Рейтинг@Mail.ru

"СГА 305. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит федеральных информационных систем и проектов"

Утвержден

постановлением

Коллегии Счетной палаты

Российской Федерации

от 23 декабря 2016 г. N 11ПК

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)

СГА 305. АУДИТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРОЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 305 "Аудит федеральных информационных систем и проектов" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации") и внутренними нормативными документами Счетной палаты Российской Федерации, а также с учетом положений международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов аудита.

1.2. Целью Стандарта является установление общих требований, характеристик, правил и процедур осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) контрольной и экспертно-аналитической деятельности при проведении аудита федеральных информационных систем и проектов.

1.3. Задачей Стандарта является определение общего порядка проведения аудита федеральных информационных систем и проектов на всех этапах их жизненного цикла, а также проверки деятельности объекта аудита по реализации мероприятий по информатизации.

1.4. Стандарт предназначен для использования при организации, проведении и оформлении результатов аудита федеральных информационных систем и проектов, а также при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых деятельность в сфере реализации федеральных информационных систем и проектов проверяется как одна из составляющих деятельности объекта аудита.

2. Термины и определения

В целях настоящего Стандарта применяются следующие термины:

1) федеральные информационные системы - государственные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов органов государственной власти Российской Федерации.

В Стандарте термины "федеральная информационная система" и "информационная система" используются как равные понятия;

2) жизненный цикл информационной системы - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния информационной системы от принятия решения о ее создании, формирования исходных требований к ней и до окончания ее эксплуатации (снятия с эксплуатации), включая хранение содержащейся в ее базах данных информации;

3) информационные технологии (далее - ИТ) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

4) информационный проект - ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленный на создание и последующую эксплуатацию новых либо на развитие существующих информационных систем и (или) компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

5) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

6) компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - ИТКИ) - совместно используемые информационными системами программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции и обеспечивающие основу функционирования указанных информационных систем, в том числе обеспечивающие их информационно-технологическое взаимодействие;

7) объект учета - информационная система и (или) компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемые (приобретаемые), эксплуатируемые (используемые), развиваемые или модернизируемые федеральными органами исполнительной власти и органами управления внебюджетными фондами за счет средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов;

8) программные средства - компьютерные (машинные) программы, представленные на языке программирования или в машинном коде, включающие описания действий, выполняемых электронно-вычислительной машиной, в соответствии с алгоритмом решения конкретной задачи или группы задач;

9) система проектного управления информатизацией - взаимосвязанная организационная структура, осуществляющая планирование, организацию и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта по информатизации, направленных на эффективное достижение целей проекта по информатизации;

10) мероприятия по информатизации - мероприятия федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами, направленные на планирование, создание, развитие, эксплуатацию информационно-коммуникационных технологий, а также вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Иные термины и определения, используемые в Стандарте, применяются в тех же значениях, в которых они определены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере информационных технологий и защиты информации.

3. Содержание аудита федеральных информационных систем

и проектов

3.1. Аудит федеральных информационных систем и проектов - вид внешнего государственного аудита, осуществляемого Счетной палатой в соответствии с требованиями настоящего Стандарта.

3.2. Целями аудита федеральных информационных систем и проектов является проверка, анализ и оценка планирования, законности, обоснованности и эффективности реализации мероприятий по информатизации в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами.

3.3. Задачами аудита федеральных информационных систем и проектов являются:

проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на выполнение мероприятий по информатизации;

проверка, анализ и оценка законности, обоснованности и эффективности мероприятий по информатизации, осуществляемых объектом аудита;

выявление нарушений и недостатков при проведении объектом аудита мероприятий по информатизации;

анализ выявленных нарушений, недостатков, установление причин их возникновения и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также рекомендаций федеральным органам исполнительной власти и органам управления государственных внебюджетных фондов по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных информационных систем;

оценка коррупционных рисков при использовании средств федерального бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов на проведение мероприятия по информатизации.

3.4. Предметом аудита федеральных информационных систем и проектов являются:

федеральная информационная система и (или) информационный проект;

деятельность объектов аудита по реализации мероприятий по информатизации.

