Постановление ЦИК России от 28.05.2008 N 115/910-5
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2008 г. N 115/910-5
ОБ ОТЧЕТЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И СВЕДЕНИЯХ О ПОСТУПЛЕНИИ
СРЕДСТВ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАСХОДОВАНИИ
ЭТИХ СРЕДСТВ
В соответствии со статьей 57 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Отчет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (Приложение N 1), и принять Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств (Приложение N 2) к сведению.
2. Представить палатам Федерального Собрания Российской Федерации Отчет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, и Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств и пояснительную записку к ним.
3. Передать Отчет и Сведения с пояснительной запиской к ним в средства массовой информации, опубликовать их в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и разместить в сети "Интернет".
Заместитель Председателя
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
С.В.ВАВИЛОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
Приложение N 1
к Постановлению
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 28 мая 2008 г. N 115/910-5
ОТЧЕТ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ
НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Форма 0503605
Раздел I. Расходы Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной
власти по видам затрат
Форма 0503605
Раздел II. Расходы избирательных комиссий
в субъектах Российской Федерации средств федерального
бюджета, выделенных им на подготовку и проведение выборов
Президента Российской Федерации
Форма 0503605
Раздел III. Расходы избирательных комиссий
в субъектах Российской Федерации по видам расходов
Заместитель Председателя
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
С.В.ВАВИЛОВ
Главный бухгалтер
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
А.И.МАНУХИНА
Приложение N 2
к Постановлению
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 28 мая 2008 г. N 115/910-5
СВЕДЕНИЯ
О ПОСТУПЛЕНИИ СРЕДСТВ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ
КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И РАСХОДОВАНИИ ЭТИХ СРЕДСТВ
(в рублях)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ОТЧЕТУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ НА ПОДГОТОВКУ
И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
И СВЕДЕНИЯМ О ПОСТУПЛЕНИИ СРЕДСТВ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ
КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И РАСХОДОВАНИИ ЭТИХ СРЕДСТВ
1. В федеральном бюджете на 2007 год на выборы Президента Российской Федерации было предусмотрено 5124956,2 тыс. рублей. Указанные средства Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. N 83/663-5 "О распределении средств федерального бюджета, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации" распределены следующим образом:
избирательным комиссиям всех уровней в субъектах Российской Федерации - 5015044,8 тыс. рублей, или 98 процентов от общей суммы предусмотренных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации средств;
федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части, образующие избирательные участки в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 25 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - федеральные органы исполнительной власти), - 50732,0 тыс. рублей;
расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, - 59179,4 тыс. рублей.
На подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (далее - выборы) израсходовано средств федерального бюджета (далее - общие расходы на выборы) на сумму 4939635,2 тыс. рублей (Приложение N 1 к Постановлению ЦИК России).
Расходы, связанные с обеспечением полномочий избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации, составили 4864109,1 тыс. рублей, или 98,5 процента от общих расходов на выборы, в том числе 4660546,8 тыс. рублей оплачено непосредственно избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации, 203562,3 тыс. рублей - расходы, оплаченные ЦИК России за нижестоящие избирательные комиссии.
Федеральными органами исполнительной власти израсходовано 28956,3 тыс. рублей. Кроме того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила расходы за изготовление избирательных бюллетеней и другой печатной продукции для избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, в сумме 657,3 тыс. рублей.
Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов, составили 45912,5 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 57 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, до 10 июня 2008 года будут возвращены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации финансировались следующие расходы избирательных комиссий всех уровней:
дополнительная оплата труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплата компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также выплаты гражданам, работавшим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам;
изготовление печатной продукции;
приобретение, доставка и установка оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;
транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных и отдаленных местностях;
командировочные расходы и расходы на другие цели, связанные с проведением выборов, а также с обеспечением полномочий избирательных комиссий.
Согласно представленным отчетам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных им на подготовку и проведение выборов, общие непосредственные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации (далее - расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации) составили 4660546,8 тыс. рублей.
