницы, пансионаты, туристические базы;

учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

территории крупных строительных объектов, помещения таможни, метеопосты, золотодобывающие участки, рудники, вахтовые поселки.

1.5. Под предприятиями с непрерывным циклом работы понимаются промышленные предприятия с непрерывным производственным циклом, где производственный процесс нельзя прерывать по экономическим, технологическим причинам либо по вопросам безопасности.

2. Образование избирательных участков

2.1. Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) избирательные участки (так называемые общие участки) образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

В границы такого избирательного участка могут быть включены места временного пребывания, предприятия с непрерывным циклом работы.

На основании пункта 7 статьи 19 Федерального закона списки общих избирательных участков должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения - главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Порядок доведения до избирателей сведений об избирательных участках, образованных в местах временного пребывания и на предприятиях с непрерывным циклом работы, устанавливается законом.

2.2. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона предусмотренной законом комиссией избирательные участки могут быть образованы в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования.

2.2.1. Под исключительными случаями следует понимать оперативное создание избирательных участков в обстановке чрезвычайной ситуации, определение которой дано в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2.2.2. Образование избирательного участка на предприятиях с непрерывным циклом работы допускается в случае, если законом не предусмотрено досрочное голосование. Образование избирательных участков на иных предприятиях не допускается.

2.3. При принятии решения о целесообразности образования избирательного участка в месте временного пребывания или на предприятии с непрерывным циклом работы должна учитываться информация руководителя организации, предприятия о примерном количестве избирателей, которые будут находиться на их территории в день голосования, а также документы, регламентирующие правила внутреннего трудового распорядка организации.

2.4. Решение об образовании избирательного участка в месте временного пребывания или на предприятии с непрерывным циклом работы (согласовании его образования) принимается на заседании предусмотренной законом комиссии с предварительным оповещением о заседании всех членов комиссии и незамедлительным ознакомлением с этим решением всех избирательных объединений, зарегистрированных кандидатов. В решении должно содержаться обоснование каждого случая образования (согласования его образования) избирательного участка в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы.

2.5. Следует принимать во внимание как необходимость создания соответствующих условий для реализации избирательных прав граждан, находящихся в месте временного пребывания или на предприятии с непрерывным циклом работы, так и специфику деятельности организаций, доступ в которые осуществляется в особом порядке или которые являются режимными объектами, с учетом требований положений Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", Приложения N 14 к Уставу гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, нормативных актов, регламентирующих санитарные нормы и правила, установленные для медицинских учреждений, нормативных актов иных организаций и учреждений.

2.6. На вокзалах и в аэропортах избирательные участки могут быть образованы в случае, если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

2.7. После принятия решения об образовании избирательных участков, в том числе в местах временного пребывания или на предприятиях с непрерывным циклом работы, организующая комиссия обязана своевременно передавать в соответствующие органы внутренних дел списки и адреса избирательных участков, сведения о должностных лицах избирательных комиссий, их контактные телефоны, адреса помещений избирательных комиссий в целях обеспечения охраны указанных помещений и избирательной документации, в том числе списков избирателей, содержащих персональные данные.

3. Требования к оборудованию избирательного

участка, образованного в месте временного пребывания,

на предприятии с непрерывным циклом работы

3.1. При образовании избирательных участков в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, так же как и на общих избирательных участках, необходимо соблюдение требований к помещению для голосования и технологическому оборудованию, используемому при проведении выборов в Российской Федерации.

3.1.1. В соответствии с требованиями статьи 61 Федерального закона в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень.

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.

3.1.2. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.

Нормативы технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации утверждены постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6.

Количество единиц технологического оборудования для оснащения избирательных участков определяется с учетом информации о числе избирателей, полученной в соответствии с пунктом 2.3 настоящих Методических рекомендаций:

до 1000 человек - не менее одной кабины для голосования, два стационарных ящика для голосования;

от 1001 до 2000 - не менее двух кабин для голосования, три стационарных ящика для голосования;

более 2000 человек - не менее трех кабин для голосования, четыре стационарных ящика для голосования.

Количество переносных ящиков для голосования для оснащения избирательных участков: число избирателей до 501 - один ящик, от 501 до 1001 - два, более 1000 - три.

Решением соответствующей избирательной комиссии в соответствии с подпунктом "г" пункта 8.1 статьи 66 Федерального закона количество переносных ящиков может быть увеличено, но не более чем на один переносной ящик (при условии, что при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням).

