Рейтинг@Mail.ru

"СГА 202. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета"

Утвержден

постановлением

Коллегии Счетной палаты

Российской Федерации

от 22 августа 2024 г. N 10ПК

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)

СГА 202 "ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ

ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"

Общие сведения

1. РАЗРАБОТАН Департаментом финансового аудита аппарата Счетной палаты Российской Федерации, Сводным департаментом аудита федерального бюджета аппарата Счетной палаты Российской Федерации, Департаментом исследований и методологии аппарата Счетной палаты Российской Федерации.

2. ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ: __ ________ 2024 года.

3. ВЗАМЕН стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 202 "Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета", утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 декабря 2013 г. N 55К (946).

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 202 "Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации") с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Регламента Счетной палаты Российской Федерации (далее - Регламент Счетной палаты) и иных внутренних нормативных документов Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата).

1.2. Стандарт предназначен для применения членами Коллегии Счетной палаты, инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты при организации и проведении оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета (далее - оперативный анализ и контроль), а также при подготовке ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году (далее - ежеквартальный оперативный доклад) и их представлении палатам Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание), аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период (далее - аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета) и ее направлении Председателю Правительства Российской Федерации.

1.3. Целью Стандарта является определение общих требований, характеристик, правил и процедур проведения Счетной палатой оперативного анализа и контроля.

1.4. Задачами Стандарта является определение:

целей, задач, предмета и объектов оперативного анализа и контроля;

порядка организации, проведения и оформления результатов оперативного анализа и контроля;

порядка взаимодействия между направлениями деятельности Счетной палаты и заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты при организации и проведении оперативного анализа и контроля, подготовке ежеквартального оперативного доклада и аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета;

порядка разработки проекта формы ежеквартального оперативного доклада, представляемого палатам Федерального Собрания;

порядка разработки проекта формы оперативного доклада о ходе исполнения федерального бюджета для направлений деятельности Счетной палаты (далее - проект формы оперативного доклада для направлений деятельности Счетной палаты, оперативный доклад направлений деятельности Счетной палаты) и примерного ее содержания согласно приложению N 1 к Стандарту;

примерной структуры аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета для направлений деятельности Счетной палаты за отчетный период (далее - примерная структура аналитической записки для направлений деятельности Счетной палаты, аналитическая записка направлений деятельности Счетной палаты) согласно приложению N 2 к Стандарту;

примерной структуры аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета согласно приложению N 3 к Стандарту.

1.5. При организации и проведении оперативного анализа и контроля сотрудники Счетной палаты обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, Стандартом, а также другими внутренними нормативными документами Счетной палаты.

2. Цели, задачи, предмет и объекты оперативного анализа

и контроля

2.1. Целями оперативного анализа и контроля являются:

анализ полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета, кассового исполнения федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете и контроль за организацией исполнения федерального бюджета;

выявление отклонений и нарушений при исполнении федерального бюджета;

проведение анализа выявленных отклонений и нарушений, внесение предложений по их устранению;

подготовка ежеквартальных оперативных докладов и аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета.

2.2. Задачами оперативного анализа и контроля являются анализ и оценка:

полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета, анализ и оценка уровня соответствия показателей кассового исполнения по доходам федерального бюджета показателям, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, и показателям, содержащимся в расчетах по статьям классификации доходов федерального бюджета к проекту федерального закона о федеральном бюджете, а также показателям прогноза поступлений доходов федерального бюджета и некассовых операций по доходам федерального бюджета;

кассового исполнения по расходам федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, сводной бюджетной росписи федерального бюджета (далее - сводная бюджетная роспись), а также некассовых операций по расходам федерального бюджета;

объемов дефицита (профицита) федерального бюджета, источников финансирования дефицита федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете и показателями, содержащимися в расчетах по статьям источников финансирования дефицита федерального бюджета к проекту федерального закона о федеральном бюджете, а также с показателями сводной бюджетной росписи и некассовых операций по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

2.3. Предметом оперативного анализа и контроля являются исполнение федерального закона о федеральном бюджете, реализация положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию исполнения федерального закона о федеральном бюджете и использование средств федерального бюджета, в том числе деятельность объектов оперативного анализа и контроля в процессе исполнения федерального закона о федеральном бюджете.

2.4. Объектами оперативного анализа и контроля являются:

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Федеральное казначейство;

иные главные распорядители средств федерального бюджета, главные администраторы доходов федерального бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - главные администраторы средств федерального бюджета);

Центральный банк Российской Федерации;

иные юридические лица в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

2.5. Оперативный анализ и контроль проводятся в форме иного мероприятия <1>.

--------------------------------

<1> С учетом положений пункта 2 раздела 2 "Термины и определения" стандарта организации деятельности Счетной палаты СОД 6 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации".

