Постановление Правительства РФ от 18.06.2025 N 918
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2025 г. N 918
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 318
Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2164; 2016, N 41, ст. 5839; 2017, N 15, ст. 2229; 2018, N 15, ст. 2137; 2019, N 14, ст. 1540; 2020, N 15, ст. 2261; 2021, N 15, ст. 2578; N 43, ст. 7267).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 июня 2025 г. N 918
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
1. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства
Российской Федерации
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
По итогам 2024 года в сфере лесного хозяйства отмечаются:
увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 157,91 процента в связи с увеличением в 2024 году объемов лесовосстановления и лесоразведения до 1501,9 тыс. гектаров и отсутствием роста площадей рубки и погибших лесных насаждений в 2021 году. В настоящее время запланирован и реализуется комплекс мероприятий по сохранению значения этого показателя на уровне не ниже 100 процентов;
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины до уровня 26,8 процента в связи с достижением фактического объема заготовки древесины 193,5 млн. куб. метров, а также принятыми мерами государственной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса;
снижение на 1,7 млн. гектаров от установленного планового значения площади лесных пожаров на землях лесного фонда (8255576,9 гектара) благодаря увеличению финансирования на охрану лесов от пожаров, что позволило увеличить кратность наземного и авиационного патрулирования, привлекаемые силы и средства, в том числе воздушные силы, территорию покрытия системами видеонаблюдения, осуществить закупку новой лесопожарной техники;
снижение ущерба лесным насаждениям от лесных пожаров до 10,6 млрд. рублей за счет выполнения профилактических противопожарных мероприятий, а также своевременного обнаружения лесных пожаров и их тушения на малых площадях;
обеспечение поглощения лесами углерода до уровня 1144,8 млн. тонн благодаря реализации комплекса мер, предусмотренных интенсивным сценарием Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;
снижение площади погибших лесных насаждений по сравнению с 2023 годом до уровня 65,18 тыс. гектаров в связи с сокращением площадей верховых пожаров, являющихся основной причиной гибели лесных насаждений.
В 2024 году достигнуты следующие результаты:
обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (комплексов мониторинга с беспилотными летательными аппаратами), а также технологии тушения лесных пожаров (выполнение взрывных работ, осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков);
увеличена доля площади, на которой проведены мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, к площади очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, до уровня 33,9 процента;
обеспечено проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 109063,7 тыс. гектаров (план - 109000 тыс. гектаров);
увеличена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства до уровня 48,5 процента (план - 36,4 процента);
обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, включая особо охраняемые природные территории;
осуществлен контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (в рамках государственного задания). Проведены в установленные сроки проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, рассмотрены и согласованы сводные планы тушения лесных пожаров;
обеспечено выполнение мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях локализации и ликвидации лесного пожара (в рамках государственного задания);
снижено количество нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам и находящимся в них природным объектам, до 16,7 тыс. единиц (план - 28,5 тыс. единиц);
увеличен объем семян с улучшенными наследственными свойствами до 9,23 тонны (план - 3,72 тонны);
выращен посадочный материал в количестве 886,8 млн. штук, в том числе с закрытой корневой системой - 229,5 млн. штук;
актуализированы данные по фонду лесовосстановления с использованием результатов дешифровки материалов дистанционного зондирования Земли;
осуществлены мероприятия, предусмотренные в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны;
обеспечено отношение количества высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году к количеству таких мест в 2011 году на уровне 121,7 процента.
Наиболее значимыми факторами недостижения показателей настоящей Программы в 2024 году являются:
вовлечение в обслуживаемую зону все больше труднодоступных и удаленных территорий, которое позволит организовать оперативную доставку достаточных сил и средств пожаротушения авиационными методами для тушения лесных пожаров в первые сутки на данных участках;
лесорастительные и географические условия (сложный рельеф местности (крутизна склона горы), высота над уровнем моря) не позволяют оперативно ликвидировать возгорания в первые сутки;
аномальные погодные условия, почвенно-климатические факторы (засуха, наводнения).".
2. Разделы 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Задачи Программы, определенные в соответствии
с национальными целями развития Российской Федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена национальная цель "Экологическое благополучие", для достижения которой установлен показатель "Сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках".
В ходе реализации настоящей Программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение биосферной роли лесов Российской Федерации и биологического разнообразия;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, жизнь и деятельность которых связаны с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации.
5. Задачи по обеспечению достижения показателей
социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации, входящих в состав приоритетных
территорий Российской Федерации
К приоритетным территориям Российской Федерации относятся Арктическая зона Российской Федерации, Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Донецкая Народная Республика, Республика Крым, Луганская Народная Республика, Запорожская область, Калининградская область, Херсонская область и г. Севастополь.
На территориях субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным территориям Российской Федерации, осуществляется реализация основных мероприятий настоящей Программы, направленных на сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.
Указанные мероприятия направлены на решение задач реализации настоящей Программы, а также на достижение показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным территориям Российской Федерации, и включают в себя:
повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения;
повышение эффективности проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и ликвидации очагов вредных организмов;
проведение мероприятий лесоустройства, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков;
организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование;
осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора);
осуществление федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними;
осуществление лесной охраны;
создание новых и развитие действующих объектов лесного семеноводства;
создание новых и модернизация существующих питомнических хозяйств;
осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов;
проведение мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров лесного хозяйства, направленных на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики;
проведение мероприятий по увеличению площади лесовосстановления;
проведение мероприятий по формированию запаса лесных семян для лесовосстановления;
оснащение учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации специализированной техникой и оборудованием.".