Постановление ЦИК России от 02.06.2020 N 250/1843-7
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2020 г. N 250/1843-7
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ГОЛОСОВАНИЯ
ПО ВОПРОСУ ОДОБРЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА УЧАСТКАХ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ, ОБРАЗОВАННЫХ
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2020 года N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 июня 2020 года N 250/1839-7 "О возобновлении действий по подготовке и проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Внести изменение в Порядок организации общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 244/1811-7, изложив его в следующей редакции:
"Утвержден
постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 20 марта 2020 г. N 244/1811-7
(в редакции постановления
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 02 июня 2020 г. N 250/1843-7)
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ГОЛОСОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ
ОДОБРЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА УЧАСТКАХ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ, ОБРАЗОВАННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Вопросы, связанные с организацией общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (далее - общероссийское голосование) на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации (далее - зарубежные участки), регулируются Порядком общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России от 20 марта 2020 года N 244/1804-7 (в редакции постановления ЦИК России от 2 июня 2020 года N 250/1840-7) (далее - Порядок общероссийского голосования), а также следующими актами, утверждаемыми ЦИК России:
Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации;
Инструкцией по организации единого порядка установления итогов, определения результатов общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации;
Порядком хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации;
Порядком уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации;
Методическими рекомендациями по обеспечению прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении общероссийского голосования;
постановлением ЦИК России "О формах и тексте бюллетеня для общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации".
Вышеуказанные документы применяются с учетом особенностей, установленных Порядком организации общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации (далее - настоящий Порядок).
1.2. Настоящим Порядком не регулируются вопросы организации общероссийского голосования на участках для голосования, образованных на территории города Байконура.
1.3. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на зарубежных участках (далее - зарубежная участковая комиссия), осуществляет территориальная избирательная комиссия для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации (за исключением территории города Байконура), сформированная постановлением ЦИК России от 22 ноября 2017 года N 111/919-7 (далее - зарубежная территориальная комиссия).
1.4. Зарубежная территориальная комиссия и зарубежные участковые комиссии осуществляют свои полномочия во взаимодействии с ЦИК России, МИД России, Минобороны России, Пограничной службой ФСБ России.
1.5. В целях оказания содействия зарубежной территориальной комиссии и зарубежным участковым комиссиям в организации и проведении общероссийского голосования ЦИК России формирует рабочую группу, в состав которой входят члены ЦИК России с правом решающего голоса, ответственные за организацию и проведение выборов на зарубежных участках, работники Аппарата ЦИК России, представители МИД России.
В состав указанной рабочей группы при необходимости могут также включаться представители иных государственных органов, в том числе Минобороны России и Пограничной службы ФСБ России.
1.6. Зарубежная территориальная комиссия использует печать, изготовленную в соответствии с постановлением ЦИК России от 10 октября 2007 года N 39/295-5 "О формировании территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, за исключением территории города Байконура, утверждении описания и образца ее печати".
Зарубежные участковые комиссии используют имеющиеся в наличии печати, изготовленные по описанию и образцу, утвержденным постановлением ЦИК России от 9 июля 2003 года N 17/122-4 "О печати участковой избирательной комиссии избирательного участка, образованного за пределами территории Российской Федерации".
В исключительных случаях зарубежной участковой комиссией может использоваться печать дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
1.7. Финансирование расходов, связанных с организацией подготовки и проведения общероссийского голосования на зарубежных участках, производится за счет средств, выделенных на подготовку и проведение общероссийского голосования из федерального бюджета.
1.8. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации (или государства, на территории которого расположен избирательный участок) при проведении общероссийского голосования требуется принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нижестоящие избирательные комиссии, дипломатические представительства и консульские учреждения реализуют соответствующие меры в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласованными с ЦИК России.
2. Особенности образования зарубежных участков
2.1. Зарубежные участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях государств пребывания участников голосования.
2.2. Руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на основании представлений командиров воинских частей могут быть образованы зарубежные участки в пределах территорий этих воинских частей.
2.3. В исключительных случаях зарубежные участки могут образовываться указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка лицами не позднее чем за пять дней до дня голосования.
2.4. При образовании дополнительных зарубежных участков зарубежная территориальная комиссия вносит изменения в свое решение о единой нумерации зарубежных участков. Информация об изменении единой нумерации незамедлительно доводится до сведения руководителей дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации через МИД России.