При проведении оперативного анализа и контроля могут применяться такие методы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности, как анализ, обследование и мониторинг, а также иные методы, предусмотренные стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

3. Порядок организации и проведения оперативного анализа

и контроля, подготовки ежеквартального оперативного доклада

и аналитической записки о ходе исполнения

федерального бюджета

3.1. При проведении оперативного анализа и контроля взаимодействие направлений деятельности Счетной палаты и структурных подразделений аппарата Счетной палаты осуществляется с учетом компетенции, установленной Регламентом Счетной палаты, а также с учетом особенностей, предусмотренных в программе проведения оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета (далее - программа проведения оперативного анализа и контроля) и в формах оперативного доклада для направлений деятельности Счетной палаты.

3.2. Информационное взаимодействие между направлениями деятельности Счетной палаты и структурными подразделениями аппарата Счетной палаты осуществляется посредством системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота САДЭД "Дело" (далее - САДЭД "Дело") в соответствии с порядком, установленным Инструкцией по делопроизводству в Счетной палате Российской Федерации.

3.3. Сводный департамент аудита федерального бюджета ежегодно после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в срок до 31 декабря года, предшествующего отчетному финансовому году, на основе формы оперативного доклада, утвержденной Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), разрабатывает проекты форм оперативных докладов для направлений деятельности Счетной палаты для их последующего направления на рассмотрение и согласование в направления деятельности Счетной палаты и заинтересованные структурные подразделения аппарата Счетной палаты.

Календарный срок разработки Сводным департаментом аудита федерального бюджета проектов форм оперативных докладов для направлений деятельности Счетной палаты может быть изменен с учетом сроков принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Одновременно с проектами форм оперативных докладов для направлений деятельности Счетной палаты на согласование в направления деятельности Счетной палаты и заинтересованные структурные подразделения аппарата Счетной палаты направляются подготовленные Сводным департаментом аудита федерального бюджета:

предложения об определении ответственных должностных лиц Счетной палаты за обеспечение контроля исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, которые формируются с учетом содержания соответствующих направлений деятельности Счетной палаты, установленного Регламентом Счетной палаты;

проект программы проведения оперативного анализа и контроля в целях подготовки ежеквартальных оперативных докладов и аналитических записок о ходе исполнения федерального бюджета.

3.4. Направления деятельности Счетной палаты и заинтересованные структурные подразделения аппарата Счетной палаты рассматривают указанные в пункте 3.3 Стандарта материалы, формируют в рамках компетенции (при необходимости) предложения об их доработке и осуществляют их согласование со Сводным департаментом аудита федерального бюджета в течение пяти рабочих дней со дня поступления в установленном порядке.

3.5. Сводный департамент аудита федерального бюджета обеспечивает представление согласованных в соответствии с пунктом 3.4 Стандарта:

проекта программы проведения оперативного анализа и контроля - на утверждение Председателю Счетной палаты;

предложений об определении ответственных должностных лиц Счетной палаты за обеспечение контроля исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период - на рассмотрение и утверждение Коллегии Счетной палаты;

проектов форм оперативных докладов для направлений деятельности Счетной палаты - на рассмотрение и утверждение Коллегии Счетной палаты.

3.6. В случае возникновения необходимости внесения изменений в форму оперативного доклада, утвержденного Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации, Сводный департамент аудита федерального бюджета осуществляет разработку проекта новой формы оперативного доклада и направляет его на рассмотрение и согласование в направления деятельности Счетной палаты и заинтересованные структурные подразделения аппарата Счетной палаты в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 Стандарта.

3.7. Сводный департамент аудита федерального бюджета после доработки (при необходимости) и согласования с направлениями деятельности Счетной палаты и заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты проекта новой формы оперативного доклада обеспечивает:

представление проекта новой формы оперативного доклада на одобрение и принятие решения Коллегией Счетной палаты о его направлении палатам Федерального Собрания;

направление палатам Федерального Собрания на согласование и утверждение одобренного Коллегией Счетной палаты проекта новой формы оперативного доклада.

После утверждения Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации новой формы оперативного доклада Сводный департамент аудита федерального бюджета при необходимости осуществляет подготовку проектов форм оперативных докладов для направлений деятельности Счетной палаты, обеспечивает их согласование с направлениями деятельности Счетной палаты, заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты в порядке, предусмотренном пунктами 3.3 и 3.4 Стандарта, и представляет их на рассмотрение и утверждение Коллегии Счетной палаты.

3.8. Направления деятельности Счетной палаты и заинтересованные структурные подразделения аппарата Счетной палаты в соответствии с планом работы Счетной палаты на соответствующий год на основании программы проведения оперативного анализа и контроля с января по декабрь текущего финансового года проводят оперативный анализ и контроль, осуществляют подготовку оперативных докладов направлений деятельности Счетной палаты (с учетом положений пункта 3.26 Стандарта) и аналитических записок направлений деятельности Счетной палаты, в том числе анализируют данные оперативных докладов, формируемых ежемесячно Сводным департаментом аудита федерального бюджета в соответствии с пунктом 3.25 Стандарта и необходимых для подготовки ежеквартальных оперативных докладов направлений деятельности Счетной палаты.

