Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 N 3
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2008 г. N 3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
СП 3.4.2318-08
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила "Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08" (приложение).
2. Ввести в действие СП 3.4.2318-08 с 1 мая 2008 года.
3. Считать утратившим силу Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2003 г. N 108 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03" <*> с 1 мая 2008 года.
--------------------------------
<*> Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4754.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
Утверждены
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 22 января 2008 г. N 3
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.4.2318-08
I. Область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070); Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" N 4730-1 (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 29.04.1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1997, N 29, ст. 3507; N 46, ст. 5339; 1998, N 31, ст. 3805; N 31, ст. 3831; 1999, N 23, ст. 2808; 2000, N 46, ст. 4537; N 32, ст. 3341; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 52 (ч. I), ст. 5134; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2007, N 1, ст. 29); Федеральным законом от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" N 114-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 4, ст. 531; N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420); Федеральным законом от 2 января 2000 года "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150, 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700, 2004, N 35, ст. 3607, 2005, N 19, ст. 1752, N 50, ст. 5242, 2006, N 1, ст. 10, N 14, ст. 1458; 2007, N 1, ст. 29); Федеральным законом от 17 сентября 1998 года "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" N 157-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25); Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст. 485; N 45, ст. 5521; 2000, N 6, ст. 776); Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 (ч. I), ст. 124; N 18, ст. 1863; 2002, N 3, ст. 222; 2003, N 7, ст. 653); Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3953); Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 года N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1711; N 28, ст. 2895; 2002, N 3, ст. 222; 2003, N 7, ст. 653); Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34); Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 года N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6); Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 года N 893 "Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2007 года, регистрационный N 8803); требованиями Международных медико-санитарных правил (2005 г.).
1.2. Санитарные правила распространяются на:
1.2.1. Инфекционные болезни (далее - Болезни), которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - Чрезвычайные ситуации), требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации (Приложение N 1).
1.2.2. Болезни и другие события, требующие принятия решений для оценки и уведомления о выявлении Чрезвычайных ситуаций. Схема принятия решений прилагается (Приложение N 2).
1.2.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с ввозом на территорию Российской Федерации товаров и грузов, представляющих риск для здоровья населения.
1.3. Санитарные правила устанавливают основные требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям по санитарной охране территории Российской Федерации.
1.4. Санитарные правила применяют при проведении:
санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территории Российской Федерации в целях санитарной охраны.
1.5. Соблюдение санитарных правил обязательно для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
1.6. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Федерального закона от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ).
1.7. Мероприятия по предотвращению распространения чумы из ее природных очагов на территории Российской Федерации и других особо опасных инфекционных болезней, которые могут вызвать Чрезвычайные ситуации, проводят в соответствии с санитарными правилами и другими актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
II. Общие требования
2.1. Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).
2.2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Координатором по Международным медико-санитарным правилам (2005 г.), далее - ММСП (2005 г.), в Российской Федерации и осуществляет связь с Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которое является для Российской Федерации Координатором ВОЗ по ММСП (2005 г.), для взаимного обмена экстренной информацией, касающейся Чрезвычайных ситуаций и применения ММСП (2005 г.) на территории Российской Федерации.
2.3. В случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных настоящими санитарными правилами, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2.4. Не допускают к ввозу на территорию Российской Федерации опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию страны запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создает угрозу возникновения и распространения инфекционных болезней или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (статья 30 Федерального закона от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ).
2.5. Санитарно-эпидемиологические требования к товарам, веществам, отходам и другим грузам, ввозимым на территорию Российской Федерации, регламентируются правовыми актами Российской Федерации.
2.6. При невыполнении требований, предусмотренных санитарными правилами, может быть запрещен въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации транспортных средств, а также ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, веществ, отходов, других грузов, багажа и международных почтовых отправлений (статьи 26, 27 Федерального закона от 05.08.96 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" N 114-ФЗ и статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" 164-ФЗ).
III. Информационное обеспечение мероприятий
по санитарной охране территории Российской Федерации
3.1. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в случае обращения к ним лиц с жалобами на состояние здоровья, немедленно информируют должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль.
3.2. При выявлении случая Болезни (подозрения на нее, носительство возбудителя) лечебно-профилактическая организация независимо от формы собственности направляет внеочередное донесение о возникновении Чрезвычайной ситуации в течение 2 часов после установления факта Чрезвычайной ситуации в органы и учреждения Роспотребнадзора (Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", в противочумное учреждение).
3.3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивает в течение 24 часов информирование Контактного пункта ВОЗ по ММСП (2005 г.), а по запросам - дипломатических миссий и консульств иностранных государств на территории Российской Федерации, о возникновении Чрезвычайных ситуаций, связь с Контактным пунктом ВОЗ по ММСП (2005 г.) осуществляется в круглосуточном режиме.
3.4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивает в установленном порядке оперативное информирование органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов управления здравоохранением:
об изменениях эпидемической обстановки по Болезням за рубежом и в Российской Федерации;
о странах, имеющих зараженные районы;
о Чрезвычайных ситуациях эпидемического характера за рубежом и в Российской Федерации, а также о событиях санитарно-гигиенического порядка, представляющих угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, имеющих международное значение.
3.5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доводит список эпидемически неблагополучных стран, рекомендованный ВОЗ, и перечень инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения профилактических прививок или приема профилактических средств (противомалярийных препаратов), до всех заинтересованных ведомств, обеспечивающих поездки за рубеж.
3.6. При информировании лиц, совершающих поездку за рубеж, управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, органы управления здравоохранением, авиакомпании, турагентства обращают внимание на риски для здоровья по маршруту следования, связанные с Болезнями, и меры профилактики.
IV. Санитарно-эпидемиологические требования
в пунктах пропуска через государственную границу
4.1. Санитарно-эпидемиологические требования в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации предъявляют к территории пункта пропуска, транспортным организациям, транспортным средствам международных сообщений, членам экипажей морских (речных), воздушных судов, поездных бригад, водителям автотранспорта, а также к лицам, совершающим международные поездки, и перевозимым через границу их багажу, товарам и грузам.
4.2. В пунктах пропуска обеспечивают:
надлежащее санитарное состояние территории и находящихся на ней объектов;
защиту территории транспортных организаций, а также расположенных на ней зданий, сооружений и транспортных средств от проникновения и распространения грызунов, насекомых и проведение мероприятий по борьбе с грызунами, комарами и другими членистоногими в соответствии с установленными требованиями;
питьевым водоснабжением, объектами питания, общественными туалетами, отвечающими требованиям санитарных правил;
эффективной системой удаления и обеззараживания экскрементов, отбросов, сточных вод, забракованных пищевых продуктов и других факторов риска для здоровья человека;
проведение профилактической (ежегодно) и по эпидемиологическим показаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
подготовку экипажей транспортных средств по вопросам профилактики Болезней и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении этих Болезней (или подозрении на них).
4.3. Исполнение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации возложено на должностных лиц управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, создающих специальные подразделения (санитарно-карантинные пункты - СКП, пограничные санитарно-карантинные пункты - ПСКП, санитарно-карантинные отделы - СКО), функционирующие в соответствии с характером и схемой деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
4.4. Взаимодействие должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, с должностными лицами, осуществляющими пограничный, таможенный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, миграционный и транспортный контроль, осуществляется в установленном порядке.