3.5. Объектами аудита федеральных информационных систем и проектов являются федеральные органы исполнительной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами (далее - объекты аудита).

В отношении иных государственных органов применение Стандарта носит рекомендательный характер.

3.6. Основными показателями оценки качества мероприятий по информатизации являются: законность, обоснованность, эффективность.

3.7. В процессе осуществления аудита федеральных информационных систем и проектов инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в пределах своих полномочий проверяются, анализируются и оцениваются:

система проектного управления мероприятиями по информатизации в объекте аудита;

процесс планирования мероприятий по информатизации;

законность, обоснованность и эффективность мероприятий на всех этапах жизненного цикла федеральной информационной системы;

соблюдение требований к порядку реализации мероприятий по информатизации;

практика применения объектами аудита федеральных информационных систем.

3.8. Аудит федеральных информационных систем и проектов должен охватывать все этапы деятельности объектов аудита при реализации мероприятий по информатизации.

3.9. В ходе проведения аудита федеральных информационных систем и проектов в целях анализа технических аспектов планирования, создания (приобретения), эксплуатации (применения), снятия с эксплуатации и развития информационных систем могут привлекаться внешние эксперты.

3.10. Итогом аудита федеральных информационных систем и проектов должно стать:

определение степени соблюдения требований законодательства Российской Федерации при реализации мероприятий по информатизации в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами;

оценка законности, обоснованности, эффективности мероприятий по информатизации;

анализ результатов аудита, выявление конкретных отклонений, нарушений и недостатков при реализации объектом аудита мероприятий по информатизации.

4. Формы и методы проведения аудита федеральных

информационных систем и проектов

4.1. Аудит информационных систем и проектов осуществляется инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в ходе контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

4.2. Контрольная деятельность в рамках аудита федеральных информационных систем и проектов осуществляется путем проведения контрольных мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля, последующего аудита (контроля) с применением следующих методов: проверка, анализ и обследование.

4.3. Экспертно-аналитическая деятельность в рамках аудита информационных систем и проектов осуществляется путем проведения экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) с применением методов мониторинга, анализа и обследования.

5. Проведение аудита федеральных информационных систем

и проектов

Организация контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках аудита федеральных информационных систем и проектов включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

5.1. Подготовительный этап контрольного

или экспертно-аналитического мероприятия

5.1.1. На подготовительном этапе контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в рамках аудита федеральных информационных систем и проектов осуществляется:

изучение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере информационных технологий и защиты информации;

сбор общих данных о предмете и объекте аудита;

изучение информации о предмете и объекте аудита, а также анализ специфики деятельности объекта аудита в области информатизации;

подготовка программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту федеральных информационных систем и проектов.

5.1.2. При подготовке к проведению контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту федеральных информационных систем и проектов необходимо изучить и в дальнейшем использовать положения:

законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих сферу информационных технологий согласно Перечню законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере информационных технологий и защиты информации (приложение N 1);

национальных стандартов Российской Федерации и иных документов в сфере информационных систем и проектов.

5.1.3. Сбор общей информации о предмете и объекте аудита рекомендуется осуществлять путем:

1) направления соответствующих запросов объектам аудита и иным органам и организациям, располагающим информацией об информационной деятельности объекта аудита;

2) направления запросов (письменных обращений) в структурные подразделения аппарата Счетной палаты, ранее проводившие контрольные или экспертно-аналитические мероприятия в отношении данного объекта аудита;

3) обращения к информационным ресурсам Федеральной государственной информационной системы координации информации (далее - ФГИС КИ, ЕСКИ), в том числе к ее подсистемам:

автоматизированной информационной системе "Управление ведомственной и региональной информатизацией" (далее - АИС УВиРИ);

федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - АИС Учета);

федеральной государственной информационной системе "Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин" (далее - ФГИС ФАП);

4) обращения к государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений" (далее - ГИС ЕСГФК);

5) обращения к иным информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе официальным сайтам государственных органов и иных организаций, располагающих информацией о деятельности объекта аудита в области информатизации;

6) обращения к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной системы Счетной палаты, таким как:

информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации (далее - ИАС УВГА);

модуль "Аналитика" комплекса программных средств "Система планирования, контроля исполнения и информационного обеспечения деятельности инспекций Счетной палаты Российской Федерации" (далее - КПС "ККМ СП-АУДИТ").

