Рейтинг@Mail.ru

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.03.2006 N 5

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2006 г. N 5

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА,

ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В 2006 ГОДУ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2005 года, установил.

Территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту осуществлялась работа по повышению уровня государственного санитарно-эпидемиологического надзора в детских летних оздоровительных учреждениях (далее - ЛОУ).

В ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2005 года, при участии территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, проведены совещания и заседания комиссий по организации летнего отдыха детей, на которых обсуждались вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке летних оздоровительных учреждений. На местах приняты постановления глав администраций и изданы приказы директоров базовых организаций по реализации программ летнего отдыха детей. В адрес руководителей организаций направлены планы-задания по улучшению санитарно-технического состояния ЛОУ и проведению противоэпидемических мероприятий. По данным территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, 93,8% мероприятий были выполнены.

Активно проводилась работа по организации дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидная обработка в местах размещения летних оздоровительных учреждений, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом, геморрагической лихорадкой и др.

В динамике за последние пять лет в целом по Российской Федерации отмечается снижение числа неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям в источниках нецентрализованного и централизованного водоснабжения.

Вместе с тем вызывает тревогу, что в летнем сезоне 2005 года количество детских летних оздоровительных учреждений по сравнению с 2004 годом уменьшилось на 291 и составило 61328 (в 2004 г. - 61619). Число детей, охваченных организованным детским отдыхом, в 2005 году возросло по сравнению с 2004 годом с 6809018 и составило 7485436.

Увеличение количества детей и сокращение летних оздоровительных учреждений привели к превышению фактической вместимости оздоровительных учреждений на 8 - 10%. Подобное превышение было выявлено в Архангельской, Астраханской, Владимирской, Камчатской, Костромской, Курганской, Оренбургской, Псковской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Ярославской областях, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском крае и др.

По-прежнему отмечалось открытие летних оздоровительных лагерей без получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам. Всего без получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам было открыто 135 (в 2004 - 192) летних оздоровительных учреждений в Иркутской, Новосибирской, Томской, Смоленской, Астраханской, Камчатской областях, Приморском и Краснодарском крае, Республиках Бурятия, Хакасия, Карачаево-Черкесской и др.

Продолжали отмечаться серьезные недостатки в организации питания детей и подростков.

В рационах имело место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, мясу, рыбе, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Не всегда и не везде проводилась "С" витаминизация готовых блюд. Зачастую натуральные продукты заменялись консервированными.

Недостаточное использование в рационе питания детей молока, творога, кисломолочной продукции и свежей рыбы отмечалось в Приморском крае, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Вологодской, Калининградской областях, Республиках Калмыкия, Хакасия, Ингушетия и др.

Недостаток потребления фруктов и овощей зарегистрирован в Чукотском автономном округе, Республике Тыва и др.

В Иркутской области отмечены факты использования в большом количестве консервированной продукции.

Отсутствие у работников пищеблоков ряда летних оздоровительных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний в летних оздоровительных учреждениях.

Проводимые мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия позволили снизить количество массовых инфекционных заболеваний среди детей в оздоровительных учреждениях. Однако в период летнего отдыха детей в 2005 году в детских летних оздоровительных учреждениях было зарегистрировано 4 (в 2004 - 10) случая массовых инфекционных заболеваний с числом пострадавших детей 56 (в 2004 - 327).

Единичные случаи заболеваний детей энтеровирусной инфекцией отмечались в Калужской (ДОУ им. Жукова) и Свердловской (ДОУ им. Гайдара) областях.

В 2005 году наибольшее количество случаев заболеваний кишечными и капельными инфекциями (в том числе ОРВИ) отмечено в Сибирском федеральном округе, а чесоткой и грибковыми заболеваниями, а также травм - в Южном федеральном округе.

При этом на протяжении последних лет наиболее высокие показатели заболеваемости регистрируются в загородных стационарных и санаторных оздоровительных лагерях, в которых должен достигаться максимальный оздоровительный эффект (соответственно: 60,6 на 1000 чел. и 27,4 на 1000 чел.), что связано с несоблюдением температурного режима в жилых помещениях, отсутствием сушилок для одежды и обуви.

В 2005 году резко возросло число случаев смерти детей - 11 (в 2004 - 3), что связано с недостаточной организацией воспитательной работы со стороны администрации ЛОУ: 4 несчастных случая, 6 случаев утопления, 1 случай заболевания с летальным исходом (Краснодарский край, диагноз - менингококковая инфекция).