Взаимодействие должностных лиц на автостанциях, автовокзалах, железнодорожных станциях и вокзалах, аэропортах, морских портах на международных и внутренних рейсах Российской Федерации осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий по санитарной охране территории (далее - Межведомственный план), который должен быть разработан и согласован в рамках межведомственного взаимодействия на указанных транспортных объектах.
4.5. Санитарно-карантинный контроль лиц, транспортных средств, товаров и грузов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется до проведения иных видов государственного контроля.
4.6. Помещения, сооружения и материально-технические средства в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, необходимые для проведения комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих потенциальную опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, биологических, химических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, должны соответствовать установленным требованиям.
4.7. Организацию санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляют:
по постоянной схеме при наличии регулярных транспортных перевозок;
по временной схеме (выездные бригады - группы специалистов, определенные приказом органов Роспотребнадзора) при поступлении информации о международных транспортных средствах, прибывающих или убывающих за рубеж, от администрации пункта пропуска, таможенных органов или пограничной службы.
4.8. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации:
получают от администрации аэропортов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных организаций ежесуточные сводки движения транспортных средств;
организуют проведение противоэпидемических мероприятий при выявлении больных (подозрительных) Болезнями на транспортном средстве и в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
обеспечивают контроль готовности изолятора для временной изоляции выявленных больных, лиц с подозрением на Болезнь;
утверждают оперативные планы противоэпидемической готовности российских транспортных средств, осуществляющих международные рейсы;
проводят контроль противоэпидемической готовности российских транспортных средств, осуществляющих международные перевозки в страны, имеющие зараженные районы, в том числе оснащения защитной одеждой, необходимым медицинским оборудованием, лекарственными и профилактическими препаратами, дезинфекционными, дезинсекционными средствами и ратицидами;
организуют проведение подготовки экипажей транспортных средств по вопросам профилактики Болезней и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев Болезней (или подозрении на них);
проводят контроль за подготовкой членов экипажей морских (речных), воздушных судов, поездных бригад, водителей автотранспорта по вопросам эпидемиологии, профилактики и проведения противоэпидемических мероприятий при возникновении Болезней в пути следования транспортных средств;
осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за территорией пункта пропуска, объектами инфраструктуры пункта пропуска, транспортными предприятиями в пункте пропуска, транспортными средствами международного сообщения, находящимися на территории пункта пропуска;
контролируют выполнение требований санитарных правил перевозки химических, биологических веществ, радиоактивных материалов, грузов;
осуществляют санитарно-карантинный контроль ввозимых товаров, химических, биологических веществ и радиоактивных материалов, отходов и иных грузов, представляющих потенциальную опасность для человека;
организуют по показаниям проведение лабораторно-инструментального контроля грузов, товаров и материалов, прибывающих из контаминированных <*> районов в результате химических и биологических аварий;
--------------------------------
<*> Справочно: В соответствии с ММСП (2005 г.) контаминация означает наличие инфекционного или токсичного агента на поверхности тела человека или животного, в продукте или на продукте, приготовленном для потребления, или на других неодушевленных предметах, включая перевозочные средства, который может представлять риск для здоровья населения.
при выявлении нарушений санитарного законодательства выдают предписания с целью недопущения завоза Болезней, носителей и переносчиков возбудителей Болезней, а также грузов и товаров, запрещенных для реализации на территории Российской Федерации, грузов, признанных опасными для здоровья населения после проведения инструментально-лабораторных методов контроля;
осуществляют контроль за безопасным удалением любых контаминированных и подозрительных на контаминацию объектов из транспортных средств (воды, продуктов питания, отходов жизнедеятельности людей или животных, сточных вод и других объектов);
получают от диспетчеров (дежурных) аэропортов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов и автостанций, других транспортных организаций информацию о наличии на транспортных средствах больных с подозрением на Болезнь.
4.9. Руководители транспортных организаций, операторы перевозки, владельцы транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, обеспечивают:
соответствие транспортных средств, допущенных в международный рейс, санитарно-гигиеническим требованиям;
противоэпидемическую готовность транспортных средств;
оперативное информирование должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, о каждом случае заболевания среди членов экипажей и пассажиров и санитарно-эпидемиологической обстановке на транспортном средстве;
разработку и корректирование не реже 1 раза в год оперативных планов противоэпидемической готовности российских транспортных средств, осуществляющих международные рейсы;
подготовку членов экипажей (бригад, водителей) транспортных средств по вопросам профилактики Болезней и проведения первичных противоэпидемических мероприятий;
проведение мероприятий по недопущению загрязнения окружающей среды (акватории портов, территорий аэропортов, железнодорожных станций и автовокзалов) сточными хозяйственно-бытовыми и балластными водами, мусором;
защиту транспортных средств от проникновения и распространения грызунов, насекомых-переносчиков;
проведение профилактической и по эпидемиологическим показаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации транспортного средства;
проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления в пути следования среди пассажиров или членов экипажа (бригад) Болезней;
химиопрофилактику малярии членам экипажа до и во время рейса на транспортных средствах, заходящих в порты эндемичных по малярии стран;
проведение по показаниям деконтаминации <*> транспортного средства.
--------------------------------
<*> Справочно: "деконтаминация" - в соответствии с ММСП (2005 г.) означает процедуру, имеющую цель устранить инфекционный или токсичный агент на поверхности тела человека или животного, в продукте или на продукте, приготовленном для потребления, или на других неодушевленных предметах, включая перевозочные средства, который может представлять риск для здоровья населения.
4.10. Администрация пунктов пропуска обеспечивает:
надлежащее санитарное состояние территории пункта пропуска и расположенных на ней объектов;
выделение и оборудование в морских и речных портах, аэропортах, железнодорожных и автодорожных вокзалах и станциях, открытых для международного сообщения, санитарных причалов, стоянок, тупиков, площадок, в соответствии с установленными требованиями, для временной изоляции транспортных средств и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию транспортных средств;
защиту территории пункта пропуска и расположенных на них зданий, сооружений от проникновения и распространения грызунов, насекомых-переносчиков;
предупреждение загрязнения окружающей среды (акватории портов, территорий аэропортов, железнодорожных станций и автовокзалов) сточными хозяйственно-бытовыми и балластными водами, мусором;
предоставление помещений на территории пункта пропуска для размещения персонала, осуществляющего санитарно-карантинный контроль, и временной изоляции больного;
выделение в распоряжение медицинских учреждений транспорта (автомашина, катер) для оперативного проведения санитарно-карантинного контроля (противоэпидемических мероприятий);
эффективную систему удаления и обеззараживания экскрементов, отбросов, сточных вод, забракованных пищевых продуктов и других опасных для здоровья людей объектов;
выделение специальных мест для перегрузки опасных грузов и соблюдение условий их временного хранения;
выделение помещения (пункта) для временного содержания пассажиров из числа иностранных граждан, не допущенных к паспортному контролю по состоянию здоровья;
в зоне прямого транзита в любом аэропорту выделение помещений для размещения людей и животных.
4.11. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, при наличии реальной угрозы заноса Болезней и возникновения Чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут подвергнуть санитарно-карантинному контролю по прибытии любое транспортное средство, товары и грузы, а также любое лицо, прибывшее международным рейсом.
4.12. Ответственные члены экипажа транспортного средства заблаговременно информируют аэропорт, порт, железнодорожный вокзал, автовокзал, автостанцию прибытия о каждом случае болезни на борту, в поезде, автобусе по рекомендованным формам, а также о санитарном состоянии на транспортном средстве. Руководители транспортных организаций обеспечивают немедленную передачу полученной информации о случаях подозрения на болезнь администрации аэропорта, вокзала, порта, станции, а также должностным лицам, на которых возложено проведение санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска через государственную границу.
