Рейтинг@Mail.ru

"Публичная декларация целей и задач Федерального агентства по недропользованию на 2019 год"

Утверждена

Заместителем Министра

природных ресурсов и экологии -

руководителем Федерального

агентства по недропользованию

Е.А.КИСЕЛЕВЫМ

Одобрена

Постановлением Коллегии Роснедр

от 10 апреля 2019 года N ЕК-00-16/1-пр

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ

НА 2019 ГОД

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ

В соответствии с действующим законодательством Российская Федерация является собственником недр территории страны и ее континентального шельфа, а Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Основными направлениями деятельности Роснедр являются:

- организация регионального геологического изучения недр

- организация работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы России

- организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами

- сбор, хранение и предоставление в пользование геологической информации

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

Цель 1. Повышение степени геологической, геофизической и гидрогеологической изученности территории РФ и ее континентального шельфа, государственный мониторинг состояния недр

Текущее состояние в области целеполагания

Региональное геологическое изучение недр включает геолого-геофизические работы, геологическую съемку и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод.

По состоянию на 31 декабря 2018 года степень геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа в масштабе 1:1 000 000 (третье поколение) составляет 81,82%, в масштабе 1:200 000 (второе издание) - 23,4%. Протяженность государственной сети опорных геолого-геофизических профилей превышает 89 тыс. пог. км.

Степень гидрогеологической изученности масштаба 1:1 000 000 составляет 32,2%, в масштабе 1:200 000 - 30,3%.

Оценка состояния недр территории Российской Федерации осуществлялась по 955 пунктам наблюдения за опасными экзогенными геологическими процессами, по 6445 пунктам наблюдения за режимом подземных вод и их загрязнением. Оценка сейсмогеодинамического состояния сейсмоопасных регионов Российской Федерации осуществлялась по 99 наблюдательным скважинам и на 8 полигонах. Составлены ежегодные прогнозы, сводки, бюллетени о состоянии недр.

Задачи, решаемые для достижения цели в 2019 году

Выполнение региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных работ, направленных на геологическое изучение территорий и воспроизводство минерально-сырьевой базы на Северо-Западе, Северном Кавказе, Урале, в Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации.

Выполнение работ по созданию государственной сети опорных геолого-геофизических профилей с параметрическим бурением на Дальнем Востоке и в Забайкалье для обеспечения глубинной геолого-геофизической изученности территории России и ее континентального шельфа.

Выполнение мелко- и среднемасштабных гидрогеологической и инженерно-геологической съемок на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, в Арктической зоне и регионах России с напряженной водохозяйственной обстановкой для выявления перспективных участков для постановки поисково-оценочных работ на подземные воды и инженерно-геологического обоснования районов перспективного освоения.

Выполнение геолого-геофизических работ по прогнозу землетрясений, включая оценку сейсмогеодинамического состояния Северо-Кавказского, Алтае-Саянского, Байкальского и Дальневосточного сейсмоопасных регионов с направлением информационной продукции в МЧС России и Российский экспертный совет по прогнозированию землетрясений и оценке сейсмической опасности РАН.

Проведение государственного мониторинга состояния недр на всей территории Российской Федерации, включая оценки и прогнозирование состояния и загрязнения подземных вод, опасных экзогенных геологических процессов, подготовку информационных бюллетеней, сводок, сезонных прогнозов.

Будут продолжены работы по рассмотрению и согласованию предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об определении границ зон подтопления и сведений о границах таких зон.

Индикаторы достижения цели

По состоянию на 31 декабря 2019 года:

- Прирост геологической изученности масштаба 1:1 000 000 составит 6,03%, (1406,5 тыс. км2), масштаба 1:200 000 - 77 000 км2. Фонд перспективных участков увеличится на 40 объектов.

- Прирост изученности опорными геолого-геофизическими профилями составит 440 тыс. пог. м.

- Прирост гидрогеологической изученности масштаба 1:1 000 000 составит 124,0 тыс. км2, масштаба 1:200 000 - 13,3 тыс. км2.

- Оценка сейсмогеодинамического состояния Северо-Кавказского, Алтае-Саянского, Байкальского и Дальневосточного сейсмоопасных регионов будет осуществляться на 97 наблюдательных скважинах и на 8 полигонах.

- Оценка состояния недр территории Российской Федерации будет осуществляться на 935 пунктах наблюдений за опасными экзогенными геологическими процессами и на 6410 пунктах - за режимом подземных вод и их загрязнением.

Цель 2. Обеспечение международно-правового оформления внешних границ континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.