В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации наиболее крупные затраты связаны с оплатой труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов этих комиссий и граждан, привлеченных к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам (с соответствующими начислениями на оплату труда) - 3918085,1 тыс. рублей, или 84,1 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.
На выплату компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса было израсходовано 2949484,0 тыс. рублей, что составляет 75,3 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации на оплату труда. Компенсация, выплаченная членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, составила 19954,4 тыс. рублей, или 0,5 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 15802,4 тыс. рублей, или 0,5 процента от расходов участковых избирательных комиссий на оплату труда. Расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий составили 2929529,6 тыс. рублей, или 74,8 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 2575249,1 тыс. рублей, или 83,8 процента от расходов участковых избирательных комиссий на оплату труда.
В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов работало 866,1 тысячи членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Численность членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденных от основной работы на период выборов, составила 5,5 тысячи человек, или 0,6 процента от общей численности всех членов комиссий с правом решающего голоса, в том числе членов участковых избирательных комиссий - 5,2 тысячи человек. Без освобождения от основной работы в комиссиях работало 859,7 тысячи человек, или 99,3 процента от общей численности членов комиссий с правом решающего голоса, из них членов участковых избирательных комиссий - 835,4 тысячи человек.
Кроме того, для выполнения работ, связанных с подготовкой и проведением выборов (сборка-разборка технологического оборудования, транспортные и погрузоразгрузочные работы, содержание помещений и избирательных участков, доставка избирателям приглашений для голосования, выполнение копировальных, переплетных, машинописных работ, ведение делопроизводства и т.п.), в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 64 Федерального закона в избирательных комиссиях дополнительно привлекались 286,6 тысячи человек, из них 270,7 тысячи человек, или 94,5 процента, - в участковых избирательных комиссиях. Расходы избирательных комиссий на оплату труда указанных граждан составили 497738,2 тыс. рублей, из них расходы участковых избирательных комиссий - 363825,1 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации на изготовление печатной продукции составили 52739,5 тыс. рублей, или 1,1 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы на изготовление избирательных бюллетеней - 47632,9 тыс. рублей, или 90,3 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на изготовление печатной продукции. Расходы избирательных комиссий на изготовление в полиграфических организациях бланков протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, удостоверений членов избирательных комиссий и другой бланочной продукции, необходимой для обеспечения полномочий избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, составили 5106,6 тыс. рублей.
Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации составили 115785,5 тыс. рублей, или 2,5 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, в том числе участковых избирательных комиссий - 109100,4 тыс. рублей.
Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации включают затраты на доставку избирательным комиссиям избирательных бюллетеней и другой избирательной печатной продукции, на проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находившихся в труднодоступных и отдаленных местностях, расходы в день голосования (на проведение голосования вне помещения избирательного участка, доставку протоколов об итогах голосования и заполненных избирательных бюллетеней) и другие затраты (в том числе на доставку технологического оборудования, необходимого для подготовки и проведения выборов). Вышеназванные работы осуществлялись избирательными комиссиями с привлечением авиационного, автомобильного и других видов транспорта. Транспортные расходы с использованием авиационного транспорта на завоз и вывоз избирательной документации, технологического оборудования и на проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находившихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, составили 102963,7 тыс. рублей, или 88,9 процента от затрат избирательных комиссий всех уровней на транспортные расходы. Расходы по оплате услуг других видов транспорта для работы избирательных комиссий, в том числе в день голосования, составили 12821,8 тыс. рублей, из них расходы участковых избирательных комиссий - 6136,7 тыс. рублей.