Администрация аэропорта, вокзала, порта, станции обеспечивает:
- прибытие непосредственно к транспортному средству бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными);
- прибытие транспорта для перевозки условно здоровых пассажиров, подвергшихся риску заражения, в медицинскую организацию для наблюдения в условиях изоляции. Определение и количество лиц для изоляции, а также ее сроки устанавливает должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, о чем вносит соответствующие предложения представителям транспортной и медицинской организаций в виде предписаний.
4.13. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, на основе сведений, полученных от ответственного члена экипажа транспортного средства до его прибытия, об отсутствии на нем больных, подозрительных на Болезни, насекомых - переносчиков этих Болезней, павших грызунов, радиационных и химических аварий при перевозках опасных грузов, дают разрешение на право свободной практики в морском, речном порту, аэропорту, на автовокзале, железнодорожном вокзале (станции).
4.14. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, при получении информации об отсутствии на транспортном средстве до его прибытия в пункт пропуска больных, радиационных и химических аварий при перевозках опасных грузов не применяют медико-санитарные меры к:
воздушным судам, прибывающим из незараженных районов;
транзитным воздушным судам в случаях, если нахождение судна будет ограничено определенной зоной аэропорта без права посадки или высадки пассажиров, погрузки или разгрузки грузов; любому такому воздушному судну разрешается взять на борт под контролем должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, запасы топлива, воды, продовольствия;
морским (речным) судам, следующим из незараженных районов и (или) проходящим морским путем или по внутренним путям в порт, находящийся на территории другого государства;
морским (речным) судам, проходящим без захода в порт или высадки членов экипажа и пассажиров на берег;
наземным транспортным средствам, прибывающим из незараженных районов и пересекающим территорию без посадки и высадки пассажиров, погрузки или выгрузки товаров и грузов.
4.15. Транспортное средство, прибывшее из страны, от которой имеется уведомление о событиях, которые могут представлять собой Чрезвычайную ситуацию, а также имеющее на борту товары, химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для здоровья населения, подлежит обязательному санитарно-карантинному контролю.
4.16. Санитарно-карантинный контроль прибывающих транспортных средств включает:
оценку информации, получаемой от экипажей транспортных средств (командира или ответственного лица) до его прибытия, согласно сведениям Морской медико-санитарной декларации, Медико-санитарной части общей декларации воздушного судна, санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте;
проверку по прибытии перечисленных медико-санитарных документов, на морских судах - свидетельства о прохождении судном санитарного контроля/свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля;
проверку санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте, журналов регистрации обращений за медицинской помощью на пассажирских морских (речных) судах;
проведение при необходимости медицинского осмотра - опроса, термометрии, проверки международных свидетельств о вакцинации или профилактике - членов экипажа, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспорта, пассажиров;
визуальный осмотр транспортных средств (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), контейнеров, грузов и товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, не связанный со вскрытием грузовых помещений транспортного средства и с нарушением упаковки грузов и товаров, в том числе осмотр на наличие носителей и переносчиков возбудителей Болезней (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
проверку в случае, когда перевозимый груз представляет потенциальную опасность для здоровья населения - товарно-транспортных и иных документов, наличие и ведение которых регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами, иными нормативными правовыми актами;
радиационный контроль транспортных средств, перевозимых грузов и товаров;
досмотр при необходимости транспортных средств, грузов и товаров в целях установления соответствия санитарным правилам, связанный со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров либо емкостей, контейнеров и других мест;
индикацию при необходимости потенциально опасных химических веществ с целью выявления контаминации транспортного средства, груза;
отбор при необходимости проб грузов, товаров (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов) для проведения экспертизы в целях определения их качества, соответствия санитарным требованиям, выявления токсических веществ;
отбор при необходимости для исследований проб воздуха, воды и почвы на территории пункта пропуска.
4.17. По результатам санитарно-карантинного контроля должностным лицом, осуществляющим его, принимается решение:
о выдаче разрешения на посадку или высадку пассажиров, разгрузку или погрузку грузов, багажа или запасов (свободная практика согласно определению ММСП - 2005 г.) воздушным судам - в аэропорту, морским, речным судам - в морском (речном) порту, автотранспорту и железнодорожному транспорту - на авто- и железнодорожной станции;
о необходимости отведения транспортного средства на санитарную стоянку, санитарный причал, санитарную площадку, санитарный тупик для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о выдаче предписания о санитарных правонарушениях должностным, юридическим лицам и гражданам, создавшим угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
о подготовке материалов для привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, допустивших санитарные правонарушения требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", настоящих санитарных правил.
4.18. При выезде с территории Российской Федерации должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проверяют:
на морских судах - свидетельство о прохождении судном санитарного контроля/свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля, морскую медико-санитарную декларацию, санитарное свидетельство на право эксплуатации судна, протокол санитарно-гигиенического обследования соответствующего оборудования морского (речного) судна для предотвращения опасности попадания возбудителей Болезней в объекты окружающей среды;
на воздушных судах - медико-санитарную часть общей декларации воздушного судна с отметкой о последней проведенной профилактической дезинфекции, дезинсекции или других санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, примененных к судну;
на железнодорожном транспорте - санитарный журнал;
международные свидетельства о вакцинации или профилактике у пассажиров и экипажа транспортного средства, выезжающего в эпидемически неблагополучные страны, отсутствие у пассажира международного свидетельства о вакцинации или профилактике не является препятствием для выезда.
4.19. Наличие документа о вакцинации против Болезней обязательно для каждого члена экипажа транспортного средства, пользующегося любым портом, аэропортом, железнодорожными или автодорожными вокзалами и станциями, расположенными в эпидемически неблагополучных странах.
4.20. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, направляющие граждан в страны, неблагополучные по Болезням, а также осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, при организации поездок в страны, неблагополучные по Болезням, извещают граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, симптомах Болезней, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания и необходимости вакцинации.
4.21. На автодорожных и железнодорожных вокзалах, станциях и переходах выезд транспортных средств допускают без проведения санитарно-карантинного контроля, если иное решение не принято по санитарно-эпидемиологическим показаниям (наличие больных и подозрительных на заражение возбудителями Болезней, насекомых-переносчиков, грызунов, следов их пребывания, при наличии опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого).
4.22. По результатам санитарно-карантинного контроля должностное лицо, осуществляющее его, принимает решение об отведении (постановке) транспортного средства на санитарный причал, санитарную стоянку, санитарную площадку, санитарный тупик, если перед убытием на нем выявлено:
наличие лиц с подозрением на Болезнь и (или) возможность проникновения на транспортное средство носителей или переносчиков возбудителей этих Болезней;
неудовлетворительное санитарное состояние осмотренных участков транспортного средства, которое может привести к угрозе возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди экипажа и пассажиров.
4.23. В случаях отсутствия возможностей для осуществления противоэпидемических мероприятий, дезинфекции, дезинсекции, дератизации возможна выдача разрешения на выезд при соблюдении следующих условий:
во время отправления транспортного средства направляют сообщение в следующий пункт въезда;
обнаруженные факты и необходимые меры контроля указывают в медико-санитарной части общей декларации воздушного судна, морской медико-санитарной декларации морского (речного) судна или свидетельстве о прохождении судном санитарного контроля, санитарном журнале поезда.