2.5. Руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации через МИД России сообщают в зарубежную территориальную комиссию об образовании дополнительных зарубежных участков незамедлительно.
Зарубежная территориальная комиссия незамедлительно после поступления информации об образовании зарубежных участков информирует об этом ЦИК России.
2.6. Опубликование (обнародование) сведений о зарубежных участках с указанием их номеров, мест нахождения зарубежных участковых комиссий и помещений для голосования, номеров телефонов зарубежных участковых комиссий осуществляют руководители соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации незамедлительно после образования зарубежных участков.
При наличии у дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации сайтов в сети Интернет указанные сведения размещаются на этих сайтах. При отсутствии таких сайтов в сети Интернет сведения о зарубежных участках обнародуются в указанный срок незамедлительно после их образования иными доступными способами.
При размещении сведений о зарубежных участках, образованных в воинских частях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, содержание публикуемого материала согласовывается с командиром соответствующей воинской части.
2.7. ЦИК России размещает информацию о зарубежных участках на официальном сайте в сети Интернет не позднее чем через два дня со дня их образования.
3. Особенности формирования зарубежных участковых комиссий
3.1. Формирование зарубежной участковой комиссии осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.6 Порядка общероссийского голосования.
3.2. Зарубежные участковые комиссии формируются руководителями соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации либо командирами воинских частей, расположенных за пределами территории Российской Федерации (в случае образования зарубежного участка на территории воинской части), не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
3.3. Число членов зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса определяется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, командиром воинской части в пределах от 3 до 16 членов комиссии с правом решающего голоса.
3.4. Сведения о составах зарубежных участковых комиссий, в том числе сформированных на территории воинской части, направляются должностными лицами, формирующими соответствующую комиссию, незамедлительно после их формирования в зарубежную территориальную комиссию через МИД России.
3.5. Формирование зарубежной участковой комиссии осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах с учетом следующих особенностей:
1) зарубежные участковые комиссии могут формироваться из числа граждан Российской Федерации, не входящих в резерв составов участковых комиссий;
2) предложения по кандидатурам в составы зарубежных участковых комиссий, поступившие от политических партий, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, подлежат обязательному учету только в случае, если граждане Российской Федерации, которые обладают правом на участие в голосовании и кандидатуры которых предложены в состав указанной комиссии, постоянно проживают на территории соответствующего иностранного государства;
3) положение о том, что государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, при формировании зарубежной участковой комиссии может не применяться.
3.6. Если зарубежный участок образован в воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, то зарубежная участковая комиссия может быть сформирована только из представителей соответствующей воинской части.
Если на территории такой воинской части зарубежный участок не образуется, то в состав зарубежной участковой комиссии зарубежного участка, на котором будут голосовать военнослужащие, включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части.
3.7. Срок полномочий зарубежной участковой комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования.
Полномочия зарубежной участковой комиссии могут быть прекращены досрочно решением должностного лица, сформировавшего соответствующую комиссию, в случае ликвидации зарубежного участка.
3.8. В случае досрочного прекращения полномочий члена зарубежной участковой комиссии назначение нового члена комиссии вместо выбывшего осуществляется соответствующим руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, не позднее чем в трехдневный срок со дня прекращения полномочий члена комиссии, а менее чем за три дня до дня голосования - незамедлительно.
Информация об указанных изменениях в составе зарубежной участковой комиссии направляется должностными лицами, формирующими соответствующую комиссию, в зарубежную территориальную комиссию через МИД России.
4. Организация работы зарубежной участковой комиссии
4.1. Зарубежная участковая комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Порядка количества членов комиссии с правом решающего голоса.
4.2. Председатель зарубежной участковой комиссии назначается на должность из числа членов зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, командиром воинской части, сформировавшими соответствующую зарубежную участковую комиссию, одновременно с формированием зарубежной участковой комиссии.
4.3. Заместитель председателя и секретарь зарубежной участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса.
4.4. Зарубежная участковая комиссия собирается на свое первое организационное заседание не позднее чем на третий день после принятия решения о назначении ее членов с правом решающего голоса.
4.5. Заседания зарубежной участковой комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Член зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
4.6. Решения об избрании заместителя председателя и секретаря зарубежной участковой комиссии, об итогах голосования, об отмене решения зарубежной участковой комиссии принимаются на ее заседании большинством голосов от установленного числа членов зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса.
Решения зарубежной участковой комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса.