4. Формирование участковых избирательных

комиссий в местах временного пребывания и на предприятиях

с непрерывным циклом работы

4.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей на избирательных участках формируются участковые избирательные комиссии.

4.2. На избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования) из резерва составов участковых избирательных комиссий, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 27 Федерального закона, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования. При формировании резерва составов участковых избирательных комиссий необходимо учитывать наличие на избирательном участке мест временного пребывания, предприятий с непрерывным циклом работы и создавать условия для включения в резерв составов участковых избирательных комиссий сотрудников (представителей) указанных организаций, предприятий.

В случае если формирование резерва составов участковых избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации осуществляется для каждой участковой избирательной комиссии, то прием предложений в резерв состава участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, осуществляется одновременно с дополнительным зачислением в резерв составов участковых комиссий в соответствии с разделом 2.1 Порядка формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, утвержденного постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1137-6.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона срок полномочий участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, устанавливается сформировавшей ее территориальной избирательной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования), но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой участковой избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

4.3. В случае образования избирательного участка в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы руководителю организации, в которой избиратели временно пребывают, совместно с территориальной избирательной комиссией необходимо предусмотреть включение в состав участковой избирательной комиссии сотрудников (представителей) указанной организации, состоящих в резерве составов участковых избирательных комиссий, в целях обеспечения установленного режима и соблюдения правил внутреннего распорядка в организации, в которой избиратели временно пребывают.

Также целесообразно включение состоящих в резерве составов участковых избирательных комиссий сотрудников (представителей) организаций в местах временного пребывания, предприятий с непрерывным циклом работы в состав участковых избирательных комиссий общих избирательных участков в случаях организации голосования на этих избирательных участках граждан, находящихся в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы.

5. Составление и уточнение списков избирателей

5.1. Составление списков избирателей, а также включение в список избирателей и исключение из него граждан Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона.

В списки избирателей на общих избирательных участках, а также на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Факт нахождения его места жительства на территории этого округа подтверждается соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5.2. В список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания (за исключением вокзалов и аэропортов), на предприятии с непрерывным циклом работы, при его составлении участковой избирательной комиссией включаются избиратели, не имевшие возможности получить открепительные удостоверения (в случае если законом предусмотрено голосование по открепительному удостоверению) либо не имевшие возможности проголосовать досрочно (в случае если законом предусмотрено досрочное голосование) и подавшие не позднее чем за три дня до дня голосования личные письменные заявления (примерная форма заявления представлена в приложении N 1) о включении в список избирателей, по которым участковой избирательной комиссией на момент составления списка были приняты решения о включении в список.

Список избирателей по участку, образованному в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, составляется на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, за исключением списков, составляемых на избирательных участках, образованных на вокзалах и в аэропортах.

Руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, совместно с членами участковой избирательной комиссии проводит разъяснительную работу среди избирателей по порядку включения их в список избирателей.

Руководителю организации, в которой избиратели временно пребывают, предприятия с непрерывным циклом работы рекомендуется не позднее чем за семь дней до дня голосования представлять в участковую избирательную комиссию по месту нахождения организации, предприятия сведения обо всех избирателях, обладающих активным избирательным правом, которые в день голосования будут находиться в этой организации, по форме, приведенной в приложении N 2, а затем до дня голосования ежедневно уточнять эти сведения. Одновременно в участковую избирательную комиссию могут быть переданы личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания.

5.3. Участковая комиссия избирательного участка, образованного в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, должна ежедневно, в период, начинающийся за 5 дней до дня голосования и до 18.00 дня, предшествующего дню голосования, включительно, передавать информацию о включении избирателя в список избирателей по указанному избирательному участку в вышестоящую территориальную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования) для последующей передачи в установленном пунктом 17 статьи 17 Федерального закона порядке в участковую избирательную комиссию, где избиратель включен в список избирателей по месту жительства, с целью его исключения из списка избирателей по месту жительства (форма уведомления приведена в приложении N 3).

В случае если обнаруживается, что избиратель, подавший заявление о включении в список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, проголосовал досрочно по месту жительства, он не включается в список (исключается из него).

Соответствующая территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) направляет сведения о количестве избирателей, включенных в списки избирателей, на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания, по состоянию на 18.00 дня, предшествующего дню голосования, в вышестоящую избирательную комиссию.

