Рейтинг@Mail.ru

Постановление ЦИК России от 25.12.2024 N 191/1493-8

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2024 г. N 191/1493-8

О КОНЦЕПЦИИ

ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА 2025 - 2027 ГОДЫ

В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Концепцию повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2025 - 2027 годы (далее - Концепция правового просвещения) (прилагается).

2. Федеральному казенному учреждению "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (Е.А. Осипова) совместно с Аппаратом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (О.В. Боброва), федеральным государственным казенным учреждением "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (А.Ю. Сокольчук), избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями обеспечить выполнение мероприятий, связанных с повышением правовой культуры избирателей в Российской Федерации в 2025 - 2027 годах.

3. Федеральному казенному учреждению "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (Е.А. Осипова) при формировании сводных планов основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2025, 2026 и 2027 годы учитывать мероприятия по реализации Концепции правового просвещения.

4. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации ежегодно разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению правовой культуры избирателей с учетом Концепции правового просвещения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления оказывать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации содействие в реализации мероприятий по повышению правовой культуры избирателей.

6. Возложить координацию работы по реализации мероприятий Концепции правового просвещения на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.Ю. Шутова.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э.А. Памфилову.

8. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Э.А.ПАМФИЛОВА

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Н.А.БУДАРИНА

Утверждена

постановлением Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

от 25 декабря 2024 г. N 191/1493-8

КОНЦЕПЦИЯ

ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА 2025 - 2027 ГОДЫ

1. Общие положения

Концепция повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2025 - 2027 годы (далее - Концепция правового просвещения) разработана в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с развитием избирательной системы Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов, референдумов и иных участников избирательного процесса, изданием необходимой печатной продукции.

Повышение правовой культуры (правовое просвещение) избирателей представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию у граждан Российской Федерации всеобъемлющих знаний о праве, отношения к праву и навыков правового поведения, обеспечивающих осознанное участие в избирательном процессе. Избиратель, обладающий правовой культурой, не только в состоянии ориентироваться в законодательстве о выборах, референдуме и обладать позитивным (основанным на уважении права) правосознанием, но и имеет навыки применения норм закона.

Правовой базой при просвещении избирателей в области избирательного права и избирательного процесса являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы о выборах и референдуме, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации о выборах и референдуме, нормативные акты ЦИК России.

Концепция правового просвещения предусматривает проведение мероприятий, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения избирателей, в том числе молодых, будущих избирателей, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Главной целью Концепции правового просвещения является формирование единого подхода к осуществлению правового просвещения избирателей.

Достижению этой цели способствуют следующие задачи:

формирование знаний в области избирательного законодательства у избирателей;

помощь избирателям в осмыслении практического применения действующего избирательного законодательства;

содействие участию избирателей в избирательных кампаниях и осознанию непосредственной связи между их участием в избирательных кампаниях и развитием государства;

повышение заинтересованности избирателей в институте выборов.

Реализация Концепции правового просвещения будет способствовать:

формированию у избирателей гражданской ответственности;

овладению избирателями правовыми знаниями и практикой применения избирательного законодательства, а также организационными навыками, необходимыми для участия в избирательном процессе, в том числе в качестве члена избирательной комиссии;

распространению положительного опыта работы избирательных комиссий.

Реализация Концепции правового просвещения предполагает непрерывность, системность форм и методов правового просвещения избирателей и предусматривает разработку планов мероприятий на федеральном и региональном уровнях.

Результатом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией правового просвещения, станет повышение правовой культуры избирателей, в том числе молодых и будущих избирателей, в Российской Федерации в области избирательного права и избирательного процесса, обеспечение единого подхода к правовому просвещению избирателей (с учетом региональной специфики), необходимого для активного участия избирателей в выборах и референдумах.

2. Механизм реализации Концепции правового просвещения

Основными принципами реализации Концепции правового просвещения являются:

единство, актуальность и полнота информационно-разъяснительных материалов по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

доступность ресурсов, содержащих информационно-разъяснительные материалы, связанные с избирательным правом и избирательным процессом;

непрерывность и преемственность деятельности по правовому просвещению;

учет накопленного опыта правового просвещения избирателей в Российской Федерации;

информационная открытость;

широкое использование современных технологий.