5.1.4. Изучение специфики предмета и объекта аудита необходимо для:

1) определения форм и методов осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

2) подготовки программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту информационных систем и проектов;

3) определения вопросов контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

Результаты изучения специфики предмета и объекта аудита фиксируются в рабочей документации и должны содержать соответствующие информационные, аналитические, графические и иные материалы и документы, послужившие обоснованием для выбранных целей аудита федеральных информационных систем и проектов, формирования вопросов контрольного или экспертно-аналитического мероприятий, методов их проведения и методов сбора фактических данных и информации.

5.1.5. На подготовительном этапе проведения контрольного и экспертно-аналитического мероприятия рекомендуется:

сформировать перечень законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для использования при планировании и реализации объектом аудита мероприятий по информатизации с учетом специфики предмета мероприятия и объекта аудита;

определить источники информации, необходимые для проведения аудита федеральных информационных систем и проектов, осуществить сбор и провести предварительный анализ информации о проводимых объектом аудита мероприятиях по информатизации.

5.1.6. По результатам предварительного изучения деятельности объекта аудита подготавливается проект программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту федеральных информационных систем и проектов.

При разработке программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту федеральных информационных систем и проектов следует руководствоваться соответственно положениями стандартов СГА 101 или СГА 102.

При этом при проведении контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, в которых деятельность в сфере реализации федеральных информационных систем и проектов проверяется как одна из составляющих деятельности объекта аудита, соответствующие вопросы включаются в общую программу проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

5.1.7. После утверждения программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту федеральных информационных систем и проектов осуществляется подготовка рабочего плана проведения мероприятия.

При подготовке рабочего плана проведения мероприятия следует руководствоваться положениями стандартов СГА 101 и СГА 102.

5.2. Основной этап контрольного

и экспертно-аналитического мероприятия по аудиту

федеральных информационных систем и проектов

На основном этапе контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту федеральных информационных систем и проектов проверяется, анализируется и оценивается:

организация системы проектного управления мероприятиями по информатизации в объекте аудита;

процесс планирования объектом аудита мероприятий по информатизации;

реализация объектом аудита мероприятий по информатизации;

практика применения объектом аудита информационных систем.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия также проводится мониторинг и анализ информации об объекте аудита.

5.2.1. Осуществление контроля организации системы

проектного управления мероприятиями по информатизации

При проверке организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации:

анализируются документы объекта аудита по вопросам создания органа управления информационными проектами и организации проектного управления;

проверяется соответствие деятельности органа управления информационными проектами требованиям методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 96, и иных документов объекта аудита, регламентирующих указанную деятельность.

5.2.2. Осуществление контроля планирования объектом

аудита мероприятий по созданию (приобретению), эксплуатации

(применению), снятию с эксплуатации и развитию

информационных систем и проектов

5.2.2.1. При осуществлении контроля планирования объектом аудита мероприятий по созданию (приобретению), эксплуатации (применению), снятию с эксплуатации и развитию информационных систем и проектов проверяется:

наличие утвержденного плана информатизации объекта аудита на очередной финансовый год и плановый период (далее - план информатизации);

соблюдение объектом аудита этапов (сроков) формирования и утверждения планов информатизации и отчетов об их исполнении.

5.2.2.2. Анализ плана информатизации и приложенных к нему финансово-экономических обоснований затрат и иных материалов проводится на предмет:

соответствия мероприятий по информатизации, проводимых объектом аудита, его функциям и полномочиям;

законности и обоснованности данных о планируемых объемах финансирования на реализацию мероприятий по информатизации, проводимых объектом аудита;

соответствие данных об общей сумме планируемых объемов финансирования на реализацию мероприятий по информатизации сумме доведенных объекту аудита лимитов бюджетных обязательств по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" классификации расходов бюджета.