Текущее состояние в области целеполагания

Роснедра проводит доработку и сопровождение Частичного пересмотренного Представления Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане (далее - заявка России) в соответствии с замечаниями и предложениями Комиссии по границам континентального шельфа (далее - КГКШ) при ООН (г. Нью-Йорк, США). Расширенная внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации охватывает акваторию центральной части Северного Ледовитого океана общей площадью 1,2 млн. км2 с прогнозными ресурсами углеводородного сырья - от 5 до 10 миллиардов тонн условного топлива.

В 2018 г. подготовлены материалы (презентации, доклады) к защите заявки России в КГКШ на 46, 47 и 48 сессиях; доработаны разделы заявки России в соответствии с вопросами и замечаниями подкомиссии КГКШ в отношении структурных связей континентального шельфа с прилегающей континентальной окраиной России. Проведены консультации и согласования позиций с геологическими службами приарктических государств (Королевство Норвегия, Королевство Дания, Канада, США и др.) по вопросам геологического строения и тектонической структуры Арктики.

Задачи, решаемые для достижения цели в 2019 году

Продолжение подготовки ответов на вопросы подкомиссии КГКШ в рамках 49 и последующих сессий, анализ геолого-геофизических данных, проверка расчетов построений ограничительных и формульных линий в соответствии с Научно-техническим руководством КГКШ.

Индикаторы достижения цели

Будут сформированы геолого-геофизические, морфологические обоснования международно-правового оформления внешних границ континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.

Цель 3. Обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в Арктике, Антарктике и Мировом океане

Текущее состояние в области целеполагания

В 2018 году в составе 63-й Российской антарктической экспедиции выполнялись работы по сводному и обзорному геологическому картографированию Антарктиды и ее окраинных морей.

В северо-западной части моря Уэддела выполнены комплексные морские геофизические работы (сейсморазведка, дифференциальная гидромагнитная и гравиметрическая съемка; многолучевое эхолотирование).

В западной части оазиса Бангера (Земля Королевы Мэри) выполнены наземные геолого-геофизические полевые и камеральные работы, проведена оценка минерагенического потенциала изученной территории.

Созданы сводные карты геологического содержания масштаба 1:1 000 000 - 1:2 500 000 центрального сектора Восточной Антарктиды (район ледника Денмана (Земля Королевы Мэри) и западного сектора Восточной Антарктиды (восточная часть Земля Королевы Мод).

В соответствии со стратегией российского присутствия на архипелаге Шпицберген проводились геологическое доизучение и оценка минерально-сырьевого потенциала недр в северной части Земли Веделя Ярлсберга и в центральной части Земли Норденшельда. Составлен комплект геологических карт масштаба 1:100 000.

Задачи, решаемые для достижения цели в 2019 году

Осуществление экспедиционной деятельности в Антарктике в рамках 64-й Российской антарктической экспедиции, которая включает:

- Выполнение морских комплексных геофизических работ (сейсморазведка, многолучевое эхолотирование, магниторазведка, гравиразведка) в тихоокеанском секторе Антарктики между морями Амундсена и Росса.

- Проведение полевых и камеральных геолого-геофизических работ в сухопутной части Антарктиды - в восточной части оазиса Бангера и в северо-западной части Земли Королевы Мэри.

- Создание сводных и обзорных карт геологического содержания масштаба 1:2 500 000 западного сектора Восточной Антарктиды (восточная часть Земли Королевы Мод).

Выполнение геологической съемки масштаба 1:100 000 на архипелаге Шпицберген - в пределах острова Западный Шпицберген в центральной части Земли Норденшельда, с оценкой минерагенического потенциала.

Индикаторы достижения цели

Будут созданы сводные и обзорные карты геологического содержания, проведена оценка минерагенического потенциала Антарктиды и ее окраинных морей, а также составлен комплект геологических карт масштаба 1:100 000 на архипелаге Шпицберген, для обеспечения геополитических интересов Российской Федерации в Арктике, Антарктике и Мировом океане.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ

БАЗЫ РОССИИ

Цель 1. Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья (УВС) и подземных вод (ПВ)

Текущее состояние в области целеполагания

Роснедра в рамках государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" обеспечивает изучение и прирост минерально-сырьевой базы нефти и газа путем локализации прогнозных ресурсов категории Dл. Прогнозные ресурсы - это потенциальные возможности прироста запасов, основа для определения и планирования направлений геологоразведочных работ последующих стадий. В 2018 году в результате геологоразведочных работ (далее - ГРР) на нефть и газ за счет средств федерального бюджета былы локализованы ресурсы углеводородного сырья категории DЛ в объеме 5059 млн. т.н.э. (по плану - 5776 млн т.н.э. Недовыполнение связано с тем, что по 4 объектам работы в 2018 г. не были завершены и перенесены до полного исполнения на 2019 г. В течение пяти последних лет прирост ресурсов углеводородного сырья составлял в среднем 6,1 млрд. т. условного топлива в год (1 тонна условного топлива равна 1000 куб. м газа или 1 тонне нефти).

