Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 N 925
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2020 г. N 925
О ТРЕБОВАНИЯХ
К ОПЕРАТОРАМ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОПЕРАТОРАМИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,
ЛИЦАМИ, ВНОСЯЩИМИ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ, УПЛАЧИВАЮЩИМИ
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, НАЛОГИ И ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ, ВЗИМАНИЕ КОТОРЫХ
ВОЗЛОЖЕНО НА ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ, И ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ
СЛУЖБОЙ, ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ
ПРИНИМАЕМЫХ ОПЕРАТОРАМИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА СЕБЯ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ВЗЫСКАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СЛУЧАЕ
НЕИСПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТОРАМИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИНИМАЕМЫХ
НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 МАРТА 2013 Г. N 285
В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к операторам таможенных платежей;
Правила организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой;
Правила обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 285 "О требованиях к юридическим лицам, ответственным за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающим надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства, и порядке организации взаимодействия между ними, плательщиками таможенных пошлин, налогов и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1702).
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, но не ранее дня начала применения статьи 28 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2020 г. N 925
ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТОРАМ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1. Оператор таможенных платежей является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и его государственная регистрация осуществлена не менее чем за 3 года до дня подачи заявления о намерении выполнять функции и нести обязанности оператора таможенных платежей (с учетом даты регистрации юридического лица-правопредшественника в случае его реорганизации в форме преобразования).
2. Оператор таможенных платежей не осуществляет страховой деятельности, а также деятельности, предусмотренной главами 55 - 61 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
3. Оператор таможенных платежей имеет на праве собственности, владения либо пользования программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий информационную совместимость с программно-аппаратным комплексом Федеральной таможенной службы и достоверный информационный обмен в процессе внесения авансовых платежей, уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежных систем, оператором которых он является.
4. Оператор таможенных платежей обеспечивает техническую защиту конфиденциальной информации.
5. Оператор таможенных платежей обеспечивает надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств путем получения и предоставления в таможенные органы банковских гарантий и (или) поручительства в размере, определяемом в соответствии с пунктом 12 Правил организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой и с учетом пункта 6 Правил обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 925 "О требованиях к операторам таможенных платежей, порядке организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой, порядке обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 285".
6. Оператор таможенных платежей не находится в процессе ликвидации или на стадии реорганизации (за исключением преобразования юридического лица).
7. Оператор таможенных платежей не признан судом несостоятельным (банкротом) либо к нему не применяются процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
8. Оператор таможенных платежей не имеет на день подачи заявления, указанного в пункте 1 настоящих требований, задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
9. Оператор таможенных платежей не имеет неисполненной и просроченной более чем на 30 дней обязанности по поступлению на счет Федерального казначейства денежных средств, уплаченных с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежных систем, оператором которых он является.
10. Оператор таможенных платежей зарегистрирован в качестве оператора платежной системы в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе".
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2020 г. N 925
ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОПЕРАТОРАМИ
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ЛИЦАМИ, ВНОСЯЩИМИ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ,
УПЛАЧИВАЮЩИМИ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, НАЛОГИ И ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ,
ВЗИМАНИЕ КОТОРЫХ ВОЗЛОЖЕНО НА ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ,
И ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы (далее - лица, вносящие денежные средства), и Федеральной таможенной службой при уплате денежных средств с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежных систем, операторами которых являются операторы таможенных платежей (далее - электронные средства платежа).
2. Взаимодействие между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими денежные средства, и Федеральной таможенной службой осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и иным законодательством Российской Федерации.
3. Обмен документами и (или) сведениями между операторами таможенных платежей и таможенными органами осуществляется в соответствии с главой 50 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в том числе с использованием информационного ресурса "личный кабинет", предусмотренного статьей 284 Федерального закона (далее - личный кабинет).
4. Организация взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими денежные средства, и Федеральной таможенной службой предусматривает обеспечение безопасности информационного обмена.
5. Таможенные органы не несут расходов, связанных с исполнением операторами таможенных платежей своих обязанностей при организации взаимодействия между ними, лицами, вносящими денежные средства, и Федеральной таможенной службой.