5.2.2.3. Анализ информации о планируемых к созданию и (или) созданных федеральных информационных системах, размещенной в подсистеме АИС Учета, проводится с целью проверки в том числе:

наличия решения о создании (закупке) объекта учета;

предполагаемых сроков создания (закупки) объекта учета;

функциональных характеристик объекта учета, планируемых к реализации, и сведений об информации, обрабатываемой с использованием объекта учета;

сведений об информационном взаимодействии объекта учета с иными информационными системами и объектами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

5.2.3. Осуществление контроля реализации мероприятий

по созданию (приобретению), эксплуатации (применению),

снятию с эксплуатации и развитию информационных

систем и проектов

5.2.3.1. При проверке деятельности объекта аудита по реализации мероприятий по информатизации:

5.2.3.1.1. Проверяется соблюдение положений постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" на следующих последовательно реализуемых этапах:

а) разработка документации на информационную систему и ее части;

б) разработка рабочей документации на информационную систему и ее части;

в) разработка или адаптация программного обеспечения;

г) пусконаладочные работы;

д) проведение предварительных испытаний информационной системы;

е) проведение опытной эксплуатации информационной системы;

ж) проведение приемочных испытаний информационной системы;

з) осуществление эксплуатации информационной системы;

и) вывод информационной системы из эксплуатации.

5.2.3.1.2. Проверяется законность и обоснованность расходов, направленных на реализацию мероприятий по информатизации, в том числе:

соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении процедур размещения заказов на создание (приобретение), эксплуатацию (применение), снятие с эксплуатации и развитие информационных систем с учетом положений стандарта внешнего государственного аудита СГА 302 "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)";

соблюдение требований Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов и Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" в части соответствия размещаемых заказов (закупок) утвержденному плану информатизации;

соблюдение национального режима при осуществлении закупок в целях импортозамещения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236.

5.2.3.1.3. Анализируются достигнутые объектом аудита результаты реализации мероприятий по информатизации, в том числе анализируются материалы отчета объекта аудита о выполнении плана информатизации.

5.2.3.1.4. Проверяется наличие, состав и актуальность информации по созданным и приобретенным информационным системам и программным средствам в следующих подсистемах:

в АИС Учета (разделы, относящиеся к постановке информационных систем на учет);

в ФГИС ФАП (разделы с указанием постановки на учет алгоритмов и программ для ЭВМ, прикладных программных средств и специальных программных комплексов).

5.2.3.1.5. Проверяется и оценивается деятельность объекта аудита по учету, управлению и использованию федерального имущества в ходе реализации мероприятий по информатизации, в том числе:

наличие, комплектность и состав технических средств информационной системы, в том числе серверное оборудование, сетевое коммуникационное оборудование (маршрутизаторы), персональное аппаратное оборудование (компьютеры, принтеры, сканеры) и другие средства;

обеспечение учета нематериальных активов, полученных в результате выполнения мероприятий по информатизации;

наличие рабочей (технической) документации на информационную систему, а также наличие прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

5.2.3.2. По полученным в ходе проверки материалам о деятельности объекта аудита по реализации мероприятий по информатизации:

5.2.3.2.1. Проводится оценка эффективности реализации информационного проекта, а также мероприятий по информатизации по следующим соотношениям:

плановая и фактическая продолжительность информационного проекта или мероприятия по созданию и развитию информационной системы;

плановая и фактическая стоимость информационного проекта или мероприятия по созданию и развитию информационной системы;

плановые и фактически достигнутые показатели и индикаторы эффективности реализации информационного проекта или мероприятия по созданию и развитию информационной системы.

5.2.3.2.2. Проводится анализ и оценка деятельности объекта аудита по реализации информационного проекта, а также мероприятий по информатизации по следующим показателям:

законность указанных мероприятий, которая определяется соблюдением положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере информационных технологий и защиты информации, регламентирующих порядок осуществления мероприятий по информатизации;

обоснованность указанных мероприятий, которая определяется соответствием решаемых с помощью информационной системы задач полномочиям объекта аудита;

обоснованность привлечения бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов на реализацию указанных мероприятий, которая определяется наличием необходимых финансово-экономических обоснований к информационному проекту, а также пояснительной записки к мероприятиям по информатизации, составленных и утвержденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

эффективность использования средств федерального бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов на реализацию мероприятий по информатизации, которая определяется исходя из достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Перечень основных вопросов, изучаемых при осуществлении аудита федеральных информационных систем и проектов, приведен в приложении N 2.