В различных субъектах Российской Федерации соотношение транспортных расходов существенно отличается. В тех регионах, где удельный вес транспортных расходов значителен, средства расходовались главным образом для проведения досрочного голосования в труднодоступных местностях с использованием авиационного транспорта. Так, например, в Ненецком, Ямало-Ненецком и Корякском автономных округах транспортные расходы составили соответственно 54,5 процента, 50,4 процента и 38 процентов от общих расходов на выборы в этих субъектах Российской Федерации.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на междугородную и факсимильную связь, на прием и передачу по техническим каналам связи информации о выборах, на абонентскую плату за пользование телефонами, почтово-телеграфные расходы и другие расходы на связь в период избирательной кампании составили 19824,9 тыс. рублей, или 0,4 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы участковых избирательных комиссий - 13812,6 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на абонентскую плату за пользование телефонами, а также повременную оплату услуг местной связи, используемых избирательными комиссиями в период избирательной кампании, составили 10324,4 тыс. рублей, или 52,1 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на связь, на междугородную и факсимильную связь - 5295,5 тыс. рублей, или 26,7 процента, на прием и передачу информации о выборах, переданной по техническим каналам связи на избирательные участки, образованные на судах, находившихся в плавании, в отдаленных или труднодоступных местностях, либо за пределами Российской Федерации, - 1496,8 тыс. рублей. Почтово-телеграфные расходы и расходы на другие виды связи составили 2708,2 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на канцелярские товары составили 80046,9 тыс. рублей, или 1,7 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них участковых избирательных комиссий - 63499,7 тыс. рублей.
Командировочные расходы членов избирательных комиссий и работников их аппаратов составили 15047,8 тыс. рублей, или 0,3 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них участковых избирательных комиссий - 2870,7 тыс. рублей.
На оборудование избирательных участков, содержание помещений, выделенных избирательным комиссиям в субъектах Российской Федерации (в том числе для проведения голосования), приобретение оборудования и инвентаря избирательными комиссиями израсходовано 237571,1 тыс. рублей, или 5,1 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.
Расходы на приобретение кабин для тайного голосования, стационарных и переносных ящиков для голосования, изготовленных промышленным способом, составили 164141,8 тыс. рублей, или 69,1 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений избирательных комиссий и избирательных участков, на изготовление кабин, ящиков для голосования, информационных стендов, вывесок, наружных и внутренних указателей, другого оборудования непосредственно в избирательных комиссиях - 41212,0 тыс. рублей, или 17,3 процента. Расходы на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся материальных ценностей и расходных материалов, используемых избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации в период избирательной кампании (конверты, шпагаты и другие упаковочные материалы, фонари, свечи, избирательная атрибутика, картриджи, тонеры и др.), составили 18261,8 тыс. рублей, или 7,7 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Другие расходы на оборудование и содержание помещений и избирательных участков составили 13955,5 тыс. рублей, или 5,9 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений и избирательных участков. В основном избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации приобретались факсимильные аппараты, металлические шкафы и сейфы и др. В целях выполнения полномочий избирательных комиссий по информированию участников избирательного процесса, обеспечению их необходимой избирательной документацией в соответствии с нормами статей 23 и 74 Федерального закона избирательными комиссиями приобреталась копировально-множительная техника.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, связанные с информированием избирателей, составили 202874,1 тыс. рублей, или 4,4 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации. Изготавливалась и размещалась наглядная наружная информация для избирателей (уличные растяжки, баннеры, билборды, информационные плакаты, стикеры и др.), затраты на которую составили 80800,7 тыс. рублей, аудио-, видеоинформация - 30966,4 тыс. рублей, затраты на изготовление приглашений, информационных листовок, плакатов и другой печатной информационной продукции для избирателей составили 91107,0 тыс. рублей.
Другие расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов (проведение семинаров и совещаний, ремонт оргтехники, публикации в средствах массовой информации итогов голосования и др.), составили 18571,9 тыс. рублей, или 0,4 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.