V. Требования по предупреждению заноса
и распространения Болезней
5.1. При выявлении больного (подозрительного) Болезнью на морском судне в рейсе проводятся следующие мероприятия:
- немедленная изоляция до прибытия в ближайший пункт назначения, где имеются условия для его госпитализации и лечения; место изоляции должно быть недоступно для комаров;
- немедленное информирование о больном порта приписки и близлежащих портов, через порт устанавливается связь с организациями эпидемиологического профиля для согласования действий в рамках проведения первичных противоэпидемических мероприятий;
- силами имеющихся на судне медицинских работников у больного до начала лечения осуществляется забор биологического материала и его хранение в соответствии с требованиями безопасности. В случае отсутствия медицинских работников или условий для хранения материала - отбор проб не проводится;
- лица, бывшие в тесном контакте с больным, изолируюся в каютах и других помещениях; за всеми лицами, общавшимися с больным, устанавливается медицинское наблюдение; лицам, общавшимся с больным, по показаниям проводится экстренная профилактика;
- на судне проводится дезинфекция, а при обнаружении грызунов (следов их жизнедеятельности) или насекомых-переносчиков - дератизация и дезинсекция; обнаруженные павшие грызуны собираются и помещаются в отдельные емкости (пакеты).
5.2. При выявлении больного на грузовом судне член экипажа, ответственный за медицинское обеспечение, принимает меры по изоляции больного, оказывает ему первую помощь и обеспечивает наблюдение за лицами, общавшимися с ним.
5.3. При обнаружении больного в самолете, автобусе, железнодорожном вагоне принимают меры для его временной изоляции в свободном отсеке или на заднем сиденье самолета, салона автобуса, в купе поезда до прибытия в ближайший пункт назначения по пути следования, где есть условия для его госпитализации и лечения; за лицами, общавшимися с больным, устанавливают медицинское наблюдение во время рейса и далее по месту их жительства до окончания инкубационного периода.
5.4. Иностранные граждане, подозрительные на заболевание, госпитализируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При несогласии оформляется письменный отказ от госпитализации в присутствии представителей пограничной службы при информировании (присутствии) представителя посольства или консульства. Указанный иностранный гражданин не допускается для въезда в страну и может быть временно помещен в медицинский изолятор на территории пункта пропуска до решения вопроса о его возвращении в страну выезда.
5.5. По прибытии на территорию Российской Федерации транспортного средства, на котором имеются больные (подозрительные) Болезнью или павшие грызуны, принимаются следующие меры:
5.5.1. Экипаж транспортного средства:
- до прибытия информирует диспетчеров (дежурных) портов, аэропортов, вокзалов о наличии больных;
- отводит транспортное средство по решению администрации (аэропорта, вокзала, порта, станции, пункта пропуска) к санитарному причалу, на санитарную стоянку, санитарную площадку, санитарный тупик;
- приостанавливает выход членов экипажа и пассажиров, выгрузку багажа, грузов до получения разрешения должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль.
5.5.2. Администрация аэропорта, вокзала, порта, станции:
- обеспечивает немедленное информирование должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль;
- обеспечивает готовность медицинского персонала транспортного узла к освидетельствованию больного, а также готовность изолятора медицинского пункта к приему больных;
- обеспечивает вызов бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными) и ее подъезд непосредственно к транспортному средству;
- обеспечивает вызов специализированной организации для проведения дезинфекции транспортного средства, предусмотренной Межведомственным планом при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве;
- обеспечивает вызов транспортных средств для перевозки лиц, подвергшихся риску заражения и нуждающихся в изоляции на базе медицинской организации, предусмотренной Межведомственным планом при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве.
5.5.3. Администрация пункта пропуска:
- организует охрану находящихся в транспортном средстве лиц до окончания проведения противоэпидемических мероприятий;
- приостанавливает проведение всех видов государственного контроля в пунктах пропуска (пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, миграционного).
5.5.4. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, на территории которого зарегистрирован случай выявления больного на борту транспортного средства, обеспечивают:
- готовность бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными) в постоянном режиме (в зависимости от расписания прибытия транспортных средств);
- готовность медицинской организации, обозначенной в межведомственном плане противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве к приему инфекционных больных;
- готовность медицинской организации, обозначенной в межведомственном плане противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве, к приему лиц, подвергшихся риску заражения;
- наличие и ведение соответствующей медицинской документации на всех этапах оказания медицинской помощи больному;
- осуществление медицинского наблюдения за пассажирами и членами экипажа (бригады) в течение инкубационного периода Болезни с момента прибытия или их изоляции и назначения экстренной профилактики по эпидемиологическим показаниям; изоляция и наблюдение могут быть отменены в случае снятия диагноза после получения результатов лабораторных исследований.
5.5.5. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе санитарно-карантинный контроль:
- при получении информации о наличии на борту транспортного средства больного (подозрительного на заболевание) лица немедленно информируют управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, при подозрении на опасную инфекцию (при наличии данных эпидемиологического анамнеза и соответствующей клинической картине) - Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- поднимаются (входят) на транспортное средство вместе с врачом медицинского пункта или бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными), при подозрении на опасную инфекцию все специалисты работают в соответствующих средствах защиты;
- на транспортном средстве знакомятся с документами, проводят опрос и анкетирование контактных с больным лиц;
- принимают решение об ограничительных мероприятиях, в том числе количестве контактных лиц, подлежащих изоляции в соответствии с Приложением 7, на основании предварительного диагноза, выставленного врачом и внесенного в переданную сотрудникам санитарно-карантинного контроля форму "извещения о случае инфекционного заболевания";
- на основании предварительного диагноза определяют перечень мер, необходимых для локализации и ликвидации эпидемического очага, которые вносят в форме предписания соответствующим юридическим и должностным лицам;
- проводят эпидемиологическое расследование эпидемического очага, запрашивают и получают необходимую дополнительную информацию у юридических и должностных лиц, осуществляют контроль за проведением противоэпидемических мероприятий на транспортном средстве и в транспортном узле, в том числе дезинфекционных мероприятий, изоляции и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения;
- по итогам расследования и работы в очаге готовят окончательное донесение в управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, при опасных инфекциях - в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5.6. Лица, подлежащие медицинскому наблюдению, могут продолжить поездку, если они не представляют реального риска для здоровья населения; эти лица сообщают должностному лицу, осуществляющему санитарно-карантинный контроль, маршрут своего следования, адрес постоянного или временного места жительства в течение всего инкубационного периода Болезни, в случае отсутствия адреса - название командировавшей или принимающей организации; информацию доводят до учреждения здравоохранения по маршруту следования.
5.7. Дезинсекцию, дератизацию, дезинфекцию проводят по предписанию должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль, предприятия дезинфекционного профиля.
5.8. Дератизацию морских, речных судов проводят при пустых трюмах, кроме случаев, когда невозможна разгрузка; на морских, речных судах, заполненных балластом, дератизацию проводят до погрузки.
5.9. Заключительную дезинфекцию (дезинсекцию, дератизацию) транспортного средства, грузов, багажа, в том числе постельных принадлежностей, проводят после их выгрузки на перрон в зоне санитарной стоянки, санитарного причала, санитарной площадки, санитарного тупика.