5.2.4. Осуществление анализа практики применения

информационной системы в деятельности объекта аудита

При осуществлении анализа практики применения информационной системы в деятельности объекта аудита проверяется и изучается:

степень автоматизации выполняемых объектом аудита государственных функций и оказываемых государственных услуг, например, исключение дублирования электронных документов документами на бумажных носителях;

степень фактического использования информационной системы в деятельности объекта аудита;

реализация программы обучения сотрудников объекта аудита работе с новой функциональностью информационной системы;

наличие и реализация соглашений между объектом аудита и иными участниками межведомственного информационного проекта по вопросам совместной работы с информационной системой.

5.2.5. Мониторинг и анализ информационных систем и проектов

5.2.5.1. Мониторинг и анализ информационных систем и проектов в ходе экспертно-аналитического мероприятия проводится в целях получения данных и оценки информации об объемах бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, направленных на мероприятия по информатизации, эффективности и результативности использования указанных средств и иной деятельности объекта аудита в рамках реализации мероприятий по информатизации.

5.2.5.2. Перечень вопросов (изучаемых документов и материалов) при проведении экспертно-аналитического мероприятия по аудиту федеральных информационных систем и проектов определяется на основании сроков его проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей деятельности объектов аудита и исходя из проводимых ими закупок, а также результатов ранее проведенных мероприятий (выявленных рисков, установленных нарушений и недостатков).

5.2.5.3. В рамках экспертно-аналитического мероприятия проводится анализ:

требований законодательства Российской Федерации в сфере информационных технологий и защиты информации;

деятельности объектов аудита по планированию и реализации мероприятий по информатизации;

материалов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в части аудита федеральных информационных систем и проектов (с учетом систематизации выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации в сфере информационных технологий и защиты информации).

5.2.5.4. В качестве источника информации и данных для проведения мониторинга и анализа деятельности объектов аудита по планированию и реализации мероприятий по информатизации выбираются подсистемы ФГИС КИ (ЕСКИ): АИС УВиРИ, АИС Учета и ФГИС ФАП.

Проводится мониторинг и анализ следующих значений:

соответствия данных в различных подсистемах ФГИС КИ (ЕСКИ), их объективности и полноты;

соответствия состояния установленного в АИС Учета текущего статуса объекта учета фактическому;

соответствия данных о мероприятиях по информатизации, содержащихся в отчетах о выполнении планов информатизации, фактическим;

соответствия фактического значения показателей и соответствующих им индикаторов, указанных объектом аудита в плане информатизации при планировании мероприятий по созданию (приобретению), эксплуатации (применению) и развитию информационных систем и компонентов ИТКИ.

5.2.5.5. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия должен содержать заключения, выводы и предложения (рекомендации) по результатам проведенного аудита федеральных информационных систем и проектов.

5.2.5.6. Общие требования к организации, подготовке к проведению, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия установлены стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 102.

5.3. Заключительный этап контрольного

и экспертно-аналитического мероприятия по аудиту

федеральных информационных систем и проектов

На заключительном этапе аудита федеральных информационных систем и проектов обобщаются полученные результаты, готовятся выводы и устанавливаются причины выявленных недостатков и нарушений, готовятся предложения (рекомендации), направленные на их устранение.

5.3.1. Результаты мероприятий по аудиту федеральных информационных систем и проектов должны содержать:

изложение в обобщенном виде фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения аудита информационных систем и проектов;

анализ проблем планирования и использования бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов на мероприятия ИТ (в части составления и исполнения планов информатизации, ведения форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности, организации и ведения проектного офиса, закупки и эксплуатации оборудования, программных средств и иных мероприятий);

рекомендации (в случае их наличия) по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации объектами аудита федеральных информационных систем в целях обеспечения выполнения ими государственных функций и (или) предоставления государственных услуг.