- Прирост запасов по результатам ГРР составил:

- жидких углеводородов (нефть + конденсат) по категории AB1C1 - 578 млн.т.;

- газа (свободный газ + газ газовых шапок) по категории AB1C1 - 673 млрд. м3.

В части воспроизводства минерально-сырьевой базы поземных вод по итогам проведенных в 2018 году геологоразведочных работ получен ожидаемый прирост запасов питьевых подземных вод в количестве 16,6 тыс. м3/сут. по категориям C1 + C2 для обеспечения перспективной потребности в питьевой воде г. Смарт Сити Казань. Проводились поисковые работы в долине Туймаада с целью питьевого водоснабжения г. Якутска и в районе г. Большой Камень Приморского края для обеспечения резервного водоснабжения населения на случай чрезвычайной ситуации.

По итогам проведения на территории Северо-Западного федерального округа работ по обеспечению охраны подземных вод от загрязнения и истощения путем ликвидации гидрогеологических скважин нераспределенного фонда недр, по состоянию на 31.12.2018 ликвидировано 45 скважин из 56.

Задачи, решаемые для достижения цели в 2019 году

В части воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья

В 2019 году за счет средств федерального бюджета планируется проведение геофизических исследований и параметрического бурения в пределах наиболее перспективных зон нефтегазоносных провинций России: в отдаленных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, где возможно открытие новых крупных месторождений; в краевых частях и на глубинных участках Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции; слабоизученных районах, участках и комплексах старых нефтегазодобывающих провинций Европейской части России: Волго-Уральской, Прикаспийской, Тимано-Печорской и Северо-Кавказской; шельфе Российской Федерации и в транзитных береговых зонах. Основной целью этих работ является получение надежной геологической информации для привлечения интереса компаний к новым потенциально нефтегазоносным районам и нетрадиционным, трудно извлекаемым месторождениям углеводородного сырья, снятия повышенных рисков поисковых работ.

В части воспроизводства минерально-сырьевой базы подземных вод

В 2019 году за счет средств федерального бюджета планируется проведение геологоразведочных работ, направленных на:

- поиски и оценку подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов в районах с недостаточным водообеспечением, в результате которых будет обеспечен прирост запасов подземных вод категорий C1 и C2;

- обоснование резервного водоснабжения городов на период чрезвычайных ситуаций, не имеющих действующих защищенных источников обеспечения населения питьевой водой и разведанных месторождений подземных вод. Результатом этих работ также будет являться прирост запасов подземных вод категорий C1 и C2;

- оценка состояния месторождений и запасов подземных вод нераспределенного фонда недр для их приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства. Результатом данных работ будет являться актуализация информации о запасах подземных вод нераспределенного фонда недр (списание, перевод в забалансовые запасы и т.д.);

- обеспечение охраны подземных вод от загрязнения и истощения путем ликвидации гидрогеологических скважин, пробуренных при проведении геологоразведочных работ.

Индикаторы достижения цели

Прирост прогнозных ресурсов углеводородного сырья по результатам проведения ГРР за счет средств федерального бюджета после выполнения всех запланированных работ составит 5,8 млрд. т. нефтяного эквивалента.

Прирост запасов углеводородного сырья по результатам проведения ГРР за счет средств недропользователей ожидается в объеме, превышающем их добычу.

Прирост запасов подземных вод по категориям ABC1 + C2 (тыс. м3/сутки).

Цель 2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых (ТПИ)

Текущее состояние целеполагания

Роснедра в рамках государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" решает задачу создания поискового задела - выявление перспективных для проведения оценочных и разведочных работ участков недр с оценкой прогнозных ресурсов.

За счет средств федерального бюджета приросты прогнозных ресурсов по категориям P1 + P2 получены по 2 видам твердых полезных ископаемых, в том числе: золото - 99 т; медь - 714 тыс. т.

Уровень компенсации добычи основных видов твердых полезных ископаемых приростом запасов составил: железные руды - 966%, уголь - 268%, хромовые руды - 35%, алмазы - 2,1%, золото - 95%, медь - 319%, цинк - 137%, свинец - 216%. Прирост запасов не компенсировал уровень добычи по урану, титану и никелю.

Задачи, решаемые для достижения цели в 2019 году

Законодательное и организационное стимулирование компаний на выполнение геологоразведочных работ за счет собственных средств.

Обеспечение компенсации погашенных при добыче основных видов твердых полезных ископаемых.

Продолжение проведения работ по выполнению международных обязательств по геологическому изучению участков российских разведочных районов Мирового океана.

Индикаторы достижения цели

100% компенсация погашенных при добыче запасов углей, урана, железа, титана, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов.