В летнюю оздоровительную кампанию 2005 года к местам отдыха и обратно было перевезено железнодорожным транспортом 1,5 млн. детей, водным и воздушным транспортом - 49,3 тыс. детей, автомобильным транспортом - 692,2 тыс. детей.

При осуществлении Госсанэпиднадзора за перевозкой детей отмечались факты нарушений требований санитарных норм и правил. В нарушение пунктов 2.1.10 и 2.3 СП 2.5.1277-03 <*> допускалась посадка в поезда детей с острой формой заболевания, без медицинских справок, подтверждающих выздоровление.

--------------------------------

<*> Зарегистрированы в Минюсте России 9 апреля 2003 года, регистрационный N 4397.

В 2005 году значительно возросло количество выявленных заболевших детей в пути следования к месту отдыха и обратно. С мая по октябрь в пути следования выявлено 480 заболевших детей (в 2004 - 119), из них 283 ребенка - с инфекционными заболеваниями (246 - ОРВИ, 16 - краснуха, ветрянка, 16 - ангина, 19 - гастроэнтерит, 1 - гепатит А, 1 - менингококковая инфекция).

Дети следовали из детских оздоровительных учреждений: "Сосновый бор" (Калужская область), "Жемчужина Анапы" (г. Анапа), "Ромашка" (г. Сочи), "Дельфин" (г. Адлер) и др.

Выявлены случаи проезда групп детей без медицинского сопровождения: 62 группы или 2,1 тыс. детей, и установлены фирмы-организаторы, допустившие указанное нарушение: Комитет образования (г. Нефтеюганск), "Центр детского творчества" (г. Оренбург), "ДК железнодорожников", (г. Тайга Кемеровской области), "Российский фонд соцстраха" (г. Нижний Тагил), Комитет по делам молодежи администрации Владимирской области (г. Владимир), Департамент по делам молодежи (г. Кемерово), Министерство образования Республики Осетия, турагентство "Роза-Тур" (г. Чита), ООО "Экспресс-Тур" (г. Новый Уренгой), ДЮСШ (г. Тюмень), общество по хоккею "Газовик" (г. Тюмень), ДЮСШ (г. Санкт-Петербург), Комитет образования (г. Советский Тюменской области), фирма "Экскурс" г. Казань, турагентство "Мидас", "Юнитур", "Фортуна", ООО "Спектр-Т" г. Екатеринбург и др.

Нерешенным оставался вопрос организации полноценного горячего питания детей в пути следования из-за высокой стоимости рационов, оплата которых недоступна многим родителям.

В вагонах-ресторанах пассажирских поездов было организовано питание только для 42 тыс. детей, остальные обеспечивались наборами продуктов ("сухими пайками") либо питались домашними продуктами.

Отмечены факты нарушения пункта 4.2 СП 2.5.1277-03 в части санитарно-технической подготовки пассажирских вагонов в поездах формирования Горьковской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Северо-Кавказской, Московской, Приволжской, Южно-Уральской железных дорог (не работали системы вентиляции, освещения, канализации, нарушался режим мытья посуды, постельные принадлежности использовались без постельного белья).

В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в период летней оздоровительной кампании 2006 года на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:

1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

1.1. Заслушать организации, на балансе которых находятся летние оздоровительные учреждения, о ходе проведения их подготовки к летней оздоровительной кампании, оказав им содействие в проведении ремонтно-восстановительных работ, в первую очередь на водопроводных и канализационных сооружениях и сетях.

1.2. Предусмотреть выделение необходимых средств на проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

1.3. Обеспечить в приоритетном порядке отдых, оздоровление, а также проезд до места отдыха и обратно детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.

2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся летние оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:

2.1. Провести необходимую подготовку летних оздоровительных учреждений к приему детей, обеспечив соблюдение санитарных норм и правил, обратив при этом особое внимание на организацию питания, водоснабжения и канализования.

2.2. Не допускать открытия летних оздоровительных учреждений без получения санитарно-эпидемиологических заключений, выданных территориальными управлениями Роспотребнадзора в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2.3. Принять действенные меры по подготовке и подбору квалифицированного персонала пищеблоков, имеющего опыт работы в летних оздоровительных учреждениях.

2.4. Рекомендовать при организации питания в летних оздоровительных учреждениях, с учетом состояния здоровья детей, сведений о дефиците нутриентов, свойственных данному региону, вводить в рацион питания детей пищевые продукты, обогащенные витаминами, микро- и макронутриентами.

