Рейтинг@Mail.ru

Постановление ЦИК России от 22.10.1997 N 133/969-II

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 1997 г. N 133/969-II

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДСЧЕТА

ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ УЧАСТКОВЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ

КОМИССИЯМИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В связи с проведением в субъектах Российской Федерации выборов в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, назначенных до вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и на основании пункта 7 статьи 22, пунктов 1 и 3 статьи 66 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации о порядке организации голосования и подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями в ходе проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (прилагаются) и направить их в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации довести настоящие Методические рекомендации до участковых избирательных комиссий и обеспечить контроль за соблюдением права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом.

3. Настоящие Методические рекомендации опубликовать в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

А.В.ИВАНЧЕНКО

Секретарь Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

А.А.ВЕШНЯКОВ

Утверждены

Постановлением Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

от 22 октября 1997 г. N 133/969-II

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДСЧЕТА

ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ УЧАСТКОВЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ

КОМИССИЯМИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В связи с вступлением 30 сентября 1997 года в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и распространением действия статей 49 - 60 Федерального закона на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления, глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований, назначенных до его вступления в силу, а также с учетом обращений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, практики подготовки и проведения выборов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует участковым избирательным комиссиям следующий порядок организации голосования и подсчета голосов избирателей.

1. Подготовка помещения для голосования

1.1. В соответствии со статьей 49 Федерального закона помещение для голосования должно безвозмездно предоставляться в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования (в случае если уставом муниципального образования эта должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления).

1.2. Помещение для голосования должно быть таких размеров и оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины для тайного голосования и стационарные ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, а также наблюдателей.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (использование карандашей не допускается).

1.3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним (фойе, холл, коридор) участковая избирательная комиссия должна оборудовать стенд, на котором помещаются не носящие агитационный характер информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, а также образцы заполненных избирательных бюллетеней с фамилиями кандидатов и указаниями о том, кем они выдвинуты (вымышленными).

1.4. В помещении для голосования участковая избирательная комиссия должна разместить не менее чем четырехкратно увеличенную форму протокола об итогах голосования, предназначенную для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.

Расположение увеличенной формы протокола в помещении для голосования должно позволять свободно читать в ней данные об итогах голосования наблюдателям, иным лицам, которые в соответствии с Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26 Федерального закона к этим лицам относятся члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.

Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения.

2. Голосование по открепительным удостоверениям

2.1. В соответствии со статьей 50 Федерального закона, в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, участковая избирательная комиссия обязана выдать открепительное удостоверение обратившемуся в комиссию избирателю, который заявит, что не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования данного избирательного участка за 15 дней до дня голосования и в день голосования при условии, что данный избиратель включен в список избирателей на том избирательном участке, где сформирована данная избирательная комиссия, и он обратился в комиссию не позднее чем за 16 дней до дня голосования.

2.2. Бланки открепительных удостоверений участковая избирательная комиссия получает по акту от вышестоящей избирательной комиссии в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.

2.3. Избиратель, получивший открепительное удостоверение, дополнительно вносится в список избирателей и голосует в день голосования на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где данный избиратель в соответствии с законом обладает активным избирательным правом.

При этом в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делается отметка о том, что избирательный бюллетень выдан избирателю по предъявлении открепительного удостоверения.

3. Избирательный бюллетень

3.1. Участковая избирательная комиссия получает избирательные бюллетени по акту от соответствующей территориальной (окружной) избирательной комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования (ст. 51 Федерального закона).

3.2. В акте, подписанном председателями, заместителями председателя или секретарями территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий, указывается время и дата составления акта, число передаваемых избирательных бюллетеней, которое не может превышать число зарегистрированных на избирательном участке избирателей более чем на 0,5 процента.

Персональную ответственность за правильность передачи и приема избирательных бюллетеней несут председатели указанных избирательных комиссий.

3.3. На лицевой стороне каждого избирательного бюллетеня в правом верхнем углу два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса должны поставить свои подписи и заверить их печатью участковой избирательной комиссии.

3.4. В случае выбытия кандидата после изготовления избирательных бюллетеней, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по письменному указанию избирательной комиссии, зарегистрировавшей этого кандидата, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующем кандидате. Вычеркивание должно производиться прямой линией по строкам записей всех данных о кандидате, наносимой только шариковой ручкой или чернилами черного, фиолетового или синего цвета. При этом наносимая линия должна захватывать пустой квадрат напротив строки данных о кандидате.

4. Порядок голосования избирателей

4.1. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия обязана оповестить избирателей, включенных в списки избирателей, не позднее чем за 20 дней, а при проведении повторного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, в том числе посещением членами участковой избирательной комиссии удаленных населенных пунктов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (ст. 52 Федерального закона).