5.4. Соответствующая территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) обеспечивает участковые избирательные комиссии, самостоятельно составляющие списки избирателей, необходимым количеством бланков титульных и вкладных листов списка избирателей.

Выверенный и уточненный список должен быть составлен не позднее дня, предшествующего дню голосования. Список избирателей, составленный участковой избирательной комиссией, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

5.5. На избирательных участках, образованных на вокзалах и в аэропортах, списки избирателей составляются в день голосования. Избиратель включается в список избирателей по предъявлении паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина) и открепительного удостоверения.

5.6. Если законом не предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей по месту его нахождения, избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона гражданином может быть предъявлено временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Если паспорт или заменяющий его документ гражданина Российской Федерации, находящегося в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, приобщен к уголовному делу, руководитель организации, где содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые, обязан запросить этот документ в соответствующем органе дознания, следственном органе или суде.

При отсутствии у гражданина паспорта либо документа, его заменяющего, руководитель организации, где содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые, на основании информации о личности гражданина и его гражданстве, имеющейся в его личном деле, принимает решение о выдаче ему справки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме" и совместным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 сентября 2003 года N 292/724/1/23 "Об утверждении формы справки, выдаваемой для участия в выборах или в референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых".

Если законом предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей по месту его нахождения, избиратели, которые будут находиться в день голосования в больницах или местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту его временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Информация о включении избирателя в список избирателей на избирательном участке по месту его временного пребывания передается, в том числе с использованием ГАС "Выборы", в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту его жительства.

5.7. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем участковой комиссии и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов в порядке, предусмотренном пунктом 16 статьи 17 Федерального закона. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина исключения. Эта запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии.

Официальными документами являются документы следующих уполномоченных органов:

избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и/или главы местной администрации муниципального района, городского округа, главы управы района города Москвы, главы администрации района Санкт-Петербурга, главы администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя - об изменении данных учета избирателей в рамках функционирования государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума;

органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, - о регистрации факта смерти избирателя, в том числе на основании решения суда об объявлении гражданина умершим;

органов регистрационного учета граждан - о снятии избирателя с регистрационного учета по месту жительства;

органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина, - о замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с изменением фамилии, имени, отчества избирателя;

военного комиссара - о призыве избирателя на военную службу;

командира воинской части - о снятии избирателя с регистрационного учета по месту жительства в пределах расположения воинской части, а также об избирателях, проходящих военную службу по призыву;

суда - о вступлении в законную силу решения суда о признании избирателя недееспособным либо недееспособного - дееспособным;

территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования) - решения о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке об изменении сведений об избирателях, полученных из уполномоченных органов;

территориальной (избирательной комиссии муниципального образования) или участковой избирательной комиссии - о том, что гражданин проголосовал досрочно по месту жительства.

В случае исключения гражданина из списка избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, информация об этом передается в территориальную (избирательную комиссию муниципального образования) или участковую избирательную комиссию, в которую была передана информация о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания, в порядке, установленном пунктом 5.3 настоящих Методических рекомендаций. Такая информация является основанием для включения избирателя в список избирателей по месту его жительства.

6. Информирование избирателей, находящихся в местах

временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом

работы, и иных участников избирательного процесса

6.1. Территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) обязана информировать об образовании избирательного участка в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы и о формировании участковой избирательной комиссии кандидатов, зарегистрированных данной либо вышестоящей избирательной комиссией, избирательные объединения, списки кандидатов которых зарегистрированы данной либо вышестоящей избирательной комиссией, и территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Информирование осуществляется путем размещения соответствующего решения на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем принятия решения, опубликования его в средствах массовой информации или обнародования иным способом.

В территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации указанное решение избирательной комиссии направляется незамедлительно.

6.2. Территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) обязана оповестить избирателей о времени и месте голосования не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

6.3. В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень.

6.4. Руководители учреждений, предприятий оказывают содействие территориальным и участковым избирательным комиссиям по информированию избирателей, находящихся в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, о законодательстве Российской Федерации о выборах, ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, кандидатах, избирательных объединениях. Они обеспечивают ознакомление избирателей с информационными материалами избирательных комиссий, периодическими печатными изданиями.