3.9. При проведении оперативного анализа и контроля направлениями деятельности Счетной палаты и заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты используются:

1) финансовая отчетность об исполнении федерального бюджета, обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций - участников бюджетного процесса, для представления в Счетную палату по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 413 "Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации";

2) информация, получаемая по запросам от объектов оперативного анализа и контроля;

3) информация, получаемая с использованием следующих информационных систем:

информационно-аналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации (далее - ИАС УВГА) для получения информации (документов, материалов) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, и электронных документов, формирование которых предусмотрено только в информационных системах, а также иной информационно-аналитической информации;

иных федеральных государственных информационных систем, содержащих информацию (документы) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, доступ к которым обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

4) информация, получаемая в соответствии с соглашениями Счетной палаты об информационном взаимодействии, в том числе между Счетной палатой и Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством;

5) иные сведения и информация.

Перечень документов и информации, необходимых для изучения предмета оперативного анализа и контроля, а также используемых при проведении оперативного анализа и контроля, содержится в приложении N 4 к Стандарту.

3.10. Направления деятельности Счетной палаты, Сводный департамент аудита федерального бюджета и заинтересованные структурные подразделения аппарата Счетной палаты подготавливают в установленном Стандартом порядке предложения в проекты запросов Счетной палаты объектам оперативного анализа и контроля о предоставлении информации, необходимой для проведения оперативного анализа и контроля (далее - предложения в проекты запросов, проекты запросов), с учетом информации, поступающей в соответствии с соглашениями Счетной палаты об информационном взаимодействии и содержащейся в информационных системах Счетной палаты, и не позднее 15 января текущего финансового года направляют их в направления деятельности Счетной палаты, осуществляющие координацию деятельности Счетной палаты по контролю главных администраторов средств федерального бюджета в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Счетной палаты (далее - направления деятельности Счетной палаты, осуществляющие контроль главных администраторов средств федерального бюджета), в Сводный департамент аудита федерального бюджета для подготовки запроса в Министерство финансов Российской Федерации соответственно.

3.11. Направления деятельности Счетной палаты, осуществляющие контроль главных администраторов средств федерального бюджета, и Сводный департамент аудита федерального бюджета обобщают полученные предложения в проекты запросов, формируют в установленном порядке в пределах компетенции проекты запросов соответствующим объектам оперативного анализа и контроля и в срок до 1 февраля текущего финансового года направляют их в Департамент цифровой трансформации на согласование.

В случае если в запрашиваемой информации содержатся сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, в проект запроса включается положение об указании согласия на снятие копий.

3.12. Департамент цифровой трансформации в течение пяти рабочих дней после получения проектов запросов:

осуществляет анализ информации, содержащейся в проектах запросов, на предмет ее наличия в ИАС УВГА в виде электронных документов (информации в электронном виде, подписанной в установленном порядке электронной подписью) в целях исключения дублирования запрашиваемой информации и информации, формируемой в информационных системах, и при наличии дублирующей информации исключает ее из проектов запросов;

включает в проекты запросов информацию в отношении способов и требований передачи информации, состава, сроков и способов представления бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности;

направляет доработанные проекты запросов в направления деятельности Счетной палаты, осуществляющие контроль главных администраторов средств федерального бюджета, и Сводный департамент аудита федерального бюджета (в части запроса в Министерство финансов Российской Федерации).

3.13. Направления деятельности Счетной палаты, осуществляющие контроль главных администраторов средств федерального бюджета, Сводный департамент аудита федерального бюджета (в части запроса в Министерство финансов Российской Федерации) после получения проектов запросов от Департамента цифровой трансформации обеспечивают их согласование соответственно со Сводным департаментом аудита федерального бюджета, с направлениями деятельности Счетной палаты и с заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты, которые представляли предложения в проекты запросов, а также их подписание и передачу в срок до 15 февраля текущего финансового года в Департамент цифровой трансформации.

Запросы Счетной палаты объектам оперативного анализа и контроля о предоставлении информации, необходимой для проведения оперативного анализа и контроля, подписываются членами Коллегии Счетной палаты в рамках компетенции возглавляемых ими направлений деятельности Счетной палаты, а в случае их отсутствия - заместителем Председателя Счетной палаты.

Запрос Счетной палаты в Министерство финансов Российской Федерации о предоставлении информации, необходимой для проведения оперативного анализа и контроля, подписывается Председателем Счетной палаты.