II. Взаимодействие при выражении юридическим лицом
намерения стать оператором таможенных платежей
6. Юридическое лицо, намеревающееся стать оператором таможенных платежей (далее - заявитель), обращается в Федеральную таможенную службу с заявлением о намерении выполнять функции и нести обязанности оператора таможенных платежей (далее - заявление) в письменной форме на бумажном носителе, в котором должны содержаться:
а) наименование заявителя, его место нахождения и адрес, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций, а также контактные данные (адрес электронной почты, телефон, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
б) выражение намерения заявителя стать оператором таможенных платежей;
в) сведения о соответствии заявителя положениям пунктов 1 - 4, 6 - 10 требований к операторам таможенных платежей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 925 "О требованиях к операторам таможенных платежей, порядке организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой, порядке обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 285" (далее - требования).
7. В случае подачи заявления от имени юридического лица лицом, не имеющим права без доверенности действовать от имени заявителя, к заявлению прилагается нотариально удостоверенная копия доверенности, подтверждающей полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
8. Вместе с заявлением заявитель вправе представить нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц.
В случае если заявитель не представил нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц, Федеральная таможенная служба запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Федеральной налоговой службе.
9. Федеральная таможенная служба в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку соответствия заявителя положениям пунктов 1 - 4, 6 - 10 требований на основании заявленных сведений, в том числе с использованием информации, размещенной на сайте Центрального банка Российской Федерации.
10. В случае если заявитель не отвечает хотя бы одному из положений пунктов 1 - 4, 6 - 10 требований и (или) если не представлен документ, указанный в пункте 7 настоящих Правил, Федеральная таможенная служба в течение срока, указанного в пункте 9 настоящих Правил, направляет заявителю уведомление о несоответствии заявителя конкретным пунктам требований и (или) о непредставлении документа, указанного в пункте 7 настоящих Правил.
11. В случае если заявитель отвечает положениям пунктов 1 - 4, 6 - 10 требований, Федеральная таможенная служба не позднее 5 рабочих дней со дня завершения проверки, указанной в пункте 9 настоящих Правил, направляет заявителю уведомление о необходимости предоставления им обеспечения надлежащего исполнения принимаемых оператором таможенных платежей на себя обязательств (далее - обеспечение обязательств).
12. Обеспечение обязательств предоставляется заявителем не позднее 30 календарных дней со дня направления заявителю уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил, в размере не менее 200 млн. рублей. Обеспечение обязательств предоставляется заявителем и принимается Федеральной таможенной службой в соответствии с Правилами обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 925 "О требованиях к операторам таможенных платежей, порядке организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой, порядке обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 285" (далее - Правила обеспечения и взыскания).
13. Федеральная таможенная служба в случае принятия обеспечения обязательств в течение 10 календарных дней со дня принятия такого обеспечения издает правовой акт о соответствии заявителя требованиям и размещает информацию о таком акте на своем официальном сайте в сети "Интернет".
14. В случае если не предоставлено обеспечение обязательств в срок и в размере, которые указаны в пункте 12 настоящих Правил, либо если в принятии предоставленного обеспечения обязательств было отказано по основаниям, предусмотренным частями 18 и 19 статьи 61 и (или) частью 13 статьи 62 Федерального закона, Федеральная таможенная служба уведомляет заявителя о несоблюдении им положений пункта 5 требований. Уведомление направляется в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока предоставления обеспечения обязательств, а если в принятии такого обеспечения было отказано - в течение 5 рабочих дней со дня отказа в принятии обеспечения обязательств с указанием причин отказа.
III. Взаимодействие при учете денежных средств, уплаченных
с использованием электронных средств платежа
15. Внесение денежных средств, уплаченных с использованием электронных средств платежа, при осуществлении взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими денежные средства, и Федеральной таможенной службой осуществляется в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 28 Федерального закона.
В целях подтверждения осуществления перевода денежных средств на счет Федерального казначейства оператор таможенных платежей направляет в Федеральную таможенную службу электронный документ (далее - электронный чек).