5.3.2. Выводы формируются по результатам оценки законности, обоснованности и эффективности реализации мероприятий по созданию (приобретению), эксплуатации (применению), снятия с эксплуатации и развитию информационных систем и проектов в деятельности объекта аудита.

5.3.3. Подготовка предложений (рекомендаций) является завершающей процедурой формирования результатов аудита федеральных информационных систем и проектов и осуществляется в случае, если в ходе аудита федеральных информационных систем и проектов выявлены недостатки и нарушения в рамках реализации мероприятий по информатизации.

Подготовленные предложения (рекомендации) включаются в отчет о результатах аудита федеральных информационных систем и проектов.

5.3.4. При подготовке предложений (рекомендаций) необходимо:

руководствоваться поставленными целями контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту федеральных информационных систем и проектов, а также основываться на заключениях и выводах, сделанных по результатам мероприятия;

обосновать необходимость проведения комплекса мероприятий для устранения выявленных недостатков и нарушений, которые позволят повысить эффективность деятельности объекта аудита в сфере ИТ.

5.3.5. Предложения (рекомендации) должны быть конкретными по отношению к проверяемой информационной системе или проекту, а также к деятельности объекта аудита при реализации мероприятий по информатизации, аргументированными, с представлением результатов анализа системы или проекта, и обоснованными по выбранным критериям и показателям.

5.4. Контроль за реализацией результатов контрольного

или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту

федеральных информационных систем и проектов

5.4.1. При осуществлении контроля за реализацией результатов контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, проводимого в рамках аудита федеральных информационных систем и проектов, используются положения СГА 106 "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий".

Приложение N 1

к Стандарту СГА 305

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

АУДИТА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРОЕКТОВ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";

постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";

постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 394 "О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";

постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов";

постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин";

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)";

постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1240 "О некоторых вопросах по обеспечению использования сети передачи данных органов власти";

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд";

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг";

постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";

постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1235 "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации";

постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392 "О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

национальные стандарты Российской Федерации в сфере информационных систем и проектов;

иные нормативные правовые акты, принятые в целях создания и развития информационного общества в Российской Федерации, информатизации процессов управления в государственных органах, роста предоставляемой государственными органами информационной сферы услуг, а также координации мероприятий по информатизации.

Приложение N 2

к Стандарту СГА 305

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, ИЗУЧАЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АУДИТА

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРОЕКТОВ

N п/п

Вопросы

Нормативное правовое регулирование

Показатели анализа и оценки

Проведение аудита информационных проектов

1

Проверка организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в деятельности объекта аудита.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 394 "О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".

3. Приказ Минкомсвязи России от 24 апреля 2013 г. N 96 "Об утверждении методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах".

1. Выполнение рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в деятельности объекта аудита.

2. Соблюдение объектом аудита полномочия участника процесса по разработке документов по информатизации, их представлению в Минкомсвязи России, обеспечение выполнения мероприятий по информатизации и осуществление внутриведомственного контроля их реализации.

3. Оценка документов объекта аудита по информатизации по соответствующим критериям (установлены частью 6 раздела II Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 394), в частности, оценка обоснованности привлечения средств бюджетов для реализации мероприятий по информатизации.

4. Использование объектом аудита результатов, полученных в ходе реализации мероприятий по информатизации в прошлом периоде.

2

Проверка порядка формирования и утверждения плана информатизации объекта аудита на очередной финансовый год и плановый период, а также размещения его на официальных информационных ресурсах.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392 "О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1235 "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации".

4. Приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2013 г. N 71 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке планов информатизации государственных органов, включая форму плана информатизации государственного органа, и о признании утратившим силу приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 140 "Об утверждении типовой формы планов информатизации государственных органов".

1. Наличие утвержденного плана информатизации объекта аудита на соответствующий год, а также данные и характер информации по мероприятиям информатизации в его разделах.

2. Соблюдение сроков формирования и утверждения планов информатизации на очередной год и плановый период.

3. Соответствие данных и информации, размещенной в АИС Учета и в АИС УвиРИ, утвержденному плану информатизации.