4.2. Время начала голосования избирателей в помещении для голосования устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

4.3. До начала голосования председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии предъявляет присутствующим избирателям, наблюдателям, иным лицам, находящимся в помещении для голосования, к осмотру стационарные и переносные ящики для голосования и опечатывает их печатью комиссии или опломбирует.

4.4. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенному в список избирателей (в том числе на основании открепительного удостоверения), членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по предъявлении избирателем своего паспорта или заменяющего его документа.

В соответствии с законодательством к заменяющим паспорт документам относятся:

удостоверение офицера;

военный билет военнослужащего срочной службы;

паспорт моряка;

справка установленного образца, выданная органами внутренних дел.

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона, статье 18 Устава Союза Беларуси и России, на выборах в органы местного самоуправления участковая избирательная комиссия обязана включить в список избирателей гражданина Республики Беларусь, достигшего 18 лет и постоянно или преимущественно проживающего на территории соответствующего избирательного участка (если этот гражданин не был включен в список избирателей ранее в соответствии с законом субъекта Российской Федерации), а также выдать ему избирательный бюллетень по предъявлении паспорта гражданина Республики Беларусь.

4.5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе за членов одной семьи, родных и близких избирателя, не допускается.

4.6. При получении избирательного бюллетеня избиратель собственноручно проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и свою подпись.

С согласия избирателя серию и номер его паспорта или заменяющего его документа может внести в список член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В этом случае избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

4.7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем самостоятельно в кабине для тайного голосования или в специально оборудованном месте, при этом присутствие других лиц запрещается.

В случае если избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, кроме члена участковой избирательной комиссии, кандидата, его доверенного лица, наблюдателя.

4.8. Избиратель вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с просьбой о выдаче ему нового избирательного бюллетеня, если он считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку. В этом случае член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и оповещает об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. Испорченный бюллетень погашается и составляется соответствующий акт.

4.9. В случае если член участковой избирательной комиссии пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также пытается нарушить тайну голосования, по решению участковой избирательной комиссии он немедленно отстраняется от участия в работе избирательной комиссии.

При совершении указанных действий наблюдателем или иным лицом, по решению участковой избирательной комиссии он немедленно удаляется из помещения для голосования.

При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении указанных лиц к ответственности, предусмотренной законом.

5. Порядок досрочного голосования

5.1. В соответствии со статьей 53 Федерального закона избирателю, который в день голосования не сможет прийти по уважительным причинам (командировка, лечение в стационаре, отпуск и т.п.) на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, соответствующая участковая избирательная комиссия должна предоставить возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).

5.2. Для реализации права избирателя проголосовать досрочно в помещении соответствующей участковой избирательной комиссии должны находиться два члена комиссии с правом решающего голоса.

5.3. Если избиратель голосует в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии (за 15 - 4 дня до дня голосования), то в получении избирательного бюллетеня он расписывается в списке досрочно проголосовавших избирателей, составляемом в территориальной (окружной) избирательной комиссии отдельно по каждому избирательному участку. В списке должны указываться фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, номер избирательного участка (форма списка досрочно проголосовавших избирателей приведена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

В случае выбытия кандидата к моменту досрочного голосования, в избирательном бюллетене, выдаваемом избирателю, данные этого кандидата вычеркиваются членами территориальной (окружной) избирательной комиссии в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящих Методических рекомендаций.

Участковая избирательная комиссия за 4 дня до дня голосования получает от территориальной (окружной) избирательной комиссии список досрочно проголосовавших избирателей, а также конверты с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей и продолжает вести данный список.

В случае если из территориальной (окружной) избирательной комиссии указанные документы не поступили, список досрочно проголосовавших избирателей составляет участковая избирательная комиссия.

5.4. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается им в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте с избирательным бюллетенем ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью комиссии, а также подпись досрочно проголосовавшего избирателя.

5.5. Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосования.

5.6. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц перед началом голосования сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт, извлекает из него избирательный бюллетень (бюллетени) и опускает его в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования, соблюдая при этом тайну волеизъявления избирателя.

5.7. Затем общее число избирательных бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям, вносится председателем участковой избирательной комиссии в строку 3 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму (эти и иные данные строк протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вносятся в протокол цифрами и прописью). В строку 4 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму вносится число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении окружной (территориальной) избирательной комиссии. Затем в списке избирателей против соответствующих фамилий избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делается отметка "Проголосовал досрочно".

6. Порядок голосования избирателей

вне помещения для голосования

6.1. В соответствии со статьей 54 Федерального закона участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования.

6.2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования.

Участковая избирательная комиссия вправе принять необходимые меры для выявления желания избирателей преклонного возраста проголосовать по месту своего жительства, если населенные пункты (деревни, хутора), в которых они проживают, удалены от помещения для голосования и не имеют надежных подъездных путей.

6.3. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре (форма реестра приведена в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям). При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена участковой избирательной комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии членов комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением избирателя.

