Постановление Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259
ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2011 г. N 259
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В РЕГЛАМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
О НАХОДЯЩИХСЯ В СУДЕ ДЕЛАХ И ТЕКСТОВ СУДЕБНЫХ АКТОВ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Мичуриной Л.В. о внесении изменений в Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции, утвержденный Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 января 2011 г. N 253 (далее - Регламент), Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что пункты 3.6, 3.9 и 3.10 Регламента вызывают правовую неопределенность в ходе их реализации и требуют уточнения.
В соответствии с пунктом 3.6 Регламента, в случае если судом вынесено несколько однотипных судебных актов, содержащих аналогичные правоотношения, председатель суда или лицо, им уполномоченное, может принять решение о размещении на сайте суда одного из указанных судебных актов, наиболее характерного для данного вида правоотношений.
Пунктом 3.10 Регламента предусмотрено право председателя суда или лица, им уполномоченного, судьи, принявшего судебный акт, принимать решение о размещении на сайте суда вместо текста судебного акта извлечение из него, в случае если судебный акт содержит большое количество сведений, подлежащих исключению, или размещение его текста повлечет нарушение принципов, установленных в пункте 3.1 Регламента.
Вышеназванные положения были введены в Регламент в целях снижения и без того высокой нагрузки на суды общей юрисдикции, поскольку судебная практика свидетельствует о большом количестве однотипных судебных актов, отражающих неизменную практику судов общей юрисдикции по оценке фактов и норм права в аналогичных правоотношениях (например, по налоговым, пенсионным, связанным с оплатой коммунальных услуг и другим правоотношениям), а также о наличии судебных актов, которые содержат большое количество сведений, подлежащих исключению из текстов судебных актов.
Также были учтены Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.09.1995 N R (95)11 "Комитет Министров - государствам - членам Совета Министров относительно отбора, обработки, предоставления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах", которые в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации являются частью правовой системы Российской Федерации и презюмируют право отбора судебных решений в соответствии с критериями и принципами, изложенными в Добавлении II к Рекомендациям (п. п. 2.1 - 2.2).
В числе рекомендуемых критериев содержится отбор по существу, то есть выбор судебных решений в зависимости от того, представляют ли они правовой интерес или нет. Правовой интерес означает, что судебное решение представляется или может представляться важным для получения надлежащей и подробной информации о судебной практике в той или иной области права.
Кроме того, тексты судебных актов, размещаемые в сети Интернет, не являются юридически значимыми копиями судебного акта (поскольку не подтверждаются электронной цифровой подписью), а лишь обеспечивают граждан информацией о позиции суда и других участников судебного процесса при разрешении определенной правовой ситуации.
Вместе с тем практическое применение пунктов 3.6 и 3.10 поставило под сомнение правильность применения Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", поскольку размещение не всех судебных актов на официальных интернет-сайтах судов общей юрисдикции, а также извлечений из судебных актов может воспрепятствовать широкому и всеобъемлющему доступу к информации о судебных актах.
Пункты 3.6 и 3.10 не в полной мере отражают позицию законодателя о праве граждан на доступ информации о деятельности судов и подлежат исключению.
Пункт 3.9 Регламента введен ошибочно.
Абзац второй пункта 5.5.5 Регламента, предписывающий после размещения текста судебного акта на сайте суда приобщать его бумажный носитель с соответствующим согласованием к материалам дела, Президиум полагает излишним, влекущим дополнительную нагрузку на работников аппарата суда.
Учитывая изложенное, Президиум Совета судей Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить следующее изменение в Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции:
исключить пункты 3.6, 3.9, 3.10 и абзац второй пункта 5.5.5 Регламента.
2. Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации внести указанные изменения в Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции и довести их до сведения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов и мировых судей.
Председатель Совета
Ю.И.СИДОРЕНКО