16. Оператор таможенных платежей обеспечивает поступление денежных средств, уплаченных с использованием электронных средств платежа на счет Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в течение 2 рабочих дней со дня формирования электронного чека. Учет срока исполнения оператором таможенных платежей обязательств по поступлению денежных средств на счет Федерального казначейства осуществляется по московскому времени.
17. Обязательства оператора таможенных платежей по поступлению денежных средств на счет Федерального казначейства считаются исполненными в момент фактического поступления денежных средств, указанных в электронном чеке, на счет Федерального казначейства в полном размере при условии возможности идентификации сведений, содержащихся в распоряжении о переводе денежных средств, подтверждающем поступление денежных средств на счет Федерального казначейства, со сведениями, содержащимися в электронном чеке.
18. В случае если обязательства оператора таможенных платежей не исполнены в срок, установленный пунктом 16 настоящих Правил, Федеральная таможенная служба осуществляет действия в соответствии с разделом III Правил обеспечения и взыскания.
19. В случае поступления на счет Федерального казначейства денежных средств по распоряжению о переводе денежных средств, сведения из которого невозможно идентифицировать со сведениями, содержащимися в электронном чеке, Федеральная таможенная служба в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения такого факта направляет оператору таможенных платежей требование об уточнении сведений. Срок исполнения оператором таможенных платежей требования об уточнении сведений составляет 5 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения такого требования в личном кабинете, либо 10 рабочих дней со дня направления такого требования в виде документа на бумажном носителе.
20. Оператор таможенных платежей представляет в Федеральную таможенную службу ежеквартально, до 5-го рабочего дня первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, информацию о суммах уплаченных денежных средств и произведенных операциях по уплате по форме, установленной Федеральной таможенной службой.
IV. Приостановление, возобновление и прекращение
деятельности юридического лица в качестве оператора
таможенных платежей
21. Осуществление юридическим лицом деятельности в качестве оператора таможенных платежей приостанавливается Федеральной таможенной службой сроком на 30 календарных дней по следующим основаниям:
а) не соблюдено хотя бы одно из положений пунктов 2 - 4, 6, 7, 9 и 10 требований;
б) оператором таможенных платежей в срок, указанный в пункте 19 настоящих Правил, не исполнено требование об уточнении сведений, указанное в пункте 19 настоящих Правил;
в) оператором таможенных платежей в срок, указанный в пункте 11 Правил обеспечения и взыскания, не предоставлено обеспечение обязательств в размере, определенном в соответствии с разделом II Правил обеспечения и взыскания;
г) оператором таможенных платежей в срок, указанный в пункте 17 Правил обеспечения и взыскания, не исполнено требование о перечислении денежных средств, указанное в пункте 17 Правил обеспечения и взыскания;
д) оператором таможенных платежей в срок, указанный в пункте 31 настоящих Правил, не исполнено требование об устранении выявленных нарушений, указанное в пункте 31 настоящих Правил.
22. Приостановление осуществления юридическим лицом деятельности в качестве оператора таможенных платежей (далее - приостановление) реализуется путем прекращения информационного обмена и электронного документооборота при взаимодействии программно-аппаратного комплекса оператора таможенных платежей и программно-аппаратного комплекса Федеральной таможенной службы.
Информация о приостановлении размещается Федеральной таможенной службой на своем официальном сайте в сети "Интернет" в день приостановления.
23. Федеральная таможенная служба не позднее одного рабочего дня, следующего за днем приостановления, направляет оператору таможенных платежей уведомление о приостановлении с указанием оснований такого приостановления.
24. В течение срока приостановления, указанного в абзаце первом пункта 21 настоящих Правил, Федеральная таможенная служба возобновляет осуществление юридическим лицом деятельности в качестве оператора таможенных платежей по следующим основаниям:
а) соблюдены положения пунктов 2 - 4, 6, 7, 9 и 10 требований;
б) размер действующего обеспечения обязательств, предоставленного оператором таможенных платежей, составляет не менее размера необходимого обеспечения обязательств, определенного в соответствии с разделом II Правил обеспечения и взыскания;
в) оператором таможенных платежей исполнено требование об уточнении сведений, указанное в пункте 19 настоящих Правил;
г) оператором таможенных платежей исполнено требование о перечислении денежных средств, указанное в пункте 17 Правил обеспечения и взыскания;
д) оператором таможенных платежей исполнено требование об устранении выявленных нарушений, указанное в пункте 31 настоящих Правил.