5.10. Дезинсекцию, дератизацию, дезинфекцию и другие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят таким образом, чтобы избежать причинения вреда, или создания дискомфорта для лиц, или же нанесения ущерба окружающей среде, который может оказать воздействие на здоровье населения, или ущерба для багажа, грузов, контейнеров, перевозочных средств, товаров и почтовых посылок.
5.11. После завершения дезинфекции, дезинсекции, дератизации должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, делает отметку в международных медико-санитарных документах транспортного средства.
5.12. По окончании проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, выдает разрешение транспортному средству начать посадку пассажиров, погрузку грузов, багажа, запасов в аэропорту, морском (речном) порту, на автовокзале, железнодорожном вокзале.
5.13. На транспортном средстве, заходящем в порты эндемичных по малярии стран, обеспечивают:
- проведение экипажу химиопрофилактики до и во время рейса;
- информирование пассажиров о правилах и схемах химиопрофилактики в портах захода;
- запись в индивидуальных картах членов экипажа (бригад) о сроках пребывания в эндемичных районах и применяемой химиопрофилактике (препарат, доза, регулярность и продолжительность приема);
- применение экипажами и пассажирами репеллентов во время стоянки судна (самолета) в порту (аэропорту), где имеется риск заражения малярией.
5.14. Противоэпидемические мероприятия при выявлении случая смерти на транспортном средстве больного от инфекционной (паразитарной) болезни, прибывшем на территорию Российской Федерации, включают:
снятие и транспортирование трупа эвакуационной бригадой в морг инфекционного стационара, предусмотренного для вскрытия больных особо опасными инфекционными болезнями, с соблюдением требований биологической безопасности;
проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, как и при наличии больного.
VI. Мероприятия в отношении грузов и товаров
6.1. В отношении грузов и товаров санитарно-эпидемиологические требования предъявляют:
если есть санитарно-эпидемиологические основания считать, что эти грузы, товары, отходы и вещества могли быть контаминированы возбудителями Болезни (наличие насекомых, грызунов и следов их пребывания);
в отношении товаров и грузов, потенциально опасных для здоровья населения;
в случае если имеется превышение допустимых значений мощности излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов;
при наличии грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого.
6.2. Получатель груза, прибывшего из страны, неблагополучной по Болезням, Чрезвычайным ситуациям, обнаруживший при вскрытии контейнера или лихтера насекомых, переносчиков или носителей возбудителей Болезней, ставит в известность об этом территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6.3. Санитарно-эпидемиологические требования и меры применяют к почтовым посылкам с нарушенной целостностью, содержащим белье, одежду или постельные принадлежности, бывшие в употреблении, и которые поступили из стран, имеющих зараженные районы, или из зон эпидемий.
6.4. Багаж пассажиров, товары и грузы, прибывшие из стран, от которых поступили уведомления о событиях, которые могут представлять собой Чрезвычайную ситуацию, при наличии эпидемиологических показаний подвергают дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
6.5. Санитарно-карантинный контроль товаров и грузов, потенциально опасных для здоровья населения, осуществляют в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных; необходимость санитарно-карантинного контроля грузов и товаров определяют при получении информации от таможенной, пограничной служб, при наличии - из межведомственной информационной системы о перемещаемых через государственную границу грузах, товарах и животных, внесение данных в которую обеспечивают органы таможенного контроля.
6.6. Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (статья 66 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494)).
6.7. По результатам санитарно-карантинного контроля должностные лица, осуществляющие его, принимают решение о:
возможности ввоза товара, груза;
о временном приостановлении оформления груза в случае отсутствия документов на груз, подтверждающих его безвредность, безопасность и качество, или при их неправильном оформлении или несоответствии фактическому грузу;
необходимости вскрытия для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы;
необходимости отбора проб для исследований;
составлении протокола об административном нарушении санитарного законодательства.
6.8. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, не допускают к ввозу на территорию Российской Федерации:
продукцию и товары, не имеющие санитарно-эпидемиологического заключения, а также грузы и товары в случаях выявления нарушений требований санитарных правил, а также опасные грузы и товары;
впервые внедряемую в производство продукцию, ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества, отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, новые пищевые продукты, материалы и изделия, не имеющие государственной регистрации;
товары и грузы, содержащие несанкционированные источники ионизирующего излучения и не оформленные в соответствии с действующим законодательством;
опасные грузы в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого;
радиоактивные материалы, имеющие превышение допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами.
6.9. По результатам досмотра, связанным со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров, емкостей, контейнеров, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, составляют акт в 2 экземплярах; второй экземпляр акта вручают лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров.
6.10. По результатам отбора проб должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, составляют акт в 2 экземплярах; второй экземпляр акта вручают лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении грузов и товаров, отобранных в качестве образцов.
6.11. Управления Роспотребнадзора организуют по показаниям проведение лабораторного и инструментального контроля грузов и товаров, прибывающих из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов.
6.12. На основании проведенных лабораторных исследований лица, проводившие экспертизу, дают заключение в письменной форме, результаты проведенного исследования проб доводят до сведения таможенных органов.
VII. Требования к проведению мероприятий по предупреждению
распространения инфекционных болезней и массовых
неинфекционных болезней (отравлений) на всей
территории Российской Федерации
7.1. Органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации взаимодействуют с соответствующими органами исполнительной власти на территориальном, региональном и федеральном уровнях.
7.2. Мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации носят межведомственный характер, разрабатываются органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами управления здравоохранением административных территорий, включаются в комплексные планы мероприятий по санитарной охране территории и утверждаются 1 раз в 5 лет органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
7.3. В комплексных планах предусматривают проведение санитарно-профилактических мероприятий в благополучный период и период угрозы и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая ограничительные мероприятия (карантин), по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов Болезней; в комплексных планах предусматривают развертывание в эпидемическом очаге при необходимости противоэпидемической, лабораторной, госпитальной, профилактической служб, а также мероприятий по ликвидации последствий контаминации объектов окружающей среды.
7.4. Санитарную охрану территории Российской Федерации осуществляют в рамках единой системы готовности к Чрезвычайным ситуациям, диагностики, мониторинга и контроля возбудителей особо опасных, зоонозных, природно-очаговых инфекционных болезней, массовых неинфекционных болезней (отравлений) при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического мониторинга, контроля контаминации окружающей среды.
7.5. При выявлении и ликвидации последствий Чрезвычайной ситуации используется лабораторная база учреждений Роспотребнадзора, противочумных учреждений, при необходимости возможно привлечение лабораторной базы других ведомств.
7.6. Структура готовности органов и учреждений Роспотребнадзора и Росздравнадзора в рамках санитарной охраны территории Российской Федерации определяется оперативными планами, в которых предусматривают на всех этапах функционирования формирование настороженности медицинского персонала в отношении Чрезвычайных ситуаций, порядок их выявления на основе клинико-эпидемиологических признаков, введение схемы оповещения, проведение первичных противоэпидемических мероприятий, взятие материала от больных (умерших) и из объектов окружающей среды с использованием медицинского комплекта - универсальной укладки для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни (приложение N 2).
7.7. Органы управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации обеспечивают иммунопрофилактику лиц, совершающих международные поездки, с выдачей Международного свидетельства о вакцинации или профилактике; вакцинацию, меры профилактики проводят только с согласия лица (его опекуна), предварительно информированного о рисках для здоровья, связанных с поездкой, а также с вакцинацией или профилактикой.