В расходах избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации наибольший объем средств составляют расходы участковых избирательных комиссий - 3652806,6 тыс. рублей, или 78,4 процента, из них 1122170,5 тыс. рублей оплачено вышестоящими избирательными комиссиями централизованно (в том числе за печатную продукцию, технологическое оборудование, транспортные расходы, связь и др.). Расходы территориальных избирательных комиссий составили 462696,9 тыс. рублей, или 9,9 процента, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации - 545043,3 тыс. рублей, или 11,7 процента.
В структуре затрат участковых избирательных комиссий затраты на компенсацию и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий, выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 84,1 процента от общих расходов участковых избирательных комиссий, на оборудование и содержание избирательных участков - 6,1 процента, на транспортные расходы - 3,0 процента, печатную продукцию - 1,4 процента.
В структуре затрат территориальных избирательных комиссий расходы на компенсацию, дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий и работникам их аппаратов (с начислениями на оплату труда), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 88,6 процента от общих расходов территориальных избирательных комиссий, на содержание помещений - 2,3 процента, канцелярские расходы - 2,9 процента, командировочные расходы - 2,1 процента.
В структуре затрат избирательных комиссий субъектов Российской Федерации расходы на компенсацию и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий и работникам их аппаратов (с начислениями на оплату труда), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 79,8 процента от общих непосредственных расходов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на оплату услуг, связанных с информированием избирателей о выборах, - 15,6 процента.
Помимо расходов на выборы, непосредственно оплаченных избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила расходы за нижестоящие избирательные комиссии в сумме 203562,3 тыс. рублей, в том числе за изготовление и доставку до избирательных комиссий субъектов Российской Федерации открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), брошюр с текстами федеральных законов, плакатов, информационных материалов для слепых и слабовидящих, другой информационной продукции - 108910,3 тыс. рублей, Главному центру специальной связи Федерального агентства связи за услуги по доставке избирательных документов до участковых избирательных комиссий, в том числе избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений, - 94123,6 тыс. рублей.
Расходы, связанные с обеспечением полномочий территориальных избирательных комиссий, сформированных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии со статьей 14 Федерального закона для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, составили 528,4 тыс. рублей.
Фактические расходы федеральных органов исполнительной власти (Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации) составили 28956,3 тыс. рублей, при этом расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий составили 1151,2 тыс. рублей, или 4,0 процента от фактических расходов этих федеральных органов на выборы, расходы на оплату услуг связи и транспорта, включая доставку избирательных бюллетеней и другой печатной продукции, - 11562,7 тыс. рублей, или 39,9 процента, на командировочные и канцелярские расходы, печатную продукцию, оборудование и содержание избирательных участков и другие цели - 16242,4 тыс. рублей, или 56,1 процента. Кроме того, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации оплачено 657,3 тыс. рублей за изготовление избирательных бюллетеней и увеличенных форм протокола для участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации.
Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с обеспечением ее полномочий в период подготовки и проведения выборов, составили 45912,5 тыс. рублей, или 0,9 процента от общих расходов на выборы. При этом расходы на изготовление и доставку печатной продукции составили 339,6 тыс. рублей, на оплату услуг связи, в том числе по доставке корреспонденции федеральной фельдъегерской связью и проведению общероссийского селекторного совещания, - 3481,2 тыс. рублей. Расходы на оплату труда членов ЦИК России и работников ее аппарата (с начислениями на оплату труда), граждан, привлеченных к работе в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, составили 40389,1 тыс. рублей. Прочие расходы, в том числе оплата транспортных услуг, другие дополнительные хозяйственные расходы, составили 1702,6 тыс. рублей.
2. В соответствии с Федеральным законом специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов были открыты шестью кандидатами на должность Президента Российской Федерации в ОПЕРУ Сберегательного банка Российской Федерации.
Все кандидаты в установленные законом сроки представили в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации итоговые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств созданных ими избирательных фондов.