2.5. Не позднее чем за 2 недели до открытия организовать проведение эпизоотологического обследования и дезинсекционной обработки территории учреждения и вне территории летнего оздоровительного учреждения.

3. Организациям, осуществляющим организацию отдыха детей по регионам, обеспечить:

3.1. Обязательное медицинское сопровождение организованных групп детей.

3.2. Направление за 3 суток до отправки организованных детских коллективов информации в территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту об их численности, виде транспорта, используемого для перевозки детей, подтверждения обязательного медицинского сопровождения организованных групп детей.

3.3. Оказание медицинской помощи детям в пути следования и доотправку их до места назначения в случае вынужденной госпитализации.

3.4. Организацию полноценного горячего питания организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, ресторанах пассажирских судов водного транспорта при нахождении в пути свыше 1 суток.

3.5. Организацию питания организованных групп детей наборами пищевых продуктов ("сухими пайками") при перевозке детей на всех видах транспорта с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в установленном порядке.

4. Министерству транспорта Российской Федерации рекомендовать:

4.1. Организовать обеспечение формирования пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп к местам отдыха и обратно, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов", особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.

4.2. Внедрить практику продажи билетов для организованных детских контингентов на всех видах транспортных средств только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.

5. Предложить ОАО "Российские железные дороги":

5.1. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по оптимизации сил и средств пассажирского комплекса, обеспечивающих подготовку пассажирских составов (вагонов-ресторанов) в рейс и содержание их в пути следования в соответствии с санитарным законодательством.

5.2. Продолжить на железных дорогах практику продажи билетов для организованных детских контингентов только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.

6. Руководителям органов управлений здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

6.1. Обеспечить:

6.1.1. Действенный контроль за проведением летней оздоровительной кампании, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, и в первую очередь в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, создание полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях.

6.1.2. Своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в летние оздоровительные учреждения.

6.1.3. Выдачу справок об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до отъезда.

6.1.4. Выделение специалистов для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительных кампаний, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей.

6.2. Принять действенные меры по подбору квалифицированного медицинского персонала, имеющего опыт работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях, проводить инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования.

6.3. Обязать медицинских работников летних оздоровительных учреждений:

6.3.1. Осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.

6.3.2. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.

7. Территориальным управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

7.1. Обеспечить:

7.1.1. Открытие летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, выданных в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

7.1.2. Действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за работой летних оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания.

7.1.3. Контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, входящих в наборы питания (сухие пайки) в случаях организации питания детей вне вагонов-ресторанов пассажирских поездов, с обязательным согласованием наборов продуктов, не допуская включения в них скоропортящихся продуктов.

7.2. Довести текст настоящего Постановления до сведения всех организаций, принимающих участие в организации летней оздоровительной кампании, и обеспечить строгий контроль за реализацией настоящего Постановления.

8. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения - центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту: не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля при приемке летних оздоровительных учреждений, при проведении профилактических медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров детей и подростков при оформлении временной занятости на летний период, и направлении их в летние оздоровительные учреждения.

9. Территориальному управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием:

9.1.1. Пассажирских составов, обеспечивающих перевозку организованных детских групп, при подготовке в рейс и противоэпидемическим режимом в пути следования, особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.

9.1.2. Вагонов-ресторанов поездов, обеспечивающих питание организованных групп детей, соблюдением в них санитарно-гигиенического режима, качеством и безопасностью продуктов питания и питьевой воды, с обязательным согласованием меню при получении предварительных заявок на перевозку детей.

10. Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по Краснодарскому, Ставропольскому краям, Ростовской области обеспечить взаимодействие с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, из которых дети направляются на отдых в упомянутые территории, с целью предупреждения инфекционных заболеваний в летних оздоровительных учреждениях.

11. Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту направить в срок до 24.05.2006 отчет о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании. Информацию о ходе санитарно-эпидемиологического надзора за летними оздоровительными учреждениями направлять в Федеральную службу по окончании каждой смены.

12. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Другие документы по теме
"Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе"
"О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия"
"Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.2.5.2710-10 "Дополнение N 3 к ГН 2.2.5.2308-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2010 N 18385)
"О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов бывшего Союза ССР по вопросам социального страхования"
Ошибка на сайте