Прирост прогнозных ресурсов полезных ископаемых категории P1 + P2: Алмазы - 55 млн. карат, золото - 628 т, марганцевые руды - 3 млн. т, медь - 464 тыс. т., свинец - 1455 тыс. т, серебро - 9,78 тыс. т, уголь - 745 млн. т, уран - 40 тыс. т, цинк - 2990 тыс. т.

СБОР, ХРАНЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ПОЛЬЗОВАНИЕ

ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Цель. Повышение качества, полноты и оперативности сбора и использования геологической информации о недрах Российской Федерации и ее континентального шельфа для осуществления функций государственного управления и предоставления геологической информации широкому кругу потребителей.

Текущее состояние в области целеполагания

Федеральное агентство по недропользованию через подведомственные учреждения - фонды геологической информации, осуществляет сбор, хранение и предоставление в пользование широкому кругу потребителей геологической информации о недрах, как в традиционном (бумажном), так и в цифровом виде.

В 2018 году в федеральном и территориальных фондах геологической информации всего было зарегистрировано более 20,75 млн. единиц хранения. Растет востребованность геологических данных, увеличивается количество интернет-посещений электронных ресурсов - каталогов федерального фонда геологических данных (с 880 тыс. в 2017 до 980 тыс. в 2018) и интерактивной карты недропользования (с 38 тыс. до 75 тыс. уникальных обращений).

В рамках предоставления государственных услуг в 2018 году:

- по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр - зарегистрировано более 4500 работ по геологическому изучению недр;

- по предоставлению в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр - рассмотрено более 13700 заявок на предоставление в пользование геологической информации.

Оперативная информационная поддержка государственного управления фондом недр реализована на основе использования федеральных государственных информационных систем (ФГИС), в т.ч. таких, как "Автоматизированная система лицензирования недропользования" (АСЛН) и "Учет и баланс подземных вод".

Продолжена разработка ФГИС "Единый фонд геологической информации о недрах" (ЕФГИ), в т.ч.:

- Разработано Частное техническое задание на подсистему первичной геологической информации;

- Введена в опытную эксплуатацию подсистема интерпретированной геологической информации;

- Подсистема "Реестр ЕФГИ" наполнена материалами геологических фондов.

Задачи, решаемые для достижения цели в 2019 году

Сбор, хранение и предоставление в пользование геологической информации.

Предоставление государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр.

Предоставление государственной услуги по предоставлению в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр.

Составление государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Обеспечение возможности оперативного получения открытой информации через Интернет.

Подготовка оперативных информационно-аналитических материалов о состоянии фонда недр и недропользования по территории Российской Федерации.

Учет и ведение геологической и других видов изученности территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и внутренних морей.

Развитие федеральных государственных информационных систем, в том числе Единого фонда геологической информации о недрах (разработка), Автоматизированной системы лицензирования недропользования, Учета и баланса подземных вод и др. (ведение и сопровождение).

Индикаторы достижения цели

По состоянию на 31 декабря 2019 года:

- Фонд геологической информации пополнится на 20 тыс. единиц.

- Будет введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система "Единый фонд геологической информации о недрах".

- Вырастет число интернет-обращений к фондовым материалам, в т.ч. с использованием возможностей ФГИС ЕФГИ - до 1050 тыс., к интерактивной карте недропользования - до 125 тыс., к ФГИС АСЛН - до 270 тыс.

- Будет продолжено предоставление государственных услуг по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр и предоставлению в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

Цель. Обеспечение комплексного рационального использования и охраны недр в целях защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Текущее состояние в области целеполагания

В настоящее время Федеральным агентством по недропользованию обеспечивается:

- практическая реализация государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;

- предоставление права пользования недрами, а также его приостановление и прекращение осуществляются в едином порядке, включающем информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Федеральным агентством по недропользованию на ежегодной основе подготавливаются и утверждаются перечни лицензирования. В структуре Федерального агентства по недропользованию созданы и ежегодно функционируют специализированные комиссии, уполномоченные принимать решение о предоставлении, продлении, приостановлении и прекращении права пользования недрами.

Задачи, решаемые для достижения цели в 2019 году

Организация и проведение аукционов и конкурсов на право пользования недрами

Принятие решений о предоставлении, продлении, приостановлении, досрочном прекращении прав пользования недрами

Мониторинг лицензионных соглашений

Индикаторы достижения цели

Количество проведенных аукционов и конкурсов на получение права пользования недрами составит: на УВС - 102, на ТПИ - 300.

Количество лицензий по которым право пользования недрами предоставлено, продлено, приостановлено либо досрочно прекращено.

Доходы федерального бюджета от разовых платежей - не менее 40,1 млрд. руб.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
"О признании утратившим силу абзаца третьего подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. N 303"
"О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по развитию биотехнологий" (вместе с "Положением о Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по развитию биотехнологий")
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. N 1135"
Ошибка на сайте