Согласно сведениям о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств <*> на специальные избирательные счета поступили денежные средства на общую сумму 423,9 млн. рублей, в том числе 422,4 млн. рублей поступили в установленном порядке для формирования средств избирательного фонда и 1,5 млн. рублей - с нарушением установленного порядка (Приложение N 2 к Постановлению ЦИК России).
--------------------------------
<*> Сведения составлены на основании итоговых финансовых отчетов, представленных кандидатами.
Общая сумма средств (422,4 млн. рублей), поступивших в установленном порядке, включает:
собственные средства кандидатов - 0,85 млн. рублей (0,2%);
средства политических партий, выдвинувших кандидатов, - 293,9 млн. рублей (69,6%);
пожертвования граждан - 37,2 млн. рублей (8,8%);
пожертвования юридических лиц - 90,5 млн. рублей (21,4%).
Кандидат Б.Е. Немцов выбыл в начале избирательной кампании, и денежные средства в его избирательный фонд не поступали.
Собственные средства в избирательный фонд внес один зарегистрированный кандидат А.В. Богданов (850 тыс. рублей), доля которых в общей сумме поступлений в фонде составила 17,53 процента.
Основным источником поступления средств в избирательные фонды кандидатов В.В. Жириновского, Г.А. Зюганова и Д.А. Медведева были средства, выделенные выдвинувшими их политическими партиями, соответственно 160 млн. рублей, 33,9 млн. рублей и 100 млн. рублей. Причем избирательный фонд кандидата В.В. Жириновского был сформирован только из указанных средств.
В ходе избирательной кампании в избирательные фонды кандидатов поступили пожертвования от 419 граждан. Наибольшее количество граждан (409) внесли пожертвования в избирательный фонд кандидата Д.А. Медведева. В избирательные фонды Г.А. Зюганова и М.М. Касьянова внесли пожертвования 4 и 6 граждан соответственно. Наиболее крупные пожертвования граждан осуществлялись в избирательный фонд кандидата Д.А. Медведева, размер которых составлял от 40,0 тыс. рублей до 5 млн. рублей. Общая сумма пожертвований от граждан составила 37,8 млн. рублей.
В избирательные фонды кандидатов поступили пожертвования от 23 юридических лиц. Их общая сумма превысила пожертвования граждан почти в два с половиной раза и составила около 91,4 млн. рублей.
Сведения о пожертвованиях граждан и юридических лиц в избирательные фонды каждого из кандидатов приведены в Приложениях N 1 и N 2 к пояснительной записке.
По запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации проверка сведений о гражданах и юридических лицах, осуществивших пожертвования в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации, проводилась Федеральной миграционной службой, Федеральной налоговой службой и Федеральной регистрационной службой (в отношении некоммерческих организаций).
Сведения о юридических лицах, осуществивших крупные пожертвования, представлены в Приложении N 3 к пояснительной записке.
Поступления средств в избирательные фонды ни у одного из кандидатов не достигли предельного размера расходования из избирательного фонда (400 млн. рублей), установленного Федеральным законом. Больше всего средств поступило в избирательный фонд кандидата Д.А. Медведева - 190,4 млн. рублей, которые составили 44,9 процента от общей суммы поступлений в избирательные фонды всех кандидатов.
С нарушениями установленного порядка формирования в избирательные фонды кандидатов поступило 1,5 млн. рублей. Нарушения в основном связаны с перечислением пожертвований гражданами и юридическими лицами, которым законом запрещено осуществлять пожертвования либо которые не указали обязательные сведения о себе в платежном документе.
Возвращено и перечислено в доход федерального бюджета неправомерных пожертвований на общую сумму 1,5 млн. рублей, что составляет 0,35 процента от общей суммы поступлений.
Некоторые кандидаты по собственной инициативе осуществляли возврат пожертвований, поступивших в их избирательные фонды в установленном порядке. Так, например, кандидатом Д.А. Медведевым таких пожертвований возвращено на сумму 115,58 млн. рублей, или 60,71 процента всех поступлений в избирательный фонд этого кандидата.