Инструментами реализации Концепции правового просвещения являются в том числе:

внедрение в образовательные программы образовательных организаций учебных курсов, обеспечивающих получение знаний в области избирательного права и избирательного процесса;

участие представителей избирательных комиссий всех уровней в проведении информационно-разъяснительной работы с отдельными категориями избирателей;

использование унифицированных учебно-методических материалов для реализации образовательных программ, обеспечивающих получение знаний в области избирательного права и избирательного процесса;

вовлечение молодежи в деятельность избирательных комиссий разного уровня в целях обеспечения преемственности поколений, стабильного развития и расширения деятельности комиссий;

информирование о деятельности системы избирательных комиссий Российской Федерации;

разработка предложений по реализации Концепции правового просвещения и внесение их в ежегодные планы работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, тематические планы изданий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, сводные планы основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации;

обобщение и изучение конструктивного опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий по реализации мероприятий, направленных на правовое просвещение избирателей;

подготовка, опубликование и размещение на сайтах ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России аналитических, обобщающих и учебно-методических материалов по отдельным направлениям реализации Концепции правового просвещения.

В целях реализации Концепции правового просвещения разработан Перечень мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2025 - 2027 годы (далее - Перечень мероприятий) (прилагается).

Мероприятия, составляющие основу правового просвещения избирателей, проводятся непрерывно как в период проведения избирательных кампаний всех уровней, так и в межвыборный период.

На основании Перечня мероприятий и с учетом поручений Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, образовательных и других организаций осуществляется ежегодное планирование мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации в рамках подготовки сводного плана основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на очередной календарный год.

Аналогичная работа проводится избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации с учетом сводного плана основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на очередной календарный год и в соответствии с утверждаемыми распоряжением Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации основными направлениями расходования средств федерального бюджета, выделенных избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации на совместные мероприятия по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей на соответствующий календарный год.

3. Организационно-методическое обеспечение деятельности

по повышению правовой культуры избирателей

Реализация мероприятий по правовому просвещению избирателей достигается в результате совместной целенаправленной работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий, образовательных организаций, библиотек, музеев, средств массовой информации.

В реализации мероприятий Концепции правового просвещения принимают участие:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

федеральное казенное учреждение "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации";

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

Министерство просвещения Российской Федерации;

Министерство культуры Российской Федерации;

Федеральное агентство по делам молодежи;

Общественная палата Российской Федерации;

Российский фонд свободных выборов;

Российское общество "Знание" и другие просветительские организации России;

Всероссийское общество инвалидов и другие общественные организации инвалидов;

органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления;

общественные палаты субъектов Российской Федерации;

научные учреждения и образовательные организации;

другие организации (по согласованию).

Правовое просвещение осуществляется посредством проведения мероприятий, предназначенных для неограниченного числа избирателей (общее правовое просвещение) и для отдельных групп избирателей (специализированное правовое просвещение).

Мероприятия общего характера направлены на формирование интереса граждан Российской Федерации к политико-правовой сфере жизни общества, обеспечение деятельного участия граждан Российской Федерации в выборах и референдумах, разъяснение норм избирательного законодательства и особенностей избирательного процесса. Такие мероприятия могут быть проведены с использованием различных форм информационно-разъяснительной работы с избирателями, в том числе дистанционных - при помощи информационно-разъяснительных телеграм-каналов ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России (телеграм-канал "Электорий"), сообществ в социальных сетях и каналов на видеохостингах (каналы "Просто о выборах" на видеохостингах).

Данное направление реализации Концепции правового просвещения предполагает также подготовку, издание и распространение печатных материалов: лифлетов, брошюр, памяток, журналов, сборников материалов и документов, методических материалов и учебных пособий по различным аспектам организации и проведения избирательных кампаний, по вопросам повышения правовой культуры избирателей, а также подготовку и опубликование материалов информационно-разъяснительного характера.

Мероприятия, направленные на общее правовое просвещение избирателей, включают также организацию встреч с членами избирательных комиссий, работниками аппаратов избирательных комиссий различного уровня.