4. Законность и обоснованность сведений о планируемых мероприятиях по информатизации и объемам их финансирования.

5. Выполнение правил и рекомендаций нормативных документов Минкомсвязи России по составлению плана информатизации в части: формирования мероприятий по информатизации, использования и формирования индикаторов и показателей, состава работ, услуг и товаров по мероприятиям в рамках информатизации.

5. Приказ Минкомсвязи России от 22 июля 2016 г. N 333 "Об утверждении методических рекомендаций, предусмотренных абзацами вторым и пятым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392 "О приоритетных направлениях использования развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

3

Проверка отчета о выполнении плана информатизации объекта аудита.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".

2. Приказ Минкомсвязи России от 3 июля 2013 г. N 155 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетов о выполнении планов информатизации государственных органов, включая форму отчета о выполнении планов информатизации государственных органов".

1. Наличие отчета о выполнении плана информатизации объекта аудита, а также выполнение требований к его форме и структуре.

2. Выполнение рекомендаций по порядку и срокам подготовки отчета о выполнении плана информатизации объекта аудита.

3. Объективность сведений, содержащихся в отчете о выполнении плана информатизации.

4. Достижение значений целевых индикаторов и (или) показателей, установленных в плане информатизации в отношении мероприятий по информатизации, проводимых объектом аудита.

5. Наличие документов, подтверждающих значения показателей и индикаторов, приведенных в отчете о выполнении плана информатизации объекта аудита.

4

Проверка плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд в целях реализации мероприятий по информатизации.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг".

3. Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

1. Полнота сведений размещаемых в плане-графике осуществления закупок товаров, работ, услуг мероприятий по информатизации, а также соблюдение сроков его утверждения и правил формирования.

2. Соответствие данных, содержащихся в плане-графике закупок товаров, работ, услуг на мероприятия по информатизации, данным утвержденного плана информатизации объекта аудита.

3. Соответствие данных, содержащихся в плане-графике закупок на мероприятия по информатизации, данным по коду вида расходов 242 "Закупки товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".

5.

Проверка соблюдения объектом аудита национального режима при осуществлении закупок в целях импортозамещения.

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (часть 3 статьи 14).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

1. Проверка сведений об отсутствии или наличии приобретаемых программных продуктов (программного обеспечения) в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Проведение аудита федеральных информационных систем

1

Проверка обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов на выполнение работ по созданию, эксплуатации и развитию федеральных информационных систем.

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2. Финансово-экономическое и (или) технико-экономическое обоснование мероприятий по информатизации государственного органа.

3. Утвержденные планы информатизации объектов аудита на очередной финансовый год и плановый период.

4. Государственные контракты на выполнение работ и (или) услуг по информатизации.

1. Нормативное правовое обоснование выполнения работ по созданию (приобретению), эксплуатации (применению) и развитию федеральных информационных систем.

2. Заполнение реестра государственных контрактов на предмет наличия контрактов, заключенных при отсутствии утвержденного плана информатизации, а также контрактов на выполнение мероприятий по информатизации, не включенных в утвержденный план информатизации.

3. Соответствие государственных контрактов и документов об их исполнении перечню товаров, работ и услуг, предусмотренных мероприятиями по информатизации, включенными в утвержденный план информатизации, по следующим критериям: по перечню и объему работ (услуг), перечню и количеству товаров, а также по объемам финансирования мероприятий по информатизации.

4. Обоснованность расходов бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов на выполнение работ по созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и проектов.

2

Проверка полноты размещения в АИС Учета сведений о планируемых к созданию и (или) созданных федеральных

информационных системах.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов".

2. Приказ Минкомсвязи России от 31 мая 2013 г. N 127 "Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры".

1. Обеспечение учета создаваемых, эксплуатируемых, развиваемых и модернизируемых информационных систем и компонентов ИТКИ.

2. Состав сведений в форме электронного паспорта объекта учета.

3. Общая информация об информационных системах и компонентах ИТКИ в разделах формы электронных паспортов.

4. Соответствие классификационным категориям: по видам деятельности объекта учета и по типам компонентов ИТКИ, а также по классификации программного и технического обеспечения, работ и услуг по их созданию и сопровождению.