6.4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей.

6.5. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым (но не более трех), установленным территориальной (окружной) избирательной комиссией, количеством переносных ящиков для голосования.

6.6. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжающие по заявлениям (обращениям) избирателей, получают под роспись избирательные бюллетени. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней, заверенную выписку из реестра, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обращении), поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.

6.7. Голосование вне помещения для голосования осуществляется участковой избирательной комиссией с соблюдением требований, указанных в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций.

6.8. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более бюллетеней (проведение одновременно нескольких выборов) - об общем количестве полученных бюллетеней.

6.9. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 6.3 настоящих Методических рекомендаций.

Предоставление возможности проголосовать вне помещения для голосования избирателям, не включенным в реестр, запрещается.

6.10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается особая отметка "Голосование вне помещения для голосования".

6.11. При проведении голосования вне помещения для голосования могут присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, или двум наблюдателям, назначенными разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

6.12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования (определяется по отметке в реестре), соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось.

6.13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

7. Порядок подсчета голосов избирателей и составления

протокола об итогах голосования

7.1. В соответствии со статьей 56 Федерального закона подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сразу после окончания времени голосования, установленного законом субъекта Российской Федерации, и проводится без перерыва до подписания ими протокола об итогах голосования.

7.2. После закрытия помещения для голосования председатель участковой избирательной комиссии, в случае его отсутствия - заместитель председателя, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею, организует подсчет голосов избирателей. При этом необходимо разместить столы, за которыми производится подсчет голосов избирателей, таким образом, чтобы обеспечивался полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии со стороны всех присутствующих при подсчете.

В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования. Данные об итогах голосования вправе заносить в нее по мере их поступления член комиссии, организующий подсчет голосов избирателей.

7.3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени. При этом на бюллетенях должны быть сохранены подписи двух членов окружной (территориальной) или участковой избирательной комиссии и печать соответствующей избирательной комиссии, расположенные в правом верхнем углу на лицевой стороне.

Затем председатель участковой избирательной комиссии оглашает присутствующим и заносит число неиспользованных избирательных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями в ходе голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

7.4. Далее председатель участковой избирательной комиссии оглашает и заносит в строку 1 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число избирателей, внесенных в список избирателей (в том числе внесенных в список дополнительно), а затем в строку 2 - число избирательных бюллетеней, полученных по акту участковой избирательной комиссией от территориальной (окружной) избирательной комиссии.

В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, то в строки 13а, 13б и 13в протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму соответственно заносятся следующие данные:

число открепительных удостоверений для голосования на выборах, полученных участковой избирательной комиссией;

число открепительных удостоверений для голосования на выборах, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке;

число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах на избирательном участке.

7.5. Затем председатель участковой избирательной комиссии оглашает и заносит в строку 6 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей), а затем в строку 7 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу отметок "Голосование вне помещения для голосования" в списке избирателей).

7.6. После этого председателем участковой избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

7.7. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в переносных и стационарных ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При подсчете голосов избирателей членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для всех присутствующих при подсчете.

7.8. Перед вскрытием переносных и стационарных ящиков для голосования проводится проверка неповрежденности печатей (пломб) на них.

7.9. Затем поочередно вскрываются переносные ящики для голосования и производится подсчет находившихся в них избирательных бюллетеней. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования избирателей. Прежде всего члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой избирательной комиссией. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются и упаковываются отдельно.

Число извлеченных из каждого переносного ящика бюллетеней установленной формы оглашается председателем комиссии, а число бюллетеней, находившихся во всех ящиках, заносится им в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

В случае обнаружения в переносном ящике большего числа избирательных бюллетеней установленной формы, чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находящиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого переносного ящика. Число признанных в этом случае недействительных бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Указанные бюллетени упаковываются, опечатываются и хранятся участковой избирательной комиссией отдельно.

7.10. После подсчета избирательных бюллетеней установленной формы в переносных ящиках для голосования вскрываются стационарные ящики для голосования и из них извлекаются избирательные бюллетени, которые смешиваются с бюллетенями, находившимися в переносных ящиках.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете, сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

Особенности сортировки избирательных бюллетеней при подсчете голосов избирателей, поданных в многомандатном избирательном округе, устанавливается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо территориальной избирательной комиссией.

7.11. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату, а также бюллетени с отметкой "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся председателем комиссии в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.

7.12. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в том числе те, в которых любой знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате (в большем количестве квадратов, чем число мандатов в соответствующем избирательном округе), либо не содержащие отметок ни по одной из позиций. Избирательные бюллетени, не содержащие отметок ни по одной из позиций, отделяются от иных недействительных избирательных бюллетеней, их число оглашается председателем избирательной комиссии и заносится в строку 13 протокола и в его увеличенную форму.

В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне такого бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии.