7.8. Органы управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации организуют и обеспечивают постоянную готовность лечебно-профилактических учреждений к проведению мероприятий в случае возникновения Чрезвычайной ситуации.
7.9. Лечебно-профилактические организации осуществляют:
выявление больных с симптомами Болезней на всех этапах оказания медицинской помощи населению и, прежде всего, среди лиц, прибывших из стран, неблагополучных по Болезням;
госпитализацию, клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование и лечение каждого больного Болезнью;
выявление, изоляцию (при необходимости), обследование, медицинское наблюдение и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;
провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными симптомами Болезней в эпидемическом очаге и медицинское наблюдение за лицами, контактировавшими с ними, в течение инкубационного периода Болезни;
профилактические и противоэпидемические мероприятия по предупреждению внутрибольничного распространения Болезней;
патологоанатомическое вскрытие умерших в установленном порядке от болезней неясной этиологии, подозрительных на особо опасную инфекционную болезнь, с целью установления диагноза и взятия материала для лабораторного исследования; вскрытие, взятие материала, его транспортирование и исследование проводят в установленном порядке с соблюдением требований биологической безопасности;
вскрытие умерших от контагиозных вирусных геморрагических лихорадок и взятие материала от них не производят.
7.10. Органы и учреждения системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют:
санитарно-эпидемиологическое обследование эпидемического очага Болезни;
выявление и учет лиц, контактировавших с больными;
своевременное проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага Болезни;
организацию и контроль проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очаге в соответствии с эпидемиологическими показаниями.
7.11. Ограничительные мероприятия (карантин) вводят в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
7.12. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Приложение N 1
к санитарно-эпидемиологическим правилам
Санитарная охрана территории
Российской Федерации
СП 3.4.2318-08
ПЕРЕЧЕНЬ
ИНФЕКЦИОННЫХ (ПАРАЗИТАРНЫХ) БОЛЕЗНЕЙ, ТРЕБУЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N п/п
Нозологическая форма
Код по МКБ-10 <*>
1.
Оспа
B 03
2.
Полиомиелит, вызванный диким полиовирусом
A 80
3.
Человеческий грипп, вызванный новым подтипом
J 10; J 11
4.
Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)
U 04
5.
Холера
A.00: A.00.0, A00.1, A00.9
6.
Чума
A20: A20.1, A20.2, A20.3, A20.7, A20.8, A20.9
7.
Желтая лихорадка
A95: A95.0, A95.1, A95.9
8.
Лихорадка Ласса
A96.2
9.
Болезнь, вызванная вирусом Марбург
A98.3
10.
Болезнь, вызванная вирусом Эбола
A98.4
11.
Ближневосточный респираторный синдром
12.
Малярия
B50, B51, B52, B53.0
13.
Лихорадка Западного Нила
A92.3
14.
Крымская геморрагическая лихорадка
A98.0
15.
Лихорадка денге
A90, A91
16.
Лихорадка Рифт-Вали (долины Рифт)
A92.4
17.
Лихорадка Зика
A92.8
18.
Менингококковая болезнь
A39.0, A39.1, A39.2
19.
Сибирская язва
A22.0, A22.1, A22.2, A22.7, A22.8, A22.9
20.
Бруцеллез
A23.0, A23.1, A23.2, A23.8, A23.9
21.
Сап
A24.0, A24.1, A24.2, A24.3, A24.4
22.
Мелиоидоз
A24.0, A24.1, A24.2, A24.3, A24.4
23.
Эпидемический сыпной тиф
A75.0, A75.1, A75.2, A75.3, A75.9
24.
Лихорадка Хунин
A96.0
25.
Лихорадка Мачупо
A96.1
26.
Другие инфекционные болезни, вызывающие в соответствии с приложением 2 Международных медико-санитарных правил (2005 г.) чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение
--------------------------------
<*> Коды болезней соответствуют "Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем" (десятый пересмотр).
Приложение N 2
к санитарно-эпидемиологическим правилам
Санитарная охрана территории
Российской Федерации
СП 3.4.2318-08
КОМПЛЕКТ МЕДИЦИНСКИЙ
(универсальная укладка для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни)
N п/п
Наименование предметов
Количество (шт.)
Предметы общего назначения
1
Кофр для упаковки предметов
2
2
Перчатки латексные
4
3
Защитные костюмы (комбинезоны Тайкем С и Тайвек, сапоги А РТС)
2 + 1
4
Полная маска для защиты органов дыхания и респиратор
2
5
Инструкция по забору материала
1
6
Направление на исследование (бланки)
10
7
Бумага листовая для письма формата A4
10
8
Карандаш простой
1
9
Маркер перманентный
1
10
Лейкопластырь
1
11
Клеенка подкладная
1
12
Нитки
1
13
Спички
1
14
Пластилин
1
15
Спиртовка
16
Пинцеты анатомический и хирургический
2
17
Скальпель
1
18
Ножницы
1
19
Бикс или контейнер для транспортировки биологического материала
1
20
Стерилизатор
1
Предметы для забора крови
21
Скарификаторы одноразовые стерильные
10
22
Шприцы объемом 5,0, 10,0 мл одноразовые
по 2
23
Жгут кровоостанавливающий венозный
1
24
Настойка йода 5%
1
25
Спирт-ректификат 96° (100 мл), 70° (100 мл)
по 1
26
Вакуумная пробирка для получения сыворотки крови с иглами и держателями для вакуумных пробирок стерильные
10
27
Вакуумная пробирка с EDTA для забора крови с иглами и держателями для вакуумных пробирок стерильные
10
28
Предметные стекла
10
29
Фиксатор (смесь Никифорова)
1
30
Питательные среды для посева крови (флаконы)
2
31
Салфетки марлевые спиртовые
1 (уп.)
32
Салфетки марлевые стерильные
1 (уп.)