Важную роль в правовом просвещении играет взаимодействие с библиотеками в сфере информационной, культурной, просветительской, научной и образовательной деятельности по вопросам, связанным с организацией и проведением выборов, референдумов, учитывая, что библиотеки являются площадкой для проведения различных информационно-разъяснительных, обучающих и других мероприятий с различными группами избирателей. В библиотеках могут проводиться выставки и экспозиции материалов по вопросам организации и проведения выборов и референдумов. Организация взаимодействия по вопросам правового просвещения возможна и с другими учреждениями культуры: музеями, архивами и др.

В целях расширения и развития сложившихся механизмов многолетнего сотрудничества предусмотрено проведение Всероссийского конкурса среди работников региональных и муниципальных библиотек на лучшую организацию информационно-разъяснительной работы в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации, а также оказание информационно-методической поддержки клубам избирателей на базе региональных и муниципальных библиотек.

Избирательные комиссии осуществляют взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам правового просвещения в области избирательного права и избирательного процесса, в том числе в рамках проведения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации конкурса среди журналистов на лучшее освещение в средствах массовой информации выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и вопросов избирательного права.

Мероприятия, составляющие специализированное правовое просвещение, предполагают повышение правовой культуры отдельных категорий избирателей.

Одним из основных направлений реализации Концепции правового просвещения является реализация информационно-просветительских проектов для молодых и будущих избирателей, в том числе проведение Всероссийского конкурса на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и участников избирательных кампаний (Всероссийский конкурс "Атмосфера") для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, молодых преподавателей и Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса (Всероссийская олимпиада "Софиум").

Специализированное правовое просвещение проводится в том числе в старших классах общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организациях в рамках изучения предметов общей подготовки, исходя из особенностей учебного процесса, специализации, программы обучения, возраста обучаемых, иных факторов.

Основой специализированного правового просвещения должны стать постоянно актуализируемые в соответствии с изменениями, вносимыми в избирательное законодательство, методические и учебные материалы по вопросам избирательного права и избирательного процесса для различных возрастных категорий избирателей, разрабатываемые во взаимодействии с юристами, политологами, специалистами по методике обучения. При подготовке методических и учебных материалов по вопросам избирательного права и избирательного процесса должен быть использован практикоориентированный подход.

В целях реализации Концепции правового просвещения осуществляется сотрудничество с Министерством просвещения Российской Федерации, образовательными организациями по вопросу разработки и согласования в установленном порядке с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации соответствующих учебно-методических материалов по избирательному праву и избирательному процессу и рекомендаций для образовательных организаций по их использованию.

В соответствии с современными тенденциями организации процесса обучения материалы по избирательному праву и избирательному процессу (отдельные их компоненты) могут быть выполнены в форматах, пригодных для скачивания и использования в электронных книгах, планшетах и смартфонах.

Для подготовки преподавателей по избирательному праву и избирательному процессу для общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования необходимы унифицированные методические материалы и периодические занятия в форме вебинаров, видеоконференций по актуальным вопросам избирательного права и избирательного процесса.

В рамках реализации Концепции правового просвещения на региональном уровне избирательные комиссии осуществляют взаимодействие с молодежными избирательными комиссиями по вопросам повышения правовой культуры молодых и будущих избирателей.

4. Обобщение и систематизация опыта деятельности

по повышению правовой культуры избирателей

В целях распространения наиболее эффективных практик реализации информационно-разъяснительных мероприятий для избирателей РЦОИТ при ЦИК России во взаимодействии с Аппаратом ЦИК России осуществляет мониторинг деятельности избирательных комиссий в области правового просвещения избирателей как в период подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, так и в межвыборный период. В рамках мониторинга собираются, систематизируются, анализируются и обобщаются сведения о количестве проведенных информационно-разъяснительных мероприятий, о числе принявших участие в мероприятиях избирателей, о тематике и форме проведения мероприятий, об использованных информационно-разъяснительных материалах и технологиях (включая дистанционные), об организаторах (соорганизаторах) и о местах проведения мероприятий.