4.7. При принятии решений в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя зарубежной участковой комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
Решения зарубежной участковой комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
5. Обеспечение зарубежных участковых комиссий
документами, связанными с подготовкой и проведением
общероссийского голосования. Самостоятельное
изготовление бюллетеней для голосования
5.1. После формирования зарубежных участковых комиссий зарубежная территориальная комиссия при наличии возможности организует через МИД России доставку и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования, в том числе бюллетеней для голосования в количестве, установленном решением зарубежной территориальной комиссии для каждой зарубежной участковой комиссии в пределах общего количества, определенного ЦИК России.
В этом случае доставка документов, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования, и информационных материалов зарубежным участковым комиссиям осуществляется при содействии МИД России, а в исключительных случаях - Минобороны России и Пограничной службы ФСБ России.
5.2. Указанные документы для проведения общероссийского голосования доставляются и передаются зарубежным участковым комиссиям в порядке, установленном ЦИК России.
5.3. Зарубежная территориальная комиссия организует обеспечение зарубежных участковых комиссий бланками списков участников голосования, протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, увеличенными формами протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования и информационными материалами по проведению общероссийского голосования, в том числе путем передачи оригинал-макетов для их самостоятельного изготовления зарубежным участковым комиссиям в страны, доставка указанной документации и информационных материалов в которые в установленные сроки невозможна или затруднена.
5.4. Информация о движении документации, связанной с подготовкой и проведением общероссийского голосования, представляется МИД России в зарубежную территориальную комиссию.
5.5. Количество бюллетеней для голосования для каждого зарубежного участка, в том числе изготавливаемых полиграфической организацией или зарубежной участковой комиссией самостоятельно в соответствии с настоящим Порядком, определяется решением зарубежной территориальной комиссии.
5.6. При наличии на зарубежных участках технических средств допускается изготовление бюллетеней для голосования непосредственно зарубежными участковыми комиссиями при содействии руководителей дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации либо командиров воинских частей, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
5.7. Самостоятельное изготовление бюллетеней для голосования зарубежными участковыми комиссиями производится на основании решения соответствующей зарубежной участковой комиссии об изготовлении бюллетеней для голосования с указанием сроков их изготовления и необходимого тиража бюллетеней для голосования в пределах количества, определенного решением зарубежной территориальной комиссии для данной зарубежной участковой комиссии.
Данное решение принимается зарубежной участковой комиссией по согласованию с зарубежной территориальной комиссией до дня голосования.
Изготовление бюллетеней для голосования непосредственно зарубежной участковой комиссией осуществляется по форме, утвержденной постановлением ЦИК России.
5.8. В случае если количество переданных в зарубежную участковую комиссию бюллетеней для голосования или бюллетеней для голосования, изготовленных зарубежной участковой комиссией самостоятельно до дня голосования, оказалось недостаточным для обеспечения реализации прав на участие в голосовании участников голосования, находящихся за пределами территории Российской Федерации и изъявивших желание принять участие в голосовании, зарубежная участковая комиссия вправе принять решение о самостоятельном изготовлении дополнительного количества бюллетеней для голосования, в том числе в день голосования. О данном решении зарубежная участковая комиссия незамедлительно информирует зарубежную территориальную комиссию.
5.9. На лицевой стороне всех бюллетеней для голосования, полученных зарубежной участковой комиссией от зарубежной территориальной комиссии или изготовленных зарубежной участковой комиссией самостоятельно, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью зарубежной участковой комиссии.
6. Особенности составления списков участников голосования
6.1. Порядок составления зарубежными участковыми комиссиями списков участников голосования и ознакомления с ними участников голосования регламентируется Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
6.2. На зарубежном участке, образованном руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, в список участников голосования при его составлении включаются подавшие личные письменные заявления участники голосования, которые:
постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках;
проживают в пределах расположения воинской части (при условии, что на ее территории не образован участок для голосования).
6.3. На зарубежном участке, образованном на территории воинской части, в список участников голосования при его составлении включаются:
участники голосования из числа военнослужащих и другие участники голосования, проживающие в пределах расположения воинских частей (на основании сведений, представляемых командиром воинской части);
участники голосования, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации либо находящиеся в длительных заграничных командировках, подавшие личные письменные заявления о включении в список участников голосования на момент его составления (по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации).