Общее количество недействительных бюллетеней (в него входят: число недействительных избирательных бюллетеней, занесенное в строку 12 протокола об итогах голосования, число недействительных избирательных бюллетеней, занесенное в строку 13 протокола, число избирательных бюллетеней, признанных недействительными по иным основаниям) подсчитывается, оглашается председателем избирательной комиссии и заносится в строку 11 протокола и в его увеличенную форму.

7.13. Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, а председатель комиссии заносит в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных ящиков, с отметками избирателей, поданных за каждого из кандидатов и против всех кандидатов.

7.14. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования, путем сложения чисел строк 10 (число действительных бюллетеней) и 11 (число недействительных бюллетеней) и последующего вычитания из полученной суммы числа строки 8 (число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках).

Затем подсчитанное число бюллетеней оглашается председателем участковой избирательной комиссии и заносится в строку 9 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

7.15. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, которые в соответствии с Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

7.16. Затем производится проверка следующих контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (цифрами (кроме "0") обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 55 Федерального закона):

1 более 0

1 более или равно 3 + 6 + 7

2 равно (3 - 4) + 5 + 6 + 7

2 более или равно 5 + 8 + 9 - 4

3 + 6 более или равно 9

3 более или равно 4

7 более или равно 8 - 12

8 + 9 менее или равно 3 + 6 + 7 + 12

8 + 9 равно 10 + 11

10 равно сумме значений в строке 14 и последующих строках протокола, включая строку "Против всех кандидатов", - данное контрольное соотношение не действует при выборах по многомандатным избирательным округам

12 менее или равно 11

13 менее или равно 11

13а более 0

13б более или равно 0

13в более или равно 0

13в менее или равно 6.

В случае если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.

7.17. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, каждый из которых подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.

Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе об этом делается запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При подписании протокола член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласный с его содержанием, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе рядом с подписью указанного члена комиссии делается соответствующая запись.

7.18. По требованию члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя, иных лиц, которые вправе присутствовать на избирательном участке в день голосования, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.

Заверение копии протокола производится председателем или секретарем участковой избирательной комиссии. При этом указанные лица проверяют соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в экземпляре протокола об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, после чего в заверяемом документе делают запись "Копия верна", расписываются, указывают дату и время заверения и проставляют печать участковой избирательной комиссии.

7.19. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в избирательную комиссию в день голосования жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, закона субъекта Российской Федерации о выборах, принятые по ним участковой избирательной комиссией решения, составленные участковой избирательной комиссией акты незамедлительно направляются в территориальную (окружную) избирательную комиссию.

7.20. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Второй экземпляр протокола вместе с избирательными бюллетенями, текстом компьютерной распечатки, содержащей данные протокола, введенные в автоматизированную информационную систему (в случае ее использования), списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, другой предусмотренной законом субъекта Российской Федерации избирательной документацией, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.

7.21. Третий экземпляр протокола об итогах голосования (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.

7.22. В соответствии со статьей 57 Федерального закона в случае если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную (окружную) избирательную комиссию участковая избирательная комиссия выявила в нем неточность (описку, опечатку), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную (окружную) избирательную комиссию.

7.23. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования или при возникновении сомнений в правильности составления протокола территориальная (окружная) или иная вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) территориальной (окружной), либо иной вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, которые в соответствии с Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей. Названные лица вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

* * *

В соответствии с Конституцией Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, в том числе его нормы, устанавливающие дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Федеральному закону. В случае противоречия закона субъекта Российской Федерации Федеральному закону подлежит применению Федеральный закон.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

о порядке организации голосования

и подсчета голосов избирателей

участковыми избирательными комиссиями

в ходе проведения выборов в органы

государственной власти субъектов

Российской Федерации и органы

местного самоуправления

Примечание. Часть списка, составленная в территориальной (окружной) избирательной комиссии, заверяется председателем или секретарем территориальной (окружной) избирательной комиссии с указанием даты заверения и проставлением печати территориальной (окружной) избирательной комиссии, часть списка, составленная в участковой избирательной комиссии, заверяется председателем или секретарем участковой избирательной комиссии с указанием даты заверения и проставлением печати участковой избирательной комиссии.

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

о порядке организации голосования

и подсчета голосов избирателей

участковыми избирательными комиссиями

в ходе проведения выборов в органы

государственной власти субъектов

Российской Федерации и органы

местного самоуправления

Примечание. Реестр заверяется председателем или секретарем участковой избирательной комиссии с указанием даты и времени заверения и проставлением печати участковой избирательной комиссии. К реестру приобщаются заявления избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования.

Другие документы по теме
"Об утверждении Укрупненных нормативов (норм) времени на ремонт автомобилей марок "Москвич" в условиях автотранспортных предприятий"
"О внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению"
"О внесении изменения в Правила предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации"
"О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы"
Ошибка на сайте