При формировании запросов объектам оперативного анализа и контроля о предоставлении информации, необходимой для проведения оперативного анализа и контроля, электронная регистрационная карточка документа (проекта документа) в САДЭД "Дело" создается направлениями деятельности Счетной палаты, осуществляющими контроль главных администраторов средств федерального бюджета, Сводным департаментом аудита федерального бюджета (в части запроса в Министерство финансов Российской Федерации) с указанием сотрудника Департамента цифровой трансформации в качестве первого исполнителя по документу в целях последующего получения, централизованного размещения и загрузки в ИАС УВГА ответа на указанные запросы Департаментом цифровой трансформации.

3.14. Департамент цифровой трансформации централизованно в срок не более пяти рабочих дней после подписания и регистрации запросов Счетной палаты осуществляет формирование и размещение электронной формы предоставления информации в автоматизированной информационной системе "Единая проектная среда" (АИС ЕПС) для объектов оперативного анализа и контроля.

3.15. Контроль за полнотой информации, предоставленной объектами оперативного анализа и контроля по запросам Счетной палаты, ее соответствием содержанию и составу запрашиваемой информации обеспечивается направлениями деятельности Счетной палаты и Сводным департаментом аудита федерального бюджета в пределах компетенции.

3.16. В целях использования направлениями деятельности Счетной палаты и заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты данных, содержащихся в информационных системах, при проведении оперативного анализа и контроля Департамент цифровой трансформации осуществляет:

1) обработку и размещение в разделе "Хранилище документов" ИАС УВГА в день получения либо не позднее двух рабочих дней с момента получения Департаментом цифровой трансформации информации, предоставленной:

по запросам Счетной палаты, направляемым объектам оперативного анализа и контроля;

в соответствии с соглашениями Счетной палаты об информационном взаимодействии;

в составе форм обязательной для всех федеральных органов исполнительной власти, а также организаций финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета;

2) обработку и ввод в ИАС УВГА структурированной информации, получаемой в электронном виде в соответствии с соглашениями Счетной палаты об информационном взаимодействии, а также по запросам Счетной палаты;

3) предоставление направлениям деятельности Счетной палаты и заинтересованным структурным подразделениям аппарата Счетной палаты информации, не подлежащей загрузке в ИАС УВГА и получаемой Департаментом цифровой трансформации на бумажных носителях или в электронном виде;

4) своевременное размещение сведений в информационных системах Счетной палаты, передаваемых объектами оперативного анализа и контроля в соответствии с запросами Счетной палаты и соглашениями Счетной палаты об информационном взаимодействии, а также в составе форм обязательной для всех федеральных органов исполнительной власти, а также организаций финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета, и отражение сроков фактического предоставления информации о бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности в разделе "Графики размещения информации" ИАС УВГА.

Департамент цифровой трансформации обеспечивает корректность введенных в информационные системы Счетной палаты данных и их соответствие поступившей информации.

Информация, получаемая по запросам Счетной палаты и содержащая сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, размещается Департаментом цифровой трансформации в информационных системах Счетной палаты при наличии согласия руководителя объекта оперативного анализа и контроля на снятие копий.

3.17. Направления деятельности Счетной палаты, Сводный департамент аудита федерального бюджета при проведении оперативного анализа и контроля осуществляют:

анализ соблюдения объектами оперативного анализа и контроля положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального закона о федеральном бюджете, иных законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации при организации исполнения федерального бюджета;

анализ соблюдения объектами оперативного анализа и контроля требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;

анализ подготовки и принятия Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете в текущем финансовом году, и мониторинг соблюдения графиков подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (при наличии), необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете в текущем финансовом году;

анализ показателей, характеризующих исполнение доходов федерального бюджета, в том числе полноту и своевременность их поступления, включая межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в федеральный бюджет;

анализ показателей, характеризующих исполнение доходов, в том числе основных налоговых и неналоговых доходов, и их соответствие показателям прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет;

анализ причин неисполнения планируемых доходов федерального бюджета, а также анализ исполнения федерального бюджета по доходам, поступление которых не прогнозировалось;

анализ совокупной задолженности в бюджетную систему Российской Федерации по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям по ним, а также по таможенным платежам и сборам, пеням и штрафам по ним;

анализ объемов дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета в разрезе балансовых счетов бюджетного учета, главных администраторов доходов;

выявление резервов в планировании и исполнении доходов федерального бюджета;

анализ соответствия показателей сводной бюджетной росписи показателям, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, и показателям, содержащимся в обоснованиях бюджетных ассигнований, по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

анализ объема и количества изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись, за соответствующий период;

мониторинг соблюдения порядка и анализ объема доведения бюджетных ассигнований до главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета);

мониторинг соблюдения порядка и анализ объема доведения лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета, распределения главными распорядителями средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям (получателям) средств федерального бюджета;

анализ динамики изменений показателей прогноза поступлений по доходам федерального бюджета, прогноза перечислений по расходам федерального бюджета, прогноза поступлений и перечислений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (далее - показатели прогнозов поступлений и перечислений по доходам, расходам и источникам финансирования), оценку точности прогнозирования главными администраторами средств федерального бюджета показателей прогнозов поступлений и перечислений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