6.4. Сведения об участниках голосования, включаемых в список участников голосования, располагаются в порядке поступления письменных заявлений, поданных не позднее 18.00 по местному времени дня, предшествующего дню голосования, в том числе голосования в соответствии с пунктом 10.3 Порядка общероссийского голосования и пунктом 9.5 настоящего Порядка. В списке участников голосования указываются фамилия, имя и отчество, год рождения участника голосования (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. При этом в отношении участника голосования, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, указывается адрес его места жительства на территории иностранного государства, а в отношении участника голосования, находящегося в командировке (в том числе длительной), в служебной, деловой, личной или туристической поездке, - адрес его места жительства на территории Российской Федерации (со слов участника голосования).
6.5. Список участников голосования составляется и подписывается председателем и секретарем зарубежной участковой комиссии в 18.00 по местному времени в день, предшествующий дню голосования, в том числе голосования в соответствии с пунктами 10.3, 10.4 Порядка общероссийского голосования и пунктом 9.5 настоящего Порядка, с указанием даты внесения подписей и заверяется печатью зарубежной участковой комиссии.
В таком же порядке список участников голосования подписывается в случае, если до указанного времени в зарубежную участковую комиссию не поступили письменные заявления от участников голосования о включении их в список участников голосования и в помещении зарубежной участковой комиссии соответствующего зарубежного участка не проводилось голосование до дня голосования.
6.6. В день голосования, в том числе голосования, проводимого в соответствии с пунктом 10.3 Порядка общероссийского голосования и пунктом 9.5 настоящего Порядка, на основании устного обращения при явке в помещение для голосования зарубежной участковой комиссии в список участников голосования на зарубежном участке, в том числе на участке для голосования, образованном в пределах расположения воинской части (по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации), включаются участники голосования, которые:
постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках;
находятся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках.
6.7. Список участников голосования составляется в одном экземпляре на бумажном носителе в машинописном виде. В случае его утраты либо уничтожения зарубежная участковая комиссия принимает меры по составлению нового списка участников голосования.
В исключительных случаях, когда изготовление списка участников голосования в машинописном виде невозможно, допускается его изготовление в рукописном виде.
6.8. Вносить какие-либо изменения в список участников голосования после окончания голосования и начала подсчета голосов участников голосования запрещается.
7. Помещение для голосования. Информирование
участников голосования
7.1. Помещение для голосования с учетом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон) безвозмездно предоставляется в распоряжение зарубежной участковой комиссии руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, а в случае образования зарубежного участка на территории воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, - командиром воинской части.
7.2. В случае, предусмотренном пунктом 1.8 настоящего Порядка, по решению зарубежной территориальной комиссии общероссийское голосование может быть организовано в специально выделенных местах вне здания, в котором размещается помещение для голосования, перед входом в него или в непосредственной близости от него, которые должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, установленными для помещения для голосования.
7.3. Если зарубежный участок образуется на территории воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, командир этой воинской части выделяет зарубежной участковой комиссии помещение для голосования, расположенное вне территории режимных объектов, и обеспечивает доступ в это помещение членам зарубежной участковой комиссии, членам вышестоящих комиссий и работникам их аппаратов, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
7.4. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования, стационарные ящики для голосования, а также переносные ящики для голосования (в случае их использования) находились в поле зрения членов зарубежной участковой комиссии и наблюдателей.
7.5. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним зарубежная участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информационные материалы, полученные от зарубежной территориальной комиссии либо изготовленные зарубежной участковой комиссией самостоятельно в соответствии с полученными оригинал-макетами.
На информационном стенде размещаются текст Конституции Российской Федерации и текст Закона, а также по решению ЦИК России могут размещаться иные информационные материалы.
7.6. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола зарубежной участковой комиссии об итогах голосования, предназначенная для внесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
7.7. Зарубежные участковые комиссии осуществляют информирование участников голосования, в том числе через средства массовой информации (с учетом местных условий), о дате, времени и месте голосования, о зарубежных участках, об итогах общероссийского голосования.
Для информирования участников голосования могут использоваться: официальный сайт ЦИК России в сети Интернет (www.cikrf.ru, цик.рф), сайты дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, организаций российских соотечественников за рубежом.
7.8. Зарубежные участковые комиссии обязаны оповестить участников голосования о дне, времени и месте голосования, а также об иных вопросах, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования, в том числе о возможности ознакомления с текстом Закона, через средства массовой информации или иным способом со дня, следующего за днем формирования зарубежной участковой комиссии, а при проведении голосования до дня голосования - не позднее чем за два дня до дня проведения такого голосования.