7. Организация голосования избирателей,

находящихся в местах временного пребывания, на предприятиях

с непрерывным циклом работы

7.1. Голосование на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы организуется в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона.

7.2. Голосование вне помещения для голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания, проводится в соответствии с требованиями статьи 66 Федерального закона. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

Заявления (устные обращения) могут быть поданы только в участковую избирательную комиссию в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче заявления (устного обращения), уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования (состояние здоровья, инвалидность, нахождение в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в месте отбывания административного ареста). В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства, сведения о лице, передавшем заявление избирателя в участковую избирательную комиссию.

Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. С заявлениями избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования или реестром, в котором регистрируются все поданные заявления (устные обращения) избирателей, вправе ознакомиться любой член участковой избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса, члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, представители средств массовой информации.

Количество используемых на избирательном участке переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала, определяется в соответствии с пунктом 8 статьи 66 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 66 Федерального закона председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

Участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими (выходящими) для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.

Участковая избирательная комиссия в случае, если голосование по открепительным удостоверениям не предусмотрено, до выезда (выхода) для проведения голосования вне помещения для голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания, обязана проверить, не проголосовал ли избиратель досрочно по месту жительства.

По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в указанное заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов) - об общем количестве полученных бюллетеней.

Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре.

Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими (выходившими) по заявлениям (устным обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", а также ставятся подписи указанных членов участковой избирательной комиссии.

7.3. В случае если законом предусмотрено голосование по открепительному удостоверению, избиратель, находящийся в месте временного пребывания, может проголосовать по открепительному удостоверению в соответствии со статьей 62 Федерального закона.

Избирателям, желающим получить открепительное удостоверение, должно быть оказано содействие в оформлении заявления (примерная форма заявления приведена в приложении N 4) и подготовке доверенности (примерная форма доверенности приведена в приложении N 5) в соответствующую избирательную комиссию. Руководители организаций должны заверять доверенности (при наличии такого права) и предоставлять возможность своевременно (с учетом сроков выдачи открепительных удостоверений) передавать указанные документы на имя представителя гражданина (в том числе по почте), а получив открепительное удостоверение от представителя избирателя (в том числе по почте), передавать его данному избирателю.

На общих избирательных участках наряду с избирателями, голосующими по месту жительства, могут голосовать избиратели, находящиеся в местах временного пребывания (голосование вне помещения для голосования) или на предприятии с непрерывным циклом работы, которые расположены на территории данного избирательного участка.

7.4. Пунктом 1 статьи 64 Федерального закона установлено, что законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти на территории избирательного участка расположено место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.

8. Рекомендации по вопросам организации голосования

лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избран

домашний арест

8.1. Избирателям, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, должна быть предоставлена возможность реализации избирательных прав.

Частью 7 статьи 107 УПК РФ установлено, что суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить:

выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

общение с определенными лицами;

отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;

использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8.2. В случае если постановлением суда подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, не запрещен и (или) не ограничен выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает, он имеет право проголосовать на избирательном участке в общем порядке по месту жительства в день голосования, а также проголосовать досрочно или получить открепительное удостоверение.

8.3. В случае если постановлением суда подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, запрещен и (или) ограничен выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает (и им изъявлено желание проголосовать в помещении для голосования избирательной комиссии), он может обратиться в соответствующий суд лично либо через следователя или дознавателя (либо в соответствии с имеющимся судебным решением - к следователю или дознавателю непосредственно) с ходатайством об изменении запрета и (или) ограничения выхода за пределы жилого помещения, в котором он проживает, для посещения помещения избирательной комиссии с целью голосования, в том числе досрочного, либо получения открепительного удостоверения.

8.4. В случае обращения лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, в участковую комиссию избирательного участка, на котором он внесен в список избирателей, о невозможности по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия в соответствии со статьей 66 Федерального закона обеспечивает участие такого лица в голосовании в жилом помещении, в котором он проживает. При этом в случае если это жилое помещение находится за пределами данного избирательного участка (например, не является местом регистрации избирателя по месту жительства), участковая комиссия не вправе проводить голосование вне помещения для голосования.