анализ показателей, характеризующих исполнение расходов федерального бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации расходов бюджета (по разделам, подразделам, целевым статьям расходов, видам расходов), программных и непрограммных расходов федерального бюджета, ведомственной структуры расходов федерального бюджета;

анализ равномерности исполнения расходов федерального бюджета и их соответствия прогнозу перечислений по расходам федерального бюджета, а также причин несоответствия прогнозу перечислений по расходам федерального бюджета и неравномерного исполнения расходов;

анализ уровня соответствия показателей исполнения федерального бюджета по расходам показателям, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, сводной бюджетной росписью;

выявление резервов бюджетных средств в планировании и исполнении расходов федерального бюджета;

анализ исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

анализ исполнения расходов на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, а также имущественных взносов Российской Федерации и субсидий, предоставляемых государственным корпорациям и компаниям;

анализ рисков невыполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете и его отдельных показателей вследствие изменения условий социально-экономического развития Российской Федерации, внешнеэкономической конъюнктуры, законодательства Российской Федерации и иных факторов, влияющих на его выполнение;

анализ информации о ходе осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

анализ объемов дебиторской и кредиторской задолженности по расходам федерального бюджета в разрезе балансовых счетов бюджетного учета, главных распорядителей средств федерального бюджета, а также причин образования задолженности и мер, принятых по ее сокращению, на основе ежеквартальных отчетов Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета и бюджетной отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета <2>;

--------------------------------

<2> Может проводиться на основе информации, сформированной и (или) поступившей в Счетную палату за предыдущие отчетные периоды финансового года.

анализ показателей, характеризующих исполнение расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации (комплексных программ), в том числе в разрезе их структурных элементов;

анализ внесения изменений в паспорта государственных программ Российской Федерации (комплексных программ) в части изменения состава, плановых значений показателей, объемов финансового обеспечения на реализацию государственных программ Российской Федерации (комплексных программ);

анализ параметров, характеризующих исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов (программ), федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), а также инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года <3> (далее - национальные и федеральные проекты);

--------------------------------

<3> Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.

анализ внесения изменений в паспорта национальных и федеральных проектов в части изменения состава, плановых значений показателей и результатов, объемов финансового обеспечения;

анализ достижения показателей, результатов и контрольных точек национальных и федеральных проектов;

анализ исполнения расходов на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по формам их предоставления, кодам бюджетной классификации расходов бюджета, а также анализ количества и объема изменений межбюджетных трансфертов в течение текущего финансового года, причин таких изменений, и сопоставление объема изменений с уровнем исполнения;

мониторинг соблюдения порядка и сроков предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

анализ объемов возвращенных остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет;

анализ объема дефицита (профицита) федерального бюджета за отчетный период;

анализ показателей, характеризующих исполнение источников финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период;

анализ поступлений в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения федеральным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи) и управления объектами федеральной собственности;

анализ хода реализации программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации по фактическому объему и структуре размещения государственных ценных бумаг с указанием цены размещения и соответствующей ей доходности по выпускам;

анализ состояния государственного долга Российской Федерации, государственного долга субъектов Российской Федерации;

анализ управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации;

анализ отклонений и нарушений в ходе исполнения федерального бюджета, выявленных при проведении оперативного анализа и контроля, формирование предложений об их устранении;

анализ формирования и использования зарезервированных средств, резервных средств, включая резервный фонд Правительства Российской Федерации;

анализ управления и использования средств Фонда национального благосостояния;

решение иных вопросов в рамках проведения оперативного анализа и контроля.

Конкретные вопросы, анализируемые направлениями деятельности Счетной палаты и заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты, а также особенности при проведении оперативного анализа и контроля определяются в программе проведения оперативного анализа и контроля.

3.18. Анализ хода реализации национальных и федеральных проектов проводится в соответствии с примерной структурой аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период по национальным и федеральным проектам (далее - примерная структура аналитической записки по проектам), подготовку которой осуществляет Департамент исследований и методологии на основе программы проведения оперативного анализа и контроля. Примерная структура аналитической записки по проектам доводится Департаментом исследований и методологии до направлений деятельности Счетной палаты в срок не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения программы проведения оперативного анализа и контроля для формирования направлениями деятельности Счетной палаты информации по результатам анализа хода реализации национальных и федеральных проектов.

При возникновении необходимости примерная структура аналитической записки по проектам может уточняться. Уточненная примерная структура аналитической записки по проектам доводится до направлений деятельности Счетной палаты в срок не позднее пяти рабочих дней после истечения отчетного квартала.

Департамент исследований и методологии ежеквартально в срок не позднее 11 рабочих дней после истечения отчетного квартала доводит до направлений деятельности Счетной палаты расчеты, содержащие параметры реализации национальных и федеральных проектов, необходимые таблицы и графики в разрезе национальных и федеральных проектов на основе данных из государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" для использования при формировании направлениями деятельности Счетной палаты информации по результатам анализа хода реализации национальных и федеральных проектов.