Оповещение участников голосования о дне, времени и месте голосования зарубежными участковыми комиссиями, сформированными в исключительных случаях, производится незамедлительно.
8. Гласность в деятельности комиссий
8.1. При проведении общероссийского голосования в помещении для голосования в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования и до получения сообщения о принятии зарубежной территориальной комиссией данных протокола об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, работники их аппаратов и наблюдатели. Порядок назначения наблюдателей определяет Общественная палата Российской Федерации.
8.2. Представители средств массовой информации, аккредитованные в порядке, установленном ЦИК России, вправе присутствовать в помещении для голосования зарубежного участка в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования (при условии предварительного согласия участника голосования), при подсчете голосов и установлении итогов голосования и до получения сообщения о принятии зарубежной территориальной комиссией данных протокола об итогах голосования.
8.3. В целях соблюдения режимных ограничений для дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации порядок доступа (порядок прохода, время пребывания, доступные для нахождения помещения) на зарубежные участки лиц, указанных в пунктах 8.1 и 8.2 настоящего Порядка, определяется руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
Порядок доступа указанных лиц в помещение зарубежной участковой комиссии на зарубежном участке, образованном в пределах территории воинской части, определяется руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации по согласованию с командиром воинской части.
8.4. Права наблюдателей и представителей средств массовой информации, присутствующих при проведении общероссийского голосования, в том числе на зарубежных участках, установлены пунктами 3.2 и 3.4 Порядка общероссийского голосования.
8.5. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации (либо законодательством страны, на территории которой находится избирательный участок) при проведении общероссийского голосования требуется принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, наблюдатели, представители средств массовой информации при осуществлении своих полномочий учитывают рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласованные с ЦИК России, а также нормативные правовые акты государства, на территории которого расположен избирательный участок.
9. Порядок голосования. Организация голосования
до дня голосования
9.1. Голосование граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с разделами 8 - 10 Порядка общероссийского голосования.
Голосование проводится в день голосования с 8 до 20 часов по местному времени.
9.2. Бюллетени для голосования выдаются участникам голосования, включенным в список участников голосования, по предъявлении одного из следующих документов:
паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (заграничного паспорта);
дипломатического паспорта;
служебного паспорта.
Кроме того, в случае утраты паспорта (заграничного, дипломатического, служебного) допускается предъявление участником голосования свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, выданного соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации как временный документ на основании приказа МИД России от 28 июня 2012 года N 10304.
В случае если участнику голосования паспорт гражданина Российской Федерации не выдавался, при реализации права на участие в общероссийском голосовании им может быть использован паспорт гражданина СССР образца 1974 года, если в этом паспорте содержится следующая информация, свидетельствующая о наличии гражданства Российской Федерации:
указание о принадлежности к гражданству Российской Федерации (на форзаце паспорта);
либо имеется вкладыш к паспорту, свидетельствующий о наличии гражданства Российской Федерации;
либо имеется штамп о регистрации по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года (на день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").
9.3. Зарубежная территориальная комиссия вправе разрешить провести голосование до дня голосования всех участников голосования на одном или нескольких зарубежных участках, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, в соответствии с пунктом 10.3 Порядка общероссийского голосования.
В этом случае голосование проводится в соответствии с правилами, установленными разделом 8 Порядка общероссийского голосования, и сразу по его окончании производится подсчет голосов участников голосования и устанавливаются итоги голосования в соответствии с разделом 11 Порядка общероссийского голосования.
9.4. Зарубежная территориальная комиссия вправе разрешить провести в течение нескольких дней, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, голосование групп участников голосования, проживающих за пределами территории Российской Федерации, включенных в список участников голосования на соответствующем зарубежном участке, которые находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести голосование по зарубежному участку в целом.
Даты проведения голосования групп участников голосования до дня голосования устанавливаются соответствующей зарубежной участковой комиссией. Указанная информация доводится до сведения зарубежной территориальной комиссии не позднее чем за один день до дня проведения такого голосования.
О проведении такого голосования зарубежная участковая комиссия не позднее чем за один день до дня его проведения также информирует участников голосования, назначенных на соответствующий зарубежный участок наблюдателей, представителей средств массовой информации.
Голосование групп участников голосования до дня голосования проводится в соответствии с правилами, установленными пунктом 10.4 Порядка общероссийского голосования.