Общая сумма расходов кандидатов на проведение избирательной кампании составила 263,1 млн. рублей, или 62,06 процента средств, поступивших в избирательные фонды. Данные о расходах денежных средств из избирательных фондов кандидатов приведены в Приложении N 4 к пояснительной записке.
Три кандидата (А.В. Богданов, В.В. Жириновский и Г.А. Зюганов) почти полностью израсходовали средства созданных ими избирательных фондов, что составило 84,55 процента расходов всех кандидатов. Кандидат М.М. Касьянов, которому было отказано в регистрации, израсходовал до 51,81 процента средств сформированного им избирательного фонда.
Кандидаты А.В. Богданов и М.М. Касьянов осуществляли сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. На эти цели было израсходовано 2,22 млн. рублей, или 0,84 процента всех расходов.
Основные расходы средств избирательных фондов кандидатов связаны с финансированием предвыборной агитации. На эти цели кандидатами в общей сложности затрачено 226,1 млн. рублей (85,93 процента от общей суммы расходов). На предвыборную агитацию через средства массовой информации израсходовано 129,8 млн. рублей (39,9 процента), в том числе через организации телерадиовещания - 123,7 млн. рублей (47,04 процента), через периодические печатные издания - 6,0 млн. рублей (2,31 процента). Расходы на выпуск и распространение печатных агитационных материалов составили 89,6 млн. рублей (34,05 процента), на оплату других работ (услуг), выполненных юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, - 30,3 млн. рублей (11,52 процента), на иные цели - 0,7 млн. рублей (0,28 процента).
Соотношение расходов средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов и количества полученных ими в поддержку голосов избирателей показано в Приложении N 5 к пояснительной записке. Минимальные затраты в расчете на один голос избирателя у кандидата Д.А. Медведева - 0,73 рубля. У кандидатов Г.А. Зюганова и А.В. Богданова - 4,62 рубля и 5,01 рублей соответственно. Наибольшие затраты на привлечение одного голоса избирателя у кандидата В.В. Жириновского - 22,38 рубля.
Остатки неизрасходованных средств на специальных избирательных счетах кандидатов В.В. Жириновского, М.М. Касьянова и Д.А. Медведева по завершении их избирательных кампаний составили 43,7 млн. рублей, или 16,6 процента от суммы средств, израсходованных всеми кандидатами, и которые в соответствии со статьей 63 Федерального закона возвращены жертвователям, осуществившим добровольные пожертвования, пропорционально вложенным ими средствам.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в соответствии со статьей 62 Федерального закона периодически один раз в две недели направляла в средства массовой информации подлежащие обязательному опубликованию сведения о поступлении и расходовании средств на специальные избирательные счета кандидатов и расходовании этих средств. Копии финансовых отчетов кандидатов передавались в средства массовой информации, а также размещались в сети "Интернет".
При проверке итоговых финансовых отчетов о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов установлено, что расходы на проведение избирательной кампании в основном носят целевой характер, обоснованы и подтверждены первичными финансовыми документами.
Практически отсутствуют замечания по оформлению итоговых финансовых и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, у кандидатов Д.А. Медведева и Г.А. Зюганова.
В нарушение пункта 3 статьи 36 Федерального закона изготовление подписных листов оплачено, минуя избирательные фонды кандидатов А.В. Богданова и М.М. Касьянова (2,0 тыс. рублей и 2,49 тыс. рублей соответственно).
В отдельных случаях кандидатами не выполнялись требования нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о своевременном и полном представлении первичных финансовых документов. Так, не в полном объеме представлены документы, подтверждающие расходование средств избирательного фонда у кандидатов А.В. Богданова, В.В. Жириновского и М.М. Касьянова соответственно на суммы 261,1 тыс. рублей, 3690,4 тыс. рублей и 69,3 тыс. рублей. Помимо того, кандидатом М.М. Касьяновым предоставлены ксерокопии документов (вместо оригиналов) к итоговому финансовому отчету на общую сумму 1268,0 тыс. рублей.