33
Бинт стерильный
1
34
Вата стерильная
1
Предметы для забора биологического материала
35
Контейнеры для сбора и транспортировки образцов полимерные (полипропиленовые) с завинчивающимися крышками, объем не менее 100 мл, стерильные
10
36
Контейнеры с ложкой для сбора и транспортирования фекалий с завинчивающейся крышкой полимерные (полипропиленовые) стерильные
10
37
Пакеты полиэтиленовые
50
38
Шпатель для языка прямой двусторонний полимерный одноразовый стерильный
4
39
Тампоны свабы без транспортных сред
10
40
Полимерные петли-пробоотборники стерильные
2
41
Петля (зонд) ректальная полимерная (полипропиленовая) прямая стерильная
10
42
Катетеры одноразовые стерильные N 26, 28
2
43
Питательный бульон pH 7,2 во флаконе (50 мл)
2
44
Питательный бульон pH 7,2 в пробирках по 5 мл
3
45
Физиологический раствор во флаконе (50 мл)
1
46
Пептонная вода 1% pH 7,6 - 7,8 во флаконе 50 мл
1
47
Чашки Петри одноразовые полимерные стерильные 10
10
48
Пробирки микробиологические одноразовые полимерные с завинчивающимися крышками
10
Предметы для отбора проб из объектов окружающей среды
49
Емкости для сбора и транспортирования образцов полимерные (полипропиленовые) с завинчивающимися крышками, объем не менее 100 мл
10
50
Емкости на 0,5 л полимерные или стеклянные с завинчивающимися крышками стерильные
10
51
Пакеты полиэтиленовые
20
52
Полимерные стерильные пипетки с широким наконечником на 10 мл
5
53
Тампоны (свабы) без транспортных сред
4
54
Груша резиновая или силиконовая
1
55
Марлевые салфетки
20
56
Вата (100 г)
57
Батометр
1
58
Термометр до 50 °C
1
59
Бумага индикаторная для определения pH
1
Предметы для ПЦР-диагностики
60
Микропробирки для ПЦР 0,5 мл
20
61
Наконечники для автоматических дозаторов с фильтром
50
62
Штатив для наконечников
1
63
Штатив для микропробирок
1
64
Дозатор автоматический
2
Дезинфицирующие средства
65
Навеска хлорамина, рассчитанная на получение 10 л 3%-го раствора
1
66
30% раствор перекиси водорода для получения 6% раствора
1
67
Емкость для приготовления дезраствора объемом 10 л
1
Приложение N 3
(справочное)
СХЕМА
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ И УВЕДОМЛЕНИЯ О СОБЫТИЯХ,
КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СОБОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ СИТУАЦИЮ
В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
ИМЕЮЩУЮ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Приложение N 4
(справочное)
Осмотренные участки, (системы и службы)
Выявленные факты <*>
Результаты анализа проб <**>
Изученная документация
Примененные меры контроля
Повторная инспекция. Дата
Замечания в отношении выявленных обстоятельств
Камбуз
Медицинский журнал
Кладовая для провизии
Судовой журнал
Складские отсеки
Прочие
Трюмы/грузовые помещения
Жилые помещения:
- для экипажа
- командного состава
- для пассажиров
- палуба
Питьевая вода
Сточные воды
Балластные отсеки
Твердые и медицинские отходы
Стоячая вода
Машинное отделение
Медико-санитарная служба
Прочие конкретные участки, см. дополнение
Участки, не подлежащие осмотру. Отметить "Н/П"
Осмотренные участки/службы/ системы
Выявленные факты
Результаты анализа проб
Изученная документация
Примененные меры контроля
Повторная инспекция. Дата
Замечания в отношении выявленных обстоятельств
Служба питания
Источник
Хранение
Приготовление
Обслуживание
Система водоснабжения
Источник
Хранение
Распределение
Система удаления отходов
Хранение
Обработка
Удаление
Плавательные бассейны/ гидромассажные ванны
Оборудование
Функционирование
Медико-санитарная служба
Оснащение и медицинское оборудование
Функционирование
Лекарственные средства
Другие осмотренные участки
Приложение N 5
(справочное)
Фамилия
Класс или ранг
Возраст
Пол
Гражданство
Порт и дата посадки на судно
Характер болезни
Дата появления симптомов
Сообщено ли врачу в порту
Исход болезни
Лекарственные средства, которые были даны
Примечания
Приложение N 6
(справочное)
Приложение N 7
(справочное)
Вакцина или средство профилактики
Дата
Подпись и должность врача-клинициста, осуществляющего контроль
Изготовитель и номер партии вакцины или средства профилактики
Свидетельство действительно
с ______
по _____
Официальная печать учреждения, где проведена процедура
1.
2.
Приложение 7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СТЕПЕНИ РИСКА ДЛЯ КОНТАКТНЫХ ЛИЦ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ
НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ ЛИЦ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА ОПАСНЫЕ
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР
В ОТНОШЕНИИ КОНТАКТНЫХ ЛИЦ
N N п/п
Нозологическая форма
Код по МКБ-10
Срок изоляции и наблюдения/инкубационный период
Лица, подвергшиеся высокому риску заражения и подлежащие изоляции
Лица, подвергшиеся незначительному риску заражения и подлежащие медицинскому наблюдению
морские, речные суда
авиатранспорт
железнодорожный транспорт
автомобильный транспорт
морские, речные суда
авиатранспорт
железнодорожный транспорт
автомобильный транспорт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
Оспа (натуральная)
B 03
22/
5 - 22 дня, в среднем 10 - 12 дней
+
пассажиры, члены экипажа, медперсонал, контактировавшие с больным и его вещами (прямой и непрямой контакт) <*>
+
все пассажиры, экипаж, бортпроводники
+
пассажиры всего вагона, проводники вагона, все возможные контактировавшие (прямой и непрямой контакт) с больным или его вещами в других вагонах
+
все пассажиры, водители
+
с ограничением общения и посещения общественных мест
-
+
с ограничением общения и посещения общественных мест
-
пассажиры, проводники и персонал в других вагонах, которые посещал больной, в отношении которых не установлен факт общения с больным и контакта с его вещами
лица, в отношении которых не установлен факт общения с больным и контакта с его вещами
2.
Полиомиелит, вызванный диким полиовирусом
A80.1, A80.2
21/
3 - 35 дней, в среднем 7 - 14 дней
-
-
-
-
+
все лица, контактировавшие с больным, подлежат медицинскому наблюдению 20 дней;
дети до 15 лет и взрослые, относящиеся к декретированному контингенту, - отстраняются от посещения организованных коллективов, пищевых и приравненных к ним предприятий
3.
Человеческий грипп, вызванный новым подтипом вируса
J 10, J 11
7/
от нескольких часов до 3 дней, в среднем 2 - 3 дня
+
пассажиры, члены экипажа, медперсонал, контактировавшие с больным и его вещами (прямой и непрямой контакт) <*>
+
пассажиры, сидящие в том же ряду, в двух рядах впереди и двух рядах позади больного <**>, бортпроводники
+
пассажиры вагона, проводники, другие лица, в отношении которых установлена возможность контактирования
+
все пассажиры, водители
+
все остальные
+
все остальные
+
пассажиры вагона <***>, других вагонов, которые посещал больной; пассажиры других вагонов, посещавшие вагон с больным
-
4.
Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)
10/
2 - 10 дней, в среднем 5 дней
+
пассажиры, члены экипажа, медперсонал, контактировавшие с больным и его вещами (прямой и непрямой контакт) <*>
+
пассажиры, сидящие в том же ряду, в двух рядах впереди и двух рядах позади больного <**>, бортпроводники
+
пассажиры вагона, проводники, другие лица, в отношении которых установлена возможность контакта
+
все пассажиры, водители
+
все остальные
+
все остальные
+
пассажиры вагона <***>, других вагонов, которые посещал больной; пассажиры других вагонов, посещавшие вагон с больным
-
5.
Холера
A.00: A.00.0; A00.1; A00.9
5/
2 - 5 дней, в среднем 2 - 3 дня
+
пассажиры, члены экипажа, посещавшие один туалет с больным и принимавшие совместно пищу
+
пассажиры, бортпроводники, посещавшие один туалет с больным
+
пассажиры и проводники вагона
+
все пассажиры, водители
+
все остальные
+
все остальные
+
пассажиры других вагонов, которые посещал больной; пассажиры других вагонов, посещавшие вагон с больным
-
6.
Чума (легочная)
A20: A20.1 A20.2 A20.3 A20.7 A20.8 A20.9
6/
у непривитых: 3 - 6 дней, у привитых: 3 - 10 дней
+
пассажиры, члены экипажа, медперсонал, контактировавшие с больным и его вещами (прямой и непрямой контакт) <*>
+
пассажиры, сидящие в том же ряду, в двух рядах впереди и двух рядах позади больного <**>; бортпроводники
+
пассажиры и проводники вагона
+
все
+
все остальные
+
все остальные
+
пассажиры других вагонов, которые посещал больной; пассажиры других вагонов, посещавшие вагон с больным
-
7.