3.19. Направление аудита экономического развития, образования, науки и инноваций при проведении оперативного анализа и контроля кроме осуществления анализа вопросов, указанных в пункте 3.17 Стандарта, также осуществляет:

1) анализ макроэкономических условий исполнения федерального бюджета, в том числе:

анализ динамики основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации;

сравнительный анализ значений основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к федеральному закону о федеральном бюджете, с фактически сложившимися значениями показателей за отчетный период и со значениями показателей, сложившимися в соответствующем периоде предыдущего года;

2) направление в Сводный департамент аудита федерального бюджета ежемесячно не позднее 18-го <4> числа месяца, следующего за отчетным периодом, результатов проведенного анализа макроэкономических условий исполнения федерального бюджета для формирования им ежемесячной информации о ходе исполнения федерального бюджета, а также ежеквартально не позднее 23-го <5> числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за отчетный финансовый год - не позднее 29-го <6> числа месяца, следующего за отчетным финансовым годом), результатов проведенного анализа макроэкономических условий исполнения федерального бюджета для включения в аналитическую записку о ходе исполнения федерального бюджета.

--------------------------------

<4> В отдельные месяцы в соответствии с графиком Федеральной службы государственной статистики по выпуску статистической информации о социально-экономическом положении России сроки предоставления в Сводный департамент аудита федерального бюджета информации о макроэкономических условиях исполнения федерального бюджета могут быть увеличены.

<5> В отдельные периоды в соответствии с графиком Федеральной службы государственной статистики по выпуску статистической информации о социально-экономическом положении России сроки предоставления в Сводный департамент аудита федерального бюджета информации о макроэкономических условиях исполнения федерального бюджета могут быть увеличены.

<6> В отдельные месяцы в соответствии с графиком Федеральной службы государственной статистики по выпуску статистической информации о социально-экономическом положении России сроки предоставления в Сводный департамент аудита федерального бюджета информации о макроэкономических условиях исполнения федерального бюджета могут быть увеличены.

Указанная информация направляется в установленном Стандартом порядке за подписью члена Коллегии Счетной палаты (или за подписью директора соответствующего департамента в составе направления деятельности Счетной палаты с учетом компетенции, установленной Регламентом Счетной палаты, по согласованию с членом Коллегии Счетной палаты), а также передается на электронном носителе в форматах MS Word и (или) Excel.

3.20. Направление аудита регионального развития и ЖКХ при проведении оперативного анализа и контроля кроме осуществления анализа вопросов, указанных в пункте 3.17 Стандарта, также осуществляет:

1) свод и комплексный анализ показателей исполнения расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации по формам их предоставления в разрезе кодов бюджетной классификации расходов бюджета по количеству и объему изменений в сравнении с уровнем исполнения, анализ причин корректировок, соблюдения порядка и сроков их распределения бюджетам субъектов Российской Федерации, а также объемов возвращенных остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет (далее - исполнение расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации) на основании информации, предоставленной направлениями деятельности Счетной палаты в соответствии с абзацем пятым пункта 3.21 Стандарта;

Результаты свода и комплексного анализа исполнения расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации направляются ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Сводный департамент аудита федерального бюджета для включения в аналитическую записку о ходе исполнения федерального бюджета;

2) свод результатов мониторинга хода осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

Результаты свода мониторинга хода осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации направляются ежеквартально не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за январь - декабрь - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным годом), в Сводный департамент аудита федерального бюджета для включения в аналитическую записку о ходе исполнения федерального бюджета;

3) с учетом информации от других направлений деятельности Счетной палаты:

анализ хода исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за отчетный период;

подготовку нарастающим итогом оперативной информации о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за отчетный период и предоставление ее не позднее чем за четыре рабочих дня до соответствующего заседания Коллегии Счетной палаты Председателю Счетной палаты для принятия решения о внесении на рассмотрение и утверждение Коллегией Счетной палаты.

Оперативная информация о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации ежеквартально направляется в срок не более двух рабочих дней со дня утверждения Коллегией Счетной палаты в Сводный департамент аудита федерального бюджета для включения в состав материалов, направляемых палатам Федерального Собрания и в Правительство Российской Федерации по результатам оперативного анализа и контроля.

Указанные документы направляются в Сводный департамент аудита федерального бюджета в четырех экземплярах за подписью члена Коллегии Счетной палаты в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Счетной палаты, в том числе визовый экземпляр, подготовленный в установленном порядке, и передаются на электронном носителе в форматах MS Word и (или) Excel. В случае отсутствия члена Коллегии Счетной палаты в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Счетной палаты, указанные документы подписываются Председателем Счетной палаты в составе материалов, направляемых палатам Федерального Собрания и в Правительство Российской Федерации по результатам оперативного анализа и контроля.