По итогам мониторинга информационно-разъяснительные материалы, использованные для проведения мероприятий с избирателями, размещаются в электронной библиотеке на официальном сайте РЦОИТ при ЦИК России в сети Интернет. Также материалы могут быть опубликованы в изданиях ЦИК России (периодических печатных изданиях, сборниках информационно-аналитических материалов, сборниках методических материалов).

5. Финансирование

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 1 статьи 70 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 57 Федерального закона 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" расходы, связанные с повышением правовой культуры избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).

Финансовое обеспечение расходов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, связанных с повышением правовой культуры избирателей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на соответствующий календарный год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных соответствующим избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации на совместные мероприятия по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Финансирование расходов РЦОИТ при ЦИК России, связанных с повышением правовой культуры избирателей, производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год РЦОИТ при ЦИК России на проведение мероприятий по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации.

Организация и проведение мероприятий в рамках реализации Концепции правового просвещения осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Приложение

к Концепции повышения правовой культуры

избирателей в Российской Федерации

на 2025 - 2027 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2025 - 2027 ГОДЫ

N п/п

Наименование мероприятия и его содержание

Срок исполнения

Исполнители

Соисполнители

1. Федеральный уровень

1.1

Участие в организации и обеспечении работы постоянно действующего Информационного центра ЦИК России в единый день голосования

Ежегодно

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России,

ФЦИ при ЦИК России

1.2

Организация и проведение мероприятий информационно-разъяснительного характера:

подготовка информационно-разъяснительных и методических материалов в различных формах (аудио- и видеоматериалы, печатные материалы, электронные ресурсы) по вопросам избирательного права и избирательного процесса, реализации избирательных прав граждан для различных целевых групп, в том числе работников библиотек, молодых и будущих избирателей;

организация и проведение выставок и экспозиций по вопросам избирательного права и избирательного процесса, истории выборов в Российской Федерации, развития избирательной системы, совершенствования избирательных технологий;

развитие дистанционных форм ведения информационно-разъяснительной работы с избирателями, в том числе с использованием сообществ в социальных сетях, информационно-разъяснительных каналов в мессенджерах (включая телеграм-канал ЦИК России, телеграм-канал "Электорий" РЦОИТ при ЦИК России), каналов на видеохостингах (включая канал "Просто о выборах");

подготовка информационно-разъяснительных видеоматериалов для избирателей по вопросам организации и проведения выборов, в том числе для размещения на видеохостинге (видеохостингах);

подготовка планов занятий с различными категориями избирателей по вопросам реализации избирательных прав граждан;

организация и проведение ознакомительных экскурсий в здании ЦИК России (по отдельным заявкам)

Весь период

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России,

ФЦИ при ЦИК России

Образовательные организации

1.3

Взаимодействие с научным сообществом, в том числе:

выпуск журнала "Гражданин. Выборы. Власть";

организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по вопросам деятельности в области обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышения правовой культуры избирателей

Весь период

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России

Образовательные организации

1.4

Реализация информационно-просветительских проектов для молодых и будущих избирателей:

внедрение в образовательные программы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций учебных курсов по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

организация и проведение Всероссийского конкурса на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и участников избирательных кампаний (Всероссийский конкурс "Атмосфера");

организация и проведение Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса (Всероссийская олимпиада "Софиум");

реализация молодежного проекта по организации и проведению на базе ФГБОУ "МДЦ "Артек" деловой игры, моделирующей организацию и проведение выборов, в рамках конкурса "Выборы "Звезды "Артека";

участие в работе всероссийских и межрегиональных молодежных форумов

Весь период

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство просвещения Российской Федерации, Росмолодежь,

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Российский фонд свободных выборов,

ФГБОУ "МДЦ "Артек"

1.5

Взаимодействие с Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ по вопросам, связанным с правовым просвещением избирателей, в том числе по проведению конкурсов, олимпиад по вопросам избирательного права и избирательного процесса

Весь период

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России

1.6

Взаимодействие с библиотеками в сфере информационной, культурной, просветительской, научной и образовательной деятельности по вопросам, связанным с организацией и проведением выборов, референдумов, в том числе:

организация и проведение Всероссийского конкурса среди работников региональных и муниципальных библиотек на лучшую организацию информационно-разъяснительной работы в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации;