Одновременно с этим необходимо учитывать, что постановлением суда такому лицу может быть запрещено и (или) ограничено общение с определенными лицами. Этими лицами могут оказаться, например, члены участковой избирательной комиссии, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. В целях исключения нарушений вышеуказанных запретов и (или) ограничений необходимо своевременно уточнять в территориальных органах уголовно-исполнительной системы наличие таких запретов и (или) ограничений в отношении данного избирателя.

9. Гласность в деятельности избирательных комиссий

9.1. Согласно пункту 5 статьи 30 Федерального закона всем членам избирательной комиссии, комиссии референдума, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, кандидату, зарегистрированному данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенному лицу, уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидату из указанного списка, представителям средств массовой информации, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, а также доступ в помещение для голосования на этом избирательном участке и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. При выполнении этого требования в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы должна учитываться специфика функционирования этих организаций и наличие в них пропускного режима.

Для обеспечения вышеуказанным лицам доступа в такие организации необходимо предъявить документ, подтверждающий статус (удостоверение члена или работника аппарата избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, доверенного лица, направление наблюдателя, удостоверение работника средства массовой информации или соответствующее редакционное задание), паспорт или иной документ, заменяющий паспорт гражданина, а также, в случае посещения медицинских организаций, подписать обязательство о неразглашении сведений, составляющих врачебную тайну, которые могут стать им известны при посещении данной организации, по форме, установленной медицинской организацией. Доступ вышеуказанных лиц в помещения медицинских организаций, в которых будет проходить голосование с использованием переносного ящика для голосования, осуществляется с соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Руководителям организаций, в которых образованы избирательные участки для голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания избирателей, рекомендуется в период, начинающийся не позднее чем за 5 дней до дня голосования, и в день голосования осуществлять прием лиц, назначенных для наблюдения за ходом голосования (членов комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, наблюдателей, представителей средств массовой информации), с целью ознакомления их со спецификой функционирования организации, нормативными требованиями, правилами пребывания, нахождения в конкретной организации, решения вопросов соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, а также оформления доступа на территорию (в помещения) организации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования.

9.2. При проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года N 143/1085-6 "О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования". Лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий:

проведение фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии;

обязательное предварительное уведомление о проведении фото- и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

При этом не допускается фото- и (или) видеосъемка пациентов на территории и в помещениях медицинской организации, за исключением случаев, когда пациент подписал согласие на такую съемку, а в организациях, осуществляющих психиатрическую помощь, необходимым условием также является присутствие медицинского персонала данных организаций. Данные требования устанавливаются в связи с необходимостью соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, тайну личной жизни, сохранения врачебной тайны.

Проведение фото- и (или) видеосъемки не должно препятствовать работе членов участковой избирательной комиссии и создавать препятствия избирателям при голосовании. При проведении фото- и (или) видеосъемки работы членов участковой избирательной комиссии со списком избирателей, реестром избирателей, подавших заявки о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей, реестре избирателей.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

по организации голосования

отдельных категорий избирателей

при проведении выборов

на территории Российской Федерации

--------------------------------

<*> Составляется находящимся в месте временного пребывания избирателем, не имевшим возможности получить открепительное удостоверение и не участвовавшим в досрочном голосовании по месту жительства.

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

по организации голосования

отдельных категорий избирателей

при проведении выборов

на территории Российской Федерации

N п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения)

Серия, номер паспорта

Адрес места жительства <1>

--------------------------------

<1> Заполняется на основании паспорта гражданина Российской Федерации.

<2> Указывается наименование должности лица, представляющего сведения.

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

по организации голосования

отдельных категорий избирателей

при проведении выборов

на территории Российской Федерации

Приложение N 4

к Методическим рекомендациям

по организации голосования

отдельных категорий избирателей

при проведении выборов

на территории Российской Федерации

--------------------------------

<*> Составляется гражданином, получающим открепительное удостоверение через своего представителя.

Приложение N 5

к Методическим рекомендациям

по организации голосования

отдельных категорий избирателей

при проведении выборов

на территории Российской Федерации

--------------------------------

<*> Если доверенность удостоверяется нотариусом, ее форма может быть иной.

Другие документы по теме
"Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал"
"О внесении изменения в перечень должностных лиц, за подписью которых телеграммы категорий "Президент Российской Федерации", "Председатель Правительства Российской Федерации", "высшая правительственная" и "правительственная" передаются в приоритетном порядке"
"О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"
"О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования мер ответственности за несоблюдение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению"
Ошибка на сайте