25. Возобновление осуществления юридическим лицом деятельности в качестве оператора таможенных платежей (далее - возобновление) реализуется путем создания условий для информационного обмена и электронного документооборота при взаимодействии программно-аппаратного комплекса оператора таможенных платежей и программно-аппаратного комплекса Федеральной таможенной службы.
Информация о возобновлении размещается Федеральной таможенной службой на своем официальном сайте в сети "Интернет" не позднее одного рабочего дня, следующего за днем возобновления.
26. Федеральная таможенная служба не позднее одного рабочего дня, следующего за днем возобновления, направляет оператору таможенных платежей уведомление о возобновлении.
27. Осуществление юридическим лицом деятельности в качестве оператора таможенных платежей прекращается Федеральной таможенной службой по следующим основаниям:
а) по истечении срока, указанного в абзаце первом пункта 21 настоящих Правил, не соблюдается хотя бы одно из положений пунктов 2 - 4, 6, 7, 9 и 10 требований;
б) по истечении срока, указанного в абзаце первом пункта 21 настоящих Правил, оператором таможенных платежей:
не предоставлено обеспечение обязательств в размере, определенном в соответствии с разделом II Правил обеспечения и взыскания;
не исполнено требование о перечислении денежных средств, указанное в пункте 17 Правил обеспечения и взыскания;
не исполнено требование об устранении выявленных нарушений, указанное в пункте 31 настоящих Правил;
в) оператором таможенных платежей представлено заявление о прекращении осуществления деятельности в качестве оператора таможенных платежей.
28. Прекращение осуществления юридическим лицом деятельности в качестве оператора таможенных платежей (далее - прекращение) оформляется путем признания утратившим силу указанного в пункте 13 настоящих Правил правового акта Федеральной таможенной службы.
Информация о прекращении размещается Федеральной таможенной службой на своем официальном сайте в сети "Интернет" не позднее одного рабочего дня, следующего за днем прекращения.
29. Федеральная таможенная служба не позднее одного рабочего дня, следующего за днем прекращения, направляет оператору таможенных платежей уведомление о прекращении с указанием оснований такого прекращения.
30. Прекращение не влечет за собой прекращения обязательств юридического лица, принятых им, но не исполненных в полном объеме при осуществлении деятельности в качестве оператора таможенных платежей.
В случае наличия у юридического лица неисполненных обязательств, принятых им при осуществлении деятельности в качестве оператора таможенных платежей, Федеральная таможенная служба взыскивает денежные средства, уплаченные с использованием электронных средств платежа и не поступившие на счет Федерального казначейства, а также пени в соответствии с разделом III Правил обеспечения и взыскания.
31. В случае выявления нарушений в процессе информационного обмена и электронного документооборота при взаимодействии программно-аппаратного комплекса оператора таможенных платежей и программно-аппаратного комплекса Федеральной таможенной службы, а также нарушений информационной безопасности такого взаимодействия Федеральная таможенная служба в течение 3 рабочих дней со дня выявления нарушений направляет оператору таможенных платежей требование об устранении выявленных нарушений. Срок исполнения оператором таможенных платежей требования об устранении выявленных нарушений составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения такого требования в личном кабинете, либо со дня направления такого требования в виде документа на бумажном носителе.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2020 г. N 925
ПРАВИЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНИМАЕМЫХ ОПЕРАТОРАМИ
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ВЗЫСКАНИЯ
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СЛУЧАЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТОРАМИ
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИНИМАЕМЫХ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств (далее - обеспечение обязательств) и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств.
Для целей настоящих Правил под обязательствами, которые возлагаются на операторов таможенных платежей, понимается совокупность действий, осуществляемых операторами таможенных платежей с соблюдением законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение своевременного поступления в полном объеме денежных средств, уплаченных с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежных систем, операторами которых являются операторы таможенных платежей (далее - электронные средства платежа), на счет Федерального казначейства.
