Постановление Совета Федерации ФС РФ от 02.06.1994 N 133-1 СФ
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 1994 г. N 133-1 СФ
О КРИЗИСЕ ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ
МАШИНОСТРОЕНИИ
19 мая 1994 года Комитетом Совета Федерации по аграрной политике при участии депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по машиностроению, ученых Российской академии сельскохозяйственных наук, директоров предприятий сельскохозяйственного машиностроения проведены парламентские слушания по вопросу о кризисе производства в сельскохозяйственном машиностроении.
Участники парламентских слушаний отметили, что производство машин и оборудования на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения за 1993 год снизилось на 33 процента, а за четыре месяца 1994 года произведено всего 19 процентов тракторов и 8 - 10 процентов сельскохозяйственных машин по отношению к соответствующему периоду 1993 года.
По сравнению с 1985 годом производство тракторов сократилось в 2,8 раза, зерноуборочных комбайнов - в 3,4 раза, плугов - в 3 раза, сеялок, культиваторов, косилок, машин для внесения в почву минеральных удобрений - в 5,9 раза.
Неоплаченные долги сельскохозяйственных потребителей за полученную технику, отсутствие механизма пополнения оборотных средств в условиях инфляции, разрыв хозяйственных связей с предприятиями, находящимися на территориях государств - бывших республик СССР, установление высоких ставок налогов и пошлин, кризис неплатежей и отсутствие механизма взаиморасчетов с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, а также сокращение объемов инвестиций привели к началу разрушения производственного и научно-технического потенциала отрасли.
В январе - апреле 1994 года не работала треть предприятий сельскохозяйственного машиностроения, десятки предприятий работали по сокращенному графику.
Прекращено производство целого ряда сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе машин для уборки льна в АО "Бежецксельмаш", рисоуборочных и кормоуборочных машин в АО "Дальсельмаш", машин для внесения в почву минеральных удобрений в АО "Башсельмаш".
За 1990 - 1993 годы парк основных сельскохозяйственных машин на селе сократился на 25 - 30 процентов и составил в 1993 году 50 - 60 процентов от нормативного уровня. В результате проведение сельскохозяйственных работ существенно затягивается, а объемы их резко сокращаются. Это привело к снижению урожайности и увеличению потерь сельскохозяйственной продукции.
Дебиторская задолженность предприятиям сельскохозяйственного машиностроения за поставленные технику и запасные части на 15 мая 1994 года составила 405 млрд. рублей.
В связи с отсутствием финансовых средств объем работ по созданию новой сельскохозяйственной техники сократился в 15 раз. Это приведет к отставанию России в создании новой сельскохозяйственной техники от развитых стран более чем на два поколения.
Для выхода из кризисного состояния Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по машиностроению, другими заинтересованными министерствами и ведомствами подготовлен проект федеральной программы машиностроения для агропромышленного комплекса России, который одобрен Президиумом Совета Министров - Правительства Российской Федерации (протокол заседания N 19 от 10 июня 1993 года). Однако до настоящего времени указанная федеральная программа не утверждена Правительством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Совет Федерации оценивает положение, сложившееся в сельскохозяйственном машиностроении, как чрезвычайное и постановляет:
1. Предложить Правительству Российской Федерации:
утвердить федеральную программу машиностроения для агропромышленного комплекса России и обеспечить ее финансирование с июня 1994 года, а также осуществить финансирование следующих государственных программ:
программы "Фермер" (постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1992 года N 930);
Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России (постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 года N 879);
программы по производству и переработке сои (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 146);
программы по производству техники по выращиванию и уборке сахарной свеклы (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 596);
Межгосударственной программы обеспечения сельского хозяйства зерноуборочной техникой в 1993 - 1995 годах (решение Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 сентября 1993 года);
рассмотреть вопрос о создании федеральной государственно - акционерной корпорации по производственно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса;
разработать и реализовать механизм финансирования сельского хозяйства Российской Федерации, создав необходимые экономические условия для развития агропромышленного комплекса за счет оптимального соотношения цен на машиностроительную и сельскохозяйственную продукцию, а также за счет дотирования сельского хозяйства из федерального бюджета, обеспечив при этом платежеспособный спрос в соответствии с необходимой потребностью в сельскохозяйственной технике и запасных частях;
восстановить льготное кредитование сельского хозяйства (не более 28 процентов годовых) с возмещением разницы в процентных ставках за счет прибыли Центрального банка Российской Федерации;
разработать порядок продажи тракторов, комбайнов и другой дорогостоящей сельскохозяйственной техники потребителям в рассрочку или по беспроцентному кредиту на пять - семь лет;
выделять ежегодно в течение трех лет Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации необходимую бюджетную ссуду или целевой льготный кредит сроком на пять лет с началом погашения после третьего года на создание фондов лизинговых операций, сезонных запасов сельскохозяйственной техники, запасных частей и приобретение других материально - технических средств;
выделить предприятиям сельскохозяйственного машиностроения для возобновления производства и обеспечения бесперебойной поставки сельскохозяйственной техники и запасных частей к началу уборочных работ 1994 года бюджетную ссуду во втором и в третьем кварталах в объеме 250 млрд. рублей и обеспечить погашение задолженности агропромышленного комплекса России и государств - участников Содружества Независимых Государств за поставленную технику, запасные части и комплектующие изделия;
распространить на предприятия сельскохозяйственного машиностроения тарифы на электрическую энергию, предусмотренные для сельскохозяйственных потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 года N 352.
2. Поручить Комитету Совета Федерации по аграрной политике совместно с Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам и Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике до 1 июля 1994 года подготовить предложения по восстановлению действия статей 2 - 4, 8, 9, 14, 17 - 20 Закона Российской Федерации "О зерне", отмененных Президентом Российской Федерации Указом от 21 декабря 1993 года N 2232, предусматривающих возмещение производителям зерна 50 процентов затрат на приобретение зерноуборочных комбайнов и техники для обработки зерна, а также предложения по льготному налогообложению для производителей сельскохозяйственной техники.
3. Предложить Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации выдавать государствам - участникам Содружества Независимых Государств технически связанные кредиты, обеспечивающие реализацию сельскохозяйственной техники.
Заместитель Председателя
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Р.Г.АБДУЛАТИПОВ