информационно-методическая поддержка работы на базе региональных и муниципальных библиотек клубов избирателей, в том числе молодых и будущих, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья

Весь период

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России

Министерство культуры Российской Федерации (по согласованию)

1.7

Взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам правового просвещения в области избирательного права и избирательного процесса

Весь период

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России

1.8

Взаимодействие с волонтерскими организациями и общественными организациями инвалидов в области реализации социально ориентированных общественных проектов, направленных на правовое просвещение граждан с ограниченными возможностями здоровья и оказание содействия в реализации избирательных прав избирателям с инвалидностью

Весь период

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России

1.9

Сбор, обобщение и систематизация учебно-методических материалов и изданий по вопросам повышения правовой культуры избирателей

Весь период

РЦОИТ при ЦИК России

1.10

Пополнение электронной библиотеки сайта РЦОИТ при ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалами по правовому просвещению, повышению правовой культуры избирателей, избирательному праву и избирательному процессу

Весь период

РЦОИТ при ЦИК России

1.11

Организация и проведение молодежного форума "ВЫБОР.ФМ"

По отдельному плану

ЦИК России,

РЦОИТ при ЦИК России

Российский фонд свободных выборов,

Союз Молодежных избирательных комиссий России

2. Региональный уровень

2.1

Участие в обеспечении работы постоянно действующего Информационного центра ЦИК России в единые дни голосования, в том числе предоставление информационных материалов

В период проведения избирательных кампаний

ИКСРФ

2.2

Организация работы информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

В период проведения избирательных кампаний

ИКСРФ

2.3

Подготовка и распространение (в том числе на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации) информационно-разъяснительных материалов по вопросам организации и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий, внедрения в избирательный процесс инновационных избирательных технологий

Весь период

ИКСРФ

2.4

Развитие и регулярное наполнение сайтов (разделов сайтов) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации материалами, посвященными повышению правовой культуры избирателей

Весь период

ИКСРФ

2.5

Направление в РЦОИТ при ЦИК России материалов по повышению правовой культуры избирателей, изданий по вопросам избирательного права и избирательного процесса для последующего обобщения и систематизации

Весь период

ИКСРФ

2.6

Организация и проведение информационно-выставочных мероприятий;

организация и проведение ознакомительных экскурсий в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

Весь период

ИКСРФ

Российское общество "Знание", образовательные организации

2.7

Взаимодействие с молодежными избирательными комиссиями по вопросам повышения правовой культуры молодых и будущих избирателей

Весь период

ЦИК России,

ИКСРФ

Российский фонд свободных выборов

2.8

Организация и проведение мероприятий для молодых и будущих избирателей, в том числе:

конкурсов на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и участников избирательных кампаний;

олимпиад школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

участие в работе региональных молодежных форумов;

реализация проектов в детских лагерях (школьных, оздоровительных, иных), моделирующих организацию и проведение выборов;

Весь период

ЦИК России,

ИКСРФ

Российский фонд свободных выборов,

образовательные организации

регионального этапа Всероссийского конкурса на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и участников избирательных кампаний;

В сроки, установленные постановлением ЦИК России

регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

информационных встреч с учащимися средних специальных учебных заведений в рамках реализации федеральной программы "Разговоры о важном"

В сроки, установленные постановлением ЦИК России

2.9

Взаимодействие с библиотеками, музеями в сфере информационной, культурной, просветительской, научной и образовательной деятельности по вопросам, связанным с организацией и проведением выборов, референдумов, в том числе:

информационно-методическое содействие в организации работы клубов избирателей на базе региональных и муниципальных библиотек;

Весь период

ИКСРФ

проведение регионального этапа Всероссийского конкурса среди работников региональных и муниципальных библиотек на лучшую организацию информационно-разъяснительной работы в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации

В сроки, установленные постановлением ЦИК России

2.10

Участие в работе форумов молодежных избирательных комиссий

Весь период

ИКСРФ

Российский фонд свободных выборов

Другие документы по теме
"Об утверждении стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 106 "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий"
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(ред. от 16.07.2025) "О Регламенте осуществления контроля за расходованием средств федерального бюджета в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и подведомственных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральных учреждениях"
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 г. N 300"
Ошибка на сайте