3.21. Направления деятельности Счетной палаты в рамках оперативного анализа и контроля в соответствии с содержанием направлений деятельности Счетной палаты, установленным Регламентом Счетной палаты, и информацией, указанной в формах оперативных докладов для направлений деятельности Счетной палаты, осуществляют подготовку аналитических записок направлений деятельности Счетной палаты и направляют их:

1) ежеквартально не позднее 16-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за отчетный финансовый год - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным финансовым годом):

в части информации, включаемой в свод (за исключением информации по результатам анализа хода реализации национальных и федеральных проектов), - в направление деятельности Счетной палаты, осуществляющее в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Счетной палаты, свод и комплексный анализ информации, а также в Сводный департамент аудита федерального бюджета;

в части информации, не включаемой в свод, - в Сводный департамент аудита федерального бюджета;

в части информации об исполнении расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации - в направление аудита регионального развития и ЖКХ;

2) ежеквартально не позднее 18-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за отчетный финансовый год - не позднее 24-го числа месяца, следующего за отчетным финансовым годом), в части информации по результатам анализа хода реализации национальных и федеральных проектов - в направление деятельности Счетной палаты, осуществляющее в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Счетной палаты, свод и комплексный анализ по соответствующим национальным и федеральным проектам, а в части информации о ходе осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации - в направление аудита регионального развития и ЖКХ.

Документы и информация, передаваемые для свода в направление деятельности Счетной палаты, осуществляющее в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Счетной палаты, свод и комплексный анализ, а также в направление аудита регионального развития и ЖКХ и Сводный департамент аудита федерального бюджета, направляются в установленном Стандартом порядке за подписью члена Коллегии Счетной палаты (или за подписью директора соответствующего департамента в составе направления деятельности Счетной палаты по согласованию с членом Коллегии Счетной палаты), а также передаются на электронном носителе в форматах MS Word и (или) Excel.

3.22. Направления деятельности Счетной палаты, осуществляющие в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Счетной палаты, свод и комплексный анализ информации (за исключением направления аудита регионального развития и ЖКХ в части обобщения информации в соответствии с пунктом 3.20 Стандарта), обобщают информацию, полученную от направлений деятельности Счетной палаты, осуществляют подготовку аналитических записок направлений деятельности Счетной палаты и направляют их:

ежеквартально не позднее 17-го <7> числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за отчетный финансовый год - не позднее 21-го числа месяца, следующего за отчетным финансовым годом) (за исключением информации по результатам анализа хода реализации национальных и федеральных проектов), - в Сводный департамент аудита федерального бюджета;

--------------------------------

<7> В случае отсутствия предусмотренной соглашением об информационном взаимодействии между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации информации о структуре и объеме государственного внутреннего и внешнего долга в сроки, установленные настоящим абзацем, сроки ее предоставления Департаментом аудита финансовых рынков и государственного долга в Сводный департамент аудита федерального бюджета могут быть увеличены.

ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за отчетный финансовый год - не позднее 26-го числа месяца, следующего за отчетным финансовым годом), в части информации по результатам анализа хода реализации национальных и федеральных проектов - в Департамент исследований и методологии;

ежеквартально не позднее 23-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за отчетный финансовый год - не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчетным финансовым годом), в части информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, - в Сводный департамент аудита федерального бюджета и другие заинтересованные структурные подразделения аппарата Счетной палаты.

3.23. Департамент исследований и методологии в рамках проведения оперативного анализа и контроля осуществляет:

комплексный анализ и свод информации по результатам анализа хода реализации национальных и федеральных проектов, предоставленной направлениями деятельности Счетной палаты в соответствии с абзацем третьим пункта 3.22 Стандарта;

направление ежеквартально не позднее 27-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за отчетный финансовый год - не позднее 2-го числа второго месяца, следующего за отчетным финансовым годом), в Сводный департамент аудита федерального бюджета результатов проведенного комплексного анализа и свода информации по результатам анализа хода реализации национальных и федеральных проектов для включения в аналитическую записку о ходе исполнения федерального бюджета.

Указанная информация направляется в Сводный департамент аудита федерального бюджета в установленном Стандартом порядке за подписью директора Департамента исследований и методологии, а также передается на электронном носителе в форматах MS Word и (или) Excel.

3.24. Аналитические записки направлений деятельности Счетной палаты подготавливаются в соответствии с примерной структурой аналитической записки для направлений деятельности Счетной палаты каждым направлением деятельности Счетной палаты в объеме не более 15 страниц текста и отражают:

результаты анализа и контроля информации по пункту 3.17 Стандарта;

особенности хода исполнения положений федерального закона о федеральном бюджете;

оценку влияния негативных тенденций развития экономики и нарушений бюджетного и таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на ход исполнения федерального бюджета и предложения об их устранении;

причины значительных отклонений фактических показателей исполнения федерального бюджета от показателей, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью, показателей прогноза поступлений доходов федерального бюджета, а также причины нарушений бюджетного и таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; выводы и предложения, в том числе меры, принимаемые объектами оперативного анализа и контроля, по устранению выявленных нарушений и отклонений, эффективному использованию федеральных ресурсов, совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджетного процесса и организации исполнения федерального бюджета, и другое.

