Рейтинг@Mail.ru

Постановление Росстата от 28.09.2004 N 42

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2004 г. N 42

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

"МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ

БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЦЕНАМИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ"

Федеральная служба государственной статистики постановляет:

Утвердить прилагаемые "Методологические положения по формированию выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами производителей продукции".

Руководитель

Федеральной службы

государственной статистики

В.Л.СОКОЛИН

Утверждено

Постановлением Росстата

от 28.09.2004 N 42

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ

БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЦЕНАМИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ

Настоящие методологические положения содержат описание метода формирования выборочной совокупности базовых организаций для ежемесячного обследования цен производителей продукции.

I. Общие положения

Целью обследования является получение ежемесячной информации о ценах на произведенную промышленную продукцию (форма N 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей на промышленную продукцию").

Единицей отбора и единицей наблюдения являются крупные и средние промышленные организации, производящие продукцию различных видов экономической деятельности, независимо от формы собственности и размера организаций, зарегистрированные как юридические лица на территории субъектов Российской Федерации.

Число единиц наблюдения - крупных и средних организаций, подлежащих обследованию (объем выборки), - в общем случае устанавливается в пределах 30% от общего числа организаций региона.

Для сбора данных предлагается комбинированный метод статистического наблюдения: сочетание сплошного наблюдения с выборочным. Сплошь обследуются:

1) организации, резко отличающиеся по размерам производства продукции, при условии неизменного ассортимента выпускаемой ими продукции;

2) организации, которые производят виды продукции (например, удобрения), подлежащие сплошному наблюдению в соответствии с нормативными актами органов государственной власти (постановлениями, распоряжениями Правительства России и т.п.).

Для построения выборочной совокупности целесообразно применение методологии стратифицированной (расслоенной) выборки, а при недостаточном количестве организаций - систематического (механического) отбора.

II. Основные этапы формирования

выборочной совокупности организаций

Построение выборочной совокупности организаций состоит из следующих этапов:

1. На базе Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (АС ГС), зафиксированной по состоянию на начало года, формируется список объектов наблюдения в табличном виде с обязательной призначной частью, включающей следующие реквизиты и показатели: код Общероссийского классификатора предприятий и организаций ОКПО, код Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОКАТО, код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД2 (основной), краткое наименование организации и показатель "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)".

N п/п

Код ОКПО

Код ОКАТО

Код ОКВЭД2

Краткое наименование организации

Выручка, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

2. На основании полученного списка организаций осуществляется их группировка по классам ОКВЭД2 в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

N п/п

Код ОКВЭД2

Наименование вида деятельности

1

02

Лесоводство и лесозаготовки

2

03

Рыболовство, рыбоводство

3

05

Добыча угля

4

06

Добыча сырой нефти и природного газа

5

07

Добыча металлических руд

6

08

Добыча прочих полезных ископаемых

7

09

Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых

8

10

Производство пищевых продуктов

9

11

Производство напитков

10

12

Производство табачных изделий

11

13

Производство текстильных изделий

12

14

Производство одежды

13

15

Производство кожи и изделий из кожи

14

16

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

15

17

Производство бумаги и бумажных изделий

16

18

Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

17

19

Производство кокса и нефтепродуктов

18

20

Производство химических веществ и химических продуктов.

19

21

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

20

22

Производство резиновых и пластмассовых изделий

21

23

Производство прочей неметаллической минеральной продукции

22

24

Производство металлургическое

23

25

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

24

26

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

25

27

Производство электрического оборудования

26

28

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

27

29

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

28

30

Производство прочих транспортных средств и оборудования

29

31

Производство мебели

30

32

Производство прочих готовых изделий

31

33

Ремонт и монтаж машин и оборудования

32

35

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

33

36

Забор, очистка и распределение воды

34

37

Сбор и обработал сточных вод

35

58

Деятельность издательская

3. На следующем этапе производится ранжирование организаций от максимального значения к минимальному (в пределах каждой группы, сформированной на втором этапе) по показателю "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)".

4. Анализ полученных рядов.

Если количество организаций в сформированной группе (по классу ОКВЭД2 три и менее, то они все включаются в наблюдение и в дальнейшем отборе не участвуют.

В остальных группах из списка организаций исключаются 10% единиц с наименьшими значениями показателя.

5. Формирование списка крупных организаций, обследующихся на сплошной основе (описан в пункте III).

6. Формирование основ выборки. (Количество основ выборки соответствует числу видов деятельности, в которых требуется произвести отбор единиц совокупности с вероятностью 30%, осуществляемый на следующем этапе.)

Из списка организаций по каждому классу ОКВЭД2 исключаются все крупные организации, отобранные на предыдущем этапе.

7. Метод отбора организаций, используемый для каждого класса ОКВЭД2, зависит от имеющегося в регионе количества организаций. При выборе метода, используемого для отбора организаций по конкретному виду деятельности, следует руководствоваться следующим.

Если количество организаций по виду деятельности 100 и более, применяется типическая выборка.

Если количество организаций по виду деятельности менее 100, то используется систематический отбор организаций из генеральной совокупности, так как в этом случае формирование типической выборки путем размещения по типическим группам неэффективно.

8. Формирование выборочной совокупности по алгоритму (описан в пунктах IV и V).