5. Соблюдения правил размещения сведений об информационных системах и компонентах ИТКИ.

3

Проверка выполнения объектом аудита требований порядка создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".

2. Утвержденный план информатизации объектов аудита на очередной финансовый год и плановый период.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1240 "О некоторых вопросах по обеспечению использования сети передачи данных органов власти".

5. Приказ Минкомсвязи России от 24 февраля 2015 г. N 55 "Об утверждении порядка использования сети передачи данных органов власти".

1. Наличие нормативного правового акта, устанавливающего обязанность объекта аудита по созданию федеральной информационной системы.

2. Выполнение требований по срокам и порядку поэтапного создания, эксплуатации и развития информационной системы.

3. Комплектность и состав документации по созданию, эксплуатации (вводу, выводу из эксплуатации) и развитию информационных систем, а также документы по приемке работ в составе: протоколы испытаний, акт о приемке системы в опытную эксплуатацию, акты о приемке системы в эксплуатацию, акт о вводе системы в эксплуатацию и иные документы.

4. Сведения об использовании объектом аудита сети передачи данных органов власти.

5. Информация о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также подведомственных им организаций, размещаемая в сети "Интернет".

6. Сведения о технических средствах и информационных технологиях, применяемых в информационных системах, на предмет совместимости с иными федеральными информационными системами и информационно-телекоммуникационными системами (межведомственный проект).

4

Проверка размещения и (или) актуализации объектом аудита в реестре территориального размещения технических средств информационных систем сведений об используемых технических средствах информационных систем.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

2. Приказ Минкомсвязи России от 7 декабря 2015 г. N 514 "Об утверждении порядка внесения сведений в реестр территориального размещения технических средств информационных систем и формы акта о выявленных несоответствиях сведений, содержащихся в реестре".

1. Полнота информации о технических средствах информационных систем и сроки ее внесения в реестр территориального размещения объектов контроля.

2. Выполнение требований порядка внесения сведений в реестр территориального размещения объектов контроля.

3. Достоверность фактов, изложенных в акте контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту информационных систем, о выявленных несоответствиях сведений о технических средствах информационных систем, свидетельствующих об их наличии.

5

Проверка использования объектом аудита свободного программного обеспечения в информационной системе.

Приказ Минкомсвязи России от 19 августа 2015 г. N 305 "Об утверждении методических рекомендаций по использованию свободного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая критерии определения государственных информационных систем, при создании которых необходимо использовать свободное программное обеспечение, в том числе государственных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде".

1. Сведения о лицензиях, кросс-лицензиях и лицензионных соглашениях, приобретенных в целях обеспечения функционирования информационных систем.

2. Соответствие лицензий на свободное программное обеспечение, используемых в информационных системах, актуальному перечню лицензий, располагаемому на сайте Фонда свободного программного обеспечения, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Расчет совокупной стоимости владения объектом аудита приобретенного программного обеспечения.

6

Проверка использования зарегистрированных алгоритмов и (или) программ, содержащихся в национальном фонде алгоритмов и программ, при создании, эксплуатации и развитии федеральных информационных систем.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1240 "О некоторых вопросах по обеспечению использования сети передачи данных органов власти".

3. Приказ Минкомсвязи России от 16 сентября 2013 г. N 248 "Об утверждении методических указаний о порядке формирования и использования информационного ресурса национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин".

1. Количество использований объектом аудита ранее приобретенных алгоритмов и (или) программ при создании и развитии новых федеральных информационных систем.

2. Информация о приобретенном или разработанном (модернизированном) программном обеспечении, размещенная в национальном фонде алгоритмов и программ.

7

Проверка выполнения требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.

Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".

1. Наличие необходимых сертификатов и аттестатов соответствия информационной системы по защите информации, а также акта классификации защищенности информационной системы.

2. Обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы.

3. Обеспечение защиты информации при выходе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании в ней обработки информации.

Другие документы по теме
(ред. от 27.02.2023) "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг"
(ред. от 21.07.2012) "Об определении количества государственных должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312"
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 234"
Ошибка на сайте