Чума (бубонная)
A20.0
6/
у непривитых: 3 - 6 дней, у привитых: 3 - 10 дней
-
-
-
-
пассажиры каюты
пассажиры, сидящие в том же ряду, в двух рядах впереди и двух рядах позади больного <**>; бортпроводники
пассажиры купе, плацкартного отсека
все пассажиры и водитель
8.
Желтая лихорадка
A95: A95.0, A95.1, A95.9
6/
3 - 10 дней
-
-
-
-
все, при наличии на транспортном средстве комаров - специфических переносчиков возбудителей. Наблюдение устанавливается за непривитыми лицами из эндемичных районов
9.
Лихорадка Ласса
A96.2
21/
3 - 21 день, в среднем 7 - 19 дней
+
лица, находившиеся в контакте с больным или его выделениями <*>
+
лица, находившиеся в непосредственном контакте с больным или его выделениями; пассажиры, сидящие в том же ряду, в двух рядах впереди и двух рядах позади больного <**>; бортпроводники
+
пассажиры вагона, проводники вагона, все возможные контактировавшие (прямой и непрямой контакт) с больным или его вещами в других вагонах
+
все пассажиры и водители
+
остальные лица, не находившиеся в непосредственном контакте
+
экипаж, остальные пассажиры
+
пассажиры вагона <***>; пассажиры других вагонов, которые посещал больной; пассажиры других вагонов, посещавшие вагон с больным
-
10.
Болезнь, вызванная вирусом Марбург
A98.3
21/
2 - 21 день, в среднем 4 - 7 дней
+
лица, находившиеся в контакте с больным или его выделениями <*>
+
лица, находившиеся в непосредственном контакте с больным или его выделениями; пассажиры, сидящие в том же ряду, в двух рядах впереди и двух рядах позади больного <**>; борт-проводники
+
пассажиры вагона, проводники вагона, все возможные контактировавшие (прямой и непрямой контакт) с больным или его вещами в других вагонах
+
все пассажиры и водители
+
остальные лица, не находившиеся в непосредственном контакте
+
экипаж, остальные пассажиры
+
пассажиры вагона <***>, других вагонов, которые посещал больной; пассажиры других вагонов, посещавшие вагон с больным
-
11.
Болезнь, вызванная вирусом Эбола
A98.4
21/
1 - 21 день, в среднем 6 дней
+
лица (пассажиры, члены экипажа), находившиеся в контакте с больным или его выделениями <*>
+
лица, находившиеся в непосредственном контакте с больным или его выделениями; пассажиры, сидящие в том же ряду, в двух рядах впереди и двух рядах позади больного <**>; бортпроводники
+
пассажиры вагона, проводники вагона, все возможные контактировавшие (прямой и непрямой контакт) с больным или его вещами в других вагонах
+
все пассажиры и водители
+
остальные лица, не находившиеся в непосредственном контакте
+
экипаж, остальные пассажиры
+
пассажиры вагона <***>, других вагонов, которые посещал больной; пассажиры других вагонов, посещавшие вагон с больным
-
12.
БВРС
14/
2 - 14 дней, чаще 5 - 6 дней
+
пассажиры, члены экипажа, медперсонал, контактировавшие с больным и его вещами (прямой и непрямой контакт) <*>
+
пассажиры, сидящие в том же ряду, в двух рядах впереди и двух рядах позади больного <**>; бортпроводники
+
пассажиры вагона, проводники, другие лица, в отношении которых установлена возможность контакта
+
все пассажиры, водители
+
все остальные
+
все остальные
+
пассажиры вагона <***>, других вагонов, которые посещал больной; пассажиры других вагонов, посещавшие вагон с больным
-
13.
Малярия
B50, B51, B52, B53.0
тропической малярии: 8 - 30 дней; трехдневной с короткой инкубацией: 7 - 20 дней; с длинной инкубацией: 6 - 14 месяцев; при малярии ovale: 11 - 16 дней; при четырехдневной: 15 - 40 дней
-
-
-
-
все при наличии на транспортном средстве комаров - специфических переносчиков возбудителей
14.
Лихорадка Западного Нила
A92.3
8/
2 - 14 дней, в среднем 3 - 6 дней
-
-
-
-
все при наличии на транспортном средстве комаров - специфических переносчиков возбудителей
15.
Крымская геморрагическая лихорадка
A98.0
14/
2 - 14 дней, чаще 2 - 7 дней
-
-
-
-
лица, непосредственно контактировавшие с больным с поражением легких (оказывавшим помощь);
лица, контактировавшие с кровью и биологическими выделениями больного (мокрота, испражнения)
16.
Лихорадка денге
A90, A91
14/
классическая форма: 3 - 15 дней, в среднем 5 - 7 дней; геморрагическая форма: 3 - 7 дней
-
-
-
-
все при наличии на транспортном средстве комаров - специфических переносчиков возбудителей
17.
Лихорадка Зика
A92.8
12/
2 - 12 дней, чаще 2 - 7 дней
-
-
-
-
все при наличии на транспортном средстве комаров - специфических переносчиков возбудителей
18.
Лихорадка Рифт-Валли (долины Рифт)
A92.4
6/
2 - 5 дней
-
-
-
-
все при наличии на транспортном средстве комаров - специфических переносчиков возбудителей
19.
Менингококковая болезнь
A39.0, A39.1, A39.2
10/
1 - 10 дней, в среднем 3 - 5 дней
-
-
-
-
+
лица, близко контактировавшие с больным, с ограничением общения и посещения общественных мест
20.
Сибирская язва
A22.0, A22.1, A22.2, A22.7, A22.8, A22.9
От нескольких часов до 8 дней, в среднем 2 - 3 дня
-
-
-
-
-
-
-
-
21.
Бруцеллез
A23.0, A23.1, A23.2, A23.8, A23.9
козье-овечьего типа: 1 - 6 недель; коровьего: несколько месяцев
-
-
-
-
-
-
-
-
22.
Сап
A24.0, A24.1, A24.2, A24.3, A24.4
1 - 14 дней, в среднем 1 - 5 дней
-
-
-
-
+
за лицами, тесно общавшимися с больным
23.
Мелиоидоз
A24.0, A24.1, A24.2, A24.3, A24.4
1 - 7 дней, в среднем 2 - 5 дней
-
-
-
-
-
-
-
-
24.
Эпидемический сыпной тиф
A75.0, A75.1, A75.2, A75.3, A75.9
1 - 2 недели, чаще 10 - 14 дней
-
-
-
-
за лицами, тесно соприкасавшимися с больным
25.
Лихорадка Хунин,
A96.0
7 - 16 дней
-
-
-
-
+
за лицами, тесно общавшимися или соприкасавшимися с больным
26.
Лихорадка Мачупо
A96.1
12 - 15 дней
-
-
-
-
+
за лицами, тесно общавшимися или соприкасавшимися с больным
27.
Инфекционные болезни невыясненной этиологии, способные вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
+ за всеми лицами до выяснения обстоятельств
<*> Члены экипажа, проводившие уборку в каюте; соседи по каюте; пассажиры, сидевшие за одним столом при приеме пищи.
<**> Ряды кресел до продольного прохода. Если место больного находится с краю от прохода - также пассажиры, сидящие на ближайших местах через проход - по одному месту в том же ряду, в одном ряду впереди и одном ряду сзади.
<***> Если установлено, что они пользовались туалетом, не посещаемым больным, и непосредственно не общались с больными.