9. Объединение списков организаций, обследуемых на сплошной основе и отобранных по алгоритму.

10. В каждом классе ОКВЭД2 отбираются по 2 - 3 резервные организации.

11. На следующем этапе производится сопоставление списка организаций, полученных на основе вышеописанной процедуры выборки, с перечнем организаций, в которых в настоящее время осуществляется сбор ценовой информации.

12. Проводится как количественный, так и качественный анализ организаций, которые не попали во вновь сформированную выборку. Осуществляется адаптация существующего перечня базовых организаций с новой выборочной совокупностью. При этом используется процедура "просеивания", в результате чего добавляются в выборку организации, необходимые для сбора ценовой информации в регионе (описан в пункте VI).

13. Общий список отобранных организаций сортируется по территориальному коду для систематизации.

14. Сформированная выборочная совокупность (этапы 1 - 13) может быть использована в течение 5 лет с ежегодной актуализацией: выявляются выбывшие организации и заменяются организациями из той же типической группы. По истечении этого срока выборочная совокупность, как правило, формируется заново.

III. Процедура формирования списка крупных организаций,

обследующихся на сплошной основе

Отдельно для каждого класса ОКВЭД2, количество организаций по которому более трех, выполняются следующие шаги:

1. Строится ряд организаций с указанием размера выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без нулевых значений).

2. Рассчитываются статистические характеристики (таблица 3).

Таблица 3

Расчет параметров для определения крупных организаций

IV. Алгоритм систематического отбора

Предлагается следующий порядок построения систематической выборки:

1. Присвоить порядковые номера от 1 до N элементам совокупности для каждой основы выборки.

2. Установить шаг отбора (h). Он устанавливается в зависимости от предполагаемого процента отбора (30% промышленных организаций региона) <*> и равен обратной величине доли выборки.

--------------------------------

<*> Для вида деятельности, по которому количество организаций менее 7, применяется 50% отбор, то есть h = 1 / 0,5 = 2.

Первая отобранная организация имеет порядковый номер 2.

4. Произвести отбор организаций в соответствии с интервалом отбора, начиная с организации, попавшей в выборку первой.

V. Алгоритм формирования типической выборки

Предлагается следующий порядок построения типических выборок промышленных организаций:

1. Рассчитываются статистические характеристики ряда для каждой основы выборки (таблица 4).

Таблица 4

Статистические характеристики показателя проектирования

типической выборки промышленных организаций региона

по видам деятельности

Таблица 5

Таблица 6

Проектирование объема типической выборки

промышленных организаций региона

Таблица 7

VI. Основные принципы адаптации существующего перечня

базовых организаций с новой выборочной совокупностью

Территориальные органы статистики вправе принимать решение о довключении в выборку организаций, являющихся стратегически важными для данного региона, т.е. используется процедура "просеивания" (например, принятие соответствующих нормативных актов по субъекту Российской Федерации, поручение местных органов власти и т.д.).

Важным условием поддержания выборки в рабочем состоянии является ее постоянная адаптация к изменениям, происходящим в экономике региона. В этих условиях необходимо провести сопоставление организаций, включенных в выборку, с перечнем тех организаций, которые постоянно функционируют в сфере производства тех или иных товаров.

Необходимо учитывать и тот факт, что не всегда в современных условиях сотрудники отдельных организаций идут на контакт со специалистами органов статистики по предоставлению необходимой информации о ценах на свою продукцию. В таких случаях необходимо ориентироваться на замену организаций, попавших в выборку, на резервные организации или те, что в настоящее время участвуют в наблюдении.

VII. Особенности формирования выборочной совокупности

по отдельным видам деятельности

Экономистам территориальных органов статистики при формировании выборочной совокупности следует учитывать следующее.

Организации, производящие те виды продукции, которые в соответствии с нормативными актами органов государственной власти подлежат сплошному наблюдению (в частности, удобрения), должны обследоваться все без исключения. Если при проведении отбора часть таких организаций не попала в выборку, она добавляется в выборочную совокупность на последнем этапе. При этом количество организаций в выборочной совокупности может превысить 30% от числа всех промышленных организаций региона.

Если организация специализируется на производстве военной продукции или уникальных видов товаров (самолеты, суда, катера и т.д.), она не включается в наблюдение.

Энергосистемы и электростанции федерального уровня обследуются сплошь.

В некоторых видах деятельности значительная часть организаций работает на давальческом сырье (например, в производстве пищевых продуктов, нефтепродуктов, текстильном производстве).

При выработке продукции из давальческого сырья перерабатывающие организации не приобретают сырье для выработки продукции, а оказывают владельцу сырья услуги по его переработке и, как правило, не занимаются реализацией выработанной продукции потребителям, а возвращают ее владельцу сырья или по договоренности с ним передают для дальнейшей реализации посреднику. Если в этом случае не представляется возможным получить полную расчетную цену производителя, такие предприятия не включаются в выборку.

Управление

статистики цен и финансов

Федеральной службы

государственной статистики

Другие документы по теме
<По делу N 56-48 Московского городского арбитражного суда>
(ред. от 28.01.2012) "О внесении дополнений и изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации" и от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена"
"Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ЗАО "Предпортовый", площадка N 2 на территории г. Санкт-Петербурга" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22495)
"О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 940"
Ошибка на сайте