9.5. Участникам голосования, которые в день голосования не смогут прибыть в помещение для голосования, может быть предоставлена возможность проголосовать до дня голосования в помещении зарубежной участковой комиссии в течение шести дней до дня голосования. Такое голосование организуется по решению зарубежной участковой комиссии, о чем незамедлительно информируется зарубежная территориальная комиссия, в том числе через МИД России. Время (режим) работы зарубежной участковой комиссии в указанные дни устанавливается руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
При проведении такого голосования участник голосования проставляет подпись о получении выдаваемого ему бюллетеня для голосования в списке участников голосования. В указанном списке член зарубежной участковой комиссии делает отметку о том, что участник голосования проголосовал в помещении для голосования до дня голосования, указывает дату и время голосования.
Участник голосования голосует в соответствии с разделом 8 Порядка общероссийского голосования.
По решению зарубежной участковой комиссии при проведении голосования в соответствии с настоящим пунктом вместо переносного ящика для голосования может использоваться стационарный ящик для голосования, который не используется при проведении голосования в день голосования и не вскрывается до начала подсчета голосов участников голосования.
9.6. Голосование до дня голосования в соответствии с пунктом 9.5 и разделом 10 настоящего Порядка проводится с соблюдением положений, предусмотренных пунктом 10.5 и разделом 9 Порядка общероссийского голосования.
9.7. При проведении голосования до дня голосования в соответствии с настоящим разделом в помещении для голосования могут присутствовать лица, указанные в пунктах 8.1 и 8.2 настоящего Порядка.
При проведении в соответствии с пунктом 9.4 настоящего Порядка голосования до дня голосования с использованием переносных ящиков для голосования зарубежная участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум наблюдателям, изъявившим такое желание.
Если при проведении такого голосования присутствуют не менее двух наблюдателей, голосование может проводить один член зарубежной участковой комиссии с правом решающего голоса.
9.8. В случае, предусмотренном пунктом 1.8 настоящего Порядка, зарубежная участковая комиссия организовывает голосование в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласованными с ЦИК России (либо положениями нормативных правовых актов государства, на территории которого расположен избирательный участок), в том числе обеспечивает соблюдение участниками голосования, лицами, указанными в пунктах 8.1 и 8.2 настоящего Порядка, необходимой дистанции до других граждан (санитарное дистанцирование).
10. Голосование вне помещения для голосования
10.1. Зарубежная участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования участникам голосования, которые включены или имеют право быть включенными в список участников голосования на данном участке для голосования и не имеют возможности прибыть в помещение для голосования.
10.2. Голосование вне помещения для голосования проводится в течение шести дней до дня голосования и в день голосования.
10.3. Голосование вне помещения для голосования организуется для участников голосования, подавших письменные заявления или устные обращения (в том числе переданные при содействии других лиц) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Зарубежная участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре в электронном виде либо на бумажном носителе.
10.4. Заявления (устные обращения) могут быть поданы в зарубежную участковую комиссию в любое время в течение периода, который начинается за 14 дней до дня голосования и заканчивается в день голосования в 17 часов по местному времени. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем участник голосования либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
10.5. Голосование вне помещения для голосования проводится в соответствии с порядком, установленным в разделе 9 Порядка общероссийского голосования.
11. Подсчет голосов участников голосования на зарубежных
участках. Составление и передача данных протоколов
об итогах голосования зарубежных участковых комиссий
11.1. По истечении времени голосования зарубежная участковая комиссия проводит подсчет голосов участников голосования и составляет протокол зарубежной участковой комиссии об итогах голосования в соответствии с разделом 11 Порядка общероссийского голосования.
11.2. Протокол об итогах голосования на соответствующем зарубежном участке оформляется зарубежной участковой комиссией по форме, утвержденной постановлением ЦИК России.
11.3. Данные протокола зарубежной участковой комиссии об итогах голосования незамедлительно после его подписания передаются по техническим каналам связи МИД России для передачи в зарубежную территориальную комиссию в порядке и сроки, установленные Инструкцией по организации единого порядка установления итогов, определения результатов общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
11.4. Первые экземпляры протоколов зарубежных участковых комиссий об итогах голосования передаются в зарубежную территориальную комиссию через МИД России при первой возможности.
Иная документация зарубежных участковых комиссий хранится в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации.".
2. Направить настоящее постановление в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А.ПАМФИЛОВА
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В.ГРИШИНА