Результаты оперативного анализа и контроля, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, отражаются в закрытой части аналитических записок направлений деятельности Счетной палаты и приложениях к оперативным докладам направлений деятельности Счетной палаты (при их наличии).

Аналитические записки направлений деятельности Счетной палаты направляются в Сводный департамент аудита федерального бюджета в установленном Стандартом порядке за подписью члена Коллегии Счетной палаты (или за подписью директора соответствующего департамента в составе направления деятельности Счетной палаты по согласованию с членом Коллегии Счетной палаты), а также передаются на электронном носителе в форматах MS Word и (или) Excel.

3.25. Сводный департамент аудита федерального бюджета осуществляет:

свод информации, содержащейся в аналитических записках направлений деятельности Счетной палаты, и дополнительной информации, поступающей по результатам оперативного анализа и контроля от направлений деятельности Счетной палаты и заинтересованных структурных подразделений аппарата Счетной палаты;

подготовку нарастающим итогом ежеквартального оперативного доклада за соответствующий период и аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета и представление их Председателю Счетной палаты для принятия решения о внесении на рассмотрение и утверждение Коллегии Счетной палаты не позднее чем за два рабочих дня до заседания Коллегии Счетной палаты согласно утвержденному плану работы Коллегии Счетной палаты на соответствующий квартал текущего года.

При наличии высказанных на заседании Коллегии Счетной палаты замечаний и предложений, а также при возникновении необходимости иной корректировки ежеквартальный оперативный доклад за соответствующий период и аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета дорабатываются Сводным департаментом аудита федерального бюджета с участием заинтересованных направлений деятельности Счетной палаты и структурных подразделений аппарата Счетной палаты.

Кроме того, ежемесячно (за исключением апреля, июля, октября) не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем, Сводный департамент аудита федерального бюджета представляет оперативный доклад, подготовленный по отдельным формам ежеквартального оперативного доклада, в составе ежемесячной информации за соответствующий период Председателю Счетной палаты для принятия решения о последующем направлении членам Коллегии Счетной палаты.

В случае возникновения необходимости календарные сроки представления Сводным департаментом аудита федерального бюджета ежемесячного оперативного доклада в составе ежемесячной информации за соответствующий период Председателю Счетной палаты могут быть изменены.

Ежемесячная информация о ходе исполнения федерального бюджета подготавливается Сводным департаментом аудита федерального бюджета в соответствии с примерной структурой, представленной в приложении N 5 к Стандарту.

3.26. Формирование и свод оперативных докладов направлений деятельности Счетной палаты и приложений к ним за соответствующий период текущего финансового года (ежемесячно и ежеквартально) по формам, утвержденным Коллегией Счетной палаты для направлений деятельности Счетной палаты, осуществляются автоматически в подсистеме ИАС УВГА "Оперконтроль" в соответствии с порядком, предусмотренным технологическим регламентом по работе с указанной подсистемой.

Результаты оперативного анализа и контроля, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, отражаются в закрытой части аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета и приложениях к ежеквартальному оперативному докладу за соответствующий период (совершенно секретно).

3.27. При подготовке направлениями деятельности Счетной палаты аналитических записок направлений деятельности Счетной палаты, Сводным департаментом аудита федерального бюджета аналитических записок о ходе исполнения федерального бюджета может учитываться информация, содержащаяся в отчетах и заключениях по результатам проведенных Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предметом которых являлось исполнение федерального бюджета, в том числе выявленные нарушения бюджетного и таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, факты нецелевого использования средств федерального бюджета, иные нарушения и недостатки.

3.28. Сводный департамент аудита федерального бюджета в срок не более 14 рабочих дней со дня утверждения Коллегией Счетной палаты документов, принимаемых по результатам оперативного анализа и контроля, обеспечивает представление палатам Федерального Собрания ежеквартального оперативного доклада и направление Председателю Правительства Российской Федерации аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета.

По решению Коллегии Счетной палаты аналитические записки направлений деятельности Счетной палаты за отчетный период могут направляться в профильные комитеты и комиссии палат Федерального Собрания и в Правительство Российской Федерации для информации.

3.29. Сводный департамент аудита федерального бюджета на основании предложений направлений деятельности в случае выявления нарушений и недостатков в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете подготавливает и вносит на рассмотрение Коллегии Счетной палаты проекты информационных писем о результатах оперативного анализа и контроля за ходом исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный период текущего финансового года.

3.30. Данные оперативного анализа и контроля используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Другие документы по теме
(утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 N 14ПК) (ред. от 06.09.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Ошибка на сайте