2. Обеспечение обязательств предоставляется в Федеральную таможенную службу в форме банковской гарантии и (или) поручительства в порядке, определенном статьями 61 и 62 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами. При этом поручительство может быть принято Федеральной таможенной службой только при соблюдении условия, установленного пунктом 2 части 11 статьи 62 Федерального закона.
3. Обмен документами и (или) сведениями между операторами таможенных платежей и таможенными органами осуществляется в соответствии с главой 50 Федерального закона, в том числе с использованием информационного ресурса "личный кабинет", предусмотренного статьей 284 Федерального закона (далее - личный кабинет).
4. Взыскание денежных средств, уплаченных с использованием электронных средств платежа, осуществляется Федеральной таможенной службой в случае неисполнения оператором таможенных платежей принимаемых на себя обязательств.
II. Определение размера необходимого обеспечения
обязательств и контроль за достаточностью
такого обеспечения
5. В отношении каждого оператора таможенных платежей Федеральная таможенная служба определяет размер необходимого обеспечения обязательств и осуществляет контроль достаточности такого обеспечения исходя из размера денежных средств, уплаченных с использованием электронных средств платежа.
6. Размер необходимого обеспечения обязательств рассчитывается ежемесячно, не позднее 5-го рабочего дня, по следующей формуле:
где:
Об - размер необходимого обеспечения обязательств;
Сумм1, Сумм2, Сумм3 - размер денежных средств, уплаченных с использованием электронных средств платежа, по которым информационный обмен обеспечивает оператор таможенных платежей, в отношении которого определяется размер необходимого обеспечения обязательств, за первый, второй и третий календарные месяцы, предшествующие месяцу расчета, соответственно;
Д - количество дней, определенное как:
сумма календарных дней за первый, второй и третий календарные месяцы, предшествующие месяцу расчета, - если период со дня издания правового акта о соответствии юридического лица требованиям к операторам таможенных платежей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 925 "О требованиях к операторам таможенных платежей, порядке организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой, порядке обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 285" (далее - требования), до последнего числа месяца, предшествующего месяцу расчета, составляет не менее 3 месяцев;
количество календарных дней со дня издания правового акта о соответствии юридического лица требованиям до последнего числа месяца, предшествующего месяцу расчета, - если период со дня принятия указанного правового акта до последнего числа месяца, предшествующего месяцу расчета, составляет менее 3 месяцев;
2 - корректирующий коэффициент.
7. В случае если по результатам расчета значение показателя Об составит менее 200 млн. рублей, размер необходимого обеспечения обязательств составляет не менее 200 млн. рублей.
8. Размер необходимого обеспечения обязательств используется для контроля достаточности обеспечения обязательств с 6-го рабочего дня месяца проведения расчета.
9. Контроль достаточности обеспечения обязательств осуществляется путем сопоставления размера необходимого обеспечения обязательств, определенного в соответствии с пунктами 5 - 7 настоящих Правил, и общего размера обеспечения обязательств, принятого Федеральной таможенной службой от соответствующего оператора таможенных платежей, которое будет действовать на следующий рабочий день после дня проведения сопоставления.
10. В случае если общий размер принятого обеспечения обязательств, которое будет действовать на следующий рабочий день после дня проведения сопоставления, будет меньше размера необходимого обеспечения обязательств, Федеральная таможенная служба уведомляет соответствующего оператора таможенных платежей о необходимости предоставить обеспечение обязательств в размере необходимого обеспечения обязательств.
11. Предоставление оператором таможенных платежей обеспечения обязательств в размере необходимого обеспечения обязательств осуществляется не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения уведомления в личном кабинете, либо 10 рабочих дней со дня направления уведомления в виде документа на бумажном носителе.
12. В случае если оператором таможенных платежей в срок, указанный в пункте 11 настоящих Правил, не предоставлено обеспечение обязательств в размере необходимого обеспечения обязательств либо если в принятии предоставленного обеспечения обязательств было отказано, Федеральная таможенная служба приостанавливает осуществление юридическим лицом деятельности в качестве оператора таможенных платежей в соответствии с пунктом 21 Правил организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 925 "О требованиях к операторам таможенных платежей, порядке организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой, порядке обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 285" (далее - Правила организации взаимодействия).