В связи с расторжением договоров на выполнение работ кандидатом М.М. Касьяновым не были истребованы к возврату в избирательный фонд средства в сумме 10,5 тыс. рублей.
У кандидатов А.В. Богданова и М.М. Касьянова допущены технические ошибки в оформлении итоговых финансовых отчетов, а также в приложенных к ним расходных кассовых ордерах по оплате выполненных работ (оказанных услуг) на суммы 2,0 тыс. рублей и 32,9 тыс. рублей соответственно.
К итоговым финансовым отчетам кандидатов А.В. Богданова, В.В. Жириновского и М.М. Касьянова не приложены письменные согласия кандидатов или их уполномоченных представителей по финансовым вопросам на выполнение возмездных работ, оказание услуг, предусмотренные пунктом 6 статьи 61 Федерального закона.
В период избирательной кампании все кандидаты, за исключением кандидата В.В. Жириновского, снимали со своих специальных избирательных счетов наличные денежные средства, общая сумма которых составила более 8,2 млн. рублей. Из общей суммы средств (4,85 млн. рублей), поступивших в избирательный фонд кандидата А.В. Богданова, снято наличными средствами 4,3 млн. рублей, или 88,6 процента. Из них оплачено 23 физическим лицам за оказание информационно-консультационных услуг на общую сумму 3,7 млн. рублей.
3. Анализ полученных в ходе подготовки Отчета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, данных, а также Сведений о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств показывает следующее:
- учитывая сжатые сроки избирательных кампаний и осуществления избирательных процедур, в том числе определения формы и текста избирательного бюллетеня (его объема), а также их количества, представляется, что у государственного заказчика в лице избирательных комиссий должно быть право выбора способа размещения заказа на изготовление избирательных бюллетеней, в том числе у единственного поставщика;
- повышение информированности избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о федеральном избирательном законодательстве свидетельствует о необходимости увеличения объемов эфирного времени и печатных площадей, предоставляемых соответствующим избирательным комиссиям государственными телерадиокомпаниями и редакциями государственных периодических печатных изданий на бесплатной основе, и урегулирования вопросов налогообложения в связи с указанным предоставлением;
- в связи со значительным объемом работ в участковых избирательных комиссиях в соответствии с избирательным законодательством и с целью повышения оплаты труда членам участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса представляется целесообразным законодательно установить основные параметры для определения размера и порядка этой оплаты, а также предусмотреть индексацию расходов, утвержденных в федеральном бюджете на подготовку и проведение выборов, пропорционально увеличению этих параметров в период с даты утверждения федерального бюджета до даты назначения федеральных выборов;
- назрела необходимость законодательно ограничить расходы со специального избирательного счета наличными денежными средствами;
- требует рассмотрения вопрос об исключении нормы, обязывающей кандидата к итоговому финансовому отчету представлять агитационные материалы, указанные в пункте 3 статьи 55 Федерального закона, так как указанные материалы до начала распространения представляются в избирательные комиссии одновременно с уведомлением об их оплате и изготовлении.
Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации
Приложение N 1
к пояснительной записке
ПОЖЕРТВОВАНИЯ ГРАЖДАН В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАНДИДАТОВ
Приложение N 2
к пояснительной записке
ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАНДИДАТОВ
Приложение N 3
к пояснительной записке
СВЕДЕНИЯ
О ПОСТУПЛЕНИИ СРЕДСТВ, ПРЕВЫШАЮЩИХ 400 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ,
В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАНДИДАТОВ ОТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Приложение N 4
к пояснительной записке
СТРУКТУРА РАСХОДОВ СРЕДСТВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ КАНДИДАТОВ
Приложение N 5
к пояснительной записке
ЗАТРАТЫ КАНДИДАТОВ В РАСЧЕТЕ НА ОДИН ГОЛОС ИЗБИРАТЕЛЯ