13. В случаях, указанных в частях 25 - 27 статьи 61 Федерального закона, предоставление обеспечения обязательств не требуется, если общий размер принятого обеспечения обязательств по истечении срока, определенного указанными частями статьи 61 Федерального закона, составит не менее размера необходимого обеспечения обязательств.
14. Федеральная таможенная служба отказывается от своих прав по банковской гарантии при условии отсутствия у оператора таможенных платежей неисполненных обязательств по поступлению на счет Федерального казначейства денежных средств, уплаченных с использованием электронных средств платежа, и пеней в случае:
а) отказа юридического лица от осуществления деятельности в качестве оператора таможенных платежей - в размере принятого обеспечения обязательств;
б) превышения размера действующего обеспечения обязательств, предоставленного оператором таможенных платежей, над размером необходимого обеспечения обязательств - в части такого превышения. Отказ Федеральной таможенной службы от своих прав по банковской гарантии направляется, если превышение составило не менее суммы, на которую выдана банковская гарантия.
15. Отказ Федеральной таможенной службы от своих прав по банковской гарантии направляется банку, выдавшему банковскую гарантию, на основании заявления, представленного оператором таможенных платежей, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации указанного заявления в Федеральной таможенной службе.
III. Взыскание денежных средств, уплаченных
с использованием электронных средств платежа
16. В случае если денежные средства, уплаченные с использованием электронных средств платежа, не поступили на счет Федерального казначейства в срок, установленный пунктом 16 Правил организации взаимодействия, или поступили с нарушением указанного срока, Федеральная таможенная служба принимает меры по взысканию непоступивших денежных средств и (или) пени, в том числе обращает взыскание на обеспечение обязательств.
17. Федеральная таможенная служба не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения факта непоступления денежных средств или поступления их с нарушением срока, направляет оператору таможенных платежей требование о перечислении денежных средств по форме согласно приложению N 1. Срок исполнения оператором таможенных платежей указанного требования составляет 5 рабочих дней со дня, следующего за днем его размещения в личном кабинете, либо 10 рабочих дней со дня направления требования в виде документа на бумажном носителе.
18. В случае неисполнения оператором таможенных платежей требования о перечислении денежных средств в сроки, установленные пунктом 17 настоящих Правил, Федеральная таможенная служба:
а) направляет гаранту и (или) поручителю требование о перечислении денежных средств по банковской гарантии и (или) договору поручительства по форме согласно приложению N 2;
б) приостанавливает осуществление юридическим лицом деятельности в качестве оператора таможенных платежей в соответствии с пунктом 21 Правил организации взаимодействия;
в) принимает меры по взысканию денежных средств в судебном порядке.
19. На сумму денежных средств, которая не поступила или несвоевременно поступила на счет Федерального казначейства в срок, установленный пунктом 16 Правил организации взаимодействия, Федеральная таможенная служба начисляет пени.
20. Размер пени определяется путем применения ставки пени и базы для ее исчисления, равной сумме денежных средств, не поступившей или поступившей на счет Федерального казначейства с нарушением срока, установленного пунктом 16 Правил организации взаимодействия. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения.
21. Пени начисляются за период со дня, следующего за днем истечения срока поступления денежных средств на счет Федерального казначейства, по один из следующих дней:
а) в случае непоступления или несвоевременного поступления на счет Федерального казначейства в срок, установленный пунктом 16 Правил организации взаимодействия, - по день поступления денежных средств на счет Федерального казначейства включительно;
б) в случае взыскания в судебном порядке с оператора таможенных платежей денежных средств, которые не поступили на счет Федерального казначейства, - по день подачи искового заявления в суд (уточнения исковых требований до принятия судебного акта) включительно.
Приложение N 1
к Правилам обеспечения надлежащего
исполнения принимаемых операторами
таможенных платежей на себя
обязательств и взыскания денежных
средств в случае неисполнения
операторами таможенных платежей
принимаемых на себя обязательств
(форма)
Приложение N 2
к Правилам обеспечения надлежащего
исполнения принимаемых операторами
таможенных платежей на себя
обязательств и взыскания денежных
средств в случае неисполнения
операторами таможенных платежей
принимаемых на себя обязательств
(форма)